Творчество архитектора Николая Васильева
И.Н.Лаврентьев, Т.Ф.Давидич, В.М.Лопатько
В статье раскрыты детали биографии и особенности творчества талантливого и многогранного архитектора-художника Н.В. Васильева (1875-1958), который создал ряд проектов для Харькова. В иллюстрациях приводится ряд его конкурсных проектов и осуществлённых построек, прослеживается изменение их стилистики на протяжении всей творческой биографии. Выявлены отличительные черты творчества Н.В. Васильева, работы которого демонстрируют очень широкие возможности автора в различных стилевых течениях, наиболее характерных для 1900-х - 1930-х годов (от неорусского, неовизантийского стилей, ориентализма, неоренессанса, Северного модерна, неоклассицизма до конструктивизма, ар-деко и модернизма). Сделан вывод о том, что Н.В. Васильев был не столько одним из самых выдающихся мастеров Северного модерна (каковым он считался ранее), сколько «великим эклектиком», что соответствовало полученному им образованию по специально разработанной программе Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова: архитектура XIX - начала XX века, эклектика, Северный модерн, архитектурная школа Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.
The Creative Work of Architect Nikolai Vasilyev
By I.N.Lavrentiev, T.F.Davidich, V.M.Lopat'ko
The article reveals the details of the biography and features of the creative work of talented and versatile architect and artist N.V. Vasilyev (1875-1958), who created a number of projects for Kharkov. The illustrations show some of his competitive projects and implemented buildings and the change in their style throughout the creative biography can be traced. The distinctive features of N.V. Vasilyev's manner are revealed, while his works demonstrate the author's very wide possibilities in various styles inherent to the 1900s-1930s (from Neo-Russian, Neo-Byzantine styles, Orientalism, Neo-Renaissance, Northern Modernism, Neoclassicism to Constructivism, Art Deco and Modernism). The conclusion interprets that N.V. Vasilyev was not only one of the most outstanding masters of the Northern Art Nouveau (as he was considered earlier), but rather a "great eclectic", which corresponded to his education according to a specially developed program of the Imperial Academy of Arts in St. Petersburg.
Keywords:architecture of the XIX - early XX Century, eclecticism, Northern Art Nouveau, architectural school of the Imperial Academy of Arts in St. Petersburg.
Изучение творческих биографий мастеров позволяет раскрывать особенности их времени. На роль «зеркала своего времени» в архитектуре Российской империи могут претендовать Растрелли и Казаков, Захаров и Росси, Шехтель, Щусев и Жолтовский. До настоящего времени для архитекторов продолжает быть интересной эпоха рубежа XIX-XX веков - короткий, но очень насыщенный яркими культурными явлениями и историческими событиями период. К этому «веку» и относится начало творческой деятельности архитектора Николая Васильевича Васильева, который явился одной из самых характерных фигур в архитектуре своего времени. По понятным причинам о нём достаточно редко упоминали советские историки архитектуры. Его мастерство не пробуждало особого интереса со стороны критиков и архитекторов и в досоветское время. Между тем постройки и проекты Н.В. Васильева ярко демонстрируют основные черты, различные оттенки и полутона архитектуры рубежа XIX-XX веков, поразительное разнообразие и силу его творческих потенций. Его жизнь судьба резко разделила на две половины, совершенно не похожие друг на друга - до и после потрясений 1917 года, проведённые в России и эмиграции. Трагедия Октябрьской революции, кроме всего прочего, заключалась ещё и в том, что талант, знания, способности таких невольных «изгоев» как Н.В. Васильев обогащали науку и культуру других стран и народов. Причём, зачастую в ущерб родине. В официальной советской прессе обходился стороной факт участия Васильева в советских архитектурных конкурсах, в том числе и в конкурсе на разработку проекта Дворца Советов в Москве и здания харьковского Госпрома.
В русской архитектуре начала XX века имя Васильева стоит рядом с именем Алексея Фёдоровича Бубыря (1876-1919), с которым они одновременно учились в Санкт-Петербургском Институте гражданских инженеров и впоследствии были связаны творческим сотрудничеством и дружбой [1; 2]. Целый ряд совместно разработанных ими прекрасных проектов были осуществлены в натуре. Современные исследователи сходятся во мнении, что оба мастера являются одними из лидеров течения так называемого «Северного модерна», который был по существу региональным вариантом национального романтизма в архитектуре стран Северной Европы, а также имел распространение в северных регионах Российской импе-
рии. Изучать архитектуру эпохи модерна в СССР начали лишь в 1960-1970-е годы. Далее интерес к ней всё время возрастал, особенно с наступлением эпохи постмодернизма. Появляются всё новые исследования архитектуры той эпохи. Однако ни Н.В. Васильев, ни А. Ф. Бубырь долгое время не привлекали к себе того внимания, какого реально заслуживали. О Васильеве сообщалось только как об авторе зданий Нового Пассажа и мечети в Санкт-Петербурге. А о работах Бубыря вообще нигде не упоминалось. Зато оба мастера были известны в Эстонии как авторы ряда проектов для Таллинна и его окрестностей. Только в 1975 и 1978 годах в журнале «Ленинградская панорама» были опубликованы первые монографические статьи о Васильеве и Бубыре. Жизнь и творчество Васильева в Америке достаточно полно раскрылась благодаря работе Р. Гашо, написавшего книгу, перевод которой составляет вторую часть книги «Николай Васильев. От модерна к модернизму». Приводимые в ней сведения о творчестве Н.В. Васильева опираются в основном на дореволюционные публикации его проектов в архитектурных журналах. В архивах и музеях сохранилось очень немного образцов его проектной графики. Обращение к родственникам мастера -жене, дочери, племяннице - было обескураживающим. Дочь, Валентина Николаевна, написала, что всё наследие отца, какое было у её мамы в Ленинграде, пропало - его пришлось бы эвакуировать в 1942 году через Ладожское озеро, и она ничего не смогла захватить, так как сил у неё не было [1].
Один из авторов вышеупомянутой книги, доктор архитектуры В.Г. Лисовский - известный российский исследователь модерна - уделил много внимания течению «Северный модерн», которое возникло и развивалось в творчестве мастеров северных стран Европы: Швеции, Финляндии, Эстонии, а также - в Новгородских землях и в зоне Санкт-Петербурга в конце XIX - начале XX века. Идея модерна шла из Англии, далее он развивался в творчестве архитекторов Австрии и Франции, в извечном споре музыкальной Вены и блистательного Пари-
жа. В Австрии новый стиль получил название «сецессион», что значит «отступничество». Имелось в виду отступничество от канонов классицизма, от набивших оскомину классических колоннад, а далее - от проявлений эклектики - популярного в то время смешения форм различных исторических стилей или осовремененного «воскрешения» стилей прошлых эпох (так называемых «неостилей»). В начала развития модерна проявилось несколько ведущих мастеров, работы которых вскоре стали объектами для подражания по всей Европе. Мысли по поводу новых принципов искусства и архитектуры высказали Г. Земпер, Э.-Э. Виоле ле Дюк, Дж. Рёскин, У. Моррис, О. Вагнер, А. ван де Вельде, Ч. Макинтош. Основоположники модерна объявляли «смерть традиционного искусства», предлагая поиск новых путей без опоры на стилевые формы прошлых эпох.
В России был принят английский вариант названия «нового стиля» - «модерн». Течение «Северный модерн», распространившееся на территорию Петербурга благодаря творчеству финского архитектора Элиеля Сааринена, отличалось тем, что в его художественно-материальную основу закладывались натуральные материалы данного региона: гранит, базальт, дерево, тёс, включались рельеф и скульптура на сюжеты эпоса и народных сказок этого региона. Поэтому «Северный модерн» не имел практически ничего общего в своей стилистике с теми образцами модерна, которые выглядели как «классические» представители «нового стиля» (рис. 1 а).
Источником «Северного модерна» была народная архитектура, а также региональные разновидности средневековых стилей - романский и готический. То есть «модерном» его можно называть весьма условно - скорее, это была модернизированная эклектика, сформировавшаяся в архитектуре на основе популярного в то время культурного течения национального романтизма [3]. В Финляндии этот стиль, получив статус национального, некоторое время доминировал в архитектуре, максимально приблизившись к идеалу национального архитектурного стиля. Он был образцовым
Рис. 1. Образцы модерна - «классические» представители «нового стиля»: а) дом Мила в Барселоне. Проект фасада. Архитектор А. Гауди. 1906-1910 годы; б) наземный вестибюль станции парижского метро. Архитектор Э. Гимар. 1900 год
38 3 2017
Рис. 2. Проект церкви при городской детской больнице в Петербурге. Архитектор Н.В. Васильев. 1903 год
Рис. 3. Проект «народного театра». Главный фасад, план. Архитекторы Н.В. Васильев, А.И. Дмитриев. 1906 год
Рис. 4. Проект доходного дома Ушаковой в Петербурге. Перспектива. Архитектор Н.В. Васильев. 1906 или 1907год
воплощением в архитектуре идеологии и эстетики неоромантизма, ориентированного на возрождение национальных традиций» [4].
Николай Васильевич Васильев родился 26 ноября (8 декабря) 1875 года в деревне Погорелки Угличского уезда Ярославской губернии в семье зажиточного крестьянина, сумевшего перейти в купеческое сословие и добиться успехов в деловой жизни. Это облегчило его сыну переезд в Санкт-Петербург для получения высшего образования. Основными столичными центрами такого образования являлись Академия художеств и Институт гражданских инженеров. Конечно, Академия была более авторитетной и солидной, но ИГИ привлекал высоким качеством практического обучения искусству строить. С 1895 по 1903 год ИГИ возглавлял Н.З. Султанов. Далее его сменил В.В. Эвальд, а с 1905 года 16 лет директором был В.А. Косяков, брат которого, академик архитектуры, уже в 1924 году издал в Ленинграде альбом «Архитектурные мотивы. Материалы для композиции каменных и деревянных сооружений» - 177 страниц, выполненных тушью и пером от руки. Н.В. Васильев при выпуске из ИГИ в 1901 году был награждён серебряной медалью «За лучший архитектурный проект». В том же году он был принят в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в мастерскую Л.Н. Бенуа, под руководством которого и завершил своё академическое образование в 1904 году и был удостоен звания «художника-архитектора».
Алексей Фёдорович Бубырь был родом с Украины (он родился 16 (28) марта 1876 года в селе Алексеевка Пав-лоградского уезда Екатеринославской губернии). В 1897 году после окончания гимназии переехал в Петербург, где поступил в ИГИ. Ещё студентом он сумел совершить поездку в Германию, Францию и Финляндию, что очень помогло ему в дальнейшей учёбе и развитии как архитектора. Знакомство и дружба в студенческие годы помогли Васильеву и Бубырю в дальнейшем составить крепкий творческий коллектив. А.Ф. Бубырь в 1903 году поступил на государственную службу в канцелярию по учреждениям императрицы Марии. А Васильев присоединился к нему в 1906 году после окончания Высшего художественного училища. Оба мечтали о частной практике. Однако до 1906 года они работали в разных творческих коллективах. Бубырь удачно сотрудничал с Л.А. Ильиным. Пример - проект зданий школы Лютеранского прихода Святой Анны (1905). Н.В. Васильев участвовал в конкурсах (пример - проект церкви при городской детской больнице в Петербурге, 1903 год, рис. 2) или в содружестве с А.И. Дмитриевым (проект «народного театра» в неорусском стиле, 1906 год, рис. 3).
Очень интересная работа Васильева в романтическом духе Северного модерна - проект доходного дома Ушаковой в Петербурге (1906 или 1907 год, рис. 4).
Творческое содружество Николая Васильева и Алексея Бубыря началось с постройки по их проекту жилого дома № 11 по улице Стремянной в Петербурге в 1906-1907 годах
(рис. 5). Бубырь потом купил этот дом для себя. В 1917-м там же поселился и Васильев но, как оказалось, очень ненадолго.
Ученики мастерских Высшего художественного училища Н. Лансере, А. Таманян, Н. Васильев, В. Щуко, Л. Шретер и др. обычно творили на конкурсной основе. В короткой статье обо всех дебютах Васильева и Бубыря в вначале XX века не скажешь, только можно показать проектную графику или фото с натуры. Сильное впечатление производит здание Немецкого театра в Ревеле (Таллинне) (1907, рис. 6).
Очень интересны особняк А. Лютера в Ревеле (1909, рис. 7), Новый Пассаж в Петербурге (1912, рис. 8).
Для них характерно обилие естественного камня, присутствуют стилизованные элементы романики, готики, западноевропейского барокко. Здание Нового Пассажа можно
отнести к конструктивному модерну, а здание дома Гвардейского экономического сообщества - к классицизированному конструктивному модерну (рис. 9). Для них характерно обилие стекла и отказ от прямых ордерных цитат.
Стилистика выполнявшихся Васильевым в 1910-х годах проектов, особенно конкурсных, была чрезвычайно разнообразной. Он активно участвовал в конкурсе на проект Соборной мечети в Петербурге и победил в творческом соревновании с такими известными мастерами как М.С. Лялевич и М.М. Перетяткович (рис. 10).
В 1911 году он выполнил эскизный проект храма-памятника в Либаве (в неовизантийском стиле), в 1913-м - конкурсные проекты здания Казанского коммерческого училища (в мусульманском стиле), проект городского дома в Петербурге (в русском стиле), проект клубного здания Тифлисского со-
Рис. 5. «Дом Бубыря» в Санкт-Петербурге. Фрагмент и деталь фасада. Архитекторы Н.В. Васильев, А.Ф. Бубырь. 1906-1907 годы
Рис. 6. Здание Театра в Ревеле (Таллинне). Перспектива, план. Архитекторы Н.В. Васильев, А.Ф. Бубырь. 1907 год
Рис. 7. Проект особняка Лютера в Пярну. Фасад, план. Архитекторы Н.В. Васильев, А.Ф. Бубырь. 1910 год
Рис. 8. Здание «Нового Пассажа» в Петербурге. Эскиз перспективы, рисунок главной части фасада. Архитекторы Н.В. Васильев, А.Ф. Бубырь. 1912-1913 годы
Рис. 9. Здание торгового дома Гвардейского экономического сообщества. Архитекторы Э.Ф. Виррих, И.В. Падлевский, С.С. Кричинский, Н.В. Васильев, Б.Я. Боткин; инженеры Н.А. Белелюбский, Н.А. Житкевич, В.П. Стаценко, В.А. Шевалёв
брания (в традициях грузинского национального зодчества), проект Дома витебского дворянства (в двух вариантах -в неорусском стиле и в стиле неоклассицизм), проект здания Петербургского Кредитного общества (в формах неоманьеризма), в 1914-м - конкурсный проект Государственного банка (в стиле неоклассицизм) [5; 6]. Сильное впечатление производят эскизы Васильева, выполненные в неорусском стиле в 1910-1912 годах: храм в Мургабском государевом имении (рис. 11-а) и храм в память 300-летия Дома Романовых Петербурге (рис. 11-б).
В творческой биографии мастера был случай, когда строительство двух заметных деловых зданий стало возможным на основе проекта, удостоенного второй премии. Речь идёт о здании гостиницы «Астория» и Коммерческого банка, построенном на одной из центральных площадей Харькова -Павловской (бывшая Торговая) в 1910-1913 годах (рис. 12, 13).
Его конструктивное решение было сделано на основе железобетонного каркаса. В первом этаже размещались магазины и почта, на втором и третьем - банк и музей, а четвертый - шестой этажи занимала гостиница. До сих пор хорошо
Рис. 10. Проект Соборной мечети в Петербурге. Перспектива, интерьер. Архитекторы Н.В. Васильев, С.С. Кричинский. 1909-1920 годы
Рис. 11. Эскизы архитектора Н.В. Васильева, выполненные в нерусском стиле: а) эскиз храма в Мургабском государевом имении. 1912 год; б) храм в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге. Перспектива. 1910 год
Рис. 12. Вариант фасада и планыздания гостиницы «Астория» и Коммерческого банка в Харькове. Проект. Архитекторы Н.В. Васильев, А.И. Ржепишевский. 1909 год
Рис. 13. Здание гостиницы «Астория» и Коммерческого банка в Харькове. Вид до реконструкции и современное состояние. Архитекторы Н.В. Васильев, А.И. Ржепишевский. 1910-1913 годы
3 2017 41
сохранились интерьеры здания, выполненные в характерной для архитектора-художника Н. Васильева манере. Вестибюль и центральная лестница богато украшены скульптурной пластикой, а в операционном зале банка продолжена тема, применённая в оформлении фасада - рельефные вставки с изображением мужских и женских фигур.
Если внимательно рассмотреть фасад, то создаётся впечатление, что на нём сменяют друг друга в вертикальном направлении языческие божества, герои народных сказаний Северной Европы и образы, взятые из античной мифологии. Возможно, это было отражением нового процесса возрождения гуманитарных античных ценностей, который происходил в рамках обращения к русскому неоклассицизму 1910-х годов на фоне распространения «бесстыдного стиля модерн». Тяжёлая гранитная облицовка нижней части фасада, а вместе с нею - маски и рельефные фигуры «хтонических» божеств постепенно исчезают, уступая место гладко оштукатуренной стене с антично-театрализованной тематикой рельефов (рис. 14 а, б).
Интересный, художественно и пластически богатый облик здания определяют крупные пилоны и эркеры, делящие фасад по длине на три части, центральный эркер, имеющий сегментное очертание, и пологий «греческий» фронтон, завершающий центральную часть фасада, шатёр барочной формы, акцентирующий плавный поворот в переулок. Длинные балконные плиты из монолитного железобетона, создающие мощную горизонталь под мансардной частью крыши, поддерживаются большими фигурами атлантов, которые, как выяснилось при реставрационных работах, были выполнены из красного кирпича (рис. 15).
Интересно, что здание имеет два уровня глубоких подвалов, где размещались недосягаемые извне хранилища денег и ценных банковских бумаг. А в подвале дворовой пристройки операционного зала был оборудован круглый металлический бассейн диаметром белее шести метров и глубиной около одного метра, сохранившийся по сей день. По всей видимости, в нём держали живую рыбу, предназначенную для продажи на рыбном базаре, что располагался неподалёку. К нему вёл подземный путь, удобный не только для пеших носильщиков, но и для конных повозок. В архитектурном плане это здание считается в нашем городе «жемчужиной Северного модерна», хотя в его архитектурном решении явно присутствуют модернизированные элементы романского стиля, европейского барокко и неогреческого стиля. Видны в нём также черты рационализма. Оно отличается и привлекает взгляды именно тем, что здесь отразилась вся сложность и противоречивость эпохи модерна. Это здание и сегодня производит сильное впечатление, несмотря даже на послевоенную (искажающую) реставрацию разрушенной крыши. За строительством наблюдал архитектор А.И. Ржепишевский, который специально для этого переехал на жительство в Харьков, где вплоть до революции много проектировал и строил по своим проектам.
Для здания мануфактуры И. Бакакина, построенного в 1913-1914 годы на улице Рождественской, № 19, была реализована модификация второго варианта конкурсного проекта «Астории» с фасадом в духе «готизированного вер-
Рис. 14. Детали фасада здания гостиницы «Астория» и Коммерческого банка в Харькове. 1910-1913 годы: а) маска над дверным проёмом первого этажа и рельеф под эркером вышележащих этажей; б) рельефы на верхней части фасада
Рис. 15. Атланты, поддерживающие монолитную плиту балкона под мансардной частью крыши
тикализма». В советское время это здание использовалось в качестве корпуса Харьковского сельскохозяйственного института (рис. 16). Его фасад также украшен рельефами, но в меньшей степени, чем фасад здания «Астории» (рис. 17).
Рис. 16. Здание бывшей мануфактуры И. Бакакина на улице Рождественской, № 19. Архитекторы Н.В. Васильев, А.И. Ржепишевский. Харьков. 1910-е годы. Современное фото
Рис. 17. Здание бывшей мануфактуры И. Бакакина на улице Рождественской, № 19. Ррельефные фигуры, держащие в руках символы Харькова - рог изобилия и палочкау Гермеса. Архитекторы Н.В. Васильев, А.И. Ржепишевский. Харьков. 1910-е годы
В 1916 году была очень высоко оценена конкурсная работа Васильева под девизом: «Знак печати» - здание здравницы в Царском Селе (1916, рис. 18).
Новизна замысла заключалась в том, что курдонер основного административно-амбулаторного блока был раскрыт на перекрестие аллей и дорог, что позволило разместить за расположенными вдоль них зелёными массивами лечебные корпуса. К сожалению, комплекс так и не был достроен. Наряду с этим остались нереализованными более десятка проектов госпиталей для раненных на фронтах Первой мировой войны солдат и проект санатория для офицеров.
До своей эвакуации в 1920 году Васильев создал ряд премированных конкурсных проектов: мощный неоклассицистический дом-особняк со службами для города в центральной полосе России (1917), конкурсный проект церкви у станции Шухтаново Северо-донецкой железной дороги (1917), проект большого купального комплекса в Евпатории, проект здания литературно-художественного общества, сделанный, по-видимому, в Ялте и приспособленный для Загородного проспекта Санкт-Петербурга. Также в это время им были созданы проект здания рынка в Киеве и план развития города Одессы. В июле 1918 года сообщение об убийстве царской семьи похоронило все надежды архитектора на будущие казённые заказы, а Гражданская война лишала надежды на частные. Сразу после революции, за два года до окончательного отъезда из России Васильев, так же, как и ряд других архитекторов, перебрался в Крым и стал хладнокровно писать акварельные пейзажи и карикатуры с политическим акцентом. «В 1920-м г., - пишет Васильев. - вместе с Добровольческой армией я перебрался в Константинополь, где стал сотрудничать с местными архитекторами». За несколько месяцев до отъезда Васильева где-то на дорогах Юга был убит Алексей Бубырь. В мае 1921 года П.Н. Врангель, руководивший эвакуацией из России, успеш-
Рис. 18. Конкурсный проект здравницы в Царском Селе. Архитектор Н.В. Васильев. 1916 год
но завершил переговоры с королевством сербов, хорватов и словенцев. Король Александр I, воспитанный при русском императорском дворе, был потрясён убийством царской семьи и не признал большевистский переворот. Сербия с трудом приходила в себя после Первой мировой войны и остро нуждалась в рабочей силе и технически грамотных специалистах. Работы для архитекторов хватало, и Васильев повстречал там многих своих сокурсников и выпускников Академии художеств. В то время говорили, что русские сделали Белград монументальным. В 1922 году Васильев победил в конкурсе на проект Географического института в Белграде. Проект был осуществлён в 1924 году, когда автор уже покинул Сербию. В начале 1950-х годов здание стало военным музеем. Используя развалины старой крепости в качестве основы комплекса, Васильев создал живописный массив без всякого декора - это было как бы предвестием современной архитектуры.
Самой важной работой Васильева, выполненной в Белграде, был конкурсный проект высотного здания газеты «Чикаго
Рис. 19. Конкурсный проект здания газеты «Чикаго Трибюн». Перспектива. Архитектор Н.В. Васильев. 1922 год
Трибюн». Это был его первый международный конкурс на возведение небоскрёба - здания, какого он никогда не проектировал. Проект был удостоен только «похвального отзыва»: он действительно отличался некоторой неуклюжестью, несоразмерностью частей, особенно ордерных (рис. 19).
В конце 1922 года Васильев покинул Белград и направился в Шербур, откуда 28 февраля 1928 года на борту лайнера «Маджестик» отплыл в США. Через два месяца после прибытия он нашёл работу в респектабельной нью-йоркской фирме «Уоррен и Уэтмор», которая обслуживала высшее общество. Фирма успешно просуществовала до 1931 года. В столь быстром приёме Васильева на работу сыграло, видимо, роль его участие в конкурсе на высотное зданий «Чикаго Трибюн» и в основном, возможно, собранное им портфолио, где были представлены работы, говорившие о его блестящей графической технике и богатых творческих возможностях. Имело решающее значение также и то, что утверждался и подписывался не рабочий проект, а общие виды и перспективы в увяз-
Рис. 20. Проект «Нью Йорк Централ Билдинг». Перспектива. Архитектор Н.В. Васильев. 1927 год
ке с окружением. Всё остальное: планировка, конструкции, инженерия были обязаны вписаться в утверждённый объём
Рис. 21. Конкурсный проект на здание Госпрома в Харькове. Рис. 23. Русский православный кафедральный собор в Берли-Перспектива. Архитектор Н.В. Васильев. 1925 год не. Архитектор Н.В. Васильев. 1929 год
Рис. 22. Проект охотничьего домика для Ф.И. Шаляпина близ Биаррица. Перспектива, план. Архитектор Н.В. Васильев. Около 1927 года
3 2017 45
в проекте «Нью-Йорк Централ Билдинг», где транспортный поток должен был проходить сквозь здание (рис. 20).
Параллельно со штатной работой «на зарплату» Васильев продолжал участвовать в конкурсах и выполнять частные заказы. В 1925 году он принял участие в международном конкурсе на проект Госпрома в Харькове. Из-за сложности пересылки его проект опоздал и рассматривался отдельно. Васильев работал над ним всего две недели и в спешке допустил роковую ошибку: приняв масштаб ситуационного плана, выполненного в саженях, за метрический, он спроектировал комплекс на площади вчетверо меньшей, чем она была в действительности. Тем не менее в обзоре конкурсных проектов он был оценён в целом положительно (рис. 21).
Около 1927 г. Васильев сделал проект охотничьего домика для Ф.И. Шаляпина близ Биаррица и опубликовал статью о нём и о Шаляпине в журнале «Architect» (рис. 22).
К сожалению, этот домик не был построен. В первые десять лет жизни в Нью-Йорке Васильев воплотил в жизнь два проекта: первый из них - Русский православный кафедральный собор в Берлине (рис. 23).
В связи со трудностями финансирования программа была усложнена и Васильев в 1929 году построил Воскресенский кафедральный собор на Фербеллин-плац в виде комплекса, состоящего из собора, торговых площадей и жилых помещений. К этому периоду относится серия графических работ Васильева пастелью, углём, в цвете: «Улица в Тунисе», «Композиция в романском стиле», крымские пейзажи, «Кон-солидэйтед Гэс Билдинг», «Парфенон в лунном свете», эскиз интерьера танцевального зала неизвестного лайнера и др.
Крах фондового рынка в октябре 1929 года породил экономическую депрессию. Кризис особенно сильно ударил по строительному сектору экономики. Доля пустующих помещений в Эмпайр Стейт Билдинг достигала 75 процентов. В 1931 году фирма «Уоррен и Уитмор» уволила Васильева. С мечтой русских эмигрантов о возвращении на родину в 1930-х годах было покончено. 17 марта 1930 года Васильев стал американским гражданином. Перед поступлением в управление тоннелями Нью-Йорка Васильев успел поработать в фирмах «Шрив, Лэм и Хармон», «Лейтмен», «Уитни Ассошиэйтс», где выполнял роль визуализатора, о чём говорит перспектива высотного здания, выполненная в 1930 годы (рис. 24).
По материалам Всемирной выставки 1933 года в Чикаго «Век Прогресса» Васильев выполнил цикл цветных пастелей.
В 1931 году Васильев принял участие в Международном конкурсе на Дворец Советов в Москве. К рассмотрению было представлено более 270 заявок (24 поступили из-за границы). Проект Васильева носил девиз «Государственный Корабль». Силуэт комплекса действительно напоминал собой корабль. Башня поднимается над меньшим объёмом, уравновешивая всю композицию, исполняя роль диспетчерской вышки и маяка. Проект был чем-то новым и беспрецедентным - он как бы заглянул в будущее и привлёк внимание, удостоившись четвёртого места и денежного вознаграждения.
В 1933 году архитекторы Б. Иофан и В. Щуко во время визита в Америку предлагали Васильеву вернуться в Советский Союз. Но он отказался. С позиций сегодняшнего дня, возможно, он поступил дальновидно: опасность для его жизни могла представлять политическая чистка 1930-х годов, а также
Рис. 24. Перспектива высотного здания. Архитектор Н.В. Васильев. 1930-е годы
Рис. 25. Архитектурные фантазии по мотивам работ Я. Чернихова. Архитектор Н.В. Васильев. 1920-е годы
Рис. 26. Конкурсный проект «Дома XX века». Перспектива, планы. Архитектор Н.В. Васильев. 1937 год
Рис. 27. Проект и реализованный вариант загородного дома В. Чечота в Грейт Нек, штат Нью-Йорк. Архитекторы Н.В. Васильев, Б.И. Рябов. 1937 год
Рис. 28. Конкурсный проект Императорского дворца в Эфиопии. Архитектор Н.В. Васильев. 1949 год
блокада Ленинграда во время войны. Однако вполне возможен был другой вариант развития его биографии: Васильев мог успешно пополнить ряды звёзд советской архитектуры, таких, какими стали В. Щусев, И. Фомин, И. Жолтовский, Б. Иофан, А. Бекетов, А. Таманян, В. Щуко, А.Е. Белогруд и многие другие, получившие отличное архитектурное образование до революции 1917 года.
Несмотря на длительный отрыв от отечественного творческого цеха, Васильев всё же проявлял большой интерес к работе советских зодчих. В частности, он выполнил серию графических работ, исходя из эстетических принципов Я. Чернихова, (рис. 25) и постепенно твёрдо встал на позиции модернизма.
В 1937 году Васильев участвовал в конкурсе проектов «Дома XX века», спонсором которого выступила корпорация «Харниш Фегер». Предлагалось спроектировать небольшой дом для семьи американского рабочего с использованием сборных панелей (рис. 26).
В том же году ему удалось реализовать модернистский проект загородного дома для В. де Чечота - русского художника-эмигранта - в манере Уильяма Лескейза: в нём были акцентированы горизонтали и текстура отделки поверхностей (рис. 27).
В 1936 году для Васильева окончился период материальной нестабильности, он получил назначение в Управление тоннелями Нью-Йорка. Через два года, в 1938-м, его перевели в Комиссию по городскому планированию, где развернулась работа по Генеральному плану, согласованному с нормами зонирования. Опять появились возможность участия в конкурсах и работы по частным заказам. Однако ему уже исполнился 61 год, и он уже не был амбициозным архитектором, каким привык быть на родине, а стал визуализатором, чертёжником, занятым рутинной работой. В 1954 году болезнь почек подкосила его.
В конце своей карьеры Васильев избегал спорных установок. Многолетний поиск авангардных решений привёл, наконец, мастера к «региональной архитектуре», в основе которой лежит не столько технология, сколько исторический контекст и традиционная культура. Показателен в этом смысле конкурсный проект Императорского дворца в Эфиопии (1949, рис. 28).
Стены его студии в Бейсайде были завешаны эскизами, отмеченными призами на конкурсах. К сожалению, конкурсы в Америке проводились не часто, а со временем стали и вовсе редким явлением. Разочарованный, оторванный от своих корней, но верный любви к архитектуре, 15 октября 1958 года после долгой и тяжёлой болезни 85-летний мастер ушёл из жизни в больнице Святой Клары в Манхеттене.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что архитектор Н.В. Васильев - выпускник Санкт-Петербургской архитектурной школы - на протяжении своей творческой биографии показал себя как талантливый многоплановый мастер, способный работать в различных стилевых течениях
и стилях, характерных для 1900-х - 1930-х годов: от Северного модерна, неорусского, неовизантийского, ориентализма, неоренессанса, неоклассицизма до конструктивизма, ар-деко и модернизма. И более подробно рассмотрев его творчество, можно скорее назвать его не «мастером Северного модерна», а одним из «великих эклектиков», которых и воспитывала, согласно принятой программе обучения, архитектурная школа Российской империи в 1830-1910-е годы и званием каковых они гордились [7].
Литература
1. Лисовский, В.Г. Николай Васильев. От модерна к модернизму / В.Г. Лисовский, Р.М. Гашо; Рос. акад. архитектуры и строит. наук, НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства. - СПб: Коло, 2011. - 464 с.
2. Лисовский, В.Г. Николай Васильев, Алексей Бубырь: сборник биографической информации / В.Г. Лисовский, В.Г. Исаченко. - СПб: Белое и чёрное, 1999. - 288 с.
3. Давидич, Т.Ф. Ведущая роль неоромантического направления в архитектуре в процессе перехода от эклектики к модерну [Электронный ресурс] / Т.Ф. Давидич // Новый университет: серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2016. - № 7-8 (64-65). - С. 52-56.
- Режим доступа: http://www.colloquium-publishing.ru/ library/index.php/NU_GUM/article/view/2070 (дата обращения 19.07.2017).
4. Горюнов, В.С. «Северный модерн» и проблема стиля в архитектуре второй полвины XIX- начале XX века // Архитектура эпохи модерна в странах балтийского региона; НИИТИАГ РААСН. - СПб: Коло, 2014. - С. 16-23.
5. Давидич, Т.Ф. Стилевые особенности архитектуры Российской империи периода эклектики [Электронный ресурс] / Т.Ф.Давидич, Л.В. Качемцева // Науковий вкник буд1'вництва.
- 2015. - № 1. - С. 40-44. - Режим доступа: http://nbuv.gov. ua/UJRN/Nvb_2015_1_10.
6. Давидич, Т.Ф. Эклектика в архитектуре / Т.Ф. Давидич, Л.В. Качемцева. - Харьков: Гуманитарный центр, 2016. - 266 с.
7. Давидич Т.Ф. Особенности методики архитектурного образования в Российской империи 1830-х - 1910-х гг. [Электронный ресурс] // Новый Университет: серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2016.
- № 7-8 (64-65). - С. 57-64. - Режим доступа: http://www. colloquium-publishing.ru/library/index.php/NU_GUM/article/ view/2071 (дата обращения 19.07.2017).
8. Акмен И.Р. Конкурсный проект «Банк» Н.В. Васильева - А.И. Ржепишевского: тернии провинциального просвещения / И.Р. Акмен // Сучасн проблеми архггектури та мктобудування: Науч.-техн. сборник / Отв. ред. Н.М. Дёмин.
- Киев: КНУСА, 2014. - Вып. 35. - С. 3-10.
Literatura
1. LisovskijV.G. NikoLaj Vasil'ev. Ot moderna k modernizmu / V.G. Lisovskij, R.M. Gasho; Ros. akad. arhitektury i stroit nauk, NII teorii i istorii arhitektury i gradostroiteL'stva. - SPb: KoLo, 2011. - 464 s.
2. Lisovskij V.G. NikoLaj VasiL'ev, ALeksej Bubyr': sbornik biograficheskoj informatsii / V.G. Lisovskij, V.G. Isachenko. -SPb: BeLoe i chernoe, 1999. - 288 s.
3. Davidich T.F. Vedushhaya roL' neoromanticheskogo napravLeniya v arhitekture v protsesse perehoda ot ekLektiki k modernu [ELektronnyj resurs] / T.F. Davidich // Novyj Universitet: seriya «AktuaL'nye probLemy gumanitarnyh i obshhestvennyh nauk. 2016. - № 7-8 (64-65). - S. 52-56.
- Rezhim dostupa: http://www.coLLoquium-pubLishing. ru/Library/index.php/NU_GUM/articLe/view/2070 (data obrashheniya 19.07.2017).
4. Goryunov V.5. «Severnyj modern» i probLema stiLya v arhitekture vtoroj poLviny XIX - nachaLe XX veka // Arhitektura epohi moderna v stranah baLtijskogo regiona; NIITIAG RAASN.
- SPb: KoLo, 2014. - S. 16-23.
5. Davidich T.F. StiLevye osobennosti arhitektury Rossijskoj imperii perioda ekLektiki [ELektronnyj resurs] / T.F.Davidich, L.V. Kachemtseva // Naukovij visnik budivnitstva. - 2015. - № 1. - S. 40-44. - Rezhim dostupa: http://nbuv.gov.ua/UJRN/ Nvb_2015_1_10.
6. Davidich T.F. EkLektika v arhitekture / T.F. Davidich, L.V. Kachemtseva. - Har'kov: Gumanitarnyj tsentr, 2016. - 266 s.
7. Davidich T.F. Osobennosti metodiki arhitekturnogo obrazovaniya v Rossijskoj imperii 1830-h - 1910-h gg. [ELektronnyj resurs] // Novyj Universitet: seriya «AktuaL'nye probLemy gumanitarnyh i obshhestvennyh nauk. - 2016. -№ 7-8 (64-65). - S. 57-64. - Rezhim dostupa: http://www. coLLoquium-pubLishing.ru/Library/index.php/NU_GUM/ articLe/view/2071 (data obrashheniya 19.07.2017).
8. Akmen I.R. Konkursnyj proekt «Bank» N. V. VasiL'eva -A.I. Rzhepishevskogo: ternii provinciaL'nogo prosveshheniya / I.R. Akmen // Suchasni probLemi arhitekturi ta misto-buduvannya: Nauch.-tehn. sbornik / Otv. red. N. M. Demin.
- Kiev: KNUSA, 2014. - Vyp. 35. - S. 3-10.