установлена в последний раз. После этого началось угасание производства и поселка в целом.
Отсутствие финансовой поддержки со стороны государства, а также ряд других проблем привели к тому, что в марте 2006 г. Керчевский рейд был признан банкротом. Более 400 человек остались без работы и средств к существованию. Некогда крупнейшее предприятие мира, специализировавшееся на лесозаготовках, прекратило свое существование.
Как объяснить тот факт, что в советские годы при отсутствии необходимых материалов и техники, вручную был построен завод гигант, а при современных технологиях лесозаготовок лесной комплекс в верховьях Камы находится в стадии стагнации? Почему запретили молевой сплав на Каме, не найдя при этом достойной альтернативы? Какие направления лесопереработки являются приоритетными для России исходя из национальных интересов? В ближайшее время государство должно четко сформулировать свою позицию по поводу того, в интересах ли России вести промышленную эксплуатацию ее лесных ресурсов. Только после этого можно будет говорить о создании базы для долговременного развития лесопромышленного комплекса.
Список источников
Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф.849. Оп 1. Протокол №1 бюро Керчевской рейдовой ячейки от 5.8.32 г.
Нестеров Н.С. История Керчевского рейда // Личный архив Нестерова
Н.С.
Список литературы
Бессонов С., Каменев И. Урал. - Свердловск, 1926.
Ложкина В.М., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Г.Д. Селянинова
«У войны не детское лицо» (на основе устных воспоминаний детей войны Молотовской области)
Сегодня тех, кто прошел Великую Отечественную войну, осталось немного. По данным социологов, в 2005 г. оставалось 6-7 % россиян, переживших ее. Сегодня их гораздо меньше. В основном, это дети войны. Дети, оставленные без отцов и матерей, вечно голодные и не согретые. Дети, которым война оставила глубокую рану в сердце.
Сейчас у них уже есть внуки, дом и все, чего так не хватало в годы войны. Но у них есть и воспоминания о жестоком времени, которое не щадило людей. В это время прошло их детство. Дети войны не любят вспоминать об этом периоде своей жизни. Слишком больно, слишком много жертв и потерь. Но и молчать об этом невозможно...
Своими воспоминаниями поделилась Г.П. Закарая: «Когда мы узнали о начале войны, наша жизнь изменилась, мы начали помогать фронту».
Пожалуй, одна фраза может охарактеризовать то время, дети лишили себя детства на годы войны. Дополнительно со школьным обучением, они заняли места у станков. Ведь уже с начала войны стало очевидным, что мужчин, которым предстоит уйти на фронт, придется заменять. Уже на второй день войны - 23 июня 1941 г. - принимается постановление ЦК ВЛКСМ, в котором о намерении молодых работниц овладеть специальностями слесарей, токарей, фрезеровщиков и т.д. говорится как о замечательном патриотическом почине советской молодежи, направленном на укрепление военной мощи нашей Родины. Однако ограничиваться только участием молодых женщин и девушек в производственной деятельности было недостаточно, и вскоре заводские ворота раскрываются для несовершеннолетних 13-15-летних девчонок, а также ребят, которым еще рано было идти на фронт.
На Всесоюзном совещании комсомо л ьско-мол одежных бригад промышленного вооружения были представлены данные.
На совещание прибыло 75 бригадиров фронтовых бригад.
Из них мужчин - 42, женщин - 33.
По образованию:
4 класса средней школы - 5 человек;
5-6 классов средней школы - 29;
7 классов средней школы - 29.
Производственный стаж:
до одного года - 8 человек;
от 1 до 3 лет - 42;
свыше 3-25.
Квалификация:
Рабочие 3-го разряда - 5 человек;
4-го-21;
5-го-23;
6-го-15;
7-8-го-11.
Выработка:
100-150 % нормы - 11 человек;
150-200%-24;
200-300%-23;
свыше 300 % - 17.
В приведенных данных хотелось бы обратить внимание на раздел «образование». Большинство прибывших на всесоюзное совещание закончило 7 классов средней школы, им было тогда 14 лет, остальным бригадирам в начале их работы было и того меньше (Комсомольская правда, 1944, 15 января).
Дети помладше тоже помогали всеми силами. Своими воспоминаниями поделилась Незенчанова Эльза Вениаминовна: «Мы организовывали тимуровские отряды, ходили по домам, на которых была изображена звездочка, это означало, что мужчины этого дома ушли на фронт. Мы сидели
с детьми, пока их матери работали, покупали им хлеб, выстаивая огромные очереди, кололи дрова. Собирали грибы и ягоды для фронта, вязали носки и варежки, вышивали кисеты на подарок для солдат» (интервью с Незенчановой Э.В.). Тимуровские организации присутствовали в каждой школе, они объединяли детей, дисциплинировали их и приносили немалую пользу.
Для осознания себя и в качестве защитной функции от окружающего мира, страхов в центр повседневного мира человек ставит себя самого. «Узловым пунктом живых знаний» является его тело, связывающее его с другими людьми, с вещами, носителями смысла. Человек связан со своим окружением как целостное, «синэстетическое» существо (Касавин, Щавелин, 2004, с. 199). Иными словами, дети объединялись в группы для удовлетворения своей потребности в защищенности. В коллективе они оказывались словно под куполом своего мира, ограниченного от того, в котором они находились наедине со своими трудностями.
Особое место в сознании детей занимало понятие героизма и патриотизма. Дети были окружены лозунгами о помощи фронту, как, например, в «Обращении Ленинградского областного и городского комитетов ВЛКСМ к ленинградской молодежи» от 17 сентября 1941 г. о том, что «озверевшая банда германских фашистов стремится захватить наш Ленинград, овладеть фабриками, заводами, осквернить нашу культуру, залить кровью улицы и проспекты города. Гитлеровские выродки хотят отнять у советской молодежи честь, свободу и жизнь. Молодые питерские рабочие и работницы! Доблестные защитники нашего города ждут от вас новых танков, пушек, снарядов, гранат, пулеметов» (Чернецов, Комсомольская правда, 1944, 15 января). Подобные обращения очень сильно воздействовали и на детей, которые всеми силами пытались помочь фронту.
Активно проходила работа со школьниками о приметах шпионов для их распознания. Н.И. Незенчанов рассказал о том, что «постоянно и везде говорили, чтоб мы были аккуратней и присматривались к окружающим нас людям. Говорили об их приметах, говорили, чтоб мы обращали внимание на их поведение. И вот однажды мальчик из моей школы ехал в автобусе, а рядом стоял служащий, что-то вроде милиционера, и он заплатил за проезд, дак вот мальчик этот вышел на остановке и побежал на пост, сказал, что в автобусе едет шпион. И шпиона задержали! А узнал он это, обратив внимание на то, что тот за проезд заплатил, у мальчика папа таким же служащим был, а он ездил по специальному проездному!» (интервью с Незенчановым Н.И.)
Незенчанова Эльза Вениаминовна рассказала о геройском поступке своей одноклассницы, которая была руководителем тимуровского отряда: «Сильвия увидела, куда приземлился шпион, проследила за ним и доложила на пост, ее даже наградили».
Обыденность, плотно включенная в повседневность, рано или поздно нарушается обстоятельствами явного и даже зловеще экстраординарного. События данного ряда явно прерывают ее мирное течение на какое-то время,
а иногда и кладут ему конец навсегда. Но эту повседневность можно отнести ко второму плану, паранормальному: ей соответствует, так или иначе, изменение сознания (Касавин, Щавелин, 2004, с. 298).
Но даже у казавшегося изменения сознания, быстрого взросления, есть обратная сторона. Дети оставались детьми. Они продолжали рисовать, но рисовали теперь карты продвижения войск (интервью с Арамилевым А.И.), отмечали уже на готовых картах взятые и освобожденные города (интервью с Незенчановой Э.В.). Они также любили играть, только игры теперь были пропитаны духом войны. Все чаще дети играли в войну, брали в плен Гитлера (интервью с Горбач Л.Ф., Обориной Т.А.). Они любили отмечать праздники, делали друг другу маленькие подарочки, обычно сладкие (интервью с Незенчановой Э.В., Диркс З.Г.), мастерили на Новый год игрушки своими руками, вырезали снежинки, делали гирлянды, куколок из скорлупы яиц, отмечали дни рождения с праздничным столом, вот только этот праздничный стол, по нашим представлениям, трудно назвать праздничным. К праздничным блюдам дети относили вареную картошку, лепешки из крапивы, конфетки из свеклы, пирожки с капустой и очистками кожуры картофеля, молоко (из воспоминаний Т.А. Обориной, З.А. Москотиной, Н.М. Ложкиной, Н.И. Незенчанова). Любили дети читать книги о войне в библиотеках, которые были переполнены желающими (из воспоминаний Н.И. Незенчанова), ходили в кино (из воспоминаний Т.А. Обориной), учились в подвалах, т. к. школы были отданы под госпитали (из воспоминаний Н.И. Незенчанова), помогали по дому.
Все пять лет войны дети играли двойную роль: роль взрослого, который всеми силами пытался помочь фронту, и ребенка, которым он и являлся. Он о чем-то мечтал, чего-то боялся. Он очень любил свою семью, которую мог в любой момент потерять на фронте. Это был ребенок, у которого было «не детское лицо во время войны».
Список источников
Интервью с Арамилевой А.И. Записано Ложкиной В.М. Май 2008 // Личный архив автора (ЛАА).
Интервью с Диркс З.Г. Записано Ложкиной В.М. Сентябрь 2007 // ЛАА. Интервью с Горбач Л.Ф. Записано Ложкиной В.М. Июнь 2008 // ЛАА. Интервью с Ложкиной Н.М. Записано Ложкиной В.М. Сентябрь 2009 //
ЛАА.
Интервью с Москотиной З.А. Записано Ложкиной В.М. Май 2008 //
ЛАА.
Интервью с Обориной Т.А. Записано Ложкиной В.М. Ноябрь 2009 //
ЛАА.
Интервью с Незенчановым Н.И. Записано Ложкиной В.М. Март 2010 //
ЛАА.
Интервью с Незенчановой Э.В. Записано Ложкиной В.М. Март 2010 //
ЛАА.
Из воспоминаний бывшего секретаря Ленинградского горкома ВЛКСМ тов. Чернецова // Комсомольская правда, 1944, 15 января.
Об опыте работы комсомольско-молодежных бригад промышленности вооружения // Комсомольская правда, 1944, 15 января.
Список литературы
Касавин, И.Т. Щавелин С.П. Анализ повседневности. - М., 2004.
Яковкин Е.В., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент A.B. Вертинский
Русские эмигранты в Китае с июня 1941 г. по май 1945 г.
После революционных событий 1917 г. российское общество раскололось. На одном полюсе были большевики, т. е. красные с их утопическими идеями общества всеобщего равенства под руководством пролетариата, на другом - те, кто не принимал их идеи и был сторонником эволюционного развития России, в том числе и белые.
Революции 1917 г. и Гражданская война вызвали исход части населения России в Зарубежье, в том числе и в Китай. Целью данной статьи является показать характерные особенности, которые происходили в среде русской эмиграции в 1941-1945 гг.
По самым минимальным подсчётам в Китае проживало свыше 30000 русских. Основным местом их проживания была Маньчжурия. Бурный расцвет русской эмиграции пришёлся на 1920-е - начало 1930-х гг., когда широко распространились различные общественные организации. Бывшие чины белых армий организовали свои общественные и политические организации, служили в китайской и маньчжурских армиях (после оккупации Маньчжурии японцами в 1931-32 гг.), так же были на службе в полицейских частях.
К 1941 г. существовали следующие общественно-политические организации белоэмиграции: Бюро по делам русской эмиграции в Маньчжоу-Ди-Го (БРЭМ), являвшееся главной организацией русской эмиграции в Маньчжурии, тесно взаимодействовал с японскими военными; «Общество мирного сотрудничества народов Маньчжурской империи», действовавшее под контролем японцев и маньчжур; Союз казаков на Дальнем Востоке, руководил им генерал А.П. Бакшеев - сторонник атамана Г.М. Семенова; ВФП (Всероссийская Фашистская партия) во главе с К.В. Родзаевским и НТСНП (Национально - Трудовой Союз Нового Поколения) (Александров, 2009, с. 76.) и др.
К 1941 г. русские эмигранты служили в воинских и полицейских частях: Китайская армия генералиссимуса Чан Кайши; ШРП - Шанхайский Русский полк (до декабря 1941 г. под британским руководством, затем японским, а с 1944 г. под китайским (правительство Ван Цзинвея)); в