Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 34 (288). История. Вып. 53. С. 83-88.
УЧАСТИЕ ПРОФСОЮЗОВ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ (1925-1932 ГОДЫ)
Исследуется участие профессиональных союзов в подготовке кадров промышленных предприятий накануне и в годы первой пятилетки на территории Красноярского края. Рассмотрены основные направления деятельности профсоюзов по подготовке кадров для промышленных предприятий. Выявлены основные трудности, возникавшие у профессиональных союзов при осуществлении этой деятельности.
Ключевые слова: профессиональные союзы, подготовка кадров, индустриализация, рабочий класс, трудовые коллективы.
Состояние рабочих кадров, как и подготовка кадров для промышленных предприятий, прежде всего рабочих специальностей, является на сегодня проблемой для любого российского региона. Отметим, что данная проблема была актуальной и в годы форсированной индустриализации. Целью статьи является изучение путей подготовки рабочих кадров накануне и в годы первой пятилетки в регионах, исторически не являвшихся сосредоточением высокообразованных кадров. Отметим, что в годы форсированного индустриального развития подготовка рабочих кадров являлась одним из основных направлений деятельности профессиональных союзов. Необходимость решения данной задачи объяснялась, прежде всего, низким образовательным уровнем новых сотрудников, большая часть из которых была крестьянами, пришедшими прямо из деревни, совершенно не знакомыми с фабриками, борьбой рабочего класса, его задачами и организациями1.
Несомненно, в советский период данное направление получало определенное освещение, но в исследованиях превалировало изучение регионов с более развитой промышлен-ностью2, зачастую с более высоким уровнем квалификации рабочих. Кроме того острые, неоднозначные факты, проблемы, с которыми сталкивались профессиональные союзы, часто не получали освещения. В современный период исследователи сосредоточили свое внимание на изучении истории повсед-невности3. В этой статье мы ставим перед собой задачу рассмотреть участие профсоюзов в подготовке промышленных кадров в первые годы форсированной индустриализации
СССР, прежде всего на примере территории Красноярского края, являвшейся на тот момент примером индустриально не развитого региона.
Заметим, что первоначально основной из важнейших задач при подготовке кадров для промышленных предприятий для профессиональных союзов являлась работа по открытию производственных кружков и технических курсов не только на фабриках и заводах, но и при рабочих клубах. К концу восстановительного периода сеть технических курсов в СССР выросла до 1027, что на 70 % больше, чем это было в 1922-1923 гг., а число обучающихся увеличилось с 43,8 тыс. человек в 1922-1923 гг. до 95,5 тыс. в 1925 г.4
Тем не менее, необходимость подготовки квалифицированных кадров потребовала создания сети школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В горнодобывающей промышленности они создавались преимущественно как школы горнопромышленного ученичества (горпромуча). Состоявшийся в 1926 г. I Всесоюзный золотопромышленный съезд, обсуждавший вопросы развития отрасли, призвал обратить внимание на проблему кадров. Вопрос о расширении сети ФЗУ обсуждался и на II окружном съезде профсоюзов, проходившем в феврале 1927 г. в Красноярске5. Промышленная специализация Сибири нашла своё отражение в сети образовательных учреждений. Так, из 12 школ ФЗУ, предназначенных для начального профтех-нического образования, 5 занимались подготовкой специалистов для угольной отрасли, 2 - горнозаводской (золотодобывающей), 2 - силикатной (химической), 1 - металлоо-
брабатывающей, 1 - текстильной и 1 - полиграфической6. Развитие фабрично-заводского обучения продолжилось при содействии профсоюзов и в дальнейшем. Так, на красноярском стекольном заводе в начале 1930 г. в ФЗУ обучалось 43 человека7. Развертывание сети школ ФЗУ в Сибирском крае происходило при значительном увеличении ассигнований: в 1928/29 - 314,4 тыс. р., в 1929/30 -3188,0 тыс. р.8
В августе 1931 г. Президиум ЦК профсоюза рабочих по добыче и обработке цветных металлов (ДОЦМ), рассмотрев вопрос о подготовке кадров для предприятий отрасли в Западной Сибири и Башкирии, предложил расширить сеть школ ФЗУ и горпромуча, развернуть массовое обучение на курсах с охватом не менее 50 % всех рабочих9. А в июле 1931 г. президиум Восточно-Сибирского краевого совета профессиональных союзов (КСПС) признал необходимым строительство горпромуча на Южно-Енисейском золо-тоизвлекательном комбинате. В 1931 г. для подготовки квалифицированных шахтеров были открыты горнопромышленные училища в Черногорске и на Сарале10. Учащиеся обеспечивались питанием, общежитием и стипендией. Уже в первый год Черногорское училище подготовило 350 шахтеров. Наиболее разветвленной системой школ горпрому-ча в Сибири располагал трест «Востсибзоло-то»11. Осуществлялся набор и в другие школы ФЗУ на территории Красноярского края12.
Баланс рабочей силы в промышленности В
Профсоюзы направляли учащихся в различные ФЗУ Сибирского края. Так, с лесозаводов Красноярского округа было послано в иркутскую школу ФЗУ 12 человек, на курсы теплотехников в Томск - 1, для вторичного посещения иркутского ФЗУ - 13 человек, на ленинградские курсы рабочих рационализаторов - 213. За годы первой пятилетки значительно увеличилось число учащихся. Если в 1927/28 гг. в СССР насчитывалось 178,3 тыс. учащихся, то в 1932 г. - 1177,3 тыс. Плановое задание пятилетки по набору учащихся было перевыполнено в 4,3 раза14. Профорга-ны в годы пятилетки через сеть ФЗУ провели большую работу по обеспечению промышленности квалифицированными рабочими. В Западной Сибири в 1930 г. работало 79 школ ФЗУ, в 1931 г. - 14215. По Восточной Сибири через школы ФЗУ и курсы массовых профессий в 1932 г. было подготовлено 11,7 тыс. человек16. В целом в годы первой пятилетки школы ФЗУ в Советском Союзе подготовили 450 тыс. рабочих17. Признавая значимость для подготовки квалифицированных работников школ ФЗУ, отметим, что существовали и другие формы работы (табл. 1), которые внесли больший вклад в реализацию данной функции профсоюзов.
Так, большое значение в пропаганде технических знаний придавалось организации лекций ячейками Всесоюзного добровольного общества «За овладение техникой» (ЗОТ), разъяснению идей внедрения технического
Таблица 1
сточно-Сибирского края в 1931 г.18
Работники отраслей народного хозяйства Всего рабочих Квалифицированных Полуквалифицированных Всего ква-лифициро-ванных Неквалифицированных
Имеется в 1930 г. 62500 - - - -
Должно быть подготовлено в 1931 г. 25300 4900 10700 15600 9700
Источники пополнения
школы ФЗУ 200 - 200
индивид. бригадное] ученичество 1400 1900 3300
профтехкурсы 200 4000 4200
ЦИТ 600 - 600
передв[ижение] внутри предприятия 2500 2200 4700
перебр[оска]. с других предприятий 1300 1300
органами НКТ 1300 1300 9700
минимума. Активную помощь в пропаганде активного участия в обществе «ЗОТ» оказывали профсоюзные организации. В 1931 г. на золотодобывающих рудниках Хакасии кружками технической учебы при клубах и красных уголках было охвачено 308 чело-век19. В Ачинске в 1932 г. насчитывалось 220 членов общества, было организовано 13 курсов, на которых обучалось 245 человек20. Участие в технической учебе являлось непременным условием конкурса-соревнования за звание лучшего по профессии, развернувшегося в 1932 г. среди рабочих золотых приисков Восточной Сибири. В период подготовки к IX съезду профсоюзов в Сибири обществом были организованы кружки по овладению техникой, в которых занималось 45 тыс. рабочих21. Учеба была построена с учетом особенностей каждого цеха, агрегата, это обеспечивало качественное изучение техники по месту работы. Особое внимание уделялось подготовке специалистов ведущих профессий по механизированной добыче золота.
В рассматриваемый период произошел резкий рост численности работников промышленности. Только за период с 1925 по 1928 г. на территории Красноярского края число работников цензовых предприятий увеличилось более чем в 4 раза: с 4,96 тыс. человек до 22,75 тыс. человек22. В связи с этим наряду с ФЗУ и техникумами, которых на территории Сибирского края в 1928 г. насчитывалось более 5023, продолжали возникать и другие формы подготовки кадров.
По инициативе профсоюзов организовывались кружки производственного просвещения, курсы повышения квалификации. Так, по Сибкрайотделу деревообделочников в конце 1929 г. были организованы заочные курсы для подготовки работников комиссий по охране труда. Плата за курсы составляла от 2 до 3 р. в месяц. Рабочим с низкой заработной платой фабрично-заводские местные комитеты (ФЗМК) должны были оказывать материальную помощь24. В Красноярском окружном отделении союза строительных рабочих с 1930 г. действовали 10-месячные курсы десятников на 40 учащихся. Средства на работу курсов выделяли заказчики строительства. Кроме того, к этому времени уже действовали двухмесячные курсы дорожных строителей для освобожденных от работы курсантов, им выдавался оклад в разме-
ре 45 р.25 (при средней зарплате по СССР к 1931 г. 98 р. 85 к.26).
Профсоюзы использовали и другие формы производственного просвещения: производственные вечера в клубах, конкурсы на звание «Лучший по профессии», выставки достижений рационализаторов, производственные экскурсии, выпуск настенных газет, радиогазет и т. д. Широко практиковались лекции и беседы на производственные темы, «технические бои», бригадное и индивидуальное обучение. Предприятиями выпускались технические займы на определенную сумму часов с облигациями достоинством в 10, 25, 50, 100 часов27. Облигации займов получали рабочие, обучавшиеся в технических кружках или на курсах. Владелец облигации мог участвовать в тираже денежных и вещевых выигрышей, а также путевок, если он посетил то количество часов занятий, которое было указано на его облигации. В 1932 г. был выпущен первый Сибирский краевой заем в количестве 80000 облигаций по 40 посещений длительностью не менее 2 часов каждое28.
В 1929/1930 учебном году в стране действовало 720 центров, где готовили квалифицированных рабочих для всех отраслей народного хозяйства, в том числе в РСФСР - 489. Многие рабочие приобретали квалификацию непосредственно на производстве у станков так называемым индивидуально-бригадным методом обучения. Так, к 1929 г. в саралин-ском приисковом управлении работали курсы горных десятников и буровых мастеров. С 1928 г. до середины 1930 г. на Артемовском руднике по курсовой системе было подготовлено 55 смотрителей, 26 мотористов, 37 забойщиков, 19 отвальщиков29. В 1930 г. на стеклозаводе «Памяти 13 борцов» на курсах по повышению квалификации обучалось 30 че-ловек30. На рудниках треста «Запсибзолото» в 1931 г. в Хакасии и Минусинском приисковом управлении только через курсы без отрыва от производства прошли 2323 человека. В этом же году по всем трестам объединения «Востокзолото» было охвачено курсовым обучением 12 тыс. рабочих31. К 1932 г. только по 12 производственным союзам Западной Сибири было охвачено вводными курсами для молодых рабочих, курсами по повышению квалификации, переквалификации, производственно-техническими кружками, курсами по подготовке в вузы, техникумы и рабфаки 28201 человек32. В 1928-1932 гг. в
СССР таким образом было подготовлено более 1,3 млн квалифицированных рабочих33.
Однако профессиональная подготовка, несмотря на придание ей государственного значения, происходила в достаточно тяжелых условиях. Так, обучение на красноярской обувной фабрике осуществлялось без строго регламентированной программы, заинтересованности обучаемого персонала не было, не проводилось достаточной разъяснительной работы, вследствие чего обученные рабочие уходили на работу в другие цеха и смысл обучения терялся34. В профтехшколах Сибири не хватало помещений, оборудования, литературы, существовали проблемы и с финансированием этих заведений35.
Кроме того, далеко не всегда профсоюзные лидеры предприятий правильно «доносили до рабочих» необходимость повышения квалификации. Так, по данным инспектора ОкрРКИ Каренова, в целях повышения квалификации в 1930 г. на красноярской обувной фабрике «Спартак» практиковался перевод рабочих на более сложную работу, но из-за слабой разъяснительной работы рабочие старались попасть только на те машины, где предусматривался более высокий заработок, при этом в повышении своей квалификации они не были заинтересованы36.
Таким образом, в начале 1930-х гг. кадровая проблема не была решена, продолжала сохраняться нехватка высококвалифицированных кадров, во многих производственных объединениях увеличилась доля молодых работников, с малым производственным стажем (см. табл. 2), что не могло не отражаться на качестве их работы.
Профсоюзы не обеспечивали полностью потребности предприятий. Так, если контрольные цифры на 1931 г. по набору уче-
ников в школы ФЗУ, горпромучи и стройу-чи Восточно-Сибирского края были определены в 9298 учеников, в том числе 2205 по территориям, относящимся к Красноярскому краю, в реальности было набрано лишь 6202 ученика, из которых на территории Красноярского края 167938. Эти цифры во многом объясняют ситуацию начала 1933 г., когда на многих предприятиях территории Красноярского края, как и страны в целом, простаивало современное оборудование. Так, в 1933 г. на Артемовском руднике бурильные перфораторы использовались лишь на 24-40 %, на Саралинском руднике на 31-33 %. На руднике Ивановском подвесная канатная дорога в смену перевозила 50 вагонеток вместо 50039. В каменноугольной промышленности Сибири, например, врубовые машины использовались на 58 %, болиндеровские лесопильные рамы - на 65 %40.
Анализируя участие профессиональных союзов в подготовке кадров для промышленных предприятий, необходимо отметить, что эта работа велась профсоюзами постоянно. Они занимались не только организацией кружков производственного просвещения и курсов повышения квалификации по основным профессиям, но в их задачи входили также и подбор кадров, и обеспечение помещениями, необходимыми для обучения материалами и пособиями и др. В специфических условиях «сибирской глубинки» это было сделать особенно тяжело. Особое внимание профсоюзами уделялось организации работы школ фабрично-заводского и горнотехнического ученичества. Необходимо признать, что четко выработанной системы при подготовке кадров для промышленных предприятий не существовало, многие мероприятия не были качественно спланированы. Все это
Таблица 2
Динамика численности работников и охват профсоюзным членством по производственным объединениям Западно-Сибирского крайкома союза лесдрева в 1930-1931 гг.37
Стаж работы Работающих Из них членов профсоюзов
Год менее 1 года от 1 до 3 лет от 3 и выше всего работающих до 17 лет от 18 до 23 свыше 23 из них чл. профсоюзов % охвата
1930 20327 1162 4045 15120 11051 55
1931 75% 15% 10% 38270 1587 8234 28449 17213 40
было характерно не только для территории Красноярского края, но и для всей Сибири.
В результате, несмотря на обучение тысяч рабочих, проблема квалифицированных кадров для многих предприятий Сибири оставалась острой и в начале второй пятилетки.
Примечания
1 ВКП (б) о профсоюзах. [2-е изд.] М. : Про-физдат, 1940. С. 266.
2 См.: Рашин, А. Г. Фабрично-заводские служащие в СССР : численность, состав, заработная плата. М. : Вопр. труда, 1929. 104 с.; Вейнберг, Г. Профсоюзы и шесть условий товарища Сталина. М., 1932; Изменения в численности и составе советского рабочего класса : сб. ст. / под. ред. С. Г. Струмилина. М. : Изд-во АН СССР, 1961; Московский, А. С. Рост культурно-технического уровня рабочих Сибири (1920-1937 гг.). Новосибирск, 1979; Виттенберг, Е. Я. Рабочий класс и профсоюзы СССР (критика буржуазных и ревизионистских концепций) / Е. Я. Виттенберг, В. З. Дро-бижев. М., 1980; Носач, В. И. Советские профсоюзы в борьбе за социалистическую культуру (1917-1937) / В. И. Носач, А. А. Ушанов. М. : Профиздат, 1986; Валов, А. М. Советские профсоюзы в годы индустриализации 19261937 гг. / А. М. Валов, И. А. Гараевская. М. : Профиздат, 1987.
3 См.: Исаев, В. И. Коммуна или коммуналка? Изменение быта рабочих Сибири в годы индустриализации (2-я половина 1920 -1930-е гг.). Новосибирск : Наука, 1999; Болотов, Н. А. История школ ФЗУ в 20-30-х гг. // Социальные конфликты в истории России : материалы Всерос. науч. конф. Омск, 2004; Журавлев, С. В. «Крепость социализма» : повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928-1938 гг. / С. В. Журавлев, М. Ю. Мухин. М. : РОССПЭН, 2004; Лобок, Д. В. Профсоюзы и советское государство : социальное партнерство в 20-е годы прошлого столетия // Труд и социальные отношения. Наука, практика, образование. 2006. № 2. С. 149-157.
4 Носач, В. И. Советские профсоюзы в борьбе за социалистическую культуру (1917-1937) /
B. И. Носач, А. А. Ушанов. М., 1986. С. 102.
5 Резолюции и постановления второго окружного съезда профсоюзов, происходившего 12-17 февраля 1927 года. Красноярск, 1927.
C. 5.
6 Итоги работы профсоюзов Сибкрая 19271929 годов. К третьему съезду. Новосибирск, 1929.С. 51.
7 Государственный архив Красноярского края (далее ГАКК.) Ф. Р-324. Оп. 1. Д. 78. Л. 5.
8 Промышленность западной Сибири на третьем году пятилетки : материалы к Первому западносибирскому съезду советов. На правах рукописи. Новосибирск, 1931. С. 53. С мая 1925 г. территория Красноярского края вошла в состав Сибирского края, с середины 1930 г. большая часть края, в том числе и Красноярский район, вошла в состав Восточно-Сибирского края, южные и западные районы в состав Западно-Сибирского края. Данные по этим регионам, в отсутствии конкретной информации по Красноярскому краю, даются для характеристики ситуации на территории Красноярского края. - Прим. авт.
9 Хатылаев, М. М. Рабочие золотодобывающей промышленности Восточной Сибири 1921-1937 гг. Новосибирск, 1986. С. 65.
10 Очерки истории Хакасии советского периода (1917-1961). Абакан, 1963. С. 113.
11 Хатылаев, М. М. Рабочие золотодобывающей промышленности Восточной Сибири 1921-1937 гг. Новосибирск, 1986. С. 65.
12 Составлено по материалам: Государственного архива новейшей истории Иркутской области (далее ГАНИИО). Ф. Р-2280. Оп. 2. Д. 54. Л. 2, 14, 16.
13 ГАКК. Ф. Р-324. Оп. 1. Д. 78. Л. 125.
14 Рогачевская, Л. С. Социалистическое соревнование в СССР. Исторические очерки 1917-1970 гг. М., 1977. С. 90.
15 Государственный архив Новосибирской области (далее ГАНО). Ф. Р-627. Оп. 1. Д. 832. Л. 38.
16 Казаков, Е. Э. «Школа коммунизма» или опора административно-командной системы? ВКП (б) и профсоюзы Сибири 1926-1937 гг. Новосибирск, 1991. С. 124.
17 История профсоюзов России. Этапы, события, люди. М., 1999. С. 164.
18 ГАНИИО. Ф. Р-2280. Оп. 2. Д. 7. Л. 36.
19 Хатылаев, М. М. Рабочие золотодобывающей промышленности Восточной Сибири 1921-1937 гг. Новосибирск, 1986. С. 67.
20 ГАНО. Ф. Р-627. Оп. 1. Д. 845. Л. 66.
21 Казаков, Е. Э. «Школа коммунизма»... С. 124.
22 Лебедев, Н. Енисейский район. М., 1929. С. 53; ГАКК. Ф. Р-968. Оп. 1. Д. 35. Л. 7; Сибирская советская энциклопедия. Т. II. С. 514;
Очерки истории Хакасии советского периода (1917-1961 гг.). Абакан, 1963. С. 120. (Данные по Красноярскому, Ачинскому районам, а также Хакассии. Подсчеты автора).
23 История Сибири. Новосибирск, 1965. Т. IV. С. 129.
24 ГАКК. Ф. Р-324. Оп. 1. Д. 79. Л. 7.
25 ГАКК. Ф. Р-324. Оп. 1. Д. 78. Л. 105.
26 Вейнберг, Г. Профсоюзы и шесть условий товарища Сталина. М., 1932. С. 21.
27 Воскресенская, М. Производственные совещания - школа управления (1921-1965 гг.) / М. Воскресенская, Л. Новоселов. М., 1965. С. 89.
28 ГАНО. Ф. Р-627. Оп. 1. Д. 845. Л. 90.
29 Хатылаев, М. М. «Школа коммунизма»... С. 64.
30 ГАКК. Ф. Р-324. Оп. 1. Д. 78. Л. 5.
31 Хатылаев, М. М. «Школа коммунизма». С. 66.
32 Казаков, Е. Э. «Школа коммунизма». С.124.
33 История профсоюзов России. Этапы, события, люди. М., 1999. С. 164.
34 ГАКК. Ф. Р-968. Оп. 1. Д. 13. Л. 1.
35 Итоги работы профсоюзов Сибкрая 19271929 годов. К третьему съезду. Новосибирск, 1929.С. 52.
36 ГАКК. Ф. Р-968. Оп. 1. Д. 13. Л. 1.
37 Составлено по материалам: ГАНО. Ф. Р-627. Оп. 1. Д. 553. Л. 115 об.; ГАНО. Ф. Р-627. Оп. 1. Д. 627. Л. 16, 17.
38 ГАНИИО. Ф. Р-2280. Оп. 2. Д. 54. Л. 14; ГАНИИО. Ф. Р-2280. Оп. 2. Д. 132. Л. 18; ГАНИИО. Ф. Р-2280. Оп. 2. Д. 185. Л. 45. Подсчеты автора.
39 Хатылаев, М. М. Рабочие золотодобывающей промышленности Восточной Сибири 1921-1937 гг. Новосибирск, 1986. С. 68.
40 Промышленность Западной Сибири на третьем году пятилетки : материалы к Первому западносибирскому съезду советов. На правах рукописи. Новосибирск, 1931. С. 38.