В настоящее время в науке еще не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека. Однако запросы практики настоятельно требуют разработки данной области психологии. Прежде всего, волнует вопрос о движущих силах, определяющих поведение человека. Существует несколько точек зрения - одни исследователи считают основными движущими силами биологические факторы (инстинкты, потребности человека), другие - социальные. Так же сложилось деление мотивов деятельности на внутренние и внешние [8]. Внутренние мотивы являются первичными по отношению к научному познанию и формируются, исходя из потребностей личности в познании и развитии. Внешние мотивы по отношению к научному творчеству вторичны, неспецифичны для него и формируются под влиянием внешней среды.
В исследованиях мотивации научного творчества у ученых сформировалось мнение, что у творческих личностей внутренняя мотивация преобладает над внешней. Приоритет внутренних мотивов над внешними подразумевает, что человек включен в деятельность ради нее самой, а не ради других целей, по отношению к которым она является средством их достижения. Например, можно учиться потому, что доставляет удовольствие сам процесс приобретения знаний, или потому, что получение высшего образования открывает перспективу занять достойное социальное положение в обществе, найти высокооплачиваемую работу. В случае научной деятельности внутренним побуждением к ней является удовольствие, удовлетворение, получаемое от самого процесса работы, стремление к интеллектуальному успеху, желание решать и находить проблемы, давать работу уму. Внутренне мотивированный ученый захвачен проводимыми исследованиями, течением собственных рассуждений, им движет интерес, азарт исследователя. За скобками остаются такие стимулы, как материальное вознаграждение, карьера, стремление к приоритету и др. Однако деление на внешние и внутренние мотивы любой деятельности, в том числе научной, достаточно условно, между ними нет явной границы, так как по самому определению мотива как внутреннего побуждения человека к действию он является внутренним, исходит от самой личности, а внешнее воздействие на человека выступает уже как стимул [9].
Библиографический список
1. Важеевская, Н.Е. Гносеологические основы науки в школьном физическом образовании [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук. - М.: РГБ, 2003.
- 443 с.
2. Рузавин, Г. И. Методы научного исследования [Текст]. - М.: Мысль, 1975. - 237 с.
3. Кохановский, В.П. Философия и методология науки [Текст]: учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 576 с.
4. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.
5. Социология: Энциклопедия [Текст] / сост. А.А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Минск.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология", "Клин. психология" / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл: Academia, 2004. - 345 с.
7. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов : Социолог. анализ [Текст] / Ф.Э. Шереги, Н.М. Дмитриев, А.Л. Арефьев; Рос. акад. наук. Ин-т комплекс. социал. исслед., М-во образования Рос. Федерации. Центр социолог. исслед. - М., 2002. - 551 с.
8. Аллахвердян, А.Г., Машков, Г.Ю., Юревич, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология науки [Текст]: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 312 с. Белкин, П.Г., Емельянов, Е.Н., Иванов, М.А. Социальная психология научного коллектива [Текст] - М.: Наука, 1987. - 212 с.
9. Долгова, Н.В. Вестник молодых ученых № 1 [Текст]: сборник научных работ. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004 г. - 274 с.
Е.А ВАЛЯЕВА
Творчество против немощи
В Ярославле есть 4 областные библиотеки - научная (ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова), детская (ЯОДБ им. И.А. Крылова), юношеская (ЯОЮБ им. А.А. Суркова) и для слепых (ЯОБС). Уже из названий очевидна специфика работы каждой библиотеки.
Специальная библиотека для обслуживания инвалидов по зрению была создана в 1954 году. Первоначально читателями библиотеки были только незрячие. Со временем круг читателей расширялся - в библиотеку могли записаться инвалиды по зрению, члены их семей и специалисты, работающие с этой
категорией граждан. Сейчас услугами библиотеки для слепых могут пользоваться инвалиды с разными заболеваниями, члены их семей и специалисты.
На сегодняшний день библиотека для слепых самое демократичное учреждение культуры, библиотека своим читателям все услуги оказывает бесплатно. А перечень услуг очень большой, кроме традиционного обслуживания (абонемент и читальный зал / зал громкого чтения). Областная библиотека для слепых, единственная в области, имеет надомный абонемент, т. е. читателям могут привезти книги на дом или отправить по почте, если читатель проживает в других населённых пунктах области. Наши пользователи могут получить нужную информацию по телефону (новости, прогнозы, программы передач и др.). Незрячие и слабовидящие читатели в библиотеке могут воспользоваться автоматизированным рабочим местом незрячего пользователя, оборудованным специальной компьютерной техникой - «читающей машиной», брайлевским дисплеем, электронной лупой. Специалист библиотеки проводит занятия по ознакомлению незрячих с компьютерной грамотой. В любое время психолог библиотеки готов оказать квалифицированную помощь посетителям (как читателям, так и их родственникам) - побеседовать, провести индивидуальные консультации или коллективные занятия. В библиотеке ведётся большая работа по психологическому сопровождению семей, где есть дети - инвалиды, проводятся занятия - тренинги с родителями и развивающие занятия с детьми. У методиста и тифлобиблиографа готовы подборки, рекомендации и разработки на разные случаи жизни. Таким образом, библиотека старается чутко и оперативно реагировать на потребности своих особых читателей.
Ярославская областная библиотека для слепых с 2002 года небольшим тиражом издаёт литературно - художественный и социально - общественный журнал «Солнце продолжает светить». Журнал основан по инициативе библиотечного Совета. Основной задачей является предоставление инвалидам по зрению возможности делиться на страницах журнала своими воспоминаниями, опытом; публиковать свои стихи, рассказы и т. п., одним словом, «самовыражаться». Читатели на страницах журнала общаются между собой, обмениваются впечатлениями, дают друг дру-
гу советы, получают информацию и комментарии Правления ВОС.
Журнал выходит 2 раза в год в плоскопечатном формате (для зрячих и слабовидящих) и в «говорящем» варианте, на аудиокассетах. Круг его авторов невелик, но постоянен. Специфичность издания определяется рядом психофизиологических особенностей авторов - любителей и в то же время читателей. С одной стороны, доступность печататься позволяет любому читателю - инвалиду стать автором; с другой, критичность оценки материала, завышенная самокритичность, замкнутость, страх останавливают многих активистов библиотеки, намеревающихся публиковаться.
Общественная редакция журнала, в которую входят работники библиотеки и самые активные читатели, изучая представленный для издания материал, решают очень сложную психологическую задачу.
Авторами очень болезненно воспринимается любая критика. Основной принцип отбора материала определяется не художественными достоинствами, а тем, что и для чего выражает автор. Главной идеей журнала является формирование желания сделать хотя бы маленький шаг к слиянию незрячих людей с миром, показать разнообразие направлений пути каждого человека для осязания многообразия жизни.
Эта мысль выражена в басне одного из читателей библиотеки:
Лежит под деревом бревно и, глядя вновь тоскливо,
Вдруг молвит дереву оно: «Как жизнь к тебе несправедлива!
Я на тебя смотрю давно - то гнут тебя нещадно грозы,
То солнце жаркое печёт, то мучают лютые морозы.
А я лежу в тени забора, ничьих не привлекая взоров,
Хоть дождь, хоть зной - мне ВСЁ РАВНО.
Я радуюсь, что я - бревно».
И дерево в ответ шумело: «Ты свою мысль развить сумело.
Да, правда, Ты всегда в покое, мороз тебя не беспокоит,
И шквал не рвёт твою листву, но Ты -гниёшь! А Я - живу!»
Мораль сей басни всем пора открыть -Коль будешь двигаться, то будешь жить!
Как уже говорилось, все авторы - инвалиды по зрению.
Среди причин слепоты авторов журнала можно выделить следующие:
- врождённая патология зрения;
- приобретённая в результате непосредственно заболевания глаз;
- приобретённая в результате травмы глаз;
- приобретённая в результате осложнения на глаза после перенесённого заболевания.
К авторам с врождённой патологией зрения можно отнести только одного. Он имеет очень слабое остаточное зрение. Являясь большим любителем классической музыки, много очерков посвящал именно этой теме. Обладая удивительной памятью на даты, цифры, имена и будучи сотрудником библиотеки для слепых с момента её возникновения, на страницах журнала рассказывал об истории библиотеки, о своих коллегах, которые когда-либо (даже очень короткий период) работали в коллективе. Собирая информацию из разных источников (радио, газеты, журналы, книги, телевидение), сообщал её читателям журнала в виде очерков об известных и не очень известных, но интересных людях.
Ещё одна группа объединяет 4-х авторов. Все они имеют различные по сложности, приобретённые, не прогрессирующие на протяжении многих лет заболевания глаз.
Но внутри этой группы можно выделить двоих: как и у всех из этой группы, у них было стабильное остаточное зрение, которого они теперь лишены.
В 2000 г. один из них перенёс инфекционное заболевание, приведшее к тотальной слепоте. Он готовит для журнала информационные сообщения, рассказывает о заседаниях Правления ВОС, достаточно подробно информирует читателей журнала о работе и планах Общества слепых на будущее.
В творчестве второго автора, который тоже внезапно, после инфекционной болезни, тотально ослеп в 1994 году, много безысходности. Многие из рассказов приходилось возвращать ему из-за чрезмерной мрачности. В 2005 году он умер.
Следующего автора этой группы отличает явная критичная социальная направленность в содержании произведений.
Ещё один автор. По своим убеждениям
- полная противоположность предыдущему. Он очень разнообразен в жанрах - и стихи, и проза, и очерки. Тематика его произведений широка - очерки об искусстве, рассказы о выставках, о Великой Отечественной войне (и
фронт, и тыл), о людях, о городах, о горах, о музыке и музыкантах, стихи о любви, о женщинах, о цветах, о Родине; перевод «Слова о полку Игореве» со старославянского языка. Приведу фрагмент самого начала «Слова...»: Не стоит нам повествование, братья, на прежний лад вести
О том, как русичей страдание постигло с Игорем в пути.
Начнём же о делах прискорбных песнь не хвалебным языком,
А по следам событий спорных изложим драму прямиком...
Следующая группа авторов состоит из 5 человек. Все они потеряли зрение из-за травмы глаз.
Два автора из этой группы тотально ослепли в результате производственных травм. Один из них живёт в Угличе. Все его произведения посвящены краеведению, рассказывают об истории Углича, его улиц, церквей, строительстве, промышленности. В своих рассказах он приводит планы города с 1832 года, фотографии строек.
Другой, имея высшее юридическое образование, несмотря на инвалидность, продолжает расширять свои знания по юриспруденции. На страницах журнала в очень доступной форме консультирует читателей, комментирует, поясняет законы об инвалидах.
Есть авторы (3 человека), тотальная слепота которых вызвана ранениями во время военных действий. Двое из них были тяжело ранены на Великой Отечественной войне, один получил ранение и ожог лица в Афганистане.
Первые двое пишут стихи, причём один их них больше отдаёт предпочтение басням. Соответственно, в его творчестве больше сарказма.
Второй в своих стихах поднимает проблемы экологии, истории, отсутствия взаимопонимания в обществе в целом (по его мнению) и между отдельными людьми. В его стихах «между строк» можно увидеть глубокое душевное одиночество.
Стихотворение «Белая трость»:
Легко, по знакомой дорожке подружки в вагон забежали.
Меня, как всегда, на подножке к какой-то старушке прижали.
И даже никто не заметил в руке моей тросточку белую...
Скажите, какое на свете до деда незрячего дело им?
Третий автор, самый молодой из этой группы, живёт в Гаврилов - Яме, имеет сад и
пасеку. У него - коротенькие рассказы о природе, о путешествиях, о животном мире. В них много доброты, они познавательны; автор ненавязчиво даёт практические советы о саде
- огороде, о здоровье.
Последняя группа состоит из одного автора - инвалида с детства. Она абсолютно слепая, но её слепота является осложнением после заболевания, перенесенного в очень раннем возрасте. Творчество поэтессы адресовано людям любого возраста. Являясь очень общительной оптимисткой, она имеет огромное количество друзей, от малышей до стариков. В её стихах не найдёшь уныния, очень редко - грусть, размышления. Её творчество ярко, образно, весело.
В убранство земли, разодетой по-летнему, Поправки свои внесены сентябрём,
В зелёной листве золотые отметины,
А в травах блестит по утрам серебро...
Тематика её стихов разнообразна: природа, дружба, семья, школа и т. д.; нет в её стихах только любовной лирики. Несколько сборников её стихов вышли отдельными изданиями.
Существенной для понимания рассматриваемой социокультурной проблемы является возрастная градация читателей - авторов. Возраст наших авторов колеблется от 1921 до 1963 годов рождения.
К старшей возрастной группе авторов можно отнести двоих. На их долю выпала Великая Отечественная война. Оба они получили ранения, в результате которых абсолютно потеряли зрение в возрасте 22 - 23 года.
В их произведениях можно почувствовать боль и обиду на общество. Разница между ними в том, что один говорит об этом спокойно, а другой с сарказмом и как бы упрекает читателя в равнодушии и бездействии.
Все старые зубы оставил в ГУЛаге, а новые вставить сумеет ли он?
Все льготы теперь на газетной бумаге...
Следующая возрастная группа объединяет троих. Они потеряли зрение в возрасте старше 55 лет. Очевидно, что в своих произведениях эти авторы в большей степени вспоминают, отражают те годы, когда они были ещё здоровы. Каждый делает это по-своему. Современность воспринимают, естественно, по-разному.
Один пытается это сделать максимально объективно, описывая и положительные и отрицательные стороны того или иного исторического момента. Другой - в прошлом видит
только хорошее, современностью крайне недоволен.
Эй, вы там, господа депутаты! На моторном рабочие бесятся,
Потому что сидят без зарплаты вот уже несколько месяцев.
Третий - чаще иронизирует над прошлым, в текстах, как в стихах, так и в прозе, всегда есть глубокий смысл. Даже в произведениях о Великой Отечественной войне он находит место для шутки или иронии. Кроме этого, важное место в его творчестве занимает женщина. И здесь уже почти нет иронии, зато много любви, уважения, восхищения как в стихах, так и в прозаических произведениях. Любит жизнь в любых её проявлениях.
. Сближаясь на уступах гор с пространственной Вселенной,
Надеются решиться спор душой самозабвенной.
Но к этому нелёгок путь, он весь преодоление -
Через себя перешагнуть, избавясь от смятения,
Достичь понятий осознания различий вечного с невечным,
Желать себе освобождения в движении -конечным.
И шесть необходимых черт помогут во спасение:
Спокойствию отдать обет, развить в себе терпение,
Умеренность во всех делах, поклон сосредоточию
И вера, как одно из благ всё в Ведах есть воочию.
Тогда приходит понимание сквозь умудрённости веков,
Что только мира созидание освобождает от оков.
Далее я выделяю возрастную группу, в которую входят два удивительных человека (1934 и 1938 г. р.). Оба с раннего детства являются инвалидами по зрению. Одна тотально слепая, другой - со слабым остаточным зрением. Оба вложили огромное количество сил в самообразование, обладают широким кругозором. В их творчестве очень мало грусти, они радуются каждому дню жизни и всегда готовы поделиться своей радостью.
. Но если вы в поле встречали рассвет, и дали кому-то полезный совет,
Ласкали ребёнка, сажали цветы, и путнику подали кружку воды,
И песни сложили, построили дом, успехов добились упорным трудом -Так значит, недаром вам выпало жить, о чём-то жалеть и зачем-то тужить.
. Наступит зима, холодна и бела, но ей не засыпать благие дела.
В полях и лесах, в городах, на селе всё доброе вечно живёт на земле!
Теперь автор 1944 года рождения. Он тотально потерял зрение в 50 лет. Можно предположить, что в межличностных отношениях в семье тоже произошла какая-то трагедия. В его рассказах присутствуют темы лжи, измены, предательства, подлости. Этими отрицательными качествами у него наделены женщины и «друзья». В его произведениях практически отсутствует вера в любовь, дружбу, доброту и порядочность.
Следующая возрастная группа - 1954 г. и 1958 г. рождения. В неё входят автор, тотально ослепший в 31 год, и автор со слабым остаточным зрением с 21 года. Они прорабатывают законы, постановления и др. нормативную информацию, связанную с жизнью инвалидов. В доступной форме, через журнал, доводят её до сведения читателей - инвалидов, комментируя и поясняя.
Отдельно выделяю самого молодого автора - 1963 года рождения. Его рассказы заряжают оптимизмом, жаждой деятельной жизни. Ослепнув в 19 лет, он сохраняет юношеский задор и сейчас.
Большое значение имеет деление авторов - читателей по уровню образования.
В Ярославле и области не было и до сей поры нет образовательного учреждения, где тотально слепые могут получить базовое образование. Общество слепых построило в Гаврилов - Яме интернат, но из-за отсутствия специалистов там обучаются дети с остаточным зрением. В Ярославле есть вечерняя коррекционная школа, в которой обучаются вместе и слабовидящие дети, и дети с умственными отклонениями. Для тотально слепых детей возможно обучение в Костромском интернате или на дому силами родителей и преподавателей - энтузиастов. Взрослых ослепших направляют для реабилитационного обучения в Волоколамск.
Инвалиды по зрению, как правило, обладают удивительной слуховой памятью. Природа компенсирует потерю зрения другими возможностями - они «видят» ушами, руками, душой и сердцем. Это значительно помогает обучаться.
По образованию авторов можно условно разделить на 3 группы.
К первой я отношу единственную женщину - автора. Отец её был преподавателем математики, мать - учителем русского языка
и литературы. Благодаря им она получила хорошее домашнее образование. Ещё у неё были две старшие сестры, которые тоже принимали активное участие в жизни и общем развитии сестры - инвалида. Она умеет ценить внимание и заботу, очень гостеприимна. Её душа, как и её дом, всегда открыты для друзей. Свои стихи она пишет и для детей, и для взрослых, даже решила попробовать создать трёхстишия на манер хокку. Строго говоря, японские параметры (5-7-5 из 17 слогов) здесь не выдержаны, назвать стихи хокку в полном смысле нельзя, но от этого они хуже не стали и не потеряли смысла. Пусть они будут подражанием японской поэзии XVII века, а уж оценить её «русские хокку» -дело читателей. В любом смысле похвально, что автор ищет что-то новое, познаёт мир.
Если ты мудр, человек,
Сумеешь вполне насладиться
Радостью бытия.
Вторая группа тоже включает одного автора. У него образование - 8 классов. Потерял зрение в 22 года на войне, был заключённым ГУЛага, учился у людей, которые находились рядом. Его творчество (пишет стихи) не содержит жалоб или сожаления, ему присущи чувство одиночества и критический взгляд на жизнь без предложения вариантов решения проблем.
... Сколько раз сообщалось с тревогой, что до цели всё ближе и ближе,
А готовая к жизни дорога опускалась в болотную жижу.
Сумасброды двадцатого века, ведь природой нельзя пренебречь,
Потому, что дана человеку для того, чтобы свято беречь.
Третья, самая большая группа авторов, имеет высшее образование. Из них: 3 - техническое, 2 - педагогическое, 2 - юридическое, 1 - библиотечное, 1 - экономическое.
Анализ текстов показывает, что авторы с техническим и экономическим образованием более пессимистичны и критичны, в сравнении с педагогами, юристами и библиотекарем.
Педагог, юрист и библиотекарь - гуманитарии, описывая природу, искусство, историю и др., вызывают позитивные чувства и эмоции.
Все пишущие авторы являются активными читателями библиотеки. С регулярностью 1-1,5 раза в месяц берут книги для чтения. Рассмотрим круг их интересов.
Только одна из авторов владеет азбукой Брайля и читает книги рельефно - точечного
шрифта. Все остальные предпочитают читать «говорящие» книги, и двое из них с 2006 года перешли к чтению книг на электронных носителях.
Один из авторов умер в 2005 году. Его читательский интерес был ограничен книгами зарубежных авторов, фантастикой и мистикой; неудовлетворённость реальностью в жизни уводила в нереальный мир при чтении.
Другой читатель - автор часто приходит в библиотеку, знакомится с тематическими подборками, всегда в курсе общественных новостей, берёт в библиотеке не только «говорящие» книги для себя, но и плоскопечатную литературу для членов своей семьи. Круг чтения этого читателя - автора не отличается от круга чтения образованного, разностороннего человека мужского пола - это исторические романы, детективы. Читает много периодики, информацию из которой использует для написания своих статей.
Читатель, который интересуется общественно - политической, исторической, военной, мемуарной литературой, отдаёт предпочтение изданиям до 1990 года. Эмоционально погружая себя при таком чтении во «вчерашний» день, он пытается восстановить его в своих произведениях, ещё и ещё показывая, как «вчера было лучше, чем сегодня».
Следующий читатель - автор отдаёт предпочтение романам о Сибири и деревне, причём книги Черкасова и Москвитиной «Чёрный тополь», «Хмель» и «Конь рыжий» перечитывал дважды. Очевидно, чтение книг о сильных, трудолюбивых, независимых людях придаёт ему сил справляться с личным одиночеством, которое отражается в его творчестве.
У читателя, отслеживающего все литературные новинки, в «обязательном» чтении «говорящие» журналы «Литературный вестник», «Эпоха» и др. Он старается быть в курсе всех литературных событий, знает лауреатов литературных премий, следит за их творчеством. Наблюдая за ним и беседуя с ним, я пришла к выводу, что современная литература, современные авторы, не все, конечно, бесцеремонно пересматривающие духовные ценности, меняющие принципы и ориентиры, тем самым «сводят на нет» боевой и трудовой подвиг людей старшего поколения. Именно
это и подтолкнуло нашего автора начать писать, рассказать свою правду, защитить свои дела и ценности.
Логику в выборе литературы активными читателями с разносторонними интересами проследить сложно как по отраслям знаний, так и по содержанию. В большинстве случаев выбор книг делается по рекомендации знакомого, библиотекаря, по информации, услышанной по радио, телевидению. Читают много.
Обширные читательские интересы в чтении у разносторонних активных читателей определяет соответствующую связь с их творчеством, которое также разнообразно по содержанию. Двое из них пишут в разных жанрах.
Мотивация творчества наших авторов различна, как и стимулы, заставляющие развиваться и реализовываться.
У кого-то - это желание выговориться, выплакаться, разделить с другими свою боль; у кого-то - желание помочь людям с такими же проблемами, поделиться своим жизненным опытом; кто-то рассказывает об увиденном и услышанном, о пережитом; кто-то доказывает себе и другим, как прекрасна и дорога ЖИЗНЬ.
Крайности, которые можно встретить в стихах и в прозе у авторов журнала, вполне объяснимы, и что удивительно - краски воображаемого мира, как и краски воспоминаний инвалидов ярче, чем у иного зрячего, ощущения и чувства обострены до боли и крика. Главное в этом творчестве - не художественная ценность произведений, а ценность общения, стремление помочь найти себя в новом качестве, поддержать друг друга, занять активную жизненную позицию, пересмотрев и переосмыслив цену жизни.
В творчестве инвалидов можно увидеть и силу духа, и мужество людей, которые живут как бы в параллельном с обычными людьми мире. С сожалением надо признать, что многие из нас не знают, как себя вести с инвалидами, и поэтому стараются не замечать их. Журнал «Солнце продолжает светить» призывает увидеть этих людей, отнестись с пониманием к их проблемам и стремлению преодолеть ими самих себя.