К 80-летию создания Военного института (инженерно-технического) Военное образование и подготовка кадров
УДК 355/359-05:35.084.6:378.113.1:355.232.6
Дубровин Е. Р., Дубровин И. Р.
Dubrovin E. R., Dubrovin I. R.
У истоков создания «кузницы кадров» береговых инженеров военно-морского флота At the origins of the "personnel smithy" of the Navy coastal engineers
Аннотация:
10 июня 2019 года исполнится 80 лет со дня образования Военного института (инженерно-технического) (ВИ(ИТ)) Военной академии материально-технического обеспечения (ВА МТО) имени генерала армии А. В. Хрулёва. Первым названием этого военно-учебного заведения было «Высшее военно-морское инженерно-строительное училище рабоче-крестьянского военно-морского флота (ВВМИСУ РК ВМФ)». За время своего существования училище поменяло множество названий, однако основной профиль его деятельности - подготовка высококвалифицированных военных инженеров для отечественных Вооруженных сил - остался неизменным. У истоков создания этого уникального военного ВУЗа России стоял огромный коллектив военных и гражданских специалистов, а руководил этим коллективом первый начальник училища военный инженер 1-го ранга Дубровин Николай Павлович.
Abstract:
10 June, 2019 will mark the 80th anniversary of the establishment of the Military Institute (engineering and technical) (MI(E)) of the Military Academy of Logistics (MAL) named after General of the Army A.V. Khrulev. The first name of this military educational institution was the "Higher Naval Engineering Construction School of Workers and Peasants Navy". Since its existence, the school has changed many names, but the main profile of its activity - training of highly qualified military engineers for the National Armed Forces - remained unchanged. At the origins of the creation of this unique military University of Russia was a huge team of military and civilian specialists led by the first head of the school, the 1st rank military engineer, Nikolai P. Dubrovin.
Ключевые слова: формирование военного вуза, военное училище, военный институт, военный университет, военно-морской флот, вооруженные силы.
Key words: establishment of higher educational institution, military school, Military Institute, Military University, the Navy, the Armed Forces.
Любое новое дело, будь то изобретение технического устройства, разработку новой учебной дисциплины или подготовку диссертации следует начинать с изучения истории вопроса в рассматриваемой области деятельности.
Слово «история» пришло из греческого языка (historia) и в русском языке его суть раскрывается словами «видеть» и «ведать». Другими словами, история показывает людям предыдущий путь развития чего-либо и указывать направление(я) дальнейшего развития.
Формирование учебного заведения, оснащение его учебно-лабораторной базой, создание и сплочение воинского и трудового коллективов - это, безусловно, дело новое и для вчерашних абитуриентов, и для командного, профессорско-педагогического состава, и для всего персонала ВУЗа. Очевидно, что практическая реализация этих очень важных и априори необходимых процессов также должна начинаться с изучения истории. Знание истории в этом случае необходимо для зарождения и поддержания традиций, формирования и развития научных школ и обучающих методик, подготовки и воспитания обучаемых, а также для привития выпускникам гордости за свою альма-матер (лат. alma mater) и за полученную в её стенах профессию. В конечном итоге, изучение истории прививает любовь к своей Родине, своему народу и формирует патриота. Если каждый образованный человек должен знать историю своей страны и своего народа, то выпускник военно-учебного заведения обязан знать историю своего ВУЗа, историю выбранной им специальности и работы учёных, посвятивших свою жизнь той области деятельности, представителем которой он (выпускник) стал.
В библиотеке нашего деда Николая Павловича Дубровина хранилось первое издание полного собрания сочинений В. И. Ленина, которым он был награжден командованием Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова. Под обложкой первого тома находилась вклейка, на которой красивым каллиграфическим почерком было написано: «Военинженеру 2-го ранга Дубровину Николаю Павловичу за образцовое выполнение ответственного государственного задания». Вклейка представляла собой узкую полоску бумаги с указанной надписью и половиной гербовой печати академии, при этом фамилии должностных лиц академии, их воинские звания и подписи были отрезаны. На наш вопрос: «Почему вклейка обрезана подобным образом?» Николай Павлович рассказал нам следующее: «На один из декабрьских дней 1937 года в Военно-морской академии было назначено общее партийное собрание, повесткой дня которого стало рассмотрение персонального дела и. о. начальника академии флагмана 2-го ранга (воинское звание высшего офицерского состава РК ВМФ, в настоящее время соответствует воинскому званию контр-адмирал) коммуниста Александра Петровича Александрова. Он прибыл незадолго до этого на должность в академию из длительной командировки в Испанию. Партийные собрания подобного рода начинались, как правило, после обеденного перерыва и длились 3-4 часа. Такие собрания организовывались только с одной цель - выявить и осудить партийным судом так называемых «врагов народа». В то время партийные собрания с подобной повесткой дня не были редкостью.
4
Результатом собраний по персональным делам коммунистов в большинстве случаев являлись исключение из рядов Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), увольнение из Вооруженных сил и арест в самое ближайшее время.
Рис. 1. Инженер контр-адмирал Дубровин Николай Павлович, 1944 год.
На трибуну собрания выходили всё новые и новые ораторы и клеймили позором Александрова за его служебную деятельность, однако практически все их выступления были безосновательны.
«Я (Николай Павлович - прим. авторов) сидел в среднем ряду актового зала и, дремал после обеда, но слушал выступающих. Вдруг кто-то громко произнес: «Александрова хорошо знает помощник заместителя начальника академии по МТО Николай Павлович Дубровин. Давайте послушаем этого коммуниста!» Мою дремоту как рукой сняло, я встал, прошел десяток другой шагов к трибуне, покрывшись при этом холодным потом. Идя по проходу, я твердо решил, пусть будет то, что будет, но я буду говорить только правду, хотя прекрасно осознавал, чем заканчивались подобные выступления. Встав за трибуну, я начал свою речь со слов: «Мой партийный стаж почти 20 лет и я, как коммунист, должен говорить собранию правду и только правду. Я военинженер 2-го ранга (воинское звание старших офицеров РККА и РККФ, имеющих инженерное образование, в настоящее время соответствует воинским званиям капитан 3-го ранга и майор), а Александров -флагман 2-го ранга, я являюсь помощником заместителя начальника академии по МТО, а он (Александров) - и. о. начальника академии. Семьями мы не дружим и отношения между нами сугубо служебные. Докладываю вам честно и откровенно - коммунист Александров никаких вредительских приказов и приказаний мне никогда не отдавал!» После моих слов у некоторых сидящих в зале
изменилось выражение лица. Ведущий собрание твердым командным голосом произнес: «Пока сядьте на место, с Вами разберемся позже!»
Через два с половиной месяца после собрания меня вызвали в политотдел академии и предложили сдать свой партийный билет. Я понял, что только этим дело не закончится. Еще через пару месяцев меня пригласили в строевой отдел академии и выдали предписание для убытия в распоряжение Управления НКВД на Литейном проспекте. Не заходя домой, я убыл согласно предписанию. Несколько месяцев я находился на Литейном, где почти ежедневно подробно писал свою автобиографию, объяснительные и заполнял различные анкеты.
По истечению восьми месяцев меня вызвали в кабинет, где, извинившись передо мной за длительную проверку, выдали предписание для убытия к прежнему месту службы. Прибыв в академию, я узнал, что моя прежняя должность занята, других штатных должностей нет, и я выведен за штат. Проходя по академии, некоторые мои сослуживцы смотрели на меня с недоверием, другие вообще старались обходить меня стороной, но многие относились ко мне по-прежнему с уважением. В сложившейся обстановке я вынужден был обратиться к командованию академии за разъяснениями. Несколько дней спустя меня приняли начальник и комиссар академии. В беседе со мной командование отметило, что я достойно прошел все проверки, являюсь честным коммунистом и офицером, и никаких претензий ко мне нет. Время шло, однако я по-прежнему находился за штатом».
В первых числах июня 1939 года Дубровин Н. П. был вызван в наркомат ВМФ СССР. По прибытию в Москву его принял нарком ВМФ СССР флагман флота 2-го ранга (воинское звание высшего офицерского состава РК ВМФ, в настоящее время соответствует воинскому званию адмирал) Кузнецов Николай Герасимович. Нарком сразу предложил должность начальника пока ещё не существующего Высшего военно-морского инженерно-строительного училища РК ВМФ, которое необходимо сформировать под задачи военно-морского флота страны. В краткой беседе Кузнецов Н.Г. рассказал о выполнении плана строительства военно-морских баз и о необходимости подготовки высококлассных специалистов, а именно - флотских инженеров-строителей. На вопрос Николая Павловича: «Почему на должность начальника строительного ВУЗа была выбрана моя кандидатура?» Нарком ответил: «Вы инженер, работали начальником цеха крупного оборонного завода, являлись одним из руководителей проекта здания Военно-морской инженерной академии на Черной речке, завоевавшего первое место в конкурсе и, в соответствие с Вашим проектом, в настоящее время строится здание указанного учебного заведения». В конце беседы Кузнецов отметил: «Ваш производственный и организаторский опыт, пройденная серьезная проверка дают все основания руководству наркомата ВМФ СССР не сомневаться в выбранной кандидатуре».
Закончив краткую беседу, Кузнецов Н. Г. обратился к Дубровину: «Есть ли еще какие-нибудь вопросы ко мне и к руководству наркомата?» Николай Павлович ответил, что есть два вопроса: «Каковы мои полномочия при формировании училища? Каким образом мне набирать профессорско-
6
преподавательский состав училища?» На поставленные вопросы нарком сказал, что при формировании училища он наделен широкими полномочиями, однако действовать необходимо строго в рамках закона. Костяком профессорско-преподавательского состава нового училища должны стать высококвалифицированные преподаватели профильных ВУЗов Москвы и Ленинграда. Все преподаватели гражданских вузов, изъявившие желание проходить службу в училище, будут приняты на военную службу и аттестованы в офицеры РК ВМФ, при этом докторам и кандидатам наук будет присвоено воинское звание не ниже «бригадного инженера» (бригадный инженер -воинское звание старших офицеров РККА и РККФ, имеющих инженерное образование, в настоящее время соответствует воинскому званию полковник и капитан 1 ранга). Всем нуждающимся в жилье офицерам будут предоставлены квартиры в г. Ленинграде. Прощаясь, нарком пожал руку со словами: «Ваше назначение будет оформлено моим приказом, а пока займитесь оформлением лицевого счета и печати училища, в самое ближайшее время представьте в наркомат свои предложения по месту расположения создаваемого училища. Идите, работайте времени очень мало».
Высшее военно-морское инженерно-строительное училище РК ВМФ (ВВМИСУ РК ВМФ) было образовано в соответствии с Постановлением Комитета обороны СССР при Совете народных комиссаров № 148 от 10 июня 1939 года и оформлено приказом наркома ВМФ СССР № 301 от 22 июня 1939 года. ВВМИСУ было отнесено к высшим учебным заведениям 1 разряда.
В приказе наркомата ВМФ об организации училища указывалось [1]: «...2. Совместно с Всесоюзным комитетом по высшей школе отобрать необходимые кадры постоянного и переменного состава института (Ленинградского института инженеров промышленного строительства (ЛИИПС) - примеч. авторов) (профессора, преподаватели, административно-преподавательский состав, студенты), достойных зачисления в кадры РК ВМФ представить в командное управление для оформления не позднее 15 августа.
... 4. Сформировать к 1 сентября 1939 г. 2, 3, 4, 5 курсы из числа студентов института и 1 -й курс из числа вновь принимаемых в пределах утвержденных ОРГов.»
Приказом наркома ВМФ СССР от 23 июля 1939 года военинженер 1-го ранга Дубровин Николай Павлович был назначен на должность начальника училища.
В 1939 году в ВВМИСУ формировался только один факультет - факультет «Строительство военно-морских баз» со сроком обучения, как и во всех инженерно-технических ВУЗах страны - 5 лет 8 месяцев. Забегая вперед, следует отметить, что за 80 лет своего существования только на названном факультете было подготовлено более 5 тысяч высококлассных военных инженеров, которые внесли достойный вклад в дело защиты Родины и укрепления обороноспособности нашей страны [1].
Позднее первый начальник ВВМИСУ РК ВМФ Дубровин Н. П. вспоминал: «Задача формирования Высшего военно-морского инженерно-строительного училища являлась государственной, поэтому и решать ее требовалось по-государственному. Основными замыслами
7
при формировании училища были следующие. Во-первых, создание нового военно-технического ВУЗа по подготовке береговых инженеров военно-морского флота, не уступающих по качеству своей подготовки выпускникам Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского - старейшей в нашей стране кузнице корабельных инженеров ВМФ. И, во-вторых, формирование такого коллектива училища (командного и профессорско-преподавательского состава), который способен не только готовить высокопрофессиональных, грамотных береговых инженеров военно-морского флота, но и одновременно воспитывать высококультурных, всесторонне развитых офицеров ВМФ - патриотов нашей многонациональной Родины, способных отдать все свои силы и знания на благо страны».
После приказа об образовании училища «... передо мной, как перед его начальником, встал ряд важнейших неотложных вопросов:
- выбрать для дислокации училища комплекс зданий и сооружений;
- подобрать командный, административный, профессорско-преподавательский состав и гражданский персонал;
- заложить основу учебно-лабораторной базы ВУЗа, соответствующую программам обучения курсантов;
- произвести в 1939 году набор курсантов в училище;
- начать учебный процесс в училище с 1 сентября;
- организовать повседневное функционирование всех кафедр, служб и отделов училища, а также полноценное материально-техническое обеспечение личного состава и гражданского персонала».
Времени для решения вопросов оставалось крайне мало, не более полутора месяцев, поэтому все вопросы следовало решать рационально и быстро, а главное одновременно.
Для обустройства училища руководством города было предложено три площадки, где находились неиспользуемые по прямому назначению военные городки, в которых ранее дислоцировались различные воинские части: в Стрельне, в Петродворце и в Ленинграде. Начальник училища совместно со своими заместителями объехал все предложенные объекты, осмотрел их состояние, оценил местонахождение, возможности доставки и размещения оборудования и материально-технического обеспечения, транспортную инфраструктуру, возможности своевременного прибытия личного состава и гражданского персонала на службу. В результате проделанной работы для расположения ВВМИСУ была выбрана (и предложена наркому ВМФ для одобрения) территория военного городка бывшего Кавалергардского полка, расположенная недалеко от Таврического сада между улицами Каляева и Воинова (ныне Захарьевская и Шпалерная), приспособленная для жизни и службы военнослужащих. Выбор в пользу данного места был обоснован, прежде всего:
- имеющейся структурой военного городка и его первоначальным функциональным назначением;
- наличием казарм, учебных классов, столовой и других приспособленных для учебы, службы и отдыха военнослужащих помещений;
- условиями материально-технического обеспечения личного состава училища и т.п.
- развитой городской инфраструктурой;
- близостью к учебным заведениям города, библиотекам и музеям;
На момент формирования ВВМИСУ в указанном военном городке располагался Ленинградский институт инженеров промышленного строительства. Предложения о расположении училища на территории военного городка бывшего Кавалергардского полка были представлены наркому ВМФ, который одобрил их, и создаваемое училище заняло эту территорию.
Подбор командного, административного и профессорско-преподавательского состава факультета, кафедр, служб и отделов училища производился руководством и представителями училища, которые непосредственно направлялись в профильные ВУЗы Ленинграда и Москвы. Каждый изъявивший желание проходил персональное собеседование с командованием училища. Одновременно в воинских частях и других военно-морских училищах были подобраны командный состав, кадры служб и отделов нового училища. Все перемещения военнослужащих и принятие на воинскую службу гражданских лиц в самое короткое время оформлялись приказами по наркомату ВМФ СССР.
Для формирования учебно-лабораторной базы создаваемого училища в Техническое управление наркомата ВМФ были отправлены заявки с перечнем необходимого для проведения учебного процесса технических изделий, тренажеров и другого оборудования и доставке их в училище в требуемом количестве. Эти заявки были удовлетворены практически полностью и в самое короткое время. Многие виды технических средств поставлялись непосредственно с заводов и промышленных предприятий нашей страны.
Заблаговременно в военные комиссариаты разных городов нашей страны было отправлено
информационное письмо о наборе кандидатов и правилах приема в ВВМИСУ. В конце июля -
начале августа в училище начался первый набор курсантов, при этом на первый курс набирались
кандидаты со средним образованием, а на второй, третий, четвертый и пятый курсы - студенты
ЛИИПСа и других профильных ВУЗов страны после соответствующих курсов обучения. Позднее
первый начальник ВВМИСУ вспоминал: «Училище было новое, и учиться в нем изъявило желание
большое количество молодых людей: юношей и даже девушек. Кандидаты 1939 года отбирались
тщательно, поскольку наряду с учебой им предстояло участвовать в становлении училища,
обустройстве быта и создании лабораторной базы». Наряду с годностью к военной службе по
здоровью и хорошей физической подготовкой важным критерием отбора курсантов набора 1939 года
являлся высокий уровень знаний. В связи с чем с каждым кандидатом, будь то выпускник средней
школы или студент, закончивший 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й курс профильного ВУЗа, проводилось
индивидуальное собеседование. Вступительные экзамены для кандидатов- студентов заключались в
9
сдаче (или «досдаче») экзаменов и зачетов за предшествующие курсы по предметам учебной программы ВВМИСУ, отсутствующих в программах обучения гражданских ВУЗов предметов, а для абитуриентов - выпускников общеобразовательных школ - соответственно в проверке знаний по курсу средней общеобразовательной школы. Одной из проблем, которую, несмотря на возможные негативные последствия, решил Дубровин Н. П. в процессе приема курсантов набора в училище 1939 года, было зачисление на обучение детей и родственников, так называемых «врагов народа», «классовых врагов» и «деклассированных элементов». Этот факт показывает, что при наборе курсантов приоритетным для начальника училища был не социальный статус или происхождение кандидата, а его хорошие знания, желание учится в техническом ВУЗе и приобрести профессию военного инженера. В данном случае начальник училища брал на себя огромную личную ответственность, за которую в то время он мог очень серьезно поплатиться в любой момент.
К последним числам августа 1939 года все поставленные руководством наркомата ВМФ задачи в основном были решены, и с 1 сентября в училище начался полноценный учебный процесс курсантов 1-го - 5-го курсов.
Первый выпуск военных инженеров - бывших студентов, зачисленных в училище в 1939 году на 5-й курс, состоялся через 1 год и 8 месяцев - 7 апреля 1941 года. Последний военный выпуск береговых инженеров ВМФ - курсантов набора 1939 года был произведен в апреле 1945 года (срок обучения 5 лет 8 месяцев - примеч. авторов).
Позднее бывший курсант первого набора, полковник в отставке, профессор Е. В. Стефанов, вспоминая о событиях далёкого 1939 года, связанных с формированием Высшего военно-морского инженерно-строительного училища РК ВМФ, рассказывал [2]: «На его (Дубровина - прим. авторов) плечи, по существу легла вся тяжесть не только организации учебного процесса, но и оснащения лабораторий, аудиторий, полигона, исходя из совершенно новой программы подготовки специалистов для флота. Казалось, он не выходил из стен училища, лично участвовал во всех мероприятиях организационного и планирующего порядка».
В первых числах июня 1940 года в кабинет Дубровина Н.П. вошел исхудавший и постаревший человек, в котором с трудом можно было узнать А. П. Александрова. Он поздоровался и поблагодарил начальника ВВМИСУ за честное и принципиальное поведение на партийном собрании академии, добавив при этом: «Вы один из немногих, кто не стал обливать меня грязью и обманывать коммунистов».
В июне того же года Н. П. Дубровин был назначен заместителем командующего Северным флота по тылу - начальником Управления тыла Северного флота и, сдав дела и обязанности начальника ВВМИСУ РК ВМФ начальнику кафедры «Морская практика» контр-адмиралу В. Ю. Рыбалтовскому [1, 3], убыл для дальнейшего прохождения службы в город Мурманск. Однако, возглавляя тыл Северного, а позднее Тихоокеанского флота, Николай Павлович никогда не терял
связи с училищем, ставшим ему родным. Подтверждением чему являются воспоминания выпускников училища.
«В середине февраля 1943 года курсанты выпускного курса электромеханического факультета были направлены на трехмесячную стажировку в действующие части береговой обороны Северного флота. ... Большую помощь в организации и проведении стажировки курсантов оказал заместитель командующего Северным флотом по тылу, первый начальник нашего училища инженер-контр-адмирал Н. П. Дубровин. Эта первая в истории электромеханического факультета стажировка выпускников явилась не только школой практической подготовки будущих инженеров-электромехаников, но и серьёзной жизненной проверкой их профессиональной подготовки» [1].
«Встретил нас инженер-контр-адмирал Дубровин, как детей родных, - вспоминал [2] выпускник училища 1943 года, полковник в отставке Александр Николаевич Бахтигозин. Интересовался всякой мелочью и мы (выпускники училища 1943 года, направленные для прохождения дальнейшей службы на Северный флот - прим. авторов) чувствовали, как для него это важно. . Потребовал от меня и моих товарищей информировать его (Дубровина - прим. авторов) и впредь, обращаться без церемоний в минуты трудные. Ведь мы были из числа первого его набора, а теперь отправлялись в пекло войны».
В своих воспоминаниях контр-адмирал Н. П. Дубровин, так же неоднократно упоминает училище. Вот одно из них. «Весной 1944 года я был в командировке в Москве. После Москвы, на обратном пути мне разрешили заехать в город Ярославль и посетить эвакуированное туда из Ленинграда Высшее военно-морское инженерно-техническое училище, которое я формировал, будучи его первым начальником. Встреча с личным составом и командованием названного училища закончилась моим выступлением: «Об отважных и смелых операциях Северного флота и 14-й армии, которым удалось на подступах к Мурманску остановить полчища фашистов». Я был тронут тёплым и радушным приёмом, который был мне оказан командованием и личным составом училища» [3].
Служба Дубровина Николая Павловича на должности начальника тыла Северного, а затем Тихоокеанского флотов выпала на тяжелые для нашей страны годы Великой Отечественной войны и войны с империалистической Японией, но это уже предмет другого повествования.
Контр-адмирал Дубровин Николай Павлович всю свою жизнь гордился тем, что он стоял у истоков создания первого и единственного в Военно-морском флоте нашей страны Высшего военно-морского инженерно-строительного училища и именно ему выпала высокая честь стать его первым начальником. При этом Николай Павлович всегда подчеркивал, что создание этого уникального и престижного сегодня высшего военно-учебного заведения нашей страны - это заслуга и результат кропотливой работы большого коллектива, многих людей: от наркома ВМФ до курсанта включительно. Следует напомнить, что созданное в 1939 году училище в течение 20 лет являлось одним из высших военно-морских учебных заведений СССР.
Многие офицеры, бывшие курсанты набора 1939 года, пройдя Великую Отечественную войну, достигли значительных высот в служебной, научно-педагогической и профессиональной деятельности. Несколько выпускников дослужились до заместителей командующих округов и флотов по строительству и получили высокие воинские звания генералов. Многие выпускники, защитив докторские и кандидатские диссертации и получив ученые степени, руководили различными кафедрами и отделами родного училища, обучали курсантов премудростям инженерных наук и передавали им свои знания и богатейший опыт.
Курсанты первого набора училища не подвели своего начальника и с честью пронесли имя выпускника ВВМИСУ на всех флотах и округах СССР. Выпускники училища набора 1939 года сохранили самые добрые и тёплые отношения со своим первым начальником, писали ему письма, поздравляли с днём рождения и праздниками и всегда приглашали на училищные мероприятия.
В том, что все выпускники ВВМИСУ первого набора стали высокопрофессиональными специалистами, образованными и культурными людьми, а, главное, истинными патриотами нашей Родины, есть и заслуга первого начальника училища - Дубровина Николая Павловича, который к подбору абитуриентов в училище 1939 года подошел не формально, а по государственному - со свойственной ему ответственностью. К 40-летия образования ЛВВИСКУ имени генерала армии А. Н. Комаровского (ранее ВВМИСУ РК ВМФ) в училищной газете «Военный инженер» от 8 июня 1979 года была опубликована статья «Всего себя - делу», посвященная первому начальнику училища Дубровину Николаю Павловичу. Автор статьи доктор технических наук, профессор, полковник запаса П.И. Клубин, заведовавший в то время общеучилищной кафедрой «Сопротивление материалов», отмечал [4]: «Решить разнообразные задачи в очень короткие сроки можно было только самоотверженным трудом всего коллектива. Нужен был хороший организатор. К счастью для коллектива таким талантливым организатором стал начальник училища военинженер 1 -го ранга Дубровин Николай Павлович. Для всех категорий работников Дубровин Н. П. был авторитетом в подлинном смысле этого слова. Он его завоевал своим организаторским талантом, принципиальностью, справедливым отношением к людям. . И если сейчас мы добрым словом вспоминаем первого начальника училища, то это потому, что его талант и идейность, личная культура и любовь к людям обеспечили начало истории нашего училища».
В начале 1990-х годов в процессе обучения на Кораблестроительном факультете Военно-морской академии имени адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова авторам приходилось неоднократно слышать о лучшей среди профильных вузов города лаборатории двигателей внутреннего сгорания. Она принадлежала Военному инженерно-строительному институту (бывшее ВВМИСУ). Такое мнение высказывали доктора и кандидаты технических наук, преподававшие в то время на кафедрах факультета. Одним из них был начальник кафедры «Дизельные энергетические установки», а впоследствии - начальник факультета, д.т.н., профессор, капитан 1-го ранга Половинкин Валерий Николаевич. Было очень приятно слышать такую высокую оценку от
12
известных всему ВМФ ученых, поскольку у истоков создания этого славного военного вуза стоял наш дед - Дубровин Николай Павлович.
Рис. 2. Ленточка к бескозырке курсантов Высшего военно-морского инженерно-строительного училища ВМФ 1939-1959 гг.
Рис. 3. Статья «Всего себя - делу» в училищной газете «Военный инженер» от 8 июня 1979 года
Список литературы:
1. 1939 - 1999. Военный инженерный технический университет. Исторический очерк / ВИТУ. -С-Пб.: - ВИТУ. 1999 - 564 с., С. 23 - 24, 29, 63.
2. Егоров А. Г. Как много пройдено дорог. - С-Пб.: ВИСИ. 1995 - 103 с., С. 8, 11.
3. Дубровин Н. П. Воспоминания заместителя командующего Северным флотом - начальника тыла Северного флота (рукопись). - Л.: 1985 - 206 с., С. 163 - 164.
13
4. «Военный инженер» - газета Ленинградского Высшего военного инженерного строительного Краснознаменного училища имени генерала армии А. Н. Комаровского от 8 июня 1979 года. Специальный выпуск.
Энергоснабжение, водоснабжение и теплоснабжение объектов военного назначения
УДК 355.7:623.093
Сухарь Г.А., Белов О.Е., Брусакова И.В. Sukhar' G.A., Belov O.E., Brusakova I.V.
Комплексный подход к обоснованию параметров оптимальных предпроектных радиусов распределительных электрических сетей объектов военной инфраструктуры An integrated approach to the study of optimal pre-design radii parameters within power distribution networks of the military infrastructure
Аннотация:
Предлагается оригинальный научно-обоснованный алгоритм определения радиуса распределительных электрических сетей по экономическому критерию. Определены радиусы для различных территорий Российской Федерации с учётом современных экономических условий. Abstract:
An original, scientifically based algorithm for determining the radius of power distribution networks by economic criterion is proposed. The radii for different territories of the Russian Federation are determined taking into account current economic conditions.
Ключевые слова: распределительные электрические сети, система электроснабжения, минимум приведённых затрат.
Keywords: power distribution networks, power supply system, the minimum of presented costs.
В настоящее время во многих районах Российской Федерации (РФ), в том числе в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, в процессе длительной эксплуатации и изменений, которые связаны с перевооружением ВС РФ, возникла реальная необходимость в сооружении новых и реконструкции устаревших систем электроснабжения (СЭС) объектов Министерства обороны (МО). По данным ОАО «Россети», износ линий среднего напряжения превышает 70% [1]. В настоящее время наметился устойчивый рост электропотребления, строительства и ввода в эксплуатацию