УЧАСТИЕ РУССКИХ МОТОЦИКЛИСТОВ В МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Комарова А.В.
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет...
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва»
Послание Иакова. 2, 14, 26
В начале XXI века, в эпоху глобализации и информатизации общества, человек учится жить в едином мировом пространстве. Человечество уже может объединять свои усилия для борьбы со стихиями и разными другими внешними обстоятельствами. Но только «внутренние обстоятельства» смогут по-настоящему объединить как отдельного человека с самим собой и своим народом, так и человечество в целом. Главное внутреннее обстоятельство, без которого человечество не может существовать, - это духовность, о которой столько спорят и говорят.
Что же такое духовность, почему так высока её роль? Обратимся к этимологии слова «духовность», происходящему от другого слова - «дух» (греч. pneuma; лат. spiritus - «воздух» или «дыхание») -высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей1.
Духовность есть проявление духа в человеческих помыслах, желаниях, чувствах и устремлениях, она как высшее проявление духа выражается в способности личности к духовным озарениям, помогающим человеку не только обрести себя, но и проникнуться высоким смыслом своего подлинно человеческого предназначения. Духовность как способ самоопределения человека являет вся полноту своего смысла в его отношении к другим людям. Духовность - решающая сила в судьбе исторических эпох и народов, она животворна и созида-тельна2.
Духовность человека и общества стала одной из главных идей в работах наших соотечественников Н. Бердяева, И. Ильина, С. Франка и других. Их работы не утратили актуальности и сегодня. Наравне с духовностью, большое значение в своих трудах они уделяли православию.
Именно православие для российского общества является одной из наиболее ярких и выразительных форм духовности. Духовность в православии ассоциируется, прежде всего, с любовью как высшей ценностью, выражающей самый сокровенный смысл человеческой жизни. Любовь, культивируемая православием, всеобъемлюща, бескорыстна и жертвенна. Она обращена не только на друзей, но и на врагов. Православие ориентирует человека не на суетность мира, а на неиссякаемую веру в то, что имеет во все времена и для всех народов вечное, непреходящее значение: Истину, Добро, Красоту, Совесть, сокровенные порывы души, устремленной к божественной благодати и святой правде3.
Возрожденное православие призвано исцелить духовные болезни общества. Православие поможет «научиться верно различать духовный ранг жизненных содержаний и приучиться сосредоточивать свое внутреннее внимание на божественной сущности вещей, явлений и событий. Ибо жизненные содержания не равны, не равноценны, не равнозначи-тельны. Среди них есть ничтожные, и есть священные; есть такие, которые возводят душу и сообщают ей особую глубину и крепость, и есть такие, которые незаметно разлагают и обессиливают ее, делают ее мелкою, страстною и слепою. Есть такие, которыми стоит жить, и есть такие, которыми не стоит жить. Надо научиться распознавать их, выбирать суще-
1 Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В. Г. Кузнецова. М., 2010. XVI. С. 150.
2 Толпыкин В. Е. Культурология: учебник для вузов / В. Е. Толпыкин, Т. В. Толпыкина. М., 2010. С. 194-197.
3 Там же. С. 211,214.
Комарова А.В.
ственно-священные и жить ими. Тогда и сам человек станет "существенным", он поймет смысл и цель жизни и войдет в живую связь со священной сущно-
1
стью зримого мира» .
Поиск этой божественной сущности можно сравнить с духовным землетрясением, из которого рождается религиозная жажда людей. Люди пытаются возродить храм в душе своей. Еще Н. Бердяев
писал, что «русский народ - религиозный по своему „ 2 типу и своей душевной структуре» .
Чем же опасна эта жажда на современном этапе?
Во-первых, свобода слова породила большое количество различных «проповедников Слова Бо-жия», новые религиозные течения и движения.
Во-вторых, миссионерское служение Русской православной церкви находится на этапе возрождения, и происходит это в условия разрушения базовых традиционных ценностей жизни, духовного кризиса.
Сегодня перед Церковью стоит задача возродить миссионерское служение, сохранив в нём традиции. Исповедание христианских ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности и
3
стержень, мораль, нравственность .
Само понятие «миссия» широко трактуется современными исследователями.
По-гречески «миссия» (от лат. ш188Ю - посылка, поручение) звучит как священноапостольство. Церковь Христова именуется апостольской, и миссия является одной из основных форм ее служения, когда живой, благодатный организм Церкви сопри-
4
касается с непросвещенным миром .
Миссия Церкви состоит в том, чтобы в каждом члене своем возрастить веру в то, что не временность и смертность, а бессмертие и вечность - нормальные состояния человеческой личности, что человек - это странник, путешествующий через смертность и временность в бессмертие и вечность. И далее автор продолжает: «Миссия нашей Церкви: бого-человеческие подвиги соделать правилом народной жизни; душу народную соткать из христианских добродетелей. В этом - спасение души от мира, от всех
его душегубных, людоедских, безбожных движений и организаций. Поэтому самая главная обязанность нашей Церкви: создавать христоносных подвижников»5.
Следует отметить, что миссия призвана носить мирный, ненасильственный характер. Она имеет успех, потому что наши миссионеры учат людей, по слову апостола Павла, «отвращаться от зла и прилепляться к добру» (Рим. 12, 9), примером своей личной жизни свидетельствуя о принадлежности к православию.
Говоря о возрождении миссионерской деятельности Русской православной церкви, следует помнить, что миссионерами могут быть, а в некоторых случаях и должны быть, не только священнослужители, но и миряне, либо совместно миряне и священнослужители. Миряне вносят личный вклад в дело миссионерского свидетельства в соответствии с образованием, способностями и профессиональными навыками, о чем сказано в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»6.
Современное миссионерство требует новых методов. В данной статье представлено новое социальное явление в миссионерской деятельности Русской православной церкви - русские мотоциклисты.
В СССР мотоциклетное движение (рокеры) появилось в начале 80-х годов XX века в числе других неформальных движений молодежи. Их возникновение связано с «падением железного занавеса» и проникновения «западного» в Советский Союз, когда комсомольские организации вместо понимания, поддержки советской молодёжи и нахождения общего языка с ними, устанавливали все новые и новые запреты. Неформалы стали противовесом комсомолу. Объединение молодежи в неформальные группы по интересам - это своего рода борьба за новое, за перемены в жизни и поиск самих себя и своего пути.
Своеобразной формой борьбы и ухода от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности стала рок-музыка (металл-жанр), запрещённая как музыка антисовет-
V
1 Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М. С. 155.
2 Бердяев Я. А. Русская идея. М., 2010. С. 282.
1 Воронова Е. А. Благотворительная деятельность РПЦ в России: Дис.канд. соц. наук. СПб. 2004. С. 25.
I Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства РПЦ. М.. 2007. С. 6.
5 Щетин Попович, прп. Внутренняя миссия нашей Церкви (Осуществление Православия) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.rcshma.nov.ru/texis/preD iusun vnutr missia.hun (дата обращения: 24.04.2011).
II Концепции миссионерской деятельности РПЦ // Официальный сайт Московского Патриарха. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://D2.Datriarchia.ru/78l/526/1234/Konzepzia.doc (дата обращения: 24.04.2011).
Участие русских мотоциклистов в миссионерской деятельности Ру
ской направленности. Частью той «антисоциальной» субкультуры, слушающей запрещённый рок, были нынешние основатели российского мотоклуба «Ночные Волки». Рокеры на мотоциклах не только слушали металл и гоняли по ночному городу, но и брали на себя функции охраны порядка на концертах рок-групп и их защиты от агрессивно настроенных группировок.
В конце 80-х мотоциклисты отделяются от ро-керской субкультуры и название «рокер» выходит из обихода. Рок-музыка продолжает их сопровождать, но теперь предпочтение отдается мотоциклу, который становится частью бытия и символом свободы. Мотоциклисты объединяются в мотоклуб и выделяются в отдельную субкультуру. В этой субкультуре мотоцикл - не просто средство передвижения, это отличительный знак образа жизни. Философией этого образа жизни становится братство, любовь к свободе и дороге.
Здесь следует отметить, что первые байкерские движения и мотоклубы с общностью интересов, убеждений и чувством братства (внутри одного клуба), в которых мотоцикл становится символом протеста, зародились в США в 1940-1960-е годы. Этот период США характеризуется контркультурной направленностью и появлением большого количества протестных движений (битники, хиппи и другие), которые не желали подчиняться общепринятым законам общества. Одним из таких протест-ных движений с философией бунтаря, бегущего от общества, становится байкерское движение. Тогда же формируются правила, традиции байкерской и клубной жизни. Репутация «преступного мотоциклетного братства» закрепляется за байкерами в 1947 году, когда в Холлистере (Калифорния, США) произошли беспорядки с участием большого количества байкеров, получившие название «Холли-стерский бунт». В своем выступления глава Американской Мотоциклетной Ассоциации (АМА) сказал, что все мотоциклисты - законопослушные люди, и только один процент из них являются «отверженными» и нарушает закон (outlaws). Именно с этого момента происходит деление мотоциклистов на «1%» - outlaw (мотобанды) и «99%» -законопослушные. После разделения outlaw-клубы открыто заявили о своей жизни вне закона.
В СССР, как было сказано ранее, мотоциклетная субкультура родилась в конце 80-х тоже из протеста
1 Сайт мотоклуба НОЧНЫЕ ВОЛКИ [Электронный ресурс]. 24.04.2011).
2 Там же.
кой Православной Церкви
и борьбы с общественными стереотипами, только дальнейший путь у нее свой, отличный от Запада. Первый мотоклуб - «Ночные Волки» появился на территории СССР в 1989 году. Символом клуба стал волк - животное, которое почитали и одновременно боялись славяне, а не черти и черепа, принятые у американских байкеров. Это первый российский мотоклуб, «завоевавший мировое признание как самый крупный, мощный и независимый клуб с российским лицом и традициями. В своей жизни Клуб опирается на православные корни и чтит историю своей страны»1. Сегодня это не просто первый мотоклуб на территории России - это клуб, который имеет свое лицо, свои традиции и свой путь (в отличие от отделений американских клубов) и представляет русскую мотокультуру в мире.
Сейчас этому мотоклубу 20 с небольшим лет. Существование его на просторах России говорит о том, что члены его смогли найти себя не как «вечных неформалов», а как создателей мотоциклетной культуры, основанной на российских традициях и духовном наследии своей страны. «Это Мотоклуб Русского духа, мотоклуб патриотов! Мотоклуб, способный объединить русское, славянское общество посредством бескорыстного мотоциклетного братства»2.
За свои 20 лет клуб прошёл нелегкий путь. С конца 90-х гт. XX века клуб начинает создание своих отделений не только в России, но и в странах СНГ и Европе. На сегодня он присутствует более чем в 37-ми городах России, а также в Белоруссии, Украине, Латвии, Македонии, Сербии, Болгарии, Румынии.
За время своего существования мотоклуб «Ночные Волки» стал для многих олицетворением силы, которая оберегает русские традиции и продолжает их несмотря ни на что. Молодые люди, которые в настоящее время покупают мотоцикл и приходят в клуб, хотят стать уже не байкерами из американских фильмов, а русскими мотоциклистами с верой в Бога, уважающими историю своей страны и традиции предков.
Ночные Волки на этапе своего становления, конечно, взяли от западных мотоклубов внутреннею иерархию, символику (флаг, эмблема (цвета), ежегодное проведение байк-шоу, но в основу были заложены традиции своей страны.
К этим традициям можно отнести:
ежегодное проведение международных байк-шоу
жим доступа: URL: http: //www.nightwolves.ru/ (дата обращения:
Первое международное байк-шоу прошло летом 1995 года в Москве. Байкеры многих стран мира посетили праздник, в котором участвовало более 5000 человек1. С того момента байк-шоу стали проходить ежегодно. Каждый год программа байк-шоу меняется.
Раньше байк-шоу было слетом мотоциклистов и рок-музыкантов, центром байк-шоу был мотоцикл. Сейчас к традиционной программе байк-шоу добавлен своего рода спектакль, где всадник на железном коне рассказывает нам историю нашей страны и показывает те ценности человеческой жизни, которые не утратят своего значения во все времена. Обязательный элемент программы байк-шоу - отражение знаменательной даты истории страны, к которой приурочено байк-шоу либо города, где проходит байк-шоу.
«Программы Байк-Шоу неповторимы по своему масштабу и пронизаны духом русского патриотизма и единством славянских народов»2. Поэтому байк-шоу стали посещать не только мотоциклисты разных стран, но и люди, которым интересна и небезразлична судьба своей страны.
Яркими примерами такого единения стали:
- байк-шоу 2003 года в г. Санкт-Петербурге (Россия), проведённое в рамках официального празднования 300-летия г. Санкт-Петербурга и впервые за пределами Московской области. Байк-шоу посетило 30.000 человек»3;
- байк-шоу 2005 года в г. Калиниграде (Россия) было посвящено 750-летию основания г. Калининграда, и его посетили не менее 200 тысяч человек4;
- байк-шоу 2009, 2010, 2011 годов в г. Севастополе (Украина).
В 2010 году байк-шоу посвятили 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое содержание таких мероприятий помогает не утратить связь с прошлым своей страны, чтить и хранить подвиги предков, и подтверждать тем
Комарова А.В.
самым слова «никто не забыт и ничто не забыто» Так, по словам Президента Республики Татарстан Р. Минниханова: «Слова «Никто не забыт, ничто не забыто!» являются для нас незыблемым нравственным законом, мерилом всего нашего общественного бытия»5. Байк-шоу 2010 года посетило свыше 70 000 человек6.
- участие в мероприятиях, посвященным знаменательным датам истории
«Это Победа! Твоя и моя!»
В мае 2010 года была проведена молодёжная патриотическая акция, посвященная 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Мероприятие проходило в байк-центре мотоклуба «Ночные Волки». Участников было свыше 500 человек7.
Общенародная акция «Свеча памяти: 22 июня»
Акция проводится с 2009 года в рамках международной акции памяти, которая в ночь с 21 на 22 июня проходит в городах России, Украины и Белоруссии. В эти дни вспоминают погибших в Великой Отечественной войне, начавшейся в 4 часа утра 22 июня 1941 года.
В Москве первую «свечу памяти» зажигают в Богоявленском соборе, здесь же служат панихиду по погибшим в Великой Отечественной войне. В 2010 году в 22:00 байкеры мотоклуба «НОЧНЫЕ ВОЛКИ» доставили свечу памяти на Поклонную гору8. На Поклонной горе проходит главная акция «Свеча памяти 22 июня». «Негасимая свеча» встает на вахту памяти в Зале памяти и скорби Центрального музея Великой Отечественной войны. Всю ночь и весь День памяти и скорби 22 июня на Поклонную гору приходят москвичи и зажигают тысячи свечей памяти.
В 2011 году акция прошла в третий раз и объединила 1477 городов и населенных пунктов из 76 регионов России9.
- организация и участие в проведении благотворительных акций
' Сайт мотоклуба НОЧНЫЕ ВОЛКИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.nightwolves.ru/ (дата обращения: 24.04.2011)
2 Там же.
3 Там же.
4 т^
1ам же.
5 Официальный сайт Президента Республики Татарстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://president.tatarstan. ru/pub/view/9562 (дата обращения: 11.11.2011)
6 Сайт БАЙК-ШОУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://bikeshow.ru/ (дата обращения: 13.05.2011).
7 Сайт Московский городской совет ветеранов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.mgsv.org/article/145.htm] (дата обращения: 12.11.2011).
8 Сайт Православие и мир [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.pravmir.ni/svecha-pamyati/ (дата обращения: 24.04.2011).
9 Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/1543879.html (дата обращения: 12.11.2011).
Участие русских мотоциклистов в миссионерской деятельности Русской Православной Церкви
Акция «Дыши!»
12 июня 2010 года был проведен рок-концерт в байк-центре в поддержку детей больных раком (помощь в сборе 1 335 000 рублей на 15 инфузоматов Braun большого объема).
Новогодние ёлки
Последние несколько лет в байк-центре проходят Новогодние ёлки для детей. Большинство представлений проходят как благотворительные.
Благотворительный концерт «ОПАСНОЙ ДОРОГЕ - НЕТ»
28 октября 2011 был проведен первый благотворительный концерт «ОПАСНОЙ ДОРОГЕ - НЕТ» в поддержку мотоциклистов пострадавших в мотоавариях.
Все денежные средства (240 000 рублей) собранные на этом концерте были сразу переданы родственникам пострадавших, которые были пригла-
1
шены на мероприятие .
- организация и проведение крестных ходов на мотоциклах, мотопробегов по местам воинской Славы и захоронениям русских воинов и других гражданско-патриотических акциях
Два мотопробега были совершены в честь Святого благоверного великого князя Александра Невского. Первый по маршруту Городец (место кончины князя, Нижегородская область) - Владимир (место великого княжения) - Переславль-Залес-ский (место рождения). Икона «Святой благоверный князь Александр Невский - имя России» была написана в Александро-Невской лавре и, по завершении мотопробега, передана в дар Ярославской епархии. Второй по маршруту Санкт-Петербург -Москва - Севастополь. Икона Святого благоверного великого князя Александра Невского была написана в Киево-Печерской лавре, затем её освятили на мощах Александра Невского в Свято-Троицкой лавре Санкт-Петербурга. Далее через Москву икону доставили в Крым, в Свято-Владимирский кафедральный собор Херсонеса, где икону поместили в пределе, освященном во имя написанного на ней святого .
Крестный мотопробег по маршруту Москва -Минск доставил в Свято-Никольский храм села Станьково (Дзержинский район) икону святой блаженной Валентины Минской, написанной в Опти-ной пустыни.
При участии Ночных Волков была передана в Стокгольм (Швеция) в Сергиевский приход Русской Православной церкви икона Святой блаженной Матроны Московской.
В октябре 2011 был совершен один из самых продолжительных крестных ходов «Путь Андрея», посвященный Святому Андрею Первозванному, по маршруту Россия - Беларусь - Украина - Румыния - Сербия - Черногория. В дар Острожскому монастырю в Черногории мотоциклисты России и Балкан привезли лики Святого Преподобного Серафима Саровского и Святого благоверного великого князя Александра Невского. По ходу следования к мотопробегу присоединялись отделения Ночных Волков, находящиеся на Балканах и друзья.
Количество участников мотопробегов всегда разное, если, например, из байк-центра в Москве выезжает от 5 до 10 мотоциклистов, то мере движения к ним присоединяется еще такое же количество мотоциклистов либо больше на территории каждой страны или города в зависимости от маршрута крестного хода.
Мотопробег Россия (Москва) - Беларусь - Литва - Россия (Калининград) - Польша
Мотопробег проходил по местам массовых захоронений русских воинов. В ходе мотопробега у воинских мемориалов устраивались митинги, с целью привлечь внимание общественности к проблеме заброшенности воинских захоронений и содержании их в надлежащем порядке.
- посещение детских колоний совместно со священнослужителями
Посещение детских колоний - это часть программы реабилитации несовершеннолетних нарушителей. В рамках посещения проводится общий молебен, а затем беседа о принципах дружбы и взаимопомощи, отказ от спиртного, наркотиков и табака.
- участие в строительстве и восстановлении православных храмов
Московское отделение мотоклуба участвует в строительстве Храма в честь Св. кн. А. Невского в г. Москве; латышское отделение собирает средства на реконструкцию и восстановление Православной церкви Святителя Николая в г. Вентспилс.
- освящение мотоциклов в день Открытия сезона.
Все вышесказанное наглядно показывает соб-
1 Сайт «Опасной дороге - нет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.riangerroad.net/ (дата обращения: 12.11.2011).
2 Официальный сайт Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.crimea.orthodoxy.su/Chromca/2011-10-16-Sevastopo1-Tcona-AN.html (дата обращения: 14.11.2011).
ственный путь российского мотобратства «Ночные Волки» в мотоциклетном мире. Его члены Ночные волки - это православные христиане, чувствующие свою ответственность не только за развитие российской мотоциклетной культуры, но и причастность к общему делу миссии Русской православной церкви.
Этот опыт «следования за Христом» следует учитывать сейчас, когда так важно возродить миссионерский опыт Церкви среди населения страны, особенно молодежи.
Миссионерское служение мирян, в данном случае мотоклуба «Ночные Волки», сможет и долж-
Комарова А.В.
но разрушить ошибочный стереотип восприятия мотоциклистов как неверующих дикарей и возродить миссионерское служение Церкви путем привлечения мотоклуба к выполнению определенных миссионерских поручений. Русские мотоциклисты, имея непосредственный опыт духовного созидания, пришли в храм и готовы к дальнейшему пути по развитию, возрождению и укреплению российских православных традиций как внутри своего братства, так и в современном обществе.
©Комарова А. В., 2011