= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
СФЕРА ЭКОНОМИКИ
Константин ВОРОНОВ
У НОРВЕГИИ СВОИ ЗАБОТЫ
В интегрируюшейся Европе Норвегия демонстрирует несколько отличную от других европейских стран модель социально-экономического развития. Находясь вне ЕС, но сотрудничая с ним, она, конечно испытывет его сильное воздействие, но тем не менее успешно ведет дела по-своему. Что отличает развитие страны сегодня? В чем специфика ее модели?
Во-первых, это - рентный характер экономики, зависимость всего хозяйства Норвегии от сырьевого, главным образом нефтегазового, экспорта. Доходы от него являются основным источником поступлений в госбюджет (32 % всех доходов в 2001 г.). Феномен заключается в том, что эксплуатация огромных месторождений нефти и газа на континентальном шельфе Северного моря с конца 1960-х - начала 70-х годов полностью преобразила национальную экономику. В настоящее время по ВВП на душу населения Норвегия занимает ведущее место в мире - 38 700 долл. США, темпы его роста - 2,1% , а инфляция 2,3%1. Страна лидирует в мире по качеству жизни и всем социальным параметрам2. Безработица на очень низкой отметке, занятость достигла рекордного уровня среди стран-членов ОЭСР, дефицит государственного бюджета исчез, и образовалось большое положительное сальдо.
Во-вторых, в Норвегии велика роль государства в экономике и значителен общественный сектор в народном хозяйстве. Это - результат национальной истории и пребывания у власти в течение 30 лет социал-демократов (Норвежской рабочей партии - НПР), которые в своей экономической политике опирались на кейнсианскую теорию и скандинавскую модель "государства всеобщего благосостояния"3. Несмотря на усиление тенденции к глобализации и регионализации, которые способствуют в других европейских странах выводу рыночных сил из-под контроля государства и сужению у национальных правительств поля для маневра и регулирования экономики, в Норвегии государство по-прежнему выступает основным центром хозяйственной жизни и главным ее субъектом. Большая часть общест-
1 THE WORLD IN 2002, "Economist", L., 2002. Р.81.
2 Например, продолжительность жизни для мужчин - 75,73 года, для женщин - 81,77 лет, низкая детская смертность - 3,98/1000 человек.
3 Этот аспект теории и практики социал-демократов северных стран достаточно хорошо изучен и освещен в российской скандинавистике, последние разработки представлены в материалах: "XIV Конференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докладов", М.-Архангельск, 2001.
© Воронов Константин Валентинович - кандидат исторических наук, старший научный
сотрудник ИМЭМО РАН.
венного богатства попадает под государственный контроль за счет крупных налоговых поступлений. Государство, с одной стороны, контролирует ключевые секторы, например жизненно важную нефтегазовую отрасль (через крупные государственные предприятия), с другой - в значительной степени поддерживает сельскохозяйственное производство, рыболовство и области, испытывающие нехватку естественных ресурсов.
В-третьих, для Норвегии, при рентной экономике и постоянной угрозе так называемой "голландской болезни"1, большое значение имеет эффективное экономическое регулирование, умелое использование макроэкономического инструментария. В ХХ веке страна дважды существенно меняла свою специализацию в мировом хозяйстве. Если в начале века это была традиционно морская, рыболовецкая и лесная держава, то позднее, воспользовавшись технологическим прогрессом и новыми источниками энергии, она основала мощную электрометаллургию, электрохимическую и деревоперерабатывающую промышленность. В последней же трети ХХ века новым "Эльдорадо" для нее стали запасы нефти и газа на шельфе Северного моря. Узость внутреннего рынка, исторически сложившаяся отраслевая структура предопределили широкое участие Норвегии в международном разделении труда: экспорт товаров и услуг составил 46 % от ВНП страны в 2001 году, тогда как импорт - 30 %. Насчитывая менее 0,2% населения (4,5 млн. чел) развитых стран и производя более 0,5% промышленной продукции, Норвегия в мировом экспорте этих стран превышает 1%.
Страна не является полноправным членом Евросоюза, который требует от участников унификации норм хозяйственного законодательства, жесткого согласования различных направлений экономической политики, что ограничивает национальный суверенитет в важных областях хозяйственной деятельности. Норвегия вместе с Исландией по-прежнему не хочет "раствориться" в экономике ЕС, утратить контроль над своими, в первую очередь нефтегазовыми, ресурсами и лишиться национальной самобытности. Хотя внешнее давление, несомненно, растет в том смысле, что международные товарные и финансовые рынки становятся более открытыми, предъявляя все более жесткие требования к конкурентоспособности национальных экономик. С другой стороны, свобода действий правительства все более стесняется внешни- ми обязательствами и ограничениями международных экономических структур и организаций.
Под влиянием этого в последнее десятилетие в сфере государственного регулирования происходили противоречивые процессы. С одной стороны, власти (как первое коалиционное буржуазное правительство Х.-М. Бунневика, так и кабинет НРП Й. Столтенберга) стремились использовать рычаги либеральной политики роста, ограничить и даже несколько сократить роль государства в экономике. Достаточно активно шел процесс приватизации госсобственности, наблюдался отказ от ряда мер государственного вмешательства (в политике доходов, привлечении иностранных инвестиций и т. д.) и ряда социальных программ. С другой стороны, значительные доходы от нефти позволили государству увеличить внутреннее потребление и капиталовложения, смягчить налоговое бремя и расширить инвестиции в региональное развитие, защиту окружающей среды, социальную сферу, систему образования и коммуникаций. Бизнес получил возможность накопить резервные фонды, не обла-
1 Так в среде экономистов называется проблема, когда масштабный сырьевой экспорт ведет к массированному притоку в страну иностранной валюты, в результате чего растет курс местной валюты, что делает импорт товаров более выгодным, нежели их отечественное производство. Это становится препятствием для роста инвестиций и производительности труда. Кроме того, правила валютного регулирования способствуют усилению административных барьеров на путях движения капиталов. На практике происходит так, что ввезти деньги для инвестиций даже сложнее, чем нелегально их вывезти. Важный аспект этой проблемы состоит в том, что нужны не капиталы сами по себе, а средства в виде капиталовложений, прямые инвестиции.
гаемые налогом, для дальнейших инвестиций, а власти - стимулировать экспорт и проведение НИОКР. По-прежнему ряд отраслей, уязвимых для зарубежной конкуренции, субсидируется государством. Реализуется региональная политика - децентрализация и перемещение предприятий из крупных городов в северные районы путем налоговых послаблений, дифференцированных ставок взносов в социальные фонды (от 0 % в северных районах до 14,1 % в центральных фюльке) и т. д.
По итогам очередных парламентских выборов в сентябре 2001 года было сформировано второе коалиционное правоцентристское правительство во главе с Х.-М. Бунневиком, которое в своей предвыборной агитации обещало дальнейшее снижение налогов, хотя из-за слабой парламентской базы ему трудно реализовать свои предвыборные обязательства. Принятие бюджета на 2003 год показало, однако, что второй кабинет Х.-М. Бунневика оказался более устойчивым, чем считали его оппоненты.
Поддержку населения, несмотря на различие политической ориентации электората, удается обеспечивать за счет роста жизненного уровня норвежцев. В частности, заработная плата в последние годы росла даже быстрее, чем в среднем в Евросоюзе. Но это не ослабляет борьбу партийно-политических сил страны за сокращение налоговых ставок, уменьшение перераспределительной роли государства, расширение акционирования в промышленности и ограничение необлагаемых налогом резервов.
На этом фоне правительство Х.-М. Бунневика выдвигает в качестве приоритетов своего курса: 1) сохранение и даже расширение общественных услуг и социальных гарантий; 2) обеспечение большей мобильности рабочей силы; 3) сдерживание роста уровня налогообложения. Один из эффективных рычагов в развитии экономики правительство видит в более широком использовании колоссальных возможностей и преимуществ информационной революции: телевидения, беспроводной связи, Интернета. Принята программа действий для информационного развития общества под наименованием "eNorge 1.0.", которая вполне вписывается в рамки решения Евросовета ЕС в Санта-Мария да Фейра (Португалия), принятого в июне 2001 года, - "eEurope 2002 Action Plan". В числе многих задач программа нацелена также на активизацию электронной торговли, улучшение доступа к новейшим технологиям и НИОКР, венчурным капиталам для малых и средних компаний. С 2002 года программа преобразуется в версию "2.0.", в соответствии с которой улучшается инфраструктура получения образования как в школах и вузах, так и непрерывного обучения и переподготовки трудовых ресурсов в течение всей жизни. Ставится цель к 2004 году обеспечить населению страны доступ к Интернету при охвате всех сфер общественной, хозяйственной и личной жизни граждан1.
Оптимистичные намерения правительства в условиях, когда норвежская экономика выглядит по всем параметрам хорошо или даже отлично, вполне закономерны, тем не менее она, видимо, исчерпала прежние резервы роста и все более ощущает на себе груз застарелых проблем. Профицит государственного бюджета резко увеличился благодаря повышению цены на нефть и достиг, например, в 2000 году 14% ВВП. В последнее время большие доходы от нефти привели к увеличению заработной платы в государственном секторе и повышению темпов ее прироста в национальной экономике в целом. В 2001 году социал-демократическое правительство Й.Столтенберга требовало в более широких масштабах использовать доходы от нефти для снижения налогов или расширения социальных программ (дотации семьям на посещение их детьми детсадов, оплату услуг сиделок в домах для престарелых и прочее), что наталкивалось, естественно, на противодействие буржуазной парламентской оппозиции.
1 www. odinarkiv/norsk/dep/nhd/2000/taler/index-b-n-a.html
Стремление к сохранению стабильности валютного курса при высоких темпах роста заработной платы привело к реальному обесценению норвежской кроны в середине 90-х годов, хотя власти в этот период, как представляется, не допустили больших ошибок в своей денежной и валютной политике. Вместе с достаточно низкими темпами производительности труда стабильность валютного курса все же содействовала ослаблению конкурентоспособности. Положение несколько изменилось в 2002 году, но номинально курс кроны довольно высок по отношению к евро1. Поэтому со стороны норвежских промышленных кругов постоянно раздаются требования снижения курса или даже девальвации кроны, чтобы улучшить позиции экспортных секторов и экономики страны в целом.
Экономика: взгляд изнутри
Перед Норвегией остро стоит проблема как внутриотраслевой, так и межотраслевой перестройки, гармонизации структурных диспропорций. Ведь экономика страны как бы разделена (что отражено даже в национальной статистике) на две неравные части: континентальную и шельфовую. Первая - континентальная, представлена традиционными отраслями промышленности Норвегии - электрометаллургической2, электрохимической, горнодобывающей, целлюлозно-бумажной, судостроительной отраслью, машиностроением и другими обрабатывающими секторами. Сюда же причисляют рыболовство, рыбоперерабатывающий комплекс и предприятия, занимающиеся рыборазведением. Улов рыбы составляет примерно 2,6 млн. тонн в год, около 90% продукции экспортируется. В этот сектор входит также судоходство, его доля в экспортных доходах страны традиционно составляет около 20%. По тоннажу принадлежащего Норвегии торгового флота под норвежским и иностранными флагами страна занимает четвертое место в мире и имеет среди традиционных судоходных держав наивысшую долю флота под собственным флагом.
Вторая, новая и бурно растущая - шельфовая часть экономики занимает доминирующее положение благодаря нефтяной и газовой отраслям промышленности. Норвегия располагает разведанными запасами нефти, превышающими 1,2 млрд тонн, га-за - 2,1 млрд тонн нефтяного эквивалента. В 2001 году Норвегия экспортировала газа 50,5 млрд стандартных куб. м, что составило 12% от всего потребляемого газа в Европе. К 2008 году страна фиордов планирует довести экспорт газа до 80 млрд стандартных куб. м в год3. Среднесуточная добыча нефти составляет около 3,2 млн баррелей, экспорт - 136 млн тонн в год или 90% ее добы-
4
чи .
В 2001 году шельфовый сектор создал почти 23 % ВНП Норвегии, тогда как континентальный - только около 9 %.5 При анализе этого соотношения между секторами необходимо учитывать, что к тому же большинство отраслей континентальной норвежской экономики малодоходны, а подчас и неконкурентоспособны. Это является результатом действия ряда факторов и обстоятельств. Среди них выделяются, в частности, государственная налоговая политика в отношении как корпоративных, так и личных доходов, сильное воздействие национальных профсоюзов (Центрального объединения профсоюзов Норвегии -ЦОПН) на рынке труда, поддержка государством нерентабельных предприятий и предоставление населению широких социальных гарантий. В этой связи экономист Т. Иванова из
1 Norway, IMF, N-Y., Selected Issues Series: Country Report № 02/45 March 07, 2002. Р. 3-8, 13-17.
2 По производству алюминия в Западной Европе Норвегия находится на первом месте, в мире - на седьмом, хотя не имеет собственных бокситов. К числу основных металлургических компаний относятся "Ношк гидро", "Элкем", "Фесиль".
3 Наиболее значительные газовые месторождения - Слейпнер, Экофиск и Тролль.
4 Крупнейшими нефтяные месторождения - Статфьорд, Гюльфакс, Осеберг, Экофиск.
5 www.odin.no/arhiv/ index - b-n-a/ Inge Skeie - Norwegian economic development/June 2002/
МГИМО (У), характеризуя текущие процессы в норвежском хозяйстве, отмечает: "Традиционные отрасли экономики развиваются слабо и опираются на мощную государственную поддержку, что отнюдь не способствует росту их эффективности. Норвежская экономика характеризуется исключительной зависимостью от фактора цен. Рабочая сила, высвобождающаяся в результате промышленной реконструкции, поглощается государственной службой. Однако общий рост производительности идет вяло"1.
Используя колоссальные доходы от экспорта нефти и газа, Норвегия создала Государственный нефтяной фонд (ГНФ), который сейчас составляет примерно 620 млрд крон, или свыше 80 млрд долл. США. (И это при том, что с точки зрения конъюнктуры нефтяного рынка Норвегия находится в двойственном положении. С одной стороны, она является третьим, после Саудовской Аравии и РФ, экспортером нефти, а с другой - членом Международного энергетического агентства. В первом случае страна заинтересована в повышении цен на нефть. А во втором - как промышленно развитая страна и союзник США по НАТО -должна принимать во внимание последствия высоких цен для своих партнеров.) Средства фонда приносят стране солидный доход: около 40% их вложены в акции зарубежных компаний, а около 60% - в иностранные государственные облигации. Фонд призван служить финансовым буфером, предоставляя правительству определенную свободу маневра в экономической политике в случае падения мировых цен на нефть или снижения активности в отраслях, не связанных с нефтегазодобычей. Кроме того, ГНФ явится инструментом решения будущих финансовых проблем в связи со старением населения или сокращением поступления доходов от нефтяной деятельности. Долгосрочной целью деятельности фонда определена, как декларируется, передача на практике нефтяного богатства последующим поколениям страны. Поэтому даже стортинг (парламент) не может осуществлять текущие расходы без детального обсуждения и информирования общества. Считается, что активное расходование этих средств может привести к их "проеданию", вызвать резкий рост потребления, следствием чего станет "перегрев" национальной экономики. Покупка же высокоприбыльных акций иностранных компаний, вклады в иностранные банки из средств ГНФ могут привести в будущем к тому, что страна окончательно превратиться в государство-рантье, а норвежские компании утратят позиции на своих рынках.
В целях структурной перестройки, изменения конкурентной среды и привлечения иностранного капитала началась существенная реорганизация участия государства в нефтегазовой промышленности. В декабре 2000 года правительство представило парламенту доклад, согласно которому бывшей полностью государственной компании "Статойл" предоставляется большая свобода в выборе партнеров, но государство сохраняет за собой 2/3 ее акций. Прямое государственное экономическое участие в нефтегазовой деятельности в прежних рамках ликвидируется совсем 2.
Эта реорганизация в значительной мере связана с настоятельными рекомендациями Европейского Союза, с которым Норвегия поддерживает тесные связи в рамках договора о Европейском экономическом пространстве. Под давлением из Брюсселя в мае 2001 года правительство ввело новые правила, касающиеся экспорта газа. Кабинет министров ликвидировал Комитет по переговорам об экспорте газа, в котором крупнейшие государственные нефтегазовые компании Норвегии - "Статойл" и "Ношк гидро" - принимали решения о ценах на нефть и газ для экспорта в страны Союза. Таким образом, Норвегия начала вы-
1 Иванова Т. Г. Роль государства в формировании конкурентных преимуществ Норвегии - XIV Конференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии. С. 193-194.
2 В мае 2001 г. в Норвегии создана новая государственная нефтегазовая компания, получившая название "Петоро АС". Теперь она является крупнейшей в стране в области добычи и реализации нефти. Государство владеет 100 % ее акций.
полнять директиву ЕС о либерализации торговли газом и, очевидно, всего энергокомплекса страны в будущем. В Осло вынуждены соглашаться с политикой ЕС в этом очень чувствительном вопросе, хотя первое правительство премьер-министра Х.-М. Бунневика (ушло в отставку в марте 2000 г.) требовало отсрочки на пять лет для переходного периода, однако это предложение было отвергнуто в Брюсселе. Целью либерализации является обеспечение поставок более дешевого "голубого топлива" для потребителей и создание европейского газового рынка под наблюдением Комиссии европейских сообществ (КЕС). Введение конкуренции между норвежскими поставщиками газа может привести, по оценкам экспертов, к потерям для страны до 20 млрд норв. крон (свыше 2 млрд долл. США) в год1.
"Суровый" инвестиционный климат
Несмотря на наличие значительных собственных финансовых средств, как было отмечено выше, немаловажное значение для Норвегии имеет проблема привлечения иностранного капитала. С начала индустриализации страны политика норвежских властей в отношении прямых иностранных инвестиций (ПИИ) преследовала две традиционные цели: во-первых, способствовать развитию внутреннего промышленного производства, и, во-вторых, оставить как можно больше доходов ПИИ в Норвегии. Для достижения этого использовались разнообразные средства. Хотя различные международные соглашения нацеливали на сокращение преимуществ для национальной экономики, несколько секторов норвежской промышленности оставались в сфере протекционистской политики властей. Поскольку национальные предприятия страны небольшие и расположены на периферии континента, правительство выделило некоторые важные с точки зрения национально-государственных интересов сектора и организовало к ним "особый доступ", регулируемый национальным законодательством.
По сравнению с другими малыми странами Европы, Норвегия имеет сравнительно небольшую долю ПИИ в своей промышленности, хотя они за прошедшее десятилетие значительно выросли. Так, на конец 2000 года их сумма увеличилась за год на 32,1 млрд норв. крон и достигла уровня 268,7 млрд норв. крон. На долю инвесторов из стран-членов ЕС и США приходится около 90 % ПИИ. Частично это произошло благодаря реинвестированию прибылей иностранных компаний и ТНК в Норвегии, что составило на конец 2000 года 40,9 млрд норв. крон2. ПИИ осуществлялись в виде слияний и поглощения компаний, и только частично они шли в важные сектора с высоким уровнем НИОКР и концентрацией производства. Промышленный рост и повышение занятости в стране совпали с увеличением ПИИ в период 1991-1996 годов. Характерно, что именно в этих секторах уровень государственного протекционизма был наиболее высоким.
Помимо неких "невидимых" регламентаций неблагоприятно сказываются на иностранных инвесторах достаточно жесткое социальное и экологическое национальное законодательство и высокий уровень налогообложения. Действует и так называемая специфика местных условий, например необходимость введения (почти квотирование) женщин в руководство всех компаний (это - завоевание сильного феминистского движения в Скандинавии), что снижает заинтересованность представителей иностранного капитала обосновываться в Норвегии. Хотя в целом позитивные перемены все же происходят: в конце 90-х годов была создана фондовая биржа и там были размещены акции крупнейшей компании
1 Найт В. "Газ не спешит на свободу" - "Ведомости", М., 13 августа 2001. С. 1-3. А также "Norge i dag", Oslo, 2002, № 155-205/02.
2 www.norges-bank.no /Direkte investeringer i Norge, beholdninger/02. november 2001.
страны - "Статойл". Даже российский капитал начинает присматриваться к рынку своей северной соседки, например, ЮКОС приобрел ценные бумаги концерна "Квернер".
Со своей стороны, деловые норвежские круги и власти в Осло достаточно внимательно следят за ситуацией в России, рассматривая ее как своего перспективного торгового и инвестиционного партнера1. У Норвегии имеются исторические традиции экономического сотрудничества с Россией, например поморская торговля на севере. Однако в последние годы торговля и инвестиции выходят за рамки регионального и национального феномена2. Российская сторона не переоценивает возможностей Норвегии на данном направлении, но считает, что не все они исчерпаны. Ведь экономическое сотрудничество по своим объемам (внешнеторговый оборот в 2001 г. составил только немногим более 1 млрд долл. США) и структуре на протяжении последних лет находится почти в неизменном состоянии. Следовательно, есть перспективы и для наращивания объемов, и для его диверсификации. В последнее время все более значимым элементом экономического сотрудничества становится инвестиционная составляющая. Среди норвежских компаний, активно вкладывающих капиталы в различные сектора российской экономики, следует отметить, прежде всего, телекоммуникационный концерн "Теленор", многоотраслевую корпорацию "Ношк гидро", концерны "Орк-ла" и "А-Прессен".
Конечно, несмотря на географическую близость, норвежские инвестиции в Россию все еще отстают от уровня других западных стран, особенно Финляндии и Швеции. С точки зрения норвежского бизнеса, Россия, хотя и перспективный, но небезопасный торговый партнер и рисковая сфера приложения инвестиций. Помимо обычных хозяйственных рисков иностранцам здесь сложно ориентироваться из-за бюрократических преград, засилья коррупции, непрозрачности российских бизнес-партнеров и запутанной судебно-правовой системы3. В то же время справедливости ради надо сказать, что макроэкономическая ситуация в России значительно стабилизировалась и российский рынок акций демонстрирует лучший рост среди 22 ведущих рынков мира. С ноября 2002 года, после официального государственного визита в Норвегию Президента РФ Владимира Путина и его переговоров с премьер-министром Хьелем Магне Бунневиком появились хорошие возможности для существенного расширения сотрудничества в северном регионе, особенно в разработке шельфовых месторождений углеводородов, в морском судоходстве, судостроении, рыболовстве. Несомненно, что активизация политического диалога между непосредственными соседями на Севере Европы создает благоприятные предпосылки для укрепления двусторонних экономических связей. Тем более, что для этого имеются прочные объективные основания. Во-первых, Россия и Норвегия - крупнейшие производители нефти и газа в мире, не члены ОПЕК, должны теснее координировать свою политику как стабилизаторы на мировых рынках углеводородного сырья. Во-вторых, обе страны не являются членами Евросоюза, имеют схожие черты и проблемы экономического развития. Это все усиливает заинтересованность в расширении взаимодействия.
1 Brynjulf Risnes «Norske investeringer i Russland», Oslo, NUPI, № 3 - 1. mars 2001.
2 Подробный обзор торгово-экономических отношений между Норвегией и Россией см. подробнее: www.norway.ru /ec-coop-no/index/w 6ch 3-РФ/04.01.2001.
3 Бизнес, который делает ставку на Россию, приводит, в частности, следующие аргументы: 1) со своим 145 млн. населением Россия имеет в 30 раз больше потребителей, чем маленькая Норвегия. Хотя покупательная способность россиян значительно ниже, чем у норвежцев, русский рынок обладает большим потенциалом. Только 2 % россиян - 3 млн. чел - имеют мобильные телефоны и примерно столько же обладают доступом к Интернету, хотя эти два показателя бурно растут. 2) Большая часть российских потенциальных рынков и районов инвестирования находится вблизи Скандинавии. Наибольшая концентрация населения РФ - в европейской части, Санкт-Петербург - четвертый по численности город в Европе - больше по населению, чем вся Норвегия, находится в получасе полета от Осло. На севере же Мурманск - всего в нескольких километрах от норвежской границы. 3) Стоимость рабочей силы в России очень низка, несмотря на рост заработной платы в некоторых отраслях экономики РФ.
* * *
Несмотря на определенную противоречивость современных тенденций развития, сложившаяся структура хозяйства обеспечивает Норвегии динамичное продвижение вперед, прочное место и важную роль в системе современных международных экономических отношений. Вместе с тем, учитывая, что для норвежской экономики характерны традиционные для промышленно развитых стран проблемы и сложности: замедление темпов роста промышленности вместе с ростом доходов населения, сокращение производительности труда, процветание крупных концернов и холдингов на фоне стагнации мелкого и среднего бизнеса, наличие структурных диспропорций, сохранение в ряде сфер жесткого контроля государства над экономическими субъектами и многое другое, перед норвежским руководством (как политическими кругами, так и бизнес-элитой) встает сложная проблема сохранения своих социально-экономических достижений, проведения в перспективе экономического курса, соответствующего новым условиям. При нынешних же корректировках хозяйственной политики страны маловероятно, что правящая в Норвегии правоцентристская коалиция перейдет к проведению неолиберального экономического курса, в частности сокращению госрасходов, снижению налогового пресса и ограничению социальных гарантий. Хотя норвежские правящие круги все еще расколоты по вопросу о членстве страны в ЕС и расходятся по проблемам текущей хозяйственной политики, они едины в том, что в условиях благоприятного в целом нынешнего социально-экономического положения страны нет необходимости что-либо кардинально менять.