УДК 61.617-089 ББК 74.200.50
УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В УЧЕБНОМ КОНКУРСЕ ПО
ОФТАЛЬМОЛОГИИ
ШУМКОВА П.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия
Аннотация
В данной работе проведен анализ возрастных и интеллектуальных особенностей студентов младших курсов, их влияние на успешность прохождения конкурса, сопутствующих трудностей и приоритетов.
Ключевые слова: офтальмология, хирургия, анатомия, орган зрения.
Актуальность. Высшее медицинское образование предполагает теоретическую и практическую подготовку будущих
специалистов, вне зависимости от выбранного профиля в будущем. Студенты младших курсов лечебного и педиатрического факультетов проходят обучение на теоретических кафедрах 1-3 курсов, что позволяет приобрести будущим врачам мощную теоретическую базу, без которой невозможно дальнейшее усвоение материала на клинических кафедрах и будущая практика.
С целью повышения интереса к изучению глазных болезней, топографической анатомии, нервных болезней в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России проводится учебно-методический конкурс "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" на лучшее знание топографической анатомии, владения практическими навыками обследования органа зрения и нервной системы. В конкурсе принимают участие студенты Ш-У1 курсов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, а с 2015 года и команды из других ВУЗов (Пермского государственного медицинского университета им. ак. Е.А. Вагнера, Уральского государственного медицинского университета, Тюменского государственного медицинского университета). Такая кооперация между ведущими ВУЗами России позволяет студентам обрести новые знакомства, поделиться опытом и знаниями, позаимствовать методы обучения и проведения учебно-методических мероприятий. Согласно требованиям конкурса в составе команд рекомендовано наличие одного студента, прошедшего курс нервных болезней, студента, прошедшего курс офтальмологии и студента, прошедшего топографическую
анатомию и оперативную хирургию. Данные рекомендации полностью оправданы, поскольку конкурс состоит из практической и теоретической частей. Для прохождения практического этапа конкурсант обязан владеть техникой работы с хирургическими инструментами, уметь вязать узлы, накладывать швы и владеть навыками обследования неврологического и офтальмологического больного [1, 2, 6, 7]. Данными навыками в полной мере можно овладеть, пройдя курс топографической анатомии и оперативной хирургии, который начинается у студентов II курса в IV семестре и заканчивается на III курсе в V семестре сдачей экзамена [10, 11]. Теоретический этап конкурса занимает большую часть времени и требует углубленных знаний студентов. Так, зрительный и слуховой анализаторы находятся в тесной взаимосвязи с нервной системой и подчиняются ей. Знания студентов, прошедших цикл офтальмологии подразумевают четкое представление о строении органа зрения, его кровоснабжении, иннервации, глазных болезнях их профилактике и лечении, неотложных состояниях в офтальмологии. Таким образом в команде должен быть студент V курса, имеющий данные знания и углубляющий их посредством дополнительного самостоятельного изучения. Конкурсант, обладающий познаниями в области нервных болезней должен быть не младше IV курса, завершивший обучение на данном цикле. И самым младшим участником, но не менее важным может быть студент III курса, освоивший дисциплину топографическая анатомия и оперативная хирургия, имеющий практические хирургические навыки [8].
Каждый участник является частью своей команды, поэтому для успешного прохождения всех этапов необходимы не только глубокие теоретические и практические знания и навыки, но и умение работать в команде, ответственность, сплоченность. Ежегодного в конкурсе принимают участие студенты младших курсов III и IV, большинство из которых находятся в командах со старшими студентами, но некоторые из них формируют команды, целиком состоящие из сокурсников. Таким образом изначально студенты готовятся к более трудным условиям прохождения конкурса, читают дополнительную литературу, используют творческие приемы при прохождении этапов конкурса [9].
Участие студентов младших курсов в конкурсе "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" нельзя расценивать как преждевременное стремление к изучению новых клинических дисциплин. Конкурсанты проходят несколько важных этапов в формировании их клинического мышления, отработке
практических навыков, умения применять полученные знания в условиях ограниченного времени. Уже готовясь к конкурсу участники изучают его структуру, критерии оценки, опыт предыдущих лет и успешность участия сверстников. Стремление к успешному прохождению этапа "Записки юного офтальмолога в глазном травмпункте" обязывает студентов отрабатывать
хирургические навыки путем прочтения соответствующей литературы, а также для детального освоения навыков - посещения СНК кафедры анатомии оперативной хирургии. С определенными трудностями сталкиваются юные медики при необходимости самостоятельного изучения и приобретения базового уровня знаний по новым дисциплинам - нервным болезням, глазным болезням, ЛОР-болезням. Тесная взаимосвязь данных
дисциплин исключает возможность освоения только одной из них, необходимо поэтапное, систематическое изучение каждой, для наиболее полного кругозора будущего врача, что и осуществляется на циклах, которые проходят студенты IV и V курсов [4, 12].
По правилам конкурса студенты обязательно участвуют в научно-практической конференции "Топографическая анатомия и оперативная хирургия органа зрения", таким образом они приобретают навыки по написанию научных статей, а также выступлений с докладами, что необходимо для будущей работы в сфере медицины. Зачастую участники с младших курсов принимают активное участие на этапе, посвященном анатомическому строению органа зрения и историческому наследию офтальмологии, где показывают высокие результаты и не отстают в рейтинге от старших команд. Но анализ проведения конкурса прошлых лет показывает, что команды, состоящие полностью из студентов младше V курса имеют затруднения в оценке работы органа зрения с помощью инструментальных методов диагностики, а также решения клинических задач. Подобные затруднения связаны с недостаточной глубиной знаний и недостаточно сформированным клиническим мышлением после прохождения студентами теоретических кафедр [3].
Участие студентов разных курсов необходимо для создания условий интеллектуальной борьбы, увеличения конкуренции и мотивации к расширению диапазона собственных знаний. Младшие участники конкурса приобретают новые знания. учатся работать в команде, получают бесценный опыт на основе взаимодействия со старшими студентами, а также позволяют товарищам проявить поддержку и помощь в освоении новых дисциплин [5].
Список литературы
1. Бердникова Е.В. Этапы изучения офтальмологии студентами Южно-Уральского государственного университета / Е.В. Бердникова, И.В. Красильникова, О.В. Пешиков и др. // Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине ". - Махачкала, 2017. - Т. 1. - с. 64-71
2. Боровлева О.В. Классические и инновационные методы в организации учебно-исследовательской работы студентов при изучении дисциплины "Анатомия человека"/О.В. Боровлева, Д.В. Мартынчук, Д.Д. Черданцева и др. //Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №5. - С. 190.
3. Пешикова М.В. Участие студентов-медиков младших курсов в учебно-методических конкурсах - эффективный способ раннего формирования профессиональных компетенций /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, С.И. Марачев и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 93-95.
4. Садырин А.В. Опыт участия в междисциплинарном учебно-методическом конкурсе "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / А.В. Садырин, М.И. Карпова, В.В. Маркова и др. // Материалы IV всероссийской (VII
внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: изд-во: Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. - С. 113-115.
5. Солянникова О.В. Опыт проведения междисциплинарного учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения " / О. В. Солянникова, Е.В., Бердникова, Е.В. Тур и др. //Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практическая конференция "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2014. - с. 104-106.
6. Тур Е.В. Анализ пятилетнего опыта проведения междисциплинарного учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" /Е.В. Тур, Е.В. Бердникова //Материалы VII международной (XIV итоговой) научно-практической конференции молодых ученых. - Челябинск, 2016. - С. 87-90
7. Тур Е.В. Роль игровых и симуляционных методов обучения в освоении дисциплины офтальмология / Е.В. Тур, Е.В. Бердникова // Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 2016.- с. 125-129.
8. Черных М.А. Опыт проведения внутри вузовского учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" /М.А. Черных, Е.В. Бердникова, О.В. Пешиков [ и др.] //Материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященный Дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. - С. 124-127.
9. Чукичев А.В. Игровой учебно-методический конкурс как способ учебной мотивации /А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, Е.В. Тур и др. //Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - т. 10., № 1. - с. 10-12.
10. Чукичев А.В. Организация учебно-методических конкурсов (олимпиад) как способ формирования интереса к изучению предмета / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, А.А. Пургина // Материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2014. - с. 126-129.
11. Чукичев А.В. Формы работы студенческих научных кружков кафедр / А.В. Чукичев, И.В. Красильникова, О.Ю. Худякова и др. // Материалы VIII внутривузовской научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: изд-во: ЮжноУральского государственного медицинского университета, 2017. - С. 124-127
12. Шумкова П.В. Организация II учебно-методического конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения // Материалы I внутривузовской научно-практической конференции "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения", посвященной 120-летию со дня рождения А.Б. Кацнельсона. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 99-102
THE PARTICIPATION OF UNDERGRADUATE STUDENTS IN AN ACADEMIC COMPETITION IN OPHTHALMOLOGY*
SHUMKOVA P.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia
Abstract
In this work the analysis of the age and intellectual characteristics of Junior students, their impact on the successful completion of the competition related challenges and priorities.
Keywords: ophthalmology, surgery, anatomy, organ.
* Научные руководители: к.м.н., доц. Пешиков О.В., к.м.н., доц. Тур Е.В.