ISSN 1997-Q8Q3 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2Q16 ♦ 2 (70) март-апрель =
References
1. Voevodina L. N. Philosophy of culture in post-modernity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universi-teta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 3 (59), pp. 29-35. (In Russian)
2. Ma Van'khua Global'nye issledovaniya i universitety mirovogo klassa [Global research and world-class universities]. Reformirovanie vysshego obrazovaniya: Zarubezhnyi opyt [Higher Education Reform: Foreign Experience]. Moscow, Publishing house of Institute of Scientific Information on Social Sciences of RAS, 2014. P. 235.
ВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
УДК 371.11:37.036.5 А. А. Голубева
Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
Индивидуальная траектория развития управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения является предметом научного интереса и практиков, и теоретиков в области педагогики, психологии, социологии и других. Особого внимания заслуживает вопрос творческого развития личности руководителя образовательного учреждения в его профессиональной деятельности. В статье представлены авторские подходы к изучению творческих аспектов в структуре управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений, обоснована потребность в выявлении условий и создании методик, позволяющих рассматривать творчество как фактор индивидуальной траектории развития управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения.
Ключевые слова: творчество, руководитель образовательного учреждения, управленческая компетентность, развитие.
А. A. Golubeva
Moscow State Pedagogical University, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, M. Pirogovskaya str., 1/1, 119991, Moscow, Russian Federation
CREATIVITY AS A FACTOR OF INDIVIDUAL TRAJECTORY OF ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION
Individual trajectory of development of managerial competence of the head of the educational institution is the subject of scientific interest and practitioners and theorists in the field of pedagogy, psychology, sociology and others. Special attention should be paid to the creative development of the person the head of the educational institution in his professional activity. The article presents the author's approach to the study of the creative aspects of the structure of administrative competence of heads of educational institutions, justified the need to identify the conditions and the creation of techniques that allow to consider creativity as a factor of individual trajectory of administrative competence of the head of the educational institution.
Keywords: creativity, heads of educational institutions, management competence, the development.
ГОЛУБЕВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - аспирантка Московского педагогического государственного университета (МПГУ)
GOLUBEVA ANASTASIIA ALEKSANDROVNA - doctoral student of Moscow State Pedagogical University
e-mail: tyhagolubevakoltynova@mail.ru © Голубева А. А., 2016
Исследование современных педагогических подходов к изучению феномена творчества свидетельствует о неослабевающем внимании к данной проблеме. Среди актуальных направлений изучения творчества в целом и отдельных его аспектов необходимо отметить растущую потребность в изучении вопроса развития творчества среди руководителей образовательных учреждений. Анализ новейших исследований позволяет говорить о том, что проблемы развития управленческой активности руководителей образовательных учреждений в творческих аспектах изучаются недостаточно. Существует острая необходимость изучения и создания новых подходов к развитию управленческой компетентности руководителей в сфере образования, потребность в выявлении условий и создании методик, развивающих у руководителей образовательных учреждений творческую активность.
Рассмотрим различные подходы к изучению компетенций. В первую очередь рассмотрим методологические подходы.
Методология - это учение о методах деятельности в познавательной сфере. Системный подход изучали Э. Г. Юдина, В. Г. Афанасьева, И. В. Блауберг, активность в творческой сфере - Г. Герасимова, Н. Б. Наринская, А. А. Кирсанов, А. И. Фишелева и другие.
При этом творчество ими рассматривается как интегративное свойство индивидуума, выражающееся в единстве интересов, потребностей, мотивов и действий. Творческий процесс, как считают учёные, характеризуется единением внешних и внутренних факторов развития, что применимо и к руководителям образовательных учреждений.
С точки зрения системного подхода исследование творческой активности руководителей в работе образовательного учреждения включает содержание, цель, организационные методы, формы, связи и т.д. Системный подход позволяет изучать и по результатам принимать решение о возможных индивидуальных траекториях развития творческой
активности руководителей в сфере образования; выполняет функции процесса творческой деятельности и требует:
• сформированной системы навыков, умений, знаний в творческой деятельности;
• соблюдения принципа преемственности в решении творческих проблем; придания творческой деятельности системности;
• развития логического мышления руководителей;
• системно-исторического подхода к выявлению и созданию закономерностей в решении проблем развития творчества.
Важность системного подхода в вопросе развития творчества руководителей образовательных учреждений в современных социально-культурных и экономических условиях состоит в том, что принципы системного подхода помогают:
• подробно изучить сущность рассматриваемого процесса и большой круг проблем, выявить взаимосвязи;
• получить действительную информацию о процессе развития творческой активности руководителей;
• дифференцировать связи в профессиональной деятельности, благодаря чему можно получить более полное представление о ней, эффективно развивать творческую деятельность руководителей.
Социокультурный подход - это методологический подход, который строится на рассмотрении общества как целостности. Такой точки зрения придерживается Е. И. Григорьева, А. С. Ахиезер, К. Ясперс, М. С. Каган и другие.
Изучением социокультурного подхода в науке занимались М. Е. Дуранов, Е. В. Швач-ко, Р. А. Литвак, Н. Б. Крылова, И. И. Дуранов, И. В. Резанович, Н. Н. Ярошенко, И. С. Ломакина и другие.
Учёные считают, что в точке пересечения социального и культурного появляется новый смысл и качество. Культура в социальной сфере является не только объективностью, но и субъективностью воспринимаемого и осуществляемого, то есть персона-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 2 (70) март-апрель ^
листической реальностью. Социокультурный аспект работает с многогранной системой, объединяющей в себе познавательную, духовную и эмоциональную сферы, окружение и общество в целом, то есть антропо-социокультурную систему. В рамках этого подхода изучается непосредственно человек как носитель творческого начала, а также его деятельность в сфере общественных отношений, через культурные ценности и нормы.
В основе социокультурного подхода лежит утверждение, что независимо от мотивов индивида, которыми он оперирует в своей деятельности, явными или скрытыми, всё это входит в культуру. Культуру можно рассматривать как текст, в котором всё фиксируется, отражается мотивация индивидов, причём сами индивиды могут не понимать этого. Необходимо отметить, что социокультурный подход не отказывается от психологических, экономических и других факторов, но основным является анализ именно культурных аспектов, являющихся программой деятельности [6].
В науке принято рассматривать социокультурное развитие человека как воспитательный процесс, основывающийся на социализации, взаимодействии в культурной сфере, познавательных и духовных потребностях, социокультурных отношениях, ценностях. Ценностные ориентации являются социальными регуляторами жизни в обществе и поведения отдельных людей. Нормативная функция таких ори-ентаций даёт им культурную и социальную значимость.
К социокультурному подходу в процессе развития творчества руководителя образовательного учреждения относятся:
• ценности, взаимоотношения между индивидами; идеалы, влияющие на деятельность индивида;
• ценности как одна из возможностей удовлетворения потребностей индивида;
• ценности, относящиеся к познавательным и духовным аспектам деятельности инди-
вида; духовные ценности как зеркало социокультурной среды.
Благодаря этому подходу видно, что основной функцией образовательного учреждения как института социальной деятельности является реализация программы творческого развития как студентов, так и преподавателей на основе переосмысления и восприятия изначальной парадигмы ценностей для сохранения и развития социокультурного опыта. Социокультурный подход:
• даёт возможность реализовать творческий процесс на основе общей цели и общих ценностей;
• помогает духовно-нравственному развитию индивида, объединяя в единую многогранную структуру студентов и преподавателей;
• развивает социокультурную сферу в образовательном учреждении, преемственность опыта и знаний.
Не надо забывать о том, что социокультурный подход направлен на формирование индивида в обществе. Основа функций - создание культурно развивающего пространства, предназначенного для введения человека в реальность современного мира, формирования его творческой активности. Реализация социально-культурной деятельности через социокультурный подход - это организуемый учебным заведением процесс приобщения к культуре общества и включения индивида в культурные процессы.
Креативно-деятельностный подход основывается на изучении явления деятельности по созданию идеального материального или оригинального продукта. Изучением этого подхода занимались такие учёные, как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, К. А. Абуль-ханова-Славская, А. Н. Леонтьев, М. С. Каган и другие [1; 2; 3; 5].
В сфере образования деятельность в творческом ключе организуется благодаря взаимодействию, культурному диалогу в процессе обмена информацией посредством волевых, эмоциональных и социальных чувств. Образовательный процесс напол-
няется содержанием нравственной сферы. Основной движущей силой является сотворчество руководителя учебного заведения, педагогов, студентов, их общность, взаимоуважение и свобода выбора, включающая ошибки и критику [4].
Учёные, занимающиеся креативно-дея-тельностным подходом, в организации творческой деятельности выделяют процессы познания, средства выразительности, логический процесс, индивидуализацию творчества. Дж. Гилфорд считает, что креативность - это способность создавать необычные, яркие идеи, выходить за рамки традиционных схем, быстро и неординарно решать проблемы. В. Н. Дружинин отмечает, что креативность - это независимость (индивидуальные стандарты приоритетнее групповых стандартов), открытость человека (готовность принять чужие и свои фантазии, воспринимать необычной и новое), толерантность к неопределённости (конструктивная активность в различных жизненных и философских деяниях), чувство эстетики, стремление познать и принять красоту; уверенность в себе [5].
К. Г. Кречетников считает главной целью креативной сферы образования - «разбудить» в индивиде желание творить и по максимуму развить творческий потенциал человека. Основной задачей становится развитие у всех участников образовательного процесса, в том числе у руководителей образовательных учреждений, способностей к созданию новых знаний, умений. Креативная форма обучения, оперируя традиционными механизмами, подразумевает индивидуальный подход к решению вопросов.
Главным фактором проявления креативности является инициативность, энергичность личности. К организационным формам креативного процесса следует отнести:
•уважение к личности участников образовательного процесса, её уникальности;
• поддержка мотивационности, желания достичь успеха и нейтрализация желания избегания неудач;
• акцент на положительные эмоции; развитие интуитивных действий.
В рамках креативно-деятельностного подхода выделаются такие способы развития творческой активности:
• стимулирование участника образовательного процесса на применение методов творческой организации работы и мышления;
• открытые проблемы с непонятным решением и последствиями;
• анализ творческого процесса участников образовательного процесса с выходом за ограничения, которые они на себя накладывают;
• иллюстрация разнообразия решений задачи, многослойности задач, при решении которых простые алгоритмы выводят на творческий уровень.
Креативно-деятельностный подход помогает рассмотреть закономерности активизации творческих процессов. Теория и реализация творческой деятельности через этот подход является основным принципом развития творческой активности участников образовательного процесса, в том числе руководителей учебных заведений [7].
Основываясь на проведённом анализе методологических подходов к развитию творчества в структуре управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений, можно сделать вывод о том, что основным условием развития творческой активности руководителей учебных заведений на методологическом уровне является организация творческой деятельности на основе комплекса различных подходов, включая системный, социокультурный, креативно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Как свидетельствует опыт практической деятельности в данном направлении, предложенный комплекс способствует разработке и реализации индивидуальных траекторий развития управленческой компетентности каждого руководителя и их творческой активности как ключевого фактора исследуемого явления.
«ШИН 1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 2 (70) март-апрель =
Примечания
1. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 5. С. 14-29.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 томах / Академия педагогических наук СССР. Москва : Педагогика, 1980. Т. 1 : Человек как предмет познания / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова ; сост. В. П. Лисенкова. Москва : Педагогика, 1980. С. 16-178.
3. Выготский Л. С. Психология развития человека. Москва : Смысл : Эксмо, 2003. 1135 с., ил.
4. Гладилина И. П. Социокультурная парадигма обучения и воспитания одарённых детей и молодёжи // Право и образование. 2013. № 11. С. 49-56.
5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. Москва : Лантерна : Вита, 1995. 150 с.
6. Мацукевич О. Ю. Социально-культурный подход в контексте исследования ресоциализации личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 6 (56). С. 106-110.
7. Gladilina I. P., ets. Creativity - oriented Approach of Higher Education in Russian Federation. International Review of Management and Marketing. 2016, 6 (53), pp. 270-274.
References
1. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Tipologiya aktivnosti lichnosti [Typology of activity of the personality]. Psikhologichekii zhurnal [Psychological magazine]. 1985, vol. 6, No. 5, pp. 14-29.
2. Ananyev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya [Person as piece of knowledge]. Izbrannye psikhologicheskie trudy, v 2 tomakh, tom 1 [Chosenpsychological works, in 2 vol., vol. 1]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1980. Pp. 16-178.
3. Vygotsky L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of development of the person]. Moscow, Publishing House "Smysl", Eksmo Publ., 2003. 1135 p.
4. Gladilina I. P. Sotsiokul'turnaya paradigma obucheniya i vospitaniya odarennykh detei i molodezhi [Social and cultural paradigm of learning and education of gifted children and youth]. Law and Education. 2013, No. 11, pp. 49-56.
5. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh sposobnostei [Psychology of the general abilities]. Moscow, Lanterna Publ., Vita Publ., 1995. 150 p.
6. Matsukevich O. Yu. The social and cultural approach in a research context resocialisation persons. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 6 (56), pp. 106-110.
7. Gladilina I. P., ets. Creativity - oriented Approach of Higher Education in Russian Federation. International Review of Management and Marketing. 2016, 6 (53), pp. 270-274.