Участие органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении военной безопасности государства в современных условиях
Л.Л. ГРИЩЕНКО,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
И.А. СИНОДОВ,
доцент кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Participation of the internal Affairs bodies of the Russian Federation in ensuring the military security of the state in modern conditions
L.L. GRISHCHENKO,
Associate Professor of the Department of Management of Internal Affairs Bodies in Special Conditions of the Center for Command and Staff Exercises (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
I.A. SINODOV,
Associate Professor of the Department of Internal Administration on the Right in Special Minds to the Center of Command and Staff (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В статье рассмотрены современные тенденции развития военно-политической обстановки вокруг Российской Федерации. Сделан краткий анализ военных угроз, которые являются на сегодняшний день достаточно реальными и требующими принятия адекватных мер для обеспечения безопасности страны. Анализируя современные внешние военные угрозы и систему обеспечения национальной безопасности страны, авторы вычленяют задачи органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД) в её обеспечении. В статье делается ряд выводов, позволяющих переосмыслить роль и место органов внутренних дел в структуре военной безопасности государства.
Органы внутренних дел, угроза, война, оружие, военная мощь, надёжная гарантия, стратегическое равновесие, баланс сил, международная безопасность, противник, регулярные войска, силы специальных операций, иррегулярные, терроризм.
УДК 35
The article considers current trends in the development of the military-political situation around the Russian Federation. A brief analysis of military threats that are currently quite real and require adequate measures to ensure the country's security is made. Analyzing the current external military threats and the system of ensuring national security of the country, the authors isolate tasks of internal Affairs bodies of the Russian Federation (hereinafter - ATS) in its provision. The article makes a number of conclusions that allow us to rethink the role and place of internal Affairs bodies in the structure of military security of the state.
Internal Affairs agencies, threat, war, weapons, military power, reliable guarantee, strategic balance, balance of forces, international security, enemy, regular troops, special operations forces, irregular, terrorism.
Анализ современного мира позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время мировое сообщество переживает чрезвычайно сложный период своей эволюции. Особое беспокойство вызывают различные военные конфликты. Причины их возникновения, движущие силы и заинтересованные стороны хорошо известны. В еще большей степени известны их последствия, приведшие человечество к двум мировым войнам.
Опровергая тезис о том, что войны против России нет и быть не может, уместно привести выдержки из Послания Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г.: «Россия никому не угрожает, а все наши действия в сфере безопасности носят исключительно ответный, а значит, оборонительный характер. Мы не заинтересованы в конфронтации и не хотим её. Но, похоже, наши партнёры не замечают, как и какими темпами меняется мир, куда он движется. Они продолжают свою разрушительную и явно ошибочную политику» [1].
Поэтому изучение вопросов о современном характере военных угроз, вопросов о защите Российского государства от внешних опасностей в настоящее время является как никогда актуальным.
В 2020 г. страна празднует семьдесят пятую годовщину Победы в Великой Отечественной войне (далее — ВОВ). Для человека семьдесят пять лет — это целая жизнь. Для человечества — этап. И так уж устроен человек, что всё плохое он как бы вычеркивает из памяти, оставляя светлые воспоминания о прошлом. Однако данное правило касается далеко не всех.
Человечество с благодарностью чтит и помнит вклад, который внесла Красная армия в разгром фашистской Германии и милитаристской Японии. Но вот парадокс, гримаса истории: чем дальше человечество уходит от страшных событий середины ХХ столетия, тем громче раздаются голоса в оправдания зверств фашистов на территориях ряда Европейских государств. Более того, немало появилось желающих переписать историю и представить события того времени в совершенно гипертрофированной форме. И уже не просто Германия порабощала народы Европы, а СССР якобы способствовал развязыванию Второй мировой войны и «наравне с гитлеровской Германией несёт ответственность за неисчислимые жертвы».
Другой, не менее важный парадокс современности, — отсутствие ощущения опасности, которая на подсознательном уровне присутствовала у наших отцов и матерей, дедушек и бабушек. «Лишь бы не было войны», — неред-
ко говаривали они. И это желание имело под собой достаточно веские основания, заложенные генетически в память. И если для жителей России в основном данный постулат остается важным и понятным, то ощущение опасности возможной войны мало присуща современным поколениям европейцев и американцев. Первым — в силу активной и агрессивной пропаганды защищенности силами НАТО. Вторым чувство бесстрашия придает удаленность континента от основных очагов напряженности и почти двухсотлетний бесконфликтный период существования. Все это позволяет определенным политикам и даже группам достаточно свободно агитировать за войну. И это не пугает население их стран. Наоборот, в ряде государств люди, в основном молодежь, воспринимают войну как нечто интересное, будоражащее и совсем не страшное, как в компьютерной игре. Сам процесс военных действий на далекой территории представляется на экранах телевизоров как некое шоу, результатом которого является «успех», «победа», «престиж» [2].
Данные наблюдения дают нам основание утверждать, что современная ситуация в мире подготовлена не только к локальным войнам, которые ведутся практически без перерывов, но и к более крупномасштабным конфликтам, которые могут привести к мировой войне.
У нас нет необходимости подвергать анализу весь современный спектр опасностей1, которые могут привести к войне против России. Да и в границах данной статьи основное внимание следует уделить вопросам о роли и месте ОВД в обеспечении безопасности государства от военных угроз. При этом необходимо признать, что современные военные угрозы как раз и являются таковыми не столько для военной организации страны. Они, как бы это не звучало парадоксально, прямо или косвенно относятся к деятельности именно правоохранительных органов, в структуру которых входят и ОВД.
В национальном законодательстве достаточно полно изложены внешние военные угрозы государству. В частности, в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом России,2 отмечено, что в настоящее время Организация Североатлантического договора (далее — НАТО) наращивает свой силовой потенциал, она наделяется глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм
1 О безопасности [Электронный ресурс] федер. закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
международного права, осуществляется приближение ее военной инфраструктуры к границам Российской Федерации и в том числе путем дальнейшего расширения блока.
Данные угрозы не столько прямые, сколько потенциально опасные. Достаточно обратить внимание на агрессивную риторику новых членов НАТО (Польша, страны Балтии) и все набирающую силу и агрессивность Украины и Грузии, чтобы понять, «чьими руками» намереваются решать свои вопросы «старые» члены альянса. Данная угроза является не столько исключительно военной, сколько опасной с точки зрения обеспечения внутренней безопасности для России от влияния деструктивных элементов из бывших дружественных нам государств и из стран, ранее входивших в состав союза. По оценкам военных аналитиков только за последнее десятилетие на территории Польши, Румынии, Литвы, Латвии, Эстонии военный контингент НАТО увеличился в несколько раз. На территориях данных государств развернуты системы противовоздушной обороны, ведется подготовка диверсионно-разведывательных сил, основу которых составляют наемники из бывших республик союза. Эти силы уже сегодня достаточно активно применяются в так называемых горячих точках на территориях, граничащих с Россией.
Как показала практика, сторона-агрессор еще до начала войны будет стремиться создавать и использовать внутренние противоречия и нестабильность в регионе, широко применяя диверсионно-разведывательные группы, уголовно-террористические, партизанские, повстанческие и националистические отряды, а уже затем максимально использовать мощь заблаговременно созданных и развернутых группировок вооруженных сил для достижения основных целей войны [4].
В этой связи существенное значение для деятельности ОВД по участию в обеспечении безопасности государства играют внешние военные угрозы, связанные с усилиями ряда государств нарушить («раскачать») обстановку как в некоторых суверенных государствах вблизи нашей страны, так и непосредственно в целых регионах на границе с Россией.
Полагаем, что нет необходимости приводить в статье все примеры таковых угроз (Грузия, Молдова, Азербайджан, Армения и т. д.). Достаточно обратить внимание на современный конфликт на востоке Украины (Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика), который является достаточно показательным. Не стали для нас неожиданностью
и негативные события в Республике Беларусь после очередных выборов Президента летом-осенью 2020 г.
Все они все больше вбирают в себя внешние составляющие и постоянно выплескиваются на территорию России в виде незаконного притока оружия, боеприпасов, различного рода контрафакта и негатива, что существенно осложняет криминогенную обстановку не только в Краснодарском крае, Ростовской, Курской, Брянской областях, но и далеко за пределами приграничных регионов.
Крымский вопрос, который в 2014 г. однозначно решен жителями полуострова, постоянно присутствует в качестве территориальной претензии к России. В поправках к статье 67 Конституции Российской Федерации, одобренных Общероссийским голосованием по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации 1 июля 2020 г., территориальный вопрос жители нашей страны решили однозначно: «Действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются»3. Однако наряду с другими «спорными» территориями (Курильские острова, Калининградская область, территория Псковской области и т. д.) данный вопрос пытаются решить с использованием различного рода активизации протестных движений. Обеспечение безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий являются одной из обязанностей, возложенных на полицию.
Еще к одной военной угрозе, которая отражена в национальном законодательстве, отнесена опасность распространения оружия массового поражения (далее — ОМП) [3]4. Объектами воздействия могут быть как войска, так и гражданское население. Его поражающие факторы могут наносить противнику значительный ущерб, оказывать сильное парализующее морально-психологическое воздействие на граждан и население.
В настоящее время научно-технический прогресс позволяет создать ОМП на качественно новых принципах, в том числе с использованием генетических и генных технологий.
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Оружие массового поражения - оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений. Такими возможностями обладают следующие виды оружия: химическое, бактериологическое и ядерное оружие. Объектами воздействия могут быть как войска, так и гражданское население.
Мы не ставим перед сбой цель анализировать весь спектр опасностей, которые несет создание и распространение ОМП. Вместе с тем не представляется возможным обойти насущные негативные события, связанные с распространением новой эпидемии, которая в 2020 г. охватила весь мир. Сегодня не является секретом происхождение нового опасного корона-вируса. Как и почему он оказался свободным, еще предстоит разбираться специально уполномоченным на это органам. Мы лишь обращаем внимание на те дополнительные задачи, которые в современных условиях решают ОВД в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при проведения карантинных мероприятий. И данная угроза, к сожалению, не единична. Попытки использования элементов радиоактивных и отравляющих веществ имели место и ранее.
Следующая угроза, которая является опасной с военной точки зрения, — это распространение международного терроризма5. По данному вопросу написано достаточно много работ [5]. И актуальность задачи по противодействию терроризму, законодательно возложенной на ОВД, в современных условиях остается неоспоримой. Как показывает практика, распространение международного терроризма и экстремизма напрямую связана с угрозами возникновения очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, с деятельностью международных вооруженных радикальных группировок в районах не только прилегающих к государственной границе Российской Федерации, но и внутри страны6.
5 О противодействии терроризму: федер. закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
6 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Кроме того, и это является существенным, в мире наблюдается устойчивая тенденция расширения так называемого государственного терроризма, т. е. терроризма как особого рода вторжения со стороны ряда «высокоразвитых» государств в отношении «развивающихся» стран. Агрессор еще до начала войны будет стремиться использовать внутренние противоречия и нестабильность в регионе, широко применяя диверсионно-разведывательные группы, уголовно-террористические, партизанские, повстанческие и националистические отряды, а уже затем армию (военный блок).
В качестве примера можно привести подобные экспансии: в Сербию и Косово в марте — июне 1999 г., в Афганистан в 2001 — 2002 гг., в Ирак в 2003-2004 гг., в Ливию в 2010-2012 гг., в Сирии с 2014 г. по настоящее время.
Проведенные военными учеными исследования дают основания полагать, что такой вариант развития событий в отношении России не только возможен, но и достаточно реален сегодня. А противостоять этому, как показывает практика, мы не сможем только оружием. В этой связи можно говорить о возрастании роли правоохранительной составляющей страны для обеспечения ее военной безопасности.
Таким образом, вышеназванные внешние военные угрозы, обозначенные в законодательстве Российской Федерации, являются в современных условиях обстановки непосредственными задачами для ОВД.
Это требует подготовки ОВД к действиям не только против противника, придерживающегося классических способов ведения войны, но и против трудно предсказуемого, дерзкого и изобретательного неприятеля, сочетающего уголовные и партизанские методы ведения войны, что предполагает совершенствование форм и способов применения органов внутренних дел, системы их управления и всестороннего обеспечения.
Список литературы:
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20.02.2019. URL:www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 21.07.2020).
2. Правовое обеспечение управления: учебник / под общ. ред. И. В. Лобанова. М., 2019.
3. Большая Российская энциклопедия [Электронный ресурс]: URL:http://www. consultant.ru (дата обращения: 25.05.2020).
4. Княжев В. Б. Место и роль МВД РФ в решении задач территориальной обороны страны (теоретико-правовой аспект). Балашиха, 2012.
5. Майдыков А. Ф. Организация деятельности территориальных органов МВД России в особых условиях: курс лекций. М., 2013.