УДК 159.9 ББК 88
ТВОРЧЕСТВО И МАССОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТИТОВА Е.И.
ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия e-mail: ddidd@inbox. ru
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы влияния массового образования на развитие творческой личности.
Ключевые слова: Творчество, талант, массовое образование, развитие творческого потенциала личности.
Актуальность. Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Различают два вида творчества это личностное и т.н. "объективное" творчество.
Личностное творчество как создание чего-то субъективно нового, как
"самотрансцентденция", как выход за пределы самого себя, своих знаний, прошлых достижений и представлений. Такой вид творчества очень ярко проявляется у детей, для которых практически каждое действие является новым и пока еще неизведанным.
"Объективное" творчество как создание новое в культуре, "выход за пределы культуры", когда творческий продукт является новым не только для конкретного человека, но также и для других людей. Такой вид творчества помогает развитию человеческой культуры в различных ее областях в науке, искусстве, философии и т.д.
Мотивационные источники творчества часто делят на внутренние и внешние. Внутренняя мотивация это те побудители, или внутренние желания, которые удовлетворяются в результате выполнения задания. Например,
любознательный человек будет заниматься интенсивной творческой работой, чтобы разрядить внутреннее напряжение, связанное с желанием знать и понимать. В творчестве проявляются не только отрицательные внутренние состояния, а также оно может также вызываться нейтральными или
положительными внутренними состояниями. Маслоу (Мав1о', 1968) говорил о творчестве как о естественном стремлении человека к самореализации, раскрытию своего внутреннего мира. Такое самовыражение связано, по крайней мере, частично, с внутренней мотивацией.
Отметим, что внутренняя мотивация благоприятствует проявлению тех аспектов творчества, которые зависят от области (наука или искусство) и характера задачи (музыкальная, вербальная и т. п.).
Когда человек сосредотачивается не сути проблемы, а на вознаграждении, которое сможет получить извне после решения этой проблемы, то такое мотивирование является внешним. Само "вознаграждение" не обязательно должно сводиться к финансовым (зарплата, премия) или материальным (подарки, трофеи) выгодам. Это может быть общественное признание, выражающееся в присуждении премии, общественный успех или же интерес средств массовой информации.
Кроме описанных выше видов мотивации, связанные с креативностью существуют и другие. Так, " мотивация достижения" побуждает человека выполнять задания лучше других, вызывая ситуации соперничества и соревновательности. В такой мотивации важны представления об успехе как социально значимой ситуации достижения цели. Люди с высокой мотивации в достижении стремятся решить стоявшую перед ними задачу на максимально возможном уровне. Такая мотивация предполагает совмещение внутренних и внешних побудителей, так как стремление к успеху прямо связано с желание разрешить творческую задачу, но с другой стороны, индивид удовлетворяет свою потребность в достижении через социальное одобрение и оценку. В эмпирическом исследовании было выявлено, что наибольшему уровню творчества соответствовала средняя мотивация успеха, а высокие или низкие показатели мотивации успеха соответствовали
среднему или даже низкому проявлению творчества (McClelland, 1962).Такое результат говорит о том, что само стремление к успеху еще не залог высокой креативности и таланта, необходимо стремление разрешить задачу саму по себе, без привязки к социальному успеху или ситуации " выигрыша" в социальном соревновании [l].
Талантливыми людьми называют личностей, обладающих, кроме высокого уровня способностей, также выдающимися
достижениями, которые были воплощены в реальных, объективно новых, в общепризнанных формах. Подтверждением тому, что в основе интеллектуальной одаренности лежат более сложные психологические механизмы, нежели способность к конвергентному либо дивергентному мышлению, являются результаты исследований процесса становления одаренной личности. Изучение состава и строения индивидуального ментального опыта талантливых людей, а также процесса его формирования позволяет подойти к пониманию механизмов интеллектуальной зрелости, характеризующейся удивительным сочетанием возрастающей способности ко все более полному и глубокому познанию объективной действительности с ярко выраженной индивидуализацией интеллектуальной
активности.
К факторам, преобразующим способную личность в талантливую можно отнести, во-первых, личностно значимого, глубинного общения с другими талантливыми и творческими личностями, возможность свободного, "некритического" обмена опытом. Во-вторых, это необычные переживания под влиянием конкретных впечатлений во время погружения в предметную область, это очень сильные и зачастую амбивалентные переживания в процессе встречи с " непознанным".
Наличие ролевой модели одаренного человека для становления таланта человека в первую очередь необходима как "образец" для подражания. Ученик будет перенимать отношение к работе, к творчеству и взаимодействию с другими личностями в большей мере, чем сами знания. Также очень важно, какие критические суждения учитель выражал о работе ученика, было ли у ученика "право на ошибку". Опыт конструктивной критики и личностной поддержки будет
формировать у будущего таланта уверенность в себе и в своих силах [5].
Образование - должно помочь человеку найти свое Призвание, место в мире, в котором он будет реализовывать самого себя, свой талант. Но современное массовое образование, возникшее в эпоху НТР, основывается на 3 принципах: Линейность, Подчинение и Стандартизация. Но современная жизнь многолика и адаптация к такой системе образования снижает у детей творческие интересы, способности и достижения.
Культура современного образования проявляется в резком отделении детей от жизни: школа - специальное учреждение, отделенное от мира, нормированное время обучения, четко предписанные правила поведения, стандартное преподавание предметов, преподавание дисциплин основано на разделении труда. Всё это порождает искусственность в процессе познания. Сильная личностная
заинтересованность, внутренняя мотивация так необходимая для творческих достижений теряется в массовом "производстве знаний" [4].
Идея непрерывности образования ("Высшее образование начинается в детском саду") также может пагубно сказаться на развитии творчества, отход от переживаний настоящего, от соразмерных проблем наличного возраста также дезориентирует ребенка. Он привыкает жить будущим, теряя способность видеть насущные проблемы и пути их решения.
Приоритет естественно научным и техническим дисциплинам приводит к тому, что гуманитарные дисциплины и искусство не считаются важными, но именно они позволяют развить в ребенке эмоциональную саморегуляцию, а также социальную и культурную компетентность.
Привязка к оценке эффективности обучаемости (тесты) это безличностная оценка -нет культуры "отношения к критике", нет опыта "права на ошибку" Сама форма тестов как вопроса с предложенными вариантами ответов не соответствует реальной жизни, где проблемы надо сначала обозначить, а потом уже создать решение.
Если говорить о экономических проблемах образования то это в первую очередь большое количество т.н. "сверхквалифицированных специалистов", когда у выпускников ВУЗов есть диплом, но нет навыков нужных работодателю: уверенность в себе, творческое мышление, умение работать в команде. Также это проблема
отношения к творческих людям, почти все компании и организации считают, что обучать свои ресурсы не выгодно выгоднее "отобрать" новых специалистов. Ну и проблема недостаточно квалифицированных работников, где людям, не получившим по каким-то причинам необходимое образование, будет отказано в работе и самореализации, личностные достижения и качества человека при этом не учитываются. Такие люди без необходимой творческой и трудовой самореализации будут личностно деградировать К культурным проблемам образования можно отнести проблему информатизации
современного общества. Ценности
информационного общества уже транслируются в СМИ, современном искусстве, оказывая социализирующее влияние на личность [2, 3]. Скоро образование будет не единственный способ получить информацию, роль учителя как транслятора знаний исчезнет и будет возрастать роль учителя как Наставника, который будет учить культуре работы с информацией.
Личностные проблемы современного образования проявляются в том, что современные ученики очень часто не умеют переживать процесс оценивания. Это порождается отсутствием "культуры критики" и безличностной системой оценивания. Также это проблема нагнетания напряжения ожидание будущего, а не жизнь "здесь-и-сейчас". При этом желание соответствовать эталону "успешного", счастливого человека будет еще больше вызывать внутреннее напряжение, ребенок будет терять внутреннюю психологическую целостность, что может приводить к психологической деформации вплоть до ее патологии.
Таким образом, современная система массового образования во многом препятствует развитию и проявлению человеческого творчества. Преодолевать это влияние культуры современного массового образования могут очень немногие, в то время как изначальная творческая активность присуща всем людям.
Список литературы
1. Любарт Т.К. Психология креативности"/ Т.К. Любарт, С. Муширу, Ф. Торджман, Зенасни. - Москва, 2009 - 215 с.
2. Наливайко Е.И. Психологическое воздействие научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности как ресурс социализации: автореф. дисс... канд.психол. наук/Е.И. Наливайко. - Ярославль, 2009 - 26 с.
3. Титова Е.И. Особенности рефлексии субъектом воздействий научно-фантастических кинофильмов как ресурс формирования ценностей научного творчества / Е.И. Титова // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире: матер. Междунар. научно-практич. конфер. - Челябинск, 2015. - с. 212-214.
4. Робинсон К. Образование против таланта; пер. с англ. Наталии Макаровой. / К. Робинсон. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 336 с.
5. ХолоднаяМ.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. /М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002 - 272 с.
CREATIVITY AND MASS EDUCATION
TITOVA E.I.
FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
In this article observes the problems of mass education on the influence of creative personality development Keywords: Creativity, talent, mass education, personality development of creativity.