Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ПРОВИНЦИИ)'

УЧАСТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ПРОВИНЦИИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаурбанизация / факторы урбанизации / провинция / городская среда / уездные СМИ / городские газеты / media urbanization / urbanization factors / province / urban environment / county media / city newspapers

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ольга Евгеньевна Видная

Статья посвящена проблемам влияния медийной сферы на урбанистические процессы. Цель статьи – проанализировать, как средства массовой информации стали важным фактором формирования городской среды и новых поведенческих практик, определивших культурный облик российского общества в ХХ веке. В исследовании рассматривается исторический контекст медиаурбанистики, освещается влияние частных изданий уездного провинциального города на формирование нового типа современного общества – индустриального. В статье выделены элементы коммуникативно-информационной инфраструктуры, которые являются атрибутами городской жизни и влияют на развитие массово-коммуникативной среды, обеспечивая функционирование медиасистемы. Также сделаны выводы о том, что зарождающиеся городские средства массовой информации сыграли важную роль в развитии социальной и культурной среды российской провинции. Материалом исследования стала пресса Тамбовской губернии в первые два десятилетия ХХ века, в период активного становления частной периодики в больших и малых городах российской провинции. Рассмотрены примеры из социальной, культурной, образовательной сфер жизнедеятельности региона, отраженные на страницах дореволюционной периодики. В работе использовались общенаучные и специальные методы, например, сравнительно-исторический и проблемно-хронологический, а также методы изучения архивных документов и анализа текстов средств массовой информации. Данная статья формирует актуальный материал для изучения исторического содержания медиаурбанистики в ее социально-философском значении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA INFLUENCE ON THE FORMATION OF THE URBAN ENVIRONMENT (BY THE EXAMPLE OF TAMBOV PROVINCE)

The article is devoted to the issues of the media sphere influence on urban processes. The purpose of the article is to analyze how the media became an important factor in the formation of the urban environment and new behavioral practices that determined the cultural appearance of Russian society in the twentieth century. The study examines the historical context of media urbanism and highlights the influence of private publications in a provincial town on the formation of a new type of modern society the industrial type. The article highlights elements of the communication and information infrastructure that are attributes of city life and influence the development of the mass communication environment, ensuring the functioning of the media system. It is also concluded that the emerging urban media played an important role in the development of the social and cultural environment of the Russian province. The research material was the press of the Tambov province in the first two decades of the twentieth century, during the period of active formation of private periodicals in large and small cities of the Russian province. Examples from the social, cultural, educational spheres of life in the region, reflected on the pages of pre-revolutionary periodicals, are considered. The work used general scientific and special methods, for example, comparative historical and problem-chronological, as well as methods for studying archival documents and analyzing media texts. This article provides relevant material for studying the historical content of media urbanism in its socio-philosophical meaning.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ПРОВИНЦИИ)»

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 3 (53). С. 91-98 elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2024;3(53): 91-98. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0695-2024-53-3-91-98

УЧАСТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ПРОВИНЦИИ)

Ольга Евгеньевна Видная

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбов, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6760-1578

Аннотация. Статья посвящена проблемам влияния медийной сферы на урбанистические процессы. Цель статьи - проанализировать, как средства массовой информации стали важным фактором формирования городской среды и новых поведенческих практик, определивших культурный облик российского общества в ХХ веке. В исследовании рассматривается исторический контекст медиаурбанистики, освещается влияние частных изданий уездного провинциального города на формирование нового типа современного общества - индустриального. В статье выделены элементы коммуникативно-информационной инфраструктуры, которые являются атрибутами городской жизни и влияют на развитие массово-коммуникативной среды, обеспечивая функционирование медиасистемы. Также сделаны выводы о том, что зарождающиеся городские средства массовой информации сыграли важную роль в развитии социальной и культурной среды российской провинции. Материалом исследования стала пресса Тамбовской губернии в первые два десятилетия ХХ века, в период активного становления частной периодики в больших и малых городах российской провинции. Рассмотрены примеры из социальной, культурной, образовательной сфер жизнедеятельности региона, отраженные на страницах дореволюционной периодики. В работе использовались общенаучные и специальные методы, например, сравнительно-исторический и проблемно-хронологический, а также методы изучения архивных документов и анализа текстов средств массовой информации. Данная статья формирует актуальный материал для изучения исторического содержания медиаурбанистики в ее социально-философском значении.

Ключевые слова: медиаурбанизация, факторы урбанизации, провинция, городская среда, уездные СМИ, городские газеты

Для цитирования: Видная О. Е. Участие средств массовой информации в формировании городской среды (на примере Тамбовской провинции) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 3 (53). С. 91-98. doi: 10.47475/2070-0695-2024-53-3-91-98

Original article

MASS MEDIA INFLUENCE ON THE FORMATION OF THE URBAN ENVIRONMENT (BY THE EXAMPLE OF TAMBOV PROVINCE)

Olga E. Vidnaia

Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6760-1578

Abstract. The article is devoted to the issues of the media sphere influence on urban processes. The purpose of the article is to analyze how the media became an important factor in the formation of the urban environment and new behavioral practices that determined the cultural appearance of Russian society in the twentieth century. The study examines the historical context of media urbanism and highlights the influence of private publications in a provincial town on the formation of a new type of modern society - the industrial type. The article highlights elements of the communication and information infrastructure that are attributes of city life and influence the development of the mass communication environment, ensuring the functioning of the media system. It is also concluded that the emerging urban media played an important role in the development of the social and cultural environment of the Russian province. The research material was the press of the Tambov province in the first two decades of the twentieth century, during the period of active formation of private periodicals in large and small cities of the Russian province. Examples from the social, cultural, educational spheres of life in the region, reflected on the pages of pre-revolutionary periodicals, are considered. The work used general scientific and special methods, for example, comparative historical and problem-chronological, as well as methods for studying archival

documents and analyzing media texts. This article provides relevant material for studying the historical content of media urbanism in its socio-philosophical meaning.

Key words: media urbanization, urbanization factors, province, urban environment, county media, city newspapers.

For citation: Vidnaia O. E. (2024). Mass media influence on the formation of the urban environment (by the example of Tambov province). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 3(53): 91-98. (In Russ). doi: 10.47475/2070-0695-2024-53-3-91-98

Введение

Сегодня современный человек не может существовать вне города: для большинства людей город открывает возможности для реализации профессиональных запросов, создает лучшие условия для проживания, проведения досуга, обеспечивает комфорт и длительность жизни. Одним из важнейших компонентов города является информационное пространство, которое формируется средствами массовой информации и коммуникации и оказывает значительное воздействие на городское сообщество. «Город создают его жители - в рамках тех возможностей, что он им предоставляет: он обладает четкой идентичностью, которая и превращает его в нечто большее, чем простое скопление зданий» (Суджич 2020: 8). Информация, общение, горизонтальные связи являются важной составляющей частью нематериальной оболочки города. СМИ как канал коммуникации, выполняя интеграционную функцию, обеспечивают взаимодействие и объединение аудитории в рамках городского пространства.

Сельская среда, в отличие от городской, всегда обладала устойчивыми связями и активной межличностной коммуникацией, характеризовалась более однородной общностью, а город зачастую разрушал привычные коммуникативные цепочки и формировал новые, идентичные ему, массовые коммуникативные связи.

Современный город как коммуникативное пространство привлекает внимание исследователей разных научных специальностей, в том числе и журналистов, а медиаурбанистику можно считать динамично развивающимся научным дискурсом.

Идею медиаполиса как «пространства использования медиа и влияния медиа на текущую жизнь городов» активно продвигали С. Г. Корконосенко и коллектив авторов монографии «Современный российский медиаполис» (Корконосенко 2013: 19).

О том, что пресса является фактором формирования городского сообщества, пишет Л. В. Иванова: «Участвуя в формировании и истолковании неповторимого образа города, городская пресса тем самым принимает самое активное участие в формировании городской среды и городского образа жизни, помогает выявлять тенденции, то есть обладает потенциальными возможностями обеспечения устойчивости городского развития» (Иванова 2015).

В. В. Абашев и И. М. Печищев делают акцент на роли урбанистически ориентированных интернет-медиа в развитии общественной городской жизни (Абашев, Печищев 2019).

Е. А. Зверева прямо указывает на то, что «специфика коммуникативного пространства города предполагает увеличение роли СМИ и интенсификацию потребительства как основания для социализации» (Зверева 2019: 77).

О. А. Леонтович, рассматривая медиаурбанистику как научное направление, пишет, что: «Медиаурбанистика предлагает новый холистический подход к анализу городского дискурса, в контексте которого городское пространство трактуется как социальный продукт, совмещающий в себе историческую притягательность, эстетические свойства и коммуникативные практики» (Леонтович 2020: 21).

К современному урбанистическому контенту обращаются в исследовании региональных СМИ Е. Н. Клеменова и Н. И. Федосеева (Клеменова, Федосеева 2023), процесс превращения города в «сложную медиасистему» описывает И. В. Тулиганова (Тулиганова 2021).

Учитывая современные особенности данного дискурса, надо констатировать, что он имеет и исторический аспект, так как процессы урбанизации шли волнообразно и общество уже не один раз подвергалось трансформационным процессам, связанным с увеличением количества городских жителей, концентрацией городов, с развитием информационных технологий внутри городских сообществ и т. п.

Одним из таких значимых периодов для медиаурбанистики в России, на наш взгляд, является вторая половина XIX - начало XX веков. В 1860-1870-х гг. начинается этап преобразования общества на «городских началах», который «.. .соотносится с определенной стадией исторического развития - переходом от аграрного общества к индустриальному.» (Мазур 2011: 291). Некоторые авторы рассматривают урбанизацию данного периода как часть переходных модернизационных процессов, когда общество претерпевает «значительные сдвиги и перемены во всех сферах городского социума» (Жеребчиков 2013: 3). Несмотря на то, что по оценкам историков, «в конце XIX - начале XX вв. сельское население превышало городское», урбанистические процессы уже давали о себе знать, однако «Первая мировая и Гражданская войны не дали им проявиться в полной мере» (Лаппо Г. Итоги и перспективы российской урбанизации //

Демоскоп Weekly. 2005. № 217-218. URL: https://www.demoscope.ru/weekly/2005/0217/tema01.php).

В это же время происходит и стремительное развитие прессы в крупных и периферийных городах: увеличивается количество газет, наращиваются тиражи изданий, появляются качественно новые типы периодики. Участвуя в модернизационных процессах общества, средства массовой информации приобретали важную функцию информационного посредничества в условиях массового города.

Целью исследования является изучение местных средств массовой информации в качестве одного из параметров формирования городской среды в Российской империи начала ХХ века. Под городской средой согласно А. Д. Мурзину мы понимаем: «сложную динамическую систему, в которую входят естественно-природная (совокупность биогенных и абиогенных факторов), техногенная (городская застройка, инженерная и транспортная инфраструктуры и т. п.) и социальная (общественная организация населения, культурные и исторические традиции и др.) составляющие» (Мурзин 2020: 54). В социальную составляющую на современном этапе можно включить все средства массовой коммуникации: средства массовой информации, медиа, социальные сети и мессенджеры т. д. и т. п. Данное исследование позволяет нам рассмотреть исторический аспект развития коммуникативных практик, характерных для городского пространства в период активизации урбанистических процессов.

Методы и материалы

Принципы историзма, объективности и системности лежат в основе примененных в работе подходов и методов. В исследовании использованы общенаучные методы анализа и синтеза, в том числе проведен качественный анализ текстов дореволюционной прессы. Из специальных методов: сравнительно-исторический и проблемно-хронологический, позволяющие анализировать и сравнивать различные периодические издания, реконструировать события из жизни города, происходившие более ста лет назад. Нашел применение и социокультурный подход, в рамках которого следует рассматривать журналистику как особый вид деятельности, а сами СМИ как часть городской инфраструктуры.

В исследовании мы опирались на понимание, что урбанистика является «междисциплинарной областью знаний», а базовым методологическим принципом «признается взаимовлияние социального и несоциального, природного и искусственного, материального и нематериального в изучении городской среды» (Нотман 2021: 105). Это дает нам право рассматривать функционирование городской среды, в том числе на основе достижений журналистики и медиакоммуникаций. Мы исходили из того, что формирование модели городской жизни, по утверждению Л. Н. Мазур со ссылкой на Р. Уильямса, связано с «новыми информационными каналами и информационными институтами - это средства массовой информации и коммуникации, учреждения культуры и образования, общественные и политические организации, клубы и проч.» (Мазур 2015: 67).

Эмпирической базой данного исследования выбраны средства массовой информации Козлова Тамбовской губернии (ныне Мичуринск Тамбовской области) в дореволюционный период. Это был второй по величине город губернии, развитый промышленный центр и важный железнодорожный узел. Современный историк В. В. Канищев, сравнивая его с губернским центром, отмечает: «Самым развитым с точки зрения типичных для индустриального общества занятий населения оказался Козлов, где традиционные сферы деятельности очень заметно «перекрывались» высокой концентрацией жителей, занятых в торговле, промышленности, и на транспорте» (Канищев 2003: 522). На наш взгляд, процессы, происходящие на периферии, наилучшим образом показывают устойчивость тенденций.

Проведен анализ газет: «Козловский листок объявлений» (1899-1906), «Козловская газета» (1901-1918), «Козловская жизнь» (1906), «Народная Нива» (1909-1917), «Козловская жизнь» (1911-1913), «Козловское слово» (1913) и др. Также изучены свидетельства о печати неизданных образцов: «Черноземный край» (1903), «Козловская речь» (1906), «Козловское слово» (1906) и др.

В работе использовались опубликованные и неопубликованные источники: статистические и справочные сборники, библиографические указатели, региональные энциклопедии, краеведческие публикации, архивные материалы Государственного архива Тамбовской области (ГАТО).

Результаты исследования

Модернизационные процессы в промышленности и экономике страны в первые десятилетия ХХ века стали стартом для социальных и культурных преобразований. Развитие региональной прессы базировалось на развитии социальных сфер, которые обеспечивали информационный обмен и создавали предпосылки для развития массовой коммуникации ХХ века. И если современные исследователи города выделяют «культурно-информационный компонент среды», который «вбирает в себя знаки, символы, коммуникативные сети, несет ответственность за трансляцию знаний, норм, ценностей» (Боева 2019: 5), то мы рассмотрели исторический контекст данного компонента, куда вошли явления технологического и культурного характера, функционал которых определен как способ передачи информации и знаний, которые способствовали изменению социальных связей и усложнению коммуникации. Выделим на примере Тамбовской губернии несколько таких культурно-информационных факторов, которые обеспечивали и ускоряли урбанизацию.

- Почта в этот период стала самым доступным для широких слоев населения видом коммуникации. Однако несмотря на то, что почтово-телеграфные учреждения пересылали значительные объемы писем, газет и журналов, потребность в обмене информацией постоянно возрастала. «Негативно сказывалась на времени доставки корреспонденции неразвитость транспортной инфраструктуры. Последнюю проблему частично решало развитие железнодорожного транспорта» (Щербаков 2022: 1406).

- Телефония. В 1897 году в Тамбове уже работала городская телефонная станция, а через год телефонные сети общего пользования появились и в Козлове. В 1902 году станция «объединяла 137 абонентов, а через четыре года в Тамбове было 232 абонента, в Козлове - 98...» (Капитонов 2020: 738). Таким образом, уездный город практически не отстает от губернского центра. В других уездных городах телефоны появляются чуть позже: в Липецке - 1904, в Рассказово - 1906, в Кирсанове и Моршанске - 1913 (Окрочкова 2021: 235).

- Фотография. Популярность фотографического способа записи изображения в начале ХХ века увеличилась в разы. В архивных документах зафиксированы прошения купцов и крестьян об открытии фотосалонов: Козлов (1898, 1899, 1902), Моршанск (1898, 1900, 1902), Тамбов (1899), Елатьма (1900), Усмань (1900), Кирсанов (1900), Липецк (1900-1902), Шацк (1900), Рассказово (1901), Лебедянь (1902), Темников (1900, 1901), Добринка (1902), Пичаево (1901-1903), что свидетельствует о распространении фотоуслуг на территории губернии (ГАТО. Ф. 4. Оп. 1.). А в 1906 году уже функционировало Тамбовское фотографическое общество.

- Кинематограф стал важнейшим средством коммуникации, хотя некоторые слои населения сопротивлялись этому культурному новшеству и приравнивали его к примитивным развлечениям типа «лото, буфета и заезжих трупп» (Тамбовский край - 1912. - 7 апреля). «Стационарные синематографы появились в 1908-1909 гг.: «Иллюзион» (Козлов, Тамбов), «Модерн» (Тамбов, Кирсанов)» (Матюшина 2020: 342).

- Библиотеки. Развитие городских публичных и сельских народных библиотек пришлось на вторую половину XIX века. Но и в начале ХХ века потребность населения в знаниях также пытались компенсировать за счет развития библиотечной сети: например, детская библиотека в Тамбове открылась в 1901-1903 гг., педагогические - в Лебедяни и Шацке в 1900-1903 гг., публичные - в Спасске и Шацке в 1902 г., читальня в Моршанске в 1902 г., в том же году - библиотека для служащих в Козловском уездном земстве и Липецкой земской управе (ГАТО. Ф. 4. Оп. 1.). Развитие общественных пространств, связанных с чтением, художественной культурой, стало инструментом, с помощью которого власть старалась повысить общий уровень культуры населения. Также активно велась книготорговая деятельность.

- Образование. По данным историков, к 1870 году в губернии сложилась система учебных заведений, модернизированная в первое десятилетие ХХ века. В это время в Тамбове и уездных центрах появились музыкальное училище, различные типы гимназий, в том числе частные женские, сельскохозяйственное училище, учительские семинарии и т. п. Газеты часто анонсировали лекции по литературе и искусству, публиковали их содержание. Любопытно, что были и довольно-таки экзотические образовательные курсы: дочь священника О. Благовещенская просила разрешить ей открыть в Тамбове практическую школу поварского искусства и домоводства (ГАТО. Ф.4. Оп. 1. Д. 5180), что характеризует активность местных жителей и потребность горожан в новых знаниях и интересном опыте.

- Популярность полиграфической продукции приводила к интенсивному росту количества типографий даже в небольших городах, что создавало базу и для распространения периодики. К примеру, потребность открыть типографию появилась в Борисоглебске (1889-1905), Шацке (1901-1903), Липецке и Кирсанове (1900). Историки и краеведы констатируют, что к началу ХХ века в губернии насчитывалась 31 типография (Чернов 2012: 84), десять из которых были открыты в течение нескольких лет, из них две были государственные, а остальные - частные.

- Пресса стала одним из ведущих факторов урбанизации, что выразилось в увеличении количества местных городских изданий, в основном частных, появлении разных типов газет и журналов, расширении тематики изданий. Многие редакторы видели своей миссией воспитание читателя, более подготовленного к восприятию современной информации.

Закономерно, что Козлов стал законодателем мод в развитии частной периодики, там шла «оживленная литературно-издательская деятельность» и были открыты первые частные издания, которые пытались «удовлетворить информационные интересы тамбовской глубинки» (Видная 2022: 800).

Коммерческие листки в Козлове начали выходить задолго до частных средств массовой информации, издаваемых в Тамбове. Например, предприниматели Л. и Г. Веллеры печатали «Козловский листок объявлений» еще в 1899 году.

Редактор «Козловской газеты» П. П. Падучев начал ходатайствовать об открытии издания еще до рубежа веков, однако на это ушло несколько лет, поэтому одна из старейших газет губернии ведет свою историю с 1901 года. Постепенно включая в программу издания такие рубрики, как «Фельетон», «Передовые статьи», он сделал из небольшого листка объявлений общественно-политическую газету. В 1912 году после смены

редактора газета взяла своим новым образцом дешевые массовые издания.

В 1903 году предприимчивые жители Козлова и соседних городов пытались открыть здесь еще несколько изданий, например, «Черноземный край», «Козловское слово», «Козловская речь», «Козловская мысль», журнал «Патриот». Однако большинство проектов либо не имело продолжения и осталось на бумаге, либо не сохранилось, в том числе из-за малых тиражей и небольшой продолжительности издания. Такому взрывному интересу к периодике способствовала и активность жителей, но и, конечно, последующее смягчение цензурных правил. С этим же связано и появление нескольких газет в 1906 году: например, два издания под одним и тем же названием «Козловская жизнь» пытались конкурировать на информационном пространстве Козлова.

Длительную историю имело появившееся в 1909 году издание «Народная Нива», освещавшее уездную тематику не только Козлова, но и других городов губернии, не имевших местных газет. Газета была закрыта только в 1917 году.

Второе десятилетие нового века обогатило город такими изданиями, как «Бюллетень Козловской биржи», «Козловский листок объявлений», «Козловский земский вестник», «Наш день». В 1911 году уже другой редактор снова возобновил «Козловскую жизнь», ставшую популярным городским изданием, а в 1914 году появилось сразу несколько газет, которым было дано право печатать телеграммы Петроградского телеграфного агентства, что безусловно было связано с событиями Первой мировой войны.

Такое количество газет в начале ХХ века было не характерно для других городов губернии. Козлов в данный период стал самым насыщенным по количеству частных издательских проектов.

Кроме количественного роста различных изданий, надо говорить о качественных изменениях в периодике, которые позволяли влиять на социокультурные и инфраструктурные процессы городской жизни. Например, в шапке издания «Козловская газета» констатирует, что это газета «общественной жизни, торговли, промышленности, сельского хозяйства, коневодства и коннозаводства», ставя на первое место все-таки общественные вопросы. «Народная нива» стала газетой, «обслуживающей интересы своего родного края» (Народная Нива. - 1909. - 1 мая). В редакции «Козловской жизни» отмечали, что газета обращает «внимание читателей и общественных деятелей на выдвигавшиеся жизнью неотложные нужды» (Козловская жизнь. - 1912. - 7 ноября).

Важно подчеркнуть, что издатели всех без исключения газет акцентировали внимание читателей на нуждах и проблемах обычных горожан, пытаясь призвать к улучшению качества жизни и следованию общественному прогрессу. Содержание газет демонстрирует приоритет местных событий и важность городских проблем.

В «Козловской газете» рубрика «Городские дела» освещала актуальные темы, например: специфику быта мастеровых, проживающих в слободке, новые уловки городских мошенников, особенности проживания в съемном жилье, работу органа городского самоуправления и т. п. Причем, некоторые популярные темы становились постоянными рубриками: например, «В рабочей слободке» или «По квартирам».

«Народная нива» описывала особенности городской жизни в эпистолярной рубрике под названием «Тамбовская жизнь», которая включала информацию о разных сторонах жизни губернского города. Схожие темы поднимались в материале «Жизнь Кирсанова» и т. п. Постепенно в газете можно было прочитать о Раненбурге и Данкове, а по мере того, как издание обрастало корреспондентами и подписчиками, появились рубрики - Мучкап, Уварово, Рассказово, Борисоглебск, Балашов и т. д.

В газете «Козловская жизнь» среди обязательных были похожие разделы: «Хроника местной жизни», «Земская хроника», «Железнодорожная жизнь», «Биржевой и торговый отдел», «Корреспонденции» и т. п. Проблемно-тематическое ядро газеты складывалось из благоустройства городских улиц, домов, их надлежащего содержания, проблем бродячих собак, активно обсуждались общественные нравы и трезвость как норма жизни.

Также во всех изданиях широко освещались атрибуты городской жизни: театр, синематограф, досуг и развлечения, библиотеки и читальни, борьба за чистоту общественных пространств и благоустройство тротуаров, появление современных средств связи и транспорта, приспособления для комфорта и качество воды. Первые полосы отдавали проблемам образовательного и культурного характера, редакции призывали бороться с алкоголизмом, повышать бытовую культуру.

Например, раздел «Театральные вести», достаточно небольшой, но присутствующий в каждом номере «Козловской газеты», сообщал о сезонных премьерах Козловского, а иногда и Тамбовского театров, об особенностях репертуара, реакциях на игру актеров, о поведении зрителей во время спектакля и т. д. В рубрике «Заметки профана» газета периодически публиковала письма читателей, где они восхищались или критиковали игру актеров, а также порицали городские нравы, например, плату за хранение платья в гардеробе.

Редакционный коллектив «Козловской жизни» проводил целые акции в поддержку тех или иных культурных начинаний в городе: например, их волновало здание нового театра, судьба театральной труппы,

нерациональное использование существующего здания и т. п. Этому посвящено несколько статей только в ноябре 1912 года: «Свиньи в театре. Из разговоров у электротеатра», «За что?», «Будущее поколение»; «Прежде и теперь», «Пропажа. Из области таинственного», «Новый театр». Автор пишет: «С каждым днем мы шагаем. назад, теряя одно за другим культурные учреждения, которыми, некоторое время тому назад, Козлов если не был особенно богат, то и не был беден. <.> Хотелось бы, чтобы дремота эта была предрассветная. Чтения, лекции, театр, читальня, музей - все это было прежде, а теперь - что же мы имеем» (Козловская жизнь. - 1912. - 23 ноября).

Вполне оправдано, что идет конкуренция между сельской и городской культурой, происходит либо вытеснение сельского образа жизни, либо привнесение его в городской быт. Все это отражается в газетах: «Козловская жизнь» публикует статьи о народном песенном искусстве, «Народная Нива» ведет рубрику «Раешник», публикуя стихи в стиле лубка. Несомненно, что сельская жизнь все-таки была близка большой части читателей, хотя основная аудитория газет - это образованные горожане. Движение к городской жизни иногда противоречило сельскому укладу. Например, о нем свидетельствует заметка о «кухарочном кризисе» в Бибиковской волости, который начался из-за того, что многие из кухарок «хлынули» на привычные заработки в поле (Козловская жизнь. - 1912. - 23 ноября). Схожие проблемы описывает публицист из Раненбурга И. М. Михайлов в цикле статей в «Народной ниве» (Народная Нива - 1909. - 25 августа, 12 сентября, 10 ноября), анализируя местные традиции.

Л. В. Карцева справедливо отмечает, что: «город позаимствовал элементы сельского досуга, деревенского времяпрепровождения, легитимизировав их в собственных границах. Так, городская ярмарка с ее трактирами, балаганами, каруселями «переваривала» торговых людей и городских / сельских жителей, нищих и бродяг.» (Карцева 2010: 25). Во всех материалах на культурные темы, вне зависимости от издания, заметно желание местных литераторов повысить уровень культуры окружающих, а также подтянуть крестьянских жителей до уровня горожан. Например, в публикации «Наши клубы и их значение» автор поднимает тему времяпрепровождения молодежи в деревенских клубах, сетуя, что «на карты денег хватает, а на газету или книжку - жалко» (Козловская жизнь. - 1912. - 14 декабря).

Выводы

Средства массовой информации в начале ХХ века именно в тот период, когда происходило активное формирование современной городской среды, играли важную роль в становлении процессов получения и распространения информации, в появлении новых коммуникативных практик, в формировании прогрессивной читательской аудитории. В переходный период российского общества городские газеты стали одновременно и отражением модернизационных явлений, и проводником, ускоряющим урбанистические процессы и устанавливающим коммуникативные связи в новой обстановке.

Среди культурно-информационных факторов урбанизации в изучаемом периоде мы видим развитие различных видов коммуникации, систем связи, наращивание образовательной и культурной инфраструктур.

Развитие частной периодики в уездных городах было вызвано не только экономической целесообразностью, но социальными и культурными изменениями: переходом от сельского образа жизни к городскому, развитием образования и культурного досуга, предприимчивостью горожан, престижностью городской жизни. На страницах прессы мы видим отражение этих изменений, которые в целом являлись частью глобальных урбанистических процессов в нашей стране в ХХ веке.

Массовое распространение газет и журналов, книжной продукции способствовало укоренению привычки получать таким образом актуальные знания и полезную информацию. Тематика газет демонстрировала их направленность на городского жителя с его проблемами и особенностями информационной картины мира. В городах создавалась новая культурная среда обитания, а газета стала символом и атрибутом городской жизни. С другой стороны, появившись как рекламно-информационный листок, многие частные газеты в уездном городе через несколько лет трансформировались в полноценные городские еженедельники, способные не только отражать, но и формировать информационные вкусы аудитории. Они устанавливали коммуникативные связи в городской среде, обеспечивая культурно-информационный контекст, который в дальнейшем привел к появлению города как особой медиасистемы.

Список источников

Абашев В. В., Печищев И. М. Городские сетевые издания как агенты урбанизации// Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 4 (30). С. 201-214.

Боева А. С. Понятие городской среды в научной литературе и нормативно-правовых актах Российской Федерации // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2019. № 1 (26). С. 3-5.

Видная О. Е. Специфика становления системы региональной печати в начале ХХ века (на примере Тамбовской области) // Неофилология. 2022. Т. 8, № 4. С. 796-805.

Жеребчиков Д. П. Городское население Тамбовской губернии в период модернизации (вторая половина Х1Х - начало ХХ в.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Белгород, 2013. 24 с.

Зверева Е. А. Инструменты социализации в новых городских медиа // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 8. С. 76-83.

Иванова Л. В. Теоретические предпосылки участия прессы в формировании городской среды // РЕЛГА. 2005. № 18 (120). http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=663&level1=main& level2=articles.

Канищев В. В. Экономика, демография, экология в контексте модернизации аграрного общества (Тамбовская губерния в XIX - начале XX в.) // Экономическая история: ежегодник. 2003. 2002. С. 513-530.

Капитонов Е. Н. Мамонтов В. Д. Связь //Тамбовская энциклопедия. Тамбов : Центр поддержки музейного дела «Провинциальные усадьбы», 2020. 1016 с.

Карцева Л. В. Городская и сельская культура как фактор социализации личности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1. С. 24-28.

Клеменова Е. Н., Федосеева Н. И. Роль региональных СМИ в формировании городского сообщества // Неофилология. 2023. Т. 9. № 4. С. 979-988.

Корконосенко С. Г. Медиаполис: другое измерение современного мегаполиса // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 1. С. 15-28.

Леонтович О. А. Язык большого города: ключевые проблемы медиаурбанистики //Этнопсихолингвистика. М .: ИНИОН РАН. 2020. № 3. С. 19-34.

Мазур Л. Н. На пути к городскому обществу: предпосылки и особенности урбанизации в России в конце XVin-первой половине XIX вв. // Проблемы истории России. 2011. № 9. С. 286-305.

Мазур Л. Н. Теоретические проблемы изучения процессов урбанизации // Историческая урбанистика: прошлое и настоящее города : Сборник научных статей Всероссийской конференции с международным участием, Сургут, 14 ноября 2014 года / СурГУ Сургут : ООО «Курганский Дом печати», 2015. С. 60-73.

Матюшина М. В. Киносеть // Тамбовская энциклопедия. Тамбов : Центр поддержки музейного дела «Провинциальные усадьбы», 2020. 1016 с.

Мурзин А. Д. Городская среда как комплексное социо-эколого-экономическое пространство // Экономика и экология территориальных образований. 2020. Т. 4, № 3. С. 53-59.

Нотман О. В. Городская среда как междисциплинарное понятие // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12 (92). С. 104-107.

Окрочкова Е. О. Производственные мемуары как источник краеведческой информации (на примере воспоминаний тамбовских связистов) // «Тамбов в прошлом, настоящем и будущем: мат-лы XI (XXII) Всероссийской науч. конференции, посвященной 385-летию Тамбова (г. Тамбов, 22 апреля 2021 г.). Тамбов: ООО «ТПС», 2021. С. 234-239.

Суджич Д. Язык города / Пер. с англ. М. : Strelka Press, 2020. 218 с.

Тулиганова И. В. Коммуникативное пространство города: вызовы и ответы современности // Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 7. С. 1437-1441.

Чернов А. Светоч, зажженный Державиным. 225-летняя история типографии «Пролетарский светоч». Тамбов, 2012. 267 с.

Щербаков С. В. Развитие почтовой связи в Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 6. С. 1402-1411.

References

Abashev, V. V. & Pechishchev, I. M. (2018). Gorodskie setevye izdaniya kak agenty urbanizatsii [Urban online publications as agents of urbanization]. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija, 4 (30), 201-214. (In Russ.)

Boeva, A. S. (2019). Ponyatie gorodskoy sredy v nauchnoy literature i normativno-pravovykh aktakh Rossiyskoy Federatsii [Concept of urban environment in the scientific literature and regulatory acts of the Russian Federation]. Rossiyskaya nauka i obrazovanie segodnya: problemy iperspektivy, 1 (26), 3-5. (In Russ.)

Vidnaya, O. E. (2022). Spetsifika stanovleniya sistemy regional'noy pechati v nachale KhKh veka (na primere Tambovskoy oblasti) [The specificity of the development of the regional printing system at the beginning of the 20th century (on the example of the Tambov region)]. Neofilologiya, 8, 4, 796-805. (In Russ.)

Zherebchikov, D. P. (2013). Gorodskoe naselenie Tambovskoy gubernii vperiodmodernizatsii (vtorayapolovinaXIKh - nachalo KhKh v.) [Urban population of the Tambov Governorate during the period of modernization (second half of XIX - beginning of XX century)]. Belgorod. 24 p. (In Russ.)

Zvereva, E. A. (2019). Socialization tools in new urban media [Socialization tools in new urban media]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 8, 76-83. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ivanova, L. V. (2010). Teoreticheskie predposylki uchastiya pressy v formirovanii gorodskoy sredy [Theoretical prerequisites of the participation of the press in the formation of the urban environment]. RELGA, 18 (120), available at: http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=663&level1=main&level2=articles. (In Russ.)

Kanishchev, V. V. (2003). Ekonomika, demografiya, ekologiya v kontekste modernizatsii agrarnogo obshchestva (Tambovskaya guberniya v XIX - nachale XX v.) [Economy, demography, ecology in the context of modernization of agrarian society (Tambov province in the 19th - early 20th centuries)]. Ekonomicheskaya istoriya: yezhegodnik, 513-530. (In Russ.)

Kapitonov, E. N. & Mamontov, V. D. (2020). Svyaz' [Communication]. Tambovskaya entsiklopediya. Tambov: Tsentr podderzhki muzeynogo dela «Provintsial'nye usad'by». 1016 p. (In Russ.)

Kartseva, L. V. (2010). Gorodskaya i sel'skaya kul'tura kak faktor sotsializatsii lichnosti [Urban and rural culture as a factor of socialization of the person]. VestnikKazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 1, 24-28. (In Russ.)

Klemenova, E. N. & Fedoseeva, N. I. (2023). Rol' regional'nykh SMI v formirovanii gorodskogo soobshchestva [The role of regional media in shaping the urban community]. Neofilologiya, 9, 4, 979-988. (In Russ.)

Korkonosenko, S. G. (2013). Mediapolis: drugoe izmerenie sovremennogo megapolisa [The Media: A Different Dimension of Modern Metropolis]. Labirint. Zhurnalsotsial'no-gumanitarnykh issledovaniy, 1. 15-28. (In Russ.)

Leontovich, O. A. (2020). Yazyk bol'shogo goroda: klyuchevye problemy mediaurbanistiki [The language of a big city: key issues of media urbanism]. Etnopsikholingvistika. Moscow: INION RAN, 3, 19-34. (In Russ.)

Mazur, L. N. (2015). Na puti k gorodskomu obshchestvu: predposylki i osobennosti urbanizatsii v Rossii v kontse XVIII-pervoy polovine XIX vv. [On the way to urban society: the prerequisites and features of urbanization in Russia at the end of the XVIII-first half of the XIX century]. Problemy istorii Rossii, 9, 286-305. (In Russ.)

Mazur, L. N. (2015). Teoreticheskie problemy izucheniya protsessov urbanizatsii [Theoretical problems of studying urbanization processes]. Istoricheskaya urbanistika: proshloe i nastoyashchee goroda: Sbornik nauchnykh statey Vserossiyskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Surgut, 14 noyabrya 2014goda/SurGU. Surgut. 60-73. (In Russ.)

Matyushina, M. V. (2020). Kinoset' [Cinema network]. Tambovskayaentsiklopediya. Tambov: Tsentr podderzhki muzeynogo dela «Provintsial'nye usad'by». 1016 p. (In Russ.)

Murzin, A. D. (2020). Gorodskaya sreda kak kompleksnoe sotsio-ekologo-ekonomicheskoe prostranstvo [Urban environment as a complex social, environmental and economic space]. Ekonomika i ekologiya territorial'nykh obrazovaniy, 4, 3, 53-59. (In Russ.)

Notman, O. V. (2021). Gorodskaya sreda kak mezhdistsiplinarnoe ponyatie [Urban environment as an interdisciplinary concept]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, 12 (92), 104-107. (In Russ.)

Okrochkova, E. O. (2021). Proizvodstvennye memuary kak istochnik kraevedcheskoy informatsii (na primere vospominaniy tambovskikh svyazistov) [Production memoirs as a source of local history information (with the example of memories of Tambov communicators)]. «Tambov v proshlom, nastoyashchem i budushchem: mat-ly KhI (XXII) Vserossiyskoy nauch. konferentsii, posvyashchennoy 385-letiyu Tambova (g. Tambov, 22 aprelya 2021 g.). Tambov. 234-239. (In Russ.)

Sudzhich, D. (2020). Yazyk goroda [Language of the city]. Moscow: Strelka Press. 218 p.

Tuliganova, I. V. (2021). Kommunikativnoe prostranstvo goroda: vyzovy i otvety sovremennosti [Communicative space of the city: challenges and answers of modernity]. Manuskript, 14, 7, 1437-1441. (In Russ.)

Chernov, A. (2012). Svetoch, zazhzhennyy Derzhavinym. 225-letnyaya istoriya tipografii «Proletarskiy svetoch» [The torch, lit by Zhenhaviny. 225-year history of «Proletarsky Torch» printing house]. Tambov. 267 p. (In Russ.)

Shcherbakov, S. V. (2022). Razvitie pochtovoy svyazi v Tambovskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka [Development of postal communication in the Tambov Province in the second half of the 19th - early 20th century]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 27, 6, 1402-1411. (In Russ.)

Информация об авторе

О. Е. Видная - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью

Information about the author

Olga E. Vidnaya - Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of journalism, advertising and public relations department

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.08.2024; одобрена после рецензирования 11.08.2024; принята к публикации 20.08.2024.

The article was submitted 01.08.2024; approved after reviewing 11.08.2024; accepted for publication 20.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.