РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
УДК 784
ТВОРЧЕСТВО ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ДАМАСКИНА В ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Е.Л. Хорошилова1), С.П. Коноваленко2)
1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: horoshilova-elena@mail.ru 2)e-mail: rudich-s2014@mail.ru
В работе рассматриваются роль и значение деятельности преподобного Иоанна Дамаскина для церковной богослужебно-певческой практики. Также детально приводятся конкретные примеры церковной созидательной деятельности преподобного.
Ключевые слова: церковное пение, Октоих, Осмогласие, каноны, антифоны, степенны, стихиры, тропари, кондаки.
Имя преподобного Иоанна Дамаскина известно каждому человеку, который считает себя православным и участвует в общественно-церковной жизни. Иоанн Дамаскин, гимнограф VIII века известен, прежде всего, как создатель Октоиха, или Осмогласника. Октоих - богослужебный сборник, который содержит тексты изменяемых песнопений на восемь гласов для богослужения в течение всего года.
Беспрецедентен тот факт, что преподобный Иоанн Дамаскин создал не только огромное количество текстов молитв, но и написал музыкальные образцы для их распевания, установив определенные правила и каноны, по которым гласы распеваются и в современной богослужебно-певческой практике.
Из современных исследователей творчества святого Иоанна Дамаскина можно выделить П. Петроса. Он указывает, что Иоанн Дамаскин был своего рода реформатором, который упразднил в церковной практике любое пение, не отвечающее канонам и духу молитвы. П. Петрос называет преподобного «организатором.. .литургического... осмогласного пения»1.
1 Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Труды отдела древнерусской литературы. М-Л. 1958. Т. 15. С. 144-256.
Октоих, или Осмогласник, был введен в богослужебную практику уже при жизни Иоанна Дамаскина во многих церквях того времени (греческой, несторианской, сирской и т.д.). Впоследствии этот принцип организации церковных текстов и распевов был заимствован для богослужений Древней Руси. И если сами напевы видоизменились до неузнаваемости ввиду развития и обогащения их с помощью русских национальных музыкально-стилистических черт, то сам принцип до сих пор неизменен и незыблем. Одна из сущностных черт этого принципа такова, что молитвы, распеваемые на гласы, составляются из коротких попевок, которые связаны между собой мелодическим звеном, общим для многих гласов. Указанная черта объединяет чередование пения гласов по неделям (седмицам) с годовым богослужебным циклом.
Рассматривая творчество преподобного Иоанна Дамаскина как создателя Октоиха, необходимо понимать, что здесь речь идет о деятельности особой, не о личном индивидуальном творчестве, котороележит в основе церковных композиторов современности, но о творчестве соборном, многовековом, своеобразной коллективной мудрости, которая может быть осуществлена только в молитвенной практике и жизни Церкви. Соборное творчество многих поколений, огромный пласт культурной деятельности народов, являя собою сокровищницу молитвенного музыкально-стилистического опыта, было сведено трудами преподобного Иоанна к тому единству и совершенству, результат которого стал образцом, своеобразной матрицей для богослужебно-певческой практики всей современной Православной Церкви.
Помимо создания Октоиха, как главного принципа организации церковной временной молитвенной жизни, преподобный Иоанн Дамаскин проявил себя как создатель множества церковных богослужебных текстов - стихир, тропарей, канонов, антифонов. Он был поистине «поэтом» гимнографии того времени.
Каноны, как воскресный, так и двунадесятых праздников, отличаются высокой поэтичностью и дышат глубокой верой во Христа. Особое значение для богослужений имеют каноны на Пасху, Рождество Христово и Богоявление:
Песнь третья, на Рождество Христово, ирмос:
Призри на пения рабов Благодетелю, врага смиряя вознесенную гордыню: носяй же, Всевидче, греха превыше непоколеблемо, утвержденныя, Блаже, певцы основанием веры.
Пасхальный канон, песнь первая, ирмос:
Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия.
Припев:
Христос воскресе из мертвых (перед каждым пропарем канона)
Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася, и радуйтесярекуща ясно да услышим, победную поюще.
Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бовоста, веселие вечное.
Гимнографический дар преподобного так же ярко и беспрецедентно проявился в создании воскресных антифонов (песнопений, исполняемых хорами попеременно). Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, напоминает и подтверждает определение, которое Иоанну Дамаскину дали его современники - «златоструйный» -«Иоанн справедливо назван златою струею по обилию в нем благодати Святаго
2 и Духа...» . Создание степенных антифонов, или «песен степеней», также приписывают
преподобному Иоанну Дамаскину, хотя, по некоторым версиям, их авторами считают
Феодора Студита и Иосифа, архиепископа Солунского, что, впрочем, не доказано.
Это песни аскетические, покаянные, к которым обязательно добавляется
прославление Святого Духа:
Песнь степеней 2-го гласа:
- На небо очи мои пущаю моего сердца к Тебе, Спасе, спаси мя Твоим осиянием.
Помилуй нас, согрешающих Тебе много на всякий час, о Христе мой, и даждь образ прежде конца покаятися Тебе.
Слава. и ныне. Святому Духу, еже царствовати подобает, освящати, подвизати тварь: Бог бо есть единосущен Отцу и Слову.
Степенные антифоны, исполняемые на Утрене, считаются одними их самых проникновенных и молитвенных образцов богослужебного Устава. Они стали побудительно-творческим мотивом для создания многих, в том числе и современных, песнопений Русской Православной Церкви. Центральное место среди прочих композиторских творений, стали степенны антифоны арх. Ионафана. В них неподражаемое слово преподобного соединено с современными средствами музыкально-художественной выразительности, которые развиваются на основе образцов древнерусского богослужебного пения.
Степенны антифоны второго гласа, фрагмент:
Фг\ | На не •' 1Р - бо 0 чи тту г г - ща - ю тГ мо-е -_ 0 т го се] т » ЭД -
г rj.fr и к (Фи м?] в г "> и и ■м о ——Г =н=
ца, к Те-бе Спа - се, А РП^ / г г спа-си Т~ мя Ь- "во-им о - си ХЫ я Б-Р- ни- ем. \
г \ иГ-хг!*^ —г—г-'
Иоанн Дамаскин - великий богослов, философ и поэт, которому были подвластны как высокие богословские устремления, так и аскетические, покаянные, сердечные чувства. Значение деятельности преподобного Иоанна Дамаскина для всей церковной жизни трудно переоценить. «В литургической лирике (Иоанн Дамаскин). доводит до необычайной усложненности архитектонику канона,.. и превращая (ее) как бы в кристаллическую структуру, действующую на воображение своей
2 Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Труды отдела древнерусской литературы. М-Л. 1958. Т. 15. С. 144.
продуманностью и стройностью» . Великий философ и богослов Иоанн Дамаскин уделял большое значение человеческому разуму и воле, как созидающей силе этого мира. По его мнению, в этом мире достойное место занимают наука, философия, культура, искусство. Именно поэтому наследие Иоанна Дамаскина стоит выше национальных, территориальных и географических аспектов бытия.
Надо отметить, что особое изначально мифологическое мировосприятие славян не отвергло учений преподобного Иоанна Дамаскина, да и ранние славянские списки Октоиха, истоки этой традиции возможно связать с начальным периодом становления славянской письменности. В связи с этим, некоторые жанры народной художественной культуры, к которым мы отнесём жития, легенды, духовные стихи -можно определить, как восприимчивые к «чужому» фонду, то есть заимствующие сюжеты, тексты, образы.
Иоанном Дамаскиным вУП-УШ была представлена человечеству в полном объёме последовательная богословская система и сформированное учение о святости. В ней он говорит о проникновении Божественных энергий в человеческую природу и о святости как источнике такого проникновения. Святость преодолевается противостоянием духовного и вещественного. В связи с чем мы приходим к выводу, что святые спасаются «телесно», а значит их «плоть» и образы святых (иконы) и их мощи оказываются пронизаны Божественными энергиями.
Благодатный пласт «духовных посевов», созданный Иоанном Дамаскиным, основан на высших духовных ценностях - любовь, вера, святость, и внутренне и внешне связан с церковью, бесконечно ищет в ней освящения. В последовательной богословской системе Дамаскина, равным образом и святые, появившиеся через свое успение к вечной жизни, находятся в церковной общине и, пребывая там, выступают молитвенниками как за отдельных верующих, так и за всю общину. В этих идеях содержится преодоление абсолютных границ между божественным и человеческим, смертным и бессмертным. Учение о святости помогает осмыслить противостояние духовного и вещественного, тварного и нетварного. Святые являются соединяющим звеном небесного и земного мира. Они соединяются с ангелами - бесплотными невещественными силами. Таким образом, вещественность, как препятствие, перестаёт существовать. В то же время, святые - это тварные существа, приобщённые к Богу, и тем самым они объединяют тварное человечество с нетварным Божеством.
Развивающими идею духовного единства церкви, соединения в церкви живых и усопших, всех верующих и признанных народом святых, выступали диптихи. В них соединялись имена святых с именами других верующих, что соответствует всеобщей святости церкви и соединения с Христом в результате Евхаристии.Согласно святому Василию Великому, «честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз» (РО, 32, 149С). В связи с этим, изображения святых - на могилах, церковных фресках, реликвариях, иконах, иллюстрирующие значение святых как покровителей и заступников, рассматриваются как чудотворные, как благословение, которое верующий получает от святого и уносит с собой.
Доказательство необходимости почитания икон требовало установления внутренней связи между образом и архетипом. Св. Иоанн Дамаскин видел эту связь в том, что благодатные энергии архетипа наполняют вещественный образ, и отсюда самое вещество образа, становясь обожженным, оказывается орудием спасения. Святые на иконах предстают не в своём земном служении (в отличие от западной
3Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 404-425.
иконографии), а в своей небесной славе, обожженные и предстоящие Богу в Царстве Небесном. Так постепенно вырабатывались определённые типы изображения святых, фиксируемые в так называемых иконописных подлинниках4.
Результатом Божественной энергии, по нашему мнению, можно считать искусство, прославляющее святых и святость. Так, помимо упомянутых канонов и антифонов, то есть конкретных образцов церковного творчества, преподобным была представлена стройная система, как путь творческого созидания для будущего развития церковного пения. Показательно, что именно в русском православии принцип распева, зафиксированный святым Иоанном Дамаскиным, получил широкое распространение и на протяжении многих веков был единственным способом творческого развития музыкально-богослужебного багажа русского православия.
Так, например, духовный стих «Благодатный дом» принадлежит к разряду внебогослужебных песнопений, происходящих из Оптиной пустыни. Этот стих впоследствии получит свое распространение почти на всей территории южной и центральной России (в монастырской среде). Наиболее характерными чертами этого стиха являются кантовый склад изложения в соединении с напевной, лирической мелодией. Именно последнее обстоятельство явилось причиной распространения стиха в женских монастырях. Вместе с тем, в этом стихе чувствуется возвышенно-патриотическое настроение («Благодатный дом» - Россия) и обобщенность самой идеи патриотизма.
Стихира «Земле русская» является образцом пения на подобен. По своему стилю она принадлежит к разряду киево-печерских напевов, видоизмененных в Оптины подобны. Основой для этой стихиры послужил подобен «Доме Евфрафов» -глас второй. Строфическое строение «подобна» пятистрочно, что соответствует количеству строф в самой стихире. Фактура песнопения гармоническая, кантового строения, с ведущими верхними голосами (в терцию). Основными являются три голоса: верхние и нижний, но возможно исполнение в четырехголосном варианте. Четвертый голос гармонически дополняет партитуру и не является столь значительным, как остальные три.
Характер стихиры жесткий, волевой, в нем ясно слышится мужское начало, готовность защитить православную веру. Особенностью исполнения является подчеркивание слабых долей, нот внутри распева, а также подчеркивание второстепенных слов в стихире. Одной из характерных черт распева является использование цезур (дыхания) в местах несовпадения цезур в тексте. Эти особенности являются характерными для киево-печерского распева в общем.
Показательно, что некоторые церковные песнопения переходят в разряд своеобразных патриотических символов. Так случилось с тропарем праздника Воздвижения Креста Господня - «Спаси, Господи, люди Твоя...», который стал называться молитвой за Отечество и на протяжении определенного времени выполнял функцию духовного призыва в сражениях русского оружия. Такое же преобразование произошло в наши дни со стихирой «Земле русская», которая, помимо своего места для исполнения в определенные церковные дни, а именно в неделю всех святых, в земле российской просиявших, звучит в другие, наиболее значимые моменты соборного служения или в совместных патриотических государственных и церковных мероприятиях.
4 Коноваленко С.П. Феномен святости и образ русского святого в народном православии. Белгород: БГИКИ, ООО «ГиК», 2010. С. 12.
Зем - ле рус - - ска-я, гра -де свя-тый!
h^'ii i ÎÎ 4 л Si J J J ,J J ,J J J J J
W Г Г Г С-ГГ^ —Г Г Г Г Г f' Г r r r
Ук-рашай свой дом, в нем же божест-вен-ный, велийсонмсвя
ТЫХ Про - СЛЭ ----- ВИ,
Таким образом, творчество преподобного Иоанна Дамаскина имеет не только историческую ценность, как создателя своеобразного памятника церковного пения Октоиха, но и огромную ценность для современного православия как путь, по которому развивается церковное пение на протяжении многих веков. Путь, указывающий на соборное творчество как главную ценность для христианской веры.
Список литературы:
1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004.
2. Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Труды отдела древнерусской литературы. М-Л. 1958. Т. 15. 248 с.
3. Коноваленко С.П. Феномен святости и образ русского святого в народном православии: монография. - Белгород: БГИКИ, ООО «ГиК», 2010. 210 с.
4.
THE CREATIVITY OF SAINT JOHN OF DAMASCUS IN CHURCH
SINGING PRACTICE
E.L. Horoshilova1), S.P. Konovalenko2)
1,2)Belgorod State Institute of Arts and Culture 1)e-mail: horoshilova-elena@mail.ru 2)e-mail: rudich-s2014@mail.ru
The paper discusses the role and importance of the activities of St. John of Damascus for the church liturgical and singing practice. Also concrete examples of the Church's creative work of the Saint are detailed.
Keywords: church singing, Octoechos, the eight church modes, canons, antiphons, anabathmoi, stichera, troparions, kontakions.