Научная статья на тему '«у Бога мертвых нет. . . »'

«у Бога мертвых нет. . . » Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
504
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ЛИЧНОСТЬ / НЕКРОПОЛЬ / ПАМЯТНИКИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бахманова Светлана Васильевна, Трубникова Екатерина Валентиновна

Проблема сохранения исторической памяти весьма актуальна. Современному человечеству свойственно терять связь с прошлым и необъективно оценивать будущее. Наша работа позволит активизировать интерес горожан к истории Таганрога и объединить усилия неравнодушных к проблеме разрушения некрополя XIX-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««у Бога мертвых нет. . . »»

С.В. БАХМАНОВА,

Е.В. ТРУБНИКОВА

«У БОГА МЕРТВЫХ НЕТ...»

Проблема сохранения исторической памяти активизировать интерес горожан к истории

весьма актуальна. Современному человечеству Таганрога и объединить усилия неравнодушных к

свойственно терять связь с прошлым и необьек- проблеме разрушения некрополя XIX-XX вв.

тивно оценивать будущее. Наша работа позволит

История, личность, некрополь, памятники, патриотическое воспитание.

Этой статьей мы бы хотели открыть серию работ о людях, похороненных на таганрогском кладбище XIX - XX вв., ныне называемом старым, расположенном в пер. Смирновском, и о том влиянии, которое исторические личности до сих пор оказывают на жизнь наших современников.

Актуальной эта тема кажется нам потому, что последние события на Украине и Северном Кавказе ярко демонстрируют нам необходимость формирования у населения страны, а в особенности у молодежи, исторического видения взаимодействия и взаимо-влияния народов, развития территорий, влияния на исторический процесс личностей, осознанной патриотической позиции и пр. В этом плане Таганрог со своими памятниками, некрополями, архитектурой уникален, на его примере можно продемонстрировать огромные фрагменты российской и мировой истории.

Практическая значимость проекта может выразиться в пополнении информационной базы для изучения предмета «Краеведение» в школах и других учебных заведениях, который зачастую не подкреплен учебно-методической, справочной, специальной литературой и преподается в соответствии с пониманием его содержания отдельными педагогами. На основе создаваемой серии станет возможно проведение цикла интерактивных занятий. Отреставрированные и реконструированные памятники на территории Старого кладбища могут сделать его привлекательным объектом туристических маршрутов города. О судьбах горожан, похороненных на Старом кладбище, таких как основоположник российской дрессуры Анатолий Дуров, генерал, герой многих войн, в том числе и Первой мировой, Павел Реннен-кампф, музыканты, композиторы и педагоги Валериан и Гаэтано Молла, праведники, старцы, блаженные, почитаемые Русской Православной Церковью, и многие другие, и сейчас рассказывают туристическим группам, съезжающимся в Таганрог со всего Юга России.

К проблемам разрушения кладбища и потери информации о захоронениях неоднократно привлекали внимание общественности А. Николаенко, В. Куку-шин, О. Гаврюшкин, М. Киричек, М. Малюкова и др. Были изданы книги, в которых собраны уцелевшие материалы и воспоминания таганрожцев. В 90-х годах XX в. депутатом (на тот момент) А Николаенко на собственные деньги поставлены новые надгробия на могилах Валериана Молла и историка Павла Филевского на месте практически полностью

разрушенных старых. Интересующихся судьбой кладбища было и есть довольно много. Но только сейчас собрана инициативная группа, в которую вошли архитекторы, инженеры, историки, краеведы, музейные работники, коммерсанты, церковные служители, работники средств массовой информации, неравнодушные к проблеме сохранения некрополя, которые предпринимают попытки собрать уточненные и максимально достоверные материалы по захоронениям и их восстановлению.

На общественные средства отремонтированы надгробья старца Даниила (2011), архиепископа Арсения (Смоленца) (2013), Герасима Депальдо (2013), братского захоронения 105 юнкеров (2014). В 2014 г. предполагается произвести работы на могилах Павла Ренненкампфа и Александра Лакиера, о котором и пойдет речь в данной статье.

Каждой работе на кладбище предшествует большой труд многих людей по анализу разрозненных материалов о судьбах тех или иных личностей. Работа ведётся с архивными, музейными данными, анализируются статьи в СМИ, интернет-источники, проводятся беседы с родственниками, знакомыми, близкими и пр. Затем начинается строительная часть: реконструкция, восстановление утраченных фрагментов, создание новых памятников. Так, точное место захоронения А. Лакиера не определено. Церковные учетные книги не сохранились. Всё ещё живёт слабая надежда на то, что они не уничтожены, но место их нахождения неизвестно. Сохранилось надгробие на могиле дочери А. Лакиера (по мужу Шелгуновой) Александры - изящный двухметровый правоелавный крест из белого мрамора. В ограде участка, рядом с этой могилой, находится разбитое надгробие, возможно, принадлежащее отцу. Было принято решение поставить кенотаф (условное захоронение) геральдисту и историку именно на этом месте.

Об Александре Лакиере (29.04.1824-28.01.1870) можно сказать следующее. Прежде всего, он известен как автор труда «Русская геральдика», который является не просто работой по российской символике, завоевавшей популярность своей основательностью в сочетании с доступной и занимательной формой изложения. «Единственным в своем роде» назвал это исследование самый ав торите тный дореволюционный справочник России энциклопедический словарь Брокгауза-Эфрона, особо отметив уникальные материалы по толкованию гербов и истории российских печатей.

Книга А. Лакиера «Русская геральдика» вышла в свет почти 150 лет тому назад. Уже в прошлом столетии она стала библиографической редкостью. Об этом писал в конце XIX в. П. Винклер, называя ее «превосходным сочинением», «первой и блистательной попыткой собрать историю русских гербов, о которых до того времени существовало совершенно неясное представление, а изучение их считалось положительно невозможным». Собственно, с этой книгой связывается имя А Лакиера, который, между тем, написал целый ряд работ, замечательных в своем роде. Они мало известны сегодняшнему читателю, так же как и личность самого А Лакиера.

Александр Борисович Лакиер (иногда его фамилия пишется как Лакьер) родился 16 мая 1824 г. в Таганроге. Отец его - коллежский советник Борис Львович Лакиер, прусский подданный, вышедший в 1831 г. в отставку с должности городского врача, известен тем, что его подпись стоит на заключении о смерти императора Александра I. Мать АБ. Лакиера, Екатерина Федоровна, урожденная Шауфус - дочь действительного статского советника. До 10 лет Александр вместе с родителями жил в Таганроге, затем семья переехала в Москву.

В 21 год, в 1845 г., А Лакиер окончил с золотой медалью юридический факультет Московского университета, написав магистерскую работу по истории российского права «О поместьях и вотчинах». Благодаря неординарным способностям он получил право на службу в местах высшего управления и начал ее в Министерстве юстиции, переехав в Петербург в том же 1845 г.

Петр Александрович Плетнев, академик, известнейший по тем временам человек, с которым через несколько лет судьба свяжет молодого юриста родственными узами, отмечал: «Если с энтузиазмом молодости не пройдет в Лакьере все прекрасное, чем он теперь поражает нас, то какой чудный человек готовится в нем для общества!».

Начав служить в 3-м отделении Департамента Министерства юстиции с конца 1845 г. в должности коллежского секретаря, А Лакиер к 1850 г. (в 26 лет) получил чин коллежского асессора (по современному рангу полковника). По службе продвигался быстро. «Для начала очень счастлив по службе у графа Панина», - писал о нем Плетнев В. Жуковскому в 1851 г. Активная научная, общественная и литературная деятельность А. Лакиера, начавшаяся сразу по прибытии в Петербург, позволяет говорить об удивительных личных и профессиональных качествах молодого человека.

Уже в 1846 г. заметки и рецензии на только что вышедшие книги публикуются А. Лакиером в «Отечественных записках» и Журнале Министерства народного просвещения, автором которого он являлся на протяжении многих лет. В 1847-1848 гг. число подобных публикаций возрастает, расширяется их тематика. А Лакиер высказывает суждения не только по истории права и древнерусскому законодательству, но и пишет многостраничные обзоры книг, систематизирует сборники документов и журнальных публикаций общеисторического характера.

Весьма современно звучат тексты А. Лакиера и в нашидни: «Только Ученое Общество можетвполне и всесторонне удовлетворить истинному историчес-кому направлению, которое теперь преобладает в нашем Отечестве, и преобладает притом не произ-вольно, не вследствие убеждения того или другого Историка, не по какой-нибудь случайной причине, но вследствие внутреннего, в жизни самого народа заключающегося основания и глубокого сознания необходимости ближе знакомиться с тем, что передали и завещали нам наши предки».

Первыми публикациями А. Лакиера в 1847 г. стали работы «О российском государственном гербе», «История титула государей России» и «Маскарады, игры и увеселения древних русских». Затем вышли работы «О службе в России до времен Петра Великого», «О кабалах и кабальных книгах», «О знаках отличия за службу в России до времен Петра Великого» и пр.

В личной жизни А. Лакиера в этот период произошли существенные изменения. 7 января 1851 г. он вступил в брак с дочерью П. Плетнева Ольгой. 10 октября 1852 г. у Лакиеров родился сын Петр Александрович, тезка деда, а через четыре дня Ольга умерла. Горе П. Плетнева и А. Лакиера было безмерно. А Лакиер погружается в работу. В 1854 г. выходит основной труд ученого «Русская геральдика». Трудно определить, насколько сенсационным явился выпуск этой книги. Во всяком случае выход ее отмечен в том же году не менее чем пятью рецензиями. Главные моменты, привлекшие внимание критиков к книге, - это редкость проблематики для отечественной исторической литературы, историческая значимость вводимого А Лакиером в научный оборот материала, касающегося прежде всего русских печатей, которые, так же как и гербы, были обойдены вниманием отечественных ученых, эрудированность (А Лакиер использовал при написании своей книги литературу на латинском, французском, немецком, польском и др. языках) и удивительное трудолюбие автора, его убежденность в необходимости изучения гербов, игнорировавшегося исследователями источника по русской истории. Ценность книги критики видели и в том, что она «пролагает путь для новых исследователей, которым, конечно, после его труда уже легче будет дополнять его и совершенствовать».

В 1856 г. автор «Русской геральдики» стал лауреатом почетнейшей Демидовской премии - 2500 рублей ассигнациями (714 руб. серебром). Рецензенты предугадали судьбу книги «Русская геральдика». Действительно, ни один из позднейших исследователей гербов и печатей вплоть до настоящего времени не обходится без использования материала, впервые собранного и обобщенного А Лакиером. А в 2004 г. Российским союзом геральдистов был учрежден почетный знак А Лакиера - «Сподвижнику геральдики» I и II степени. 1 октября 2004 г. состоялось первое награждение знаком А Лакиера. И в этом первое и основное связующее звено между А. Лакиером и современностью.

Знаком А Лакиера I степени (рис.1) награждаются за личные заслуги авторы печатных трудов по российской геральдике, истории гербов и флагов

городов - субъектов Российской Федерации, организаторы геральдических слетов, руководители геральдических общественных организаций международного и российского значения. Знаком Лакиера II степени за личные заслуги награждаются авторы печатных трудов по российской геральдике, авторы гербов и флагов субъектов Российской Федерации, активные организаторы и пропагандисты российской геральдики, руководители геральдических секций в клубах коллекционеров регионального и местного значения. Награждаются как граждане России, так и других государств.

Знак представляет собой золотой крест, между четырьмя расширяющимися концами которого расположены лавровые ветви. Лицевая сторона креста покрыта красной эмалью. В центре - круглый золотой медальон с барельефом А.Б. Лакиера; по окружности медальона надпись: «Александр Борисович Лакиер» (вверху); «1824» (слева); «1870» (справа); «Таганрог» (внизу). Оборотная сторона знака не покрыта эмалью, имеет надпись «Сподвижнику геральдики» и год вручения. На этой же стороне выбивается номер награды, соответствующий порядковому номеру в списке награждаемых. Размер почетного знака им. А Лакиера «Сподвижнику геральдики» I и II степени - 60 мм. Почетный знак им. АБ.Лакиера «Сподвижнику геральдики» I степени имеет покрытие «под золото», почетный знак II степени изготавливается с покрытием «под серебро с эмалью». Лента для знака Ьй степени - шелковая, муаровая, имеет цвета флага Таганрога: пять чередующихся полос -три белые и две голубые.

Рис. 1. Почетный знак им. А.Б. Лакиера «Сподвижнику геральдики» I степени

Но возвратимся к судьбе А. Лакиера.

По непонятным причинам в 1856 г. А Лакиер прерывает прекрасно развивающуюся карьеру, увольняется со службы и на три года уезжает в путешествие по миру. За это времяон посещает Испанию, Алжир, Италию, Америку, Кубу, Бельгию, Англию, США и др. страны. Возможно, А Лакиер увлекся археологией и этнографией, будучи активным членом Археологического общества, изучал многие вопросы, связанные с этими направлениями в науке. Возможно, он хотел успокоить душу после смерти

любимой жены. Возможно, были и другие причины. Во время путешествия А Лакиер вел дневник, отрывки из которого печатались в самых читаемых в Петербурге и Москве журналах «Современник», «Отечественные записки», «Вестник Европы». Одна из первых его публикаций, например, напечатана в «Санкт-Петербургских ведомостях» - «Новая читальная зала в Британском музеуме» с посвящением барону М. А Корфу, директору Публичной библиотеки, много сделавшему для ее процветания. Поскольку в Петербурге намеревались построить новые помещения для все увеличивающегося количества читателей, А Лакиер полагал, что опыт строительства читального зала при Британском музее, представляющего, по его мнению, верх совершенства и изящества, мог бы пригодиться строителям в России. Он подробно описал не только само здание читального зала, внутреннее убранство, но и порядок пользования книгами.

Дневниковые записи А. Лакиера напечатаны в 1859 г. отдельной книгой «Путешествие по СевероАмериканским штатам, Канаде и острову Кубе». В предисловии к книге автор определил цель своего путешествия в Америку: «...главною моею заботою было изучить учреждения и познакомиться с внутренним бытом страны и общества».

А Лакиер возвращался в Россию через Константинополь, где и принял решение посетить свою малую родину - Таганрог. Что далее движет молодым человеком в принятии решений, понять трудно, но вернувшись на службу в Министерство внутренних дел в Петербурге и проработав год в земском отделе, учрежденном для подготовительных работ по крестьянской реформе, он увольняется и навсегда переезжает в Таганрог, где ведет адвокатскую практику. Живет он уединенно и неизвестен широкому кругу таганрожцев как видный ученый и государственный служащий. Вскоре он женится (1859) на Елене Марковне Варваци, дочери богатого и знатного грека М.Н. Комнено-Варваци (рис. 2).

Рис. 2. Фотография молодоженов Лакиер.

Молодожены поселились в имении тестя в п. Золотая Коса, где имелся усадебный дом из красного кирпича в псевдоготическом стиле. Этот особняк сохранился и поныне, но в удручающем состоянии: перекрытия крыши провалились, море обрушает берег, приближаясь к строению. Собственник архитектурного памятника неизвестен, охранные мероприятия не производятся, хотя это единственный уцелевший усадебный дом середины XIX в. в наших краях (рис. 3).

Рис. 3. Фотография 60-х годов.

В особняке располагался сельский клуб

Хозяйством А. Лакиер занимался мало, в основном это были заботы его жены, а впоследствии двух сыновей - Ивана и Марка. Всего у Александра и Елены было пятеро детей. Работники вспоминают А. Лакиера как человека необ ычного. Например, любимым занятием его было сидеть на дереве и читать книги. Однако совместно со своей супругой А. Лакиер становится учредителем Благотворительного общества, Никольского приюта, общества «Ясли» и пр. Кстати, общество «Ясли» явилось одним из прародителей детских садов в России. Супруги вырастили образованных детей.

Впоследствии их сын Марк Александрович проявил недюжинный талант в организации сельского производства Еще мать А Лакиера начала разводить шелковичные и фруктовые сады. Сын же создал питомник плодовых деревьев, производил разнообразные плоды высокого качества. Славились и виноградники. В последнее время стали давить вино, производить дивный «Мускат», который приобрел широкую известность.

Вот что рассказывает бывшая работница имения Лакиеров в селе Золотая Коса Зинаида Архиповна Сле-саренко. Рассказ записан С.В. Бахманэвой 40 лет назад.

Лакиеровскому замку лет 150. Здесь жила старая барыня. У неё было два сына - Марк Александрович и Иван Александрович. Имение принадлежало Ивану Александровичу. Старая Лакедемоновка вся входила в него. Там люди работали целую неделю. Зарплату получали в конце недели, в субботу, по 10 копеек. А в то время аршин ситца стоил 12 копеек. Мы чистили кукурузу, поливали и пололи овощи, убирали пшеницу. Кормили нас хорошо, основательно, хлеба давали граммов по 300. На завтрак - один суп, гороховый или пшённый. В обед - борщ и пшённая каша. Деревянная чашка с обручами - на 4 человека. В одной -борщ, в другой - каша. В полдник - суп с галушками.

Освещалось всё керосиновыми лампами. Спали работники на соломе. В чем ходили, в том и спали в

одной общей казарме. По одну сторону барака -мужчины, по другую - женщины.

У моря стоял белый дом. Там жила старая барыня, а в красном доме жил её сын. Эго была его дача, а сам он жил в Таганроге, у него там был целый квартал домов, прислуга, склады. Туда отправляли хлеб, пшеницу, а затем - за границу. А здесь, в поместье, всё производили: хлеб, овощи, скот.

Однажды мы поливали капусту на море (сейчас море уже много земли забрало). Звонок на обед. Мы с подружками не услышали, опоздали. Пришли обедать, а нам говорят: «Мы уже вылили ваш полдник», тогда мы сказали, что не подойдём на работу, сели под домом управляющего и решили ждать ужина. И вот нам принесли еду: кастрюлю супа, булку белого хлеба и ведро творога (а мы со всеми ели ржаной хлеб). Семь человек детей нас было. После этого нас долго называли забастовщицами.

У барина были прачка, кухарка, горничная. Горничная была содержанкой барина. У них родилось двое детей. Барыне было стыдно за сына, что на прислуге женился, и горничной с детьми дали 3000 отступного. Барин построил ей дом и взял детей на воспитание.

Белый дом старой барыни был двухэтажный, рядом с домом - грядки, дорожки, сирень. Перед домом был сад: груши, яблони. Цветов не было, только сирень.

Работали на полях с весны до поздней осени. Была и биржа труда, в которой стояли и дети. Брали того, кто понравится. Люди из Лакедемоновки тоже работали на Лакиера. В 1916 г. Лакиер бежал, оставил всё, что было, в доме. А когда пришли белые, то многих казнили.

Тут недалеко есть село Боцманово. Там жил боцман. У него были баркасы, баржи, 300 десятин земли для своих рабочих. На Бег лице жил помещик Варва-ци. Он был богаче Лакиера. У него были мельницы, молотилки. Были у него гончие собаки и собачник.

Варваци нужен был пастух. Мой дедушка был хорошим пастухом, но у барина Полякова, что владел Поляковкой. А Полякову нужна была шуба. Тогда Поляков и Варваци поменялись: Варваци за собак выменял у Полякова пастуха - моего дедушку. Он был чабаном и пас овец у Варваци.

У Лакиера были мельница (рис. 4), скотный двор, бараки, подвалы, каретный двор, водокачка, кирпичный завод. На этом заводе делали кирпич и черепицу. На них была надпись «Золотая экономия Лакиер».

Рис. 4. Ветряная мельница в усадьбе, упавшая в море в 80-х годахXX века

Умер А. Лакиер в 1870 г., оставив после себя богатое наследство: детей, приюты, фонды, научные труды, статьи, дома, хозяйство и многое другое.

Одна из ветвей семьи Лакиеров ныне живёт в Аргентине, другая в Люксембурге. И здесь необходимо рассказать о втором звене, связывающем А. Ла-киера с современными жителями п. Золотая Коса.

В советские времена интерес к судьбе семьи Лакиеров-Варваци у жителей прилегающих к усадьбе деревень не ослабевал. Во-первых, были еще живы люди, знавшие лично семью, во-вторых, то и дело дети и взрослые находили предметы быта, мебель, черепицу и кирпичи с клеймами, в особняке семьи находился клуб поселения. Все это переросло в музей Ново-Лакедемоновской средней школы, в переписку с потомками Лакиеров и даже в продолжение благотворительной деятельности уважаемой семьи.

Потомок А Лакиера в пятом колене Жан Мишель Капезюс, гражданин Люксембурга, работник авиакомпании, по приглашению школы посетил родину предков, подстегнув интерес школьников к изучению истории родного края. Три школьницы выполнили объемный проект, посвященный семье Лакиеров, и в знак уважения, желая поддержать девочек, Жан Мишель прислал следующее письмо.

Jean Michel CAPESIUS 41, route d’Arlon L-8009 Strassen Luxembourg

[email protected]

Люксембург, 23 июня 2011г. Дорогие Галина, Мария, Кристина.

От имени всей нашей семьи, потомков рода Лакье и Варваций, мы поздравляем вас с успешным окончанием школы и желаем успехов в последующих начинаниях. Будьте прилежными и настойчивыми в учебе, ноне теряй уважения к ближнему.

Не имея, к сожалению, возможности лично поздравить вас во время вручения дипломов, мы хотели бы присоединиться к поздравлениям и подарить вам 250 евро, которые вы сможете использовать по своему усмотрению.

С самыми добрыми пожеланиями,

щ**.

Jean Michel CAPESIUS

Рис. 5. Письмо Жан Мишеля Капезюса (потомка А. Лакиера). В верхней части письма изображен герб рода Варваци, внизу - герб Лакиеров

Прочитав эти строки, мы вспомнили слова Б.А. Лакиера, отца АБ. Лакиера, зафиксированные в завещании семье. Приведем их дословно: «Увещеваю и прошу детей жить мирно и в согласии и в случае нужды помогать друг другу советом и в делах, как прилично благонравным братьям и добрым христианам, служить царю и Отечеству честно и бескорыстно, как требует того долг истинных сынов Отечества, также они буквально должны исполнять мое духовное завещание дабы избежать строгой ответственное -ти в страшном суде...». Именно уважения к ближнему желает и потомок Бориса Александровича, живущий в наши дни, и это нам кажется схожим.

Третьим звеном, связующим прошлое и настоящее, как нам видится, стала деятельность по восстановлению памятника А. Лакиеру на Старом кладбище. Коллектив производственного объединения «ЛЕМАКС» взялся за этот труд. Сотрудники провели субботник на участке Лакиеров, для них была организована экскурсия, вызвавшая живой интерес. Субботник закончился удивительно: вдруг на кладбище появились монахи Донского монастыря, пришедшие во Всехсвятскую церковь по своим нуждам. Они были столь обрадованы и удивлены такой деятельностью трудового коллектива, что приняли записки о здравии всех трудящихся и обещали поминать их в литургиях. Вот такой неожиданный подарок получили активисты ЛЕМАКСа. Митрополит Вениамин (Федченков) так говорит об этом событии: «Святые и усопшие, живущие на небесах, имеют гораздо более тесное, близкое общение с нами, живыми, чем мы обычно привыкли об этом думать в жизни своей».

Заканчивая данную статью, мы хотели бы поделиться и таким интересным фактом. В наши дни самые лучшие макароны в Италии изготавливают из пшеницы сорта «Таганрог», и до революции именно из нашего города экспортировалась эта пшеница. Сейчас экспорт пшеницы данного сорта идет из Аргентины. Сыновья А Лакиера были известными сельскохозяйственными деятелями, экспортировали пшеницу и эмигрировали... в Аргентину. Возможно, это совпадение, а может быть, и нет? А торговым представителем аргентинского посольства в России в 1990-е и 2000-е годы был праправнук А. Лакиера Хорхе Николас Зобеник.

Воистину у Бога мертвых нет.

ЛИТЕРАТУРА ТРУДЫ А. ЛАКИЕРА

1. О вотчинах и поместьях. СПб.: Тип. кн. маг. П. Крашенинникова и комп., 1848.

2. Путешествие по Северо-Американским штатам, Канаде и острову Кубе. СПб.: Тип. К.Вульфа, 1859.

3. Русская геральдика. СПб.: Тип. II отд. собств. Е.ИВ. канцелярии, 1855.

О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А ЛАКИЕРА

1. Большая энциклопедия / под ред. С.Н.Южакова. СПб., 1903. Т.11.

2. Гаврюшкин О. Вдоль по Питерской. Таганрог: Изд-во «БАННЭРплюс», 2000.

3. Петровский К. Я бы хотела жить в старом городе // Таганрогская правда 1993. 6 окт.

4. Русский энциклопедический словарь /по ред. проф. СПБУ И.Н. Березина. СПб., 1874. T.I.

5. Ревенко Л. Автор «Русской геральдики» //Таганрогская правда. 1992. 1 июля.

6. Соболева П.А. Об авторе «Русской геральдики» // Лакиер А.Б. Русская геральдика. М.,1990.

7. Соболева H.A. Первый русский ученый-гераль-дист // Вопросы истории. 1991. № 4-5.

8. Цымбал АА. Путешествие за океан // Таганрогская правда. 1989. 16 марта.

9. Цымбал A.A. Отец русской геральдики / Таганрогская правда. 2009. 14 мая.

10. Федченков В. Божьи люди. М.: Изд-во «Отчий дом», 2004.

11. Энциклопедический словарь / изд. Ф.А. Брокгауз иЕА Ефрон. СПб., 1896. Т. 17.

12. Энциклопедия Таганрога. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: ООО «Ростиздат», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.