Научная статья на тему 'Участие студентов в правовом просвещении как условие развития педагогических компетенций'

Участие студентов в правовом просвещении как условие развития педагогических компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танаева Замфира Рафисовна, Казарцева Галина Андреевна

Авторы статьи обосновывают необходимость развития педагогических компетенций у будущих юристов в целях распространения правовых знаний, воспитания правосознания и правовой культуры населения, в том числе среди несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие студентов в правовом просвещении как условие развития педагогических компетенций»

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (1) 2013

71

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Танаева З.Р., Казарцева Г.А.

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРАВОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Авторы статьи обосновывают необходимость развития педагогических компетенций у будущих юристов в целях распространения правовых знаний, воспитания правосознания и правовой культуры населения, в том числе среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные компетенции, правовая культура, социальный проект.

Переход на Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения вызывает особый интерес к поиску наиболее эффективных организационно-содержательных подходов к формированию профессиональных компетенций студентов юридических вузов. Весь учебно-воспитательный процесс в вузе должен быть направлен на формирование компетенций как основы духовного и личностного развития студентов. Однако рядом исследователей констатируется противоречие между возрастающей потребностью студентов-юристов в самореализации, саморазвитии в сфере формирования профессионально важных качеств, обеспечиваемых овладением профессиональной правовой культурой, и снижением мотивации учебной деятельности студентов, связанной с теоретичностью изучаемых дисциплин и невозможностью переноса формируемых знаний в практическую деятельность1.

Компетенция, понимаемая как «интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность»2, проявляется только в процессе деятельности через призму личностных качеств, достижений, ценностносмысловых характеристик личности. Суть понятия «компетенция» заключается в его комплексном характере - интеграции знаний, умений, ценностей, установок и отношений, которые являются равнозначно важными для осуществления профессиональной деятельности.

В этом смысле существенные возможности для личностного и профессионального совершенствования будущих юристов предоставляет система работы по

формированию профессиональных компетенций в педагогической деятельности, выделяемых стандартами нового поколения среди основных видов профессиональных компетенций у бакалавров и магистров по направлению подготовки 030900 Юриспруденция.

В соответствии с ФГОС выпускник должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в педагогической деятельности: преподавание правовых (юридических - для магистров) дисциплин, осуществление правового воспитания. В результате освоения основных образовательных программ и бакалавриата, и магистратуры по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, у выпускников должны быть сформированы в педагогической деятельности такие профессиональные компетенции, как способность преподавать правовые (юридические) дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне, способность эффективно осуществлять правовое воспитание, управлять самостоятельной работой обучающихся и др.

Необходимость развития педагогических компетенций у юристов обусловлена тем, что в обязанности юристов, особенно сотрудников правоохранительных органов, входит распространение правовых знаний, воспитание правосознания и правовой культуры населения, просветительно-разъяснительная работа. В связи с этим одной из основных задач деятельности юридических вузов на сегодня является создание условий, открывающих возможности для самореализации будущего юриста в данном направлении уже в условиях высшего учебного заведения.

№ 1 (1) 2013 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

72

Исходя из понимания сущности педагогических компетенций, в первую очередь, таких как способность осуществлять правовое воспитание и преподавать правовые дисциплины, а также потребности студентов в самореализации, мы предположили, что формирующий характер будет носить деятельность студентов, направленная на решение конкретной социально значимой задачи, средством осуществления которой является правовое воспитание. Мы также исходили из того, что одним из наиболее актуальных направлений в практике работы с молодежью в последнее время является социальный проект3.

Учитывая изложенное, на факультете подготовки сотрудников правоохранительных органов Южно-Уральского государственного университета было принято решение о проектировании и реализации социального проекта «Право о тебе - тебе о праве» для проведения активной правовой пропаганды и популяризация правовых знаний среди школьников.

Актуальность проекта обусловлена вниманием современного общества к сложной социальной проблеме - проблеме подростковой преступности. Содержание проекта направлено на реализацию идей Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы4, Основ государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граж-дан5, принятых Президентом Российской Федерации в апреле 2011 г. Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного правового цивилизованного государства. К одному из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения правовой грамотности и правосознания граждан отнесено и развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня. Система работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних возникает и

развивается в первую очередь там, где происходит непосредственное взаимодействие с детьми и их проблемами, а именно в образовательных учреждениях. Именно поэтому принципиально важно проведение различных мероприятий по разъяснению правовых норм несовершеннолетним в образовательных учреждениях.

Таким образом, основной целью реализованного в 2012 году социального проекта «Право о тебе - тебе о праве» стала профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формирование гражданской ответственности и правового самосознания, законопослушного поведения, повышение правовой культуры несовершеннолетних, создание целостного представления о личной ответственности за противоправные деяния, предусмотренные уголовным и административным законодательством. В соответствии с поставленной целью были определены задачи проекта: формирование правосознания и правовой грамотности школьников; развитие интереса школьников к юридическим профессиям; взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних г. Челябинска по вопросам правового просвещения студентов и школьников и учебно-методического обеспечения; организация проведения и участие в городской межведомственной профилактической акции «Правовое просвещение»; проведение деловых игр «Несовершеннолетние: преступление и наказание» с учащимися 9-10-11 классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории г. Челябинска; развитие организационно-управленческих компетенций студентов, сплочение студенческого коллектива, формирование навыков работы в команде; формирование у студентов юридических вузов общекультурных, коммуникативных и профессиональных педагогических компетенций; сотрудничество со студентами других факультетов и вузов юридической направленности в деятельности по правовому просвещению молодежи.

Организационно-правовой формой реализации проекта был избран временный творческий коллектив (ВТК), в состав которого вошли руководители кафедр и иных

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (1) 2013

73

структурных подразделений факультета, преподаватели, студенты, практические работники. Деятельность временного творческого коллектива осуществлялась по двум направлениям: организация учебнометодического обеспечения и непосредственное правовое просвещение в общеобразовательных учреждениях города.

В соответствии с теорией социальных проектов участниками ВТК была проделана существенная работа по моделированию и проектированию наиболее эффективных форм и методов правового просвещения школьников по вопросам преступности несовершеннолетних, оценке возможностей студенческого коллектива для реализации социально значимого проекта. Участники проекта провели статистический анализ состояния преступности и иных правонарушений несовершеннолетних на территории Российской Федерации и г. Челябинска, выявили проблемы подростковой преступности, изучили особенности уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних. Был сделан выбор в пользу деловой игры как формы правового просвещения с учетом ее возможностей: благодаря совместной деятельности устанавливаются более теплые и конструктивные взаимоотношения со школьниками, развиваются способности творчески мыслить и грамотно работать с информацией, появляется возможность быстрого изменения установок и взглядов. Были разработаны сценарии деловых игр и презентации на тему «Несовершеннолетние: преступление и наказание» для учащихся старшего школьного возраста.

Каждая игра включала информационно-просветительский блок с разъяснением вопросов уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних за противоправные деяния. В основной части игры учащимся были предложены ситуации, характеризующие преступления и правонарушения несовершеннолетних, и предлагалось их обсудить в малых группах, высказать мнение, относится ли данное деяние к преступлениям или правонарушениям, как этот поступок оценивается законом, каковы последствия для молодого человека, если ему исполнилось 16 лет и т. д. Отдельный

блок игры представлял собой инсценир о-ванное судебное заседание, где участники из числа школьников исполняли роли судьи, прокурора, адвоката. Игровая форма, возрастная близость школьников и студентов помогли сделать пропаганду правовых знаний более доходчивой и эффективной.

Необходимо отметить, что мероприятия проекта были взаимоувязаны с программой городской межведомственной профилактической акции «Правовое просвещение», организованной Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Челябинска при поддержке Г ородской думы г. Челябинска.

В рамках непосредственного правового просвещения в 35 общеобразовательных учреждениях города Челябинска студентами проведены деловые игры. В проекте приняли участие около тысячи школьников 8-11 классов, 80 студентов Технологического колледжа ЮУрГУ. Деловые игры педагоги и учащиеся оценили только с положительной стороны. Приведем наиболее яркие ответы проведенного экспрессопроса школьников по итогам деловой игры: «За все нарушения ты несешь ответственность», «Правонарушение - это так же плохо, как и преступление», «Я открыл для себя интересный мир правосудия», «Закон очень строгий, и все нарушения наказываются жестко», «Я поняла, что даже за самую мелкую ошибку идет наказание», «Необходимо учиться на ошибках других людей и не преступать закон».

В рамках социального проекта «Право о тебе - тебе о праве» в дальнейшем планируется обобщение материалов и подготовка их к распространению в образовательных учреждениях для использования в практической деятельности органов школьного самоуправления, социальных педагогов, классных руководителей и кураторов, иных заинтересованных лиц; подготовка учебных видеофильмов «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения», «Как научиться сказать «нет»; выступления в школах перед учащимися 5-7 классов.

Мы считаем, что социальный проект «Право о тебе - тебе о праве», направленный на духовно-нравственное развитие современной молодежи через активную правовую пропаганду, популяризацию правовых знаний,

№ 1 (1) 2013 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

74

предупреждение преступности среди несовершеннолетних, способен помочь в решении глобальной задачи повышения правовой культуры и предупреждения преступности в обществе. Инициаторы проекта видят основную его миссию в способствовании духовно-нравственного развития современной молодежи через активную правовую пропаганду, популяризацию правовых знаний.

Для студентов участие в проекте стало возможностью применить полученные знания из области административного, уголовного права, гражданского права, педагогики и психологии на практике. В ходе реализации проекта были созданы условия для формирования у студентов организационно-управленческих умений, умений ораторского искусства и коммуникативных способностей. Члены проектной команды учились устанавливать контакт с незнакомой подростковой аудиторией, организовывать взаимодействие между малыми группами, направлять диалог в правильное русло, формировать установку на освоение школьниками правовой культуры. Студентам удалось и реализовать на практике тео- * 1

ретические знания, полученные ими в процессе изучения административного, гражданского, уголовного права, и почувствовать себя субъектами образовательной деятельности, способными формулировать и решать педагогические задачи, отбирать содержание, формы и методы организации учебновоспитательного процесса, создавать необходимые условия для совместной деятельности в процессе осуществления правового просвещения, активизировать деятельность школьников, осуществлять самоанализ и анализ педагогической деятельности.

Таким образом, привлечение студентов юридических вузов к проведению правового просвещения с использованием технологии социального проектирования выступает как одно из условий развития у будущих юристов профессиональных педагогических компетенций, среди которых: способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне, способность управлять самостоятельной работой обучающихся, способность эффективно осуществлять правовое воспитание.

Примечания

1. Ходневич Е. А. Формирование основных профессиональных компетенций студентов юридических факультетов вуза : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 165 с.: ил.

2. Зеер, Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 26.

3. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 412 с.

4. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.

5. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан : утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 // Рос. газета. - 2011. - 14 июля.

Танаева Замфира Рафисовна, заведующий кафедрой социальных дисциплин и управления факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета), доктор педагогических наук, доцент;

Казарцева Галина Андреевна, директор центра дополнительного образования факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета), кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.