УДК 811.511 ББК 81.66.3
Водясова Любовь Петровна
доктор филологических наук,
профессор кафедра мордовских языков Мордовский государственный педагогический институт
им. М. Е. Евсевьева г. Саранск Швечкова Наталья Ивановна кандидат филологических наук, доцент
кафедра литературы и методики обучения литературе Мордовский государственный педагогический институт
им. М. Е. Евсевьева г. Саранск Vodyasova Lyubov Petrovna Doctor of Philology, Professor Chair of the Mordovian Languages Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev
Saransk
Shvechkova Natalia Ivanovna
Candidate of Philology, Assistant Professor Chair of the Literature and Methods of Teaching Literature Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev
Saransk LVodjasova@yandex.ru
ГГ1 «->
Творчество мордовских сказителеи
i
в контексте национальной культуры Mordovian Narrators' Creative Work in the Context of National Culture
В статье анализируется мордовское сказительское творчество в контексте национальной культуры, отмечается, что наибольший интерес представляет осмысление того, как фольклорная традиция трансформируется с особенностями авторского художественного мышления.
The article analyzes the Mordovian fairy-tale creative works in the context of the national culture. The greatest interest in studying the works by the Mordovian bards is provoke by the fact that the folk traditions are transformed in close connection with the peculiarities of the author's artistic thinking.
1 Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03. 2013 г.).
Ключевые слова: устная индивидуальная поэзия, сказитель, национальная культура, традиция, импровизация, школа сказителей, традиции жанра.
Key words: individual oral poetry, narrator, national culture, tradition, improvisation, narrators' school, traditions genre.
Одной из основных форм мордовского словесного искусства является народная поэзия (как анонимная, так и авторская), в которой особое место занимает поэзия сказителей, возникшая на стыке разных видов искусства и вобравшая в себя их элементы.
Устная индивидуальная поэзия выступает в качестве явления, которое, хотя и соприкасается с фольклорной традицией, имеет с ним немало общего, но вместе с тем обладает и рядом специфических особенностей, которые позволяют считать её областью, автономной от устного народного творчества.
В сказительской традиции обычно выделяются индивидуальное авторское творчество и фольклор, между которыми существует принципиальное различие. Выделение произведений отдельных авторов из устного народного творчества (фольклора) правомерно и научно обоснованно: «Разумеется, - писал В. Г. Белинский, - всякое отдельное народное произведение было обязано своим началом одному лицу, которое с горя или с радости, вдруг запело его; во-первых, это лицо, сочинявши, или, говоря его собственным языком, сложивши песню, само не знало, что оно поэт, а смотрело на свое дело не как на дело, а скорее как на безделье от нечего делать; во-вторых, песня, переходя из уст в уста, претерпевала много изменений, то прибавляясь, то убавляясь, то улучшаясь, то искажаясь, смотря по степени присутствия или отсутствия поэтического чувства у певших его» [1, с. 331].
В научной литературе сказителями «принято называть талантливых знатоков и исполнителей старинных традиционных, то есть издавна вошедших в народный быт песен, сказок, преданий и т.д. и исполнявших их так, как пели и рассказывали их не профессионалы-артисты, а сами жители городов и деревень» [8, с. 4]. От других исполнителей фольклора они отличались «большей одаренностью, памятью и более обширным знанием фольклорной традиции» [8, с. 5].
190
В содержание понятия «сказительское творчество» входит не только умение на высоком эстетическом уровне исполнять, импровизировать, творчески перерабатывать народные песни, сказки, былины и т.д., но и создавать на их основе новые произведения. Так, Б. Н. Путилов, например, утверждает: «Скази-тельство - это исторически сложившаяся и получившая большое развитие в
1 ГТЧ ^ О
прошлом форма народно-поэтического творчества ... 1ворческои основой ска-зительского искусства было сочетание в нём вековых художественных традиций, весьма устойчивых в народной поэзии прошлого, с большими или меньшими элементами импровизаторства...» [6, с. 145].
В культуре мордовского народа сказительское творчество представляет собой эстетически значимое, оригинальное, высокохудожественное явление. Им активно занимались крупнейшие учёные А. И. Соболевский, А. А. Шахматов, М. Е. Евсевьев, В. Н Майнов, А. В. Марков, Х. Паасонен, а также писатель П. И. Мельников-Печорский, братья Б. М. и Ю. М. Соколовы и др. Благодаря их научной деятельности, до нас дошло творческое наследие сказителей конца XIX - начала XX веков И. Цыбина, Т. Завражнова, С. Ларионова, И. Кобаевой, И. Зорина и др. В первой половине XX века их традицию успешно переняла целая плеяда одарённых сказителей - Ф. Беззубова, Е. Кривошеева, Н. Егоров, М. Кочеткова, Е. Денисова, Ф. Занкин, А. Жулюпкина, Е. Назарова, Г. Лапин, И. Коробов, В. Сеткин, Т. Петанов и др. Их поэтическое творчество было открыто фольклористами и поэтами Л. С. Кавтаськиным, В. К. Радаевым, А. М. Моро, Л. И. Тарасовым [более подробно об этом см.: 3; 4; 9].
Интерес к народному творчеству не угасает и в 1950-70-е гг. Одной из первых была фольклорная экспедиция 1956 г. (Л. С. Кавтаськин, Ф. А. Макаров), которая работала в левобережье Волги - в селениях Шенталин-ского, Клявлинского районов Самарской области. Экспедиция не ошиблась в выборе территории. Во многих селениях этих и смежных районов она обнаружила бытование важных произведений ряда эпических циклов, в том числе и цикла песен и сказаний о родоплеменном предводителе Тюште (или Тюштяне),
составляющих основное ядро мордовского героического эпоса.
Интерес учёных к сказительскому творчеству, талантливым людям из народа не пропадает и во второй половине XX - начале XXI вв. Это подтверждает целый ряд предпринятых фольклорных экспедиций. Но для правильного понимания специфики этого вида творчества следует иметь в виду, что каждый сказитель (за исключением самых выдающихся) создавал немного нового. Подавляющая часть того, что он исполнял, составляли песни или сказки, уже знакомые его предшественникам и им воспринятые, включенные в его репертуар. В то же время каждое исполнение в действительности представляло собой самостоятельное произведение, поскольку было уникальным и несло на себе печать сказителя, поскольку он импровизировал, привносил своё мнение, своё отношение.
В истории мордовского сказительского творчества «определяющее место занимают хранители народной традиции с большей или меньшей долей импровизации» [2, с. 98]. Прежде всего, это известные мордовские сказительницы недалёкого прошлого - Е. П. Кривошеева и Ф. И. Беззубова. Фольклорная природа творений этих мастеров очевидна. Их песенный материал свидетельствует о глубоком знании фольклорной традиции, обширной памяти, мастерском умении исполнять народные произведения. Они по праву считаются талантливыми хранителями народно-песенной традиции, передававшими через свое творчество различные компоненты семейно-родовой культуры, чем невольно «формировали этническую идентичность» [8, с. 110].
Е. П. Кривошеева и Ф. И. Беззубова не были одиноки в своём виде устного творчества. В истории национального словесного искусства мордовского народа существует целая школа сказительских традиций, имеющая долгий путь развития [6, с. 19]. Импровизаторство, берущее начало в поэзии сказителей периода возникновения и становления мордовской народности как самостоятельного этноса, до недавнего времени развивалось параллельно с письменной литературой. Во второй половине XX века поэзия сказителей получила новый импульс в своём развитии, и их творчество, уходящее корнями в фольклор, обрело новые черты, связанные с проникновением в него элементов литературной
художественности и современной музыкальной культуры.
Однако с сожалением мы должны констатировать и тот факт, что в настоящее время наблюдается процесс постепенного угасания сказительской традиции, несмотря на то, что «фольклор народа является фундаментом, на основе которого восстанавливаются особенности целого этноса» [3, с. 90]. Всё ощутимее редеют ряды талантливых сказочников, песенников, импровизаторов и других знатоков произведений фольклора, отражающих в своих талантливых произведениях многовековую историю, традиции, верования, знания, духовный опыт народа. При этом отрадно отметить, что на современном этапе среди всех народов Поволжья и Приуралья сказительское творчество все-таки наиболее распространено в культуре мордвы.
Его яркими представителями до недавнего времени являлись С. М. Люлякина и П. Е. Родькина. Их произведения талантливы и самобытны, представляют собой яркий пример взаимодействия литературы, музыки и фольклора. Основным истоком творчества сказительниц, как и школой их мастерства, была народная фольклорная традиция, образность и ёмкость просторечного народного слова. Оригинальность их дарования проявилась в освоении, переосмыслении художественной традиции мордовского фольклора. Фолькло-ризм произведений С. М. Люлякиной и П. Е. Родькиной имеет глубинный характер, так как их творения отличаются не только внешним сходством с народными творениями, но и внутренней близостью с ними, и эта близость «выдерживается на всех уровнях: от сюжета и композиции до лексического состава, синтаксиса и интонации» [9, с. 71].
Традиции мордовской литературы были восприняты и усвоены С. М. Люлякиной и П. Е. Родькиной не в меньшей степени, чем традиции народного словотворчества. Их талант типологически соотносим с творчеством классических сказителей прошлого. Вместе с тем произведения сказительниц новаторские как по содержанию (новые темы, проблемы, образы, сюжеты), так и по форме (оригинальный стиль и др.).
Приоритет фольклорного начала во многих произведениях С. М. Люлякиной и П. Е. Родькиной определил идейно-художественные особенности их творчества. Тематика и проблематика их работ обусловлена основной задачей, которую ставили перед собой художники слова: выразить своё видение и понимание народного бытия, увековечить жизненный и нравственный опыт мордовского народа. Главное внимание они уделяли раскрытию нравственных устоев, вековой мудрости человеческих взаимоотношений и отношения человека к родной земле. В своем творчестве талантливые женщины обращались к разнообразным жанрам и жанровым формам фольклора (сказ, сказка, песня, в т.ч. колыбельная и шуточная, причитание, частушка, пословица, поговорка, загадка) и письменной литературы (стихотворение, литературная сказка, в т.ч. сказка-новелла, сказка-притча, сказка-пьеса, сказка-басня, пьеса, рассказ). Произведения авторов имеют ярко выраженный индивидуальный стиль, проявившийся в творческом переосмыслении художественных средств устного народного творчества, в ориентации на сказовый тип повествования, в особом складе поэтической речи, простоте, лёгкости, непринуждённости стиха, эмоциональности. Анализируя жанровую парадигму лирики Поволжья О. И. Налдеева отмечает, что «современной мордовской поэзии достаточно большое место занимают так называемые «музыкальные» жанры - песня, романс, авторская песня, частушка» [5, с. 104]. Все они берут истоки в фольклорной и сказительской традиции. Художественное мышление современных авторов даже на современном этапе развития литературы характеризуется субстанциональной близостью к фольклору, что позволяет раздвинуть границы привычных представлений о возможностях литературы в освоении художественных жанров и средств устного народного творчества.
Процесс затухания сказительского творчества идёт медленно. Старый фольклор - искусство устной поэзии - в том первозданном виде уходит из народного быта. Но это не значит, что судьба его предопределена. На разных исторических этапах из недр фольклорной стихии возникают новые жанры, формы, виды народного творчества, рождённые талантом отдельных личностей,
которые, вписываясь в национальную традицию, вносят свой вклад в культуру народа.
Библиографический список
1. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений : в 13 т. [Текст] / В. Г. Белинский. - М. : Изд-во АН СССР, 1954. - Т. 5. - 668 с.
2. Борисов, А. Г. Художественный опыт народа и мордовская литература [Текст] / А. Г. Борисов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1977. - 191 с.
3. Водясова, Л. П. Концепты традиционности образа народа в творчестве мордовских писателей конца XIX - XX веков [Текст] / Л. П. Водясова, Т. В. Уткина // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 89-91.
4. Жиндеева, Е. А. Сказка «Сабан-богатырь» С. В. Аникина как индикатор авторского национального самосознания [Текст] / Е. А. Жиндеева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левано-вича Хетагурова. - 2009. - Т. 2. - С. 13-15.
5. Налдеева, О. И. Жанровое своеобразие современной лирики Поволжья [Текст] / О. И. Налдеева, В. В. Шигуров // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 102-105.
6. Путилов, Б. Н. Народная традиция [Текст] / Б. Н. Путилов // Проблемы фольклора. - М. : Наука, 1975. - 229 с.
7. Салаева, Т. А. Роль семейно-родовой культуры мордвы в формировании этнической идентичности [Текст] / Т. А. Салаева, М. Н. Салаева // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 3 (11). - С. 110-113.
8. Самошкин А. Г. Сказительские традиции мордвы [Текст] / А. Г. Са-мошкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1989. - 192 с.
9. Швечкова, Н. И. Национально-культурная специфика языка художественных произведений С. М. Люлякиной [Текст] / Н. И. Швечкова // «Отражение особенностей регионального существования человека и этноса в художественных текстах и фольклоре (лингвокультурологический аспект)», всерос. (с междунар. участием) заоч. науч.-практ. конф., 15 ноября 2011 г. : [материалы] / редкол.: Л. П. Водясова (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2011. - С. 68-72.
Bibliography
1. Belinsky, V. G. Complete Works: In 13 V. [Text] / V. G. Belinsky. -Moscow : Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1954. - V. 5. - 668 p.
2. Borisov, A. G. Artistic Experience of the People and Mordovian Literature [Text] / A. G. Borisov. - Saransk : Mordvinian Publishing House, 1977. - 191 p.
3. Naldeeva, O. I. Genre Originality of Volga Region Contemporary Poetry [Text] / O. I. Naldeeva, V. V. Shigurov // Humanities and Education. - 2012. - № 2 (10). - P. 102-105.
4. Putilov, B. N. Popular Tradition [Text] / B. N. Putilov // Problems of Folklore. - Moscow : Nauka, 1975. - 229 p.
5. Salaeva, T. A. The Role of Family and Tribal Culture of the Mordovians in Ethnic Identity Forming [Text] / T. A. Salaeva, M. N. Salaeva // Humanities and Education. - 2012. - № 3 (11). - P. 110-113.
6. Samoshkin, A. G. Mordovian Fairy Traditions [Text] / A. G. Samoshkin. -Saransk : Mordovian Publishing House, 1989. - 192 p.
7. Shvechkova, N. I. National-and-Cultural Specificity of the Artistic Works Language by S. M. Lyulyakina [Text] / N. I. Shvechkova // «Reflection of Regional Characteristics of Human Existence and Ethnos in the Art Texts and Folklore (Linguocultorological Aspect)», All-Russian (With International Participation) Scientific and Practical Conference, November 15, 2011: [Materials] / Editorial Staff: L. P. Vodyasova (Executive Editor) [et al.] ; Mordovian State Pedagogical Institute. - Saransk, 2011. - P. 68-72.
8. Vodyasova, L. P. Concepts of the Nation Traditionality in Mordovian Writers' Works at the End of XIX - the Beginning of the XX Centuries [Text] / L. P. Vodyasova, T. V. Utkina // Humanities and Education. - 2012. - № 2 (10). - P. 8991.
9. Zhindeeva, E. A. Fairy Tale «Saban-Hero» by S.V. Anikin As an Indicator of the Author's National Self-Consciousness [Text] / Herald of the North-Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov. - 2009. - V. 2. - P. 1315.