ИЗВЕСТИЯ ПГПУ • Сектор молодых ученых • № 3 (7) 2007 г.
«Булавки дождем сыпались около нее». Здесь огромное количество булавок подчеркивает, как старательно любила одеваться героиня в контраст с ее старческой уродливостью. Во втором случае оно раскрывает отношение светского общества к графине: «к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, как по установленному обряду». Не уважение и тем более не любовь движет гостями, а меры приличия, требования странного, давно неизвестно кем установленного «обряда».
Итак, изобразительно-выразительные средства употребляются по отношению к образу графини только в случае, когда это действительно необходимо, когда они служат созданию образа персонажа. они не замедляют, не загромождают повествования и потому имеют в тексте большой вес.
При анализе языковых средств, используемых в создании портрета графини, заметен явный контраст в изображении молодой светской красавицы, Анны Федотовны в старости и таинственного привидения. их противопоставление выражается через особое употребление глаголов и использование цветообозначений и выразительных средств. Причем такое «тройное» противопоставление ликов персонажа не случайно.
Образ старой графини - один из самых интересных в «Пиковой даме». Мастерство Пушкина сказалось в реалистичном изображении характера. Автор очень точно воспроизвел все детали внешности, все тонкости в манере общения, все особенности мировосприятия личности, избалованной светом. В этом обобщенное значение образа. Рассказ о молодой Анне Федотовне призван не только поведать историю становления характера графини, но и с помощью контраста ярче изобразить отвратительность ее старости.
Причины настойчивого противопоставления живой старухи и старухи-призрака можно истолковать по-разному. Во-первых, если видение в художественном мире повести произошло в действительности, то такой прием помогает раскрыть преображение графини после ее смерти, создать мистический образ, подчиненный высшим силам. Видимо потому призрак лишен конкретных реалистических черт. Во-вторых, если появление графини - плод воображения Германна, то его подсознание заставляет привидение быть таким и вести себя так, как это соответствует натуре героя, его сдержанности, бесстрастной холодности. однако автор не дает ответа, какая из этих версий правильная. Подобная недосказанность вызывает интерес к персонажу и повести в целом. Автор сознательно ничего не объясняет, заставляя графиню молчать в сцене единственной встречи с германном, вызывая тем самым огромный интерес у читателей разных поколений, пытающихся разгадать тайну Пиковой дамы.
список литературы
1. Виноградов В. В. Стиль «Пиковой дамы» // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: 1980.
2. Красухин Г. Г. Добрыммолодцамурок ( « Пиковаядама» )// Красухин Г. Г. Четыре пушкинских шедевра: В помощь преподавателям и абитуриентам. М.: 1996. С. 22-77.
3. Лукин В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Ось-89», 2005. 560 с.
4. Михайлова Н. И. Проза Пушкина и ораторская проза его времени // Михайлова Н. И. “Витийства грозный дар...» - А.С. Пушкин и русская Ораторская культура его времени. М., 1999. С. 292-375.
5. Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х т. Проза. М.: Худож. лит., 1987.
педагогические науки
УДК 155.4
творчество как норма жизни
А. В. АНТОНЮК
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
кафедра педагогики
Статья посвящена творчеству как важному виду деятельсноти. Обеспечивающему развитие личности человека. Рассматриваются биологические, социальные и психологические аспекты этого феномена. Обосновывается взаимосвязь познавательной активности и развитие творческих возможностей ребенка. Показана роль игры и художественно-прикладного творчества в самореализации детей и подростоков.
Феномен творчества - это феномен любого раз- новых материальных и духовных ценностей. Будучи
вития. Человек рождается готовым к творчеству, с по своей сущности культурно-историческим явлени-
богатством потенциального разнообразия. Онтологи- ем, творчество имеет психологический аспект: личнос-
ческое творчество пронизывает всю пирамиду органи- тный и процессуальный. Оно предполагает наличие
зации любой живой особи от клеточного и субклеточ- у личности способностей, мотивов, знаний и умений,
ного уровня до мозга, интеллекта. благодаря которым создаётся продукт, отличающийся
Творчество многими учёными определяется как новизной, оригинальностью, уникальностью. Изуче-
деятельность, результатом которой является создание ние этих свойств личности выявило важную роль во-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
ображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а так же потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось изначально исходя из отчётов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению, инсайту или подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
Жизнь как таковая есть творчество. Она предстаёт как «творческая волна», и одновременно как креативный процесс - волнообразное движение на всех уровнях организации жизни. С этой позиции творчество не только прероготива человека, как считает большинство мыслителей, но феномен, пронизывающий всё сущее, всё живое. Другое дело, что смысл, содержание творчества у человека вследствие появления сознания, труда обогащается, отражая в себе всё богатство культуры, социальной жизни.
Осуществляя с помощью мозга и рук творческий процесс в его высшем антропогенном, социогенном и техногенном значении, человек приводит в движение всю «пирамиду» творческих процессов, соответствующую информационной пирамиде биологической организации. Таким образом, в любой творческий процесс вовлекается вся биогенная и вся психогенная организация организма (Субетто А. И. с. 21)
Истинным и главным вознаграждением творческих усилий является глубокое психофизическое удовлетворение, которое испытывает человек при восприятии результата своего творчества. Однако это удовлетворение не продолжительно и для достижения его человек снова обращается к творчеству. Характеристиками творческой деятельности являются гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение.
Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признаётся за такими продуктами творчества, в которых вскрываются доныне неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объединяются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою, создаются произведения искусства, не имевшие аналога в истории культуры.
Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, а нов для ребёнка, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки сочинения стихов и песенок. Усилия учёных, изучающих творческий процесс, сконцентрированы главным образом на изучении творчества, продукты которого имеют объективную ценность, т. е. такую, которая оказывает влияние на развитие науки и культуры в целом. Но при этом следует учитывать важность детского субъективного творчества в том плане, что оно является одним из показателей роста творческих возможностей человека, получившего данный результат. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом, и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.
Средством, стимулирующим у детей поисковую активность, является игра. Можно говорить о специальной «культуре игры», являющейся частью «культуры радости и счастья», «культуры красоты». Поэтому эв-демоническая и эстетическая педагогика обязательно включает в себя игровую педагогику. Дальнейший рост воображения и интеллекта ребенка возможен в художественном и прикладном творчестве, которое по духу близко к игре, но обладает большими выразительными средствами и поэтому представляет ребенку большие возможности самореализации и самовыражения.
профессиографический и семиотический подходы к формированию профессиональной направленности студентовпрограммистов в процессе обучения иностранному языку
М. В. БАКАНОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
кафедра педагогики
В статье рассматриваются новые подходы к формированию профессиональной направленности студентов-про-граммистов в процессе обучения иностранному языку. В рамках профессиографического подхода анализируются различные классификации профессий, выделяются основные характеристики труда программиста и особенности его личности, влияющие на процесс обучения студентов - будущих программистов иностранному языку. В рамках семиотического подхода показана взаимосвязь между двумя знаковыми системами языка - иностранный язык и язык программирования, выделены их сходные элементы и определены различия в структуре. На основе выявленных характеристик проанализированных знаковых систем сделаны выводы о возможностях дисциплины «Иностранный язык» для формирования профессиональной направленности будущих программистов.
Основная задача профессиональных учебных му что специальность является сферой приложения
заведений - обеспечить качественную подготовку полученных знаний, в том числе и по иностранному
специалистов по определенной специальности, пото- языку.