УДК 37
Сыпко Е.В.
канд. пед наук, доцент НГГТИ, г. Невинномысск, РФ Власова В.И. канд. пед наук, доцент НГГТИ, г. Невинномысск, РФ
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Аннотация
Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме тьютерского сопровождения детей младшего школьного возраста в период адаптации к школе. Представлены результаты внедрения программы тьютерского сопровождения первоклассников в период адаптации к школе. В работе использовался комплекс методов исследования (теоретические и эмпирические), в том числе методы для определения исходного уровня адаптации младших школьников к школе. В эксперименте приняли участие 46 первоклассников (контрольная группа - 23 человека и экспериментальная - 23 человека). В работе представлены основные ориентиры тьютерского сопровождения, которые позволяют обеспечить личностно ориентированный подход в обучении, учесть особенности, влияющие на эффективность адаптации детей младшего школьного возраста к школе. Авторы пришли к заключению, что тьютерское сопровождение повышает уровень адаптации детей младшего школьного возраста к школе, что в дальнейшем будет способствовать эффективности процесса обучения.
Ключевые слова
тьютерское сопровождение, тьютер, адаптация, дезадаптация, дети младшего школьного возраста.
Адаптация первоклассника к школе представляет собой одну из самых важных проблем для педагогики и психологии образования. Данная тема исследования актуальна, поскольку от успешности адаптации ученика в школе зависит его эмоциональное состояние, дальнейшее отношение к учению, учителю и одноклассникам.
Успешной адаптации младших школьников способствуют такие факторы, как физическое и психическое здоровье, уровень умственной и познавательной активности, умение организовывать своё поведение и деятельность, а также желание учиться и умение общаться. Адаптация к школе является перестройкой познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер жизни при переходе к школьному обучению [4, с. 22]. Данная перестройка происходит из-за кризисного периода в жизни ребёнка. Возраст 6-7 лет является рубежным, кризисным периодом в развитии его личности [3, с. 6].
У большинства детей, в те или иные периоды развития, под влиянием ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. У некоторых же детей они проявляются часто [1, с. 223]. Для того, чтобы процесс адаптации первоклассников к школе не был травматичным, а осуществлялся эффективно и гармонично, важно организовать для них тьюторское сопровождение на протяжении всего периода адаптации [5, с.128].
Работа тьютора должна быть направлена на создание благоприятных условий для успешного обучения, социального и психологического развития. Тьютору необходимо помочь детям максимально использовать предоставленные возможности для развития и образования и приспособить их
индивидуальные особенности к условиям школьной жизни [2, с. 84].
В ходе исследования мы теоретически обосновали и выявили психолого-педагогические условия тьюторского сопровождения детей младшего школьного возраста в период адаптации к школе.
1. Нами была раскрыта сущность процесса адаптации, определены критерии адаптации учеников в первом классе. Адаптация - это приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям; приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Выделяют три уровня адаптации детей к школе: высокий, средний и низкий.
Определить уровень адаптации первоклассников к школе и оценить эффективность протекания данного процесса можно по следующим критериям: принятие новой социальной роли, учебная мотивация, эмоциональное состояние ребенка в школе, особенности поведения ребенка в школе.
2. Выделены особенности адаптации первоклассников к школе.
К основным особенностям адаптации первоклассника к школе можно отнести: новый социальный статус ребенка и коллектив, новые правила и требования; также у него происходит смена деятельности и формирование учебных мотивов.
С самых первых дней перед ребенком ставится целый ряд задач, решение которых требует от него большие затраты интеллектуальных, физических и эмоциональных ресурсов. Поэтому у младшего школьника возникают высокое напряжение и низкая работоспособность. Это происходит из-за того, что ребенок не готов к роли ученика, изменениям в своей жизни, ответственности и обязанностям, которые ему необходимо выполнять. Вследствие чего, у многих детей возникают проблемы с адаптацией.
Выделяют три основных этапа адаптации к школе: ориентировочный этап, неустойчивое приспособление, устойчивое приспособление. Адаптация к школе может длиться от одного до трех месяцев, реже - до года. Однако, если к концу третьего месяца у первоклассника отсутствует учебная мотивация, развито чувство тревожности и напряжения, нет установившегося контакта с одноклассниками и учителями, присуще девиантное поведение, то у данного ученика дезадаптация к школе.
Дезадаптация - это неприспособленность человека к определенным, чаще всего новым условиям существования. Выделяют следующие причины школьной дезадаптации: неготовность ребенка к школьным условиям, несформированность адекватного поведения, низкий уровень познавательной активности (отсутствие мотивации), недостаточное развитие речи, отсутствие межличностных контактов [6, с. 88].
Факторами успешной адаптации детей к школе являются уровень умственной и познавательной активности, психическое и физическое здоровье, желание учиться, умение общаться, умение организовывать свою деятельность и поведение согласно школьным требованиям и нормам.
3. Определена специфика тьюторского сопровождения детей младшего школьного возраста в период адаптации.
С каждым годом количество первоклассников с низким уровнем адаптации увеличивается. Из-за этого у детей могут возникнуть трудности в дальнейшем обучении, социализации. Поэтому необходимо осуществлять тьюторское сопровождение первоклассников в период адаптации к школе для того, чтобы данный процесс не был для детей травматичным и прошел успешно. Важно организовать сопровождение учащихся на протяжении всего периода адаптации, начиная с первого месяца обучения в школе.
В современной системе образования все более востребованным становится такой вид сопровождения детей, как тьюторское сопровождение.
Тьюторское сопровождение - это особый тип сопровождения, которое направлено на создание условий для развития обучающихся, формирования их мотивов и интересов, а также для принятия
оптимальных решений в различных ситуациях выбора.
Работая с первоклассниками в период адаптации к школе, тьютору нужно определить уровень их адаптированности и создать для них такие психолого- педагогические условия, которые будут способствовать благоприятному течению адаптации к школьному обучению.
Тьюторское сопровождение младшего школьника подразумевает такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся осваивает новые способы действия, приобретает компетенции, которые необходимы для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов.
В своей работе педагог - тьютор может выбирать различные формы, методы и технологии сопровождения, ориентируясь на возраст обучающихся в группе, их особенности и трудности. Учитывая данные показатели, тьютор разрабатывает программу сопровождения, которая будет ориентирована на развитие учащихся, формирование и развитие их учебных и социальных мотивов, познавательного интереса и профилактику дезадаптации.
Тьюторское сопровождение первоклассников в период адаптации состоит в помощи принятия осознанной позиции учащегося и развитии интереса к обучению. Одним из актуальных направлений работы тьютора, сопровождающего процесс адаптации первоклассника к школе, является использование специальных игр, способствующих благоприятному психологическому климату в классе.
4. Выявлен уровень адаптации младших школьников в условиях современной школы.
На констатирующем этапе исследования было установлено, что уровень адаптации к школе у обучающихся экспериментальной и контрольной групп был преимущественно средним и низким, что обусловлено отсутствием систематической и целенаправленной работы в данном направлении.
5. Разработана программа тьюторского сопровождения первоклассников, проверена её эффективность.
На формирующем этапе исследования была разработана и реализована в экспериментальной группе программа тьюторского сопровождения первоклассников в период адаптации к школе, направленная на повышение уровня школьной адаптации. Были проведены занятия с использованием различных форм, методов и технологий сопровождения. Данные занятия способствовали формированию эмоционально-положительного отношения к учебе, снижению эмоционального напряжения, повышению школьной мотивации.
Для подтверждения эффективности программы мы использовали Т- критерий Вилкоксона для определения сравнительных показателей экспериментальной группы констатирующего и контрольного этапов исследования. Полученное эмпирическое значение ТЭМП = 35,5 находится в зоне значимости.
Результаты контрольного этапа исследования показали, что уровень адаптации к школе у учащихся экспериментальной группы заметно повысился, что позволяет говорить об эффективности разработанной программы тьюторского сопровождения детей младшего школьного возраста в период адаптации к школе.
Список использованной литературы:
1. Александрова Е. А., Андреева Е. А. Теория и практика тьюторской деятельности в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т.
2. № 2. С. 222-231.
2. Бендова Л. В. Функции тьютора в сети ОДПО // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 82-89.
3. Багирова З. К., Велиева С. Г. Особенности реализации функции тьютора в общем образовании // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1(62). С. 5-7.
4. Дудникова М. Г. Тьюторское сопровождение детей младшего школьного возраста // Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. 2017. № 1 (5). С. 21-23.
5. Дудчик С. В. Психолого-педагогическая диагностика в работе тьютора // Человек и образование.
2016. № 1 (46). С. 127- 130.
6. Игнатьева Е. П. Тьюторское сопровождение как педагогический феномен // Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2009. № 6. С. 86-92.
7. Козлова В. А. Тьюторское сопровождение первоклассников в период адаптации к условиям обучения в школе // Современное педагогическое образование. 2019. № 4. С. 160-163.
8. Костина А. В. Современное состояние проблемы тьюторского сопровождения детей при подготовке их к школе // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т.2. № 3. С. 79-81.
© Сыпко Е.В., Власова В.И., 2022