ЭКОНОМИКА
УЧАСТИЕ
МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА, «ГРУППЫ ДВАДЦАТИ» И ЕС В РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ГЛОБАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Е.Ю. Ильин
Министерство иностранных дел Российской Федерации.Росссия, 119200, Москва, Смоленская-Сенная пл., 32/34.
Данная статья посвящена процессам реформирования глобальной финансовой системы и международных экономических организаций с момента учреждения Международного валютного фонда на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. и до настоящего времени. Особое внимание уделено результатам взаимодействия МВФ и «Группы двадцати» в контексте мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Отмечены основные вехи в историческом развитии мировой экономики: становление Бреттон-Вудской мировой финансовой системы;решение на Ямайской конференции об отказе от золотого стандарта; переход на плавающие обменные курсы валют; волна кризисов 1990-хгг.; мировой финансовый кризис2008-2009гг. В статье рассмотрен процесс эволюционного развития МВФ в связи с этими глобальными событиями. Рассмотрено взаимодействие ЕС, МВФ и «Группы двадцати»; проанализированы реформы МВФ и их результаты; дана оценка политике фонда на разных исторических этапах его развития, а также позитивным и негативным результатам, к которым она привела; исследован процесс становления «Группы двадцати» и возрастания роли этой организации в управлении мировой экономикой, её участие в глобальном финансовом регулировании и реформировании МВФ; выявлена и обоснована необходимость проведения дальнейшей реформы МВФ и усиления роли «Группы двадцати» в мировой политической и экономической системе.
Ключевые слова: Международный валютный фонд, «Группа двадцати», мировая экономика, мировая финансовая система, финансовый кризис, экономическое регулирование, эволюция МВФ, реформирование МВФ.
В настоящее время глобальная экономика постепенно восстанавливается после разрушительного финансового кризиса 2007-2010 гг. Кризис наглядно продемонстрировал хрупкость мировой экономической системы и необходимость проведения международным сообществом согласованной политики в области финансового регулирования для стабильного развития экономики и предотвращения столь же масштабных потрясений в будущем. Важнейшую роль в преодолении последствий кризиса сыграли две международные организации - Международный валютный фонд (МВФ) и «Группа двадцати».
МВФ является международной организацией, предназначенной для регулирования ва-лютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях[4]. МВФ был учреждён на Международной валютно-фи-нансовой конференции ООН (1-22 июня 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США). Здесь были приняты статьи соглашения, выполняющие роль устава организации. Фактическую деятельность фонд начал в мае 1946 г., имея в своём составе 39 стран-членов. Создание фонда стало основой для так называемой Бреттон-Вудской мировой экономической системы.
Ключевыми задачами МВФ являются:
- содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;
- содействие расширению международной торговли и экономическому росту стран-членов;
- координация международной валютной политики;
- оказание помощи странам-членам путём кредитования;
- предоставление консультативной помощи.
С момента создания и до 70-х гг. ХХ в. Брет-
тон-Вудская система считалась успешной: быстрыми темпами развивались мировая экономика и торговля, благосостояние населения росло. Однако с развитием технологий и усложнением глобальной финансовой системы недостатки МВФ стали очевидны. Принятая в МВФ система фиксированных обменных курсов устарела. В результате научно-технического прогресса появилась возможность осуществлять финансовые транзакции с разных концов земного шара путём простого нажатия кнопки. В семь раз увеличился уровень движения капитала через границы стран. Всё это создало для устаревшей системы МВФ трудности в сфере обеспечения финансовой стабильности.
В 1973 г. система фиксированных обменных курсов была отменена, резко увеличилась во-латильность мировой экономики. Изменение стоимости валют и валютно-обменных курсов привело к неустойчивости экономического роста, торговли и инвестиций. Многократно ускорившееся движение капиталов и товаров осложнило макроэкономический контроль. Многие эксперты уже в то время отмечали, что
структура МВФ нуждается в серьёзном реформировании.
Для того чтобы не отставать от быстро развивающейся сферы торговли и финансов, МВФ принял меры для обновления структуры, однако многие эксперты охарактеризовали их как недостаточные. Несправедливая система квот в МВФ, явно тяготеющая к странам «первого мира», ставила под вопрос его легитимность. МВФ совместно с Всемирным банком проводили в отношении развивающихся стран политику рекомендаций, на основании которых эти страны были обязаны открывать свои рынки вне зависимости от уровня их развития. Это приводило к свободному проникновению западных корпораций в эти страны, уничтожению их промышленного производства. В результате усиливались бедность и неравенство населения. Критики стали рассматривать МВФ как инструмент в руках богатых западных стран, позволяющий им ломать торговые барьеры по всему миру и продвигать собственные интересы.
Призывы к реформам и свёртыванию работы фонда стали раздаваться всё громче после финансовых кризисов, которые потрясли Мексику, Восточную Азию, Аргентину и Россию в 1990-х гг. В некоторых случаях рекомендации МВФ этим странам усугубили кризисные явления. Возрастающая критика заставила МВФ проводить более сдержанную политику в начале XXI в. Однако доверие к фонду было подорвано, а программы кредитования перестали пользоваться спросом. В результате наступили тяжёлые времена для МВФ: его ресурсы истощились, казалось, он обречён на забвение.
Однако эксперты сходились во мнении: глобальный международный институт, отвечающий за экономическую и финансовую стабильность, нужен миру. Отчётлива была видна необходимость в реформировании этого института. Особенно остро вопрос о реформировании МВФ встал в разгар финансово-экономического кризиса 2008 г., который обнажил его уязвимые стороны. С инициативой реформирования МВФ выступила «Группа двадцати» - неформальная международная организация, объединяющая 19 наиболее влиятельных стран мира и ЕС, в которых проживает % мирового населения, производится 90% мирового ВВП и осуществляется 80% мировой торговли.
С момента учреждения организации в 1999 г. в Берлине в её рамках осуществляются регулярные встречи министров финансов и центральных банков крупнейших экономик мира. А в 2008 г. в рамках «Группы двадцати» впервые прошёл международный саммит глав государств и правительств. Роль «Большой двадцатки» особенно возрастает в связи с увеличением влияния в мире экономик развивающихся стран: России, Китая, Индии, Бразилии, Мексики, Саудовской Аравии и др. Если ранее МВФ часто характеризовался как институт, представляющий интересы богатого Запада, то под влиянием «Группы
двадцати» он получает большую репрезентативность, так как обязан учитывать весомый вклад в мировую экономическую архитектуру развивающихся государств.
В свете финансового кризиса перед МВФ и «Большой двадцаткой» встал ряд важных задач. Они должны были создать институциональную среду, а также инструменты, позволяющие добиться стабилизации мировой экономики, устранить мировой валютный дисбаланс. «Большая двадцатка» и МВФ могут сыграть ключевую роль в поддержании долгосрочной стабильности, а также в сплочении мирового сообщества для борьбы с угрозами и вызовами глобального масштаба: бедностью, увеличением разрыва в уровнях дохода населения, глобальным потеплением, истощением запасов природных ресурсов, эпидемиями, неконтролируемой рождаемостью, гуманитарными, техногенными, социальными и стихийными катастрофами.
Эволюция МВФ и первые реформы
Изначально МВФ задумывался как центр, обеспечивающий консультации и сотрудничество между странами-членами по международным проблемам финансового и валютного регулирования. Идея создания такой организации активно обсуждалась учёными Великобритании и США в конце 1930 - начале 1940-х г. В 1942 г. программы создания первых международных валютных и финансовых организаций предложили Дж. Кейнс и Г.Д. Уайт. Эти программы широко обсуждались в рамках ООН и были представлены на рассмотрение государств -участниц Бреттон-Вудской конференции. В результате подписания статей соглашений были созданы Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд [3].
СССР принимал участие в переговорах по вступлению в МБРР и МВФ, однако в силу политических разногласий страны социалистического блока в состав членов данных организаций не вошли. После распада СССР страны СНГ решали вопрос о членстве в МВФ самостоятельно. Россия стала членом МВФ в 1992 г. С момента создания МВФ прошло более 60 лет. За эти годы изменились такие аспекты деятельности фонда, как членство, организационная структура, капитал, система квот стран-членов, целевые установки политики, кредитная деятельность и механизм пополнения валютных резервов стран-членов, формирование дохода, формы регулирования международных валютных отношений, наблюдение и надзор за глобальной экономической системой. Вехами, фиксирующими этапы трансформации МВФ- стали периодические пересмотры статей соглашений в 1969, 1978, 1992 и 2008-2009 гг.
Первая реформа МВФ была проведена в связи с существенными экономическими и политическими изменениями в мировом хозяйстве с послевоенного времени до конца 60х гг. ХХ столетия. Сложилась мировая социалистическая
система. Страны третьего мира избавились от бремени колониализма и включились в мировые экономические процессы. Разрушенная войной Западная Европа восстановила экономику, став новым центром силы и потеснив США. Укрепилась Япония. Экономическое, техническое и ва-лютно-финансовое превосходство США ослабло.
Мировая торговая и экономическая система стала носить всё более интернациональный характер. Золотодевизная Бреттон-Вудская система с фиксированными валютными курсами становилась барьером для бурно растущей торговли. Росли инфляция и внешняя задолженность развитых стран, золотовалютные резервы таяли, обесценивались национальные валюты, и особенно резервная валюта - доллар. В 1969 г. завершились переговоры стран-членов МВФ о введении нового международного платёжного средства - специальных прав заимствования (Special Drawing Rights - SDR). Однако этот шаг проблемы не решил.
В 1978 г. Временный комитет Совета управляющих МВФ проводит конференцию на Ямайке, где утверждаются основные принципы новой мировой валютной системы. В Статье 4 Устава МВФ устанавливалось право членов организации на использование плавающих обменных курсов. СДР стали эталоном, к которому приравнивались все национальные валюты. Ямайское соглашение ознаменовало создание новой мировой экономической системы. Во второй половине 1970-х гг. многие страны-члены столкнулись с проблемой дефицитов платёжных балансов. Для решения этой проблемы необходимы были значительные ресурсы, в результате чего МВФ вводит в 1977 г. Систему дополнительного финансирования. Создаются новые кредитные программы для наименее развитых стран мира.
С 1970-х гг. меняется и география кредитования МВФ. Если до 1976 г. МВФ предлагал кредиты преимущественно странам Запада (60% всех кредитов), то в период с 1977 по 1991 г. на долю развитых стран пришлось лишь 8%, тогда как на долю развивающихся досталось 92%. С 1985 г. МВФ финансирует исключительно развивающиеся страны. Это связано со стремлением МВФ оказать развивающимся странам поддержку в осуществлении экономических реформ рыночной направленности.
На рубеже 1990-х гг. МВФ предъявляет к странам, стремящимся получить кредит, следующие требования:
- положительное сальдо платёжного баланса для выплаты основной части долга и процентов;
- сокращение государственных расходов;
- налоговая политика, направленная на инвестирование предпринимательства;
- стабилизация денежного обращения путём девальвации;
- максимальное использование рыночных механизмов и конкуренции;
- отмена контроля над ценами и заработной платой, свободный допуск товаров на внутренний рынок;
- структурная перестройка экономики, приватизация промышленности, её переход с бюджетного финансирования на кредитное;
- обеспечение стабильности политической власти.
В результате либерализации в 1990-х гг. развивающиеся страны поразила волна разрушительных кризисов. В Мексике начался кризис песо. В 1997-1998 гг. разрушительный кризис разразился в Азии: в Таиланде и Южной Корее, перекинулся на Индонезию и Малайзию, после чего захватил и Россию. Из-за слабой экономики и низких цен на нефть в России был объявлен дефолт. Тяжелейшая экономическая ситуация сложилась в Бразилии и Аргентине.
Анализируя кризисную ситуацию в Таиланде, МВФ обратил особое внимание на состояние государственных финансов, но недооценил роль таких факторов, как общая неустойчивость финансово-банковского сектора, завышенный курс национальной валюты, дефицит платёжного баланса, опасность распространения кризиса на соседние государства. В результате рекомендованной МВФ девальвации национальной валюты на финансовых рынках произошла паника, а кризис перекинулся на весь ЮжноАзиатский регион. Фонд не смог принять решительные меры по предотвращению разрушительного кризиса в России, в том числе в части его влияния на всю международную финансовую систему. Это способствовало «заражению» кризисом ведущих стран Латинской Америки [2].
Не оправдали себя и рекомендованные МВФ программы преодоления кризиса, предполагающие резкое повышение процентных ставок и бюджетные ограничения. Они были стандартными, условно говоря, одинаковыми для России и Габона. МВФ отрицал необходимость принятия чрезвычайных мер по приостановке оттока капитала в охваченных кризисом странах и реструктуризации их долга. Слабо проявлялось сотрудничество МВФ и МБРР. Многие проблемы, связанные с неадекватной реакцией фонда на кризис, явились следствием чрезмерной идеологизации и политизации МВФ. Фонд недооценивал риски стремительной либерализации экономики и необходимость адаптации экономических систем для перехода к открытому рынку. Все эти замечания и недостатки легли в основу реформирования деятельности не только МВФ, но и других международных финансовых и экономических организаций.
Реформы МВФ конца ХХ, начала ХХ! в.
Эволюция экономического форума
После совершённых МВФ в 1990-х гг. ошибок всё оживлённее шли дискуссии о реформах. Экономисты и учёные придерживались разных мнений относительно роли МВФ в мировом хозяйстве. Одни полагали, что МВФ должен
сосредоточиться на надзорной деятельности и обеспечении финансовой стабильности. Другие предлагали сделать упор на сокращении бедности. Однако все сходились во мнении, что необходимы реформы, направленные на создание структуры МВФ, более подходящей для современной финансовой системы и отражающей возрастающее влияние переходных экономик.
Активно обсуждался пересмотр статей соглашения МВФ, поскольку статьи были написаны в конце Второй мировой войны и слабо отражали реалии настоящего времени. Большую интенсивность также имели призывы к реформированию структуры и руководства МВФ, изменить систему распределения квот для развивающихся стран в соответствии с их влиянием на мировую экономику. По данным экспертов, такие страны, как Мексика и Турция, недосчитываются 30-35% голосов, а Южная Корея - 66%. Недостаточный вес в МВФ имеют Индия и Китай.
МВФ действительно прошёл путь реформ, который был наиболее интенсивным в период, последовавший за волной финансовых кризисов 1997-1998 гг. Он сконцентрировал своё внимание на профилактике кризиса и создании новых условий предоставления займов, отказавшись от механизмов кредитования прошлых лет. Возросла прозрачность операций, была перестроена структура фонда. В 1997 г. был создан механизм финансирования дополнительных резервов, позволяющий обеспечить поражённые кризисом страны краткосрочным финансированием в исключительных случаях. Данный механизм послужил источником защиты стран-участниц и был доступен им для осуществления желаемой экономической политики.
В 1999 г. был введён механизм сокращения бедности, который заменил существующую ранее систему расширенного кредитования, предназначенный для решения проблемы платёжного баланса слабо развитых стран. «Мягкий заём» с низкой процентной ставкой для наименее развитых стран являлся частью программы МВФ, направленной на борьбу с бедностью. В 2005 г. для оказания помощи в решении политических проблем и финансовой поддержки странам-участницам была принята программа преодоления внешних шоков. Она распространялась на страны, испытывающие экзогенный шок, вызванный отменой торговых сделок и изменением цен на товары.
Фонд изменил своё отношение к ограничению доступа к ресурсам МВФ. В 2003 г. Исполнительный совет установил лимиты доступа к фондам МВФ, которые позволяют МВФ получить больше возможностей для контроля над финансированием крупных займов. МВФ предпринял попытки сделать более доступными для общественности надзорные операции. Деятельность фонда стала более открытой. Поскольку международная среда, в которой зародился МВФ, радикально отличалась от той, в
которой он функционировал в начале XXI в., встал вопрос об изменении роли МВФ в мире. Впервые за многие годы чёткое представление о том, как должен выглядеть реформированный МВФ, появилось в 2005 г.
На октябрьской встрече «Группы двадцати» было принято так называемое «Постановление о реформировании Бреттон-Вудских институтов», которое заложило основу для создания обновлённой институциональной среды для руководства международными финансами. В нём говорится, что МВФ должен сосредоточить своё внимание на национальных и международных вопросах макроэкономической и финансовой стабильности, осуществляя усиленный надзор над глобальной экономикой, международными рынками капиталов, предотвращении кризисов и их разрешении. Возрастающее влияние «Группы двадцати» и её направляющей роли для МВФ вдохнула новую силу в дискуссии вокруг реформ.
Взаимодействие МВФ и ЕС.
Роль ЕС в «Группе двадцати»
Страны Европы традиционно играют важную роль в деятельности МВФ. Ведущие страны ЕС обладают в нём значительным количеством голосов. Квота стран - членов ЕС составляет сегодня 34%, что даёт им возможность оказывать влияние на проводимую МВФ экономическую политику [4]. Они же являются одними из крупнейших акционеров фонда. Ведущие позиции в руководстве МВФ традиционно занимают европейцы. Директорами-распорядителями МВФ являлись выходцы из Бельгии, Швеции, Испании, ФРГ и Франции.
МВФ, в свою очередь, сыграл важную роль в становлении Европы как одного из наиболее благополучных и развитых регионов мира. Созданная после Второй мировой войны Бреттон-Вудская финансовая система стала важнейшим фактором успешного восстановления европейских стран. Благодаря МВФ и МБРР эти страны сумели получить необходимые кредиты и поднять разрушенные экономики. МВФ стал для Европы важным центром международных валютно-кредитных отношений, главной задачей которого было выравнивание платёжных балансов и предоставление поддерживающих кредитов [5]. Практически во всех западноевропейских государствах на протяжении долгого времени сохранялись высокие темпы экономического роста. До начала 1980-х гг. МВФ кредитовал преимущественно страны Европы
Европа вновь обратилась к МВФ в начале 1990-х гг. С распадом социалистической системы восточноевропейские государства начали переход от плановой экономики к рыночной. МВФ кредитовал страны с переходной экономикой, предоставлял им необходимую техническую помощь, привлекал квалифицированных специалистов для организации центральных банков и министерств финансов. На протяжении всей истории развития ЕС МВФ осуществлял валют-
но-финансовое регулирование на европейском пространстве. В результате экономической координации стран ЕС были выработаны общие нормы, правила и стандарты функционирования европейских экономик, создана новая устойчивая валюта - евро. Была сформирована база для дальнейшего расширения ЕС.
МВФ оказывал и продолжает оказывать значительное содействие странам Европы, столкнувшимся с финансовыми трудностями в процессе евроинтеграции. Кредиты фонда были предоставлены в разное время Италии, Испании, Ирландии, Португалии, Польше. Наиболее актуальной с 2009 г. по настоящий момент является долговая проблема Греции. Несмотря на все усилия ЕС и МВФ, ситуация в экономике этой страны остаётся тяжёлой, рецессия продолжается. Эффективность действий МВФ на греческом направлении остаётся низкой.
Успех общей валютной политики, становление евро в качестве второй по значению резервной валюты, утверждение евро как фактора мировой экономической и валютно-финансовой системы определили укрепление роли и влияния ЕС в мировой экономике и финансовой политике [8]. Эти факторы предопределили ведущую роль ЕС в деятельности «Группы двадцати». ЕС является крупнейшей экономикой «двадцатки», он выступает за усиление международного регулирования финансовой системы, повышение эффективности финансового сектора в стимулировании экономического роста, создании рабочих мест, повышение конкурентоспособности [9]. Представители ЕС выступают главными инициаторами укрепления финансового сектора и проведения финансовых реформ на саммитах «Группы двадцати». Во многом инициативы по преодолению финансового кризиса 2008-2009 гг., предложенные представителями ЕС, помогли справиться с рецессией, укрепить мировую экономику и выйти на траекторию экономического роста.
Деятельность МВФ и «Группы двадцати» в период мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг.
После относительно благоприятных лет высоких темпов развития мировой экономики в первые годы XXI в. мировое сообщество столкнулось с масштабным кризисом, по мнению некоторых экспертов, вторым по разрушительной силе после Великой депрессии 30-х гг. XX в. Начальной стадией стал кризис ипотечного кредитования в США, первые признаки которого начали проявляться уже в 2006 г. Летом 2007 г. ипотечный кризис стал перерастать в финансовый и распространяться за пределы США. Началась серия банкротств крупных банков, правительства предпринимают меры по их спасению. Апогеем стало крушение одного из крупнейших американских инвестиционных банков - Lehman Brothers. Далее последовало обрушение котировок на фондовых рынках, что
усложнило финансирование предприятий путём размещения на бирже ценных бумаг. Кризис стал всеобъемлющим и распространился на все сферы мировой экономики.
Кризис принёс разорение финансовым рынкам и мировой экономике, но он также послужил мощным стимулом для проведения мировым сообществом кардинальной реформы глобальной финансовой системы. Создавшаяся ситуация породила новый интерес к МВФ. «Группа двадцати» стала главным форумом по согласованию позиций мирового сообщества в вопросе проведения реформ МВФ и всей финансовой системы. 15 ноября 2008 г. в Вашингтоне состоялся саммит «Группы двадцати», на котором впервые присутствовали главы государств и правительств стран-участниц. Основная тематика саммита - повышение прозрачности мирового финансового рынка, финансовая ответственность и устойчивое регулирование. Страны сумели договориться о необходимости повышения прозрачности финансовых рынков, раскрытии информации, обеспечении адекватного и устойчивого регулирования, развитии надзора и управления рисками, развитии международного сотрудничества регулирующих органов, реформировании международных финансовых институтов.
Отныне реорганизация институтов должна производиться в соответствии с перераспределением сил в мировой экономике. Развивающиеся страны должны иметь большие возможности для выражения интересов. Был согласован план действий по восстановлению мировой экономики более эффективному регулированию финансовых рынков. Итоговый документ зафиксировал такие договоренности, как регулирование деятельности кредитных агентств, сближение стандартов бухгалтерской отчётности, ужесточение финансового законодательства и наделение МВФ ответственностью и ресурсам для восстановления финансовой стабильности [4].
Благодаря саммиту «Большой двадцатки» ресурсы МВФ многократно увеличились. Изменилась и сама политика фонда. В 2008 г. было объявлено о создании в МВФ нового инструмента - гибкой кредитной линии, что позволяло развивающимся странам брать кредиты без каких-либо условий. Данный инструмент позволил странам-членам избежать урезания основных расходов и препятствовать утечке капитала за границу. Кредитной линией можно было воспользоваться в любой момент и даже прибегнуть к ней как к превентивному инструменту.
Наметившаяся тенденция привела к изменению отношения развивающихся стран к МВФ. Мягким кредитом успешно воспользовалась Мексика и Польша. Руководитель МВФ Доминик Стросс-Кан призвал развитые и развивающиеся страны упростить монетарную политику и способствовать увеличению финансовых расходов (ранее МВФ рекомендовал сокращать
расходы). Кроме того, фонд объявил о планах изменить условия для всех видов займов, повысить степень гибкости существующих соглашений, расширить возможности кредитования, упростить процедуру взыскания долгов, устранить неэффективные программы.
В 2009 г. 20 ведущих экономик мира провели саммит в Лондоне. Кризис в это время потерял темпы развития, но углубился и расширился. В повестке дня очередного саммита стояли пять главных вопросов: контроль над работой финансовых рынков, стимулирование экономического роста, укрепление международных финансовых институтов, поддержка всемирной торговли, помощь беднейшим странам. По итогам саммита были существенно расширены функции и финансовые возможности МВФ. На него были возложены функции мониторинга и содействие выполнению плана действий, улучшены его надзорные инструменты. Была достигнута договорённость о проведении дальнейшей реформы МВФ с целью обеспечения развивающимся странам большей репрезентативности в этой организации.
По итогам обсуждения ими были приняты совместные декларации: по укреплению финансовой системы и по выделению средств через систему международных финансовых институтов. На решение проблем глобальной экономики страны-члены «Группы двадцати» договорились до конца 2010 г. направить 5 трлн долл., включая расширение финансового пакета МВФ до 1,1 трлн долл. В 2009 г. в МВФ начали появляться инновационные проекты. Было объявлено об эмиссии первых облигаций МВФ. Для стран-инвесторов облигации могли стать иностранным резервным активом, альтернативой стандартным займам. Одним из важнейших вопросов оставалась система распределения голосов в МВФ. В сентябре 2009 г. на саммите «Группы двадцати» в Питтсбурге было решено пересмотреть квоты, выделив 5% дополнительно развивающимся странам, что повысило их влияние в организации.
Была пересмотрена политика МВФ в отношении развивающихся стран. Особая мягкая денежная политика стала проводиться в отношении африканских государств. Завышенные процентные ставки ушли в прошлое. Начали пользоваться услугами МВФ и развитые страны, что стало особенно актуальным на фоне кризиса евро в Греции, Ирландии, Португалии. МВФ предоставил ЕС кредит в 250 млрд евро для поддержки слабых стран еврозоны.
Можно констатировать, что в течение мирового финансового кризиса был сделан важный шаг на пути к формированию новой, более эффективной мировой экономической системы. Были усилены международные организации, отвечающие за финансовое регулирование и обеспечение стабильности. Страны признали необходимость реформирования глобальных институтов, а также интенсификации между-
народного сотрудничества перед лицом новых вызовов и угроз. МВФ прошёл долгий путь с момента его создания до наступления мирового финансового кризиса 2007-2009 гг., однако не всегда его действия были эффективными. Его решения подвергалась жесткой критике, его политика часто приводила к усугублению проблем в кредитуемых государствах, что существенно подорвало доверие к этому учреждению на международной арене. Но благодаря реформам 2008-2009 гг. и изменению политики МВФ вновь стал общепризнанной авторитетной организацией, играющей главную роль в мировом экономическом регулировании. МВФ проявил во время кризиса гибкость, показал значительную способность адаптироваться к новым экономическим реалиям и умение справляться с глобальными вызовами.
Примечательна и роль «Группы двадцати» в период кризиса. В рамках форума были скоор-
динированы усилия 20 крупнейших экономик мира, был сформирован план действий, который помог преодолеть последствия экономического спада и не допустить катастрофы. Именно «Группа двадцати» сыграла решающую роль в реформировании МВФ. В настоящее время пик кризиса пройден, мировая экономика постепенно выходит из стагнации, начинается медленный рост. МВФ стал более адаптирован к современной финансовой системе, но реформы его структуры и инструментов по-прежнему необходимы. Многие страны остаются слабо представленными в системе распределения квот и голосов. Некоторые государства-члены МВФ страдают от долгового бремени. По-прежнему актуальны проблемы бедности и неравенства доходов. Низкими остаются темпы развития мировой экономики. Над решением этих и многих других проблем МВФ и «Группе двадцати» ещё предстоит работать.
Список литературы
1. Franz Spiegel J. The G-20 and the IMF revisited: reforming global economic governance. Webster University, 2010 г. 128 с.
2. Авагян Г.Л., Вешкин Ю.Г. Международные валютно-кредитные отношения. Магистр, 2012 . 703 с.
3. Богатуров А.Д., Аверков В.В. История международных отношений 1945-2008. Аспект пресс, 2010 . 520 с.
4. Бородулина Л.П. Международные экономические организации. Магистр, 2012 . 366 с.
5. Зуев В.Н. Глобальное экономическое регулирование. Магистр, 2012 г. 574 с.
6. Фонд «Бюро экономического анализа». Реформирование мировой финансовой архитектуры: роль МВФ и интересы России. 2000 . 28 с.
7. Смыслов Д.В. Реформирование Международного валютного фонда: проблемы и решения. Регулятивные аспекты. Деньги и кредит, 1/2012 . 43 с.
8. Группа двадцати и ЕС. http://www.alleuropa.ru/gruppa-dvadtsati-i-evropeyskiy-soiuz
9. Факты и цифры о Европейском союзе и «Группе двадцати». http://eeas.europa.eu/delegations/russia/ press_corner/all_news/news/2013/20130904_ru.htm
10. Сайт «Группы двадцати»: http://www.g20.org
11. Сайт МВФ: http://www.imf.org/external/russian/index.htm
Об авторе
Ильин Евгений Юрьевич - атташе Департамента информации и печати МИД России. E-mail: [email protected]
THE «GROUP OF TWENTY», IMF AND EU AND REFORMING OF GLOBAL GOVERNANCE
E.Yu. Il'in
Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Smolenskaya-Sennaya Square 32/34, 119200 Moscow, Russia.
Abstract: This article is devoted to the process of reforming the global financial system and world economic organizations since the foundation of the International Monetary Fund at the Bretton Woods Conference in 1944 to present time. Special attention is given to results of cooperation of the IMF and the "Group of Twenty"in the context of the world financial crisis 2008-2009. This article mentions the key benchmarks of the historical development of world economy: foundation of the Bretton Woods financial system, rejection of the gold standard at the Jamaica Conference, transition to the floating exchange
rates, the wave of crises in the 1990-s, the world financial crisis of2008-2009. The process of evolution of the IMF within the framework of these global events is considered here. The cooperation of EU, IMF and "Group of Twenty" is considered. The reforms of the IMF and their results are analyzed. The policy of the IMF at different historical stages of its evolution is estimated. As well as it results, the article also deals with the formation and development of the "Group of Twenty". The increasing role of the "Group of Twenty" in the global economic governance and reforming the iMf is considered. Especially is marked the necessity of the further reforms of the IMF and increasing of participation of the "G-20" in the world economic and politic system.
Key words: International Monetary Fund, «G-20», international economic, world financial system, financial crysis, economic regulation, IMF evolution, IMF reforming.
References
1. Franz Spiegel J. The G-20 and the IMF revisited: reforming global economic governance. Webster University, 2010 . 128 p.
2. Avagjan G.L., Veshkin Ju.G. Mezhdunarodnye valjutno-kreditnye otnoshenija.[International monetary and credit relations]. Magister, 2012 . 703 p.
3. Bogaturov A. D., Averkov V. V. Istorija mezhdunarodnyh otnoshenij 1945-2008. [History of international relations 1945-2008]. Aspect Press, 2010. 520 p.
4. Borodulina L.P. Mezhdunarodnye ekonomicheskie organizacii. [International economic organizations]. Magister, 2012. 366 p.
5. Zuev V.N. Globalnoe ekonomicheskoe regulirovanie. [Global economic regulation]. Magister, 2012. 574 p.
6. Fond «Bjuro jekonomicheskogo analiza». Reformirovanie mirovoj finansovoj arhitektury: rol MVF i interesy Rossii. [Reforming of the global financial architecture: role of the IMF and interests of Russia]. 2000. 28 p.
7. Smyslov D.V. Reformirovanie Mezhdunarodnogo valjutnogo fonda: problemy i reshenija. Reguljativnye aspekty.[Reforming of the IMF: problems and solutions]. Money and credit, 1/2012. 43 p.
8. «Gruppa dwadzati» i ES. ["Group of Twenty" and EU] http://www.alleuropa.ru/gruppa-dvadtsati-i-evropeyskiy-soiuz
9. Fakty I zifry o ES I «Gruppe dwadzati». [Facts and figures about EU and "Group of Twenty"] http://eeas. europa.eu/delegations/russia/press_corner/ all_news/news/2013/20130904_ru.htm
10. «G-20» web-site: http://www.g20.org
11. IMF web-site: http://www.imf.org/external/russian/index.htm About the author
Evgeniy J. Iljin - attaché of Information and press Department of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. E-mail: [email protected]