УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ПРАВОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Воронина В. И.
Воронина Валерия Игоревна / Voronina Valeria Igorevna - студент, кафедра теории государства и права, Оренбургский институт (филиал) Университет им. О. Е. Кутафина Московская государственная юридическая академия, г. Оренбург
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос обеспечения права граждан на участие в правотворческом процессе в современных условиях функционирования Российской Федерации. Целью исследования является изучение причин неразвитости института народной правотворческой инициативы. Изучен ряд нормативных правовых актов, регламентирующих право населения на инициативу, а также опросы и их статистические данные. Как итог, в работе предложены способы привлечения граждан к участию в правотворческом процессе на всех уровнях осуществления публичной власти.
Ключевые слова: правотворческий процесс, демократизм, референдум, инициатива.
Ни одно государство не может существовать без права, так как данная форма организации общественной жизни присуща только государству, которое формирует право через правотворческий процесс.
Нерсесянц В. С. под правотворческим процессом понимает форму государственной деятельности, которая направлена на создание новых правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену [1].
Процесс правотворчества осуществляется на основании ряда принципов, один из которых демократизм. Принцип демократизма заключается в привлечении граждан к правотворческой деятельности. Нормы права должны предварительно обсуждаться и создаваться с учётом общественного мнения. Высшим проявлением демократизма является референдум - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения [2].
Действующая Конституция Российской Федерации 1993 года говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами [3].
Референдум является прямым волеизъявлением граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения. Результатом референдума является принятие решения, обязательного для исполнения субъекта Российской Федерации, местный референдум.
На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации (12.12.1993) референдумов не проводилось, не говоря уже об иных уровнях, что демонстрирует неразвитость института народной правотворческой инициативы. Причин несколько:
• Большинство институтов гражданского общества, которые могли быть организаторами инициатив и (или) оказать влияние на формирование воли народа, недостаточно развиты в настоящий момент и не оказывают должного внимания праву граждан на правотворческую инициативу.
• В современных условия в нашей стране народная правотворческая инициатива рассматривается как официальное внесение в представительный (законодательный) орган государственной власти законопроекта гражданами при условии, что данный проект поддерживает установленное законом определённое количество граждан (например: внесение поправок в Конституцию Российской Федерации - 2 миллиона подписей)
• Также выявлена недостаточная разработанность системы правовых норм, определяющих институт народной правотворческой инициативы: возможности, условия инициирования [4].
Анализ причин позволяет сделать несколько общих рекомендаций в области народного правотворчества: необходимо развивать институты гражданского общества (союзы, организации, объединения и др.), совершенствовать законодательство в данной области, информировать граждан об их возможностях в сфере правотворчества (на работе/учебе, в средствах массовой информации и др.)
Медведев Дмитрий Анатольевич, будучи Президентом Российской Федерации, в Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации от 05 ноября 2008 года, отметил важность привлечения граждан к правотворчеству и подчеркнул, что было бы полезным их обязательное участие в рассмотрении законопроектов, затрагивающих важнейшие для каждого человека вопросы, такие как: свобода, здоровье населения, собственность.
Участие граждан в правотворческом процессе возможно как на федеральном уровне, так и на муниципальном. Важнейшей формой участия населения в осуществлении местного самоуправления является правотворческая инициатива граждан, которая впервые была закреплена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5].
Но проблемы, связанные с правотворческой инициативой граждан, получившие в последние годы большую актуальность, но так и не нашли своего всестороннего освещения в работах российских ученых. А публикации, встречающиеся в научной литературе, лишь частично, неполностью раскрывают проблемы в сфере правотворческой инициативой граждан, о чем утверждает Бычкова [6].
Владимир Путин в статье «Демократия и качество государства», опубликованной в 2012 году, в которой он как Председатель Правительства Российской Федерации предложил рассматривать в Государственной Думе гражданские инициативы, собравшие более ста тысяч подписей в сети Интернет.
После опубликования статьи был издан Указ Президента Российской Федерации № 183 от 04 марта 2013 года «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива». Однако этот «легкий доступ к демократии» населением на данный момент воспринимается с недоверием, так как всегда есть возможность обмана при подсчете голосов «за» или «против» той или иной инициативы.
В конце 2014 года «Российская общественная инициатива» провела опрос на тему: «Наделение правом законодательной инициативы законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации граждан, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации». Результат опроса не утешительный: за инициативу подано 122 голоса, против — 10 голосов. Исходя из статистических данных опроса, можно сделать вывод о том, что большинству наших граждан правовая инициативность просто не интересна. Однако, возможно, это голосование в масштабах страны не показывает реальной картины общественного мнения. Гораздо большую заинтересованность население проявит, когда им будет интересно само содержание инициативы, когда ее результат можно будет прочувствовать непосредственно (благоустройство муниципального образования, строительство автомобильных дорог и др.).
Поэтому следует, разумеется, сначала в качестве эксперимента, на официальных сайтах субъектов Федерации и муниципальных образований организовать голосования по насущным вопросам. Это значительно упростит процедуру изучения общественного мнения, даст возможность жителям прочувствовать факт их причастности к решению вопросов местного значения, позволит вызвать интерес широких масс к правотворчеству в случае широкого афиширования положительных результатов рассмотрения таких инициатив.
9
Впоследствии такие инициативы в случае сбора необходимого количества голосов, а потом и подписей, можно оформлять как законопроекты и вносить их в представительный орган местного самоуправления или должностному лицу, уполномоченному рассматривать правотворческие инициативы граждан для принятия официального решения (депутат представительного органа)
Динамичное развитие различных сфер жизнедеятельности общества, возникновение новых сфер и отраслей влечёт за собой потребность в правовом нормировании. Правовая база постоянно нуждается в исправлении, дополнении, исключении устаревших и принятии новых правовых актов, что подтверждает актуальность проблемы недостаточного развития института народного правотворчества в России на современном этапе развития.
Литература
1. Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории государства и права. М., 2002. 270 с.
2. Федеральный Конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 1995 // Российская газета, 1995.10.19.
3. Конституция Российской Федерации (с учётом поправок, внесённых законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), ст. 3, ч. 3 // Российская газета, 1993.12.25.
4. Перевезенцева Т. В. // Юридическая техника, 2014. № 8. 320 с.
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995.08.28.
6. Бычкова Е. И. Реализация правотворческой инициативы граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Челябинск, 2011. 4 с.