история
УДК 902.6 ББК 63.48(5Мон)
Тюркские оградки Баян-Ульгийского аймака (Западная Монголия): общая характеристика
ТО. Идэрхангай
1 Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Turkic Fencings of the Bayan-Ulgiy Aimak (Western Mongolia): General Characteristics
T.O. Iderkhangai1
1 Altai State University (Barnaul, Russia)
В настоящее время Баян-Ульгийский аймак Монголии является территорией, которая хорошо изучена с точки зрения археологии. Результаты многолетних исследований отражены в обобщающей монографии, где приводится сводка памятников историко-культурного наследия. Однако специальное рассмотрение тюркских оградок пока не предпринималось. В публикуемой работе в обобщенном виде представлен опыт систематизации и анализа таких раннесредневековых конструкций. В ней рассмотрена специфика «элитных» и «рядовых» погребально-поминальных объектов, расположенных в рассматриваемом регионе Западной Монголии. Анализ конструкций позволил выделить несколько групп тюркских оградок, сходных по структуре с комплексами, исследованными на территории Алтая, Тувы, Казахстана и Кыргызстана. Сделано предположение, что зафиксированное разнообразие тюркских сооружений и их отличия отражают прижизненное положение конкретного человека, в честь которого возведен комплекс. Еще одним дополнительным объяснением данной ситуации может считаться различная хронология обследованных объектов. Приведенные количественные показатели указывают на неравномерное расположения оградок на территории Баян-Ульгийского аймака, что объясняется особенностью климата, благоприятного для развития скотоводства.
Ключевые слова тюркские оградки, Баян-Ульгийский аймак, Западная Монголия, систематизация, анализ, раннее Средневековье.
БОТ 10.14258/1гуа8и(2014)4.1-16
Now the Bayan-Ulgiy aimak of Mongolia is the territory well archeologically studied. The results of many years of research are summed up in the monograph providing the information about historical sites and monuments. However, the Turkic fencings have never been examined yet. The article describes the attempts of systematization and analysis of these early medieval objects. The author considers the peculiarities of the «elite» and «common» funeral sites located in the considered region of Western Mongolia. The study of the objects resulted in identification of several groups of Turkic fencings similar in structure to the complexes excavated in the territory of Altai, Tuva, Kazakhstan and Kyrgyzstan. It has been assumed that the recorded variety of Turkic constructions and their difference reflect lifetime position of the specific person in honor of which the complex was built. Difference in chronology of the studied objects can serve another explanation of this situation. The given quantitative indices indicate irregular distribution of fencings on the territory of Bayan-Ulgiy aimak which can be attributed to the climate favorable for development of cattle breeding.
Key words: Turkic fencings, Bayan-Ulgiy aimak, Western
Mongolia, systematization, analyses, early Middle Age.
Археологические комплексы тюркского времени зафиксированы в большинстве регионов Монголии. При этом лишь незначительная часть таких памятников исследована. Весьма ограниченный объем информации имеется о тюркских оградках (традиционно называемых поминальными), которые располагаются
на территории Западной Монголии. С учетом несомненной значимости данных комплексов для реконструкции этнокультурной истории региона, а также их многочисленности целесообразным является проведение специальных работ по выявлению, фиксации, систематизации и анализу подобных объектов.
В настоящей статье представлены общие результаты изучения тюркских оградок Баян-Ульгийского аймака. Такой подход планируется реализовать и по материалам, полученным в других регионах Западной Монголии. Затем необходимо осуществить детальное изучение всех конструктивных особенностей такой категории культурно-исторических объектов.
В 2005-2006 гг. в рамках проекта «Исторические и археологические памятники в восточной части Монгольского Алтая», реализованного при участии автора данной статьи, на территории Баян-Ульгийского аймака проведены крупные археологические исследования [1]. В ходе этих работ обнаружено и зафиксировано более 8000 памятников в 1450 пунктах, в том числе 950 объектов, относящихся к так называемым поминальным сооружениям тюркского времени (2-я половина I тыс. н. э.). Выявленные археологические объекты различны по структуре и конструктивным особенностям. Обобщенная характеристика тюркских оградок, а также находившихся рядом сооружений представлена ниже.
«Элитные» поминальные комплексы. Среди зафиксированных поминальных объектов тюркского времени, обнаруженных на территории Баян-Ульгийского аймака, не встречены сооружения сложной конструкции (с валами и рвами, антропоморфными изваяниями, скульптурами овец или львов), а также монументов с руническими надпися-
ми, подобных комплексам, которые были воздвигнуты в честь тюркских каганов в районе рек Орхон и Туул. Вместе с тем выявлены немногочисленные сооружения, отдельные элементы которых демонстрируют их принадлежность к «элитным» мемориальным памятникам. В результате проведенных исследований поминальные объекты, предположительно относимые к тюрской знати, зарегистрованы в четырех пунктах трех сомонов (Хурээ Зуслангийн Эх сомона Алтай, Их Тургэний гол Цэнгэл сомона и местность Хар Ямаат сомона Улаанхус) Баян-Ульгийского аймака. Эти объекты отличаются от известных мемориальных комплексов тюркской знати, находящихся в центральной части Монголии [2], меньшими размерами и количеством относящихся к ним сооружений, а также полным отсутствием скульптур.
«Рядовые» тюркские оградки. Основной особенностью этих сооружений, находящихся в восточной части Монгольского Алтая, является простая конструкция. В большинстве случаев фиксируются вертикально установленные в ряд небольшие камни (балбалы) и соответствующие подквадратные выкладки, размеры которых варьируют от 1х1 м до 5х5 м. Для упорядочения имеющейся информации осуществлена классифиция поминальных сооружений тюркского времени, исследованных в различных сомонах Баян-Ульгийского аймака, в соответствии с разработанной системой признаков (табл.).
Тюркские поминальные сооружения Баян-Ульгийского аймака
Название сомона Группы «рядовых» поминальных сооружений Количество объектов
Оргадки с изваяниями и балбалами аяв з к с ад г р О ами ба ю О адки рга О в овтек е ев б о з и б адки р г Ог Оргадки со стелами Оргадки с оленными камнями
Алтай 2 6 20 41 15 2 87
Алтанцегц - 7 -- 12 - 1 20
Баяннуур 1 8 1 25 - - 35
Бугат - 1 - 3 - - 4
Булган 1 16 37 149 5 6 214
Буянт - 5 - 11 4 - 20
Дэлуут - 8 49 157 5 - 219
Ногооннуур 2 2 17 64 - - 85
Сагсай - 4 24 54 2 - 84
Толбо - 1 - 1 - - 2
Улаанхус 2 18 5 25 8 - 59
Цэнгэл 17 21 23 52 4 2 121
/итого/ 25 97 176 594 43 11 946
история
Всего зафиксировано 950 поминальных сооружений тюркского времени (включая «элитные» комплексы), локализованных в 136 пунктах. Из них 946 объектов (99%), находящихся в 132 пунктах, по совокупности показателей относятся к «рядовым» оградкам. Важно отметить, судя по расположению оградок, что раннесредневековые кочевники в большей степени населяли юго-западную, западную, северо-западную, северную и северно-восточную части Баян-Ульгийского аймака. Вероятно, это было связано с более умеренным климатом, благоприятным для развития скотоводства.
В целом, устройство рассматриваемых поминальных объектов в указанном регионе не отличается вариабельностью, однако сопровождавшие их сооружения довольно разнообразны. В процентном отношении простые каменные оградки (без дополнительных конструкций) составляют 62,79%; оградки с камнями-балбалами - 18,6%; оградки с каменными изваяниями - 10,25%; оградки со стелой - 4,54%; оградки, рядом с которыми одновременно находятся каменные изваяния и балбалы, - 2,64%; оградки с использованием древних «оленных» камней - 1,16%. Оставшийся один процент приходится на рассмотренные выше «элитные» мемориальные комплексы.
Можно предположить, что зафиксированные отличия отражают прижизненное положение человека, в честь которого возведен каждый объект. Другим возможным объяснением данной ситуации является различная хронология памятников. Ниже результаты исследования структуры поминальных сооружений представлены в виде демонстрационной классификация «рядовых» тюркских оградок, которая выглядит следующим образом:
1) тюркские оградки с изваяниями и с балбалами;
2) тюркские оградки с изваниями, но без балбалов;
3) тюркские оградки без изваяний, но с наличием балбалов;
4) тюркские оградки без дополнительных конструктивных элементов;
5) тюркские оградки с другими сопроводительными объектами (стелами, «оленными» камнями и др.).
Их краткая характеристика представлена ниже.
Тюркские оградки с изваяниями и балбалами. Из 946 «рядовых» объектов (100%) в рассматриваемом регионе 25 (2,64%) представляют собой оградки с изваниями и камнями-балбалами. Однако следует признать, что такой показатель не является объективным и окончательным. Так, например, в ходе работ 2009 г. было зафиксировано в общей сложности 177 тюркских скульптур, из которых в первоначальном положении у оградок находились 122 объекта, 23 были перемещены, а остальные обнаружены вообще вне связи с какими-либо комплексами.
Тюркские оградки с изваяниями, но без бал-балов. Обнаружено 97 оградок с изваяниями, но без
балбалов, что составляет 10,25% об общего количества исследованных «рядовых» объектов. Памятники данной группы были найдены почти во всех регионах и хорошо известны по многочисленным публикациям.
Тюркские оградки без изваяний, но с наличием балбалов. Они составляют вторую по численности группу поминальных объектов раннесредневековых тюрок, зафиксированных на территории Баян-Ульгийского аймака. В рассматриваемом регионе их насчитывается 176, что составляет 18,6% всех указанных сооружений. Следует учитывать, что значительное количество объектов может не сохраняться в первоначальном виде из-за произведенных разрушений. Сооружение оградок, сопровождаемых только лишь балбалами (без изваяний и других конструкций), на наш взгляд, не является случайным. Они представляют собой результат реализации определенного комплекса ритуальных действий.
Тюркские оградки без дополнительных конструктивных элементов. Известно, что «рядовые» оградки без дополнительных конструкций являются наиболее распространенной группой поминальных сооружений раннесредневековых тюрок. На территории Баян-Ульгийского аймака они составляют 63,73% от всех аналогичных рассматриваемых объектов. Такие комплексы и на других территориях получили наибольшее распространение. Представляется возможным предположить, что подобные памятники были созданы в честь представителей рядового населения номадов.
Тюркские оградки с другими сопроводительными объектами (стелами, «оленными» камнями и др.). Помимо обозначенных комплексов, зафиксированы и другие группы поминальных сооружений. Особое внимание привлекают каменные оградки, которые сопровождались переиспользованными «оленными» камнями. Зафиксировано 11 (1,16%) таких случаев.
Исследования показывают, что поминальные сооружения раннесредневековых тюрок, в значительном количестве раскопанные на территории Алтая, Тувы, Казахстана, Кыргызстана и других историко-культурных областях [3-8], сходны не только по внешнему виду, но и по внутренному устройству с памятниками Монгольского Алтая [1; 9-11]. Вместе с тем фиксируются и своеобразные черты, дальнейшее изучение которых требует проведения раскопок. Реализация комплексной программы археологических исследований многочисленных поминальных комплексов раннесредневековых тюрок на территории Западной Монголии позволит приблизиться к решению дискуссионных вопросов, существующих вокруг подобных объектов. Среди них не только проблема установления хронологии, но и интерпретация как всего зафиксированного комплекса, так и его отдельных элементов.
Библиографический список
1. Тербат Ц., Баяр Д., Цэвээндорж Д., Баттулга Ц., Баярхуу Н., Идэрхангай Т., Жискар П.Х. Монгол Алтайн Археологийн Дурсгалууд-1 Баян-0лгий аймаг. - Улаанба-атар, 2009.
2. Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии У1-УШ вв. - М., 1996.
3. Грач А.Д. Древнетюркские изваяния Тувы. - М., 1961.
4. Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. - Новосибирск, 1984.
5. Кубарев В.Д. Изваяние, оградка, балбалы (о проблемах типологии, хронологии и семантики древнетюркских поминальных сооружений Алтая и сопредельных территорий) // Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья. - Барнаул, 2001.
6. Табалдиев К.Ш., Худяков Ю.С. Древнетюркские памятники на Тянь-Шане (по материалам исследований На-рынского отряда) // Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии. - Новосибирск, 2000.
7. Суразаков А.С., Тишкин А.А., Шелепова Е.В. Археологический комплекс Котыр-Тас на Алтае. - Барнаул, 2008.
8. Горбунов В.В., Тишкин А.А. Тюркские оградки памятника Яломан-УП (Центральный Алтай) // Теория и практика археологических исследований. - 2013. - №8.
9. Горбунов В.В., Тишкин А.А., Эрдэнэбаатар Д. Тюркские оградки в Западной Монголии (по материалам раскопок на памятнике Улаан худаг-1) // Теория и практика археологических исследований. - Вып. 3. - Барнаул, 2007.
10. Горбунов В.В., Тишкин А.А., Шелепова Е.В. Исследования ритуальных комплексов Монгольского Алтая на памятниках Бугатын узуур-1 и II // Теория и практика археологических исследований. - Барнаул, 2008. -Вып. 4.
11. Тишкин А.А., Горбунов В.В., Эрдэнэбаатар Д., Менхбаяр Ч. Буянт голын сав дахь турэгийн тахилгын бай-гууламжийн малтлага судалгаа // Туухийн товчоон. - Ула-анбаатар, 2010. - Т. V. (на монг. яз.).