Научная статья на тему 'Творчество крепостных художников в культурном пространстве дворянской усадьбы'

Творчество крепостных художников в культурном пространстве дворянской усадьбы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1608
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
крепостные художники / творчество крепостных / дворянская усадьба / русская культура. / serf artists / serfs’ creativity / noble estate / Russian culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маципуло Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается тематворчества крепостных художников в культур-ном пространстве дворянской усадьбы. Анали-зируются причины появления крепостных живо-писцев и особенности их творческого потенци-ала. Характеризуются взаимоотношения кре-постных живописцев и их владельцев. Делаютсявыводы о влиянии творчества крепостных ху-дожников на развитие русской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY OF SERF ARTISTS IN THE CULTURAL SPACE OF A NOBLE ESTATE

The article deals with the theme of serf artists in the cultural space of a noble estate. The article analyses prerequisites for their appearance and peculiarities of their creativity. The author characterizes the relations of serf painters and their owners; makes conclusions about the influence of serf artists on the development of Russian culture.

Текст научной работы на тему «Творчество крепостных художников в культурном пространстве дворянской усадьбы»

УДК 94

Маципуло Анастасия Сергеевна

аспирант кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного института культуры, заведующий сектором документооборота отдела реставрации ГБУК города Москва. Государственный музей.

А.С. Пушкина [email protected]

Творчество крепостных художников В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ

Anastasiya S. Matsipulo

graduate student.

Department of history, history of culture and museum studies, Moscow State Institute of Culture. Head of the Department of document restoration,

State Museum of A.S. Pushkin [email protected]

Creativity of

SERF ARTISTS IN

THE CULTURAL SPACE OF

A NOBLE ESTATE

Аннотация. В статье рассматривается тема творчества крепостных художников в культурном пространстве дворянской усадьбы. Анализируются причины появления крепостных живописцев и особенности их творческого потенциала. Характеризуются взаимоотношения крепостных живописцев и их владельцев. Делаются выводы о влиянии творчества крепостных художников на развитие русской культуры.

Ключевые слова: крепостные художники,

творчество крепостных, дворянская усадьба, русская культура.

Annotation. The article deals with the theme of serf artists in the cultural space of a noble estate. The article analyses prerequisites for their appearance and peculiarities of their creativity. The author characterizes the relations of serf painters and their owners; makes conclusions about the influence of serf artists on the development of Russian culture.

Keywords: serf artists, serfs' creativity, noble estate, Russian culture.

Творчество крепостных художников занимало особое место в структуре усадебной культуры. Для понимания значения крепостных художников в культуре России необходимо изучить их роль в пространстве дворянской усадьбы, проанализировать деятельность крепостных живописцев, выявить особенности их творчества.

Итак, для осознания причин, обусловивших появление крепостных художников, не обойтись без обращения к традициям представителей элитарной культуры. Известно, что в XVIII веке появляется мода на просвещенность и европейские манеры. Образованность и привела дворянское сословие к созданию особой усадебной культуры. С развитием «изысканного вкуса» у помещиков стала проявляться страсть к украшению своего быта, появилась потребность в народных умельцах. Провинциальная усадьба, как социально-культурный объект, является результатом единства способа мышления владельца и творческого процесса исполнителей [4]. Талантливые умельцы и мастера из крепостных стали инструментом для воплощения идей и индивидуальности дворян. Разбивка парков, перестройка имений, дизайн помещений, декорирование спектаклей, живопись различных направлений - все это стало сферой деятельности крепостных художников. Можно сказать, что дворянская усадьба, в целом, представляла собой произведение искусства.

Заметнее в конце XVIII и начале XIX века обозначилась роль крепостных художников в развитии изобразительного искусства. Имеются в виду не только прославившиеся русские художники, вышедшие из крепостной среды такие, как

О.А. Кипренский, только родившийся в крепостном состоянии, или И.П. Аргунов и В.А. Тропи-нин, получившие свободу в зрелом возрасте, но многие неизвестные домашние живописцы. Эти крепостные художники в гораздо большей степени были зависимы от вкусов и прихотей владельцев. Они писали и портреты, и картины для украшения господских усадеб, исполняли разные живописные работы, вплоть до росписи паркетов и потолков. Творения доморощенных художников исчислялись в свое время, наверное, тысячами, но сохранились единицы.

Многие из домашних художников, обладая определенными профессиональными навыками, в силу объективных причин не смогли продемонстрировать своего дарования и оставались лишь исполнителями. Обычно они были заняты выполнением простых работ, не требовавших больших творческих усилий. «Живописец у нас был собственный. Он был из дворовых людей и средства имел способность к рисованию ... он очень верно, искусно копировал и в этом был отличный мастер Дмитрий Александрович (помещик), и сам искусный в рисовании, делал ему эскизы, приискивал в гравированных книгах с

55

чего писать изображения ...» [2, с. 255]. В большинстве случаев художественная деятельность этой группы крепостных лежала вне сферы индивидуального творчества.

Анализируя творчество крепостных художников в целом, можно согласиться с мнением исследователя, что оно «сосредоточило в себе направления, господствующие как в искусстве образованных слове общества, так и в народном искусстве. Заимствованные, а точнее, навязанные заказчиками темы и образы профессиональной живописи наполнялись иным содержанием, воссоздались на языке фольклора, лубочной изобретательности. Это важнейшее обстоятельство позволяет рассматривать произведения крепостных живописцев как явления народного искусства, характеризующееся типологическими признаками художественного примитива» [7, с. 250].

Народное самосознание оставило глубокий отпечаток в творчестве крепостных живописцев. Народные художники на много лет раньше профессионалов ввели в живопись реалистические сюжеты, в которых отразился быт и положение народа. Интерес к внутреннему миру человека был характерен для крепостного художника И.П. Аргунова, создавшего портретную галерею своих современников. По мнению исследователя Т.А. Селиновой, его портреты «характеризиру-ются дальнейшим развитием черт реализма, который в условиях XVIII века имел свои специфические черты» [9, с. 35].

Новатором живописного бытового жанра был крепостной художник Г.А. Потемкина - М. Шибанов. Шибанов первым среди русских художников обратился к народным образам и темам, взятым из крестьянской жизни. Лучшие традиции крестьянского бытового жанра, впоследствии широко развитые в русской реалистической живописи XIX века, олицетворяются в лучших картинах крепостного художника - «Празднеству свадебного договора» и «Крестьянскому обеду». Многие подобные картины хранятся в московских и ряде провинциальных музеев.

Заслуживают внимания и портреты, написанные малоизвестными крепостными художниками. Среди них, прежде всего, надо назвать портреты тульского помещика Беклемишева и его жены работы крепостного художника Попова. Если Попов и уступает в профессиональном мастерстве не только такому большому мастеру того времени, как Кипренский, но и своему столичному собрату крепостному Шереметева Аргунову, то, пожалуй тяжело отыскать в русском портретном искусстве начала XIX века произведения, равные по беспощадной остроте реалистической характеристики [l0, c. 127].

Не профессиональными художниками, а самоучками был в подлинном смысле открыт и индустриальный жанр. В начале XIX века на Урал приезжал, по приглашению заводчиков Демидовых, крепостной художник помещика Кушелева В.Е. Раев. С целью создания картин он посетил Нижнетагильский, Нижнесалдинский, Кушвин-ский, Черноисточинский заводы, а также Уткин-

скую пристань на реке Чусовой. Из четырнадцати его сохранившихся произведений пять принадлежат фондам Государственного Исторического музея в Москве, среди них картины уральского периода: «Нижнетагильский железоделательный завод», «Черноисточненский завод» и другие [8]. Летом 1838 года он вернулся в Петербург и на выставке в Академии художеств показал несколько работ, выполненных на Урале. Среди них - интерьеры заводских зданий, виды заводов и золотых приисков, пейзажи. Таким образом, выходец из крепостной среды, живописец В.Е. Раев получил широкую известность в 1840-х годах своими индустриальными пейзажами.

Положение домашних художников в целом было униженное и обездоленное. В обществе, где жизнь крепостных оценивалась как собственность, жестокое обращение с ними было практически общепринятым. «Их заставляли и писать картины, и работать на кухне или у стола, и учить своему искусству дочерей, сыновей, племянников и племянниц хозяина. Когда живописец не был более нужен для дома, его продавали вместе с попугаями, свиньями, лошадьми, мось-к ами» [3].

Между тем, некоторые дворяне более гуманно относились к своим крепостным художникам и старались сделать все возможное, чтобы улучшить их положение. С помощью таких меценатов, как Демидовы, Строгановы, Шереметевы многие крепостные живописцы смогли учиться в Академии художеств и стали известными, некоторые получили свободу. Крепостные художники - Аргуновы, Шибанов, Тропинин достигли высокого профессионализма, благодаря протекции их владельцев.

Важно отметить, что крепостное происхождение многих русских живописцев предназначило трансформацию в их творчестве европейских образцов. Данная позиция обосновывается тем, что многие крепостные художники обучались за границей и копировали известные полотна западных мастеров, их работы представляли собой синтез народного творчества и европейских художественных манер.

Внутри усадебных домов талантливые художники добивались потрясающих эффектов, расписывая стены и потолки, они превращали помещения в настоящие произведения искусства. Художественное оформление спектаклей зависело от возможностей владельцев. «У Шереметевых, например, декорации расписывались не только профессиональные художники, но крепостные. При шереметевском театре состоял штат своих собственных художников-декора-торов, которым и принадлежала значительная доля труда в театральной живописи. Из них нам известны имена четырех живописцев К.М. Фун-тусова, С.А. Калинина, Г.С. Мухина и ученика Н. Шемаева» [5, с. 194].

Необходимо отметить, что домашним художникам также доверяли реставрацию картин и икон из помещичьей коллекции и наблюдение за их сохранностью. Например, «крепостной художник

56

Подключников реставрацией живописи и иконописи занимался не только в Москве и Петербурге, но и в других городах. Ему поручали реставрацию картин в крупных собраниях живописи у московских вельмож: у генерала Голохвастова, графа Закревского, графа Шереметева» [1, с. 27].

Подведя итог вышесказанному, стоить отметить, во-первых, что крепостные художники стали основателями новых жанров в русском искусстве конца XVIII и начала XIX веков. Во-вторых, твор-

Литература:

1. Башилова М.П. Крепостной художник и реставратор Н.И. Подключников. М., 1951. 58 с.

2. Благово Д.Д. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. М. : Наука,1989. 484 с.

3. Врангель Н.Н. Искусство крепостных. Старые усадьбы. Очерки истории дворянской усадебной культуры. Санкт-Петербург. 1910 URL: http:// о1ги.агс11ео1од1а.ги/ЫЬ1ю019.Мт(дата обращения:

01.09.2015)

4. Городнова Л.Е. Взаимодействие дворянской и крестьянской культур в пространстве провинциальной усадьбы // Аналитика культуры. 2009. № 14 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ vzaimo-deystvie-dvoryanskoy-i-krestyanskoy-kultur-v-prost-ranstve-provintsialnoy-usadby (дата обращения:

01.09.2015)

5. Елизарова Н.А. Театры Шереметевых/Н.А. Елизарова. М., 1944.520 с.

6. Курмачева М.Д. Крепостная интеллигенция России во второй половине XVIII - начале XIX века. М. : Наука, 1983. 352 с.

7. Очерки русской культуры XVIII в. Ч.4./под ред. Б. А. Рыбакова. М. : МГУ,1990. 382 с.

8. Раев Василий Егорович. Тороповец. Информационный портал. Раздел художники. URL: http://www.toropets.net/modules.php?name=History &pa=showpage&pid=64 (дата обращения: 01.09. 2015)

9. Селинова Т.А. Иван Петрович Аргунов. 17291802 г. М. : Искусство, 1952. 221 с.

10. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры . Первая половина ХЖ века. М. : Мысль, 1975.223 с.

ческий труд крепостных художников был разноплановый: проявили себя в качестве живописцев, реставраторов, декораторов, дизайнеров. В третьих, дворянская усадьба стала почвой для генезиса особой творческой прослойки среди народа - крепостных художников. Следует подчеркнуть, что художественное творчество крепостных было составной частью не только крестьянской, но и дворянской культуры, и в будущем стало неотъемлемым элементом русской культуры.

Literature:

1. Bashilova M.P. Serf artist and restorer N.I. Pod-klyuchnikov. Moscow, 1951. 58 p.

2. Blagovo D.D. Grandmother's tales. From the memories of five generations, recorded and collected by her grandson D. Blagovo. M. : Science, 1989. 484 p.

3. Wrangell N.N. Art of serfs.1910. The old family estates. Essays on the history of noble estate culture. St. Petersburg. http://oiru.archeologia.ru/ bib-lio019.htm (date of access: 01.09.2015)

4. Gorodnova L.E. Interaction of noble and peasant cultures in the space of the provincial estates // Culture Analytics. 2009. № 14. URL: http:// cyberlenin-ka.ru/ article/ n/ vzaimodeystvie-dvoryanskoy-i-kres-tyanskoy-kultur-v-prostranstve-provintsialnoy-usadby (date of access: 01.09.2015)

5. Elizarova N.A. Sheremetevs Theaters. Moscow, 1944. 520 p.

6. Kurmacheva M.D. Serf Russian intellectuals in the second half of the XVIII - beginning of XIX century. Moscow : Science, 1983. 352 p.

7. Sketches of Russian culture of the XVIII century. Moscow. : MSU, 1990. 382 p.

8. Raev Vasily Egorovich. Toropovets. URL: http:// www.toropets.net/modules.php?name=History&pa= showpage&pid=64(available: 01.09.2015)

9. Selinova T.A. Ivan Petrovich Argunov. 17291802. M. : Art, 1952. 221 р.

10. Poznansky V.V. Essay on the formation of Russian national culture. The first half of the nineteenth century. Moscow : Idea, 1975. 223 p.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.