Научная статья на тему 'Участие астраханских мусульман в выборах в Государственные Думы российской империи в 1906-1912 гг. (по материалам периодической печати и государственного архива астраханской области)'

Участие астраханских мусульман в выборах в Государственные Думы российской империи в 1906-1912 гг. (по материалам периодической печати и государственного архива астраханской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
279
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / MUSLIMS / STATE DUMA / SOCIAL MOVEMENT / ELECTORAL BEHAVIOR / VOTING / POLITICAL PARTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Имашева Марина Маратовна

В статье представлен анализ электорального поведения мусульманской общины Астрахани в ходе избирательных кампаний в Государственные Думы Российской империи начала ХХ века. В ходе этих кампаний, во многом благодаря избирательной позиции астраханской татарской буржуазии, неизменно побеждали представители партии кадетов. Анализ мотивов этого выбора также исследуется автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PART OF THE ASTRAKHAN MUSLIMS IN THE ELECTIONS TO THE STATE DUMA OF THE RUSSIAN EMPIRE FROM 1906-1912. (ACCORDING TO THE MATERIALS OF THE PERIODICAL PRESS AND THE STATE ARCHIVE OF THE ASTRAKHAN REGION)

The article presents the analysis of the electoral behavior of the Muslim community in Astrakhan during election campaigns in the State Duma of the Russian Empire in the early twentieth century. During these campaigns, largely due to electoral positions Astrakhan Tatar bourgeoisie, invariably won by the representatives of the cadet party. Analysis of the reasons for this choice was also explored by the author.

Текст научной работы на тему «Участие астраханских мусульман в выборах в Государственные Думы российской империи в 1906-1912 гг. (по материалам периодической печати и государственного архива астраханской области)»

Имашева М.М.

УДК: 330.83

ББК: 63.3 (2 Рос)-2

Имашева М.М.

УЧАСТИЕ АСТРАХАНСКИХ МУСУЛЬМАН В ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1906-1912 ГГ. (ПО

МАТЕРИАЛАМ

ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Imasheva M.M.

PART OF THE ASTRAKHAN MUSLIMS IN THE ELECTIONS TO THE STATE DUMA OF THE RUSSIAN EMPIRE FROM 1906-1912. (ACCORDING TO

THE MATERIALS OF THE PERIODICAL PRESS AND THE STATE ARCHIVE

OF THE ASTRAKHAN REGION)

Ключевые слова: мусульмане, Государственная Дума, общественное движение, электоральное поведение, избирательное право, политическая партия.

Keywords: Muslims, the State Duma, social movement, electoral behavior, voting, political

party.

Аннотация: в статье представлен анализ электорального поведения мусульманской общины Астрахани в ходе избирательных кампаний в Государственные Думы Российской империи начала ХХвека. В ходе этих кампаний, во многом благодаря избирательной позиции астраханской татарской буржуазии, неизменно побеждали представители партии кадетов. Анализ мотивов этого выбора также исследуется автором.

Abstract: the article presents the analysis of the electoral behavior of the Muslim community in Astrakhan during election campaigns in the State Duma of the Russian Empire in the early twentieth century. During these campaigns, largely due to electoral positions Astrakhan Tatar bourgeoisie, invariably won by the representatives of the cadet party. Analysis of the reasons for this choice was also explored by the author.

Для астраханской мусульманской общины участие в общественных делах и выражение своих интересов через участие в выборных кампаниях (в органы городского общественного самоуправления) к началу ХХ века было делом непривычным. С момента создания бессословных органов городского самоуправления по реформе 1870 г. гласными Городской Думы в разные четырехлетия избирались лишь четыре представителя махалли - татары Валит Адельшинов и Измаил Кардашев (купцы второй гильдии)1 и азербайджанцы Мир Абдул Джеват Хан Мир Багиров (купец второй гильдии) и Али Аскер Аджи Усейнов (купец первой гильдии)2.

В 1901 г. «Прикаспийская газета»

удивлялась «инертности местного мусульманского населения к общественным делам». Действительно, в четырехлетие 1901-1905 гг. в Астраханской городской думе «из огромного числа астраханских татар» не было ни одного гласного, «который бы при надобности мог выяснить нужды своей нации». Большинство татар-купцов даже не умели расписываться по-русски3.

Корреспонденту казалось, что «астраханские татары для общественной жизни «духовно на веки почили, продолжая жить совершенно обособленною от русских жизнью». А на Цареве, окраине Астрахани, заселенной татарами, женщины продолжали пугать своих плачущих детей: «Молчи, а то русскому отдам!»...

1 ГААО, ф.542, оп.1, д.13, л.10; д.15, л.21.

2 ГААО, ф.94, оп.1, д.34274,л. 4-5.

3 Прикаспийская газета. - 25 мая 1901 г. - №140.

Автор статьи призывал: «Местному мусульманскому населению пора проснуться для общественной жизни и деятельности и внести хоть маленький луч света в потемки царящие в их замкнутой мусульманской жизни».1 И такой день настал.

Революционные события 1905-1906 гг. разбудили мусульманский мир России. На фоне подъема общего освободительного движения активизируется элитно-либеральная часть мусульманской буржуазии. В русле борьбы за этноконфессиональные интересы

происходит реализация планов по организационному оформлению

мусульманского общественного движения в стране. В августе 1905 г. в Нижнем Новгороде состоялся Первый

учредительный съезд общероссийской партии «Иттифак-аль-Муслимин» (Союз мусульман) . Для разработки программы и направлений деятельности было принято решение в скором времени провести Второй съезд3.

На Втором мусульманском съезде 1323 января 1906 г. в Санкт-Петербурге было принято решение разделить территорию России на 16 районов, населенных мусульманами. Во главе каждого района планировалось создать меджлис. Меджлис Нижне-Волжского района (пятого в списке) планировалось избрать в Астрахани. Но по отношению к Астрахани это решение не было выполнено, и меджлиса (совещательного собрания) в Астрахани так

4

и не возникло .

На этом съезде присутствовали 83 делегата, в том числе 4 от Астрахани: М.Л. Измайлов, Алибек Кутлумухамедов, Хасян Давлекамов, Валидхан Таначев5. Все они станут виднейшими деятелями мусульманского общественного движения в регионе, а также активнейшими

1 Прикаспийская газета. - 25 мая 1901 г. - №140.

2 Амирханов, Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале ХХ века: Исторические зарисовки. - Казань, 2005. - С. 56-57.

3 Салихов, Р.Р. Татарская буржуазия Казани и национальные реформы второй половины XIX -начала ХХ вв. - Казань, 2001. - С. 27.

4 ГААО, ф.286, оп.2, д.297, л.265, 269.

5 ГААО, ф.286, оп.2, д.297, л.341об.

проводниками идеи необходимости включения махалли в избирательные кампании регионального и

общенационального уровней.

Параллельно с институализацией мусульманского движения в масштабах всей страны в Астрахани происходит организационное оформление местного мусульманского движения. 9 октября 1906 г. астраханский губернатор утвердил устав астраханского мусульманского культурно-просветительского общества «Шурай-Ислам». Общество это, в лице своих лидеров, стало активнейшим проводником идей и программных установок российской кадетской партии в среде астраханских мусульман.

А в январе 1907 г. был утвержден устав другого мусульманского

астраханского общества - «Джамиятти-Исламия», объединившего в своих рядах представителей наиболее имущей части губернской татарской буржуазии и верхушку консервативного мусульманского духовенства. Большинство членов этого общества поддерживали российских октябристов, отражавших интересы праволиберальной буржуазии. Небольшая часть членов этого общества поддерживала монархистов.

Появление вышеописанных

общественных организаций способствовало продвижению в астраханской махалле идеи необходимости отстаивания своих этноконфессиональных интересов через активное участие в избирательных кампаниях как регионального, так и общенационального масштаба.

Выборы в первый общероссийский орган представительной власти -Государственную Думу, становятся одной из форм выражения пробудившейся в среде астраханских мусульман общественной активности. В период до революционных событий 1917 г. состоялись четыре избирательные кампании по выборам депутатов в Государственную Думу Российской империи, в которых, неожиданно для астраханских властей, приняли деятельнейшее участие

астраханские мусульмане

По избирательным законам 1906 и

1907 гг. были создана куриальная система выборов, с достаточно высоким имущественным цензом. Мусульмане Астраханской губернии приняли участие в выборах по куриям землевладельцев и городской.

В ходе избирательных кампаний начала ХХ века средняя и мелкая татарская буржуазия города Астрахани

(предпочитавшая тогда называть себя мусульманской), с ее традиционной замкнутостью и круговой поддержкой, становится одним из главных электоральных элементов, способных оказать серьезное влияние на результат политического выбора горожан. Поэтому нами и был поставлен вопрос: как голосовало мусульманское население города в период проведения избирательных кампаний Государственных Дум дореволюционной России.

Это сегодня в принципе не важно, кто идет на выборы: русский, татарин, казах, украинец и т.д. Главное - это наличие гражданства. В условиях становления русской демократии в начале ХХ века электоральное поведение той или иной этноконфессиональной группы, особенно в условиях многонационального региона, каким являлась и является Астрахань, могло существенно повлиять на исход выборов в целом.

Люди тогда голосовали не столько за партии и их программы, а «за своих» или «против чужих», выставляя в качестве критериев самые разные аспекты, в том числе национальную и религиозную принадлежность. Не случайно в составе Государственных Дум Российской империи существовала отдельная фракция - фракция мусульман1.

В условиях острой конкурентной борьбы впервые в России политические партии начинают борьбу за голоса избирателей. Весьма актуальным становится вопрос о привлечении больших электоральных групп на свою сторону. Мусульманская община Астрахани составляла четвертую часть городского

1 Амирханов, Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале ХХ века: Исторические зарисовки. - Казань, 2005. - С. 68.

населения. К 1 января 1905 г. число жителей в городах Астраханской губернии составляло: в Астрахани - 14755 человек (практически все проживали в 5 и 6 участках города); в Красном Яру - 13778 человек; в Енотаевске - 3358 человек; в Черном Яру - 8634 человек; в Цареве - 6368

человек2.

Большинство астраханских татар и азербайджанцев занимались мелочным торгом, извозом, содержанием различных торговых заведений. Практически все они имели недвижимость в губернском и уездных городах и в соответствии с избирательными законами в первое российское законодательно собрание стали достаточно значимой электоральной группой.

В фондах ГААО сохранились списки лиц, составленные в начале октября 1905 г., имевших право участия в выборах в Государственную Думу по Астраханской губернии. По Внутренней киргизской орде право голоса по второму разряду торговых предприятий имели 71 человек, из них 49 были мусульманами (69%), в основном татары-торговцы, выходцы из

средневолжских губерний3.

По списку уездных землевладельцев Красноярского уезда значилось 12 человек, 4 из которых (25%) были мусульманами -богатые астраханские купцы Ахметжан Измаилович Кардашев и Шариф Измаилович Кардашев (вместе владели 4575 дес. земли, больше всех в уезде); и князья Курдали и Нургали-Давлет Урусовы (вместе 479 дес.)4.

В Черном Яру выборщиков было 98 человек, лишь 2 были татарами - богатые торговцы Усман Ахмедович Ибрагимов и Багаутдин Шамильевич Самитов.

В съезде уездных землевладельцев Астраханского уезда определили 30 выборщиков, из которых мусульманином был только князь Ахмет Гирей Муртазаевич Тимбатов, владевший 4059 дес. земли (больше всех в уезде).

В списках по уездному городу Красному Яру значилось 129 фамилий.

2 ГААО. Ф.1, оп.8, д.1207, л.17.

3 Там же, л.34-37.

4 Там же, л. 114-114 об.

Мусульманами были 28 человек (21,7%), татары и казахи, владевшие торговыми предприятиями второго разряда в городе.

По дополнительному списку лиц, имевших право участия в выборах в Государственную Думу на съезде астраханских уездных землевладельцев в феврале 1906 г., в список было дополнительно включено 44 человека, в том числе 4 мусульман - крестьянин села Зацаревского Шамардан Мусакаев (владел 11дес. земли); крестьянин села Кулаковка Арун Наурзалиев (1 дес.); крестьянин села Кулаковка Муллямин Усманов (3 дес.) и астраханский купец 1 гильдии Аджи Алиакбар Усейнов (6 дес.)1.

В день выборов в первую Государственную Думу, 28 января 1906 г., пресса писала о происходившем в 5 участке города: «Много народу: русских, татар, армян, евреев. Крайне левые и кадеты тихо агитируют и с успехом раздают свои бюллетени. Чрезвычайно сдержанно и осторожно держат себя татары. Некоторые из них с успехом вступают с монархистами в прения.

- Ежели вы, - ораторствует монархист,

- идете за Царя, так отдавайте за нас, потому что кстион-демократы идут против него, а мирно-ограбление такой же точки держится,

- им Царя не надо.

- Эй, атям! - возражает татарин, - эта нит, нит волынка строишь! Нас не обманишь! Энта партия тоже Царя надо!

- А они равноправия хотят, чтобы жидам свобода была, это ничего?

- Конишно, ничава! Жида может только монархистам вредна, а нам нит! Нас ни обманишь! А вот вы. - мы ваша проделка знаем, - один рука крестишься, а другой карман лезишь! ... Все смеются.

- Значит жид вам пользу делает? -орет обескураженный монархист.

- Ни знаим, а только без собака зайца не поймаишь. Пожалиста, глаза нам не отводи! Слава Богу, пока еще нет на татар Тихъановича-Савицкого... Праваливай дальши!.. ,»2.

На этих выборах на 5 избирательном участке по списку блоков партий кадетов и

1 Там же, л.130-135 об., 136-137, 138-145, 302-304 об.

2 Астраханский листок. - 30 января 1907 г. - №24.

социал-демократов было представлено 18 человек - кандидатов в избиратели второго тура, из них 6 были представителями мусульманской общины - Хабибулла Садетдинович Ляпин (получил 1144 голоса), Мустафа Лутфи Садретдинович Измайлов (1142 голоса), его брат Измаил Аджи Садретдинович Измайлов (1141 голос), Хабибулла Умеров (1143 голоса), Алимжан Хабибуллович Утюшев (1141 голос), Муся Алимбекович Самакаев (1143 голоса).

По списку внепартийных и мирнообновленцев ни один мусульманин не значился (самый успешный кандидат здесь набрал всего 168 голосов). По списку монархистов проходил только Абдул Багирович Амзаев (максимальное количество голосов - 353; за Амзаева -349)3.

Достаточно предсказуемо

происходили выборы и в 6 участке: «С самого утра толпится много татар, преимущественно извозчиков. Все они держатся скрытно: у всех кадетские бюллетени - спрятаны за пазухой. Неопытный агитатор вступает с ними в разговор и жестоко платится.

- Вы за кого подаете? - спрашивает он.

- Не знаем, мы неграмотные, -обрезает татарин.

- Вот за кого подавайте, - говорит агитатор и начинает читать выборщиков блока левых.

Подходит полицейский чиновник, хватает агитатора за шиворот и немедленно отправляет его в участок. Какой-то старичок с довольной усмешкой бормочет:

- Так его и надо!

- Эй, да ты монархист! - и татары начинают смеяться».

Здесь по списку блока партий кадетов и социал-демократов проходило 17 человек, в том числе: Муртаза Ильясович Шабанов (собрал 1083 голоса), Ахмет Канеев (1084 голоса), Габдулла Ильязов (1083 голоса), Курбан Гали Усманович Эрембетов (1082 голоса), Самигулла Нигаметуллович Абжалилов (1082 голоса), Мухаммед-Сафа Абдулкеримов (1083 голоса), Карим Батыров (1083 голоса), Искак Ильясович

3 Астраханский вестник. - 27 января 1907 г. -№5184.

Абдурахманов (1083 голоса).

По списку монархистов также проходили 17 человек, в том числе Мухамеджан Нугайбекович Якупов (417 голосов) и Уразали Ахметов (421 голос).

Кроме того, на этих выборах по 4 участку от кадетов и социал-демократов значился Умер Искакович Мухаммедов (415 голосов), от того же блока по 3 участку -Хасян Рахметуллович Арсланов (778 голосов), по 2 участку - Иляжетдин Нигметуллович Ягудин (1534 голоса)1.

Одним из факторов, который характеризует электоральные предпочтения мусульманского населения, было очень сильное влияние на махалю лидеров местного национального общественного движения и руководимой им организации «Шурай-Ислам», не скрывавших своих откровенно прокадетских настроений. Практически все те, кто выдвигался в качестве выборщиков от мусульманского населения на выборах в первые Государственные Думы, - это лидеры упомянутого общества. Безоговорочные лидеры мусульманского движения в городе в это время - Мустафа Лутфи Измайлов, Гиляжетдин Ягудин и Шагиахмет Валиев -были избраны членами Астраханского городского комитета конституционно-демократической партии2. Поддержка мусульман, особенно в 5 и 6 участках города, сыграла не последнюю роль в победе в выборах представителя от партии кадетов.

23 марта 1906 г. партия «Народной Свободы» (конституционно-демократическая) выдвинула списки выборщиков. По 1 участку проходили 8 человек, в том числе Юсуп Долотказин; по 2, 3 и 4 участкам мусульмане заявлены не были; по 5 участку - 18 выборщиков, в том числе Хасян Аипович Давлекамов, Хусяин Сулейманов, Алиберды Султанов; по 6 участку - 17 выборщиков, в том числе Абдул-сафа Абдул-Каримов, Самигулла Низаметдинович Абжалилов, Токтар Хожаевич Бердыев, Искак Ильясович Абдурахманов и Курбангали Усманович

1 Астраханский вестник. - 27 января 1907 г. -№5184.

2 Государственный архив Астраханской области,

ф. 286, оп. 2, д. 297, л. 234.

Эрембетов3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В декабре 1906 г. составлялись списки выборщиков в Государственную Думу второго созыва. Списки кандидатов в выборщики от мусульман Астрахани были составлены как раз на общем собрании «Меджлис-Шурай». Затем они были переданы для опубликования в местную прессу: «Нам прислан список кандидатов, выбранных собранием прогрессивных мусульман в выборщики в Государственную Думу. Нам передают, что мусульмане войдут в блок только с прогрессивной группой населения города Астрахани, стоящей «левее мирного обновления», но с непременным условием, если число выборщиков от мусульман будет по всем 6 участкам не менее 30. Они говорят, что они имеют на это право, ибо судьба выборщиков, особенно в 5 и 6 участках города, как и на прошлых выборах, решалась

4

ими» .

И на этих выборах поддержка мусульман обеспечивает победу кандидату от кадетской фракции. От астраханской губернии в состав Государственной Думы второго созыва вошел В.А. Виноградов. Позднее, когда у общества «Шурай-Ислам» начались проблемы с властями по поводу постановки процесса обучения в начальной школе общества «Даруль-Эдеп», когда школу несколько раз по представлению Астраханского инспектора народных училищ

К.А. Амосова закрывали, мусульмане обращались за поддержкой к избранному ими депутату. И надо сказать, что Виноградов, как мог, принимал участие в разрешении этих конфликтов.

Тот факт, что несмотря на очень сильное влияние консервативно-

охранительно настроенного

мусульманского духовенства и в целом верноподданнические настроения,

астраханские татары не пошли за монархистами, очень важен. Более того, основная масса заняла очень решительную позицию в отказе монархической идее.

Хотя попытки привлечь

мусульманское зажиточное населения

3 Прикаспийская газета. - 23 марта 1906 г. - №66.

4 Прикаспийская газета. - 17 декабря 1906 г. -№265.

города на свою сторону лидер местных монархистов Тиханович-Савицкий время от времени предпринимал. Накануне выборов в Государственную Думу Третьего созыва, в феврале 1907 г., он обращается с открытым письмом к татарской общественности. 18 февраля на многолюдном собрании было решено дать ответ такого содержания: «.избирательные бюллетени покупались Таблица 1 - Список кандидатов в выборщики Думу второго созыва

татарами за деньги в городской управе и они раздавали их тем, кому верили. К монархической партии не могут примкнуть уже по одному тому, что лозунгом ее выставлено только православие, а они -мусульмане. Предлагаем монархической группе программный диспут через выбранных ею ораторов.

от мусульман Астрахани в Государственную

1 участок 1) Юсуф Далатказин; 2) Хусаин Латыфов

2 участок 3) Гиляжетдин Ягудин;

3 участок 4) Хабибулла Арюков; 5) Абдулла Капкаев; 6) Муся Якупов

4 участок 7) Умер Исхакович Мухаммедов; 8) Хусаин Донской; 9) Муся Чалдаев

5 участок 10) Абубекир Дашкин; 11) Хабибулла Умеров; 12) Хабибулла Ляпин; 13) Зеганша Маракаев; 14) Хасян Давлекамов; 15) Юсуф Мухаммедов; 16) Гайса Капкаев; 17) Ахмед Давлекамов; 18) Муся Алимбеков Самакаев; 19) Мустафа Лутфи Измайлов

6 участок 20) Муртаза Шабанов; 21) Казылмухамед Идрисов; 22) Аджимухамед Аджимеев; 23) Ахмеджан Канеев; 24) Абдулла Галеевич Ильясов; 25) Мухаммед-Сафа Абдул-Каримов; 26) Абдурахман Умеров; 27) Самигулла Абужалилов; 28) Карим Бабакаев; 29) Курбангали Эрембетов; 30) Ахмед Гали Рамазанов

Мусульманство, в свою очередь, пригласит для оппозиции своих лиц, которым доверяет. Мусульманство выражает свою готовность примкнуть к тем, кто будет более прав в своих доводах. При несогласии на диспут просим г. Тихановича нас уведомить»20.

Конечно, общее направление общественного движения мусульман Астраханской губернии мы можем с уверенностью обозначить как умеренно-националис-тическое и буржуазно-демократическое. Но в период революционных событий в среде астраханских татар велась и социал-демократическая агитация.

В конце 1907 г. заведовавший на тот момент школой «Даруль-Эдеп» Г.Х. Ишкузинов сообщил полиции об обнаруженных в здании школы смотрителем М. Габитовым прокламациях. Вложены они были в номера газеты «Бургани-Таракки» и найдены Габитовым еще в сентябре 1907 г. Но тот в силу своей неграмотности не придал им особого значения. 7 экземпляров этих прокламаций Ишкузинов передал полиции, 2 -директору народных училищ К.М. Аммосову, 2 остались у Габитова. Это были прокламации социал-демократов на татарском языке:

«От социал-демократической партии ко всему мусульманскому народу. 8 июля 1906 г.

1) Против подложных правительственных законов нам следует вести борьбу.

2) Нужно быть на стороне Государственной Думы.

3) Выйти на борьбу с правительством народ имеет силу и право.

4) Правительство без желания депутатов Государственной Думы не имеет права требовать от народа государственных податей и брать молодых людей на военную службу.

5) Как только правительство разгонит депутатов Государственной Думы, не платить государственных податей и не давать детей на военную службу.

6) Нужно стоять против правительства.

7) Вам нужно быть как один и не исполнять никаких правительственных требований.

8) Правительство не может стоять против народа»21.

В результате проведенного жандармерией следствия оказалось, что к социал-демократической партии принадлежит Ибрагим Муратов - сотрудник газеты «Бургани-Таракки», отвечавший за статьи политического содержания. Оказалось, что Муратов - это крестьянин Пензенской губернии, Чембарского уезда, Мочалейской волости, деревни Кутеевки Ахмеджан Айнетдинович Тумаркин, проживавший в Астрахани по Католической улице в доме Перуанского.

4 марта 1908 г. в квартире А. Тумаркина был проведен обыск, который, впрочем,

ничего не дал. Изъяты были листок писчей бумаги и некий клочок с надписями на

22

татарском языке, как оказалось, чисто хозяйственного содержания .

В целом же социал-демократическая альтернатива развития государства в среде астраханских мусульман сторонников не имела. Тем более, что в среде астраханских татар практически отсутствовали наемные рабочие - пролетарии, да и сам регион не был промышленно развит.

На выборах в Государственную Думу четвертого созыва в 1912 г. астраханские мусульмане все еще придерживались прокадетской линии «Шурай-Ислам». Информатор жандармов сообщал в марте этого года: «Между татар начались разговоры, что при выборе выборщиков Государственной Думы следует татарам поддержать выборщиков кадетской партии. А от себя выставить в выборщики астраханского купца Исхака Ильязовича Абдрахманова, который уже был проведен в выборщики при выборе членов Государственной

23

Думы третьего созыва» .

Вместе с тем на роль выборщика претендовал и стремительно терявший позиции лидер мусульманского движения в регионе М.Л. Измайлов. Он даже отказался от редактирования газеты «Бургани-Таракки». Он сильно надеялся на поддержку русских кадетов и русскую

20 Астраханский вестник. - 22 февраля 1907 г. - №5205.

21 ГААО, ф.1. оп.12, д.722, л.43-45.

22 ГААО, ф.1. оп.12, д.722, л.83, 85.

23 ГААО. Ф.286, оп.2, д.297, л.213.

астраханскую газету «Прикаспийский край» (орган местного отделения кадетской партии) .

Хотя к тому времени, когда состоялись выборы в Государственную Думу четвертого созыва, мусульманское национальное общественное движение в городе переживало состояние кризиса. С 1910 г. председатели общества менялись с завидной регулярностью (ни один не имел достаточного числа сторонников, чтобы удержаться более 4 месяцев). Члены общества постепенно «забывали» о своей обязанности платить взносы, газета общества «Шурай-Ислам» -«Бургани-Таракки» перестала выходить, политическая активность переключилась в другое русло.

Охлаждение отношений между кадетами и «прогрессивными» мусульманами города также не способствовало дальнейшей поддержке татарами города партии кадетов. Так, 16-17 апреля 1911 года Астрахань посетил сам П.Н. Милюков. В честь его приезда Астраханский городской комитет конституционно-демократической партии устроил торжественный банкет в Большой Московской гостинице. Руководители мусульманского движения города, так немало сделавшие для успеха кадетов в регионе, на встречу с Милюковым и на банкет приглашены не были. Хотя устроители банкета на таковой пригласили татарского певца и актера Камиля Аль-Мутыга Тухватуллина, который пел на банкете как татарские, так и русские песни25. Естественно, неприглашенные почувствовали себя оскорбленными.

Не последнюю роль, видимо, сыграло и с этого времени мусульманское население города, и главным образом местные татары переключают свое внимание на дела местного самоуправления. Поэтому электоральное поведение мусульман в 1912 г. при выборах в Государственную Думу в прессе особо не освещалось. Зато оно весьма интересовало власти: полицию, жандармерию, губернатора.

Новым центром общественной активности становится попечительство о бедных татарах города Астрахани, которое на выборах 1912 г. уже не заботится об интересах русских депутатов-кадетов, а выдвигают своего кандидата .

Астраханский полицмейстер 31 января 1914 г. писал Астраханскому губернатору: «Члены Правления Попечительства агитировали перед выборами в Государственную Думу, в начале 1912 г., устроили перед выборами собрание и в нем выставляли на

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Амирханов, Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале ХХ века: Исторические зарисовки. - Казань: Татарское книжное издательство, 2005. - 127 с.

2. Астраханский вестник. - 27 января 1907 г. - №5184.

3. Астраханский вестник. - 22 февраля 1907 г. - №5205.

4. Астраханский листок. - 30 января 1907 г. - №24.

5. Государственный архив Астраханской области (далее - ГААО). Ф.1. - Оп.8. - Д.1207.

6. ГААО. Ф.1. - Оп.12. - Д.722.

7. ГААО. Ф. 1. - Оп.19. - Д.269.

8. ГААО. Ф.94. - Оп.1. - Д.34274.

9. ГААО. Ф.286. - Оп.2. - Д.297.

10. ГААО. Ф.542. - Оп.1. - Д.13..

11. Салихов, Р.Р. Татарская буржуазия Казани и национальные реформы второй половины XIX - начала ХХ вв. - Казань: ФАН, 2001. - 260 с.

12. Прикаспийская газета. - 25 мая 1901 г. - №140.

13. Прикаспийская газета. - 23 марта 1906 г. - №66.

14. Прикаспийская газета. - 17 декабря 1906 г. - №265.

24 ГААО, ф.286, оп.2, д.297, л.220.

25 Государственный архив Астраханской области, ф. 286, оп.2, д.297, л.234.

26 ГААО, ф.1, оп.19, д.269, л.72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.