Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. Том 2 (68). № 2. Ч. 2. 2016 г С. 123-128.
УДК 821.111
ТВОРЧЕСТВО ДЖУЛИАНА БАРНСА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКО-КРИТИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Пилипей Н. А.
Институт иностранной филологии Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, Симферополь, Крыш, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Настоящая статья рассматривает актуальные проблемы и перспективы изучения творчества современного английского писателя Джулиана Барнса. Систематизируются и классифицируются труды, посвященные прозе автора, а также очерчивается круг еще нерешенных вопросов, представляющих исследовательский интерес в контексте изучения творчества писателя.
Ключевые слова: Джулиан Барнс, историко-литературные исследования, компаративистика, поэтика, жанровая специфика.
ВВЕДЕНИЕ
Джулиан Патрик Барнс - современный английский писатель и видный представитель литературы постмодернизма. Его произведения активно переводятся и вызывают неугасающий читательский интерес как на родине автора, так и зарубежом. Он пришел в литературу под псевдонимом Дэн Каван на рубеже 70-80-х годов XX века. Важно заметить, что творчество лауреата Букеровской премии (2011) востребовано и в России: на русском языке можно прочесть все основные произведения прозаика. Не будет преувеличением назвать Джулиана Барнса культовым автором, творчество которого продолжает формировать облик современной британской литературы.
Закономерно, что проза Джулиана Барнса уже получила широкое критическое и литературоведческое осмысление. Актуальным представляются не только исследование феномена творчества данного автора во всей его многоаспектности, но и анализ основных вопросов, привлекающих внимание ученых в этой связи. Настоящая работа ставит перед собой целью изучить ключевые аспекты, описанные в научных трудах, посвященных Джулиану Барнсу, что позволит определить актуальные проблемы и перспективы изучения прозы писателя.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В зарубежном литературоведении творчество Джулиана Барнса осмысляется в многочисленных научных трудах: это монографии (M. Moseley 1997; B. Sesto 2001; M. Pateman 2002; I. Guigneiy 2006; F. Holmes 2008; P. Childs 2011), сборники статей (Julian Barnes 2011), диссертации и иные научные труды (V. Testa 2000-2001; G. Anichini 2002-2003; J. Wagner 2009). Подавляющее большинство упомянутых работ посвящено анализу основных романов писателя в рамках парадигмы постмодернизма.
Исследовательский вызов прозы Джулиана Барнса был воспринят и отечественными литературоведами, о чем свидетельствуют диссертации, посвященные тем или иным проблемам творчества писателя (Я. Ю. Муратова 1999; Е. В. Колодинская
2004; Е. А. Брюханова 2004; А. В. Васильева 2006; Д. А. Радченко 2008; Я. С. Гребен-чук 2008, А. А. Нелюбин 2013, В. Г. Новикова 2013).
Ряд этих работ написан в рамках сравнительного литературоведения: произведения Джулиана Барнса сопоставляются с романами Дж. Фаулза, А. С. Байетт, П. Акройда и Г. Свифта с позиций мифопоэтики (Я. Ю. Муратова 1999), реконструкции истории (Е. В. Колодинская 2004) и «филологического» романа (Я. С. Гребенчук 2008) [3; 4; 5].
Творчество Джулиана Барнса становится предметом исследования в первой главе диссертации Я. Ю. Муратовой, которая ставит перед собой задачу определить характер мифопоэтики писателя. Две другие главы данного труда посвящены А. Байетт и Дж. Фаулзу соответственно. Я. Ю. Муратова утверждает, что мифопоэтика Джулиана Барнса определяется плоскостью языка, который теряет статус объективного и универсального средства осмысления действительности, превращаясь в персональный инструмент мифотворчества, ограниченный рамками сознания индивида, нередко обывателя. Исследователь приходит к выводу, что в творчестве автора деконструкция мифопоэтики ведется на уровне мифологического кода: Джулиан Барнс сохраняет и одновременно трансформирует мифопоэтическую «маску», нередко разрушая ее традиционные семантические связи. Внимание исследователя сосредоточено на романе Джулиана Барнса «История мира в 10 1/2 главах», который, по ее мнению, лишен метафизического измерения, что обуславливает центральную аллегорию гибели и распада в библейском образе ковчега, разрушающегося под воздействием постмодернистского сомнения. Форма и содержание в романе составляют неразрывное единство: фрагментарная форма данного произведения отражает хаотичность и бессмысленность истории. В ходе сравнительного анализа Я. Ю. Муратова приходит к выводу о том, что изучение трех обозначенных современных английских авторов демонстрирует их мифопоэтику в динамике изменения от антимифа и деконструкции в произведениях Джулиана Барнса через символ и сказку А. Байетт к мифотворчеству в произведениях Дж. Фаулза. В результате сравнения мифопоэтических тем и образов ей удается обнаружить ряд общих мифов, мифопоэтических тропов и символов (начала, «золотого века», апокалипсиса, метаморфозы насекомого). Автор диссертации также устанавливает некий единый идейно-тематический комплекс в произведениях трех исследуемых писателей: гибель цивилизации, упадок культуры, человеческое естество, роль и место современного человека в мире, смерть, любовь и бессмертие, природа художественного творчества. Вместе с тем, она усматривает ряд принципиальных отличий между мифопоэтическими системами авторов, лежащих в онтологической сфере. Если Дж. Фаулз и А. Байетт сосредотачивают свое внимание на созидательных аспектах бытия, то Джулиан Барнс - на разрушительных. Таким образом, мифопоэтический анализ Я. Ю. Муратовой выявляет онтологический пессимизм Джулиана Барнса на всех уровнях повествования.
Е. В. Колодинская в своей диссертации уделяет пристальное внимание двум современным английским романам: «Водоземье» Г. Свифта и «История мира в 10 1/2 главах» Джулиана Барнса. Автор данного труда ставит перед собой целью выявление места, роли и значения (для литературы последних десятилетий) художественного осмысления возможностей конструирования исторического прошлого в современном англоязычном романе. В результате текстового анализа указанных романов исследо-
124
ватель приходит к выводу, что осмысление образа прошлого как создаваемого при помощи различных нарративных интерпретаций находит отражение в построении современного художественного произведения. В романе Джулиана Барнса данный феномен реализуется во множественности представленных ракурсов, точек зрения, стилистических решений, выведенных в отдельных главах-новеллах, соединенных сквозными образами и мотивами. Фрагментарность композиции данного произведения, по мнению Е. В. Колодинской, отражает хаотичную множественность самих исторических нарративов.
Исследование Я. С. Гребенчук посвящено проблеме «филологического романа» в английской литературе. В первой главе данного труда объектом анализа становится роман Джулиана Барнса «Попугай Флобера». Автор диссертации выявляет характер проявления в данном произведении так называемых «филологических» признаков, а именно выбора особого героя - творческой личности, познание ее скрытой сущности, которое определяет пафос повествования, наличие системы разнообразных текстов в ткани романа с их особыми художественными функциями, осмысление литературоведческих проблем, в том числе и современной науки о литературе, пафос расследования, связанный с загадками литературоведческого характера. В результате исследование Я. С. Гребенчук определяет типологические сходства произведений Джулиана Барнса «Попугай Флобера», П. Акройда «Чаттертон», А. Байетт «Одержимость», определяющие феномен «филологического романа» как жанровой разновидности.
Диссертация Д. А. Радченко фокусируется на антропоцентризме творчества автора и проблемах его сюжетного пространства, также предлагая проследить эволюцию прозы писателя и его нравственную философию [8]. Исследователь утверждает, что с жанровой точки зрения Джулиан Барнс далек от поэтики триллера, фантастики или альтернативной истории. Его стилю характерна скорее неторопливость и пластичность повествования, чем намеренный динамизм действия. Во многих произведениях писателя наблюдается ослабленность фабульного действия. Не слишком выражены внешние конфликты, определяющие столкновения героев. Однако речевая сфера текста отличается динамичностью и тщательной проработкой. Джулиана Барнса, по мнению Д. А. Радченко, интересуют и внешние диалоги, и внутренние монологи. Писатель обращает пристальное внимание на работу сознания человека, пытающегося найти свое место в мире. Поэтому каждое событие скорее обсуждается, чем совершается в тексте. Более того, сюжетообразующим нередко оказывается авторское стремление воссоздать биографию героя, показать путь его становления, причем это становление отличается неторопливым, постепенным характером. В этом и проявляется, как свидетельствует исследование Д. А. Радченко, специфика антропоцентризма творчества Джулиана Барнса. Подвергая анализу нравственную философию писателя, автор диссертации обращается к двум тематическим блокам - «философии религии» и «философии любви». Взаимоотношения этих блоков неоднозначны: с одной стороны, от «религии» писатель отталкивается в поисках свободы, а «любовь» - то, к чему он стремится в поисках счастья и полноты жизни; с другой стороны, «религия» не становится однозначным объектом отрицания, а в концепте «любви» появляется сложность и мотивы определенного несовершенства.
125
Труд А. В. Васильевой затрагивает вопросы сюжетосложения, создания характеров и своеобразия идей одного из романов Джулиана Барнса, «Как все было» [2]. В этом романе Джулиан Барнс, по мнению исследователя, утверждает идею невозможности существования неоспоримой истины. Данное произведение представляет собой вид художественного пространства, являющегося воплощением множества проблем, связанных с историко-литературной жизнью Англии, Франции и Америки в определенный исторический период. Англия представляет собой совершенно неповторимый конгломерат врожденной сдержанности, скромности, стремления к порядку и чопорности с привнесенной извне, благодаря французскому влиянию утонченности, легкости, стремлению уйти от лондонской сдержанности, скрыться хотя бы на краткий период времени во Франции, противоположной по духу и традициям стране. Америка, в свою очередь, по мысли автора, олицетворяет шанс на начало новой жизни, которая на поверку оказывается пустой, построенной на материальных ценностях, затмевающих ценности истинные. А. В. Васильева приходит к выводу, что Джулиан Барнс стремится преодолеть период антропологического кризиса и нравственного опустошения, создавая произведения в попытке вернуть людям их прежние ценности, но делая это в формах, отражающих уровень современного гуманитарного мышления.
Исследование А. А. Нелюбина посвящено жанру детектива в поэтике автора в эпоху постмодернизма [6]. Автор диссертации анализирует пародирование детектива в романах Барнса-Каваны. А. А. Нелюбин подчеркивает, что в своих произведениях Джулиан Барнс концентрируется на социальной действительности и говорит об актуальных проблемах жизни общества. Переосмысление детектива, по мнению исследователя, определяет особенности жанровой поэтики романов Каваны о Даффи, а использование псевдонима подчеркивает условность их повествовательной манеры. А. А. Нелюбин на основе произведений Джулиана Барнса исследует проблемы постмодернистского метанарратива, феномена двойственности и вторичности в романе, феномена человеческой памяти, релятивизма в постмодернизме, симулякра, пейзажа как постмодернистского текста. Особое внимание уделяется концепции «англий-скости», интерпретации истории и поиску исторической истины. В заключительной части диссертации А. А. Нелюбин обращается к проблеме соотношения массовой и элитарной литературы в творчестве Джулиана Барнса и предлагает методику анализа отношений «автор - повествователь - герой» в произведениях писателя, созданных под псевдонимом.
В работе В. Г. Новиковой также рассматриваются проблемы жанра в постмодернистском дискурсе: на материале прозы Джулиана Барнса и других писателей она анализирует британский социальный роман в эпоху постмодернизма [7]. В фокусе данного исследования находятся вопросы особенностей художественного осмысления взаимоотношений человека и общества, которые определяются спецификой как постиндустриальной цивилизации, так и порожденного ею постмодернистского мироощущения. Внимание также уделяется выявлению основополагающих закономерностей развития социального романа в английской литературе XIX - XX века в контексте традиции XVШ века. Автор диссертации останавливается на периодизации английской литературной критики в послевоенный период и разработке жанровой классификации романа-биографии. Объектам исследования в данном труде становятся произведения М. Брэдбери, М. Эмиса, Г. Свифта, И. Бэнкса, П. Акройда, Б. Элтона, У. Бойда,
126
П. Баркер, Т. Лотта, Д.Кинга, Н. Хорнби, Д. Бойна, М. Муркока. К. Фаулера. Во второй главе данного труда его автор анализирует один роман Джулиана Барнса - «Англия, Англия» - с позиций симулятивности и синтетической реальности.
Кроме того, существуют исследования творчества Джулиана Барнса лингвистического характера [1]. Также необходимо отметить, что многие изыскания и в российской и в зарубежной литературоведческой науке посвящены проблеме адекватной интерпретации истории в произведениях Джулиана Барнса (кроме уже упомянутых, см.: A. Martin 2001; A. Ricci 2004; D. Przybyla 2005; E. Dalton 2008; S. Yong 2011).
ВЫВОДЫ
Подводя итоги, отметим, что творчество Джулиана Барнса рассматривается в рамках историко-литературных изысканий, компаративистики и лингвистики. Актуальными продолжают оставаться проблемы поэтики, жанровой специфики и природы, идейно-тематических комплексов (поиск, историческая истина) и эволюции прозы автора. Вопрос об интертекстуальной стихии произведений писателя остается открытым и перспективным для изучения наряду с проблемами французского текста и мифа, а также феноменом художественного осмысления Джулианом Барнсом диалога культур.
Список литературы
1. Брюханова Е. А. Когнитивно-историческая обусловленность иронии и ее выражение в языке английской художественной литературы: О.Уайльда, У.С.Моэма, Дж. Барнса: Дис... канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. А. Брюханова. - М., 2004. - 170 с.
2. Васильева A. B. Фикциональная дискурсивность сюжетосложения в романе Дж. Барнса «Как все было»: Дис. канд. филол. наук: 10.01.03 / А. В. Васильева. - Нижний Новгород, 2006. - 218 с.
3. Гребенчук Я. С. Проблема филологического романа в английской литературе: Дис. канд. филол. наук: 10.01.03 / Воронеж, 2008. - 141 с.
4. Колодинская Е. В. Историческое прошлое как предмет высказывания: современная англоязычная проза и постмодернистская историография: Г.Свифт, Дж.Барнс: Дис. канд. филол. наук: 10.01.03 / Е. В. Колодинская. - М., 2004. - 139 с.
5. Муратова Я. Ю. Мифопоэтика в современном английском романе: Дж.Барнс, А.Байетт, Дж. Фаулз: Дис. канд. филол. наук: 10.01.03 / Я. Ю. Муратова. - М., 1999. - 240 с.
6. Нелюбин А. А. Джулиан Барнс под маской Дэна Каваны: Дис. канд. филол. наук: 10.01.03 / А. А. Нелюбин. - Пермь, 2013. - 166 с.
7. Новикова В. Г. Британский социальный роман в эпоху постмодернизма: Дис... док. филол. наук: 10.01.03 / В. Г. Новикова. - Нижний Новгород, 2013. - 439 с.
8. Радченко Д. А. Проза Джулиана Барнса: жанровая природа, проблема героя и нравственная философия автора: Дис. канд. филол. наук: 10.01.03 / Д. А. Радченко. - Воронеж, 2008. - 210 с.
JULIAN BARNES'S WORK IN THE LITERARY-CRITICAL CONCEPTUALIZATION: PROBLEMS AND PROSPECTS
Pilipei N. A.
Foreign Philology Institute, Taurida Academy, V I. Vernadsky Crimean University, Simferopol, Crimea, Russian Federation
E-mail: [email protected]
127
nununeü H. A.
The present paper is dedicated to the topical issues and the prospects of studying of modern English writer Julian Barnes's work. The works dedicated to his prose are systematized and classified; a range of unresolved problems which are of current scientific interest in terms of the author's works analyses, are outlined. The prospects of further investigation are uncovered. Among them the diverse aspects of Julian Barnes's intertextual games, the specificity of his literary works' intertextual space, the peculiarities of so called French text within the author's creative works, the poetics of its mythologization, the specific character of cultures dialogue and its artistic embodiment, are singled out.
Julian Patrick Barnes is a modern English writer, a prominent representative of postmodern literature. His works are actively translated and provoke great readers' interest both in the author's country and abroad. He came to literature under the pseudonym Dan Kavanagh at the turn of the 70-80th years of XXth century. It is important to notice that the winner's of the Man Booker Prize (2011) work is in demand in Russia: one can read all his main works in Russian language. It will not be an exaggeration to call him an iconic author whose work continues to form the features of the modern British literature.
It is expected that Julian Barnes's prose has already received widespread critical and literary interpretation. The study of the writer's writing phenomenon in all its multi aspects and the analysis of the main issues which attracted the researchers' attention in this connection are topical problems. The aim of this work is to study the key aspects described in the academic studies devoted to Julian Barnes, as it would allow to identify the topical problems and prospects of his prose studying.
In the foreign literature Julian Barnes's work studies are conceptualized in the numerous research works: monographs, collections of articles (Julian Barnes in 2011), dissertations and other scientific works. The great majority of these mentioned works is devoted to the analysis of the main writer's novels in the postmodern paradigm.
The research challenge of Julian Barnes's prose has been apperceived by Russian literary critics, as evidenced by the great number of dissertations which are devoted to different problems of his work (Ja. Muratova 1999; E. Kolodinski 2004; E. Bryukhanova 2004; A. Vasiliev 2006; D. Radchenko 2008; Ja. Greben-chuk 2008; A. Nelyubin 2013; V. Novikov 2013). A number of these works is written within the comparative literature: Julian Barnes's works are compared with John Fowles's novels, A. Byatt, P. Ackroyd and G. Swift from the positions of the mythopoetics (Ja. Muratova 1999), the reconstruction of the history (E. Kolodinski 2004) and the philological novel (Ja. Grebenchuk 2008). D. Radchenko's dissertation is focused on the an-thropocentrism of the author's work and the problems of his narrative space, offering to trace the evolution of the writer's prose. A. Vasilyeva's work touches upon issues of the narrative space of one of Julian Barnes's novels. A. Nelyudin's study is dedicated to the detective genre in the author's poetics. In V. Novikova's work the problems of the genre are also analyzed in the post-modern discourse: on the material of Julian Barnes's prose and other writers she analyzes the British social novel in the period of postmodernism. E. Bryukhanova's researches have linguistic meaning.
In Russian and foreign literary studies a number of works are devoted to the problem of the history's adequate interpretation in Julian Barnes's works (besides as above mentioned, see.: A. Martin 2001; A. Ricci 2004; D. Przybyla 2005; E. Dalton 2008; S. Yong 2011).
Thus, Julian Barnes's work is considered within historical and literary studies, comparative studies and linguistics. The topical problems are the postmodern poetics, the genre specificity and nature, ideological and thematic complexes (the search, the historical truth) and the evolution of the author's prose. The question about the intertextual elements of the writer's works is still open and promising for the study, along with the problems of the French text and myth, and the phenomenon of the literary interpretation of the cultures dialogue by Julian Barnes.
Keywords: Julian Barnes, Historical Literary Studies, Comparative Studies, Poetics, Genre Specificity.
128