УДК 327(520+94+931) "1947/1952"
УЧАСТИЕ АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ В ПОСЛЕВОЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ И МИРНОМ УРЕГУЛИРОВАНИИ С ЯПОНИЕЙ
__ л о
В.П. Олтаржевский1, Н.Н. Пузыня2
1Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1. 2Сибирская академия права, экономики и управления, 664027, г. Иркутск, ул. Сурикова, 21.
Рассматривается важнейший период становления послевоенной японской внешней политики, когда проблемы мирного урегулирования Японии со странами-победительницами во Второй мировой войне решались на фоне кардинального изменения международных отношений в Азии и бассейне Тихого океана. Анализируется участие Австралийского Союза и Новой Зеландии в подготовке мирного договора с Японией, который был подписан в сентябре 1951 года в Сан-Франциско. После вступления договора в силу в апреле 1952 года Япония вернулась на международную арену в качестве самостоятельного актора. Используемый комплексный подход позволяет обосновать выводы о значении этого периода для последующего развития отношений между странами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: Япония; внешняя политика; Австралия; Новая Зеландия; Сан-Францисский мирный договор.
PARTICIPATION OF AUSTRALIA AND NEW ZEALAND IN POSTWAR TRANSFORMATIONS AND PEACEFUL SETTLEMENT WITH JAPAN V.P. Oltarzhevsky, N.N. Puzynya
Irkutsk State University,
1 Carl Marx St., Irkutsk, 664003.
Siberian Academy of Law, Economics and Management,
21 Surikov St., Irkutsk, 664027.
The article deals with the most important period of formation of postwar Japanese foreign policy, when the problems of Japanese peaceful settlement with the victor countries in World War II were being solved amid a fundamental change in international relations in Asia and the Pacific region. The authors analyze the participation of the Australian Union and New Zealand in the preparation of a Peace Treaty with Japan, which was signed in September 1951 in San Francisco. Once the treaty entered into force in April 1952, Japan returned to the international arena as an independent actor. The comprehensive approach used in the article allows to justify the conclusions on the significance of this period for further development of relations between the countries in the Asia-Pacific region. 10 sources.
Key words: Japan; foreign policy; Australia; New Zealand; San Francisco Peace Treaty.
Потерпев поражение во Второй мировой войне, Япония капитулировала. Два миллиона японских солдат покрыли своими трупами горы и реки азиатского континента и острова Южных морей, стали жертвой безрассудной империалистической войны. Такую цену заплатила Япония за авантюристическую попытку милитаристского руководства страны утвердить собственное величие за счёт соседних государств. 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии. Союзные державы-победи-тельницы установили на территории Японии оккупационный режим.
Всё время оккупации Японии союзными держава-
ми по содержанию и целям, которые определялись США от имени стран-победительниц, принято делить на два этапа: первый - с 1945 по 1948 год, второй - с 1949 по 1951 год. Направление преобразований контролировалось оккупационным режимом, в котором доминировали США, хотя в составе оккупационных войск были незначительные контингенты армий Британского Содружества Наций, в том числе Австралии и Новой Зеландии.
Для контроля над осуществлением условий капитуляции Японии представителями СССР, США и Великобритании были созданы специальные органы: Дальневосточная комиссия и Союзный совет для Япо-
1Олтаржевский Владимир Павлович, доктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений, тел.: 89148815749, e-mail: [email protected]
Oltarzhevsky Vladimir, Doctor of History, Professor of the Department of World History and International Relations, tel.: 89148815749, e-mail: [email protected]
2Пузыня Николай Николаевич, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой востоковедения, тел.:89149246265, e-mail: [email protected]
Puzynya Nikolai, Candidate of History, Associate Professor, Head of the Department of Oriental Studies, tel.: 89149246265, e-mail: [email protected]
нии. Дальневосточная комиссия была учреждена в декабре 1945 года в Вашингтоне и ликвидирована в одностороннем порядке США 25 апреля 1952 года. Задачей комиссии являлась выработка согласованных решений с целью обеспечить выполнение Японией ее обязательств по условиям капитуляции. Местопребыванием Союзного Совета, консультационного органа союзных держав при Главнокомандующем оккупационными войсками союзников в Японии был город Токио. После вступления в силу Сан-Францисского мирного договора США самостоятельно приняли решение о прекращении работы Союзного Совета. На протяжении всего периода оккупации деятельность этих организаций осуществлялась под диктовку американского правительства, стремившегося обеспечить приоритет национальных интересов США. Несмотря на это, представители Австралии и Новой Зеландии активно принимали участие в работе оккупационных властей на первом этапе.
Австралийцы, с согласия британских стран, осуществляли представительство и защиту интересов Британского Содружества Наций, прежде всего, собственно Великобритании, при проведении оккупационной политики и постарались занять ключевые посты в союзной администрации в Японии. Они представляли страны Британского Содружества Наций в Союзном Совете для Японии (австралийский профессор М. Болл), занимали посты в аппарате Главнокомандующего оккупационными войсками союзников в Японии (глава оккупационного корпуса стран Содружества в Японии). Председателем Международного военного трибунала в Токио, рассматривавшего дела главных японских военных преступников, был австралийский юрист У. Вебб.
Представитель Новой Зеландии, посол в США К. Берендсен занимал пост председателя исполнительного комитета Дальневосточной комиссии [5, Р. 108]. В этой комиссии Новая Зеландия стремилась, в свою очередь, в максимальной степени обеспечить достижение своих интересов, но была отстранена Соединенными Штатами, как и другие страны-союзники, от активного влияния на разработку и осуществление оккупационной политики в Японии. Новая Зеландия была также представлена в Союзном Совете для Японии. По решению, достигнутому в декабре 1945 года на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, Новую Зеландию вместе с Великобританией, Австралией и Индией представлял один член Совета. Представителем от Новой Зеландии в Международном военном трибунале по Дальнему Востоку являлся судья Верховного Суда сэр Э. Норткрофт. [10, ОИб 2, 4].
Как упоминалось, деятельность всех этих организаций осуществлялась при явном давлении американского правительства. М. Болл писал впоследствии: «Политика союзников в Японии практически является американской политикой... Оккупация по своей сущности является американской оккупацией... Штаб главнокомандующего союзных стран представляет собой американскую организацию». [2, р. 16] Поэтому Австралия и Новая Зеландия боролись против игнориро-
вания «прав малых наций», попыток «отделаться от таких стран, как Австралия и Новая Зеландия», обвиняли великие державы в «несправедливости по отношению к ним» [4, р. 100].
На первом этапе в политической, экономической и социальной структуре Японии произошли существенные перемены, главным содержанием которых явились демократические преобразования, призванные превратить Японию в мирное государство, не представляющее угрозы другим странам. В то время Австралия, в целом, выступала за «жесткий» курс в отношении побежденной страны, исходя из соображений стратегического характера: обеспечение военной безопасности и недопущение появления конкурента в Тихоокеанском регионе. Австралийский министр иностранных дел Г. Эватт заявлял, что важнейшим принципом политики страны стало обеспечение спокойствия и безопасности в районе Тихого океана. Это требовало разоружения и демилитаризации Японии.
Однако на пути осуществления таких мер стояли США, оккупационная политика которых сразу вызвала обоснованные опасения австралийских лидеров [8, р. 13-23]. Поэтому, выступая в парламенте страны Г. Эватт даже заявлял, что политика США в Японии опасна для Австралии. Особенно выделялся своей независимой позицией представитель Австралии в Союзном Совете для Японии У. М. Болл, неоднократно осуждавший американских партнеров за отказ от согласованной союзниками линии и слишком мягкую политику [8, р. 72]. По настоянию США в сентябре 1947 года Макмагон Болл был отозван со своего поста в Союзном Совете. Позднее были опубликованы работы У.М. Болла, в которых рассматривались некоторые аспекты становления новых отношений между Австралией и возрождавшейся Японией [2, 3].
Одновременно с попытками активно участвовать в органах оккупационной администрации руководство Австралии предпринимало шаги к установлению отношений с правительством Японии. В октябре 1945 года оккупационная администрация издала указ о запрещении ведения японским правительством какой-либо внешнеполитической деятельности. Японские представительства за рубежом были закрыты. Все контакты с иностранными миссиями осуществлялись через дипломатическую секцию штаба оккупационных войск. Поэтому дипломатическая миссия Австралии в Токио была основана только в период пребывания Г. Эватта в Японии летом 1947 года.
Можно согласиться с выводами новозеландского историка Дэвида Макинтайра, который утверждает, что для Новой Зеландии наиболее значительной особенностью участия в коллективных органах стран-победительниц по управлению оккупированной Японией явились растущие расхождения с Соединенными Штатами в подходах к формированию концепции об отношениях с Японией [5, р. 109]. На первом этапе оккупации Японии, в основном, Новая Зеландия также выступала за «жесткий» курс. Целью такого курса являлось обеспечение безопасности страны, и завоевание выгодного положения в юго-западной части Тихого океана. Формирование практической политики за-
висело от конкретных условий и приоритетов, определяемых правительством [6, p. 4-6].
Дипломатическая миссия Новой Зеландии в Токио была основана в 1947 году. С мая 1947 года Р. Чэл-лис, официальный сотрудник департамента торговли и промышленности новозеландского правительства, был направлен в качестве торгового представителя в Японию. Он осуществлял руководство новозеландской миссией, аккредитованной при Верховном Главнокомандующем силами союзников в Японии генерале Д. Макартуре. Как отмечал в своем выступлении в Токио в 1977 году заместитель премьер-министра Новой Зеландии Б.Е. Тэлбойз, ныне новозеландское посольство в Японии является старейшей новозеландской миссией в Азии [7, p. 23].
Англия и её доминионы - Австралия и Новая Зеландия - настаивали на ликвидации оккупационного режима уже в конце 40-х годов. Их опасения были связаны в основном с возможностью быстрого восстановления японской экономики и внешней торговли под американским контролем. В 1947 году состоялась конференция стран Содружества, участники которой высказались за скорейшее заключение договора о мире с Японией с учетом согласованных решений союзных держав. В 1949 году это требование было подтверждено представителями Австралийского Союза и Новой Зеландии на встрече в Канберре. В первые годы оккупации американское руководство отказывалось прислушаться к голосам союзников. Однако в конце 1949 года в правящих кругах США победили сторонники прекращения оккупации. Американская дипломатия взяла курс на заключение сепаратного мирного договора.
Развитие событий в Японии в значительной мере определялось глобальными целями внешней политики США, стремившихся упрочить свои позиции в Азии, в контексте нараставшей конфронтации с СССР. Так, если с 1945 года по 1948 год в Японии проводились демократические реформы, то с 1949 года по 1951 год - на втором этапе оккупации - произошел фактический отказ от некоторых преобразований в сфере экономики и политики, получивший впоследствии название «обратного курса». Одной из причин этого, кроме усиления позиций СССР, можно назвать пересмотр важнейших стратегических установок американской политики в Азии после победы коммунистов в Китае, событий на Корейском полуострове и усиления национально-освободительного движения в странах Азии и Тихоокеанского бассейна.
В 1948 году новозеландский контингент был выведен из состава оккупационного корпуса Содружества в Японии, и к концу года там оставался только австралийский контингент. С 1951 года до завершения оккупации командующим был генерал-лейтенант Э. Бриджфорд. Австралия и Новая Зеландия в начале второго этапа оккупации Японии выступали за скорейшее заключение мирного договора с Японией на достаточно жестких условиях, включая прекращение военной оккупации, но с ограничением ее экономического развития. Однако под давлением США с конца 40-х годов австралийские и новозеландские диплома-
ты отказались поддерживать предложения СССР о демилитаризации Японии и приняли сторону США, взявших курс на превращение Японии в союзника на Дальнем Востоке, противостоящего СССР и КНР в Восточной Азии и национально-освободительному движению в Юго-Восточной Азии и бассейне Тихого океана.
Период оккупации Японии завершился в соответствии с договорённостями, достигнутыми на мирной конференции в Сан-Франциско, которая состоялась 48 сентября 1951 года. Подписанию мирного договора предшествовала длительная и упорная дипломатическая борьба между США и остальными союзными державами, среди которых были Австралия и Новая Зеландия. Американская дипломатия стремилась к заключению договора, который позволял бы США использовать Японию в собственных целях. Австралия и Новая Зеландия преследовали цель не допустить возрождения японского милитаризма и появления конкурента в экономической сфере.
С японской стороны группу сторонников заключения мирного договора с Америкой возглавлял премьер-министр Ёсида Сигэру. В 30-е годы он занимал посты заместителя министра иностранных дел Японии, посла в Риме и Лондоне, был тесно связан с деловыми и бюрократическими кругами. В годы войны он не принимал активного участия в политической деятельности, что имело решающее значение при выдвижении его кандидатуры штабом Макартура. В правящих кругах Японии это был политик проамериканской ориентации, который теоретически обосновал необходимость союза с США, и сделал первые практические шаги на пути партнерства с Америкой. Уже на одном из первых заседаний кабинета после прихода к власти в 1948 году, Ёсида добился одобрения меморандума с призывом к США о совместном отражении возможной внешней агрессии и укреплении вооруженных сил Японии.
В январе 1950 года в результате переговоров с американской стороной, представленной членами объединенного комитета начальников штабов США под руководством генерала Брэдли, Ёсида в принципе согласился с включением «суверенной Японии» в систему обороны США. В развитие этой договоренности министр финансов Икэда Хаято, официально направленный в Вашингтон для обсуждения экономических проблем, вручил советнику военного департамента США послу Доджу послание Ёсида о готовности предоставить США военные базы после заключения мирного договора.
После этого американские дипломаты приступили к подготовке сепаратного мира. На переговорах советника государственного департамента Джона Фостера Даллеса с Ёсида Сигэру было заявлено о желательности предоставления Японии суверенитета без мирного договора при сохранении контроля оккупационных властей. Убедившись в невозможности такого решения вопроса, американская сторона согласилась с заменой оккупационного режима на более приемлемую для правящих кругов Японии форму сотрудничества. Тем более что правительство Ёсида
подтвердило согласие на предоставление баз американским войскам на территории страны и заключение военного союза с США.
Американские дипломаты провели серию встреч с партнерами из Австралии и Новой Зеландии, с тем чтобы добиться отказа от возражений против американских условий мира. Переговоры в Канберре были довольно сложными. Правительства Австралии и Новой Зеландии указывали, что условия, предлагаемые американской стороной, не дают гарантий против возобновления японской агрессии, и настаивали на ограничении вооруженных сил Японии. Лишь после обещания США прийти на помощь в случае нападения Японии эти возражения, как следовало из тройственного коммюнике от 18 февраля 1951 года, были сняты.
18 апреля 1951 года президент Эйзенхауэр заявил о начале консультаций с Австралией и Новой Зеландией о взаимной помощи. Вскоре правительства обеих стран выразили готовность, не откладывая, начать обмен мнениями. Англия тоже поспешила одобрить американское предложение. Её правительство желало бы участвовать в предстоящих переговорах. Однако ожидавшегося приглашения не поступило. Союз, в котором участвовали доминионы, по мнению американской стороны, не нуждался в британском участии.
Накануне конференции, 1 сентября 1951 года Австралия, Новая Зеландия и США подписали в Сан-Франциско так называемый Тихоокеанский пакт, который оформил военный союз, получивший название АНЗЮС. Договор предусматривал консультации в случае «угрозы нападения» и совместные военные действия при «нападении» на территорию судов и даже самолетов одной из сторон в районе Тихого океана. По его условиям учреждался Совет Тихоокеанского пакта из министров иностранных дел стран-участниц.
Относительно целей между участниками нового пакта не было полного единства взглядов. Правящие круги Австралии и Новой Зеландии разделяли точку зрения США, что АНЗЮС должен служить укреплению позиций западных государств в их борьбе против коммунистических режимов в Восточной Азии и ширившегося национально-освободительного движения в странах Азии и бассейна Тихого океана. В то же время они склонны были рассматривать военный союз с США как гарантию против возобновления японской экспансии в районе южных морей. Заключение союза выдвигалось Австралией и Новой Зеландией в качестве основного условия поддержки ими американского проекта мирного договора с Японией.
Руководство США считало АНЗЮС удобной формой объединения партнеров по этому блоку в совместных военных усилиях с Японией под своим руководством, важным элементом новой системы международных отношений, в основу которой американские архитекторы нового миропорядка закладывали мирный договор с Японией и японо-американский «Договор о гарантии безопасности».
Ясно, что, отводя главное место во внешней политике в первые послевоенные годы решению проблемы мирного урегулирования с Японией, руководство Ав-
стралии и Новой Зеландии стремилось добиться от США гарантий безопасности. Такие гарантии, по мнению правительств двух стран, были призваны обеспечить невозможность повторного превращения Японии вновь в источник угрозы для государств в южной части Тихого океана. Некоторые влиятельные силы в правящих кругах Австралии и Новой Зеландии относились к такой угрозе весьма серьезно. Об этом свидетельствуют предложения о дипломатическом признании КНР, как возможного противовеса потенциальному японскому экспансионизму [1, р. 207]. В любом случае гарантии были получены с оформлением военно-политического сотрудничества в рамках блока АНЗЮС, а впоследствии с заключением Сан-Францисского мирного договора с Японией, который Австралия и Новая Зеландия подписали в 1951 году.
По признанию А. Уатта, бывшего директора Австралийского института международных отношений: «Мирный договор, в котором были заинтересованы США, вошел бы в силу независимо от того, возражала бы против него Австралия или нет» [10, р. 123]. Такая политика Австралии и Новой Зеландии в отношении Японии диктовалась страхом потерять поддержку США в случае обострения ситуации в Тихоокеанском бассейне [8, р. 122].
Довоенная дипломатия Японии имела в своем активе ряд достижений. Сложился многочисленный и хорошо подготовленный дипломатический корпус, успешно представлявший страну за границей, в том числе в международных организациях, и защищавший национальные интересы. Япония установила прочные связи со многими странами. Обсуждение, а зачастую и решение глобальных проблем не обходилось без ее участия. Статус Японии как мировой державы определялся и тем, что она стала постоянным членом Совета Лиги Наций, а ее представитель - одним из постоянных заместителей генерального секретаря Лиги. В результате военного поражения Япония всего этого лишилась. К тому же надо было реабилитировать себя в глазах всего мирового сообщества. Наряду с обеспечением успешного экономического восстановления и развития это также стало одной из главных задач её послевоенной политики.
Первым достижением Японии на этом пути стало заключение Мирного договора с 48 странами, подписанного 8 сентября 1951 года в Сан-Франциско. В работе мирной конференции в Сан-Франциско приняли участие представители 52 стран, включая Японию. На конференции не были представлены Индия и Бирма, которые отказались прислать своих представителей, а также КНР, МНР, КНДР, ДРВ, не получившие приглашения. Не подписали договор СССР, Польша и Чехословакия, чьи предложения по внесению поправок в содержание договора не были приняты. Заключение мирного договора прекращало состояние войны стран, подписавших договор, с Японией; позволяло Стране восходящего солнца вступить в международное сообщество в новом качестве. Япония признавала положения, определявшие её территорию, порядок выплаты репараций; признавала независимость Кореи; отказывалась от прав на Формозу, Пескадорские ост-
рова, от прав и интересов в Китае; принимала обязательства следовать положениям Устава ООН. Однако Сан-Францисский договор оставил в наследство для СССР (а затем и его преемнице - Российской Федерации) и Японии проблему территориального размежевания. Отказ Японии от прав на Курильские острова и часть острова Сахалин, полученных по Портсмутскому договору, не решал вопроса, так как не указывалось, в чью пользу это делалось. Дело осложнялось тем, что представитель СССР не поставил свою подпись под документом. Подписание договора позволило Японии восстановить дипломатические отношения
со странами-участницами конференции, а завершение периода военной оккупации вернуло японской дипломатии ее самостоятельность и полноту функций.
Сан-Францисский мирный договор вступил в силу 28 апреля 1952 года. После этого Япония вступила в мировое сообщество в новом качестве. В складывавшихся отношениях главным направлением для Австралии и Новой Зеландии являлось экономическое сотрудничество, развитием и укреплением которого занимались их миссии в Японии. А впоследствии дипломатические представительства были подняты до уровня посольств.
Библиографический список
1. Australia in World Affairs 1950-1955 /Ed. by G. Greenwood Wellington: NZIIA, 1969. 26 р.
and N. Harper. Melbourne, 1957. 366 p.
2. Ball W. M. Japan. Enemy or Ally? New York, 1949. 244 p.
3. Ball W. M. Australia and Japan. Melbourne, 1969. 172 p.
4. Evatt H.V. Australia in World Affairs. Sydney, 1946. 213 p.
5. Japan and New Zealand: 150 years / Ed. by Roger Peren. Wellington, 1999. 256 p.
7. NZFAR. 1977, Vol.27, N 4.
8. Rosecrance R. Australian Diplomacy and Japan, 1945-1951. Sydney, 1962. 288 p.
9. Trotter A. New Zealand and Japan 1945-1952: the occupation and the peace treaty. London, 1990. 231 p.
10. Watt A. The Evolution of Australian Foreign Policy. 1938-
6. Larkin T.C. New Zealand and Japan in the Post-War World. 1965. London: Cambridge University Press, 1967. 387 р. УДК 908 (571.53) (092) Жарников
ИРКУТСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА В.В. ЖАРНИКОВ: ЛИБЕРАЛ - В ПОЛИТИКЕ, КОНСЕРВАТОР - В ГОРОДСКОМ УПРАВЛЕНИИ
М.М. Плотникова1
Международный институт экономики и лингвистики Иркутского государственного университета, 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.
Анализируется профессиональная деятельность и политические взгляды иркутского городского головы В.В. Жарникова. Определена его в роль в деле строительства городского водопровода. Именно В.В. Жарникову принадлежит инициатива ходатайства о проведении в Иркутске всероссийского водопроводного съезда. Под его руководством Иркутское городское общественное управление просит у царского правительства кредит в 2,5 млн руб. Впервые в сибирской историографии анализируются либеральные взгляды В.В. Жарникова и методы его работы в качестве городского головы. Библиогр. 16 назв.
Ключевые слова: городской голова; Иркутская городская дума; гласные; городская индустриализация; водопровод; электростанция; заем для города; училищная комиссия; участие в либеральном движении.
IRKUTSK MAYOR V.V. ZHARNIKOV: LIBERAL IN POLITICS AND CONSERVATIVE IN MUNICIPAL GOVERNMENT M.M. Plotnikova
International Institute of Economics and Linguistics, Irkutsk State University, 1 Carl Marx St., Irkutsk, 664003.
The article analyzes professional activity and political views of the Irkutsk mayor V.V. Zharnikov. His role in the construction of town water supply is defined. It was V.V. Zharnikov who initiated the petition on holding the All-Russian Plumbing Congress in Irkutsk. Under his leadership the Irkutsk city public administration asked the imperial government for a loan of 2.5 million rubles. For the first time in the Siberian historiography the author examines the liberal views of V.V. Zharnikov and methods of his work as a mayor. 16 sources.
Key words: mayor; Irkutsk City Duma; member of the city Duma; urban industrialization; water-supply; electric power station; loan to the town; school's commission; participation in the liberal movement.
Василий Васильевич Жарников родился в 1859 ехал в Иркутск. Потомственный почетный гражданин, году. Он окончил полный курс в Московской практиче- купец 1-й гильдии, совладелец торгового дома «Жар-ской академии коммерческих наук. В 1884 году пере- ников и Первунинский», занимавшегося продажей чу-
1 Плотникова Мария Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин, тел.: 89027658708, e-mail: [email protected]
Plotnikova Mariya, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Social and Economic Disciplines, tel.: 89027658708, e-mail: [email protected]