УДК 7.75.03
Чжан Хунтао
Творчество Е. Е. Моисеенко и живопись китайского стиля сеи
Статья посвящена сравнительному анализу стиля сеи, распространенного в современной масляной живописи Китая, истории стиля и влиянию советских художников на его развитие в искусстве конца XX - начала XXI в. За основу исследования берутся современные техники стиля сеи и живопись Е. Е. Моисеенко: характеристика живописного стиля художника дается в сопоставлении с китайским стилем масляной живописи. Автор показывает, что в работах Е. Е. Моисеенко присутствуют отчетливые элементы, схожие с китайским стилем сеи, приобретающим популярность в живописи маслом в Китае именно со второй половины ХХ столетия. В национальном стиле изобразительного искусства Китая присутствует понятие «расплывчатая перспектива». Традиционными приемами китайской национальной живописи являются: штриховка, простой рисунок, монохромная живопись мазками, «выплескивание» цвета и брызгание водой. Если сравнивать российскую и китайскую масляную живопись в наше время, можно обнаружить множество совпадений, а именно: в российской масляной живописи цветовой эффект, а в китайской масляной живописи «один взмах кисти - многокрасочное изображение». В творчестве Е. Е. Моисеенко объединяются эти две особенности. Он не только успешно создал свой индивидуальный стиль, но и оказал влияние на процесс интеграции российского и китайского языков искусства. В статье рассмотрены параллели, которые, возможно, существовали в живописи двух стран во второй половине ХХ в. - не только прямые влияния, но некие общие, единые процессы, происходившие в наших культурах.
Ключевые слова: стиль сеи; искусство Китая; Е. Е. Моисеенко; стиль работ Е. Е. Моисеенко; масляная живопись.
Zhang Hongtao
Creative Work of Evsey Moiseenko
and Chinese "Freehand Brushwork" Style
The article is devoted to a brief overview of the "freehand brushwork" style, its main technique, manners, and also the fame of Evsey Moiseenko in Chinese art circles and the similarity of his style with the style of Chinese "freehand brushwork" style. The article is based on the contemporary techniques of the "freehand brushwork" style and the analysis of the work of Moiseenko. Also, the article focuses on the history of the "freehand brushwork" style. The author shows that in the works of Moiseenko there are very distinct elements, similar to the Chinese "freehand brushwork" style. This idea can be supported by the following circumstance - in the national style of the fine arts of China, there is such a thing as a "vague perspective". Traditional techniques in Chinese national painting are: hatching, simple drawing, monochrome painting with strokes, splashing out of color and splashing with water. If we compare the Russian and Chinese oil painting, especially the color effect in the Russian oil painting and "one wave of the brush - a multi-color image" in the Chinese oil painting, then one can find many coincidences. In the creative work of Moi-seenko these two features are combined in one. Moiseenko not only created his own individual style and achieved success, but also influenced the integration process of the Russian and Chinese languages of art. Keywords: "freehand brushwork" style; Chinese art; Evsey Moiseenko; style of works Moiseenko; oil painting.
В последнее время в современном искусстве Китая все больше внимания привлекает масляная живопись стиля сеи, потому что в ней сочетается традиция национального искусства живописи на бумаге тушью с европейскими достижениями искусства конца XIX - начала XXI в.
Путь поиска языка масляной живописи стиля сеи в Китае начинался с изучения работ российских и европейских художников. Появился ряд работ, посвященных взаимовлиянию европейской и китайской живописи [2, с. 134-135]. В 2015 г. в периодическом издании Музея изобразительных искусств Китая опубликована статья «Дух и стиль сеи», в которой было упомянуто, что со времен импрессионизма в западном искусстве начали появляться элементы, схожие с элементами китайского стиля сеи [6].
Начиная со второй половины XIX в. из Японии в Европу экспортировали произведения искусства, а также чай, на оберточной бумаге которого были рисунки и эстампы в стиле укиё-э (направление в изобразительном искусстве Японии). В это время Европа начала знакомиться с японским изобразительным искусством: к примеру, купцы стали привозить картины японских художников и произведения декоративно-прикладного искусства [4]. Европейские художники вдохновились японским направлением в изобразительном искусстве, оно стало очень популярным. А искусство Китая и Японии на протяжении веков тесно взаимосвязаны.
Китайский стиль сеи включает в себя пять направлений: да сеи, сяо сеи, пейзажная живопись стиля сеи, изображение цветов и птиц в стиле сеи, портретная живопись в стиле сеи [7]. Сеи является одним из традиционных стилей китайского изобразительного искусства. Линии, используемые в портретной живописи этого стиля, имеют огромное значение и являются фундаментом для развития современных форм искусства, так как порой только ими можно передать изображение на холсте. Это отчетливо видно при изображении человека.
Чтобы понять особенности создания картин кистью в свободной манере, необходимо овладеть написанием портретов кистью, а также освоить живопись тушью. Специфика нанесения краски на холст в стиле сеи является самой узнаваемой, часто встречающейся манерой изображения. Овладение ею достигается посредством изучения нанесения линий в стиле сеи и изучения написания картин тушью и кистью [6].
но все же основной акцент должен делаться именно на овладении цветовой фактурой и на проблеме выбора: какой цвет необходимо применять для создания той или иной картины. Для этого сначала необходимо досконально изучить свойства краски, овладеть мастерством ее использования и достигнуть такого уровня совершенства, чтобы картину впоследствии можно было воспринимать как произведение искусства. Помимо этого, необходимо научиться одновременно применять краску и тушь, сопоставлять их и при необходимости гармонизировать.
В стиле да сеи способ нанесения краски следующий: сначала наносится светлая краска, а затем темная. Такая техника наиболее ярко раскрывает особенности написания картин в этой портретной живописи, к тому же является очень сложной в самом процессе написания картины. Традиционными приемами в китайской национальной живописи являются: штриховка, простой рисунок, монохромная живопись мазками, выплескивание цвета и брызгание водой. Все эти приемы нашли свое применение в стиле да сеи [7].
Штриховка в стиле сеи - это наиболее простой и часто употребляемый прием. Линии бывают разной толщины, жидкими и густыми; они могут сочетать твердость и мягкость, включать различное понимание правильного и неправильного; включать контраст полого и монолитного. Эта разнообразие линий является одним из самых ранних и традиционных приемов национального изобразительного искусства Китая.
Современную живопись маслом стиля сеи уже нельзя назвать традиционным стилем, так как он претерпел много изменений. Можно ли считать, что масляная живопись стиля сеи является современным эталоном масляной живописи в Китае? Подчеркнем, что в работах маслом художников из разных стран присутствуют схожие со стилем сеи принципы написания картин [9].
В Китае в период проведения реформ и открытости китайские художники получили больше возможностей для изучения особенностей российского и западного стилей «модернистского» искусства. В это время советско-китайские отношения были дружескими, поэтому у художников появились возможности для обмена опытом в сфере искусства.
Китайский художник Ло Гунлю (1916-2004), проходивший стажировку в 1955-1958 гг. на факультете живописи Института имени И. Е. Репина, в мастерской профессора И. А. Серебряного, после возвращения на родину написал картину под названием «Мао Цзэдун в горах Цзингань» [8]. В этой работе Ло Гунлю впервые попробовал объединить два стиля: портретируемый на переднем плане написан в стиле реализма, горы на заднем плане трактованы
в китайском стиле сеи [8]. Таким образом он попробовал в пределах одной картины гармонизировать принципы социалистического реализма и китайский стиль сеи.
Очень интересно рассмотреть процессы параллельного развития и общие закономерности искусства представителей разных стран. Многие результаты в культурах России и Китая были достигнуты как под взаимным влиянием, так и независимо друг от друга. Иногда близкие идеи получали свое развитие совершенно неожиданно или открытия совершались параллельно. Например, в статье «О живописи Люсьена Фрейда» [10, с. 121-126] упоминается о присутствии в картинах европейских художников элементов, похожих на элементы китайского стиля сеи.
В творчестве Е. Е. Моисеенко, художника, не связанного с эстетикой китайской живописи напрямую, современные авторы видят черты сходства со стилем сеи. и это любопытно проанализировать. Дэн Синьань, автор статьи «Моисеенко виртуозно играет со стилями сеши и сеи», считает, что в работах художника присутствуют элементы, похожие на элементы китайского стиля [3]. Вряд ли Е. Е. Моисеенко напрямую испытывал влияние китайской живописи, но многие его открытия были сделаны в том же направлении, в каком развивались художники Поднебесной. Попробуем сопоставить художественные открытия Е. Е. Моисеенко и китайских мастеров [5, с. 62-65].
Важно проанализировать и понять, в чем причина большой популярности в Китае произведений советских и российских живописцев, представляющих реалистическую традицию масляной живописи. Подчеркнем, что причина видится не только во влиянии идеологии и в осмыслении сюжетов произведений, но и в образно-стилистических особенностях.
17 ноября 2017 г. в Художественном музее Цюань Шаньши провинции Чжэцзян в Ханчжоу открылась выставка картин Евсея Евсеевича Моисеенко (1916-1988) из собрания Государственного Русского музея и из частных коллекций Китая. После окончания выставки 12 января 2018 г. на ее основе были организованы передвижные экспозиции в Шанхае и Нинбо [13].
Художественный музей был создан художником Цюань Шан-ши при финансовой поддержке его фонда, основанного на народные средства. цюань Шаньши получил первоначальное образование в Китайской академии художеств. В 1954 г. он был отправлен за счет китайского правительства на учебу в Ленинградский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Его преподавателями на факультете живописи были А. А. Мыльников и Б. С. Угаров. В период обучения в СССР Цюань Шаньши удалось усвоить и впитать в себя принципы советской и европейской культуры и искусства [13]. Для осуществления художественных обменов между СССР и Китаем он проделал огромную работу, создал своего рода «мост» для общения художников двух стран. В настоящее время он является заместителем председателя объединения масляной живописи КНР и заместителем руководителя комитета по отбору художественных произведений в Китайской ассоциации художников [13]. Это учреждение является общественно значимым исследовательским и выставочным центром работ масляной живописи в Китае [11, с. 16-19].
Выставка Е. Е. Моисеенко, выдающегося живописца ХХ века, произвела на китайских художников сильное впечатление. Мастером написано много прекрасных работ, которые, с одной стороны, весьма характерны для советского времени, а с другой - совершенно уникальны. Произведения Моисеенко оказали сильное влияние на молодых авторов, несколько поколений учеников выросло на его творчестве. Для показа в Китае были выбраны картины, посвященные теме Советской-Красной армии, которые в полной мере воплотили идею данной выставки. Достаточно сказать, что Русский музей предоставил для экспонирования восемь картин из своей коллекции.
Живопись России, особенно советского периода, в частности академическая, оказала огромное влияние на развитие масляной живописи в Китае. Цюань Шаньши рассказал о предпосылках организации выставки работ Е. Е. Моисеенко: «Для нас проведение данной выставки играло большую роль» [13]. «В настоящее время
у нас в Китае одной из популярных и освещаемых является тема истории. Изучая и просматривая работы Моисеенко, мы находим темы, которые можно позаимствовать. Работы Моисеенко являются эталоном. В его работах присутствует ясность, раскрыта глубина его души. Его работы затрагивают чувства зрителя. Нам стоит поучиться приемам и способам, которые применял Евсей Евсеевич Моисеенко при написании своих великих произведений. Мы надеемся, что эта выставка не только направит китайских художников в правильное русло в технике письма, но и укажет путь, по которому должны идти китайские художники, работая над историческими картинами» [5, с. 62-65].
Моисеенко известен разнообразием своих композиций, и не только сюжетных. Он с успехом трудился и над такими камерными жанрами, как пейзаж, портрет и натюрморт. в этом смысле он был последователем своего учителя А. А. Осмеркина, участника выставок известного объединения начала ХХ в. «Бубновый валет». Осмеркин, как убежденный «сезаннист», привил своим ученикам любовь к великому французскому постимпрессионисту. Работы Поля Сезанна не только оказали влияние на искусство модернизма и постмодернизма, но и «дали наставление» всему современному искусству в целом. Е. Е. Моисеенко очень нравились картины Поля Сезанна, художник был его кумиром. Любовь к Сезанну и другим мастерам-новаторам западного искусства, таким как, например, П. Пикассо, он прививал и своим ученикам и последователям.
Центральной работой выставки Моисеенко была картина «Красные пришли», законченная в 1961 г. и впоследствии удостоенная Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Сам Е. Е. Моисеенко писал о ней: «Вечер, кавалеристы Красной армии скачут на лошадях по узкой улице. Я хотел поближе разглядеть их величественные силуэты, а также показать это зрителям, чтобы они смогли запомнить их лица. Кавалеристы уже прошли боевое крещение, прошли через горе, голод, болезни и невзгоды, но они не сломлены, потому что уверены, что борются за правое дело. Я хотел, чтобы зрители увидели не только как Красная армия появляется
в деревне, но и то, что Красное знамя появляется во всех уголках страны, даже в такой небольшой деревушке» [цит. по: 5, с. 62-65]. красноармейцы решительные, мужественные и отважные герои. И Моисеенко сумел раскрыть их характерные черты на холсте, а также создать обобщенный образ Красной армии, гармонично сочетая красный и белый цвета на фоне синего неба, а также раскрывая через композиционный ритм и движение фигур атмосферу революционной эпохи. Для того чтобы передать внезапность приезда красноармейцев, художник изобразил удивленного мальчика, который выглядывает при их появлении. Этот мальчик как будто воплощение самого художника и художественное обобщение личного опыта автора.
Е. Е. Моисеенко - один из наиболее известных советских мастеров в Китае. Его работы оказали влияние на творчество целой плеяды китайских живописцев и, конечно, в последнее время это влияние усилилось. Превосходные картины «Красные пришли» (1961), «Товарищи» (1963-1964) «Черешня» (1969), «Победа» (1970-1972), «В мастерской Эль Греко» (1975), «Из детства» (1977), «Память» (1980) обладают очень большой художественной ценностью. Можно сказать, что в них сочетаются принципы искусства Востока и Запада. В работах Моисеенко «Товарищи» и «Победа» отсутствуют четко прорисованные фигуры персонажей и, кажется, нет однозначной нарративности. Автор дает возможность зрителям самим провести исторические параллели, размышляя над произведениями. Он изображает «сладкую» черемуху, словно стремясь «стереть» чрезмерную боль от страданий людей во время войны.
Цюань Шаньши упомянул, что в 1954 г., когда приехал на учебу в Институт им. И. Е. Репина и впервые увидел работы Е. Е. Мо-исеенко, он был потрясен. Эти произведения оказали существенное влияние на весь его творческий путь [13].
На выставке в Ханчжоу также была показана работа раннего периода творчества Е. Е. Моисеенко «Котовский среди красноармейцев» (1940-1950). Эта картина была предоставлена частным коллекционером из Китая и имела заключение экспертов, что она
создана в конце 40-х гг. ХХ века. Она позволила представить раннюю манеру живописи мастера и оценить, как изменялось на разных этапах его художественное творчество.
Были также выставлены эскизы, цветные наброски и собрание каталогов и статей о Моисеенко. Один из стендов выставки был посвящен его биографии и вкладу в историю искусства в целом. Это помогло зрителям полностью окунуться в интереснейшую жизнь и творчество великого советского художника, хорошо известного в Китае и имеющего своих последователей в китайском искусстве. китайские зрители получили не только эстетическое удовольствие, но и повод для размышлений о возможностях масляной живописи, а также о перспективах развития изобразительного искусства своей страны.
Как уже упоминалось, в творчестве Е. Е. Моисеенко присутствует много принципов, схожих с китайским стилем сеи. В его работах имеет большое значение фактура и в целом сильно выражено чувство формы, а манера живописи отличается импровиза-ционностью. Также это свобода в написании картины. Например, в «Пейзаже с лошадками» на заднем плане мы можем увидеть приемы живописи, схожие со стилем сеи, целью которого является эта свобода. К примеру, свободная композиция, импровизационная манера письма, нанесение краски alla prima и виртуозное использование кисти - все имеет особое значение.
Ю. В. Калюта, профессор Института им. И. Е. Репина, руководитель персональной мастерской, а также мастер, известный в художественных кругах Китая своим особым стилем, схожим со стилем сеи, говорит: «У Моисеенко как раз в этот период и стали появятся на выставках одна за одной его замечательные картины раннего периода, которые очень близки мне» [1]. Во время интервью Ю. В. Калюта также сказал: «Сходство Моисеенко и Ци Байши можно найти в том, что это два величайших художника, к тому же язык живописи стиля Моисеенко и китайского стиля сеи также имеет ряд сходств» [1].
В работах Е. Е. Моисеенко присутствуют также отчетливые элементы, схожие с сеи. Эту мысль можно подкрепить
следующим: на концептуальном уровне в национальном стиле изобразительного искусства Китая присутствует такое понятие, как «расплывчатая перспектива». В картине «Эль Греко в мастерской» Моисеенко можно заметить принципы «расплывчатой перспективы», используемой в живописи сеи. Эль Греко и персонаж рядом с ним находятся в разных плоскостях, но они сочетаются между собой. Похоже, что Е. Е. Моисеенко в эту картину перенес свой опыт изучения кубизма, а возможно и восточного искусства. К примеру, в работах П. Пикассо один объект на картине представлен с разных углов, а прежний объект воссоздается в подсознании, и появляется новое абстрактное ощущение. Но у Е. Е. Моисеенко создается новая пространственная связь, а не меняется по форме сам объект, что акцентирует в этой работе живописный образ. Это и является одним из элементов «расплывчатой перспективы». Примером такого понимания пространства может служить написанный в XII в. во время правления династии Сун свиток «Горы и воды на тысячу ли» художника Ван Симэна.
В работе «Память» Е. Е. Моисеенко изобразил разные исторические события. На переднем плане - реалистичные персонажи. На заднем плане - войско, которое показано как бы в воспоминаниях молодого человека. Стиль изображения войска на картине очень схож с фактурой картин стиля сеи, особенно гармонизацией черного и белого, а также использованием приема тонкой сухой кисти.
В китайском национальном изобразительном искусстве часто используется этот прием, в котором очень большое внимание уделяется перспективе. В китайском языке этот прием называется «цзибай данхэй». В прошлом веке великий художник Хуан Биньхун преуспел в использовании этого приема в своих работах. Например, в его картине, где изображены Лао-Цзы и Желтый император в период Сражающихся царств, специально остается пустое пространство. Этот прием называется «хуа янь» (Ш!й). На картине белое пространство можно представить в качестве неба, облаков [2, с. 134-135].
Е. Е. Моисеенко применял в своих работах аналогичный прием. К примеру, на картине «Речь» изображена группа солдат, в центре композиции - оратор, а на заднем плане - дома и деревья, показанные реалистично, в темных тонах и цветах. В китайском изобразительном искусстве это именуется «черным». А другие части на холсте остались «пустыми» - это пространство называется «белым», потому что, если приглядеться, становится понятно, что на картине изображен снег. Это достигается путем «неизображения» снега или специального применения белого цвета. целью приема «цзибай данхэй» является изображение на картине обстановки и атмосферы до мельчайших подробностей.
При сравнении работ Моисеенко с произведениями китайских художников можно увидеть различия в использовании приема «цзибай данхэй».
Во-первых, Моисеенко в своих работах придерживается принципов реализма и оставляет определенное пустое пространство и атмосферу. В китайском искусстве это называется «субъект реализма», «применение приема „цзибай данхэй"». Прием «цзибай данхэй» - это гармоничное соотношение черного и белого цвета. На этом пространстве не обязательно должен быть изображен какой-либо объект.
В национальном изобразительном искусстве Китая применяется такой прием, как «бимо» (кисть и тушь). «Би» - это «бифа» (каллиграфия»), «мо» - это «мосэ» (черный цвет туши). А в картинах маслом этот прием характеризуется следующими словами: «бичу» (мазки) и «сэцай» (цветной, окраска).
В работах Моисеенко, несмотря на более «насыщенный» язык масляной живописи, присутствуют схожие принципы, как и в китайском стиле сеи.
В русском языке китайские иероглифы Ш и Щ имеют в переводе одинаковое значение - «писать». В китайском языке есть выражение которое означает «китайская каллиграфия
и живопись имеют один источник» [2, с. 134-135].
Если сравнивать современную российскую и китайскую масляную живопись, то можно увидеть следующие особенности. В рос-
сийской масляной живописи цветовой эффект - в китайской масляной живописи «один взмах кисти - многокрасочное изображение», в результате на холстах можно обнаружить множество созвучий. Если эти две особенности объединить в одну, то это, по существу, и есть особенность творчества Е. Е. Моисеенко. Это можно увидеть в его картине «Из детства», которая написана в манере бесконтурной живописи. Если внимательно рассмотреть холст, то можно заметить, что часть штрихов на переднем плане и многообразие колористических нюансов меняются по-разному. Как будто бы присутствуют «четные точки каллиграфии» стиля сеи (особенно изображение черной собаки на переднем плане), что придает картине, написанной кистью, особую выразительность [2, с. 134-135].
Кроме этого, Е. Е. Моисеенко в своих работах часто обращал внимание на применение техники нажима кончиком кисти с последующим легким снятием кисти движением вправо. В китайских картинах «энергичный стиль использования кисти» отличается от техники Моисеенко. Моисеенко использует данную технику линий для «изображения объекта», а в китайском искусстве такой прием используется для усиления чувства прекрасного.
Проведенный анализ концепции стиля и традиционных приемов показывает, что в работах Е. Е. Моисеенко присутствуют элементы, схожие с китайским стилем сеи, но в его работах принципы реализма все же выходят на первый план. Он не ушел от изобразительности в живописи. Но это сделают его ученики, такие как, например, В. С. Михайлов и Е. С. Барский.
Применяя новаторские живописные приемы в своих работах, Е. Е. Моисеенко не только создал свой индивидуальный стиль и достиг успеха, но и оказал влияние на дальнейшие тенденции, получившие развитие в современном искусстве, а также на процесс интеграции российского и китайского языков изобразительного искусства.
ИСТОЧНИК И БИБЛИОГРАФИЯ
1. Интервью с художником Ю. В. Калютой. 16.03.2018-02.04.2018 // Личный архив Чжан Хунтао.
2. Ван Шэнсюань. Исследование китайской маслом живописи стиля сеи // Изобразительное искусство. 2018. N° 10. С. 134-135. (На кит. яз.: iÄ
Й«ФЯ^Й»ИШЯ»Ш^ШШ» 2018^,Ш0$,Ш34-135М).
3. Дэн Синьань. Моисеенко виртуозно играет со стилями сеши и сеи. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=15693 80038458528&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 06.05.2018). (На кит. яз.: ).
4. Лин Лан. Каким образом японский стиль укие-э получил признание в Европе // Искусство Китая. 2017. [Электронный ресурс]. URL: //http://art.china. cn/exclusive/2017-01/05/content_9266548.htm (дата обращения: 18.11.2018). (На кит. яз.: ).
5. Сун Жуй. Великий художник ХХ века - Евсей Евсеевич Моисеенко // Человек эпохи. 2010. Сент. С. 62-65. (На кит. яз.: ШФШШЪШШЯЯ2010^09^62-65^).
6. Сюй Пэйцзюнь. Сеи и обсуждение искусства стиля сеи // Китайский художественный музей : [периодическое издание Музея изобразительного искусства Китая]. 2015. № 2. [Сайт]. URL: http://www.namoc.org/ cbjy/cbw/qks/2015/guankan201502/201506/t20150601_288488.htm?randid= 0.22887447796255755&sign=ABZ0cnNfd2NtX3ByZXZpZXdfYWNjZXNz AAAH3wAAAAUAAAABAAAADgAAADkAAAA1 // (дата обращения: 26.06.2018). (На кит. яз.:
2015 Ш~М).
7. У Вэйшань. Сеть Китайского художественного музея. Китайский художественный музей. Академическая выставка серии приглашений 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.namoc.org/xwzx/ xw/xinwen_2017/201710/t20171021_312485.htm 2017 (дата обращения: 20.07.2018). (На кит. яз.: ФЯ^ШИ СФЯ^Ш^Й
тш&»).
8. Фан Динан. Стиль сеи маслом - пропагандист Ло Гун-лю. [Электронный ресурс]. URL: http://www.360doc.com/conte nt/16/0329/13/10603700_546244276.shtml (дата обращения: 20.05.2018). (На кит. яз.: - &ХЩ»).
9. Цао Шуай. Я хочу рисовать - выставка живописи стиля сеи Дай Шихэ // Yachang Art Network. 2008. [Электронный ресурс]. URL: https:// news.artron.net/20081104/n62123.html (дата обращения: 16.07.2018). (На кит. яз.: WW {ШШШ—2008).
10. Ци Цзюньшэн. О живописи Люсьена Фрейда // Art Watch. 2006. № 8. С. 121-126. (На кит. яз.:
ШШ» 2006^,т;Ш,Ш21-126^).
11. Цзин Цзинчжи. Максимов. Цзянси : ИД изобразит. искусств, 2010. С. 16-19. (На кит. яз.:
2010,Ш6-19М).
12. Цзин Цзинчжи. Шестнадцатое русское искусство. Цинхуа : Университетская пресса, 2005. С. 226-228. (На кит. яз.:
2005, ^226-228^).
13. Цюань Шаньши. Почему мы должны показать работы Е. Е. Моисеенко. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://659860.kuaizhan. com/36/62/p4764466208fa21 (дата обращения: 25.12.2018). (На кит. яз.:
2017^).
1. Е. Е. Моисеенко. Красные пришли. 1961. Холст, масло. 200*360 Государственный Русский музей (ГРМ)
2. Е. Е. Моисеенко. Черешня. 1969. Холст, масло. 169*275. ГРМ
3. Е. Е. Моисеенко. Пейзаж с лошадками. 1960 Холст, масло. 49,5*60
4. Е. Е. Моисеенко. Победа. 1970-1972 Холст, масло. 200x150. ГРМ
5. Е. Е. Моисеенко. Речь. 1972-1975 Холст, масло. 160*145
6. Е. Е. Моисеенко. Товарищи. 1963-1964 Холст, масло. 190*160. ГРМ
7. Е. Е. Моисеенко. Память. 1980 Холст, масло. 145x165. ГРМ
8. Е. Е. Моисеенко. В мастерской Эль Греко. 1975 Холст, масло 100*95,5. ГРМ
9. Е. Е. Моисеенко. Из детства. 1977. Холст, масло 200x145. Томский областной художественный музей
10. Ван Симэн. Тысяча миль рек и гор. 1113 (династия Сун) Шелк. 51,5x1191,5. Пекинский дворец-музей. Фрагменты
11. Ло Гунлю. Мао Цзэдун в горах Цзингань. 1961 Холст, масло. 225*150. Музей Китайской революции