сти у участников программы способствует оптимизации протекания процесса получения прощения, развитию способности к прощению, посредством чего происходит развитие нравственной потребности личности. Участники программы научились оптимально проходить процесс получения прощения, улучшили свои взаимоотношения в семье.
Программа, после внесения некоторых изменений, может быть использована в других сферах деятельности человека. Известный ученый В. Конвей считает, что прощение затрагивает даже такую сферу, как производственная деятельность [6].
Таким образом, результаты исследования доказывают целесообразность использования обучающей программы развития нравственной потребности личности путем овла-
дения тактикой прощения в практической работе психолога.
1. Каверин С.Б. Акмеологическая теория потребностей. Тамбов, 2004.
2. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978.
3. Толковый словарь живого великорусского языка / сост. В.Н. Даль: в 4 т. М., 1955. Т. 3.
4. ОрловЮ. // Семья и школа. 1994. № 7. С. 15-16.
5. Гассин Э.А. // Вопр. психологии. 1999. № 4. С. 93-104.
6. Конвей В.Е. Секрет качества: как руководить предприятием. М., 2000.
Поступила в редакцию 9.01.2007 г.
ТВОРЧЕСТВО В СТРУКТУРЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
И.С. Говердовская, Н.А. Коваль
Goverdovskaya I.S., Koval N.A. Creativity in the structure of personality’s spirituality. The notion of creativity is available for all of us. But it is necessary to take into account the fact that creativity is closely connected with the concept of spirituality in the light of which the research of the processes happening inside an individual and aimed at perfection of human inner world and creative search of solution of “inner problems”.
Понятие творчества доступно каждому из нас. Но коль скоро все мы обладаем такими способностями в той или иной мере, следует учесть, что творчество неразрывно связано с понятием духовности, сквозь призму которой и происходит исследование процессов, происходящих внутри индивида и направленных на совершенствование внутреннего мира человека и творческий поиск при решении «внутренних» проблем.
Творческая активность представляет собой концепт психологии, который понятен многим, но определить однозначно который очень сложно. Это категория, которая непосредственно и опосредовано присутствует и в исследованиях психических процессов и состояний, и в исследованиях, посвященных изучению личности. И «творчество», и «активность» являются категориями, которые находятся на границе науки и метафизики,
теории и практики, категориями междисциплинарными, используемыми в философии, эстетике и других сферах «человековедения». Это широкое их использование приводит к большому разбросу понимания сущности творческой активности, что каждый раз требует обусловливания содержательной «системой координат».
Область проявления творческой активности обширна и сложна для исследования. Анализ теоретических и эмпирических исследований позволяет выделить четыре аспекта, в которых изучается проявление творческой активности: в познавательной творческой деятельности, в творческом продукте, в творческой направленности личности, в творческом процессе.
Природа, детерминация, условия проявления творческой активности в познании являлись и являются предметом научных дис-
куссий. В исследованиях ученых раскрывается структурная и динамическая составляющие познавательной творческой активности. В качестве основных факторов познавательного творческого процесса, обеспечивающих творческую активность человека, учеными выделяются: креативность (Козлен-ко, Дорфман, Ковалева, Гилфорд, Маслоу, Торренс), творческий потенциал (Матюш-кин), интеллектуальная активность (Богоявленская), творческие способности (Дружинин Гилфорд), надситуативная активность (Петровский, Грязева, Маркина), дивергентное мышление (Дорфман, Гилфорд), креативное мышление (Пономарев).
В познавательной творческой деятельности творческая активность является детерминирующей составляющей процесса поиска новых знаний. Творческая активность в познании выступает как энергия солнечного света, проникающая и питающая живую субстанцию, которая осваивает окружающее пространство, будь то растение или человек. То есть творческая активность является динамической образующей процесса интеллектуальной и познавательной деятельности. Проблема изучения творческой активности в познавательной творческой деятельности заключается в том, что, являясь имплицитно объясняющей составляющей познавательной творческой деятельности, сама творческая активность не имеет своих модальных категорий [1].
Эффекты и результаты проявления творческой активности могут находиться в очень широком диапазоне: от научных открытий до проявления оригинальности в быту.
Одной из тенденций дифференцирования форм проявления творческой активности относительно получаемого творческого продукта является разделение творчества на внутренний творческий акт, имеющий значение только для автора, и творческий продукт как обнаружение творчества вовне, направленный на получение реального продукта.
А. Маслоу, описывая самоактуализи-рующуюся личность, вкладывает именно принцип ценности внутренней креативности (творческости) как принцип ее отличия от обычного человека. Самоактуализация по Маслоу - это стремление личности к само-осуществлению, тенденция актуализировать существующие потенции, все более и более
реализуя то, кем способна стать личность. Он считает, что креативность (этап вдохновенного творчества, процесс детализации творческого продукта и придание ему конкретной предметной формы) нужно отнести к концепции здоровой, самоактуализирующейся личности. При этом обучение через творчество, считает Маслоу, полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или к производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека [2].
Существует еще одна тенденция, описывающая продуктивную реализацию творческой активности, через снятие описываемой оппозиции внешнего продуктивного (для других) и внутреннего (для себя) творчества [3]. Речь идет о выходе субъекта за пределы существующей ситуации и навязываемого выбора, о преодолении границ внешнего и внутреннего обусловливания.
Творческая активность в аспекте изучения личности понимается либо как обусловливающий аспект деятельности, либо как форма некоторой «креативной установки» личности, то есть предуготовленности к преобразовательной, изменяющей, инновационной деятельности. Проблема изучения творческой активности в аспекте изучения личности заключается в том, как понимается источник, обусловливающий творческую направленность личности, источник мотивации к преобразовательной, инновационной деятельности [4].
С точки зрения синергетики, механизм творчества, рождения нового (механизм интуиции) можно представить как механизм самодостраивания структуры представлений на поле мозга и сознания. Причем самодост-раивание является механизмом не только чувственной и интеллектуальной интуиции, но и процесса распознавания смыслов. Управлять творческой активностью значит инициировать самопроизвольное достраивание, переструктурирование сенсуального и интеллектуального материала. Рождение нового связано как раз с нарушением привычной системы упорядоченности: с переструк-турированием знания или с достраиванием, выходом за пределы исходной системы [5].
В контексте изучения творческого процесса творческая активность проявляется в последовательности разворачивания механизма, в иерархии системообразующих эле-
ментов. В отличие от операциональных, рейтинговых факторов, определяющих статическую сторону творческого процесса, творческая активность характеризует его динамическую сторону. Творческая активность является движением, реализующим отношения между элементами системы в творческом процессе.
Среди подходов к психологии личности и ее диагностике мы выделили так называемую гуманистическую психологию, основой которой явилась экзистенциальная философия и которая в последние годы все более завоевывает сердца и умы исследователей и практиков. Понятия личности, свободы, ответственности и другие являются исходными для гуманистической психологии. Развитие личности (и специальная организация такого развития, воздействия на личность различными методами психотренинга, который занимает важное место в гуманистической психологии) должно происходить в направлении самоактуализации личности (Маслоу), становление «хорошо функционирующей личности» (Роджерс), поиска человеком
смысла своей жизни (Франкл) и др.
Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека.
Не отрицая того факта, что предпосылки к творческой и надситуативной активности формируются в процессе успешного решения человеком адаптационных проблем и основываются на высоком уровне овладения социальной и индивидуальной компетентностью, отечественные психологи считают, что достижение вершин жизни, акме, требует от человека освоения им пятого, смыслового измерения мира действительности. В последние годы возрастает число практически ориентированных исследований по проблемам духовности, смысла жизни человека и вершин его профессиональной деятельности, акме, как цели процесса самоактуализации.
О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении
ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в вуз. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание приносит и пиковые переживания, которые отражают состояние счастья, и положительную оценку взрослых, родителей, экзаменаторов. При развертывании процесса жизни не столь важно, является ли это достижение наивысшим, важна реальная достижимость. На практике такое понимание самоактуализации открывает возможность не пытаться «любой ценой» отстаивать завоеванные на предыдущем этапе жизни «высокие» позиции, а при неудовлетворенности или чувстве пресыщения - осваивать новые области применения своих сил, в том числе новые профессии.
Теория самоактуализации исходит из положений о том, что подлинные ценности Бытия существуют, и стремление к их достижению является необходимым фактором полноценного развития человека. Она говорит о необходимости решения проблемы воспитания и развития гармоничной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста, в любых объективных социальных обстоятельствах, с привлечением знаний, накопленных всей цивилизацией, во всех видах и формах культуры, то есть о проблеме творческой самореализации путем именно духовного развития личности.
Духовная жизнь человека всегда обращена к другому человеку, к обществу, к роду человеческому. Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир и созидать новые формы общественной жизни. Дух связывает отдельного индивида, субъекта психологической деятельности со всем человеческим родом во всех проявлениях его культурного и исторического бытия. Однако неправильно опреде-
лить духовность человека только как содержание высших образцов человеческой культуры. Через изучение последних индивидуальный дух непосредственно не выявляется. У нас появляется уверенность, что он есть, но что он есть - неизвестно.
Духовный потенциал - проявление уникальности личности.
На степень развернутости духовного, творческого потенциала личности наряду с другими факторами влияет уровень развития ее социально значимого мироощущения, мировосприятия и умонастроения, проявляющийся в индивидуально-неповторимой форме. Именно этими качествами может быть измерен вклад творческой личности в ту или иную область науки, литературы, искусства. Не в оригинальности и нетрадиционности любой ценой, а в социально значимой самобытности творческой личности, в цельности и глубине ее мировосприятия, в органичности связи между ее мировосприятием и умонастроением эпохи - секрет влияния личности, ее духовной неповторимости.
Духовный потенциал - это интегральная характеристика психических возможностей (интеллектуальных, эмоциональных, энергетических и волевых) самореализации личности. По своей природе духовный потенциал личности является результатом всей ее жизнедеятельности (труда, познания и общения), в том числе и деятельности, специально направленной на его формирование, развитие и обогащение. Он складывается и формируется на протяжении всего жизненного пути человека под влиянием окружающих его социальных условий, особо значимых для него обстоятельств.
В своем развитии индивид поднимается до духовных творений. Духовные творения, -это, прежде всего, творения, относящиеся к самому человеку и осмыслению его роли и назначения в истории. Создание же и освоение этих творений требует духовных способностей. В свою очередь, способности, которые позволяют совершать это восхождение, по В.Д. Шадрикову [6], и будут духовными способностями, т. е. - «эти способности к самопознанию, самоосознанию, самопережи-ванию, самоотнесенности себя и мира, соотнесенности себя с другими людьми».
Последнее время много говорят о духовности, но люди нередко вкладывают разный
смысл в это понятие. Выделяют следующие составляющие духовности: высокое целепо-лагание, доброту и человечность, благожелательность социальной атмосферы, активное стремление к целеустремленности собственной деятельности. В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. Внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем миром человеческой культуры; и именно здесь он обретает свой смысл и духовное измерение. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты. В отечественной психологии отдельные размышления на эту тему есть в сочинениях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова,
П.Я. Гальперина, Б.С. Братуся, В.П. Зинченко,
В. Д. Шадрикова и других отечественных психологов.
Человек смотрит на мир сквозь призму сознательно или бессознательно усвоенных и переработанных категорий, с которыми он «встречался» в деятельности и в общении. Чем сложнее и разнообразнее система категорий, сложившаяся в индивидуальном сознании, чем насыщеннее и прочнее взаимосвязи между ними, тем ярче и адекватнее субъект будет воспринимать окружающий мир, тем лучше он сумеет понять других людей и самого себя, тем богаче и осмысленнее станет его деятельность. Особенности содержания и структуры образам мира человека и определяют уникальность его личности. Сам же феномен личности в данном контексте можно рассматривать в качестве способности субъекта создавать осмысленный текст своего бытия.
Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. В одной из
своих работ А. Маслоу определяет самоактуализацию как «...стремление к самоосуще-ствлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать».
Однако реальность такова, что нынешние системы образования и воспитания в большинстве своем не предоставляют нам такой возможности. Мы пытаемся заставить каждого делать то же самое, что и все остальные, и поэтому разрушаем потенциал каждого быть самим собой.
Частный, но важный случай недовольства собой, неудовлетворенность своим творчеством - одна из главных причин творческих кризисов и кризисов личности вообще. За неудовлетворенностью, как правило, стоит негативная оценка реальных или ожидаемых результатов творчества. В последнем случае неудовлетворенность может проявляться как страх творчества.
Как способ избавления от подобных страхов нами была избрана динамическая медитация. Медитация - простой способ контролировать деятельность разума, привносить гармонию в свою жизнь, развивать творческие идеи. Медитацией может заниматься любой человек - без всякой специальной подготовки, без учителей и методик, без необходимости платись кому-то гонорары. Для медитации нужно немного времени, но обязательны уединенность и тихое, спокойное место (с минимумом удобств).
Медитация расслабляет тело, понижает частоту пульса и кровяное давление, повышает восприимчивость и способствует работе мысли. Медитация создает ощущение цельности, единства мысли, чувств и физического состояния. В состоянии медитации мы крайне восприимчивы к творческим идеям и легко можем найти решения многих проблем, касающихся нашей работы, здоровья и отношений с людьми.
Проведенное исследование позволило нам прийти к ряду любопытных выводов. В частности, как оказалось, метод динамической медитации не является отпугивающим, так как не представляет собой какое бы то ни было религиозное действо - это просто на-
бор активных упражнений, выполнение которых не вызвало никакой сложности практически ни у одного человека из числа наблюдаемых. В процессе регулярных занятий испытуемые становились более оживленными в общении, в активной жизнедеятельности. У небольшого числа безработных возник более оптимистический взгляд на жизнь, и появилось желание самореализоваться. По признанию ряда испытуемых, в ходе периода занятий им захотелось более творчески себя проявлять, стали возникать интересные творческие идеи в работе и в быту, нестандартные варианты решения различных проблем. Наблюдаемые в различных группах в той или иной степени признавали возникновение жизнерадостности, чувства удовлетворения. Были также проявлены желания завершить те творческие планы, проекты, которые были начаты ранее, даже несколько лет назад, но не были доведены до конца. У испытуемых наблюдался подъем в устремлении к более высоким духовным ценностям: познанию себя, смысла и цели жизни, чтению высокохудожественных произведений мировой литературы и т. д. Кроме того, следует отметить тот факт, что занятия продолжаются и до сих пор, причем в группах наблюдается пополнение.
Из всего этого целесообразно сделать вывод о том, что динамическая медитация является оптимальным вариантом для решения многих проблем, связанных с творческой самоактуализацией личности.
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.
2. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
3. Кудрявцев В.Т. // Психол. журнал. 1997. Т. 18. № 1. С. 16-31.
4. Barron F. Putting Creativity to Work // The Nature of Creativity / Strenberg R.J. (Ed.). Cambridge, 1988. P. 76-98.
5. Пригожий И. // Вопр. философии. 1991. № 6.
С. 32-46.
6. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 2001. C. 291.
Поступила в редакцию 8.11.2006 г.