ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2015. № 6
крюкова Е. С., помощник декана юридического факультета МГУ по правовым и организационным вопросам, член Комиссии по вопросам качества образования Совета по делам молодежи Министерства образования и науки России *
шабалин Н. П., руководитель студенческой рабочей группы по разработке Студенческого стандарта качества юридического образования, студент 2 курса юридического факультета МГУ**
участие студентов в оценке и повышении качества юридического образования
Статья посвящена возможностям участия студентов в оценке и повышении качества высшего юридического образования, в том числе проекту Студенческого стандарта качества юридического образования как рекомендованного открытого перечня показателей качественного юридического образования, предлагаемого российскими студентами-юристами.
Ключевые слова: образование, стандарт качества, юридическое образование.
The article is devoted to possibility of students' participation in assessing and improving the quality of higher legal education including the project of the Student Quality Standard of legal education as the recommended open list of indicators of quality of legal education offered by the Russian students-lawyers.
Keywords: education, standard of quality, legal education.
В последние годы качеству высшего образования со стороны руководства российского государства уделяется особое внимание, отмечается необходимость внедрения объективных систем оценки качества обучения — как вузовских, ведомственных, так и независимых.
Государственная аккредитация, профессионально-общественная и общественная оценка качества образования зачастую сводятся к оценке качества работы администрации вуза с документацией (проверяется наличие и правильность ведения документов, регламентирующих учебный процесс) и не учитывают реальную ситуацию в образовательной организации. При этом система образования функционирует «сама для себя», слабо взаимодействуя с рынком труда и практически не получая обратной связи от студентов как основных потребителей образовательных услуг. В целях внедрения независи-
мых объективных систем оценки качества обучения и повышения качества образования современная система образования требует привлечения представителей обучающихся (студентов, магистрантов и аспирантов), поскольку смысл и содержание деятельности образовательной организации должны определяться в первую очередь правами и интересами обучающихся.
Согласно ст. 26 и 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г.1, студенты являются полноправными субъектами управления образовательной организацией2 и имеют право участвовать в формировании содержания своего профессионального образования, в том числе в его оценке и повышении качества, а удовлетворенность студентов условиями и результатами обучения может рассматриваться как показатель эффективности деятельности образовательной организации высшего профессионального образования.
Одной из возможных форм оценки и повышения качества высшего юридического образования является использование Студенческого стандарта качества юридического образования.
В настоящее время Общественное движение «За качественное образование» при поддержке Комиссии по качеству образования Министерства образования и науки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и других государственных органов разработало Студенческий стандарт качества образования, который в целом положительно оценен органами государственной власти и студенчеством. Стандарт содержит показатели качественного образования, предлагаемые студенчеством России, и призван обеспечить включение студентов в создание внутренних систем оценки деятельности вуза и удовлетворенности условиями и результатами обучения. При этом разработанные показатели носят общий характер и не учитывают специфику профессиональной деятельности. Встала задача разработки профильных студенческих стандартов профессионального образования, направленного на приобретение знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретной профессии.
Юридический факультет МГУ провел ряд мероприятий по сбору, систематизации и анализу представлений студентов о качественном юридическом образовании. В сентябре 2014 г. была создана студенческая рабочая группа юридического факультета МГУ, в которую вошли представители различных студенческих организаций: Студен-
1 Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
2 Хотя управление образовательной организацией — профессиональная работа, участие студентов в управлении необходимо, но не должно заменять профессиональную деятельность администрации вуза.
ческого совета, Студенческого комитета, Научного студенческого общества, Добровольной студенческой дружины, профсоюза. Всего 15 человек (1—5 курс бакалавриата, 1 курс магистратуры).
Работа над проектом Студенческого стандарта качества юридического образования (далее — Стандарт) велась в течение года. На еженедельных встречах последовательно решались следующие вопросы: разработка анкет и проведение анкетирования среди студентов, выявление пожеланий студентов в отношении образовательной организации; составление пояснительной записки к проекту Стандарта; привлечение студентов юридического факультета МГУ к обсуждению проекта Стандарта; активное обсуждение критериев качественного юридического образования.
Разработчики исходили из того, что Стандарт должен быть ориентирован на конкретные области знания и виды деятельности, выражать степень соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающегося федеральным образовательным стандартам, требованиям и потребностям рынка труда. Рабочая группа, приступая к созданию проекта Стандарта, стремилась создать инструмент, который бы позволил увеличить роль студентов, преподавателей и работодателей в оценке и контроле высшего юридического образования; разработать специальные критерии и методику профессионально-общественного контроля; с опорой на составляемый перечень выявить неэффективные юридические вузы, факультеты и образовательные программы; направить рекомендации и предложения в вузы, осуществляющие образовательную деятельность в области юриспруденции, по совершенствованию их деятельности; обеспечить взаимодействие между вузом, студентом, работодателем и выпускником в течение всего периода обучения начиная с первых курсов; предложить помощь государственным органам при аккредитации вузов и выдаче лицензии для них, а также при проведении мониторинга эффективности вузов.
Основой проекта Стандарта послужили основные компетенции современного юриста. Представляется, что он должен обладать отличными профессиональными знаниями, умениями и навыками, правильно говорить и писать, внимательно читать и слушать. Юристу обязателен навык работы с письменным текстом, умение его понимать, анализировать, выделять главные мысли и использовать полученную информацию в дальнейшей работе.
Стандарт содержит в себе показатели качественного юридического образования, предлагаемые российскими студентами-юристами.
Показатели создаваемого инструмента оценки качества образования (состоящего из общего студенческого стандарта образования и профильного стандарта) можно разделить на две большие группы: общие (они содержатся в общем Стандарте, например, материально-
техническое обеспечение и инфраструктура зданий вузов, обеспечение безопасного функционирования, столовые, общежития и т.д.) и специальные (непосредственно связанные с особенностями юридического образования).
В числе показателей качества юридического образования были выделены: наличие свободного доступа к справочно-правовым системам Консультант Плюс и Гарант; проведение практических занятий по технике юридического письма, профессиональной этике; профессиональная практика, в том числе на базе бесплатных студенческих юридических консультаций и клиник; наличие и возможность использования учебного зала судебных заседаний; высокие достижения в международных юридических конкурсах и профессиональных педагогических конкурсах и пр.
Стандарт разработан при содействии студенческих организаций и самих студентов практически всех вузов, занимающихся подготовкой юридических кадров России. В качестве одной из первоочередных задач рабочей группы были определены сотрудничество и создание прочной системы обмена мнениями между студенчеством всех высших учебных заведений юридической направленности.
Разработанный проект активно обсуждался среди студенчества юридических вузов страны, получил поддержку участников образовательного процесса разного уровня: со стороны Министерства образования и науки РФ (рабочее совещание заместителя министра образования и науки Российской Федерации В. Ш. Каганова 24.10.2014 г.); Комиссии по вопросам качества образования Совета по делам молодежи Минобрнауки России (открытое заседание Комиссии в рамках Всероссийского студенческого форума -11.12.2014 г.; очередное заседание Комиссии — 10.03.2015 г.); Ассоциации юристов России (Всероссийский молодежный юридический слет «Право на будущее» — 03.12.2014 г., V Международный летний молодежный юридический форум «ЮрВолга» — 12.08.2015 г.); студенчества (встреча с представителями Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина и Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина — 25.11.2014 г., первая встреча студенческих советов юридических ВУЗов Москвы — 01.12.2014 г., вторая встреча студенческих представительных организаций вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров (Академии Генеральной прокуратуры РФ, МГЮА, Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, Финансового университета при Правительстве РФ, а также активисты гражданской кампании «Честный вуз») — 03.04.2015 г. Кроме того, проект ССКЮО обсуждался на площадках Всероссийской студенческой школы по качеству образования 10-12.04.2015 г. (Санкт-
Петербург), Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» 14.04.2015 г. (Москва, МГУ), международной конференции «Ломоносов в Женеве» 23.04.2015 г. (Женева, МЦЛ), Всероссийского студенческого форума по качеству образования 12-15.05.2015 г. (Екатеринбург, Уральский федеральный университет) и др.
Представляется, что участвуя в реализации проекта Студенческого стандарта качества юридического образования вузы и факультеты смогут внедрить объективную систему оценки качества обучения и реализовать свою социальную миссию в служении российскому обществу, участии в решении современных задач России, прежде всего задачи обеспечения качества юридического образования, в том числе при сочетании фундаментальности знаний с практическими навыками и социально ориентированными умениями, создания эффективной и комфортной образовательной и научной среды для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей.
Между тем необходимо помнить, что качество образования зависит не только от образовательного учреждения, но и от активности и инициативности самого обучающегося. Нельзя перекладывать ответственность за качество образования студентов на плечи администрации и преподавателей. Качество образования во многом определяется желанием самого обучающегося, уровнем его активности, самостоятельной подготовки, осведомленности о современных процессах развития общества, экономики, государственных институтов. Как гласит восточная мудрость «Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить».
Существуют все предпосылки для того, чтобы каждый российский студент получал действительно качественное образование, современный студент должен обучаться на максимально возможном уровне, а образовательные организации должны стремиться создавать условия и предоставлять возможности для формирования знающего, коммуникабельного, творческого, рефлексирующего и способного к саморазвитию человека. Целью обновляющейся системы образования признано развитие личности обучающихся, обеспечение их средствами саморазвития, предоставление им возможностей для этого.
В этой связи, с нашей точки зрения, необходима взаимная работа студентов и администрации вуза по улучшению качества образования и работы вуза. В этом есть интерес обеих сторон, ведь качественное образование — это начало успешного карьерного пути. Разработка и реализация Студенческого стандарта качества юридического образования — одна из форм такого взаимодействия и сотрудничества в целях оценки и повышения качества юридического образования.