Научная статья на тему 'Участие органов юстиции в правовом воспитании'

Участие органов юстиции в правовом воспитании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
762
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочетков Александр Викторович

The article looks at law education as goal oriented activities carried out by state bodies, public associations and citizens and aimed at spreading legal experience and influencing systematically individuals' mind and behaviour. The role of the bodies of justice is emphasised in this process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE BODIES OF JUSTICE IN LAW EDUCATION

The article looks at law education as goal oriented activities carried out by state bodies, public associations and citizens and aimed at spreading legal experience and influencing systematically individuals' mind and behaviour. The role of the bodies of justice is emphasised in this process.

Текст научной работы на тему «Участие органов юстиции в правовом воспитании»

УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ

А.В. Кочетков

Kochetkov A.V. The role of the bodies of justice in law education. The article looks at law education as goal oriented activities carried out by state bodies, public associations and citizens and aimed at spreading legal experience and influencing systematically individuals’ mind and behaviour. The role of the bodies of justice is emphasised in this process.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение субъектов в целях формирования у них позитивных взглядов, представлений, правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, обеспечивающих добровольное соблюдение, исполнение, использование и применение юридических норм указанными субъектами [1]. Правовое воспитание нацелено на формирование и развитие правосознания и правовой культуры как конкретных личностей, так и общества в целом, и, таким образом, служит достижению более высокого уровня законности и правопорядка в обществе посредством обеспечения правомерного поведения субъектов социальных отношений.

Правовое воспитание необходимо для всестороннего развития каждой конкретной личности, формирования ее мировоззрения. В то же время, без правового воспитания, как представляется, невозможно поступательное развитие общества в целом, социальный прогресс.

Важнейшими направлениями (формами) правового воспитания является правовая пропаганда и правовое просвещение. Правовая пропаганда (от лат. «propaganda» - «подлежащее распространению») - упорядоченная деятельность по оказанию влияния на общественное сознание посредством распространения правовых идей и правовых требований через средства массовой информации. Основной применяемый метод психологопедагогического воздействия - убеждение. Особенно важно достичь осознания воспи-туемыми соотношения правовых и моральных норм, что позволит существенно повысить эффективность правового воспитания, обеспечив у указанных лиц формирование 60

установок и ценностных ориентаций на правомерное поведение. Не менее важны для достижения целей правовой пропаганды многократность повторения фундаментальных юридических идей (правового государства, естественных прав и свобод личности и так далее) и популяризация основных конституционных положений и принципов.

Правовое просвещение - распространение юридических знаний, правовой информации, социально-правового опыта в различных формах (правовые олимпиады, конкурсы, лекции, семинары, курсы, кружки, конференции, недели и месячники правовых знаний, выпуск стенгазет, комментарии законодательства учеными и специалистами, встречи с работниками правоохранительных органов, включение в правоохранительную деятельность в качестве понятых, народных и присяжных заседателей, дружинников и так далее). В процессе правого просвещения субъекты получают информацию о социальных возможностях правомерного поведения, о своих правах и законных интересах, способах их реализации и гарантиях. Таким образом, правовое просвещение создает необходимые предпосылки для более полной реализации субъектами своих прав и удовлетворения интересов, а следовательно, и для осуществления идеи социальной справедливости.

Настоящий этап развития российского общества и государства характеризуется отсутствием специально организованной целостной и действенной системы правовой пропаганды и правового просвещения. Особенно это заметно на местном уровне, где правовоспитательная работа практически замерла. Вместе с тем, правовое воспитание является неотъемлемым элементом идеологической функции государства. Заинтересованность государства в правомерном поведении субъектов, в их правовой активности, в искоренении дефектов правосознания (правового ни-

гилизма, правового идеализма и так далее) объективно обусловливает необходимость участия государства в лице своих органов и должностных лиц в правовом воспитании. Причем это должны быть не какие-то «разовые» мероприятия (например, в связи с проведением выборов или референдума), а система, учитывающая потребности и реалии времени. В первую очередь следует учитывать, что для достижения целей правового воспитания наиболее эффективным является использование средств массовой информации и учебных заведений (школ, вузов и других).

Думается, что для построения системы правового воспитания нужно использовать накопленный в этой сфере опыт и инициировать его дальнейшее развитие с учетом новых социально-экономических и политических условий. Так, заслуживает внимания опыт правовоспитательной работы органов юстиции [2-4]. Например, в Управлении Минюста России по Тамбовской области указанной работе придается большое значение. Управление участвует в реализации комплексной программы по усилению борьбы с преступностью в Тамбовской области на 2001-2003 годы, привлекаясь к организации в образовательных учреждениях области декад и месячников правовых знаний, олимпиад по праву, а также участвуя в подготовке и в проведении юридической экспертизы проектов региональных нормативных правовых актов1.

Территориальными органами юстиции ведется большая праворазъяснительная работа. Так, достаточно часто с просьбами дать разъяснение по конкретным юридически значимым ситуациям обращаются органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Причем, как правило, эти обращения связаны с наличием юридических коллизий, пробелов в праве и так далее. Органы юстиции вправе высказать свое мнение по указанным вопросам, при этом целесообразно сделать оговорку, что данное мнение не является официальным толкованием. В то

1 На федеральном уровне постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года № 270 утверждалась Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы, срок действия которой продлялся на 2001 год. Одним из государственных заказчиков указанной программы являлось Министерство юстиции РФ.

же время, органы юстиции не должны подменять адвокатов и юристов соответствующих органов и организаций. Следует также иметь в виду, что территориальные органы юстиции обязаны предоставлять информацию из федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивая, тем самым, реализацию конституционного права граждан на указанную информацию.

Важным участком правовоспитательной работы, осуществляемой территориальными органами юстиции, является публикация и освещение в средствах массовой информации материалов, раскрывающих значение органов и учреждений юстиции, а также содержащих комментарии действующего законодательства. Так, за 2002 год Управлением Минюста России по Тамбовской области опубликовано 19 статей в областных газетах, 7 - в районных, организовано 6 выступлений по телевидению, в том числе начальника Управления и его заместителя - главного судебного пристава. Кроме того, областная нотариальная палата еженедельно готовит разъяснения действующего законодательства в вопросах и ответах для опубликования в газете «Мир информации». Стало хорошей традицией участие представителей Управления Министерства юстиции РФ по Тамбовской области в проводимых научно-практических конференциях, а также опубликование ими научных статей, в том числе в федеральных юридических журналах2. Заслуживает одобрения опыт проведения конкурсов среди журналистов на лучшее отражение в печати опыта работы судебных приставов, а также опыта формирования правовой культуры [2, с. 120].

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области совместно с Тамбовским областным судом, Арбитражным судом Тамбовской области и Тамбовским Домом науки и техники на протяжении многих лет ведется постоянно действующий семинар с работниками юридических служб предприятий и организаций области различных организационно-правовых

2 Только за 2002 год было опубликовано 6 статей в журналах «Российская юстиция», «Правовая политика и правовая жизнь», «Журнал Российского права», «Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации», «Современное право», «Закон и право».

форм и форм собственности. Курсы проходят ежегодно с октября по май и состоят из восьми занятий, которые проводятся один раз в месяц.

На курсах освещаются новые нормативные правовые акты Российской Федерации и Тамбовской области, рассматривается наработанная судебная практика, обсуждается опыт работы юридических служб различных организаций. Поскольку участниками курсов в основном являются представители юридических лиц - участников гражданского оборота, то традиционным является выступление судьи арбитражного суда Тамбовской области с обзором арбитражной практики. Также выступают опытные судьи областного суда, ведущие специалисты различных государственных органов, ученые. Регулярно рассматриваются актуальные вопросы налогообложения, трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении, практика применения земельного законодательства и законодательства об исполнительном производстве.

При планировании каждого занятия Управлением учитываются мнения и предложения участников семинара. По результатам обучения выдается удостоверение. Таким образом, несмотря на то, что такая функция территориальных органов юстиции как методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве осталась в прошлом, позитивный эффект от постоянно действующего семинара с юрисконсультами предприятий и организаций несомненен.

В большинстве территориальных органов юстиции издаются журналы (бюллетени) соответствующего органа (или службы судебных приставов), содержащие информацию об изменениях действующего законодательства, о разъяснениях и руководящих указаниях Минюста России по актуальным проблемам функционирования территориальных органов и службы судебных приставов. Помимо этого, территориальные органы юстиции принимают участие в выпусках соответствующих изданий нотариальной палаты и учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Положительным является опыт Управления Минюста России по Владимирской области, где издаются информационные сборники о правозащитных и религиозных 62

организациях области [5]. Возможен и такой вариант как издание территориальным органом юстиции регионального юридического журнала, который рассылался бы во все органы государственной власти, органы местного самоуправления, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, подразделения судебных приставов, библиотеки субъекта Российской Федерации [2, с. 119].

Большая работа по информированию населения об органах и учреждениях юстиции была проведена в связи с празднованием 200-летия Минюста России. Так, 29 марта 2002 года Управлением Министерства юстиции РФ по Тамбовской области была проведена областная олимпиада студентов «Место и роль органов юстиции в системе государственной власти». В олимпиаде приняли участие студенты всех государственных вузов (филиалов), расположенных на территории Тамбовской области и обеспечивающих получение высшего образования по специальности «Юриспруденция». Билеты к олимпиаде содержали проблемные вопросы и задания, касающиеся правового статуса и деятельности органов и учреждений юстиции. Проведение олимпиады было освещено в средствах массовой информации области.

В августе 2002 года издана «Книга о Тамбовской юстиции», что стало, безусловно, неординарным событием. «Книга о Тамбовской юстиции» содержит информацию об истории органов юстиции России и Тамбовщины, обо всех органах и учреждениях юстиции региона на современном этапе. Думается, практику издания региональных книг о юстиции можно будет продолжить через определенный промежуток времени.

Указанными мероприятиями, безусловно, можно повысить уровень правовой осведомленности граждан, что является важной предпосылкой эффективности правового воспитания в целом. В то же время, органам юстиции в своей работе в данном направлении следует делать акцент не столько на «просветительстве», сколько на формировании соответствующего отношения к праву, гражданской ответственности, на приобщении граждан к юридическим ценностям. При этом следует добиваться формирования у граждан как системы правовых убеждений, в частности признания права, понимания необходимости и целесообразности правомер-

ного поведения, так и системы умений и навыков по реализации права. Кроме того, органы юстиции должны побуждать граждан к самовоспитанию посредством самообразования и самостоятельного изучения политикоправовых явлений.

В связи с наделением органов юстиции функциями органа дознания по пяти составам преступлений против правосудия, а также правом составления по 11 составам протоколов об административных правонарушениях, посягающих на институты государственной власти и порядок управления, актуальным является вопрос налаживания работы по профилактике соответствующих правонарушений. В первую очередь, этим должны заниматься специалисты отделов дознания, организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, регистрации общественных объединений и религиозных организаций.

Для интенсификации правовоспитательной работы, как представляется, и на федеральном, и на региональном уровнях нужны специальные целевые программы правового воспитания населения. Основным государственным заказчиком, координатором и исполнителем по данным программам должно стать Министерство юстиции Российской Федерации. Для реализации указанных программ необходимо выделение органам юстиции дополнительной штатной численности, которая использовалась бы для организации правовой пропаганды и правового просвещения как через средства массовой информации соответствующего уровня, так и в иных формах. Важно также наладить методическое обеспечение соответствующей деятельности в территориальных органах Минюста России. В целях координации деятельности по правовому воспитанию органы юстиции должны быть наделены правом привлечения к правовому просвещению ученых, работников правоохранительных и судебных органов, государственных средств массовой информации [3, с. 109-111].

Необходимо способствовать формированию юридического мышления и совершенствованию правовых знаний работников органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов. Здесь необходима предметная работа и, в первую очередь, практические занятия в разнообразных формах. Думается, что ор-

ганы юстиции также должны шире привлекаться к образовательному процессу в целях обеспечения качественного правового обучения в школах и юридического образования в вузах.

Участие в правовом воспитании населения - важное направление деятельности территориальных органов юстиции по обеспечению прав и законных интересов личности, общества и государства, что зафиксировано в качестве одной из задач указанных органов1. При решении данной задачи следует учитывать, что правовоспитательная работа будет эффективной, если она будет основана на определенных принципах, таких как научность, плановость, систематичность, последовательность, комплексность и другие [6], а также при сочетании различных методов воспитательного воздействия (убеждение, приучение, поощрение, наказание, контроль).

Построение правового демократического государства предполагает развитое правосознание и высокую правовую культуру. Следовательно, деятельность по правовому воспитанию, направленная на реализацию соответствующих конституционных предписаний, - государственная задача.

1. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 568.

2. Громова Т.Т. // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 1999. № 9. С. 118-120.

3. Матвеева С.В. // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2002. № 3. С. 109-111.

4. Романов В., Мякишев Г. // Российская юстиция. 2002. № 11. С. 38.

5. Орлов В.А. Роль территориальных органов юстиции в защите прав личности / Роль органов юстиции в правовом государстве. М., 2002. С. 123.

6. Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001. Т. 3. С. 324.

1 Подпункт 3 пункта 5 Положения об Управлении (отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции России от 22 октября 2002 года № 286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.