Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ АСЕАН В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ ООН И МИССИЯ ГОЛУБЫХ КАСОК НА КИПРЕ'

УЧАСТИЕ АСЕАН В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ ООН И МИССИЯ ГОЛУБЫХ КАСОК НА КИПРЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСЕАН / миротворческие силы ООН / сотрудничество / греко-турецкий конфликт на Кипре / голубые каски / ASEAN / UN peacekeeping forces / cooperation / Greek-Turkish conflict in Cyprus / Blue Helmets

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Валентин Александрович Воронцов

Цель статьи проанализировать практику участия стран АСЕАН в миротворческих операциях ООН. Страны Юго-Восточной Азии и в национальном качестве, и в коллективном формате как организация АСЕАН рассматривают участие в миротворческих операциях ООН как важную часть собственной международной деятельности. Сотрудничество рассматриваемых двух международных организаций в области обеспечения мира и безопасности получило институциональное оформление, в том числе в Плане действий АСЕАН и ООН (2016-2020), включающего сотрудничество с миротворческими силами ООН. На фоне некоторых неудачных миротворческих операций примером успеха представляются многолетние усилия ООН по остановке и сдерживанию ожесточенного греко-турецкого конфликта на Кипре. Представители двух стран АСЕАН Камбоджи и Индонезии, также внесли свой вклад в успех голубых касок на Кипре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASEAN'S PARTICIPATION IN UN PEACEKEEPING OPERATIONS AND THE BLUE HELMET MISSION IN CYPRUS

The purpose of this article is to analyze the practice of ASEAN countries' participation in UN peacekeeping operations. Southeast Asian countries, both in their national capacity and collectively as an ASEAN organization, view participation in UN peacekeeping operations as an important part of their own international activities. Cooperation between the two international organizations in the field of peace and security has been institutionalized, including in the ASEAN-UN Plan of Action (20162020), which includes cooperation with UN peacekeeping forces. Against the backdrop of some unsuccessful peacekeeping operations, the years of UN efforts to stop and contain the bitter Greek-Turkish conflict in Cyprus have been a success. Representatives of two ASEAN countries, Cambodia and Indonesia, also contributed to the success of the Blue Helmets in Cyprus.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ АСЕАН В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ ООН И МИССИЯ ГОЛУБЫХ КАСОК НА КИПРЕ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2023, Том 2, № 2 (59). С. 34-44.

Научная статья. Исторические науки

УДК 327(5)

DOI: 10.31696/2072-8271-2023-2-2-59-034-044

УЧАСТИЕ АСЕАН В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ ООН И МИССИЯ ГОЛУБЫХ КАСОК НА КИПРЕ

Валентин Александрович ВОРОНЦОВ 1

1 МГИМО МИД России, Москва, Россия,

[email protected], https://orcid.org/0009-0000-5671-0288

Аннотация: Цель статьи - проанализировать практику участия стран АСЕАН в миротворческих операциях ООН. Страны Юго-Восточной Азии и в национальном качестве, и в коллективном формате как организация АСЕАН рассматривают участие в миротворческих операциях ООН как важную часть собственной международной деятельности. Сотрудничество рассматриваемых двух международных организаций в области обеспечения мира и безопасности получило институциональное оформление, в том числе в Плане действий АСЕАН и ООН (2016-2020), включающего сотрудничество с миротворческими силами ООН.

На фоне некоторых неудачных миротворческих операций примером успеха представляются многолетние усилия ООН по остановке и сдерживанию ожесточенного греко-турецкого конфликта на Кипре. Представители двух стран АСЕАН - Камбоджи и Индонезии, также внесли свой вклад в успех голубых касок на Кипре.

Ключевые слова: АСЕАН, миротворческие силы ООН, сотрудничество, греко-турецкий конфликт на Кипре, голубые каски

Для цитирования: Воронцов В.А. Участие АСЕАН в миротворческих операциях ООН и миссия голубых касок на Кипре // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2023, Том 2, №2 (59). С. 34-44. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-2-2-59-034-044

Original article. Historical science

ASEAN'S PARTICIPATION IN UN PEACEKEEPING OPERATIONS AND THE BLUE HELMET MISSION IN CYPRUS

Valentin А. Vorontsov 1

1 MGIMO, Russia, Moscow, [email protected], https://orcid.org/0009-0000-5671-0288

Abstract: The purpose of this article is to analyze the practice of ASEAN countries' participation in UN peacekeeping operations. Southeast Asian countries, both in their national capacity and collectively as an ASEAN organization, view participation in UN peacekeeping operations as an

© Воронцов В.А., 2023

important part of their own international activities. Cooperation between the two international organizations in the field of peace and security has been institutionalized, including in the ASEAN-UN Plan of Action (20162020), which includes cooperation with UN peacekeeping forces.

Against the backdrop of some unsuccessful peacekeeping operations, the years of UN efforts to stop and contain the bitter Greek-Turkish conflict in Cyprus have been a success. Representatives of two ASEAN countries, Cambodia and Indonesia, also contributed to the success of the Blue Helmets in Cyprus.

Keywords: ASEAN, UN peacekeeping forces, cooperation, Greek-Turkish conflict in Cyprus, Blue Helmets

For citation: Vorontsov V.A. ASEAN's Participation in UN Peacekeeping Operations and the Blue Helmet Mission in Cyprus. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2023, T. 2, № 2 (59). Pp. 34-44. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-2-2-59-034-044

Сотрудничество АСЕАН и ООН в сфере миротворческой деятельности

Миротворческие операции под флагом ООН являются одним из важнейших направлений деятельности этой международной организации. Они не только реально вносят зримый, весомый вклад в укрепление международного и регионального мира, но и служат делу повышения авторитета самой ООН. Не удивительно, что многие страны мира стремятся принять участие в этой глобальной и благородной программе действий.

Размах этой деятельности впечатляет. За 72-летнюю историю миротворческих миссий ООН в них приняли участие более одного миллиона человек из 125-ти стран в рамках проведения 71-й операции1. При этом по статистике на 2017 г. начиная с 1948 г. в ходе данных операций погибли 3 700 миротворцев2. Признанием всеобщего уважения к самопожертвованию голубых касок стало учреждение международного дня миротворцев ООН, который празднуется с 2003 г. ежегодно 29 мая, и присуждение Вооружённым силам ООН по поддержанию мира Нобелевской премии мира в 1988 г.

Совершенно естественно, что страны Юго-Восточной Азии и в национальном качестве, и в коллективном формате как организация АСЕАН рассматривают участие в миротворческих операциях ООН как важную приоритетную часть собственной международной деятельности и пытаются вносить в неё свой посильный вклад. Сотруд-

ничество рассматриваемых двух международных организаций в области обеспечения мира и безопасности получило институциональное оформление, в том числе в Плане действий АСЕАН и ООН (20162020), статья 1.1.4. которого подчеркивает намерение и далее сотрудничать с ООН для оказания постоянной помощи в обучении миротворческих сил АСЕАН, поддержке усилий АСЕАН по укреплению Сети миротворческих центров АСЕАН3.

При этом по мере накопления опыта осуществления миротворческих операций, в том числе и негативного, ООН пришло к пониманию возрастания роли регионов, их местных ресурсов и локальных структур в деле усиления эффективности миротворческих операций, повышению их легитимности, улучшению коммуникации с местным населением и т.д. Международные эксперты указывают, что, например, индонезийские миротворцы в Ливане, контингент которых во многих ротационных сменах внушителен (насчитывает до 2-х тыс. военнослужащих), объединённые общей религией с локальным сообществом, были отмечены как очень успешные во взаимодействии с

4

местным населением .

В данном контексте ООН проявляет возрастающий интерес к сотрудничеству с такой авторитетной и успешной региональной организацией как АСЕАН. Такое сотрудничество началось, но развивается постепенно. Умеренные темпы процесса кооперации определяются особенностями АСЕАН, среди которых исследователи выделяют особенности «мягкого регионализма», консенсусного характера принятия решений, низкий уровень доверия между государствами АСЕАН, особенно в вопросах безопасности, и т.д.

Внутри АСЕАН инициатором формирования коллективного подхода к участию в миротворческой деятельности выступает Джакарта. Не все её инициативы в этой сфере встречают поддержку. Если предложенный ею в 2003 г. План действий по оказанию помощи в создании Сообщества АСЕАН по вопросам политики и безопасности к 2020 г. (с переносом на 2025 г.) постепенно продвигается, то озвученная в 2004 г. на встрече старших должностных лиц АСЕАН идея создать миротворческие силы АСЕАН, была отвергнута Таиландом и Сингапуром.5

Но контуры регионального ответа постепенно сформировались и начали наполняться практическим содержанием. Важной вехой в этом процессе стало выступление заместителя постоянного представителя Индонезии в ООН посла Мохаммада К. Коба от имени АСЕАН на 74-й сессии ГА ООН в 2019 г., посвященной всестороннему обзору

вопроса об операциях по поддержанию мира. Выразив полную поддержку усилиям Генерального секретаря по продвижению «континуума мира» в операциях ООН по поддержанию мира, индонезийский дипломат выделил конкретный вклад стран ЮВА в этой сфере: «Более

4 500 полицейских, военных советников и военнослужащих из стран АСЕАН в настоящее время принимают участие в 12 миротворческих миссиях ООН... Вьетнам, Индонезия, Таиланд и Камбоджа на "ротационной основе" с прошлого года начали принимать у себя учебную программу Проекта трехстороннего партнерства (ТРР) для повышения потенциала миротворцев в регионе и за его пределами. в июле 2019 г. впервые были организованы учения АСЕАН по поддержанию

мира, посвященные совместным и комбинированным учениям по пла-

6

нированию и проведению операции по поддержанию мира» и т.д.

Значительно более осязаемо участие государств АСЕАН в миротворческой деятельности ООН просматривается на индивидуальной основе. Те же исследователи, которые выражали сдержанные ожидания относительно коллективных действий АСЕАН, подчёркивали, что «государства Юго-Восточной Азии вносят важный вклад в миротворческие операции ООН не только за счет предоставления войск, но также за счет специализированного опыта и технической поддержки операций и все чаще путем предоставления мест для обучения. Некоторые государства в регионе уже воспринимаются как "поставщик нишевых возможностей", например, Камбоджа - для разминирования, Таиланд - для очистки воды/бурения подземных вод или Вьетнам -

7

для медицинских услуг» .

В данной сфере бесспорным лидером выступает Индонезия, которая выделяется не только в рамках ЮВА, но и в мировом масштабе. Так, по данным на 2021 г. Индонезия занимала седьмое место в мире, делегировав в состав голубых касок 3 825 военнослужащих, Малайзия занимала в этом списке, включающем всего 121 страну, 25-е место (842 человека), Таиланд - 45-е место (301 человек)8.

По данным СБ ООН на июнь 2022 г. в 6 из 12 миротворческих миссий, осуществляющихся на тот момент в мире, принимали участие

5 стран ЮВА: Индонезия (Ливан, ДР Конго), Малайзия (Западная Сахара), Вьетнам (Абьей в Южном Судане), Таиланд (Южный Судан, Джамму и Кашмир), Филиппины (Джамму и Кашмир)9.

В различные годы и число представителей стран АСЕАН, и их материальные взносы в деятельность миротворцев, естественно, колебались, но были постоянными и существенными. Например, в 2014 г. восемь стран АСЕАН участвовали в миротворческих операциях:

«Вьетнам станет новым членом АСЕАН, который внесет свой вклад в операции по поддержанию мира под эгидой ООН. Семь других членов АСЕАН участвовали в миротворческих операциях ООН. По состоянию на 31 января 2014 г. общий вклад ЮВА (включая полицию, военных экспертов и войска) составил: Бруней (26), Камбоджа (342), Индонезия (1697), Малайзия (909), Филиппины (703) и Таиланд (33). В 2013 г. Сингапур предоставил 22 сотрудника»10.

Как уже отмечалось, в многолетней практике миротворческих операций в различных регионах проявились, в том числе, и существенные трудности. Не все эти миссии оказались эффективными. На фоне немалого числа неудачных или частично удачных операций примером успеха представляются многолетние усилия ООН по остановке и сдерживанию кровопролитного греко-турецкого конфликта на Кипре. Учитывая, что АСЕАН как на коллективном, так и на индивидуальных уровнях развивает успешное сотрудничество и с Республикой Кипр, и с Турецкой Республикой, а также тот факт, что представители стран АСЕАН внесли свой вклад в миротворческие усилия ООН на этом острове, представляется уместным рассмотреть деятельность голубых касок на Кипре несколько подробнее.

Конечно, прежде всего, считаем важным подчеркнуть, что, хотя в многочисленных, сменявших друг друга контингентах миротворческих сил на этом средиземноморском анклаве, начиная с 1964 г., большинство составляли военнослужащие многих стран за пределами АСЕАН, представители двух стран ЮВА также внесли свою лепту в реализацию данного долгосрочного проекта. Как отмечалось в ежегодном прогнозе безопасности АСЕАН за 2015 г., Индонезия и Камбоджа направляли своих миротворцев в состав голубых касок на Кипре.11

ООН и конфликт на Кипре

Уже через 11 лет после учреждения Организации Объединённых Наций (1945 г.) были созданы миротворческие силы ООН (1956 г.), для наблюдения за отводом иностранных войск из зоны Суэцкого канала. А ещё через 8 лет голубые каски появились на Кипре, где продолжают находиться до сих пор. Их деятельность регламентируется документами этой организации. На данный момент членами ООН состоят 193 государства, из которых 125 в той или иной форме привлекались к участию в операциях голубых касок. Миссия и деятельность Организации Объединённых Наций определяются целями и принципами, изложенными в Уставе ООН. К целям организации от-

носятся поддержание международного мира и безопасности, принятие коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, развитие дружественных отношений между государствами, осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам. В 1956 г. были организованны миротворческие силы ООН, являющиеся вооружённым контингентом государств-членов ООН и вводящиеся на определённые территории для предотвращения на них вооружённых конфликтов.

Характер конфликта между двумя общинами на Кипре

Составными факторами греко-турецкого конфликта на данном острове в Средиземном море являются: межэтнический конфликт греческой и турецкой общин, проживающих на территории острова Кипр, а также территориальный конфликт Греческой Республики, Республики Кипр, Турецкой Республики и Турецкой Республики Северного Кипра (признаётся только Турецкой Республикой). Корни современного противостояния между греками-киприотами и турками-киприотами лежат ещё в 1878 г., когда Кипр перешёл под управление Британской империи, сыгравшей ключевую роль в становлении и развитии греко-турецкого конфликта на Кипре. В условиях растущего национального самосознания греков-киприотов, британская администрация, всеми силами стараясь сохранить своё присутствие на острове, разжигала межэтническую рознь, ставя представителей греческой и турецкой общин в неравное положение и в то же время вооружая турецкое радикальное меньшинство. Тем не менее, стараниями греческой общины в феврале 1959 г. в Цюрихе прошла конференция по вопросу получением Кипром независимости от Великобритании. Эти соглашения, заложили основу для создания Республики Кипр 16 августа 1960 г. Они состояли из следующих договоров: Договор о создании Республики Кипр12, Договор о союзе13, Договор о гарантиях14 и Конституция Республики Кипр. Договор о гарантиях предоставлял Великобритании, Греции и Турции право вмешиваться во внутренние дела острова, чтобы воспрепятствовать разрастанию внутренних конфликтов, хотя в случае Великобритании конфликты только разжигались. Договор о союзе давал Греции и Турции право держать на Кипре воинские контингенты численностью 950 и 650 человек соответственно. Максимально допустимая численность британских войск на острове при этом не оговаривалась. Общинное представительство в госу-

дарственных органах, согласно Конституции, определялось процентным соотношением греков-киприотов и турок-киприотов 70:30. В то же время реальное соотношение населения было 80:20. Данное противоречие с самого начала существования государства делало невозможным нормальное его функционирование и создавало политический тупик15.

Вследствие этого в 1963 г. в Никосии вспыхнули вооружённые столкновения между боевиками ЭОКА (Национальная организация борцов-киприотов) и ТМТ (Турецкая организация обороны). К 1964 г. беспорядки распространились по всей территории острова. По инициативе Анкары, «с целью защиты турецкого населения от притеснений со стороны греков» боевиками ТМТ началось активное переселение турок-киприотов из деревень со смешанным греко-турецким населением в отдельные районы, занятые исключительно турецкой общи-ной16. Эти районы были укреплены, и охранялись вооружёнными отрядами ТМТ и военным контингентом Турции. Контроль над этими районами, со стороны официального греческого правительства оказался невозможен и в них были направлены греко-киприотские вооружённые силы. Начались ожесточённые бои, и ситуацией воспользовалась Турция для вооружённой интервенции с воздуха. 7-8 августа 1964 г. турецкие самолёты провели массированные бомбардировки городов и сел в северо-западной части Кипра, в результате которых погибли и были ранены десятки мирных жителей. 9 августа 1964 г. Совет Безопасности принял резолюцию 186 «с настоятельным призывом к правительству Турции о немедленном прекращении бомбардировок Кипра и применении против него каких бы то ни было войск, а также правительству Кипра, тем чтобы оно отдало приказ всем находящимся под его контролем вооружённым силам немедленно прекратить огонь»17. Тогда же решением СБ ООН были учреждены Вооружённые силы ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК), которые были оперативно отправлены Кипр, после чего боевые действия на острове затихли.

Очередное обострение конфликта на Кипре произошло в 1974 г. Президент Кипра Макариос был свергнут национальной гвардией греков-киприотов, находившейся под руководством генерала Георгиоса Гриваса. То есть случился военный переворот, в ходе которого на смену умеренно радикальному в национальной политике гражданскому президенту, пришёл крайне радикальный военный, под чьим командованием доселе происходили все вооружённые столкновения на Кипре.

Турция, опасаясь того, что в результате переворота Кипр будет либо присоединён к Греции, либо того, что на острове разразятся масштабные антитурецкие репрессии, начала планировать проведение военной операции. Первоначально Турция предложила Великобритании, являющейся одной из стран-гарантов провести военную операцию для наведения порядка на Кипре совместно, но Лондон ответил отказом. Турция 20 июля 1974 г. в одностороннем порядке ввела свои войска на Кипр, в рамках военной операции, получившей кодовое название «Атилла». Крупномасштабные бои продолжались с 20 по 23 июля 1974 г. 22 июня, Совет Безопасности ООН издал резолюцию, требующую от участников конфликта немедленно ввести режим прекращения огня, также в соответствии с резолюцией контингент Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре был значительно усилен и направлен на линию соприкосновения18. Локальные перестрелки в разных районах Кипра продолжались до середины августа, но продвижение турецких войск было остановлено. Они заняли 37% территории Кипра и закрепились на острове. Линия, на которой они остановились, стала границей между греческой и турецкой

общинами19.

Благодаря находящимся на линии разграничения между греческой и турецкой общинами Кипра войскам ООН с 1974 г. новые крупные боестолкновения на острове не возобновлялись.

В рассматриваемый период в позициях основных участников конфликта произошла определенная эволюция.

Первоначально турецкая община на Кипре стремилась обрести равные права с греческой общиной, которая после образования Республики Кипр монополизировала власть. Настроения греческой общины варьировались от ограничения прав турок, до полного выселения их территории острова. За годы, прошедшие после фактического введения войск ООН на Кипр и окончательного разделения острова на две части, две общины уже привыкли жить порознь, хотя в греческой среде ещё имеют место разговоры об объединении острова под руководством греческой администрации. Для турецкой общины миротворческие силы ООН являются дополнительным (после армии самой Турецкой республики) гарантом безопасности.

ВСООНК были первоначально учреждены Советом Безопасности в 1964 г. в целях предотвращения новых вооружённых столкновений между общинами киприотов-греков и киприотов-турок. После боевых действий 1974 г. Совет поручил Силам выполнять некоторые дополнительные функции. В отсутствие политического урегулирова-

ния кипрской проблемы ВСООНК остаются на острове в целях наблюдения за линиями прекращения огня, поддержания буферной зоны, проведения гуманитарных акций и оказания поддержки миссии добрых услуг Генерального секретаря20.

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования, целесообразно подчеркнуть, что греко-турецкий конфликт на Кипре, как и многие кризисные ситуации в других частях мира, выявил востребованность миротворческих сил ООН. Вооружённый, ожесточённый конфликт между греческой и турецкой общинами Кипра, обусловленный межнациональной враждой, удалось остановить силами ООН. ВСООНК были первоначально учреждены Советом Безопасности в 1964 г., когда на Кипре начались первые крупные вооружённые столкновения общин. Особую роль голубые каски сыграли во время турецкого вторжения на Кипр в 1974 г., не дав конфликту превратиться в полномасштабную войну. Разрешить греко-турецкий конфликт силовым методом не получилось, но вводя войска на остров, ООН и не ставило такой цели. Основная цель же: не допустить масштабного кровопролития, путём создания буферной зоны между враждующими группировками была достигнута успешно. В процессе изучения хода описываемых событий и соответствующих документов автор пришёл к выводу, что использование миротворческих сил ООН на Кипре - один из показательных примеров эффективности работы организации.

Активное участие АСЕАН в миротворческих операциях ООН, в том числе на Кипре, стало важным направлением внешней политики как данной региональной организации ЮВА, так и ряда её государств. Вышеотмеченная деятельность расширяет спектр взаимодействия АСЕАН и с Республикой Кипр, и с Турецкой Республикой. Одним из подтверждений долгосрочного характера разностороннего сотрудничества между АСЕАН и Кипром, в рамках которого «миротворческий фактор» представляет один из многих элементов, может служить факт, что в 2012 г. АСЕАН установила официальные дипломатические отношения между своей организацией и Никосией21.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

ВОРОНЦОВ Валентин Александрович, сту- Valentin A. VORONTSOV, 4th year stu-дент 4-го курса Московского государствен- dent of MGIMO University of the Ministry ного института международных отношений of Foreign Affairs of Russia, Faculty of (университет) МИД Российской Федерации International Relations, Moscow, Russia (МГИМО), факультет «Международные отношения», Москва, Россия

Статья поступила в редакцию 07.01..2023; одобрена после рецензирования 15.01.2023; принята к публикации 30.01.2023.

The article was submitted 07.01.2023;

approved 15.01.2023;

accepted to publication 30.01.2023.

1 United Nations Peacekeeping. URL: https://peacekeeping.un.org/en/

2 ASEAN AND THE UN PEACEKEEPING OPERATIONS - International Day of UN Peacekeepers, ASEAN Studies Center Universitas Gadjah Mada, Yogyakarta, Indonesia, May 30, 2018. URL: https://asc.fisipol.ugm.ac.id/2018/05/30/asean-un-peacekeeping-operations-international-day-un-peacekeepers/

3 ASEAN AND THE UN PEACEKEEPING OPERATIONS...

4 Catherine Jones, Dr., East Asian powers and contributions to peacekeeping operations: UNASEAN partnering for peace? // Australian Outlook, Analysis, Australian Institute of International Affairs, February 24, 2020. URL:

https://www.internationalaffairs.org.au/australianoutlook/south-east-asian-powers-and-contributions-to-peacekeeping-operations-un-asean-partnering-for-peace/

5 Carl Thayer, ASEAN and UN Peacekeeping. ASEAN will slowly develop and evolve regional peacekeeping coordination capacity // The Diplomat, Arlington, USA, April 25, 2014. URL: https://thediplomat.com/2014/04/asean-and-un-peacekeeping/

6 Statement by H.E. Ambassador Mohammad K Koba, Deputy Permanent Representative Permanent Mission of the Republic of Indonesia on behalf of the Association of the Southeast Asian Nations (ASEAN), Special Political and Decolonization Committee (Fourth Committee) 74th Session of the United Nations General Assembly, Agenda Item 52: Comprehensive review of the whole question of peacekeeping operations in all their aspects. URL: https://kemlu.go.id/newyork-un/id/read/statement-at-the-special-political-and-decolonization-committee-fourth-committee-74th-session-of-the-united-nations-general-assembly-agenda-item-52-comprehensive-review-of-the-whole-question-of-peacekeeping-operations-in-all-their-aspects/3300/etc-menu

7 Catherine Jones, Dr., East Asian powers and contributions to peacekeeping operations: UNASEAN partnering for peace? // Australian Outlook, Analysis, Australian Institute of International Affairs, February 24, 2020. URL:

https://www.internationalaffairs.org.au/australianoutlook/south-east-asian-powers-and-contributions-to-peacekeeping-operations-un-asean-partnering-for-peace/

8 Summary of Troops Contributing Countries by Ranking: Police, UN Military Experts on Mission, Staff Officers and Troops. URL: https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/02-country_ranking_34_jan2021.pdf

9 United Nations Peacekeeping. URL: https://peacekeeping.un.org/en/

10 Carl Thayer, ASEAN and UN Peacekeeping...

11 ASEAN SECURITY OUTLOOK 2015, Malaysia, 2015, pp. 31, 36. URL: https://www.asean.org/wp-content/uploads/2015/12/asean-security-outlook-2015.pdf

12 No. 5476 Treaty Concerning the Establishment of the Republic of Cyprus. Signed at Nicosia, on 16 August 1962. URL:

https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/CY_600816_TreatyNicosia.pdf

13 No. 5475. Treaty of Guarantee. Signed at Nicosia, on 16 August 1960. URL: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/CY%20GR%20TR_600816_Treaty%20 of%20G uara ntee. pdf

14 No. 5712. Treaty of Alliance between the Kingdom of Greece, the Republic of Turkey and the Republic of Cyprus. Signed at Nicosia, on 16 August 1960. URL: https://peacemaker.un. org/sites/peacemaker.un.org/files/CY%20GR%20TR_600816_Treaty%20of%20Alliance%20(with %20additionnal%20protocols).pdf

15 Жукова Н. М. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Кипрский вопрос в глобальной системе международных отношений», Москва, ИВ РАН, 2011. URL: https://www.dissercat.com/content/kiprskii-vopros-v-globalnoi-sisteme-mezhdunarod nykh-otnoshenii

16 Mehmet Gönlübol, A. Halük Ülman, A. Suat Bilge, Duygu Sezer, v.s. Olaylarla Türk di§ politi-kasi (1919-1995), dokuzuncu baski, Ankara, 1996 - С. 384.

17 Резолюции Совета Безопасности ООН 1964 года. Номер документа: S/RES/193. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/resolution/gen/nr0/211/79/pdf/nr021179.pdf? OpenElement

18 Резолюции Совета Безопасности ООН 1974 года. Номер документа: S/RES/354. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/resolution/gen/nr0/290/17/pdf/nr029017.pdf? OpenElement

19 Иванова И.И. Кипрская проблема на современном этапе / Конфликты и конфликтные зоны в Азии и Северной Африке в начале XXI века: Сборник статей / Российская академия наук, Институт востоковедения, Москва, 2011 - С. 95.

20 United Nations Peacekeeping. URL: https://peacekeeping.un.org/ru/mission/unficyp

21 Cyprus Committed to Enhance Relations with ASEAN, September 10, 2012. URL: https://asean.org/cyprus-committed-to-enhance-relations-with-asea n/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.