творчество в социально-культурной ресоциализации молодых инвалидов
Ольга Юрьевна МАЦУКЕВИЧ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются подходы к определению сущности социально-культурной ресоциализации молодых инвалидов. Выделено предметное поле и характерные признаки этого процесса в условиях педагогики досуга средствами социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: ресоциализация, трудная жизненная ситуация, инвалид, личностный кризис, технологии социально-культурной ресоциализации.
In article approaches to definition of essence of welfare resocialisation are considered. The subject field and characteristic signs of this process in the conditions of pedagogics of leisure is allocated by means of welfare activity.
Key words: resocialisation, a difficult reality situation, personal crisis, technologies of welfare resocialisation.
Социально-культурная ресоциализация людей с ограниченными возможностями здоровья является одной из распространенных направлений ресоциализации в современном мире, причинами которой становится приобретенная инвалидность в результате болезни, травм, катастроф, военных конфликтов и д.р., разделяющая жизнь человека на этапы «до» и «после» этого рокового события, заставляющая заново учиться жить в новом состоянии. В качестве примера социально-культурной ресоциализации инвалидов уместно привести опыт паралимпийцев, социально-патриотического марафона «Сильные духом», инициируемый участниками военных действий с девизом «Инвалиды войны против терроризма», восхождение инвалидов-ампутантов на Эверест, международный фестиваль «Инклюзив данс», движение протеатров и др.
Следствием получения травмы, болезни и кардинального изменения образа жизни является социально-культурное отчуждение и одиночество, проявлениями которого являются неадаптированность человека к обществу (ограниченные физические или интеллектуальные возможности, недостаток образования или коммуникативных качеств и навыков); а также возникает инертность общества к сущностным силам человека (ориентация общества на бездуховные ценности наживы и потребления, агрессия, отсутствие условий для развития и самореализации личности). Как результат, инвалиды оказываются в трудной жизненной ситуации из-за неопределенности, утраты ценностных ориентиров и устоявшихся социальных и поведенческих норм(5).
Наиболее точно весь драматизм личностного кризиса и деструктивности сознания инвалида отражен в исследованиях Эрика Фромма, отмечавшего, что
«человек наделен разумом: он есть жизнь, осознающая себя; он осознает себя и себе подобных, свое прошлое и свое возможное будущее. ...осознание своего одиночества и отчужденности, своей беспомощности перед силами природы и общества - все это превращает его одинокое, обособленное существование в настоящую каторгу. И если он не сможет освободиться от этой каторги, выйти на волю, не сможет объединиться каким-то образом с людьми и внешним миром, он сойдет с ума»(7, С.267).
Действительно, эмоционально-смысловой мир людей с ограниченными возможностями здоровья различен. Так, вследствие полученных травм и мозговых дисфункций инвалиды с задержкой психического развития требуют адаптивной педагогической работы по развитию самых простых мотивов к деятельности и общению, работы по вовлечению в занятия арт-терапией и художественным творчеством. У инвалидов с развитым интеллектом вынужденная изоляция способствует развитию рефлексивного мышления, а значит - развитию духовного мира, эмоционально-смыслового содержания духовной жизни, творческого и интеллектуального потенциала. К данной группе инвалидов относятся люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, депривацией по зрению, слуху, с заболеваниями крови, внутренних органов, получившие травмы. Для них весьма остро стоит проблема становления личности и самореализации, поэтому высока потребность в эмоционально-смысловом развитии, образовании, работе, в общении и творчестве.
Учитывая динамику приобретенной инвалидизации населения, уместно задуматься о социально-культурной ресоциализации как «целенаправленной, педагогически ориентированной системы воспитательного воздействия на духовно-нравственное развитие личности на основе применения технологического комплекса социально-культурной деятельности, направленной на преодоление асоциальных и создание социально-нравственных установок поведения и деятельности». В основе данного подхода отражены идеи целостного развития личности в системе социально-культурного творчества (М.А. Ариарский, В.З.Дуликов, А.Д. Жарков, Т.Г.Киселева, Е.М.Клюско, Ю.Д. Красильников, О.Ю.Мацукевич, В.Е. Триодин, Ю.А. Стрельцов, Н.В.Шарковская, Н.Н. Ярошенко и др.) и ее самоактуализации в сфере организации развивающего досуга, любительства, развития самодеятельных культуротворческих инициатив.
Коцептуально ресоциализация не предполагает согласованности с прошлым опытом, чтобы соответствовать нынешней реальности. Поэтому основанием для ресоциализации личности являются ценности настоящего и будущего бытия, а для вторичной социализации и социокультурной адаптации — диверсификация ценностей прошлого жизненного этапа. Поэтому крайне важно разрабатывать технологии преодоления инертности, социальной пассивности, стремления к сегрегации, выявлять и развивать их творческие способности, удовлетворять духовные потребности, укреплять уверенность в своей общественной значимости. Преодоление социально-культурного отчуждения осуществляется через развитие эмоционально-смыслового содержания духовной жизни человека, через осмысление единства и гармонии мира, через поиск человеком своего предназначения в жизни. Как следствие, принципами социально-культурной ресоциализации людей с ограниченными физическими возможностями утверждаются подходы: каждый человек имеет неограниченные возможности для духовно-творческого развития;
каждая личность уникальна и имеет предназначение в жизни; заболевание может стать условием становления личности.
Впервые на международном уровне проблема социально-культурной ресоциализации личности молодого инвалида была заявлена в Минске в 2005 году. Международный молодежный фестиваль искусства и спорта инвалидов «Темп», организованный фондом «Филантроп», инициировал научную дискуссию на тему интеграции молодых инвалидов в современное общество, развития активной личностной позиции молодого человека с ограничениями в здоровье как условия преодоления духовного и социального отчуждения.
В основе социально-культурной ресоциализации молодых инвалидов отражен поиск новых смысложизненных ценностных приоритетов личностного развития в условиях социально-культурной деятельности. Поэтому задачами эмоционально-смыслового развития, обуславливающими педагогическое вмешательство, являются направления воспитания творческой активности и содействия становлению личности. В связи с этим, методы развития эмоционально-смысловой сферы инвалидов предполагают: вовлечение в предметную деятельность (занятия художественным творчеством, спортом, общественно-полезная деятельность); вовлечение в рефлексивную деятельность (осознание, диалог, осмысление).
Среди существующих методик социальной работы и медико-социального сопровождения технологии социально-культурной ресоциализации имеют особые задачи мобилизации личностных внутренних ресурсов в поиске ценностных приоритетов преодоления кризиса, индивидуализации поиска ценностных приоритетов смысла жизни посредством эмоциональных переживаний, познания доброты, истины и красоты, природы и культуры в раскрытии нереализованного личностного потенциала. И главное - побуждение молодого инвалида к личностной активности посредством актуализации интеллектуально-творческих императивов.
В качестве ведущего метода социально-культурной ресоциализации выступает творческая деятельность как универсальная специфическая форма активного отношения личности к окружающему миру, содержание которой составляет его изменение и преобразование. Творческая деятельность является преобразовательной по своей сути, поэтому процесс ресоциализации предполагает и творческую активность личности. Как понятие, творчество ассоциируется не только с созданием новых произведений искусства и культуры, но может трактоваться и как деятельность по совершению высоконравственных поступков, как педагогическая, благотворительная, просветительская деятельность, посредством которой формируются социально значимые личностные качества.
Основную роль в коррекционном процессе играет самореабилитация инвалида, и, как показывает практика, реабилитация извне имеет смысл только тогда, когда идет встречное движение со стороны самого инвалида. Поэтому воспитание творческой активности, насыщение внутреннего мира человека позитивными событиями и отношениями с другими людьми позволяют преодолеть эти недостатки, решая проблему духовного отчуждения. Как результат, преодоление отчуждения осуществляется посредством наполнения повседневной жизни инвалида психологически значимыми событиями, отношениями, занятиями. Занятия творчеством, спортом, образованием формируют особый эмоционально-
смысловой мир, связанный с общением и личностным развитие.
Таким образом, структурно-функциональный подход ориентирует изучение ресоциализации молодых инвалидов как систему, состоящую из трех сбалансированных подсистем: десоциализации, ресоциализации в коррекционной институциональное среде, самодетерминированной ресоциализации в открытой среде. Каждая из данных подсистем выполняет аналогичные свойственные ей функции.
Этап десоциализации предполагает разрушение устаревших нелегитимных ценностных установок и обуславливает решение задач развития психологической самозащиты, профилактики суицида, объяснения смысла личных страданий, сохранения ощущения самоуважения индивида, обладающего внутренней свободой и личной ценностью.
Социально-культурная специфика ресоциализационного процесса проявляется в экзистенциальном крушении жизненного смысла по отношению к самому по себе, отсутствии смысла существования, нивелировании воли и утрате ценностей и традиций, в стремлении к конформизму, полезависимости, апатии и отсутствии любой инициативы немотивированной агрессии как способа самозащиты.
В данном случае технологии социально-культурной ресоциализации молодых инвалидов органично включают базовый реабилитационный комплекс бесед, углубленного педагогического интервью, технологии глубинного общения, методы арт-терапии, психодрамы, ведения дневников переживаний, методик логотерапии и трудотерапии. На фоне реабилитационных мероприятий органично внедряются здоровьесберегающие и рекреативные технологии, методы духовно-нравственного (религиозного) воспитания, организуется досуговое общение, проводятся информационно-просветительские мероприятия.
Следующим этапом осуществляется ресоциализация в коррекционной (институциональной) среде, ведущей функцией данного этапа является усвоение новых ценностных установок в процессе адаптации к новой среде. Коррекцион-ная среда включает широкую сеть социально-реабилитационных центров, клубов, центров социального обслуживания, общественных организаций инвалидов по месту жительства и др. Задачи: профилактика апатии и эмоционального выгорания, нивелирование конфликта ценностей и усилий воли, обогащение внутренней жизни, поиск духовной свободы через переживания, активизация духовной энергетики и личной инициативности, развитие чувства юмора и самоиронии, развитие самоуважения индивида, обладающего внутренней свободой и личной ценностью.
Социально-культурная специфика ресоциализационного процесса проявляется в формировании у молодого инвалида чувства ответственности за настоящую и будущую жизнь, актуализации волевых установок и стремлении найти конкретный смысл личного существования. Однако утрата личностного интереса проявляется в аномальной реакции на аномальную ситуацию, сопровождающейся, зачастую, апатией, чувством равнодушия и пассивности.
Соответственно, технологии социально-культурной ресоциализации включают в равной степени реабилитационные методы арт-терапии и трудотерапии, образовательные, социально-педагогические и культуротворческие мероприятия, беседы, углубленное педагогическое интервью, методы духовно-нравственного
(религиозного) воспитания, информационно-просветительские и анимационные мероприятия на основе самоактуализации и развития личностной активности.
Завершающим этапом является самодетерминированная ресоциализация в открытой среде, цель которой - регулирование интегративных отношений с обществом и средой на основе личностной активности. Актуальными задачами данного периода является формирование жизненной гражданской позиции, обретение позитивного отношения к жизни, развитие личностных интересов и культурных потребностей, формирование адекватного волевого отношения к преодолению проблемных ситуаций, развитие интеллектуальных способностей.
Социально-культурная специфика ресоциализационного процесса проявляется в личностных новообразованиях усиления внутренней жизни и осознания внутренней ценности личности, обретения веры в собственные силы, развития полинезависимости в принятии жизненных решений, развития активности и мотивированного участия в обретении конкретного смысла и воли к жизни.
Важной особенностью технологического обеспечения социально-культурной ресоциализации молодого инвалида является замена реабилитационных терапевтических методик на педагогические, а именно: образовательные, социально-педагогические, анимационные, культуротворческие, проектные, музейные, культурно-досуговые, здоровьесберегающие и рекреативные.
В данном контексте заслуживают особого внимания технологии глубинного общения, разработанные на основе идей Г.С. Батищева (1), Н.С. Арсеньева, М.М. Бахтина (2), М. Мамардашвили, ориентированные на самоактуализацию, самоопределение, саморазвитие и самореализацию личности молодого человека. Методами глубинного общения являются рефлексия явлений душевной жизни, анализ личного жизненного опыта, определение жизненной стратегии, анализ культурно-исторического опыта. Наиболее целостно данный опыт развивается в центре социокультурной анимации молодых инвалидов «Одухотворение» г.Москва (6).
Таким образом, социально-культурную ресоциализацию молодых инвалидов можно рассматривать как систему и как педагогический процесс. Поэтому в ресоциализационном дискурсе нами выделяются критерии процессуального анализа, предполагающие: наличие объективных возможностей повторного включения в нормальную общественную жизнь; динамичность процесса ресо-циализации; социальную мобильность; социальное пространство и социально-культурное взаимодействие (4). Личность выступает творцом своих собственных общественных отношений. На протяжении многих лет апробация данной модели социально-культурной ресоциализации осуществляется в деятельности Всероссийского Общества Инвалидов и Фонда «Филантроп» по интеграции инвалидов. Фестивали творчества особенных детей и взрослых инвалидов, протеатров, мероприятия инваспорта и адаптивной физической культуры, Всероссийский форум молодых инвалидов, интегративные общественные организации, Международная премия «Филантроп», организованная в поддержку талантливых инвалидов, международный марафон «Бумеранг» и др. стали визитной карточкой Общества и Фонда, целью которых является развитие творческой активности инвалидов, оптимизация социально-культурной среды и утверждение идеалов гражданственности, равенства прав и достоинства в сознании россиян и мировой общественности.
Список литературы
1. Бахтин М.М. К философии поступка // Человек в мире слова.- М.: Изд-во Рос. открытого ун-та,1995. - 139 с.
2. Батищев Г.С Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. -1995. - №3. - С.78-86.
3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. История, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. - М.: МГУКИ, 2001.
4. Мацукевич, О.Ю. Социально-культурная ресоциализация: психолого-педагогический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 4 (42). - С. 138-142.
5. Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки.-М.: Университетская книга: Логос,2008. - 424 с.
6. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность.-М.:ЦСА «0духотворение»,2008.-132с.
7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1998. - С. 267.
8. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие.-Изд.2-е, испр. и доп. - М., 2005. - 126 с.