УЧАСТИЕ АВИАЦИИ МЧС РОССИИ В ГУМАНИТАРНЫХ ОПЕРАЦИЯХ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
О.И. Столярчук, И.Д. Черноусова Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В 1991 году Россия подтвердила своё участие в Частичном Открытом Соглашении Совета Европы (ЧОС СЕ) по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф. Государственная политика в области противодействия бедствиям и защиты человека стала приоритетной, а МЧС России взяло на себя ответственность за безопасность населения страны и участие в международных гуманитарных операциях. Деятельность МЧС России по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требовала создания сильной авиационной структуры министерства, способной собственными силами и средствами решать задачи на основе Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Поэтому с первых дней создания «чрезвычайной службы» России стало очевидной необходимость создания «чрезвычайной» авиации с разнообразной авиационной техникой. Благодаря С.К. Шойгу авиация в МЧС России появилась: указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 года № 305 в подчинение Государственного Комитета по делам ГО ЧС (ГКЧС) из состава Минобороны России с войсками ГО в распоряжение Центрального, Уральского, ВосточноСибирского и Дальневосточного региональных центров передавались четыре отдельных вертолетных отряда. Официальной датой создания авиации МЧС России считается 10 мая 1995 года, когда было учреждено Государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России [3].
Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам, разработанным и утвержденным в установленном порядке для условий чрезвычайных ситуаций. Жизнеобеспечение населения по своему месту в комплексе мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится в основном к мероприятиям по ликвидации возникших последствий этих ситуаций. По своей сути жизнеобеспечение, как элемент социальной защиты, обеспечивает защищенность людей от нехватки воды и продовольствия, неблагоприятных условий обитания и болезней. Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС всех уровней [4, С. 608-609].
Целью жизнеобеспечения населения является создание и поддержание условий по удовлетворению физиологических, материальных и духовных потребностей населения для обеспечения его жизнедеятельности. К видам жизнеобеспечения относятся: обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.
Гуманитарная помощь представляет собой комплекс услуг и материальных ресурсов, представляемых безвозмездно в благотворительном порядке населению, терпящему бедствие. Цель гуманитарной помощи - обеспечить выживание наибольшего числа населения в зоне чрезвычайной ситуации, содействовать восстановлению экономической самостоятельности разных групп населения, возобновить функционирование местных систем жизнеобеспечения, возродить экономическую деятельность территории. Источниками гуманитарной помощи, ее субъектами, могут быть мировое сообщество, международные гуманитарные организации, союзы государств, иностранные государства, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, частные лица. Субъекты гуманитарной помощи часто называют донорами. Объектами помощи являются бедствующее население, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, системы (службы), организующие его жизнеобеспечение [1, С. 538-539]. Следует отметить, что Россия не только нередко получает международную гуманитарную помощь, но и сама оказывает помощь бедствующему населению других государств. Причем эта деятельность занимает существенное место в международном сотрудничестве МЧС России и РСЧС в целом. При получении и оказании международной гуманитарной помощи МИД России и МЧС России взаимодействуют с различными международными организациями. Внутренняя и международная гуманитарная помощь базируется на трех основополагающих принципах - гуманности, беспристрастности, нейтралитете. Порядок организации внутренней и международной гуманитарной помощи может существенно отличаться. Ее организационные формы значительно зависят также от характера чрезвычайной ситуации, ее масштаба, конкретных нужд населения, географических условий зоны чрезвычайной ситуации, отношений между субъектами и объектами помощи и многих других факторов. Однако можно наметить ряд направлений работ, которые характерны для большинства случаев оказания гуманитарной помощи. При организации и осуществлении внутренней и международной гуманитарной помощи: выявляются потребности в ресурсах гуманитарной помощи, оценивается состав возможных субъектов помощи (доноров); возможные субъекты помощи (доноры) информируются о конкретных потребностях пострадавшего населения, желательном составе ресурсов помощи, их объемах и времени подачи [2, С. 238].
При крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, вооруженных, межнациональных, религиозных и других
370
социальных конфликтах гуманитарная помощь может оказываться путем проведения гуманитарных операций. Содержание гуманитарной помощи в основном совпадает с направлениями жизнеобеспечения пострадавшего населения. Международная гуманитарная помощь может оказываться в виде действий в зоне бедствия на гуманитарной основе зарубежных аварийно-спасательных и медицинских формирований, осуществления мер по защите от насилия и запугивания при социальных конфликтах, усилий по психологической реабилитации населения. Международная и отчасти внутренняя гуманитарная деятельность при чрезвычайных ситуациях выступает в современных условиях как новая эффективная ступень международного сотрудничества и взаимопомощи всех структур российского общества и государства. Она становится неотъемлемой частью будущего миропорядка, в основе которого лежит ценность человеческой личности вне зависимости от места и условий ее обитания. За время существования авиация МЧС России принимала участие почти в 400 спасательных и гуманитарных акциях международного, российского и регионального характера.
Список использованной литературы:
1. Бортан С.А. Авиация МЧС России в спасательных и гуманитарных операциях за рубежом // Стратегия гражданской защиты: Проблемы и перспективы. - М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, № 2, 2014. - С. 537-552.
2. Закиров Р.Ш. Авиация МЧС России в гуманитарных операциях. Уроки и выводы // Гуманитарные операции МЧС России: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции ИС ЦСИ ГЗ МЧС России 2930 мая 2002 г. Доклады и выступления / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. - М.: КРУК Престиж, 2002. - С. 238.
3. История авиации МЧС России. www.mchs.gov.ru
4. Сорокин В.И., Владимирский В.К. Организация гуманитарных операций при ликвидации чрезвычайных ситуаций // Стратегия гражданской защиты: Проблемы и перспективы. - М. : ЦСИ ГЗ МЧС России, № 2, 2013. - С. 608-618.