Научная статья на тему 'Участие осетин-казаков в Конвое Его Императорского Величества'

Участие осетин-казаков в Конвое Его Императорского Величества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
830
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лолаева Анжелика Владимировна

Работа посвящена участию казаков-осетин в Конвое Его Императорского Величества, ставшего одним из факторов формирования осетинской военной интеллигенции, которая принимала участие не только в охране царской семьи и военных действиях, но сыграла еще и благотворную роль в общественно-политической и культурной жизни осетинского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ossetian-Kozaks Engaging in the Tsar Escort

This article is about the participance of Ossetian Cossacks in the escort of His Imperial Majesty which became one of the factors of the formation of the ossetian military intelligentsia which took part not only in the safeguard of the imperial family and in the military actions, but played an important role in the social, political and cultural life of ossetian people which took an active part in all wars which carried Russia during this period.

Текст научной работы на тему «Участие осетин-казаков в Конвое Его Императорского Величества»

А.В. Лолаева

Участие осетин-казаков в Конвое Его Императорского Величества

Исследование истории дружеских взаимоотношений народов, населяющих Россию, имеет важнейшее научное и общественно-политическое значение. Особенно актуальным является изучение роли русского народа в исторических судьбах народов России, в том числе и народов Северного Кавказа, так как на данном этапе исторического развития имеет место обострение межнациональных отношений.

В этой связи сегодня актуальным становится и научный анализ деятельности осетинского казачества, образовавшегося благодаря добровольному вступлению Осетии в состав России в 1774 г. Осетинское казачество сыграло значительную роль в общественно-политической, культурной жизни Осетии, а также внесло свой вклад в укрепление военной мощи России.

Определенную роль в формировании осетинской военной интеллигенции и развитии русско-осетинских отношений сыграло участие осетин-казаков в Конвое Его Императорского Величества. Вместе с тем считаем целесообразным начать изложение материала данной статьи с истории возникновения осетинского казачества - проблемы, которая пока слабо изучена в исторической науке.

Возникновение осетинского казачества имеет свою предысторию. Дело в том, что типичные черты характера осетинского казачества складывались под влиянием нескольких факторов, среди которых нельзя игнорировать истоки его формирования. Они уходят в далекое прошлое к скифам, сарматам, аланам. Исторические, общественные и природные условия развития в каждом народе рождают свои традиции. Так, есть народы-скотоводы (монголы), народы-мореплаватели (скандинавы), народы-воины, к числу которых можно отнести осетин.

Не случайно черты характера осетинского и российского казачества во многом совпадали. Близость между двумя мирами, один из которых является легендарным миром нартов, предков сегодняшних осетин, а другой - историческим и не очень древним миром казачества, известный востоковед В.И. Абаев объясняет во многом единством территории, просторами южнорусских и Северо-Кавказских степей, породивших и нартовскую эпопею и эпопею казачества [1, с. 227].

Касаясь самой истории возникновения казачества на Тереке, следует заметить, что еще в 1520 г. беглые люди, спустившись по Волге к Каспийскому морю, высадились в низовье Терека и поселились здесь.

Туда со временем прибывал народ, создавались укрепленные поселения, а позже было образовано Терское казачество, которое с годами претерпевало множество организационных изменений. Одно из них относится к 1722 г. и связано было с тем, что именно тогда, прибыв на Терек по пути в Персию, Петр I из терских казаков и переселенцев велел образовать Астраханское войско, позже расформированное, и казаки стали называться Гребенским войском, Терским семейным и Терским кизлярским.

XVIII век - период развития русско-кавказских отношений - стал поворотным в истории осетинского народа. Появилась надежда покинуть горные трущобы, получить земли для поселения на плодородной равнине Северного Кавказа. Такая возможность появилась в связи с основанием русских городов-крепостей Кизляра (1735 г.) и Моздока (1763 г.) в низовьях Терека. Моздок стал важным военно-стратегическим, торговым и административным центром России на Кавказе.

Профессор Б.А. Калоев справедливо замечал, что освоение обширного края, развитие его экономики, в том числе шелководства, виноградарства, садоводства, а также заселение его большим числом коренных народов «требовало заложения на кавказской линии новых крепостей-городов, которые отвечали бы и стратегическим, и торговым целям, находились бы ближе к поселениям горских народов». Эти крепости-города, по мнению Б.А. Калоева, должны были обеспечивать сообщение с Грузией. Одним из таких крепостей-городов на среднем течении Терека и стал Моздок [2, с. 245].

Первые осетины-горцы появились в Моздоке в 1764 г. В это время здесь проживало шесть осетинских семей. В 1785 г. в Моздоке уже насчитывалось 223 осетина, составлявших 88 семейств. Со дня появления первых осетин в Моздоке их стали привлекать к военной службе.

Важную роль в развитии русско-осетинских отношений играли осетинские поселенцы в Моздоке, которые являлись связующим звеном между русскими в Моздоке и осетинами, жившими в то время в горах.

В 1786 г. Гребенское семейное и Терское казачье войско, а также полки Моздокский и Хоперский, были выделены в особую группу так называемых поселенных Кавказской линии казаков. Происходили изменения в составе войск и позже. Менялись их

названия, структура, количество, но одно оставалось постоянным - участие в них воинов-осетин, составлявших звено терских казачьих формирований.

Осетины-дигорцы в 1804 г. основали на Кавказской линии в 25 км от Моздока поселение Чернояр-ское. Горцы стали прибывать сюда главным образом с нагорной полосы Дигории. Осетины-дигорцы, как и осетины-иронцы, переселялись на новое место жительства в основном отдельными родственными группами. Однако в Осетии всю группу переселенцев, в том числе и жителей станицы Новоосетиновской, называли «ерашти» или «дзерашти». В документах того времени сообщалось, что под названием «Ераште» была известна местность около одного из рукавов Терека, на которой обосновались дигорские переселенцы [3].

Ровно через пять лет после основания с. Чернояр-ского из той же местности Дигории выселились жители с. Масыгкау, которые находились в феодальной зависимости не только от своих алдаров-баделят, но и от кабардинских князей. В поисках выхода из создавшегося положения масыгкауцы послали своих выборных представителей к командующему Кавказской линией с просьбой принять их в русское подданство. После этого, по свидетельству очевидцев, царь прислал казаков, которые помогли жителям села переселиться на линию, к черноярцам [4, с. 599].

О том, что дигорцы, преследуемые кабардинскими феодалами, обратились за помощью к русским властям, говорят и официальные документы. Так, в рапорте командира 19-й дивизии генерала Булгакова от 18 мая 1810 г. на имя Кавказского наместника генерала А.П. Тормасова сказано: «Осетины, страдающие от кабардинских владельцев и жительствующие по обе стороны р. Урух, изъявили мне желание переселиться к кордонной линии Кавказской и быть водворенными между Екатериноградом и Ерашти -селом осетинским, на Тереке лежащем» [5, с. 460]. Наместник Кавказа одобрил решение, принятое генералом Булгаковым о переселении осетин в границы Кавказской губернии [5, с. 461].

Для горцев был выделен большой участок земли (12000 десятин), им была оказана помощь для устройства на новом месте, приобретения лошадей, скота и пр. За это они были обязаны нести охранную службу на Кавказской линии. Местное командование прилагало немало усилий к тому, чтобы подготовить всех осетин-дигорцев к переходу в казачество. Так, в 1816 г. наместник Кавказа А.П. Ермолов писал генерал-майору Дельпоцо: «Прошу не упустить из виду приготовить осетин самым осторожным образом к тому, чтобы со временем составить из них некоторые ополчения первоначально для внутренней службы, дабы испытать их способности, а потом для охранения кордона» [6, с. 685].

До 1824 г. дигорские переселенцы несли внутреннюю службу на линии, а затем они вошли в состав

вновь сформированного в Моздоке горского полка из казаков. Г орский полк образовался из двух осетинских селений - Новоосетинского и Черноярского. Моздокский Горский полк в значительной мере состоял из осетин. До 1858 г. Черноярская и Новоосетинская станицы составляли одно общество и одно станичное управление. Кроме дигорцев, среди станичников постепенно появлялись и осетины-иронцы. Определить их точное число невозможно, ибо многие переселенцы по разным причинам меняли фамилии.

В 1871 г. Горский и Моздокский полки были соединены в один Горско-Моздокский, и станица Черноярская вошла в состав этого полка. По положению в 1870 г., когда общественные учреждения в станицах Терского войска были подчинены окружным полициям области, станица Черноярская в строевом отношении вошла в состав первого военного отдела, а в административном - полицейском отношении подчинялась Нальчикскому окружному правлению.

Казаки станицы Черноярской в составе Горского полка участвовали в многочисленных походах и сражениях во время Кавказской войны: в Турецкой кампании 1831 г. - с генералом Паскевичем, в 1832 г. -с князем Бековичем против чеченцев, в 1838 г. -с генералом Крюковым в Дагестане, в 1839 г. - с генерал-адъютантом Граббе при взятии замка Ахульго, в 1840 г. - с генерал-майором Лабинцевым против чеченцев, в 1841 г. - с генерал-адъютантом Грабе.

Непрерывные войны выдвинули из станицы несколько имен. Прежде всего это полковник Моисей Хоруев, подполковник Николай Г окинаев, полковник Егор Гокинаев, генерал-майор Казьма Занкисов, войсковой старшина Захар Валаев, Иван Мистулов, есаул Бек-Мурза Мистулов, войсковой старшина Гуржибе-ков, есаул Влас Габеев.

Особый интерес вызывает история службы осетин в Собственном Его Императорского Величества Конвое, поскольку он явился ядром формирования как казачьей, так и осетинской военной интеллигенции, школой воспитания в духе высоких нравственных идеалов тех, кто и в мирное время, и в годы войны не предавал интересы России, а жертвовал всем для ее защиты и процветания. История службы осетин в Собственном Его Императорского Величества Конвое являет собой еще одну грань верности осетин России, ее государственным интересам.

Попытка создать Конвой Ее Величества Екатерины II, предпринятая Потемкиным, не увенчалась успехом. В царствование же Императора Николая Павловича в 1828 г. был сформирован из представителей кавказских горцев полуэскадрон, предназначенный для конвойной службы при Высочайшем Дворе. Часть эта была названа Лейб-Гвардейским горским полуэскадроном, и начало ее существования относится к 1828 г.

Причина появления в значительном количестве горцев в Конвое Его Величества в 1828 г. была связана с тем, что все сильнее разгоралась Кавказская война. Именно в этой связи Николай I принял решение привлечь горские народы на службу в свой Конвой. С одной стороны, император стремился показать горцам, что не боится их и даже доверяет им свою охрану (свою жизнь и жизнь своих близких). С другой стороны, горцам надо было показать Россию, Санкт-Петербург, жизнь страны, которой они противостоят, убедить их в том, что Россия не стремится их уничтожить, а желает дружбы и мирного сосуществования.

В кавказский горский эскадрон Конвоя набирали представителей самых влиятельных, знатных представителей горских народов. Нередко это были близкие родственники и даже дети тех, кто воевал с Россией. После службы в Конвое и возвращения домой они рассказывали обо всем увиденном и тем самым влияли на своих сородичей. Эти меры сыграли свою позитивную роль в успешном завершении Кавказской войны. Все горцы, побывавшие в Конвое, становились верными сторонниками России, это же передавалось их детям. Именно в этой связи Бенкендорф уведомлял барона Розена, «что цель, с которою Его Величеству угодно было назначить в Собственный Конвой горцев, есть та, чтобы служение здесь (т.е. в Петербурге) 4 года ... могли по возвращении на Кавказ рассказами в кругу их семейств более и более привлечь своих соотечественников к дружным с нами сношениям» [7, с. 62].

С этой же целью в мае 1837 г. на Кавказ была отправлена специальная депутация под началом командира Лейб-Гвардии Кавказско-Горского полуэскадрона полковника Хан-Гирея. Цель ее состояла в том, чтобы убедить горские племена принести Его Величеству изъявления покорности и внушить им необходимость испросить себе постоянное управление. Депутации поручено было рассказать горцам о силе и могуществе России; о невозможности противостоять ей и неизбежности раннего или позднего покорения; ясно показать им разницу между последствиями насильственного покорения и добровольного признания над собой царской власти.

По указанным выше причинам, в период Кавказской войны в Конвое было значительное число представителей именно тех горских народов, которые воевали с Россией. По окончании Кавказской войны эти причины исчезли и Кавказский горный эскадрон расформировали. С этого времени из числа горцев лишь осетины-казаки проходили службу в Конвое.

Собственный его Императорского Величества Конвой на всем протяжении своего существования занимал исключительное положение среди гвардейских частей Русской Армии. Конвой нес почетную службу, состоящую в непосредственной охране российских государей, безупречно оправдал оказываемое ему высокое доверие. В Конвое Его Императорского

Величества действовали особые правила. Здесь офицеры и казаки не назначались, а выбирались заранее: офицеры - из строевых частей, а казаки - из Кубанского и Терского Казачьего войск, куда для этой цели командировались офицеры Конвоя.

«Для выбора казаков в Гвардию, - пишет

Н.В. Галушкин, - офицеры объезжали практически все станицы своего войска. Перед командировкой офицеры опрашивали казаков Конвоя, знают ли они кого из своих станичников, достойных быть принятыми в Конвой Его Величества. Конвойцы, посовещавшись между собой, запрашивали в письмах старых гвардейцев своей станицы (старики заранее намечали и воспитывали тех молодых казаков, которые, по их наблюдению, были достойны для службы в гвардии), после чего их имена назывались офицерам» [8, с. 4].

По прибытии офицеров Конвоя в войско атаманы представляли в отделы своих кандидатов, закончивших положенный срок строевого обучения в «приготовительном разряде». Из них затем производился довольно сложный, многоступенчатый отбор (с учетом выводов нескольких медицинских комиссий, проверки всего снаряжения и обмундирования и т.п.). Конвой-цы обязаны были иметь собственных строевых лошадей - рослых и обязательно гнедой масти.

Станицы, посылая в Конвой лучших казаков, не только ими гордились, но, в лице атамана и «доверенных», подписывали отдельно для каждого выбранного из их среды казака особый приговор, в котором станица ручалась за своего представителя, что являлось одним из главных требований при выборе конвойцев.

Таким образом, кандидатов на службу в Конвой подбирали тщательно, как уже было сказано, предварительно запрашивали соответствующие инстанции, требовались ходатайства. И тем не менее казаки-черноярцы были на особом счету у императоров. Неизменно из их числа набирали лучших казаков для службы в Императорский Конвой. За время существования Конвоя в его рядах служило около 60 черноярцев [10, с. 48].

В разное время в Собственном Его Императорском Конвое служило большое число осетин. Это и первый осетин, ставший генералом российской армии в 1851 г., Игнатий (Асламбек) Туганов, а также Мысост За-хохов, Кази-Магомед Дударов, Элькон Абисалов, Темболат Дударов, Захар Валаев. Еще один Валаев Петр Васильевич - войсковой старшина, из ст. Чер-ноярской, служить начал казаком в Горском полку.

1 апреля 1866 г. был командирован в 1-й Кавказский эскадрон Его Императорского Величества Конвоя в Санкт-Петербург. В конвое служили, кроме них, И. Хоранов, Д. Абациев, К. Гажеев, Тускаев, Г. Тато-нов, М. Хоранов, Д. Джантиев, И. Томаев, М. Асеев,

А. Галаев, Г. Дзотцоев, Э. Мистулов, В. Гурджибеков и др. Многие из них стали впоследствии генералами [10, с. 28].

Осетины, входившие в состав Конвоя и через определенное воспитание приобщившиеся к культуре России, вернувшись в родные края, осуществляли большую миротворческую деятельность.

Несмотря на то, что и военные по долгу службы, и окончившие курс в высших учебных заведениях по многим причинам не жили в своих аулах, они все-таки оказывали большую материальную и моральную поддержку своей Родине. В 1830-1840 гг. в кадетских корпусах воспитывалось 315 горцев. Молодые горцы по окончании военных учебных заведений прикомандировывались к эскадрону Конвоя. Они должны были, как уже было сказано, быть проводниками мирных идей среди горских народов.

Историческая хроника повествует о том, что, зная характер местности и края, азиатские офицеры в случае необходимости и экстренного движения армии как внутри Терской и Кубанской областей, а также в прочих пунктах Кавказского края являются лучшими переводчиками и проводниками и в военное время лазутчиками. Именно с этой целью и чтоб вызвать усердие и преданность Российскому государству бывшие Главнокомандующие армией генерал-фельдмаршал князь Воронцов, Барятинский и Его Императорское высочество Государь Великий князь Михаил Николаевич решились привлечь их к военной службе, на что и последовало «высочайшее соизволение и закон, изданный в 1859 году...» [11, л. 26].

За сравнительно короткий срок из осетин офицерами Конвоя стали Асланбек Туганов, Захар Валаев, Петр Валаев, Кургоко Кубатиев, Мисост Кубатиев, Индрис Кундухов, Созрыко Хоранов, Тембулат Дударов и др. За время царствования Николая II Терскими сотнями Конвоя в разное время командовали Дмитрий Абациев, Александр Тускаев, Петр Токаев, Григорий Тотонов. Еще раньше командиром конвойной сотни был Даниил Гажеев [12].

В целом же с 1824 по 1920 г. две осетинские станицы (Черноярская и Новоосетинская) дали более 300 офицеров, из них более 30 полковников, а 12 уроженцев стали генералами: Казьма Дзанки-сов, Заурбек Тургиев, Бейбулат Тургиев, Эльмурза Мистулов, Владимир Агоев, Константин Агоев, Иван Хамилонов, Яков Хабаев, Александр Сабеев, Василий Бегиев, Г еоргий Татонов и Лазарь Бичера-хов. Следует отметить, что большинство осетинских генералов получило многоуровневое образование: кадетский корпус, военное училище, академия. Ко времени Первой мировой войны уровень военного образования российского офицерства, а значит и осетинского, приближался к оптимальному. К началу войны на службе находилось 400 генералов и офицеров терских казаков. Из них осетином был примерно каждый четвертый» [13].

Таким образом, все сказанное выше во многом совпадает с мнением К.Л. Хетагурова, который утверждал, что «осетины на Кавказе никогда не служили враждебным элементом для русских» [14, л. 34].

Особую роль в истории осетинского казачества сыграл нравственный аспект, поскольку честь и мужество всегда были самыми яркими чертами характера казаков-осетин. Это они являлись инициаторами борьбы со старыми отжившими адатами в осетинском обществе. На свои средства строили школы, церкви, больницы, отдавали свои сбережения на оплату за обучение в самых престижных учебных заведениях России одаренных детей из бедных семей. Следовательно, можно сделать вывод о том, что безмерный патриотизм, безграничная храбрость, бескорыстие, верность и служению долгу составляли становой хребет как осетинского казачества, так и всей осетинской военной интеллигенции.

Библиографический список

1. Абаев, В.И. Избранные труды / В.И. Абаев ; под ред.

В.М. Гусалова. - Владикавказ, 1990.

2. Калоев, Б.А. Моздокские осетины / Б.А. Калоев ; отв. ред. С.А. Арутюнов. - М., 1995.

3. Казбек. - 1901. - №957.

4. Осетинское народное творчество. - Орджоникидзе, 1961. - Т. 1.

5. Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК). - Тифлис, 1870. - Т. IV.

6. АКАК. - Тифлис, 1874-1875. - Т. VI. - Ч. 2.

7. Муталиев, Т.Х. В одном строю / Т.Х. Муталиев.

- Грозный, 1978.

8. Галушкин, Н.В. Собственный Его Императорского Величества Конвой / Н.В. Галушкин ; под ред. П.Н. Селя-нова. - М., 2004.

9. Попов, В.В. Горцы честно служили России /

B.В. Попов //Военно-исторический журнал. - 1997. - №2.

10. Дзагурова, Г.Т. Осетия в войнах России /Г.Т. Дзагу-рова ; под ред. Е.М. Кочиева. - Владикавказ, 1995.

11. ЦГА РСО-А. - Ф. 54. - Оп. 1. - Д. 170.

12. Киреев, Ф. Императорский Конвой: мифы и реальность // Осетия. Свободный взгляд. - 2006. - №11.

- 21 окт.

13. Константинов, С. Осетины в терском войске /

C. Константинов // Терский казак. - 2005.

14. ОРФ СОИГСИ им. В.И. Абаева. - Ф. 1. - Оп. 1.

- Д. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.