связанные со значительным процентом обучающихся 11-х классов, имеющих недостаточный уровень развития физических качеств.
ВЫВОДЫ
Исходя, из результатов исследований следует, что рабочие программы по учебному предмету «Физическая культура» требуют изменения за счет оптимизации ее содержания, приведение их в соответствии с требованиями ФГОС, интеграции новых эффективных физических упражнений для развития физических качеств, переход к более совершенным методикам физической культуры, способствующим повышению качества обучения кадет. В общеобразовательных организациях МО РФ необходимо пересмотреть и изменить нормативы по учебному предмету «Физическая культура» для 11 класса, и адаптировать их к нормативам по физической подготовке вступительных экзаменов в образовательных организациях высшего образования МО РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. О результатах экспериментальных исследований в обосновании атлетической и кроссовой тренировки для подготовки обучающихся в кадетских корпусах к нагрузкам в образовательных организациях высшего образования МО РФ / В. В. Миронов [и др.] // Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. - 2018. - № 4. - С. 95-100.
2. Приказ Министра обороны РФ от 30 октября 2004 г. № 352 "Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов МО РФ". - Режим доступа : http://www.base.garant.ru/6391601/ (дата обращения: 22.03.2019).
3. Тальчук, А.В. Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» / А.В. Тальчук. - Кронштадт : [б.и.], 2018. - 64 с.
REFERENCES
1. Mironov, V.V. et al. (2018), "The results of experimental research in justification of athletic and cross training of the cadet corps students for meetings loads at higher education organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 4, pp. 95-100.
2. Order of Russian Defense Ministry of October 30, 2004 No. 352 About the approval Physical training and sports manual for Suvorov military, Nakhimov naval, military music schools and cadet, naval cadet, music cadet corps of the Ministry of Defense of the Russian Federation," available at: http://www.base.garant.ru/6391601/ (accessed 22.03.2019).
3. Talchuk, A.V. (2018), Work program on the subject Physical education',''Kronshtadt.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.03.2019
УДК 378.147
УЧАСТИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ НАПОЛНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ МОДАЛЬНОСТИ
Елена Владимировна Богомолова, доктор педагогических наук, профессор, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань,
Илья Юрьевич Глухенький, кандидат технических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - поиск путей повышения модальности информационно-образовательной среды российского университета для иностранных студентов. Известно, что одной из "болевых
точек" взаимодействия иностранных студентов с образовательной средой российского университета является недостаточное владение русским языком, затрудняющее усвоение учебно-научной информации, особенно в ходе аудиторных занятий. Авторами настоящей статьи обосновано, что вовлечение иностранных студентов в пополнение информационно-методического обеспечения образовательного процесса позволяет улучшить социокультурные условия для последующих поколений иностранных студентов, тем более, в условиях информатизации высшего образования. Методами исследования служили: анализ научной литературы и передового практического опыта международной деятельности университетов, моделирование, методы теории множеств, педагогическое тестирование, опросные методы, методы теории вероятностей и математической статистики, педагогический эксперимент. Методологические основы исследования: социологический, компетентностный, системный и вероятностно-статистический подходы.
Ключевые слова: иностранный студент, учебная деятельность, модальность, социокультурные условия, образовательная среда.
PARTICIPATION OF FOREIGN STUDENTS IN THE CONTENT FILLING OF THE INFORMATION AND EDUCATIONAL UNIVERSITY ENVIRONMENT AS A FACTOR OF INCREASING ITS MODALITY
Elena Vladimirovna Bogomolova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ryazan State University named after S.A. Esenin, Ryazan,
Ilya Yuryevich Glukhenkiy, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The aim of the study is to find ways to improve the modality of the information and educational environment of the Russian University for foreign students. It is known that one of the "pain points" of interaction of foreign students with the educational environment of the Russian University is the lack of knowledge of the Russian language, which complicates the assimilation of educational and scientific information, especially in the classroom. The authors of this article substantiate that the involvement of foreign students in the replenishment of information and methodological support of the educational process can improve the socio-cultural conditions for future generations of foreign students, especially in terms of Informatization of higher education. The research methods were: analysis of scientific literature and best practices of international universities, modeling, methods of set theory, pedagogical testing, survey methods, methods of probability theory and mathematical statistics, pedagogical experiment. Methodological bases of research: sociological, competence, system and probabilistic-statistical approaches.
Keywords: foreign student, educational activity, modality, sociocultural conditions, educational environment.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что число иностранных студентов, обучающихся в российском вузе, является критерием его конкурентоспособности на мировой арене [2-5]. Очевидно, что только модальная и безопасная образовательная среда может быть конкурентоспособной на мировом рынке. Согласно современным воззрениям, модальность образовательной среды - её развивающий потенциал [1-7]. В условиях информационного общества образовательные среды трансформируются в информационно-образовательные, а методическое обеспечение образовательного процесса - в информационно-образовательные ресурсы [1, 4-7].
К сожалению, одной из "болевых точек" взаимодействия иностранных студентов с образовательной средой российского университета является недостаточное владение русским языком, затрудняющее усвоение учебно-научной информации, особенно в ходе аудиторных занятий [2-5]. Иначе говоря, развивающий потенциал российской образовательной среды резко снижается для иностранного студента вследствие недостаточного уровня его иноязычной компетенции. Безусловно, применение в самостоятельной работе студентов мировых информационных ресурсов (а не электронных образовательных ресурсов, разработанных в вузе) может улучшить ситуацию, однако роль
образовательной среды для успешности учебной деятельности студента резко снижается.
Согласно современным стандартам для высшего образования, самостоятельная работа студентов является доминирующей составляющей образовательного процесса [17]; закономерно возрастает роль электронных образовательных ресурсов, как методического обеспечения инновационного типа [1, 4, 7]. Возникает вопрос: каким образом повысить роль самостоятельной работы для учебной деятельности иностранного студента?
В настоящее время известен положительный опыт повышения модальности информационно-образовательной среды (именно среды инновационного типа!) на основе вовлечения добросовестных студентов в пополнение информационно-методического обеспечения; важнейшие механизмы - самостоятельная и исследовательская деятельность студентов [4]; особенно эффективны для данного направления учебно-исследовательская и научно-практическая работа студентов. Не следует забывать, что неотъемлемой составляющей электронных образовательных ресурсов являются сэмпл-библиотеки, т.е. образцы выполнения всевозможных учебных заданий, в том числе учебно-исследовательских работ [4].
Анализ научной литературы показал, что в настоящее время проблеме адаптации иностранных студентов к информационно-образовательной среде российского университета уделяют должное внимание, однако не в полной мере изучен потенциал учебной деятельности иностранных студентов в повышении модальности указанной среды для своих коллег (носителей общего языка). Цель исследования - поиск путей повышения модальности информационно-образовательной среды российского университета для иностранных студентов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологическими основами исследования послужили: социологический подход (образовательная среда рассматривается как важнейший социально-обусловленный фактор личностно-профессионального развития студента), компетентностный подход (успешная учебная деятельность студента детерминирует уровень его социально-профессиональной компетентности), системный подход (адаптация иностранных студентов к образовательной среде рассматривается как целевой ориентир функционирования образовательной среды), вероятностно-статистический подход (рассматривает учебную деятельность студента как вероятностный процесс). Методами исследования служили: анализ научной литературы и практического опыта международной деятельности университетов, моделирование, методы теории множеств, методы теории вероятностей и математической статистики, педагогический эксперимент. Ведущими методами послужили моделирование и педагогический эксперимент, т.к. важнейший результат исследования - модель повышения развивающего потенциала информационно-образовательной среды университета.
Педагогический эксперимент был организован на базе Кубанского государственного технологического университета по классической схеме с иностранными студентами 2016 и 2017 годов набора. Целью эксперимента была проверка эффективности авторской модели повышения модальности информационно-образовательной среды для иностранных студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения авторов, для преодоления языкового барьера в освоении преподаваемых учебных дисциплин, необходимо пополнять информационно-методическое обеспечение (в том числе электронные образовательные ресурсы) материалами на иностранных языках, особенно на официальных языках государств, откуда прибыли обучаться иностранные студенты, либо на языках-посредниках. Так, например,
для арабских студентов это может быть учебная информация на арабском или английском языке, для нигерийских - на английском, для студентов из Конго - на английском или французском и т.д. Особенно актуально насыщать подобной информацией образовательные ресурсы для учебных дисциплин, преподаваемых в течение первых двух лет профессиональной подготовки, т.е. периода, когда иностранному студенту необходимо особенно интенсивно овладевать русским языком. Закономерно возникают два вопроса. Кто будет её создавать? К каким составляющим электронных образовательных ресурсов относится такая информация? Ответим вначале на первый вопрос. Подобную информацию должен создавать иностранный студент для последующих поколений иностранных студентов, являющихся носителями общего с ним языка. Наиболее просто мотивировать иностранного студента к данной деятельности в рамках рейтинговой системы педагогического контроля. Очевидно, что рейтинг, заработанный иностранным студентом за выполнение задания, связанного с пополнением на его родном языке (а, возможно, и иных иностранных языках) информационно-методического обеспечения образовательного процесса, составит R = г ■ K/ • K ■ K ' ■ K " , где аргументы - соответственно, коэффициент, связанный с объёмом и трудностью задания, коэффициент выполненности задания (как правило, варьируется от 0 до 1.0, но может и превышать 1.0, если задание перевыполнено), коэффициент самостоятельности работы студента, поправочный ("щадящий") коэффициент, а также коэффициент за работу по переводу учебно-научной информации на иностранный язык (или языки). Очевидно, что коэффициент за работу по
N
переводу учебно-научной информации К//// =П(1 + ) , где N - число иностранных
1=1
языков, на которые перевёл иностранный студент учебно-научную информацию, qi -качество перевода на 1-й язык (от 0 до 1.0).
Возникает вопрос: не будут ли поставлены российские и иностранные студенты в неравное положение (требования должны быть одинаковы)? Но для того и вводится поправочный коэффициент, который должен быть значительно выше, чем для российского студента; в то же время, данный коэффициент должен иметь оптимальное значение, чтобы не ослабить роль усвоения иностранным студентом учебного материала. Напомним, что, в соответствии с современными воззрениями, для мотивирования студентов к самостоятельной работе при расчёте рейтинга введён коэффициент самостоятельности, а также поправочный коэффициент, учитывающий, что не каждая порция учебно-научной информации может быть усвоена студентом самостоятельно [4].
Ответим на второй вопрос. Очевидно, что информацией на иностранных языках должны пополняться, прежде всего, сэмпл-библиотеки, т.е. библиотеки паттернов (образцов) выполнения всевозможных педагогических заданий, как традиционного типа, так и контрольно-компетентностных. Напомним, что к контрольно-компетентностным оценочным заданиям относят также всевозможные виды учебно-исследовательских, научно-практических и научно-исследовательских работ студентов. В то же время, для лучшего усвоения учебно-научной информации целесообразно также поручать иностранным студентам переводить на родные языки небольшие фрагменты учебных пособий (конспектов лекций), а также методических пособий для лабораторных или практических работ. Дефицит объёма статьи не позволяет привести информационно-вероятностные модели выполнения иностранным студентов всех вышеуказанных видов заданий (т.е. зависимости вероятности успешного выполнения от всевозможных факторов).
Вероятность того, что иностранный студент последующего поколения сможет освоить учебно-научную информацию на родном языке (либо на языке-посреднике, которым он владеет в совершенстве, например, на английском), составляет p = f (£) • g (Z), где /- функция, аргументом которой является банк знаний студента, g -
функция, аргументом которой являются когнитивные способности студента. Для сравнения: вероятность усвоения студентом-иностранцем той же порции информации на русском языке р = / (£)• g (2 ) ) , где в - функция, аргументом которой является владение русским языком (вероятность транслировать на родной язык русскоязычную
Р ((' П V'')
информацию). Очевидно, что ё(V) =—;-^-т-^--^ В(2), где Р- мощность
V ' Р((' - V") + Р((' П V") У '
множества, аргументы - соответственно, множество единиц русского языка в осваиваемой порции информации и множеств единиц русского языка, которыми владеет иностранный студент, П - символ пересечения множеств. Соответственно, потенциал анализируемой учебно-научной информации для овладения русским языком иностранным студентом составит р = Р (V' - V ') . Иначе говоря, осваивая на родном языке данную порцию
информации, он осваивает новые, незнакомые для него единицы русского языка. Таким образом, создание в электронных образовательных ресурсах учебно-научной информации на родном языке (для иностранного студента) позволит ему ускорить темпы освоения русского языка в информационно-образовательной среде (именно информационной!) российского вуза.
Проведённый на базе инженерного вуза педагогический эксперимент показал, что создание иностранными студентами для своих коллег информационных ресурсов улучшает условия их обучения в вузе. Контрольная группа включала 87 иностранных студентов (2016 год набора), экспериментальная - 79 (2017 год набора). На различных этапах эксперимента был задан вопрос: какие барьеры препятствует Вашему успешному взаимодействию с образовательной средой университета (какие имеются препятствия для успешной учёбы, общению с российскими студентами, преподавателями и т.д.)? Результаты опроса приведены в таблице 1
Таблица 1 - Результаты опроса иностранных студентов
Барьеры для взаимодействия Начальный этап Завершающий этап
КГ ЭГ КГ ЭГ
Ничто не препятствует 14 (16%) 15 (19%) 19 (21,8%) 31 (39%)
Недостаточное владение русским языком 42 (48%) 39 (49%) 33 (38%) 19 (24%)
Недоброжелательное отношение российских студентов 34 (39%) 38 (48%) 30 (34,4%) 28 (35,4%)
Недоброжелательное отношение преподавателей 28 (32%) 25 (31%) 26 (30%) 23 (29%)
Непонятность преподаваемого материала 41 (47%) 45 (57%) 35 (40%) 24 (30%)
Непонимание культуры российского общества 23 (26%) 26 (33%) 21 (24%) 20 (25%)
Группы, принимавшие участие в опросе: КГ - контрольная и ЭГ -экспериментальная группа, в ячейках указаны число и доля опрошенных, отметивших данный фактор. Сумма чисел более 100% объясняется тем, что ряд иностранных студентов выделили несколько барьеров для взаимодействия с обучающей средой. Как видно, иностранные студенты экспериментальной группы, участвующие в создании учебного контента на родном языке и размещении его в среде, в большей мере удовлетворены образовательной средой российского вуза, вследствие лучших условий адаптации; особенно снизилось в экспериментальной группе значение такого барьера, как непонятность материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, участие иностранных студентов в совершенствовании информационно-методического обеспечения образовательного процесса - значимый фактор повышения модальности информационно-образовательной среды российского университета. Перспективы дальнейших исследований авторы видят в проектировании научно-обоснованной технологии педагогического сопровождения социокультурной
адаптации иностранных студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булгаков, Ю.В. Оценка результатов учебной деятельности студента и структура рейтинга / Ю.В. Булгаков, А.П. Комаров, В.В. Шестернина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 6. - С. 49-55.
2. Гурьянчик, В.Н. Социокультурная адаптация иностранных курсантов российских военных вузов / В.Н. Гурьянчик, Т.В. Макеева // Социологические исследования. - 2018. - № 11. - С. 124-133.
3. Иванова, Г.П. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: опыт реализации / Г.П. Иванова, О.К. Логвинова, Н.Н. Ширкова // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 3. - С. 60-69.
4. Мониторинг качества и эффективности непрерывного профессионального образования / А.И. Черных, Т. Л. Шапошникова, К.В. Хорошун, Д.А. Романов. - Краснодар : [б.и.], 2016. - 264 с.
5. Троцук, И.В. Корпоративная культура как инструмент повышения конкурентоспособности вуза / И.В. Троцук, Д.В. Суховердова // Высшее образование в России. -2018. - Т. 27. - № 11. - С. 44-54.
6. Kudo, K. of intercultural relationships at university: a three-stage ecological and person-in-context conceptual framework / K. Kudo, S. Volet, C. Whitsed // Higher Education. - 2019. - Vol. 77, No 3. - P. 473-489.
7. Pradubthong, N. The Effects of the space Learning Model on Learning Achievement and Innovation and Learning Skills in Higher Education / N. Pradubthong, S. Petsangsri, P. Pimdee // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2018. - Vol. 9. - No 4. - P. 187-199.
REFERENCES
1. Bulgakov, Yu.V., Komarov, A.P. and Shesternina, V. V. (2018), "Evaluation of student learning activity results and ranking structure", Obschestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika, No 6, pp. 49-55.
2. Gurianchik, V.N. and Makeeva, T.V. (2018), "Socially-cultural adaptation of foreign cadets of Russian military higher educational establishments", Sotsiologicheskie issledovaniya, No 11, pp. 124-133.
3. Ivanova, G.P., Logvinova, O.K. and Shirkova, N.N. (2018), "Pedagogical accomplishment of foreign students socially-cultural adaptation: implementation experience", Vyishee obrazovanie v Rossii, Vol. 27, No 3, pp. 60-69.
4. Chernyikh, A.I., Shaposhnikova, T.L., Horoshun, C.V. and Romanov, D.A. (2016), Monitoring of quality and efficiency of recurrent vocational education, Krasnodar.
5. Trotsuk, I.V. and Suhoverdova, D.V. (2018) "Corporate culture as a mean of higher institution competitiveness increasing", Vyishee obrazovanie v Rossii, Vol. 27, No 11, pp. 44-54.
6. Kudo, K., Volet, S. and Whitsed, C. (2019) "Development of intercultural relationships at university: a three-stage ecological and person-in-context conceptual framework", Higher Education, Vol. 77, No 3, pp. 473-489.
7. Pradubthong, N., Petsangsri, S. and Pimdee, P. (2018) "The Effects of the SPACE Learning Model on Learning Achievement and Innovation and Learning Skills in Higher Education", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 9, No 4, pp. 187-199.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2019
УДК 796.011
ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Ольга Анатольевна Борисова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет, Мытищи
Аннотация
Цель работы: совершенствование образовательного процесса по физическому воспитанию в ВУЗе на основе направленного использования тестов на внимание. Задачи: 1. Определить возможность изучения свойств внимания в процессе занятий физической культурой; 2. Внедрить в