Научная статья на тему 'ТЮСЮЛГЯ МОСТ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ ЯКУТОВ'

ТЮСЮЛГЯ МОСТ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ ЯКУТОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурный ландшафт / тюсюлгя / культурная память / этнокультурная идентичность / традиционализм / cultural landscape / Tyusulgya / cultural memory / ethnocultural identity / traditionalism

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Яковлев Айтал Игоревич, Яковлева Капитолина Максимовна, Федоров Святослав Игоревич, Федорова Айталина Родионовна

В настоящий момент Республика Саха (Якутия) занимает первое место по миграционной привлекательности в Дальневосточном Федеральном округе. Если внешние мигранты (иностранные трудовые мигранты) не сильно влияют на повседневность жителей Якутии, то внутренние мигранты, из сельской моноэтничной монокультурной среды, как раз играют большую роль в трансформации культурного ландшафта в Республике. Начинается рост традиционалистских настроений, как противовес чему-то новому и угрозе не просто адаптации традиционных форм культур к современным вызовам, но и ее полное исчезновение. Все эти изменения практически сразу отражаются в социокультурной среде городов и сел Якутии. Сегодня тюсюлгя (түһүлгэ – якут. место проведения традиционного культово-обрядового праздника ысыах) является одним из мест памяти, где концентрированно представления вся современная якутская культура, и здесь же находят свое отражение все глубинные культурные процессы в Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Яковлев Айтал Игоревич, Яковлева Капитолина Максимовна, Федоров Святослав Игоревич, Федорова Айталина Родионовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYUSYULGA A BRIDGE BETWEEN THE PAST AND FUTURE OF YAKUTS

Currently, the Republic of Sakha (Yakutia) ranks first in terms of migration attractiveness in the Far Eastern Federal District. If external migrants (foreign labor migrants) do not greatly influence the everyday life of the residents of Yakutia, then internal migrants, from a rural monoethnic monocultural environment, play a large role in the transformation of the cultural landscape in the Republic. The growth of traditionalist sentiments begins, as a counterweight to something new and the threat of not only the adaptation of traditional forms of cultures to modern challenges, but also its complete disappearance. All these changes are almost immediately reflected in the sociocultural environment of the cities and villages of Yakutia. Today Tyusyulgya (Tүһүlge Yakut. The place of the traditional cult-ritual holiday Ysyakh) is one of the places of memory where all modern Yakut culture is concentrated, and all the deep cultural processes in Yakutia are reflected here.

Текст научной работы на тему «ТЮСЮЛГЯ МОСТ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ ЯКУТОВ»

34. Pichko N.S., Zinchenko Ya.G., Samygin S.I. Volonterstvo i blagotvoritel'nost' kak formy social'nogo sluzheniya // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski. - 2023. - № 2. - S. 263-268.

35. Vasil'eva N.V., Pyatkovskaya Yu.V. K voprosu o sovershenstvovanii pravovogo regulirovaniya dobrovol'cheskoj deyatel'nosti (volonterstva) // Akademicheskij yuridicheskij zhurnal. - 2021. - T. 22. - № 4. - S. 318-325.

36. Kovrov V.V., Gafiatulina N.H., Bilovus V.K. Vliyanie volontertsva na social'nuyu aktivnost' obuchayushchihsya v rossijskih vuzah // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski. - 2022. - № 4. - S. 292-296.

37. Lyashenko M.I. Potencial volonterstva professional'noj napravlennosti v podgotovke budushchih pedagogov k vospitatel'noj deyatel'nosti // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. - 2022. - T. 10. - № 6.

38. Domashova E.V., Gonohova T.A., Blagovskaya E.V. Social'no-psihologicheskij podhod k issledovaniyu volonterstva kak osnovy formirovaniya aktivnosti molodezhi v usloviyah vuza // Kazachestvo. - 2020. - № 47 (5). - S. 87-91.

39. Majkova V.P., Danilova O.A. Volonterstvo kak vazhnyj faktor konsolidacii obshchestva // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. - 2021. - № 2 (56). - S. 134-142.

40. Fomenko V.A., Petrova S.V. Sociokul'turnaya i upravlencheskaya paradigma volonterstva: podhody v nauchnoj diahronii // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski. - 2021. № 4. - S. 234-239.

41. Pevnaya M. V., Tarasova A. N., Telepaeva D. F. Otkaz uchashchejsya molodezhi ot volonterstva: issledovanie i upravlencheskie resheniya v ego preodolenii // Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2023. - № 1 (61). - S. 690-707.

42. Yakovleva A.V., Evstafeva E.M. Dobrovol'chestvo (volonterstvo) v sovremennom rossijskom obshchestve (pravovoj aspekt) // Social'no-politicheskie nauki. - 2020. - T. H. - № 2. - S. 70-78.

43. Kokoreva M.E. Volonterstvo kak forma social'noj podderzhki nezashchinennyh slov naseleniya // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. - 2023. - № 4 (108). - S. 56-62.

МЕДВЕДВА ЛЮДМИЛА МИХАИЛОВНА - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории, археологии и этнологии, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. ЗАХАРОВА ДАРЬЯ ИГОРЕВНА - аспирант Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

MEDVEDEVA, LUDMILA M. - Doctor of History, Professor, Head of the Department of History, Archeology and Ethnology of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).

ZAKHAROVA, DARYA E. - Ph.D. student of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences (dzaharova! [email protected]).

ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНОЛОГИЯ

УДК: 910.3:2(571.56) DOI: 10.24412/2308-264X-2023-5-248-255

ЯКОВЛЕВ А.И., ЯКОВЛЕВА К.М., ФЕДОРОВ С.И., ФЕДОРОВА А.Р. ТЮСЮЛГЯ - МОСТ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ ЯКУТОВ

Ключевые слова: культурный ландшафт, тюсюлгя, культурная память, этнокультурная идентичность, традиционализм

В настоящий момент Республика Саха (Якутия) занимает первое место по миграционной привлекательности в Дальневосточном Федеральном округе. Если внешние мигранты (иностранные трудовые мигранты) не сильно влияют на повседневность жителей Якутии, то внутренние мигранты, из сельской - моноэтничной - монокультурной среды, как раз играют большую роль в трансформации культурного ландшафта в Республике. Начинается рост традиционалистских настроений, как противовес чему-то новому и угрозе не просто адаптации традиционных форм культур к современным вызовам, но и ее полное исчезновение. Все эти изменения практически сразу отражаются в социокультурной среде городов и сел Якутии. Сегодня тюсюлгя ^h^re - якут. место проведения традиционного культово-обрядового праздника ысыах) является одним из мест памяти, где концентрированно представления вся современная якутская культура, и здесь же находят свое отражение все глубинные культурные процессы в Якутии.

YAKOVLEV, A.I., YAKOVLEVA, K.M., FEDOROV, S.I., FEDOROVA, A.R. TYUSYULGA - A BRIDGE BETWEEN THE PAST AND FUTURE OF YAKUTS

Key words: cultural landscape, Tyusulgya, cultural memory, ethnocultural identity, traditionalism.

Currently, the Republic of Sakha (Yakutia) ranks first in terms of migration attractiveness in the Far Eastern Federal District. If external migrants (foreign labor migrants) do not greatly influence the everyday life of the residents of Yakutia, then internal migrants, from a rural - monoethnic - monocultural environment, play a large role in the transformation of the cultural landscape in the Republic. The growth of traditionalist sentiments begins, as a counterweight to something new and the threat of not only the adaptation of traditional forms of cultures to modern challenges, but also its complete disappearance. All these changes are almost immediately reflected in the sociocultural environment of the cities and villages of Yakutia. Today Tyusyulgya (TYhylge - Yakut. The place of the traditional cult-ritual holiday Ysyakh) is one of the places of memory where all modern Yakut culture is concentrated, and all the deep cultural processes in Yakutia are reflected here.

Современные этнокультурные процессы в Республике Саха (Якутия). В современной Якутии наблюдается не просто повышенный интерес к своей традиционной культуре, но и возрождение и адаптация традиций к современным вызовам. Этничность современных народов Якутии, в частности якутов, занимает важную часть в формировании социокультурной среды в селах и городах Якутии. Все это подпитывается живой народной идеологией -

традиционалистскими и (нео)традиционалисткими идеями, которые находят реализуются и отражаются в культурном ландшафте Якутии с помощью современных технологий и техники. Рост национального самосознания начавшееся с 1980-1990 - х гг. ХХ вв., потребности в традиционном мироощущении и самоидентификации в условиях трансформации (осовременивания) традиционной культуры, обусловливает в Якутии актуализацию вопросов этнокультурной идентичности (этничности). В этом многогранном и многослойном процессе важную роль играет историческая память.

Согласимся с теориями М.Хальбвакса [30, 31], что память играет одну из главных ролей в создании истории как таковой. Отметим, что каждый представитель этноса имеет четкое представление не только о своем личном, семейном, родовом прошлом, но и о прошлом своего народа, то есть выражает коллективную память по отдельным и общим историческим вопросам [9, 19, 20, 21, 22]. При этом народ не является просто носителем культуры, рассуждающим о прошлом своего народа, семьи, рода - городской или сельский житель становится актантом и активно трансформиует свое материальное окружение опираясь на историческую и культурную память. Все окружающее пространство заполняется элементами материальной и духовной культуры, в той или иной степени носящими этнический компонент - как в материальном, функциональном плане (прим. якутская традиционная посуда, тюсюлгя, одежда), так и в смысловом (сакральном). Этот признак заполнения пространства отсылает как раз к П. Нора [16].

В целом главная проблема статьи опирается на вопрос - как функции тюсюлгя заполняются смыслами, обретая новые формы (строения, одежду, украшения) опираясь на народную культуру и рефлексию относительно своего прошлого?

К вопросу об идентичности и самоидентификации обращались многие отечественные исследователи [5, 15, 27, 28, 30, 31], в этой связи, наиболее актуальным является вопрос обращения к исторической памяти [13, 16, 17, 22, 26-28]. Здесь авторы рассматривают историческую память, как основу для формирования и выстраивания основных элементов этнокультурной идентичности. В якутоведении сам праздник ысыах, в частности тюсюлгя, описываются многими исследователями [1-6, 8, 23-26], данную литературу мы использовали как теоретическую опору.

В качестве источниковой базы исследования использованы полевые материалы исследований по гранту Президента РФ (2018 г), а так же полевые материалы ИФ СВФУ (20132017 гг) в Вилюйской, Центральной, Арктической группе улусов и районов Республики Саха (Якутия) [35-37].

О современной традиционной культуре. В данном исследовании мы исходим из тезиса, что процесс трансформации культуры в Якутии - это естественное, эволюционное развитие, которое пытается сохранить свои традиции в условиях форсированной культурной глобализации конца XX - начала ХХ! вв. После развала Советского союза существовавший идеологический вакуум в стране был заполнен традиционным религиозными и иными ценностями, легшими в основу социокультурной

идентичности: начинается восстановление связей между массовой, народной культурой и религиозными течениями - как традиционными, так и нетрадиционными. Например, 1990-ые годы стали началом формирования новых ландшафтных культовых образований - Домов Арчы, носящих функцию религиозно-обрядового центра наподобие храмов, присущих мировым религиям. На информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации, в Республике Саха (Якутия) числится пять местных религиозных организаций, три из которых зарегистрированы и работают в г. Якутске [6]. Эти зарегистрированные организации, а также инициативные граждане организуют тематические мероприятия районного, общегородского и локального (клуб по интересам) характера. Более подробно эти культовые сооружения рассмотрены ранее [34].

В конце ХХ века, на фоне «ренессанса» традиционной культуры, появляются новые, модернизированные религиозные учения, такие как «Кут-сюр», «Айыы», «Тенгрианство» (культ Неба). А уже начало XXI века - это период так называемого «культурного шока» - конфликта культур согласно Л.Г. Ионина [13], которая наступает как ответ культурной глобализации. Начинают появляться новые формы культуры на основе тех знаний народа, которых относят к культурной памяти и вкраплять их в окружающую среду [3, с. 120].

Столица Республики - Якутск становится полем открытого конфликта старого, прошлого и нового, современного. Данное явление мы относим к феномену глобализации, описанному нами ранее [34].

В Якутске, в районных центрах популярностью пользуются открытые лекции историков, этнографов, археологов. Они также практически в любых постановках Саха академического театра, Театра Олонхо, Сахафильма и других культурных учреждениях, организациях выступают консультантами по костюмам, интерьеру. Часто можно наблюдать как посетители театра фотографируют костюмы на актерах и актрисах. Население Республики постоянно держит на слуху большие этнографические и археологические экспедиции в районы и улусы, ожидая публикации научных статей, организации тематических выставок по результатам этих экспедиций.

Особенно надо выделить День народного мастера в Якутии (5 марта) - когда со всей Республики собираются мастера кузнецы и народные мастерицы рукодельницы. Оцепляется главная улица Якутска и по ней в традиционных якутских, эвенкийский, эвенкских, долганских, русских и др. костюмах проходит колонна. Зрители парада традиционной одежды фотографируются с мастерами и участниками, фотографируют и весь комплекс народного костюма - украшения, одежду, обувь, сумки, пояса и другие элементы.

Тюсюлгя и современные якуты. Традиционно тюсюлгя у якутов воспринимается как круг, в форме которого собравшиеся садятся по праздничному поводу или для решения повседневных вопросов. Это как раз и видно на фотографии 1, во время проведения родового собрания собравшиеся сидят в круге, посередине которого расположились родоначальники. Видимо решают вопрос перераспределения сенокосных, пахотных земель и иные насущные вопросы наслега.

Фото. 2 Собрание якутов, 1902

На фотографии 2, представлен ысыах 1956 г. в селе. Элгээйи, Сунтарского улуса. Собравшиеся жители наслега сидят образовав круг. На фотографии видно, что это просто поле на окраине деревни, не имеющее определенных строений для расположения участников ысыаха, сцены, трибун, культовых сооружений типа ба5ах-сэргэ. Это можно объяснить тем, что в советское время не праздновали ысыах, как культово-обрядовый, и если праздновали (например с 1945 г.) то больше ысыах проходил в формате колхозного или совхозного собрания, спартакиады.

Фото. 2 Ысыах в с. Элгээйи, Сунтарского улуса

При сравнении современного ысыаха и ысыаха 50-х годов мы начинаем понимать суть современных изменений в культуре якутов. Примером можно считать строительство (нео) традиционалистских сооружений, новых культово-обрядовых

сооружений, всевозрастающий интерес к прошлому своего народа, потребность к достоверному знанию о культуре жизнеобеспечения своих предков, где память прошлого превращается в устойчивую систему со своими ритуалами (мужской алгыс, ысыах и др) и догмами, которая помогает мигрантам из сельской среды, носителям этнической (народной) культуры адаптироваться к поликультурной и полиэтничной среде, которым выступает городская среда [6, 11, 13 ]. Надо отметить, что данные виды сооружений органично вписываются в культурный ландшафта городов и деревень.

Тюсюлгя в деревнях появились как Парки культуры и отдыха с середины ХХ века с процессом поселкования. До сих пор, можно найти в деревнях сэргэ (ритуальные столбы-коновязи), где находятся надписи датируемые 60-70 - гг. ХХ века, поставленные в советский период. Чаще они выстроены в одну линию, связаны с какими-то юбилейными датами, поставлены выпускниками местных школ. В некоторых селах, помимо сэргэ, было распространено установление различных памятников и стелл. По бокам или в круг перед сценой стоят простые деревянные скамейки. Место для тюсюлгя выбирались не ссылаясь на какие-либо религиозные, по меркам современным якутов, представления относительно значения места. Так они находились иногда рядом с кладбищами, местах где растут ели, болотистое место.

В планировке тюсюлгя имеют аллеи, специальные отведенные места для сбора родственниками, сельскими районами, организациями, имеют места для торговли, для проведения соревнований и трибуны для зрителей. Часто можно заметить, что тюсюлгя организованы в центральной части поселения, в шаговой доступности для жителей. Именно место расположения определяет то, что первые тюсюлгя по сути своей - общественные пространства, которые использовались и используются до сих пор не только во время празднования ысыаха, здесь так же помимо всего проводятся различные спортивные и иные соревнования, народные гуляния (9 мая, 1 мая, Пасха), прогуливаются ежедневно местные жители.

Если сравнить две фотографии, то можно увидеть, что в фотографии 50-х годов полностью отсутствует описанная свыше пространственная организация тюсюлгя. Также бросается в глаза одежда участников, внешняя атрибутика.

Важной частью воспроизводства и поддержания этнических ритуалов является костюм. Внешний вид гостей и участников мероприятий в тюсюлгя имеет определенные требования. Для участия в празднике необходим традиционный костюм, который, в свою очередь,

перетерпел трансформационные изменения в угоду времени и моды. Здесь актуальным по сегодняшний день остается вопрос о форме якутского традиционного костюма: отношение к национальному костюму и общественный диспут о его традиционности был предметом для изучения в статье Яковлевой К.М. и Прокопьевой А.Н. «Якутский национальный костюм: поиск идентичности». Данный вопрос напрямую связан со становлением этнической идентичности, ее формирования в постсоветский период [32]. После длительного периода отсутствия национальной одежды в жизни якутского общества с 1990-х годов начался процесс самосборки нового конструкта этнической идентичности, который продолжается до сих пор [32]. В конце ХХ века население предпочтение отдавало авангардному этно-стилю, который сформировался под влиянием ведущих модельеров Республики. Но, участники ысыаха (тогда спортакиады) в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса в середине 90-х годов, вспоминают, что на встречу солнца на территорию ритуального тюсюлгяэ, не впускали без национального костюма, даже детей [36]. Так национальный костюм становится важной частью строительства самоидентификации и ее укрепления.

На сегодняшний день представления о народном костюме были выстроены научными исследованиями обобщающими этнографический опыт предыдущих исследований. Главными трудами в этом вопросе являются современные исследования комплекса якутской одежды Р.С. Гаврильевой и С.И. Петровой. Именно эти работы стали инструкциями для мастеров по воссозданию и канонизации традиционного костюмного комплекс XIX в., который мы и сегодня воспринимаем как классический [7, 18].

Также в наши дни мы наблюдаем интерес не только к традиционному костюму, образца середины XIX века (халадай, кэhиэчик, илин-кэлин кэб^эр и т.д.), но и к его более ранним архаическим формам (таналай, куппай и тд). Традиционная якутская одежда XIX в. стала наиболее популярной интерпретацией народного костюма в силу ее наибольшей изученности, существования фотоисточников того периода и сохранности отдельных экземпляров в музейных фондах. Между тем, о костюме этого периода этнографы писали: «Одежда якутов в старое время шилась соответственно климату и условиям их быта. Теперь этот костюм выродился и значительно обрусел, если говорить о фасоне и практическим значении одежды с гигиенической точки зрения» [12] и «Сравнивая платья якутов XVIII и конца XIX веков, можно заметить большие изменения, которые делают их внешне почти непохожими» [14]. С этим и связаны современные тенденции к удревнению традиции и запрос населения к наиболее архаичному и «исконно якутскому» образу традиционной одежды.

Отдельной тенденцией является внедрение национальных мотивов в повседневную будничную одежду или их симбиоз. Достаточно широко распространяются мужские камзолы, которые можно отнести к традиционному «оноолоох сон» (досл. «пальто со складкой») надеваемые вместо пиджака на классическую рубашку с галстуком (данный элемент одежды стал устойчивой частью современного административно-управленческого дресс-кода), традиционные платья халадай имеющие осовремененный приталенный силуэт, украшенные нашивками мужские рубашки, национальные украшения в сочетании с современной одеждой, локальные интерпретации бохо-стиля с якутскими мотивами. Так в тюсюлгя гармонично вписываются несколько видов национальной одежды современных якутов - «сценический», «народный» (современный), «традиционный» - исторически сложившийся костюм в конце XIX в. - начале ХХ в. и «архаический».

Функционально современный ысыах, а значит и тюсюлгя можно классифицировать на общественно-государственные и семейно-родовые. В первом можно отметить наличие культовых сооружений, трибун и концертных площадок, сцен и прочих строений для организации потоков людей. Второй вид ысыаха, уже максимально близок к первоначальному, традиционному типу ысыаха - когда алгыс (якут. обряд благословления) говорил старший/старшая в роду, встречались семьями, несколькими родами, и самое главное семейные и родовые ысыахи проводятся как раз в родовых аласах, или в той сельской среде, к которой административно-территориально находится родовой алас. Семейно-родовой ысыах проводится под руководством старшего в роду. Из личных средств организовывается праздничных стол в котором изобилуют традиционные блюда и молочные напитки. Кроме того, проводятся соревнования по бегу, борьбе, прыжкам с небольшими призами, которые так же приобретены на общие средства старшего

поколения рода. Информант из села Тюнгюлю Мегино-Канагаласского улуса сообщает, что про проведение родового ысыаха заранее не сообщается и специально никто не приглашается, празднество проводится раз в два года 22 июня вне зависимости от дня недели (общественно-государственные мероприятия чаще всего проводятся в ближайший после 22 июня выходной день) в известном для всех родовом угодье, также он сообщает, что ысыах призван сплотить род путем знакомства с ново-родившимися родственниками, женихами и невестками [36].

Республиканские, улусные, муниципальные ысыахи проходят по одинаковому сценарию. Сельские тюсюлгя по структуре планировки повторяют Ус Хатын - место проведения республиканского ысыаха города Якутска, который стал неким эталоном для строительства и обустройства мест празднования ысыах. Обязательным стновится Аар -кудук мас, Алтын сэргэ, Ба5ах сэргэ и т.д. Трансформацию тюсюлгяэ можно просмотреть на примере в с. Верхневилюйск Верхневилюйского улуса. Для празднования ысыаха Олнхо были построены Аар кудук мас, амфитеатр (раньше сидели по традиционному принципу вокруг тюсюлгяэ), появилась четкая планировка тюсюлгяэ (места для гостей, осуохая и т.д.). После ысыаха Олонхо многие гости дали оценку: «Построили очень масштабно, как Ус Хатын» [35].

Во время открытия ысыаха, в основном улусного или республиканского, ставят театрализованные стадионные представления - отрывки из Олонхо, легенд о происхождении мира или этноса, иногда показывают события из истории Якутии. Интересен тот факт, что образы героев, декорации, подготовленные профессиональными работниками культуры, сразу узнаваемы, принимаются и находят отклик не только среди зрителей, но и у всех якутян. Так, например, в Верхневилюйском улусе, во время юбилейного ысыаха была сделана театрализованная постановка, описывающая историю становления улуса, образы руководителей улуса и республики в период Гражданской войны, коллективизации, трудности жизни в тылу во время Великой Отечественной войны, мирное строительство [33]. Впервые, представление во время ысыаха было организовано в день празднования Ысыаха Победы [36]. К подобным представлениям готовятся несколько месяцев, шьются специальные костюмы, изготавливаются декорации. К участию приглашаются многочисленные коллективы, артисты и массовка. Массовкой, в частности, могут быть работники различных местных учреждений, что тоже является неким привлечением к таинству [35, 36].

В целом, тюсюлгя является местом не только индивидуальной памяти, а в большей степени коллективной памяти, «место публичной памяти - место, где общество и государство репрезентуют и конструируют единую, коллективную память» [34] (статья про память). Опираясь на пример представленный выше (с. Верхневилюйск) можно сделать выводы что хотя тюсюлгя сохраняет память о традиционной культуре, но в силу времени перестает быть культовым местом, так как процесс возрождения праздника, его трансформации и адаптации к современным реалиям привел к тому, что позиция государства, как силы, формирующей коллективную, публичную память, занимает главенствующую роль в массовом праздновании ысыаха, занимая больше времени и пространства, и внутренней структуре праздника [34].

Традиционным тюсюлгэ, который сохранил свой изначальный функциоанал являются тюсюлгэ, которые организуются во время семейно-родовых ысыахов. Здесь нет специальных построек, стадионов, Аар-кудук мас и пафосных сэргэ, но «тюсюлгя в этом случае можно определить как маркер идентичности каждого якута, его семьи, рода, общности - наслег (деревня, муниципальное образование), тюелбэ ^елбэ - якут.) (понимается как район или квартал села или деревни)» [35]. Даже то, где будет тюсюлгя непостоянно, зависит от решения старейшин рода. Данная местность должна быть связана с родом. Иногда определяется тематика праздника -юбилеи, исторические события, значимые результаты членов семьи и т.д.

Современное тюсюлгя, несмотря на все трансформации во времени и пространстве, религиозно-обрядовое место якутов, место размышления о своем индивидуальном и коллективном прошлом. Тюсюлгя - комплекс современных якутских культовых сооружений и играет важную роль в современной Якутии, представлении государства и общества тюсюлгя является местом современной памяти, позволяет человечеству преодолеть накопившийся «культурный шок», осмыслить процесс культурной глобализации, найти свое место в огромном и меняющемся мире, найти опору для ответа на вызовы времени.

Литература и источники

1. АлексеевН.А. Традиционные религиозные верования якутов в Х1Х - начале ХХ вв. - Новосибирск: Наука, 1975. - 200 с.

2. Брагина Д.Г. Современные этнокультурные процессы у народа саха. Учеб. пособие по спецкурс. - Якутск : Изд- во ЯГУ, 1996. - 87 с.

3. Брагина Д.Г. Трансформация традиционной культуры якутов. - Новосибирск: Наука, 2016. - 120 с.

4. Брагина Д.Г. Этнические и этнокультурные процессы в Республике Саха (Якутия). - Новосибирск: Наука, 2005. - 205 с.

5. Брагина Д. Г., Яковлев А.И. Этничность в современной культуре якутов. - Якутск: Издательский центр Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), 2021. - 134 с.

6. Васильева О.В. Олонхо и культурная память саха в диджитализированной среде // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, 2019. №34. С. 171-182.

7. Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII — середины XVIII вв. - Новосибирск: Наука, Сибирское предприятие, 1998. - 141 с.

8. Данилова Н.К. Сакральная архитектура народа Саха: традиции и современность // Гуманитарные науки в Сибири, - 2012. -№2. - С.80-87

9. Емельянова Т.П., Кузнецова А.В. Представления коллективной памяти об эпохе Петра I и его личности у представителей различных социальных групп // Психологические исследования. - 2013. - Т.6. - № 28.

10. Винокурова, А. В., Яковлев А.И. Миграционные процессы в региональных столицах Дальнего Востока: социологический анализ // Современные проблемы регионального развития: материалы IX Всероссийской научной конференции с международным участием, Биробиджан, 24-26 мая 2022 года. - Биробиджан: Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН, 2022. - С. 60-62.

11..Винокурова А. В., Яковлев А.И. Региональные столицы Дальнего Востока: уехать нельзя остаться (где поставим запятую?) // Respublica Literaria. - 2022. - Т. 3. - № 1. - С. 67-80.

12. Жилище, одежда и пища якутов. - Якутск: Типография Якутского областного управления, 1913. - 21 с.

13. Ионин Л. Г. Социология культуры. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 427 с.

14. КонстантиновИ.В. Материальная культура якутов XVIII века (по материалам погребений). - Якутск: Якутское книжное изд-во, 1971. - 210 с.

15. МаакР.К. Вилюйский округ Якутской области. - М.: АО «ЯНА», 1994. - 375 с.

16. Нора П. Проблематика мест памяти. Франция-память. - СПб.: СПбГУ, 1999. - С. 17-50.

17. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. - 2005. - № 2-3

18. Петрова С.И. Народный костюм якутов : историко- этнографическое и искусствоведческое исследование. - Новосибирск: Наука, 2013. - 207 с.

19. Репина Л.П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. - 2004. - № 5. - С. 39-52.

20. Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания : (Историогр. заметки). - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 42 с.

21. Репина Л.П. Знания о прошлом и историческая культура // Казанский университет как исследовательское и социокультурное пространство. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. - С. 302-310.

22. Романова Е.Н. Священные места Якутии: традиции и современность // Вестник Магнитогорского государственного университета. Проблемы истории, филологии, культуры. - 2012. - №.3 (37). - С.309-316.

23. Романова Е.Н. Игнатьева В.Б. Якутский национальный праздник Ысыах в ситуации перехода: исторический миф, этнокультурный образ и современный праздничный нарратив // Этнографическое обозрение. - 2011. - №4. - С.29-40.

24. Романова Е.Н., Ефимова В.К. Якутский праздник Ысыах: событие, историческая память и советский «ритуал возвращения» // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы V Межрегион. научн. - практ. конф., посв. 100-летию профессора НГУ М.И.Рижского. - Якутск, 2011. - С.45-56.

25. Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. 2-е изд. М.: РОССПЭН, 1993. 736 с.

26. Сивцева С.И. Великая Отечественная война в исторической памяти населения Якутии // Общество: философия, история, культура. - 2016. - №12.

27. ТишковВ.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. - М.: Наука, 2003. - 544 с.

28. Тишков В.А. Российский народ. История и смысл национального самосознания. - М.: Наука, 2013. - 650 с.

29. Хамфри К. Изменения значимости удаленности в современной России// Этнографическое обозрение. -2014. -№3. - С.8-24.

30. ХальбваксМ. Социальные рамки памяти. - М.: Новое издательство, 2007

31. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. - 2005. - №2-3(40-41)

32. ЯковлеваК.М., ПрокопьеваА.Н. Якутский национальный костюм: поиск идентичности / Человек и культура. - 2019. - № 4. - С.62-70.

33. Яковлев А.И., Егоров А.Ф. Современный алгыс (благословление) и публичная память // Форум молодых ученых. - 2018. -№ 11-2(27). - С. 1105-1108

34. Яковлев А.И. Тюсюлгэ в современном культурном ландшафте: историко-антропологический ракурс // Гуманитарные науки в Якутии: исследования молодых ученых. - Якутск, 2020. - С.73-80

35. ПМА 2018, Полевой материал автора. Экспедиция в рамках выполнения гранта Президента РФ. Вилюйский, Верхневилюйский, Сунтарский район Республика Саха (Якутия). Июнь - июль 2018 г.

36. ПМА 2019, Полевой материал автора. Экспедиция в рамках выполнения гранта Президента РФ. Намский, Мегино-Кангаласский, Усть-Алданский улусы, г. Якутск Республика Саха (Якутия). Июнь-июль 2019 г.

37. ПМА 2022. Полевой материал автора. Верхоянский район, июль 2022 г.

References and Sources

1. Alekseev N.A. Tradicionnye religioznye verovaniya yakutov v XIX - nachale XX vv. - Novosibirsk: Nauka, 1975. - 200 s.

2. Bragina D.G. Sovremennye etnokul'turnye processy u naroda saha. Ucheb. posobie po speckurs. - Yakutsk : Izd- vo YaGU, 1996. - 87 s.

3.Bragina D.G. Transformaciya tradicionnoj kul'tury yakutov. - Novosibirsk: Nauka, 2016. - 120 s.

4.Bragina D.G. Etnicheskie i etnokul'turnye processy v Respublike Saha (Yakutiya). - Novosibirsk: Nauka, 2005. - 205 s.

5.Bragina D. G., Yakovlev A.I. Etnichnost' v sovremennoj kul'ture yakutov. - Yakutsk: Izdatel'skij centr Nacional'noj biblioteki Respubliki Saha (Yakutiya), 2021. - 134 s.

6.Vasil'eva O.V. Olonho i kul'turnaya pamyat' saha v didzhitalizirovannoj srede // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie, 2019. №34. S. 171-182.

7. Gavril'eva R.S. Odezhda naroda saha konca XVII — serediny XVIII vv. - Novosibirsk : Nauka, Sibirskoe predpriyatie, 1998. - 141 s.

8. Danilova N.K. Sakral'naya arhitektura naroda Saha: tradicii i sovremennost' // Gumanitarnye nauki v Sibiri, - 2012. - №2. - S.80-87

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Emel'yanova T.P., Kuznecova A.V. Predstavleniya kollektivnoj pamyati ob epohe Petra I i ego lichnosti u predstavitelej razlichnyh social'nyh grupp // Psihologicheskie issledovaniya. 2013.T. 6, No 28. URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 12.02.2021)

10. Vinokurova, A. V., Yakovlev A.I. Migracionnye processy v regional'nyh stolicah Dal'nego Vostoka: sociologicheskij analiz // Sovremennye problemy regional'nogo razvitiya: materialy IH Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Birobidzhan, 24-26 maya 2022 goda. - Birobidzhan: Institut kompleksnogo analiza regional'nyh problem Dal'nevostochnogo otdeleniya RAN, 2022. - S. 60-62.

11 .Vinokurova A. V., Yakovlev A.I. Regional'nye stolicy Dal'nego Vostoka: uekhat' nel'zya ostat'sya (gde postavim zapyatuyu?) // Respublica Literaria. - 2022. - T. 3. - № 1. - S. 67-80.

12. Zhilishche, odezhda i pishcha yakutov. - Yakutsk: Tipografiya Yakutskogo oblastnogo upravleniya, 1913. - 21 s.

13. Ionin L. G. Sociologiya kul'tury. - M.: Izd. dom GU VShE, 2004. - 427 s.

14. Konstantinov I.V. Material'naya kul'tura yakutov XVIII veka (po materialam pogrebenij). - Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izd-vo, 1971. - 210 s.

15. Maak R.K. Vilyujskij okrug Yakutskoj oblasti. - M.: AO «YaNA», 1994. - 375 s.

16 Nora P. Problematika mest pamyati. Franciya-pamyat'. - SPb.: SPbGU, 1999. - S. 17-50.

17 Nora P. Vsemirnoe torzhestvo pamyati // Neprikosnovennyj zapas. - 2005. - N° 2-3

18. Petrova S.I. Narodnyj kostyum yakutov : istoriko- etnograficheskoe i iskusstvovedcheskoe issledovanie. - Novosibirsk: Nauka, 2013. - 207 s.

19. Repina L.P. Istoricheskaya pamyat' i sovremennaya istoriografiya // Novaya i novejshaya istoriya. - 2004. - № 5. - S. 39-52.

20. Repina L.P. Kul'turnaya pamyat' i problemy istoriopisaniya : (Istoriogr. zametki). - M.: GU VShE, 2003. - 42 s.

21. Repina L.P. Znaniya o proshlom i istoricheskaya kul'tura // Kazanskij universitet kak issledovatel'skoe i sociokul'turnoe prostranstvo. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2005. - S. 302-310.

22. Romanova E. N. Svyashchennye mesta Yakutii: tradicii i sovremennost' // Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo universiteta. Problemy istorii, filologii, kul'tury. - 2012. - №.3 (37). - S.309-316.

23. Romanova E.N. Ignat'eva V.B Yakutskij nacional'nyj prazdnik Ysyah v situacii perekhoda: istoricheskij mif, etnokul'turnyj obraz i sovremennyj prazdnichnyj narrativ // Etnograficheskoe obozrenie. - 2011. - №4. - S.29-40.

24. Romanova E.N., Efimova V.K. Yakutskij prazdnik Ysyah: sobytie, istoricheskaya pamyat' i sovetskij «ritual vozvrashcheniya» // Sibir' na perekrest'e mirovyh religij. Materialy V Mezhregion. nauchn. - prakt. konf., posv. 100-letiyu professora NGU M.I.Rizhskogo. - Yakutsk, 2011. - S.45-56.

25. Seroshevskij V.L. Yakuty: Opyt etnograficheskogo issledovaniya. 2-e izd. M.: ROSSPEN, 1993. 736 s.

26. Sivceva S.I. Velikaya Otechestvennaya vojna v istoricheskoj pamyati naseleniya Yakutii // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. - 2016. -№12.

27. Tishkov V.A. Rekviem po etnosu: issledovaniya po social'no-kul'turnoj antropologii. - M.: Nauka, 2003. - 544 s.

28. Tishkov V.A. Rossijskij narod. Istoriya i smysl nacional'nogo samosoznaniya. - M.: Nauka, 2013. - 650 s.

29. Hamfri K. Izmeneniya znachimosti udalennosti v sovremennoj Rossii // Etnograficheskoe obozrenie. - 2014. - № 3. - S. 8-24. 30 Hal'bvaks M. Social'nye ramki pamyati. - M.: Novoe izdatel'stvo, 2007

31. Hal'bvaks M. Kollektivnaya i istoricheskaya pamyat' // Neprikosnovennyj zapas. - 2005. - №2-3(40-41)

32. Yakovleva K.M., Prokop'eva A.N. Yakutskij nacional'nyj kostyum: poisk identichnosti / Chelovek i kul'tura. - 2019. - № 4. - S.62-70.

33. Yakovlev A.I., Egorov A.F. Sovremennyj algys (blagoslovlenie) i publichnaya pamyat' // Forum molodyh uchenyh. - 2018. - № 11-2(27). - S. 11051108

34. Yakovlev A.I. Tyusyulge v sovremennom kul'turnom landshafte: istoriko-antropologicheskij rakurs // Gumanitarnye nauki v Yakutii: issledovaniya molodyh uchenyh. - Yakutsk, 2020. - S.73-80

35. PMA 2018, Polevoj material avtora. Ekspediciya v ramkah vypolneniya granta Prezidenta RF. Vilyujskij, Verhnevilyujskij, Suntarskij rajon Respublika Saha (Yakutiya). Iyun' - iyul' 2018 g.

36. PMA 2019, Polevoj material avtora. Ekspediciya v ramkah vypolneniya granta Prezidenta RF. Namskij, Megino-Kangalasskij, Ust'-Aldanskij ulusy, g. Yakutsk Respublika Saha (Yakutiya). Iyun'-iyul' 2019 g.

37. PMA 2022. Polevoj material avtora. Verhoyanskij rajon, iyul' 2022 g.

ЯКОВЛЕВ АЙТАЛ ИГОРЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент ИФ СВФУ им. М.К. Аммосова, научный сотрудник Лаборатории «Человек в Арктике» ИГИиПМНС СО РАН ([email protected]).

ЯКОВЛЕВА КАПИТОЛИНА МАКСИМОВНА - кандидат исторических наук, доцент ИФ СВФУ им.М.К.Аммосова ([email protected]).

ФЕДОРОВ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ - младший научный сотрудник, лаборатория «Человек в Арктике», ИГИиПМНС СО РАН, старший преподаватель СВФУ им. М.К.Аммосова ([email protected]).

ФЕДОРОВА АЙТАЛИНА РОДИОНОВНА - младший научный сотрудник, лаборатория «Человек в Арктике», ИГИиПМНС СО РАН ([email protected]).

YAKOVLEV, AITAL 1 - Ph.D. in History, Associate Professor, Institute of Philology of Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov; Researcher of the Laboratory "Man in the Arctic" IGIiPMNS SB RAS ([email protected]). YAKOVLEVA, KAPITOLINA M - Ph.D. in History, Associate Professor, Institute of Philosophy of Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov ([email protected]).

FEDOROV, SVYATOSLAV I. - Junior Researcher, Laboratory "Man in the Arctic", IGIiPMNS SB RAS; Senior Lecturer, Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov ([email protected]).

FEDOROVA AYTALINA R. - Junior Researcher, Laboratory "Man in the Arctic", IGIiPMNS SB RAS ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.