Геополитический дискурс
|Д[щДЕПДРПДРПД^ДйДРш1[шЗСПЗ
Надежда Коршунова
Участие России в разделах Польши: политическая игра или геополитическая необходимость?
Всю мировую историю можно изучать как историю войн, в результате которых на карте мира то появлялись, то исчезали государства. Внешнеполитическая ситуация, когда одно государство лишается независимости в результате соглашения других, - довольно редкое в мировой практике явление, всегда приковывающее к себе внимание. Поэтому проблема разделов Речи Посполитой в конце XVIII века едва ли когда-нибудь перестанет волновать историков. Потеря независимости Польши произошла в результате договора трех стран: России, Пруссии и Австрии. Такого рода «сделки» всегда вызывали горячие споры историков и политологов. Особенно это касается Речи Посполитой (Польши) - страны, на территории которой пересекаются стратегические интересы фактически всех европейских держав. Почему такое соглашение стало возможным и зачем Россия участвовала в этом процессе? Эти вопросы задавали и современники тех событий, задают и историки на протяжении уже двух столетий.
Для того чтобы ответить на данные вопросы, напомним основные события, приведшие к исчезновению Речи Посполитой с европейской карты. В 1763 году, после смерти польского короля Августа III, посаженого на престол еще Анной Иоанновной, в стране начался династический и политический кризис. Между магнатскими группировками возникла ожесточенная борьба за власть, которая, по сути дела, оказалась в руках сейма, в чьи дела активно стали вмешиваться соседние государства с целью посадить на польский престол «своего» короля. В этой борьбе победили сторонники прорусской ориентации - князья Чарторыйские. На престоле оказался их родственник, бывший фаворит Екатерины II Станислав Понятовский.
Его правительство начало проводить в стране реформы, что вызвало ожесточенное сопротивление со стороны других группировок шляхетства, которые даже использовали так называемое «право конфедерации», то есть создания вооруженной оппозиции. Екатерина II по просьбе Станислава Понятовского послала русские войска во главе с А. В. Суворовым на
37
помощь законной власти, что свело на нет усилия оппозиции. Такое усиление влияния России в Польше сильно встревожило Пруссию и Австрию. В то время Польша более устраивала Россию как буферное государство на границе с более сильными соседями. Однако под давлением Пруссии и Австрии, во избежание крупной европейской войны, Россия вынуждена была пойти на раздел Польши.
Было заключено два двусторонних договора: между Россией и Пруссией и между Россией и Австрией. Оба они были подписаны в июле 1772 года. Под давлением двух держав в сентябре 1773 года польский сейм санкционировал соглашение о первом разделе Польши. Причем, чтобы соблюсти «лицо» на международной арене, страны-участники данного договора мотивировали разделы интересами самой Польши: «принимая в соображение, что из всех употребленных ими (европейскими монархами. - Н.К.) средств для умиротворения Польши ни одно не достигло своей цели; что, напротив, ожесточение там духа партий и крамолы приобретает с каждым днем новые силы и что анархия укореняется там настолько, что нужно опасаться, чтобы продолжительность смут и раздоров не повлекла бы за собой современное разложение государства». Поэтому и решено было разделить Польшу для спокойствия ее соседей. Итак, согласно подписанным документам, Россия получила все Подвинье и часть Верхнего Приднепровья, воеводства Полоцкое, Витебское, Мстиславское, часть Минского и часть польской Ливонии. К Австрии была присоединена Западная Украина - Галиция. К Пруссии отошла Померания без города Данцига, воеводство Мариенбургское, включая город Эльбинг с епископством Варшавским и воеводство Кульмское, исключив из него город Торн1.
В последующие годы, благодаря успешным завоевательным войнам и грамотной международной политике, происходит усиление Российской империи на международной арене. Так, во время вспыхнувшей между Австрией и Пруссией войны за баварское наследство Екатерина II выступила в качестве третейского судьи. Закончивший эту войну в 1779 году Тешенский мирный договор, условия которого гарантировало русское правительство, привел к значительному усилению влияния русской дипломатии на весь ход дел в Европе. Еще более усилила позиции России обнародованная в феврале 1780 года декларация о «вооруженном нейтралитете». Декларация провозглашала, что всякое нейтральное судно находится под защитой всех нейтральных государств и имеет право защищать себя на море оружием. Ответственность же за насилие над нейтральными судами падают на суда нападающих держав. К этой декларации охотно присоединилось большинство государств.
В это время в России происходит изменение основного курса внешней политики. Усложняются отношения с Англией из-за отказа Екатери-
38
ны II отправить русское войско в Америку, происходит охлаждение в отношениях с Пруссией. С Австрией же, напротив, начинается процесс сближения, особенно после встречи Екатерины II в 1780 году в Могилеве с австрийским императором Иосифом II. Меняются также фигуры во внешнеполитическом ведомстве России: на смену графу Никите Ивановичу Панину приходит Александр Андреевич Безбородко - талантливый дипломат и государственный деятель. Большую роль во внешней политике начинает играть фаворит Екатерины князь Григорий Александрович Потемкин. Вместе с лицами меняется и основная концепция внешней политики. На смену «северному аккорду» Н.И. Панина, ориентированному на Пруссию, рождается так называемый «греческий проект». В рамках этого проекта предполагалось изгнать турок из Европы, а на территории бывшей Османской империи создать греческую державу во главе с великим князем Константином Павловичем. Кроме того, из дунайских княжеств, Молдавии и Валахии, должно было быть образовано новое буферное государство (носившее древнее название - Дакия)2.
Начало дипломатических шагов в рамках реализации «греческого проекта» вызвали резкое недовольство Турции. Еще больший протест у Турции вызвало официальное присоединение в 1783 году к России Крыма. Демонстративно не выполняя условий Кучук-Кайнарджийского договора, Турция сама объявила войну Российской империи. Положение России в скором времени осложнилось выступлением Швеции: король Густав III начал осаду крепости Нейшлот и предъявил России явно невыполнимые требования. Однако несмотря на все трудности ведения войны на два фронта, Российская армия и флот успешно справились с возложенными на них задачами. Победное заключение мира со Швецией, а затем и с Турцией еще более усилили позиции России на мировой арене.
В 80-х годах XVIII века усилилось влияние России в Польше, что насторожило Пруссию и Австрию. Кроме того, среди поляков начинает нарастать движение за укрепление собственной экономики и политического строя. Ряд позитивных мер предпринял сейм 1788 года, получивший название четырехлетнего сейма. Этот сейм объявил себя конфедерацией, поэтому его решения принимались большинством голосов и свободное вето не могло применяться. 3 мая 1791 года этот сейм принял новую конституцию, отличавшуюся известной прогрессивностью. Так, в шестом разделе рассматривалась структура и полномочия сейма, который должен быть составлен из двух палат: палаты депутатов и палаты сенаторов под руководством короля. Палата депутатов объявлялась святыней законодательства. В нее должны были входить 204 депутата, обязанностью которых было обсуждение всех законопроектов. Сенат, который состоял из католических епископов, воевод и министров под руководством короля, насчитывал 132 человека. Закон, принятый в палате депутатов,
39
передавался в сенат, который мог его одобрить или отложить до повторного заседания сейма. В этом случае обе палаты собирались вместе и решение принималось большинством голосов, отменялось свободное вето и запрещались всякие конфедерации. Кроме того, по новой конституции в Польше должно было произойти значительное усиление роли католицизма. В начале конституции главенствующей религией объявлялась «святая римская католическая» религия со всеми ее правами. Переход из католической веры в другую воспрещался. Правда, для всех других конфессий гарантировалась свобода исполнения религиозных обрядов, однако предыдущее утверждение в любом случае ставило их в неравное положение.
Естественно, такая конституция, в результате действия которой могло произойти значительное усиление Польши, была крайне невыгодна России, поэтому летом 1791 года русские войска, принимавшие участие в войне с Турцией, были переброшены в недавно присоединенные польские земли. Сразу же в городе Тарговице возникла конфедерация, к которой присоединился и сам польский король. Началась пограничная война русских и польских войск. Царские войска вскоре взяли Варшаву. Конституция 3 мая 1791 года была отменена, а в марте 1793 года произошел второй раздел Польши во многом уже по инициативе России, правительство которой понимало, что удерживать влияние в Польше практически не удастся. Кроме того, во Франции разворачивались революционные события, что не могло не волновать Россию. На этом фоне принятие конституции в Польше тоже представлялось почти революционным.
По второму разделу к России отошли Белоруссия с Минском и Правобережная Украина. Пруссия захватила Гданьск (Данциг), Торунь и Великую Польшу с Познанью. Оставшаяся часть Польши с населением в 4 млн человек была окружена со всех сторон сильными и враждебными ей государствами, которые навязывали ей свои условия. Эти события вызвали патриотический подъем в Польше. Вскоре одна из частей польского войска восстала: центром восстания стал Краков, а его главой - талантливый генерал Тадеуш Костюшко. Первоначально им сопутствовал успех: отряды Т. Костюшко даже заняли Варшаву. Однако устоять перед не знавшими поражения отрядами русских войск под предводительством А.В. Суворова не смогли. Последний польский король Станислав Август Понятовский сложил свои полномочия 25 ноября 1795 года. В том же году был проведен третий, окончательный раздел Польши. Большая часть уже исконно польских земель с Варшавой была отдана Пруссии, Малая Польша с Люблином отошла к Австрии. Россия получила Литву, Западную Белоруссию и Западную Волынь. Курляндское герцогство, находившееся в зависимости от Речи Посполитой, также было присоединено к России.
Таковы основные события, позволяющие понять, как происходили разделы Польши, однако это не снимает вопроса, почему они оказались
40
возможны, что, в свою очередь, рождает вопрос: была ли у России собственная внутренняя потребность в разделах Польши или в этом вопросе Екатерина II вынуждена была следовать в русле политических интересов Пруссии и Австрии? Эти вопросы тесно взаимосвязаны и, разобравшись с первым, мы сможем ответить на второй.
Существуют различные точки зрения на причины разделов Польши. Так, большинство российских историков - С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, Н.Д. Чечулин и др. - придерживались мнения, что разделы или «падение Польши» были следствием, прежде всего, глубочайшего затянувшегося внутреннего кризиса Речи Посполитой . Существует и противоположная точка зрения, получившая название теории «заговора против Польши», которую развивают ряд французских и польских исследовате-лей4. Согласно данной концепции, причины раздела Польши заключались, главным образом, в вероломной политике ее соседей, которые просто воспользовались «удобным моментом» временной нестабильности в стране.
Принимая во внимание вышеназванные точки зрения и анализируя историю разделов Польши, необходимо отметить следующее. На наш взгляд, следует разделять причины первого и последующих разделов Польши. Так, раздел 1772 года был вызван стремлением ряда европейских государств, прежде всего Пруссии, не допустить усиления Российской империи, в том числе ее влияния на Польшу. Последнее было вполне реальным после избрания королем Станислава Лещинского, ставленника России и бывшего фаворита Екатерины II. России был невыгоден этот раздел. По сути дела он стал проигрышем Российской дипломатии, геополитическим просчетом.
Разделы же 1793 и 1795 годов проходили уже совсем в иной исторической обстановке. Несмотря на общее усиление влияния России на международной арене, ее позиции в Польше начали ослабевать. Принятие новой польской конституции, призванной значительно укрепить центральную власть в стране, весьма обеспокоило российское правительство. Также стоит напомнить, что в рамках новой конституции значительно ущемлялись права некатоликов, а это усиливало гнет православных народов (украинцев и белорусов), земли которых входили в состав Речи По-сполитой. За данные территории уже не одно столетие шел спор между Россией и Польшей, и вернуть их в состав Российского государства для монарха, безусловно, было «делом чести». Кроме того, иметь «под боком», на западной границе, сильное, независимое от России и при этом нестабильное государство, да еще и в период набирающей силу революции во Франции, было крайне опасно. Подобной же точки зрения, по всей вероятности, придерживались Пруссия и Австрия. Поэтому с уверенностью можно сказать, что участие России во втором и третьем разделах
41
Польши были вызваны необходимостью защиты собственных геополитических интересов. Конечно, это соображение не умаляет «несправедливость» подобного подхода по отношению к полякам, но данные категории неприменимы к вопросам внешней политики как для XVIII, так и для XXI веков.
Примечания
1 Петербургская конвенция между Россией и Австрией о первом разделе Польши // Под стягом России: Сб. архив. документов. М., 1992.
2 См. об этом подробнее: Коршунова Н.В. Восточный вектор геополитики Екатерины II: «Греческий проект» // Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. 2003. № 1. С. 62 - 68.
3 См., например: Соловьев С.М. Восточный вопрос // Соловьев С.М. Соч.: В 18 кн. Кн. XVI. М., 1995; Костомаров Н.И. Старый спор: (Последние годы Речи Посполитой). М., 1994.
4 Цегельский Т., Кондзели Л. Разделы Польши. 1772 - 1793 - 1795. Варшава, 1990.
Александр Клементьев
Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев как предтечи
геополитики
Формирование геополитики как особого раздела политической науки происходит на рубеже XIX и XX столетий, но основные установки геополитического мышления зародились гораздо раньше. Наибольший вклад в создание новой парадигмы внешнеполитических исследований внесли сторонники идеи географического детерминизма, как европейские, так и отечественные. К числу наиболее авторитетных представителей русской школы географического детерминизма известный политолог Э.А. Поздняков относит В.Р. Ключевского, Л.И. Мечникова, К. Бэра, С.М. Соловьева, характеризуя их как идейных предшественников геополитики как науки1.
Не умаляя теоретических заслуг названных авторов, хотелось бы отметить, что гораздо больше оснований считаться русскими предтечами геополитического мышления имеется у представителей натуралистической историософии второй половины XIX века Н.Я Данилевского и К.Н. Леонтьева. Философско-политические концепции натуралистов, созданные в рамках историософских моделей, долгое время были лишены внимания исследователей. Подвергая натуралистическую философию политики специальному анализу, можно выделить ее несомненное идейное родство с основоположениями более позднего порождения европейской мысли - геополитики.
42