Научная статья на тему 'Творчество отечественных и зарубежных компьютерных художников'

Творчество отечественных и зарубежных компьютерных художников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
829
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ХУДОЖНИК / ЦИФРОВАЯ ПАСТЕЛЬ / ЦИФРОВАЯ ЖИВОПИСЬ СУПРЕМАТИЗМ / НЕОПЛАСТИЦИЗМ / АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ / АБСТРАКЦИОНИЗМ / ФУТУРИЗМ / КУБИЗМ / СЮРРЕАЛИЗМ / COMPUTER TECHNOLOGIES / COMPUTER GRAPHICS / COMPUTER ARTIST / DIGITAL PASTEL / DIGITAL PAINTING SUPREMATISM / NEOPLASTITSIZM / ABSTRACT EXPRESSIONISM / ABSTRACTIONISM / FUTURISM / CUBISM / SURREALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Турлюн Л. Н.

В статье рассматриваются возможности компьютерных технологий в изобразительном искусстве, а также анализируются художественные произведения зарубежных и отечественных художников, которые работают в компьютерной графике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY OF DOMESTIC AND FOREIGN COMPUTER ARTISTS

In article possibilities of computer technologies in the fine arts are considered, and also works of art of foreign and domestic artists which work in computer graphics are analyzed.

Текст научной работы на тему «Творчество отечественных и зарубежных компьютерных художников»

связь, взаимовлияние электронной и натурной живописи. Для этого необходимо вспомнить опыт проводимых в академических художественных школах практики копирования картин великих мастеров живописи, целью которых являлось изучение приемов и методов написания картин для того, чтобы художник мог их переосмыслить и использовать в своем творческом процессе. Навыки, приемы, методы, технологии в виде накопленного обобщенного опыта перенимаются и переосмысливаются художником, одновременно нарабатывается новый опыт художественного творчества - эти приемы становятся частью индивидуального мастерства художника. Художник по-своему синтезирует новые технические приемы электронных технологий в своем творчестве и приобретает индивидуальный художественный стиль. Знание новых технологий живописных техник, от фотореализма до цифровой живописи при работе с натуры в реалистическом направлении, дает возможность художнику приобретать новый опыт качества художественного изображения.

Изучение накопленного опыта, истории развития приемов передачи художественных образов на живописном полотне и в архитектурном пространстве представляет творческий интерес для художников и искусствоведов. Познание изобразительной культуры помогает понять, каким образом происходило изменение воздействия художественных средств на чувства и эмоции человека. Сам факт открытия и применения передачи специальных изобразительных приемов свойств живописи посредством компьютерных технологий в художественно-архитектурном пространстве можно интерпретировать с точки зрения становления смысловых, интеллектуальных, эстетических, эмоци-

ональных составляющих восприятия человека как результат накопленного опыта тех исторических периодов, когда такие открытия были сделаны. Таким образом, можно констатировать положительные аспекты в процессе конвергенции, а именно, взаимовлияние, взаимообогащение, дополнение друг друга современной живописи с использованием электронных технологий компьютерной техники и современной натурной живописи. Такое взаимовлияние дает толчок к развитию натурной живописи, выводит ее на новый уровень не только как имитацию новых технических приемов, но и на новый художественно - эстетический уровень. Идет процесс развития новой эстетики - эстетики цифровой живописи и «живого» мазка кисти художника, непосредственно сделанного с натуры. Обобщение опыта творческих экспериментов в живописи также необходимо для совершенствования процесса обучения будущих архитекторов и дизайнеров.

С совершенствованием компьютерных технологий будет накапливаться новый опыт применения электронных технологий в живописи. Эти технологии будут влиять на развитие новой художественной эстетики, будет закономерно совершенствоваться техническая сторона создания художником образов как носителя духовности человеческого общества.

Таким образом, изучение и обобщения опыта по взаимодействию живописи, выполненной посредством компьютерных технологий, позволяет глубже понять процессы трансформации в современном искусстве, построить форсайт-модель симбиоза живописи и архитектурного проектирования на десятилетия вперед.

Приложения

Рис.1. 3D живопись. Интерьер

Рис. 2. 3D живопись. Экстерьер

Рис. 3. 3D живопись. Street-art

Библиографический список

1. Опыт. Википедия [Э/р]. - Р/д: ru.wikipedia.org/wiki/

2. Черникова, Т.В. Внедрение компьютерной живописи в архитектурно-художественное творчество / Т.В. Черникова, С.С. Титов // Архи-тектон: известия вузов - 2012. - № 37.

3. Горнева, О.С. Математические аналогии в учебном архитектурном проектировании / О.С. Горнева, С.С. Титов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2009. - № 1(22).

4. Горнева, О.С. Математические аналогии в учебном архитектурном проектировании / О.С. Горнева, С.С. Титов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2009. - № 1(22).

Bibliography

1. Opiht. Vikipediya [Eh/r]. - R/d: ru.wikipedia.org/wiki/

2. Chernikova, T.V. Vnedrenie kompjyuternoyj zhivopisi v arkhitekturno-khudozhestvennoe tvorchestvo / T.V. Chernikova, S.S. Titov // Arkhitekton: izvestiya vuzov - 2012. - № 37.

3. Gorneva, O.S. Matematicheskie analogii v uchebnom arkhitekturnom proektirovanii / O.S. Gorneva, S.S. Titov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroiteljnogo universiteta. - 2009. - № 1(22).

4. Gorneva, O.S. Matematicheskie analogii v uchebnom arkhitekturnom proektirovanii / O.S. Gorneva, S.S. Titov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroiteljnogo universiteta. - 2009. - № 1(22).

Статья поступила в редакцию 04.06.13

УДК 76.01: 004 Turlyun L.N. CREATIVITY OF DOMESTIC AND FOREIGN COMPUTER ARTISTS. In article possibilities of computer technologies in the fine arts are considered, and also works of art of foreign and domestic artists which work in computer graphics are analyzed.

Key words: computer technologies, computer graphics, computer artist, digital pastel, digital painting suprematism, neoplastitsizm, abstract expressionism, abstractionism, futurism, cubism, surrealism.

Л.Н. Турлюн, канд. искусствоведения доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: barturagu@mail.ru

ТВОРЧЕСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ХУДОЖНИКОВ

В статье рассматриваются возможности компьютерных технологий в изобразительном искусстве, а также анализируются художественные произведения зарубежных и отечественных художников, которые работают в компьютерной графике.

Ключевые слова: компьютерные технологии, компьютерная графика, компьютерный художник, цифровая пастель, цифровая живопись супрематизм, неопластицизм, абстрактный экспрессионизм, абстракционизм, футуризм, кубизм, сюрреализм.

Арсенал возможностей компьютерных технологий очень широк, многообразие графических программ позволяет художникам имитировать произведения классического искусства всех техник, авангардного искусства и создавать оригинальные произведения художника - компьютерщика с индивидуальной творческой манерой. Компьютерных художников условно можно разделить на группы:

• сочетающие традиционные приемы живописи и графики с компьютерными технологиями;

• работающие исключительно в компьютерных технологиях, создающие мир виртуального искусства;

• использующие природные мотивы и вещественные материалы (фото, растения, фактуры кожи, льда) в создании коллажа.

Американская художница Шер Трейн-Пендарвис создала средствами цифровой пастели и мелками Конте одну из серий своих картин под названием «Дикий парк в Сан-Диего» «Утесы на закате», «Калифорния» средствами цифровой пастели и мелками Конте. Шер Трейн-Пендарвис чаще всего создает цветные эскизы, рисуя их с натуры, внимательно наблюдая, как освещение и атмосфера воздействуют на цвет в бликах и тенях изображения. Она начала свою работу с создания эскизов с натуры, используя портативный компьютер. Наблюдая за расположением дневного света и теней, работала до тех пор, пока не создала композицию, общую цветовую гамму и расположение тени в эскизе. На компьютере в студии она закончила свою работу, добавила больше слоев цвета, добавила более текстурирован-ные прямые штрихи. Шер Трейн-Пендарвис чаще всего создает цветные эскизы, рисуя их с натуры, внимательно наблюдая, как освещение воздействуют на цвет в бликах и тенях изображения. Работу над иллюстрациями «Агавы на краю обрыва» Пен-дарвис начала с цветных карандашных эскизов деталей агавы, утёсов и морского пейзажа в традиционном альбоме. Позже, уже работая в студии, она создала новый файл в графической программе, используя варианты кистей, имитирующих твердый карандаш.

Художник Ричард Нобле с помощью компьютерных технологий успешно обновил традиционный вид картины, написанной акриловой краской. Он начал свою работу с того, что импортировал фотографию в графическую программу Painter, для того чтобы использовать ее как шаблон. Для этих двух картин Мен-дочино художник наметил цветные контуры с помощью компьютерных кистей для имитации масляной живописи. Эти кисти позволили ему создать рисунок на холсте; при этом он также смешивал цвета, используя мастихин. Затем он добавлял детали инструментом, имитирующим пастельные мелки и немного использовал цифровой аэрограф. Отобразив свои работы на цифровом холсте, обогатил их ясной лессировкой и придал легкий оттенок акриловой краски. В картине «Туман» для создания атмосферы тумана использовал простую, мало насыщенную палитру. Он создавал блики и тени, используя приглушенные цвета, не подчеркивая детали. В картине «1872» Нобле изобразил яркий свет солнечного утра, используя компьютерные кисти «Сарджент» и «Круглую верблюжью», он отобразил сильный контраст светлого и темного цвета. Затем он использовал маленькую кисть, для того чтобы написать мелкие детали как в затененных местах (цветы на переднем плане), так и в освещенных солнцем областях картины.

Художник и педагог Кэти Хаммон из Нормандии для работы использует как традиционные, так и цифровые средства. Традиционные работы К. Хаммон - это очень большие картины, написанные маслом на холсте. Цифровая живопись Кэти Хам-мон также выглядит объемной, когда она использует компьютерную графику для создания композиции, она рисует прямо на экране планшета и не использует отсканированных фотографий или изображения. Хаммон использует в цифровой живописи реалистические структуры, которые создаются с помощью циф-

рового мела, цифровой пастели, масляной пастели и масляной кисти. Создание иллюстрации «Кит» Хаммон начала с окрашивания больших плоскостей широкими мазками, используя масляные пастели. В процессе работы она изменяла размеры кистей, то спонтанно окрашивая, то смешивая цвета. Для создания береговой линии Хаммон использовала более глубокие цвета, чтобы увеличить эффект ночи. Для добавления деталей к береговой линии она использовала светлые цвета и маленького размера кисти, имитирующие пастельный мел художника. Затем добавила больше деталей грубыми мазками к холмам и деревьям, используя кисть, имитирующую сухие чернила. Для завершения морского пейзажа Хаммон использовала измененный вариант пастельного мела художника, чтобы добавить текстуру и переопределить границы хвоста кита. Она также добавила несколько небольших бликов к отдаленным холмам

Современная компьютерная графика позволяет не только имитировать традиционные средства изображения, но и создавать произведения во всех модернистских стилях и направлениях изобразительного искусства, таких как: супрематизм, неопластицизм, абстрактный экспрессионизм, абстракционизм, футуризм, кубизм, сюрреализм и. др. Многие из компьютерных художников свои произведения создают в технике коллаж. Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - один из популярных приемов создания произведений искусства в XX в. Впервые осознанно и последовательно технику коллаж применили в своих произведениях кубисты — особенно активно — П. Пикассо, наклеивая кусочки старых газет и некоторые другие предметы (дерево, материю) на свои картины. С одной стороны, они выполняли в структуре картины те же функции, что и написанные красками элементы, так как органично включались в композиционное и цветовое единство картины. С другой стороны, включение элементов обыденных предметов в произведение искусства ставило по-новому проблему понимания искусства в целом, уравнивая элементы утилитарных предметов, вроде бы не имеющих никакого отношения к искусству, с вырабатывавшимися столетиями чисто художественными элементами. Прием Коллаж использовали футуристы, дадаисты, сюрреалисты. Ю. Барина, московская художница, работает в технике коллаж средствами компьютерной графики. Компьютерный спецэффект позволяет создать видимость непрерывности переходов. Коллаж Ю. Ба-риной - это движение художественного замысла от четкой предметности натюрморта, от реального мотива пейзажа к свободной композиции, к абстрактной форме. Ю. Барина работает с природным материалом, все объекты в ее картинах - реальные: сканированные листья, семена, насекомые, собранные в единый натюрморт уже на компьютере. Это необычная для российской компьютерной графики работа - коллаж из реальных объектов. Ее работы напоминают малых голландцев и портрет, в котором профиль человека составлен из фруктов, овощей и цветов. Из этого натюрморта она создала две «философские» работы - это желтое «Солнц» на синем фоне и композиция «Земля» с колесом от детского трактора. Обе работы не просто натюрморты, а символические композиции. Если «Солнце» уже выглядит вполне двумерной картиной, то «Земля» по-прежнему сохраняет в себе эффект объемной инсталляции и скульптурность реальных объектов. Эта художественная линия, сочетающая в себе реальные, осязаемые, вещные объекты и компьютерную график [1].

Иркутский художник О.В. Беседин работает в широком диапазоне жанров и техник изобразительного искусства, в том числе использует компьютерную графику. Digital Art - компьютерная живопись и графика - О.В. Беседина сочетает в себе мастерство руки художника и виртуозное владение современными технологиями. За основу изображения О.В. Беседин часто берёт фотографию или фотоколлаж. С помощью разных средств и приёмов изображения преобразовывает в разнообразные вариации и сочетания. Также художник создает изображения с «чис-

того листа» - рисунок наносит вручную с помощью специального электронного пера, кисти, цветовой палитры. В арсенале компьютерного художника штрихи и мазки, неотличимо стилизованные под карандаш, пастель, акварель, масло, полностью сохраняющие манеру и стиль художника. Первоначально холстом художнику служит экран монитора, затем, в зависимости от выбранной задачи, изображение распечатывается на специальной фактурной бумаге, на настоящем холсте любого размера.

Московский компьютерный художник А. Прохоров средствами компьютерной графики создает разные стили и жанры изобразительного искусства. В своем творчестве использует сочетание традиционной технологии с компьютерной: первые наброски создает карандашом или ручкой, затем сканирует набросок, убирает лишние линии и правит дальше, подбирая цветовую гамму. Преимущественно он использует программу Photoshop, если композиция не очень сложная, А. Прохоров рисует мышью. Большинство работ А. Прохорова выполнены в классическом колорите: в них есть хроматические краски, они несколько приглушены и смягчены, насыщенных цветов немного, они дополняются разбеленными, зачерненными или ахроматическими цветами. Все краски приведены в гармоничное единство друг с другом. Дополнительными средствами гармонизации композиций А. Прохорова является свет, воздух, единое пространство, сюжетное и композиционное объединение фигур и пятен. Серия «Ангелы», которая включает в себя ряд работ: «Несущая Свет», «Хранящая землю», «Демоны», выполнены в зачерненном колорите, что позволило художнику реализовать свой творческий замысел, показать нереальность, таинственность, изображаемых сюжетов [2].

Компьютерный художник-сюрреалист В. Фирсов известен как театральный художник. С 1986 года работает с компьютерной графикой, создавая эскизы и макеты кулис и сцен, декорации и чертежи. Современные работы В. Фирсова не имеют сюжета, они построены на ассоциациях. Как считает В. Фирсов, все искусство вообще ассоциативно - есть такая теория, что искусство создается не для зрителя, а в первую очередь для выражения себя, с другой стороны, это возможность еще одной формы общения с людьми. По мнению В. Фирсова, сюрреалисты являются родоначальниками компьютерной графики. В своем творчестве В. Фирсов демонстрирует многослойность создаваемого мира в художественном произведении. Существенный признак работ В. Фирсова, который делает их узнаваемыми, - связь с культурным и художественным пространством: театральным, скульптурным, живописным, что существенно отличает его работы от российской компьютерной графики, которая возникает как бы из техногенного пространства и не стремится оказаться в контексте других искусств. Компьютерный сюрреалист В. Фир-сов свободно работает как с формой, так и с содержанием.

Художник Н. Купреянов долго увлекался модерном. Работы свои рисует пером и тушью на бумаге, затем сканирует и обрабатывает в компьютерной графике. В результате в его абстракциях есть и живая линия, созданная от руки, и компьютерный шарм. При создании своих картин Купреянов идет от линии и формы, создавая абстрактные композиции, Купреянов имеет собственный стиль, художник идет от линии, но избегает человеческих фигур и предметности. Свой стиль Купреянов назвал «Биологический модерн». Название картин Купреянова скорее символизирует отображенное ощущение, чем обозначает нарисованный предмет. Дивная виньетка на зеленом фоне - это «Бабочка». Симметричный золотой орнамент на синем фоне называется «Глаз». Фиолетовый «Цветок» создан путем многократного размножения одной графической формы. Загадочное сиреневое природное образование, живущее в воде, напоминают

Библиографический список

некоторые работы Сальвадора Дали. В исходные работы тушью по бумаге компьютер добавил специфические цвета, точную симметрию, гладкую точеную фактуру, блики и отражения, возможность многократного воспроизведения элементов [3].

В творчестве Т. Агаповой проявляется несколько направлений изобразительного искусства: широкий выбор тематики, классические пейзажи, сюрреализм, футуристические работы. В создании своих произведений она использовала новейшее аппаратное и программное обеспечение. Т. Агапова в цифровой живописи передает внутреннюю динамику предмета и перенасыщенность сознания современного человека множеством теснящих друг друга впечатлений. Главным фактором выражения современности Т. Агапова провозгласила время (четвертое измерение), ощущение которого пыталась передать в картинах с помощью раздробления и искажения зрительного образа реального мира в хаотической динамике ритмов, путем многократной фиксации повторных этапов движения тел в пространстве.

Интерес современных художников к компьютерным технологиям в искусстве связан со стремительно нарастающими ритмами нашей жизни. Большие возможности компьютерной графики и цифровой живописи оценила и К. Киеня. За сравнительно короткое время она не только освоила технический арсенал приемов и выразительных средств «виртуального искусства», но и добилась заметных творческих результатов. В поисках новых форм самовыражения К. Киеня использует такое свойство компьютерной техники, как мгновенная фиксация потока меняющихся мыслей и образов, мимолетных ассоциаций, получая своего рода, слепок состояния души, запечатленный языком абстракции, знаков, символов. Серия работ К. Киеня, навеянная знаковой образностью алфавита. Автор предлагает зрителям сравнить со своими ее цветовые, пластические, смысловые ассоциации, вызванные начертанием и звуковым воплощением букв. Занятие это увлекательно, так как выявляет неисчерпаемость вариантов индивидуального зрительского восприятия. Фактически, работы К. Киеня - репродукции, плоские гра-фичные двойники виртуальных оригиналов. Компьютерное искусство полноценно живет лишь на экране монитора, наделенное особой световой светосилой, пространственностью, фактурными чертами различных техник. Творчество К. Киеня называется ink jet дословно - «чернильная струя». «Ink jet» еще имеет и специфический оттенок в терминологии устройства струйных принтеров. Чернильной струей автор заливает пространство своих работ. Все это - компьютерная графика, созданная сначала на экране монитора обычного компьютера, а затем распечатанная на цветном струйном принтере.

Автор объясняет такой способ графики особым, своеобразным колером, который почти недостижим традиционными способами. Работы К. Киеня построены на чистых цветах. Автор использует небольшое число основных цветов - красный, желтый, зеленый, синий, белый и черный. В простых насыщенных цветах в работах К. Киеня заключена некая экстремальность, агрессивность, выражается некий накал страстей и эмоций, отрицается покой и равновесие, их пронзительная насыщенность придает иллюзорный динамизм - эти краски как бы стремительно “выскакивают” из поверхности и тем самым разрушают предметно-пространственные связи между элементами картины [4].

Компьютерная графика сегодня расширяет понятие формы как таковой: эти формы определяются техническими возможностями компьютерной среды и не могут быть созданы иными средствами. Компьютерная графика сегодня - синтетический предмет, соединяющий знания, технологию и эстетику рисунка, живописи с компьютерными технологиями взаимообогащения искусства и техники.

1. Петрова, Н. Передвижники и малые голландцы возвращаются [Э/р]. - Р/д: http://www.museum.ru

2. Калаус Компьютерное искусство // Русский глобус - 2003. - № 5.

3. Имитация живописи и проблемы имитаторов [Э/р]. - Р/д: http://www.i2r.ru

4. Новиков, Т. [Э/р]. - Р/д: http://p10.nonmuseum.ru

Bibliography

1. Petrova, N. Peredvizhniki i malihe gollandcih vozvrathayutsya [Eh/r]. - R/d: http://www.museum.ru

2. Kalaus Kompjyuternoe iskusstvo // Russkiyj globus - 2003. - № 5.

3. Imitaciya zhivopisi i problemih imitatorov [Eh/r]. - R/d: http://www.i2r.ru

4. Novikov, T. [Eh/r]. - R/d: http://p10.nonmuseum.ru

Статья поступила в редакцию 04.06.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.