Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ЕПАРХИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В 1990-Е ГГ'

УЧАСТИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ЕПАРХИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В 1990-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ОБЩЕСТВО / ФОРМЫ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федирко Оксана Петровна, Дударёнок Светлана Михайловна

В статье на основе архивных источников и материалов СМИ рассматривается участие дальневосточных епархий Русской православной церкви Московского патриархата в социокультурной жизни Дальнего Востока в 1990-е гг. Выделяются основные формы организации просветительской деятельности среди населения региона представителями епархиальных структур и отдельными священнослужителями. Анализируется эффективность различных подходов к организации культурных и научных мероприятий, курируемых светскими властями совместно с представителями православных органов. Авторы приходят к выводу о том, что особенностью ревитализации религии на Дальнем Востоке в 1990-е гг. стала потребность населения в получении новых знаний об истории региона, христианства и РПЦ МП, а также стремление дальневосточных епархий организовать просветительскую деятельность, расширить сферу своего влияния, используя разнообразные формы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF FAR EASTERN EPARCHIES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE SOCIO-CULTURAL LIFE OF THE FAR EAST IN THE 1990S

The paper, using archival sources and media materials, examines the participation of the Far Eastern eparchies of the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate in the socio-cultural life of the Far East in the 1990s. The main forms of education of representatives of diocesan structures and individual clergy among the population of the region are noted. The effectiveness of different approaches to the organization of cultural and scientific events organized by the secular authorities together representatives of Orthodoxy is analyzed. The authors come to the conclusion that the peculiarity of the revitalization of religion in the Far East in the 1990s was the demand of the population in gaining new knowledge about the history of the region, the history of Christianity and the ROC MP. Moreover, it was as the desire of Far Eastern eparchies to organize educational activities, expand their sphere of influence, using a variety of forms of work.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ЕПАРХИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В 1990-Е ГГ»

УДК 947.088:26.281.93(571.6)"199"

Федирко Оксана Петровна

доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Отдела социально-политических исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН

Дударёнок Светлана Михайловна

доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Отдела социально-политических исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН

УЧАСТИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ЕПАРХИЙ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В 1990-Е ГГ.

Fedirko Oksana Petrovna

D.Phll. in History, Associate Professor, Leading Research Fellow, Social and Political Studies Department, Far Eastern branch of Russian Academy of Sciences Institute of History, Archeology and Ethnography

Dudarenok Svetlana Mikhailovna

D.Phll. in History, Professor, Leading Research Fellow, Social and Political Studies Department, Far Eastern branch of Russian Academy of Sciences Institute of History, Archeology and Ethnography

PARTICIPATION OF FAR EASTERN EPARCHIES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE SOCIO-CULTURAL LIFE OF THE FAR EAST IN THE 1990S

Аннотация:

В статье на основе архивных источников и материалов СМИ рассматривается участие дальневосточных епархий Русской православной церкви Московского патриархата в социокультурной жизни Дальнего Востока в 1990-е гг. Выделяются основные формы организации просветительской деятельности среди населения региона представителями епархиальных структур и отдельными священнослужителями. Анализируется эффективность различных подходов к организации культурных и научных мероприятий, курируемых светскими властями совместно с представителями православных органов. Авторы приходят к выводу о том, что особенностью ревитализации религии на Дальнем Востоке в 1990-е гг. стала по-требность населения в получении новых знаний об истории региона, христианства и РПЦ МП, а также стремление дальневосточных епархий организовать просветительскую деятельность, расширить сферу своего влияния, используя разнообразные формы работы.

Ключевые слова:

Дальний Восток России, Русская православная церковь, общество, формы работы

Summary:

The paper, using archival sources and media materials, examines the participation of the Far Eastern eparchies of the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate in the socio-cultural life of the Far East in the 1990s. The main forms of education of representatives of diocesan structures and individual clergy among the population of the region are noted. The effectiveness of different approaches to the organization of cultural and scientific events organized by the secular authorities together representatives of Orthodoxy is analyzed. The authors come to the conclusion that the peculiarity of the revitalization of religion in the Far East in the 1990s was the demand of the population in gaining new knowledge about the history of the region, the history of Christianity and the ROC MP. Moreover, it was as the desire of Far Eastern eparchies to organize educational activities, expand their sphere of influence, using a variety of forms of work.

Keywords:

Far East of Russia, Russian Orthodox Church, society, forms of work

Празднование тысячелетия крещения Руси в 1988 г. ознаменовало начало нового этапа государственно-конфессиональных отношений в СССР. В стране начался стремительный рост регистрируемых религиозных объединений, формирование новых церковных структур. Не стал исключением и Дальний Восток России. Ревитализации религии в дальневосточном регионе посвящены исследования С.М. Дударенок [1], Н.В. Потаповой [2], А.И. Поспеловой [3], О.П. Федирко [4]. Однако, несмотря на наличие обобщающих работ, касающихся 1990-х гг., исследователями обнаруживаются все новые и новые лакуны, требующие изучения и глубокого анализа.

19 июля 1988 г. принято постановление Патриарха и Священного Синода о воссоздании самостоятельной Хабаровской и Владивостокской епархии, призванной «возродить православие на Дальнем Востоке». Центром епархиального управления определен г. Хабаровск. Главой новой епархии назначен бывший наместник Псково-Печерского монастыря епископ Гавриил (в миру Стеблюченко Юрий Григорьевич) [5].

В состав епархии вошли: Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская, Магаданская и Камчатская области - всего 15 приходов [6], два благочиния (Хабаровское и Приморское), 26 священнослужителей [7].

За первые четыре месяца пребывания в должности епископа Хабаровского и Владивостокского Гавриил посетил все приходы епархии. Несмотря на значительную удаленность и сложности с транспортом, он побывал в краях и областях, представился местному руководству и сообщил о нуждах верующих. Дважды побывал в Московской патриархии и организовал доставку религиозной литературы более чем на 400 тыс. рублей. По его инициативе в одном из храмов Хабаровска был возобновлен колокольный звон [8]. Визиты правящего архиерея носили явно выраженный миссионерский характер.

Все эти мероприятия привлекли внимание горожан, деятелей культуры, работников радио и телевидения, многие из которых впервые в жизни видели православного иерарха и присутствовали на богослужении. Посещая регионы, входившие в Хабаровскую и Владивостокскую епархию, правящий архиерей основывал новые церковные общины и рукополагал для них клириков. К 1990 г. в епархии насчитывалось уже 20 приходов, в которых несли послушание 27 пресвитеров, 5 диаконов и 6 псаломщиков [9]. Епархиальные приходы и клир были объединены в 4 благочинных округа: Хабаровский, Приморский, Амурский и Сахалинский. В некоторых регионах Дальнего Востока приходы открывались впервые после длительного периода гонений на православную церковь в СССР.

О повышении доверия населения Дальнего Востока к священникам Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП) говорит тот факт, что некоторые из служителей были избраны в составы Советов депутатов трудящихся разного уровня. Например, Геннадий Попа-зов - настоятель прихода РПЦ г. Комсомольска-на-Амуре стал депутатом городского Совета [10].

Дальнейшее возрождение православной религиозной традиции на территории Дальнего Востока России происходило уже в рамках новых епархий.

Указом Святейшего Патриарха и Священного Синода от 22 ноября 1990 г. были открыты новые епархии: Владивостокская и Приморская, Магаданская и Камчатская, Хабаровская и Благовещенская [11].

В феврале 1993 г. были образованы Сахалинская и Камчатская епархии, а в декабре этого же года восстановлена Благовещенская епархия [12].

В начале 1990-х гг. оформились несколько основных направлений деятельности епархиальных структур в социальной и общественной жизни региона.

Целью нашего исследования является изучение форм участия дальневосточных епархий в социокультурной жизни Дальнего Востока в 1990-е гг.

Нормализация отношений между церковью и государством способствовала более последовательной политике местной администрации в решении насущных проблем религиозных объединений. Рост общественного признания, организованность, значительные материальные ценности, денежные средства, которыми обладала епархия, побуждали лидеров неформальных движений искать контакты с РПЦ, чтобы использовать ее авторитет в своих целях. Епископ Гавриил, священники епархии к таким контактам относились с большой осторожностью, опасаясь, что церковь окажется втянутой в политическую борьбу. Чтобы не допустить этого, епископ снял свою кандидатуру, выдвинутую избирателями в депутаты Хабаровского краевого Совета [13].

В то же время начинается процесс выстраивания отношений между РПЦ и дальневосточным обществом. С одной стороны, интерес к новым структурам у населения региона был, с другой - большая часть дальневосточников, выросшая в условиях атеистического государства, относилась к религии скептически. От дальневосточных епархий РПЦ МП требовалось завоевать доверие общества, для того чтобы привлечь новых адептов в свои ряды.

Нестабильность в политической, экономической сферах жизни, растущая инфляция, явно пренебрежительное отношение центра к дальневосточной окраине, значительная миграция китайцев на Дальний Восток запустили процесс культурно-национальной самоидентификации населения, что привело к возрождению православной обрядности. Понятия «русский» и «православный» для жителей Дальнего Востока в 1990-е гг. становятся синонимами. В отчете консультанта Отдела по связям с общественными и религиозными организациями администрации Амурской области И.М. Веклича, например, отмечалось, что «в настоящее время считается модным крещение детей и взрослых в православных храмах». Крестят и крестятся «не только верующие, но и в большинстве неверующие граждане» [14]. Этим же он объяснял и увеличение числа венчаний: «Если раньше это (венчание - авт.) делалось редко и скрытно, то сейчас венчаются открыто, с участием подружек, друзей, знакомых и т. д. ... Венчаются, в основном, молодые пары» [15, л. 87].

С конца 1980-х гг. дальневосточные приходы Русской православной церкви активно занимались благотворительной деятельностью: жертвовали деньги в различные фонды, приобретали оборудование для детских лечебных учреждений, посещали дома престарелых, места отбывания наказаний. На деньги церкви в городе Комсомольске-на-Амуре содержалась патронажная сестра, которая оказывала помощь в уходе за больными и немощными [16]. В Амурской области в 1993-1995 гг. активно шло освящение детских домов, больниц, кораблей в военных частях, официальных и частных предприятий, духовное окормление поселенцев дома престарелых [17]. Нередко к представителям дальневосточных епархий под воздействием СМИ обращались целые трудовые коллективы, чтобы провести обряд крещения не только над ними, но и над теми, кто в этом, по их мнению, нуждался. Так, 15 ноября 1991 г., сто сирот, живущих в Покровском детском доме (Приморский край), стали православными. Корреспондент Степанов, описавший это событие, особо отметил, что «обряд крещения проведен по их (детей - прим. авт.) просьбе под впечатлением от публикаций на религиозные темы в детском иллюстрированном журнале "Трамвай". Шефы детского дома - работники объединения "Дальприбор" - оплатили расходы на проведение обряда» [18].

Одной из первых епархиями РПЦ МП была опробована самая популярная в советский период форма просветительской работы - организация лекций для всех желающих. Сведения о том, что они проводились во всех регионах Дальнего Востока, встречаются в архивных источниках и в СМИ. Так, например, духовенство Хабаровской и Приамурской епархии в 1990-е гг. еженедельно читало лекции для жителей города по истории христианства, православной философии и теологии в «Далькиноцентре». Два раза в месяц проводились занятия по истории русского православия [19]. Лекции по истории христианства и РПЦ читались на Камчатке [20], Сахалине [21], Амурской области [22] и на других территориях.

В начале 1990-х гг. были также попытки организации культурно-просветительских курсов по типу советских мероприятий, проводившихся по инициативе отдельных трудовых коллективов или их руководителей. Целью этих курсов было стремление за короткий срок «познать» христианство и приобщиться к учению православной церкви. Так, в 1992 г. на Камчатке были организованы «восьмидневки русской духовности» по инициативе фирмы «Колос» [23]. При этом трудовой коллектив обратился с просьбой в епархиальное управление о предоставлении священника в качестве руководителя для этих курсов.

Однако лекции как пассивная форма просветительской работы примерно к середине 1990-х гг. утратили свою актуальность. Это было связано, с одной стороны, с низким уровнем самих лекций, подготовленных священнослужителями, часто не имеющими опыта проведения светских мероприятий. А с другой - с высоким исследовательским интересом к истории Дальнего Востока, в том числе православной, среди ученых, преподавателей и общественности в целом, который требовал освещения не только в публикациях, но и в дискуссиях на площадках конференций и подобных мероприятий.

В начале 1990-х гг. новой формой просветительской работы с населением стала организация чтений*.

В 1990 г. по инициативе камчатских ученых и краеведов совместно с православным приходом на базе областной научной библиотеки им. С.П. Крашенинникова были организованы международные исторические Свято-Иннокентиевские чтения, посвященные 250-летию города Пет-ропавловска-Камчатского. Мероприятие началось с открытия портретной галереи в областном краеведческом музее «Скрижали Камчатки» и вручения премии «Просветитель» имени Святителя Иннокентия первому лауреату - протоиерею о. Ярославу (Я.С. Левко), настоятелю храма святых апостолов Петра и Павла, портрет которого «за выдающиеся личные заслуги в возрождении русского православия на Камчатке» [24, с. 256] пополнил коллекцию галереи.

Вторые чтения состоялись в 1993 г. и были посвящены 250-летию освоения островов Алеутской гряды русскими промышленниками.

Третьи - прошли в 1997 г. и были приурочены к 300-летию присоединения Камчатки к России. В них принимали участие ученые из США и Канады, представители духовенства: епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (в миру Попов Сергей Леонидович), епископ Магаданский Аркадий (в миру Афонин Александр Петрович), два священника Московской патриархии -о. Олег (Стеняев Олег Викторович) и иерей о. Сергей (Сергей Сергеевич Широков, кандидат философских наук, директор Центра миссионерских исследований Института религиозных и социальных исследований РАЕН) [25, с. 255].

* Под Чтениями мы понимаем научные, научно-просветительские мероприятия, посвященные какому-либо деятелю, проводимые периодически.

Однако и традиционные конференции, проводимые совместно с дальневосточными епархиями, постепенно вошли в жизнь регионов.

В 1990-х гг. расширилась культурно-просветительская деятельность Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Важным событием не только культурной, но и научной жизни Сахалинской области стало проведение 15 октября 1997 г. по инициативе Русской православной церкви научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Святителя Иннокентия (Ве-ниаминова), Митрополита Московского, просветителя Сибири, Дальнего Востока и Аляски.

Священнослужители РПЦ принимали активное участие в организации концертов, выставок, праздников. Приведем несколько примеров.

Владивостокско-Приморская епархия Русской православной церкви для горожан и гостей города в краевом центре народной культуры провела 14 января 1997 г. благотворительный концерт «Постижение божества», в котором приняли участие ведущие мастера искусств края. Все пожертвования были направлены в фонд возрождения Марфо-Мариинской женской обители милосердия. А 15 января в Приморской краевой филармонии на архиерейской елке состоялся вечер православной духовной музыки [26].

В 1998 г. в Сахалинском областном краеведческом музее была открыта экспозиция по истории Русской православной церкви на Сахалине и Курильских островах, а в октябре 1999 г. в областной библиотеке организованы выставки редких книг и церковной утвари [27, с. 127].

Фотовыставка «Русь святая, храни веру православную» состоялась 9 января 1999 г. в галерее современного искусства «Артэтаж» г. Владивостока. Экспозиция насчитывала более 200 фотографий, представленных известным фотомастером Юрием Луганским и взятых из архива самой церкви. Выставка посвящалась 100-летию образования Владивостокской епархии Русской православной церкви [28].

Особое внимание священнослужителями уделялось детям. В Кавалеровском районе Приморского края при помощи епархии был организован фестиваль детского творчества «Рождественская звезда», в котором принимали участие юные дарования северных районов Приморья [29]. Подобные фестивали проводились и в других районах Дальнего Востока.

Таким образом, период 1990-х гг. стал важным этапом включения дальневосточных епархий РПЦ МП в социокультурную жизнь региона.

Необходимо отметить, что воссоздание структур РПЦ МП было проведено на Дальнем Востоке в очень короткие сроки. Начало их деятельности в области как служения, так и включения в жизнь региона стало возможно благодаря подвижничеству правящих архиереев и отдельных священников. Будучи людьми своего времени, выросшими в условиях светского государства, в самом начале включения епархиальных структур в культурную жизнь общества они использовали старые испытанные формы работы, которые в свою очередь были востребованы привычным к ним населением. Однако усложнение общественно-политических отношений потребовало обращения к новым приемам и методам работы в зависимости от тех задач, которые ставились церковью.

Можно отметить удачное использование культурного наследия России для осуществления миссионерской деятельности РПЦ МП. Весьма популярными стали проводимые при участии дальневосточных епархий чтения, которые как зародились в середине 1990-х гг. и существуют до сегодняшнего дня. Менее эффективной стала форма просветительской работы, связанная с организацией массовых мероприятий, приуроченных к религиозным праздникам. Как правило, они сопровождались проповедями, что и послужило препятствием для привлечения внимания к ним со стороны нерелигиозных слоев населения. Эта же тенденция наблюдается и в настоящее время.

Сравнивая современный этап и последнее десятилетие ХХ в., необходимо отметить большую активность работы епархиальных структур и отдельных священнослужителей в прошлом. Этому обстоятельству способствовали не только изменения в государственно-конфессиональных отношениях в России, но и трансформация внутрицерковной политики РПЦ МП.

Самой значимой особенностью ревитализации религии на Дальнем Востоке в 1990-е гг. стала потребность населения в получении новых знаний об истории региона, христианства и РПЦ МП, а также стремление дальневосточных епархий организовать просветительскую деятельность, расширить сферу своего влияния, используя разнообразные формы работы.

Ссылки:

1. Дударенок С.М. Религия и интеллигенция на российском Дальнем Востоке: 1990-е - начало 2000-х годов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2020. № 3. С. 241-268.

2. Потапова Н.В. «Корейские церкви» на Сахалине в период постсоветской трансформации (1990-е гг.) // Общество: философия, история, культура. 2020. № 11. С. 51-56.

3. Поспелова С.В., Поспелова А.И., Федирко О.П. Неошаманизм как закономерность в дискурсе современной духовной жизни // Технологос. 2020. № 1. С. 67-77. https://doi.org/10.15593/perm.kipf/2020.1.06.

4. Федирко О.П. Ревитализация религии на российском Дальнем Востоке в 1980-2000-е гг. // Россия и АТР. 2020. № 2 (108). С. 118-131. https://doi.org/10.24411/1026-8804-2020-10024.

5. Журнал Московской патриархии. 1989. № 12. С. 8-12.

6. ГАХК. Ф. Р-1359. Оп. 4. Д. 157. Л. 66.

7. Журнал Московской патриархии. 1988. № 10. С. 3.

8. ГАХК. Ф. Р-1359. Оп. 3. Д. 50. Л. 155.

9. ГАХК. Ф. Р-1359. Оп. 4. Д. 167. Л. 29-30.

10. ГАХК. Ф. Р-1359. Оп. 4. Д. 177. Л. 12.

11. Журнал Московской патриархии. 1991. № 5. С. 10.

12. Журнал Московской патриархии. 1993. № 11-12. С. 48.

13. ГАХК. Ф. Р-1359. Оп. 4. Д. 177. Л. 13.

14. ТАОСОРОА АО. Д. 1. Л. 86-87.

15. Там же. Л. 87.

16. ГАХК. Ф. Р-1359. Оп. 4. Д. 177. Л. 13.

17. Духовный рост Епархии // Амурская правда. 1995. 30 августа. С. 5.

18. Крещение сирот [Электронный ресурс] // Интерфакс. Религия. http://www.interfax-religion.ru/?act=archive&div=5042 (дата обращения: 05.12.2020).

19. Шереметьева Н. Вечер перед иконой // Тихоокеанская звезда. 1993. № 69. С. 2.

20. ГАКК Ф. Р-551. Оп. 1. Д. 468. Л. 23.

21. СЦДНИ Ф. П-4756. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

22. Духовный рост Епархии ...

23. Кузнецов А. С Богом! // Камчатская правда. 1992. № 15. С. 2.

24. Протоирей Прокопий Громов. Историко-статистическое описание Камчатских церквей. Слова и речи. Петропавловск-Камчатский, 2000. 356 с.

25. Там же. С. 255.

26. Владивосток. 1997. 13 января. С. 3.

27. Назарова Е.Ф. Обзор источников по истории возрождения Русской православной церкви на Сахалине и Курильских островах // Краеведческий бюллетень. 2000. № 1. С. 115-143.

28. Владивосток. 1999. 10 января. С. 4.

29. Владивосток. 1998. 16 февраля. С. 2.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.