2006 г. состоялась церемония присвоения ему звания почетного доктора Словацкого технологического университета в Братиславе.
Дальнейшее развитие международного сотрудничества на основе долгосрочных договоров по программам обмена и совместным научным исследованиям предполагает:
■ реализацию совместных программ и проектов в области вычислительной техники, мехатроники, компьютерных, телекоммуникационных и инновационных технологий, стандар-
А. ЕЛЕНСКИЙ, профессор, проректор
М. КАДАЦКАЯ, доцент, начальник Управления образованием
Ижевский государственный технический университет, с одной стороны, успешно осуществляет образовательную и научную деятельность в условиях изменяющейся российской действительности, а с другой - реализует программу интеграции вуза в европейское образовательное пространство. При этом учитываются следующие факторы: а) модернизация системы подготовки специалистов, введение в российскую систему образования двухуровневой системы; б) изменение принципов участия университетов России в европейских научных и научно-образовательных проектах.
Инновационной особенностью, неотъемлемой от Болонского процесса, является возможность экспорта и импорта образовательных услуг. Важную роль при этом будут играть параметры, по которым оценивается вуз. Политика повышения качества подготовки специалистов в ИжГТУ включает следующие шаги:
- признание эквивалентности образовательных программ (подписаны со-
тизации и сертификации машиностроительной продукции, экологии, безопасности технологических процессов и ресурсосбережения;
■ участие студентов и ученых вузов в совместных научно-исследовательских проектах и программах с зарубежными партнерами, технических конференциях, выставках для интеграции с системой международного технического, информационного и коммуникационного пространства, определенного условиями Болонского процесса и международными соглашениями.
Участие ИжГТУ в Болонском процессе
глашения с Технологическим университетом г. Брно (Чехия), Университетом г. Люнебург (Германия), Университетом им. Иштвана Сечени г. Дьер (Венгрия);
- ранняя адаптация преподавателей в объединенном образовательном пространстве (ежегодно ИжГТУ осуществляет обмен преподавателями с вузами Германии, США, Словакии, Египта и т. д.), в том числе совместная разработка учебно-методического обеспечения, проектов лабораторий;
-реализация пилотных проектов программ совместного обучения в университетах городов Люнебург, Зюде-бург, Миттвайда (Германия), Тренчин (Словакия), Брно (Чехия), Дьер (Венгрия);
- разработка учебных планов и описание 7 образовательных программ для Египетско-Российского университета в Каире (ректор ИжГТУ проф. И.В. Абрамов вошел в состав управляющего совета Египетско-Российского университета);
- овладение нашими студентами и преподавателями, а также иностранными студентами современными технологиями производства и управления на предприятиях Европы (до 15 человек ежегодно, к 2008 г. - до 100 человек);
- сбор материала для диплома и выполнение дипломных проектов, стажировки аспирантов в Германии, Чехии, Словакии, Венгрии (до 10-15 человек);
- объединение учебных заведений различных уровней, реализация многоуровневого непрерывного обучения;
- оценка качества обучения студентов через вступительные экзамены и обучение на высшем уровне (НПО - вуз, СПО - вуз, бакалавриат - специалитет, специалитет /магистратура - аспирантура);
- подготовка к международной аккредитации образовательных программ (в первую очередь бакалаврских и магистерских) и вуза в целом;
- аккредитация одного из факультетов, а затем вуза в Европе (Германии).
В целом в учебно-образовательной работе университет следует основным направлениям Болонского процесса, который предполагает: введение двухуровневой подготовки (бакалавриат -магистратура), системы «зачетных единиц» (ECTS), системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, повышение академической мобильности
студентов, аспирантов, преподавателей; развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью выработки сопоставимых критериев и методологий.
Для внедрения в учебный процесс двухуровневой модели обучения разработана схема, включающая в себя обучение на бакалаврском уровне с последующим выбором студентом наиболее подходящей траектории. В 2006 г. проведен набор на 26 бакалаврских программ и на 15 магистерских направлений подготовки. Две трети принятых студентов обучаются на программах «бакалавриат - магистратура».
На Ученом совете в ноябре 2005 г. было принято решение об организации приема в 2006 г. преимущественно на бакалаврские направления и обучение студентов по единой схеме.
Студент выбирает направление бакалавриата (при поступлении в вуз), через два года (по окончании I уровня) выбирает ориентацию на область (специальность), которую осваивает в рамках цикла специальных дисциплин, продолжая обучение на II уровне, затем по окончании бакалавриата может продолжить обучение по программе специалиста (с выбором специализации) или в магистратуре. На 4-м курсе студенты сдают государственный экзамен и защищают квалификационную работу, после чего ГАК присуждает степень бакалавра и рекомендует или обучение на специалитете, или обучение в магистратуре, или трудоустройство.
Главными трудностями являются использование в учебном процессе зачетных единиц, включенное обучение студентов в вузах-партнерах и возможность учиться после бакалавриата по любой специальности, которая сопряжена с направлением бакалавриата.
Эти трудности обусловлены следующими факторами:
- образовательные стандарты второго поколения определяют трудоемкость в часах;
- перезачет дисциплин зарубежных вузов-партнеров проводится через зачетные единицы;
- ГОС-2 разработаны разными УМО, и специальности одного направления имеют стандарты, построенные в соответствии с разной идеологией; отсюда разные требования к теоретическому обучению (общее количество недель и часов), разные требования к общепрофессиональным дисциплинам и квалификационной работе;
- наличие в ГОС-2 блока ОГСЭ с большим обязательным компонентом из гуманитарных дисциплин.
Мы разработали и используем в учебном процессе новую структуру плана бакалавра: 1+3 года. Первый год можно считать подготовительным к освоению трехлетней программы бакалавра как в ИжГТУ, так и в европейском университете. Кроме того, наполнение плана полностью соответствует ГОС второго поколения.
Данная схема использована и при разработке учебных планов для Египетско-Российского университета. Она же используется при планировании совместных программ, таких как:
- «Производственная и системная автоматизация» (бакалавриат и магистратура) с Университетом г. Люнебург (с аккредитацией ее в немецком агентстве);
- специализация «Теплогазоснаб-жение» (пятый семестр длительностью семестр, 30 кредитов, 6 модулей) для подготовки немецких бакалавров (Bennenung des Bachelorstudienganges der Universität Luneburg «Wasserwirtschaft und Bodenmanagement») (2007 г.);
- образовательные программы подготовки бакалавров по новой специальности «Теплогазо- и водоснабжение» (в рамках программы ISAP) (2008 г.)
совместно с Университетом г. Люне-бург.
В качестве факультативных дисциплин мы предлагаем студентам математику, физику/экономику и информатику на иностранном языке (800 часов). Для обеспечения качества ведения факультативных дисциплин на иностранном языке разрабатывается совместный европейский проект с Высшей школой г. Миттвайда (Германия), который предполагает совместную подготовку студентов в области иностранного языка с последующей сдачей на сертификат.
Данная подготовка проходит на первом курсе (два триместра студенты учатся в ИжГТУ, а третий триместр после квалификационных экзаменов -в Германии).
Для развития магистерских направлений подготовки разработаны магистерские планы, где в третьем семестре планируются дисциплины по выбору либо стажировка (научно-исследова-
А. БАЛИЦКИЙ, доцент, проректор
Воспитательный процесс в университете нацелен на формирование социально зрелого человека. Это означает, что он должен брать на себя ответственность при принятии и выполнении совместных решений, участвовать в развитии и регулировании демократических институтов общества, понимать и принимать многообразие культур и национальных традиций, владеть новыми технологиями, осуществлять инновационную деятельность, уметь адаптироваться в условиях глобализации проблем и изменчивости современного мира, обладать желанием учиться всю жизнь, совершенствуя
тельская работа или практика по профилю программы) в другом вузе.
У каждой магистерской программы должен быть профиль подготовки. Профили подготовки и программа должны быть подтверждены наполнением дисциплин и тематикой работ.
Способы подтверждения профиля и уровня программы в ИжГТУ таковы:
- создание совместных программ и оценка уровня через признание адекватности программ - с ТУ г. Брно (Чехия);
- создание бинациональных программ и аккредитация их в зарубежном агентстве - с Университетом г. Люне-бург (Германия);
- создание программ с организациями, оценка программ с помощью работодателей (создание реальных квалификационных работ, дипломных проектов по заявкам предприятий и организаций);
- оценка программ (качества образовательной деятельности) в агентстве ZEvA (Германия).
Гуманизация и гуманитаризация образования
профессионализм и развивая свою личность и человеческие качества.
Эта многоплановая задача тем более усложняется, что ее приходится решать «на марше» - в условиях кардинальных и крупномасштабных преобразований общественной жизни страны, системы образования, в том числе высшего.
Определив для себя соответствующую стратегическую линию поведения, понимая, насколько непростые испытания ожидают наш университет на этом пути, мы взяли курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования, определив их в качестве одной из при-