Научная статья на тему 'Участие людей старшего возраста в  социальном предпринимательстве на  примере социального акселератора (Санкт-Петербург)'

Участие людей старшего возраста в  социальном предпринимательстве на  примере социального акселератора (Санкт-Петербург) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
470
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮДИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА / ПЕНСИОНЕРЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Москвина Анастасия Юрьевна, Должикова Дарья Вячеславовна

Социальное предпринимательство новый феномен социально-экономической жизни России. Поскольку оно возникает как способ решать социальные проблемы, с которыми сталкиваются социальные предприниматели и которые зачастую не решаются никем другим, закономерно, что часть таких предприятий или проектов направлены на решение проигнорированных государственными службами проблем пожилых людей. Кроме того, параллельно происходит смена парадигмы старения, что стимулирует пожилых становиться авторами и лидерами проектов в области социального предпринимательства. C одной стороны, все больше пожилых людей после выхода на пенсию остаются активными и хотят реализовывать себя в профессии, на работе, в деле, зарабатывать деньги. С другой стороны, большинство социальных проектов после окончания финансирования ищут способы оставаться устойчивыми и поддерживают идеи соцпредпринимательства у самих клиентов. В данном обзоре рассматриваются соцпредпринимательские проекты и социальные предприятия, поддержанные Ресурсным центром для НКО в Санкт-Петербурге, которые создаются пожилыми людьми. На примере руководителей соцпредпринимательских проектов, прошедших обучение в акселерационных программах Ресурсного центра для НКО в 2015-2017 гг., можно увидеть, что пожилые становятся все более активными. Анализ законодательства в этой сфере показывает при этом, что правовых стимулов и льгот к занятию предпринимательской деятельностью для пожилых на текущий момент нет. Представляется, что необходима поддержка и стимулирование пожилых для успешной реализации в таком полезном для общества деле, как бизнес, ориентированный на решение социальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие людей старшего возраста в  социальном предпринимательстве на  примере социального акселератора (Санкт-Петербург)»

оо

THE JOURNAL OF SOCIAL POLICY STUDIES_

ЖУРНАЛ

ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ • ••

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ

Анастасия Москвина, Дарья Должикова

УЧАСТИЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО АКСЕЛЕРАТОРА (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

Социальное предпринимательство - новый феномен социально-экономической жизни России. Поскольку оно возникает как способ решать социальные проблемы, с которыми сталкиваются социальные предприниматели и которые зачастую не решаются никем другим, закономерно, что часть таких предприятий или проектов направлены на решение проигнорированных государственными службами проблем пожилых людей. Кроме того, параллельно происходит смена парадигмы старения, что стимулирует пожилых становиться авторами и лидерами проектов в области социального предпринимательства. С одной стороны, все больше пожилых людей после выхода на пенсию остаются активными и хотят реализовывать себя в профессии, на работе, в деле, зарабатывать деньги. С другой стороны, большинство социальных проектов после окончания финансирования ищут способы оставаться устойчивыми и поддерживают идеи соцпредпринимательства у самих клиентов. В данном обзоре рассматриваются соцпредпринимательские проекты и социальные предприятия, поддержанные Ресурсным центром для НКО в Санкт-Петербурге, которые создаются пожилыми людьми. На примере руководителей соцпредпринимательских проектов, прошедших обучение в акселерационных программах Ресурсного центра для НКО в 2015-2017 гг., можно увидеть, что пожилые становятся все более активными. Анализ законодательства в этой сфере показывает

Анастасия Юрьевна Москвина - к.с.н., менеджер проектов ЦРНО, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: nastya_moskvina@inbox.ru

Дарья Вячеславовна Должикова - юрист, член Ассоциации «Юристы за гражданское общество», обучающаяся СПбГУ по образовательной программе магистратуры «Медицинское право», Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: dolzhikova.daria@gmail.com

© Журнал исследований социальной политики. Том 16. № 1

при этом, что правовых стимулов и льгот к занятию предпринимательской деятельностью для пожилых на текущий момент нет. Представляется, что необходима поддержка и стимулирование пожилых для успешной реализации в таком полезном для общества деле, как бизнес, ориентированный на решение социальных проблем.

Ключевые слова: люди старшего возраста, пенсионеры, социальное предпринимательство, пенсионный возраст, законодательство

DOI: 10.17323/727-0634-2017-16-1-169-176

Развитие социального предпринимательства (далее - СП) одна из активно обсуждаемых в современной России тем (Арай 2013; Московская 2011). СП можно считать важным трендом в социальной политике России последних лет. Создается инфраструктура поддержки социального бизнеса, работает несколько крупных фондов, функционируют и более мелкие площадки, предлагающие информационную, образовательную, сетевую помощь социальным предпринимателям. Это явление относительно новое и в мировом масштабе, например, в США об СП заговорили около 30 лет назад (см.: Кикал, Лайонс 2014; №сМк 2006).

Социальное предпринимательство - это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским подходом к самоокупаемости. Компания занимается социальным предпринимательством, если соответствует следующим критериям (Московская 2011): (1) преобладание социальной цели над получением экономического эффекта от деятельности; (2) направление деятельности на решение существующей социальной проблемы;

(3) самоокупаемость и финансовая устойчивость организации обеспечивается преимущественно продажей товаров и услуг (а не грантами);

(4) инновационная комбинация социальных, материальных и финансовых ресурсов. Под это определение подпадают в широком смысле любые услуги для пожилых людей, оказываемые на платной основе (они могут быть бесплатны для самих получателей, а бизнес-модель может строиться на возмещении расходов другим актором - государством, например) - дома престарелых, пансионаты для пожилых, уход на дому, услуги сиделок и пр. То есть речь идет о любых товарах для пожилых людей, повышающих качество их жизни, а также об услугах по проведению досуга, занятости, обучению, развитию, общению.

В связи с обсуждаемой в этом номере сменой парадигмы старения в процесс социального предпринимательства вовлекаются сами пожилые люди. Во-первых, все больше пожилых людей остаются активными после выхода на пенсию (мы принимаем пенсионный возраст за точку отсчета) и хотят реализовываться в профессии, оставаться финансово независимыми. Во-вторых, навстречу таким желаниям сформирована потребность

социальных проектов, которые после окончания финансирования ищут способы быть устойчивыми и поддерживают инициативность пожилых, если те хотят стать лидерами организаций СП. Для СП стало обычной практикой помогать включаться в работу организации и создавать собственные организации тем, кто приходит для решения проблемы в поисках устойчивой модели финансирования потребностей: например, родители детей-инвалидов, которые создают соцпредприятия в виде инклюзивных детсадов, или инвалиды, открывающие производства для трудоустройства людей с ограниченными возможностями.

Правовые основы социального предпринимательства

В настоящее время осуществляются попытки законодательного определения СП, к которому среди прочего предлагается относить социально значимую деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленную на «предоставление услуг исключительно гражданам пожилого возраста» (Законопроект 2016: ст. 2). Важно, однако, чтобы пожилые рассматривались как субъекты, а не только получатели услуг. Поэтому необходимо пересмотреть подход к пониманию потребностей и возможностей пожилых, создать условия, стимулирующие их активное долголетие, в т.ч. занятие предпринимательской деятельностью.

Одновременно имеется ряд проблем в области правового регулирования положения пожилых людей. Например, российское законодательство не делает четкого разграничения между категориями «пенсионер», «пожилой», «престарелый». При этом нормы различных отраслей законодательства (налоговое, трудовое, социальное обеспечение) закрепляют права или льготы в отношении указанных категорий лиц по-разному, о чем пойдет речь ниже на примере налогового права. Подобная терминологическая неопределенность осложняет для пожилых занятие социальным предпринимательством. То есть с точки зрения возможного участия пенсионеров в СП, распространенные в повседневном обороте термины нуждаются в ясном юридическом определении.

Налоговое законодательство при трактовке понятия «пенсионер» использует возрастной критерий для определения круга лиц, имеющих право на льготы и освобождение от уплаты налога на имущество. К ним относятся «пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины)» (НК РФ 1998: пп. 10 п.1 ст. 407). Для целей налогообложения социальных предпринимателей понятие пенсионера может быть расширено за счет включения иностранных граждан (Письмо ФНС 2017: абз. 5). Обратим внимание, что под указанный льготный режим налогообложения подпадает имущество, которое используется для целей социального предпринимательства: помещения

творческих мастерских, ателье, студий, негосударственных музеев, галерей, библиотек. Региональное законодательство и муниципальные правовые акты также могут содержать нормы, закрепляющие льготы для пенсионеров, например, по уплате транспортного или земельного налога (НК РФ 2000: п. 2 ст. 356, ст. 387). Вместе с тем сложно отнести к стимулирующим положения законодательства, которые исключают возможность индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии для некоторых категорий граждан. Например, работающие (и осуществляющие «иную деятельность») пенсионеры такой индексации не получают, если получали страховую пенсию в соответствии с Федеральным законом 2001 г. (Федеральный закон 2015: п. 1 ст. 7).

В отсутствие законодательства напрямую направленного на СП и при учете прочих релевантных норм права, в России осуществляются проекты в этой области, в том числе для пожилых и самими пожилыми. Об одном из таких случаев пойдет речь.

Случай социального предпринимательства для пожилых

Частным случаем СП может быть участие пожилых в соцпредпри-нимательских проектах. Рассмотрим его на примере Социального акселератора (далее - СА) в Санкт-Петербурге. Создан в 2015 г. в рамках благотворительной программы ресурсного центра для НКО. За 2015-2017 гг. было проведено три программы для соцпредпринимателей от НКО. Ак-селерационная программа включала в себя шесть бизнес-тренингов по ключевым вопросам построения бизнес-модели, встречи с бизнес-наставниками, консультации и коучинг. Главная цель - содействие организации в выводе продукта или услуги на рынок.

Первый созыв акселератора длился восемь месяцев. В нем приняли участие 15 социальных стартапов, два из которых возглавляли люди старшего возраста: курсы по воспитанию собак Клуба «Каштанка» (решаемая проблема - профилактика бездомности собак); и РООИ «Этюд», предоставляющая обучение и рабочие места по росписи фарфоровых изделий для художников с инвалидностью. Кроме того, один из проектов был направлен на работу с пожилыми («Доступные турпоездки для пожилых за рубеж» от организации «Серебряный возраст»), но он сошел с дистанции к окончанию программы. Из десяти стартапов, вышедших на финальную защиту после восьми месяцев акселерации, три вышли на стадию окупаемости, в том числе «Каштанка». Кроме того, «Этюд» запустил бизнес-проект и продолжает проводить разовые продажи своих продуктов, но требует инвестиций для выхода на рентабельность. Нужно отметить, что рентабельность соцпредприятий или, как их еще называют в западной науке, «гибридных организаций» (Саламон 2016), сложно оценивать, т. к. у большинства из них соцпредпринимательский проект

не один, а рентабельность рассматривается в совокупности с другими проектами (предпринимательскими и фандрайзинговыми).

Второй акселератор также включал несколько проектов пожилых людей. Часть из них не дошли до основного этапа программы. Так, на одном из этапов отбора были отклонены 14 проектов, пять из которых были предложены людьми старшего возраста. Таким образом, при развитии самого акселератора и более жестком конкурсном отборе участников, СП проекты людей старшего возраста не всегда выдерживают конкуренцию. Все же в двух проектах, попавших в акселератор, ключевыми членами были люди старше 55 лет: «Говоруша» (развитие речи у детей) и «Пере-дышка+» (помощь родителям взрослых инвалидов). Чтобы стимулировать участие пожилых, их поддержка стала одним из приоритетов третьей программы СА - почти треть проектов связана с пожилыми. В первый этап программы попали 54 заявителя с 27 проектами, из них четыре проекта имеют лидеров и/или команды целиком пенсионного возраста: «Карвинг руками женщин серебряного возраста», «Бабушка на час», «Мастерицы серебряного возраста», «Экскурсии из Тосно» и «Планета». Еще три проекта направлены на трудоустройство пожилых или решение проблем пожилых: «Снеги» - производство валяной обуви, которое решает проблему трудоустройства в заброшенной деревне Псковской области; «БабушкаМаркет» - платформа для онлайн продаж летних огородных заготовок пожилых, продающих у метро; «Бабушка свяжет» - продажа вязаных изделий для детей, изготовленных пенсионерками. Организаторы СА видят большие риски в том, смогут ли люди пожилого возраста, не имевшие до этого опыта предпринимательской деятельности, быстро перестроить свою активность в направлении бизнеса и освоить продажи, маркетинг и рынки сбыта.

В целом специализирующаяся на НКО акселерационная программа по СП предоставляет большой спектр возможностей - знания, опыт бизнес-наставников и консультантов - для того, чтобы социальные стартапы могли осуществлять собственные бизнес-проекты и выйти на рентабельность. Однако все проекты встречаются с трудностями: необходимость организационных изменений, сопротивление руководителя, коллектива или команды нововведениям, постановка новых задач после окончания программы (для проекта или даже всей организации). С этими трудностями встречаются и участники СА старшего возраста.

Заключение

Таким образом, желание благотворительных организаций и фондов поддержать лиц пожилого возраста в развитии их соцпредпринимательских проектов отвечает современным трендам. Более того, это соответствует требованию к программам корпоративной социальной ответственности

оценивать их воздействие, что само по себе ведет к желанию поддерживать устойчивые проекты и искать бизнес-модели для укрепления результатов социальных проектов (Рождественская и др. 2016).

В связи с нарастающей во всем мире тенденцией продления активного периода жизни человека, позволяющего не только продолжить трудовую деятельность, но и сделать выбор в пользу предпринимательской сферы, законодателю стоит пересмотреть общие подходы к пониманию социальной поддержки людей пожилого возраста. Так, важно гарантировать беспрепятственную реализацию экономических и социальных прав, что, несомненно, приведет к улучшению качества жизни. Пожилые люди становятся не только получателями услуг или клиентами социально-ориентированного бизнеса, но и сами инициируют предпринимательские проекты, направленные на решение социальных проблем, в первую очередь - собственных. Для того, чтобы они становились успешными и активными субъектами СП, необходимо законодательно предусмотреть стимулы и гарантии прав для занятия предпринимательской деятельностью.

Список источников

Законопроект (2016) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части закрепления понятия «социальное предпринимательство»). Минэкономразвития России. Доступно по ссылке: http://regulation.gov.ru/projects#npa=52524 (дата обращения: 9 июля 2017).

Арай Ю. Н. (2013) Социальное предпринимательство в начале XXI века: основные понятия и страновые особенности. Российский журнал менеджмента, 11 (1): 111-130. Кикал Д., Лайонс Т. (2014) Социальное предпринимательство. Миссия - сделать мир лучше. М.: Альпина Паблишер.

Московская А. А. (ред.) (2011) Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. М.: НИУ ВШЭ.

НК РФ (1998) Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон № 146-ФЗ от 31.07.1998 г.

НК РФ (2000) Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон № 117-ФЗ от 05.08.2000 г.

Письмо ФНС (2017) Письмо Федеральной налоговой службы России № БС-4-21/48@ от 09.01.2017г.

Рождественская Н. В., Богуславская С. Б., Боброва О. С. (2016) Оценка эффективности проектов некоммерческих организаций, социального предпринимательства и гражданских инициатив. СПб: Издательство Политехнического Университета.

Саламон Л. (2016) Финансовый рычаг добра: Новые горизонты благотворительности и социального инвестирования. М.: Альпина Паблишер.

Социальное предпринимательство (2014) Специальный выпуск журнала «Эксперт», 26. Доступно по ссылке: http://www.nb-fund.ru/files/pages/00014/expert.pdf(дата обращения: 9 июля 2017).

Федеральный закон (2015) О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий № 385-ФЗ от 29.12.2015 г.

Dees J. G., Emerson J. (2001) Enterprising Nonprofits: A Toolkit for Social Entrepreneurs. New York: John Wiley & Sons.

Nicholls A. (2006) Social Entrepreneurship: New Models of Sustainable Social Change. London: Oxford University Press.

Anastasiya Moskvina, Darya Dolzhikova

THE PARTICIPATION OF ELDERLY PEOPLE IN SOCIAL ENTREPRENEURSHIP:

THE PRACTICE OF THE SOCIAL ACCELERATOR OF A RESOURCE CENTRE

FOR NGOS (ST. PETERSBURG)

This paper focuses on the participation of the aged and retired people in social entrepreneurship (SE) activities, namely on programmes to accelerate social start-ups in St. Petersburg. Nowadays, retired people in Russia become more active in implementing social projects and are consequently in initiation of social enterprises. This allows them not only solve the problems they face but also to ensure financial sustainability for their social projects and get additional income for themselves as well. It is obvious that most retired people still have the energy and desire to be involved in the professional or public activities and have very low pension incomes. However, Russian legislation does not provide a clear accounting of the tax benefits elderly people can obtain while doing entrepreneurship activities. Taking this into account, that when elderly people start SE, they face certain obstacles and challenges that, unless they overcome, could prevent them from success in SE. These include adapting their mentality for entrepreneurship and the necessity of learning business, marketing, and sales issues quickly. Elderly people have potential to actively participate in SE and become actors of a new phenomenon for Russia. For this to happen, however, legislative protection, tax benefits and infrastructure are needed to support their SE activities.

Key words: aged people, retired persons, social entrepreneurship, retirement age, legislation.

DOI: 10.17323/727-0634-2017-16-1-169-176

References

Aray Y. (2013) Sotsial'noe predprinimatel'stvo v nachale XXI veka: osnovnye ponyatiya I stranovye osobennosti [Social Entrepreneurship in the Beginning of 21st Century: Main Definitions and National Differences]. Rossiyski zhurnal menedzhmenta [Russian Management Journal], 11 (1): 111-130.

Anastasiya Yu. Moskvina - PhD (Sociology), Project Manager, Centre for NGO Development, Saint-Petersburg, Russian Federation. Email: nastya_moskvina@inbox.ru

Darya V. Dolzhikova - Lawyer, Member of the Association 'Lawyers for Civil Society', Studying at St. Petersburg State University on the Educational Program of the Master's Program 'Medical Law', Saint-Petersburg, Russian Federation. Email: dolzhikova.daria@gmail.com

Dees J. G. Emerson J. (2001) Enterprising Nonprofits: A Toolkit for Social Entrepreneurs. New York: John Wiley & Sons.

Federal Law (2015) Opriostanovlenii deystviya otdel'nykhpolozheniy zakonodatel'nykh aktov Rossiyskoy Federatsii, vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Ros-siyskoy Federatsii i osobennostyakh uvelicheniya strakhovoy pensii, fiksirovannoy vyplaty k strakhovoy pensii i sotsial 'nykh pensiy [On the Suspension of Operation of Separate Provisions of Acts of the Russian Federation, Introduction of Amendments to Separate Acts of the Russian Federation and Features of Increase in Insurance Pension, the Fixed Payment to Insurance Pension and Social Pensions] N 385-FZ from 29.12.2015.

Moskovskaya A. (ed.) (2011) Sotsial'noepredprinimatel'stvo vRossii i v mire:praktika i issledovaniya [Social Enterprenership in Russia and the World: Practice and Research]. Moscow: HSE Press.

Nicholls A. (2006) Social Entrepreneurship: New Models of Sustainable Social Change. London: Oxford University Press.

Tax Code (1998) Nalogovyy Kodeks Rossiyskoy Federatsii [Tax Code of the Russian Federation], Part One. Federal Law N 146-FZ from 31.07.1998.

Tax Code (2000) Nalogovyy Kodeks Rossiyskoy Federatsii [Tax Code of the Russian Federation]. Part Two. Federal Law N 117-FZ from 05.08.2000.

Pis'mo FNS (2017) Pis'mo Federal 'noy nalogovoy sluzhby Rossii [Letter of Federal Tax Service of Russia] N BS-4-21/48@ from 09.01.2017.

Draft of the Law (2016) O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii (v chastizakrepleniyaponyatiya 'sotsial'noepredprinimatel'stvo') [On Amendments to Certain Statutory Acts of Russian Federation Regarding Fixing of theCconcept 'Social Entrepreneurship']. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: http://regulation.gov.ru/projects#npa=52524 (accessed 09.07.2017).

Rozhdestvenskaya N. V., Boguslavskaya S. B., Bobrova O. S. (2016) Otsenka effektivnos-ti nekommercheskikh organizatsyi, sotsial'nogo predprinimatel'stva i grazhdansokh initsiativ, [Assessment of the Effectiveness of Non-commercial Organizations Social Entrepreneurship and Civic Initiative]. St. Petersburg: ID Izdatelstvo Politecknicheskogo Universiteta.

Salamom L. (2016) Finansovyj rychag dobra: Novye gorizonty blagotvoritel'nosti i social 'nogo investirovanija [Leverage for Good: An Introduction to the New Frontiers of Philanthropy and Social Investment]. Moscow: Al'pina Pablisher.

Sotsial'noe predprinimatel'stvo (2014) Special issue of Expert, 26. Available at: http://www. nb-fund.ru/files/pages/00014/expert.pdf (accessed 9 July 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.