жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [9] и других международных документах [3, 15].
Полагаем, что необходимо сделать нравственный императив государственным, обязательным для всех законом, поскольку нравственность — это единственный фундамент, на котором мы сможем построить новое правовое государство. «Если мы разрушим связь между духовностью, нравственностью и законом, давайте забудем тему честности полиции, давайте забудем вообще тему жизнеспособности человеческого общества» [11].
Список литературы
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г. // URL: http://www.un.org. (дата обращения 28 августа 2012 г.).
2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (ХХ1) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. URL: http:// www.un.org (дата обращения: 28.08.2012).
3. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: принята резолюцией 3452 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г. URL: http:// www.un.org (дата обращения: 28.08.2012).
4. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
5. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Рос. газ. 2011. 7 дек.
6. О милиции: Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503. (утратил силу).
7. Об объявлении решения коллегии МВД России от 29 октября 1993 г. № 5км/1: приказ МВД России от 19 ноября 1993 г. № 501.
8. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138.
9. Баранов П.П., Витрук Н.В. Правосознание работников милиции: мифы, деформации, стереотипы // Право и жизнь. 1992 . № 1—3.
10. Бочаров С.Н., Герт Г.П., Еремичев И.А., Колод-кин Л.М. , Кондрашов Б.П., Коренев А.П., Саво-стинA.A.,ЦеликА.М., ЧернявскийВ.С.Админи-стративная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: учебник / под ред. А.П. Коренева. 4-е изд., изм. и доп. М., 2002.
11. Выступление Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на круглом столе «Духовность. Нравственность. Закон», проходившем в Московском университете МВД России 28 марта 2012 г. Официальный сайт МВД России. URL: http://www.mvd.ru/news/show_ 103733/ (дата обращения: 28.08.2012).
12. Малахов В.П. Концепция философии права. М., 2007.
13. Малахов В.П. Философия права. М., 2007.
14. Соловьев В. Право и нравственность: очерки из прикладной этики. СПб., 1897.
15. СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М., 1989.
E-mail: omboeva@bk.ru
Л.П. ОРЕХОВА,
старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
кандидат педагогических наук (Академия управления МВД России)
Тьюторство: возможности применения в образовательном процессе МВД России
Темпы развития современного общества способствуют пристальному вниманию к педагогическим инновациям, что обусловливается изменением целей обучения в вузах. Полагаем, что основным нововведением в образовании является включение в процесс обучения наряду с педагогом тьютора.
В качестве эксперимента предлагаем педагогов-преподавателей из категории про-
В статье рассмотрено понятие и история развития тьюторства, обоснована необходимость возрождения именно классической тьюторской позиции - очного тьюторства.
Понятие «тьютор»; история тьюторства; деятельность, функции, задачи; роль тьюторства; тьюторство как профессиональная деятельность.
фессоров, доцентов Академии управления МВД России не отправлять на заслуженный отдых по достижению предельного возраста, а по желанию, с учетом научного звания и практического опыта, переводить в ранг преподавателей-тьюторов по каждой кафедре и прикреплять к ведомственным колледжам.
Педагог, учитель — это тот, кто знает чему, как и зачем учить. Тьютор — это тот же ученик, но который знает чему, как и зачем учиться. Частица «ся» в этом контексте меняет все. Тьютор — не тот, кто умеет учить учиться, а тот, кто умеет учиться и передавать свой опыт самообразования тому, кто также находится в процессе самообразования [5].
Тьютор — не тот, кто передает знание, пусть даже добытое путем самообразования, но тот, кто передает опыт учения. Следовательно, быть тьютором в рамках какого-либо образовательного предмета можно только в случае, если преподаватель продолжает находиться в позиции изучающего, а не знающего, и изучать не методику преподавания, а предмет, самостоятельно, «для себя», и в этом противоположность. По нашему мнению, в целостном построении образования это взаимодополняющие позиции.
В дидактике тьютор — это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ, или же наставник. Тьюторство — это отдельная культура, формировавшаяся на протяжении 900 лет параллельно культуре преподавания и обучения.
Тьюторство получило активное развитие в дистанционных формах обучения. Полагаем, что на современном этапе возникает необходимость возрождения именно классической тьюторской позиции — очного тьюторства [1].
Тьюторство востребовано в сферах, где понимание требует персональных, личных усилий. Тьютор, так же как и его подопечный, может не знать ответа, но у него есть опыт самостоятельного его нахождения, он умеет делиться таким опытом и создает условия для возникновения такого опыта у других. Тьютор схож с научным руководителем, только его находки «остаются в тени», потому что не касаются новых открытий для всего человечества, но только для очередного подопечного.
Опыт работы в данном направлении показал, что педагогу подчас трудно встать на позицию тьютора. Это прежде всего потому, что
он знает ответ, знает, как правильно к нему подвести обучаемого, и поскольку данный навык составлял его профессию, он учит правилам и преподает законы. Тьютор преследует другие цели, выбирает другой стиль и повод для общения [3].
Если учитель (педагог) участвует в процессе обучения, управляя и поддерживая данный процесс, передает знание, используя при этом методику обучения, то тьютор сопровождает обучаемого в процессе его самообразования, влияет на формирование у него индивидуальной ответственности, рефлексирует над собственным опытом самообразования.
Университеты средних веков и современные университеты далеко не одинаковы [2]. По содержанию образования низшая ступень средневекового университета — факультет свободных искусств — соотносима со средней и старшей школой современности. На этой ступени обучения осваивали так называемые семь свободных искусств: арифметику, геометрию, музыку, астрономию, грамматику, риторику (искусство доказывать) и диалектику (искусство вопрошать). Изначально сроки обучения не ограничивались, поскольку программ обучения не существовало и происходило оно в основном стихийно, в форме самообразования. Процесс самообразования (пребывание в университетском сообществе) мог длиться от 10 до 20 лет. Возраст школяров был самый разный, но с упорядочиванием университетской жизни совсем молодые люди (14—15 лет) поселялись в университетских городках.
Современная школа имеет ряд преимуществ перед вузом в возрождении тьюторских традиций: она относится к еще не целевому периоду освоения мира знания, когда знание может присваиваться ради собственной ценности и является заведением, где проходит 10 лет жизни ученика, а значит — есть возможность создать его индивидуальную образовательную историю.
В Х1—Х11 вв. университетское сообщество представляло собой братство, исповедующее ценности знания и свободы и говорящее на одном языке — латыни. С одной стороны, это сообщество было наднациональным, не знающим государственных границ, странствующим от кампуса к кампусу вслед за получающими известность магистрами, с другой — ученые чужестранцы объединялись в землячества для защиты своих интересов и ценностей. Центр тяжести культуры сместился от монастырей к городам, которые становились «покровителями» школяров: настоящим городом мог считаться тот, который имел свой университет. Университет получил
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)
статус общественного института, открывающего знания миру [3].
Слово «университет» в средние века означало любую общественную организацию или организованный союз людей, свободно объединившихся. Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и школяров, различавшихся лишь тем, что в одних всеми делами заправляли школяры, в других — преподаватели.
Границу между школяром и преподавателем в средневековом университете провести было практически невозможно. Так, бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, а с другой — продолжал оставаться школяром.
Магистр низшего факультета (факультета искусств), стремившийся получить ученую степень по одному из высших факультетов (юридическому, медицинскому или богословскому), поступал туда школяром, затем становился бакалавром и только потом порывал связь с прежним факультетом. Школяр зарабатывал деньги преподаванием, чтобы скопить необходимую сумму для посещения лекций какого-либо прославленного профессора. Учителя и учащиеся одинаково были лицами духовного звания (а зачастую и одного возраста): в XIX в. большая часть тьюторов в коллегиях была обязана принять духовный сан, в то время как в университете профессорами становились светские лица. Полагаем, этот процесс был связан с тем, что знания о мире все усложнялись и необходимо было сохранить целостность индивидуальной жизни, не разрывая веру и разум. На обеспечение этой целостности во многом и была направлена тьюторская система.
О тьюторстве как сложившейся форме университетского наставничества можно говорить начиная с XIV в.
Тьюторами в отличие от преподавателей могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Появление тьюторов было особенно актуально для тех школяров, кто хотел сократить срок получения образования.
К концу XVI в. тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании и отвечает прежде всего за воспитание подопечных. Так как в университеты приходили учиться все более молодые люди, тьюторам вменялся надзор над определенным числом школяров. Тьютор заменял школяру родителей, был ближайшим помощником во всех затруднениях, сопровождал его по жизни в коллегии, включая бытовую ее сферу.
В XVII в. деятельность тьютора расширяется — все большее значение приобретают его образовательные функции. Тьютор теперь готовит подопечного к академическим лекциям и руководит им в частных занятиях.
В XVII в. тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. В течение XVIII—XIX вв. в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдает своих позиций, но занимает центральное место в обучении; лекции служат лишь дополнением к ней.
В университетском пространстве сама образовательная деятельность была свободной как для занятий науками, так и для преподавания. Не было программ, стандартов и расписаний. Каждый магистр читал то, что составляло предмет его интереса, каждый школяр сам выбирал, кого и когда ему слушать, у кого учиться. Так, школяры из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Университет предъявлял свои требования школярам только на экзаменах, и школяр должен был сам выбрать путь, которым он постигнет знания, необходимые для получения статуса ученого мужа.
Тьютор помогал ему в этом: советовал, какие лекции и практические занятия лучше посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его подопечный хорошо занимался и был готов к университетским экзаменам.
Основную идею тьюторской деятельности определяли как идею практического учения в противоположность спекулятивному учению, получившему распространение в академических университетских аудиториях.
В начале XIX в. совет ректоров Оксфорда выступил против ввода германской модели организации учебного процесса (основывающейся на лекционных занятиях) в университетах, поскольку, по их мнению, отмена тьюторства будет подменять образование информацией, а религию — псевдоученостью. Именно тьюторская система позволяла превратить знание из общеизвестного в личностное.
Традиционная структура тьюторской системы включала в себя три элемента: собственно тьюторство (коллегиальные чтения, в частности, при отсутствии профессориаль-ных лекций: например, с 1700 г. по 1850 г. в английских университетах не существовало публичных лекционных курсов); руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу школяров, включая каникулярное вре-
мя; моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни школяра в университете.
Минимально тьюторов в школах (или в ведомственных колледжах) должно быть трое, хотя бы для того, чтобы у них была возможность обсуждать свои опыты.
В отличие от деятельности традиционного педагога высшей школы, деятельность тьютора гораздо больше связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство требует освоения определенных функций: управленческой, мотивационной, методической, целеполагания, планирования, установления коммуникаций, контроля, рефлексии. Каждая из них имеет действия: например, методическая функция тьютора, отнесенная к числу важных функций, создает необходимые средства для организации учебного процесса (специальные задания, комплекты вопросов, набор конкретных ситуаций, иллюстративный материал и др.); участвует в разработке различных контрольно-диагностических методик (перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.); основополагает анализ и описание собственно тьюторского опыта и способствует внедрению в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.
Большинство из рассмотренных функций приходится выполнять всем тьюторам: это диктуется потребностями образовательного процесса. Однако на разных этапах обучения совокупность доминирующих функций тьютора меняется [4].
К отношениям тьютора с обучающимися подходит понятие «роль». Роль — это проекция некоего отношения. Эти роли делят на два типа: содержательные и формальные. Для тьютора выделяются следующие роли: консультант, наставник, менеджер, педагог, ан-драгог, маркетолог, личность и др. Педагогические связаны с умением передавать знания по предмету; андрагогические — с умением управлять (организовывать) процессом обучения с учетом особенностей обучающихся; маркетинговые — с умением понимать и удовлетворять потребности обучающихся, побудившие их к обучению; консультационные — с умением понимать конкретные проблемы обучающихся и давать практические рекомендации по их решению; личностные — с умением подчинять людей своей воле и влиять на их убеждения и поведение.
Подобные роли рассматриваются как «содержательные», т. е. связанные с содержанием отношений между тьютором и обучающи-
мися. Другие роли «формальные», поскольку они отражают форму различных содержательных отношений с обучающимися.
Выступая в роли консультанта (наставника и др.), тьютор устанавливает разные формы отношений с обучающимся, среди которых выделяют командно-подчиненные (приказывает обучающимся и требует от них выполнения приказаний); партнерские (договаривается с обучающимся); отеческие.
Роли «арбитра» и «равного» очень важны и полезны для образовательного процесса, хотя и в разной степени. В обоих случаях желаемым результатом всегда будет самостоятельная содержательная рефлексия обучающихся.
Формально деятельность тьютора можно разделить на подход, ориентированный на обучающихся, и подход, ориентированный на тьютора [3, 1].
К первому типу можно отнести роль «равного» и в какой-то мере роль «арбитра»; ко второму — роль «образца» и также роль «арбитра». Двойственный характер роли «арбитра» объясняется особым контекстом, в котором она проявляется: когда тьютор тем или иным способом объясняет обучающимся содержание курса, при передаче (перемещении) идеи-знания от тьютора к обучающимся. Перемещение знаний является частью работы тьютора, данный процесс лишает возможности обучающихся пройти трудный, но собственный путь к пониманию идей и концепций. Поэтому такое поведение тьютора ориентировано на него самого, а не на обучающихся. Тем не менее роль «перемещателя» бывает необходима в некоторых учебных ситуациях.
В других случаях тьютор проверяет понимание обучающимися идей курса. Можно представить это следующим образом: тьютор формирует в сознание обучающихся некую определенную конструкцию, создавая требуемый образ правильной идеи или концепции. Считается, что при этом он выполнял роль «формирователя». Обе роли — «перемещате-ля» и «формирователя» — являются разновидностями роли тьютора как арбитра.
В роли тьютора как «равного» утверждается подход «ориентация на обучающегося», т. е. признается интеллектуальная автономия обучающихся. Выделяют следующие разновидности роли тьютора как «равного»: тьютор— «гид» и тьютор—«выращиватель».
В роли тьютора «гида» тьютор подводит обучающихся к пониманию некой идеи, исполняя таким образом роль гида в их познавательном путешествии, в роли тьютора—«выращивателя» он способствует «выращиванию» личного подхода обучающихся к изучению материала курса.
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)
80
Тьютор — больше организатор образовательной, мыслительной и других видов деятельности обучающихся, чем теоретик-консультант, что требует больше навыков, чем знаний [3].
Полагаем необходимым предложить следующие выводы.
1. Не все слушатели, адъюнкты, соискатели, курсанты ведомственных колледжей должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, только желающие что-то узнавать самостоятельно, вне программы обучения. Мотивация к самообразованию может формироваться в условиях, в которых может проявляться самостоятельность.
2. Нецелесообразно совмещать занятия и тьюторские консультации, поскольку у слушателей, адъюнктов, соискателей, курсантов ведомственных колледжей была возможность различать образовательные пространства, где они должны обучаться и самообразовываться.
3. Тьютором может стать тот, кто не только готов поддерживать слушателя, адъюнкта, соискателя, курсанта ведомственного колледжа в разрешении интересующих их вопросов, но и вместе с ними включаться в поиск ответов.
Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике.
Список литературы
1. Долгоруков А.М. Практическое руководство для тьютора системы открытого образования на основе дистанционных технологий. М., 2002.
2. Ковалева Т.М. Введение в тьюторство. URL: http: //www.mioo.ru (дата обращения: 28.08.2012).
3. Попов А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения. Томск, 1996.
4. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства — идея педагогического поиска. Томск, 1996.
5. Щенников С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. М., 2005.
E-mail: orehova57@mail.ru
М.В. ПРЯХИНА,
профессор кафедры юридической психологии, кандидат психологических наук, доцент
(Санкт-Петербургский университет МВД России)
И.Ю. КОБОЗЕВ,
преподаватель кафедры юридической психологии, кандидат психологических наук
(Санкт-Петербургский университет МВД России)
Профессиональный стресс руководителей
органов внутренних дел
В статье представлены результаты исследования интенсивности профессионального стресса руководителей органов внутренних дел. На материале анализа показателей психодиагностических методик в группах руководителей с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса выделены психологические факторы, оказывающие влияние на предмет исследования.
Профессиональный стресс, руководители органов внутренних дел, копинг-поведение, копинг-стратегии, психодиагностика, механизмы психологической защиты.
Профессиональная деятельность руководителей органов внутренних дел МВД России протекает в условиях высокой психической напряженности, что способствует формированию выраженных длительных дезадаптивных состояний. Хронический стресс ведет к увеличению риска развития некоторых заболеваний стрессовой этиологии — «болезней стресса» (сердечнососудистые, язвенные болезни, невротические состояния и др.), а также влечет целый ряд социально-экономических и социально-психологических последствий: текучесть кадров, неполное и несвоевременное выполнение поставленных задач, снижение удовлет-