тяговые подстанции городского электротранспорта и метрополитена: новые задачи и решения
А. А. карабанов,
начальник отдела электрощитового оборудования
ООО «НИИЭФА-ЭНЕРГО»
а. ю. Попов,
канд. техн. наук, первый заместитель генерального директора ООО «НИИЭФА-ЭНЕРГО»
Для сокращения занимаемой площади тяговой подстанции разработана новая схема расположения оборудования: выпрямитель интегрирован в состав распределительного устройства. Таким образом, удалось не только сократить площадь тяговой подстанции, но также оптимизировать расположение оборудования и снизить объем монтажных работ на объекте. Планировка подстанции постоянного тока для городского электротранспорта в бетонной оболочке изображена на рис. 1.
Для сокращения времени и объема монтажных работ ООО «НИИЭФА-ЭНЕР-ГО» разделило комплектные тяговые подстанции на функционально и конструктивно законченные укрупненные узлы - функциональные блоки (ФБ). ФБ включают в себя ячейки, шкафы, панели отдельных компонентов, вспомогательное оборудование, объединенные несущими конструкциями, общим силовым токопроводом и вторичными цепями. Сооружение тяговой подстанции из функциональных блоков является наиболее перспективным методом, который позволяет легко стыковать оборудование с помощью готовых наборов шин и кабелей для электрического соединения. ФБ могут размещаться в любой «оболочке»
Развитие городской инфраструктуры в части электротранспорта предполагает строительство новых тяговых подстанций и реконструкцию существующих, морально и физически устаревших. Современная тяговая подстанция должна архитектурно вписываться в городские постройки, быть компактной и быстровозводимой. ООО «НИИЭФА-ЭНЕРГО» предлагает разработанные комплектные тяговые подстанции для городского электротранспорта и метрополитена.
Рис. 1. Планировка подстанции постоянного тока для городского электротранспорта в бетонной оболочке -БКТБП-600
Рис. 2. Комплектное распределительное устройство в бетонной оболочке
50 | «транспорт российской федерации»
№ 4 (53) 2014
Технические характеристики быстродействующих выключателей
Техническая характеристика ВАБ-206 ВАБ-209 ВАБ-211
Номинальный ток, А 6300 2 500 2 000
Номинальное напряжение, В 1050 1 050 660
Отключающая способность в безиндуктивной цепи, А 90 000 90 000 35 000
Отключающая способность в индуктивной цепи, А 60 000 60 000 35 000
Собственное время отключения, с Не более 0,006 Не более 0,008 Не более 0,008
Количество отключений перегрузки без осмотра 300 100 200
- в капитальном или быстровозводимом здании, металлическом или бетонном контейнере (модуле) (рис. 2).
Набор, количество и состав ФБ определяется схемой главных соединений распределительного устройства (РУ) и зависит от конкретного проекта тяговой подстанции. Для каждого РУ в заводских усло-
Рис. 3. Ячейка фидера КВ-825-Ф-УХЛ4 (габаритно-установочные размеры ШхГхВ, мм: 800*1500*2460)
^ Тр
Рис. 4. Быстродействующий выключатель постоянного тока ВАБ-206-6300
виях формируется монтажный комплект, в который могут входить шинопроводы, жгуты межьячеечных (междушкафных) соединений вторичных цепей, вспомогательные соединительные элементы, рамы, короба и закрытия. Жгуты межьячеечных (междушкафных) соеднинений вторичных цепей служат для соединения вторичных цепей ячеек между собой и шкафом внешних подключений (ШВП), изготавливаются для каждого ФБ в зависимости от проекта. ШВП предназначены для подключения вторичных цепей ФБ к цепям вторичной коммутации РУ и вторичным цепям комплектной тяговой подстанции.
Для тяговых подстанций городского электротранспорта и метрополитена разработан полный набор функциональных блоков с использованием современной элементной базы и прогрессивных конструкторских решений.
ООО «НИИЭФА-ЭНЕРГО» индивидуально подходит к каждому проекту, осуществляет проектирование, разработку и изготовление необходимого оборудования для отдельного заказа. Для удобства проектирования новых тяговых подстанций разработаны каталоги с типовыми решениями по выпускаемому оборудования, например:
тяговая подстанция городского электротранспорта
• устройство комплектное распределительное на напряжение 6 (10) кВ серии «ОМЕГА»;
• устройство комплектное распределительное постоянного тока на напряжение 600 В серии КВ-600;
• устройство комплектное распределительное постоянного тока отрицательной шины РУОШ-600 В;
• низковольтные комплектные устройства.
тяговая подстанция метрополитена
• устройство комплектное распределительное на напряжение 6 (10), 20 кВ серии «ОМЕГА»;
• устройство комплектное распределительное постоянного тока на напряжение 825 В серии КВ-825;
• устройство комплектное распределительное постоянного тока на напряжение 825 В серии 1С-825;
• низковольтные комплектные устройства.
Для распределительного устройства постоянного тока метрополитена разработаны ячейки серии КВ-825 на ток до 6300 А (рис. 3).
В качестве основного коммутационного оборудования в ячейках для городского электротранспорта и метрополитена применены быстродействующие выключатели производства ООО «НИИ-ЭФА-ЭНЕРГО» (рис. 4). Основные технические характеристики быстродействующих выключателей указаны в таблице.
Все оборудование комплектной тяговой подстанции для городского электротранспорта оснащается заземляющими разъединителями пружинного действия и малогабаритными разъединителями с моторным и ручным приводом производства ООО «НИИЭФА-ЭНЕРГО» по лицензии ALFA UNION.
Основные преимущества комплектных тяговых подстанций производства ООО «НИИЭФА-ЭНЕРГО»:
• сокращение затрат на проектирование, короткий цикл изготовления функциональных блоков в заводских условиях;
• гарантированные качество и высокая надежность;
• простота установки и монтажа;
• возможность использования набора функциональных блоков при реконструкции существующих тяговых подстанций;
• сокращение эксплуатационных расходов, повышение безопасности и удобство обслуживания. □
ООО «НИИЭФА-ЭНЕРГО»
Тел. (812) 464-45-92
факс (812) 464-46-34,
Е-mail: [email protected]
www.nfenergo.ru
№ 4 (53) 2014
«транспорт российской федерации» | 51