педагогические науки ^¡к
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОСТУДИИ
О.Н. ЧЕРНИЛЕВСКАЯ,
учитель изобразительного искусства Селятинской средней общеобразовательной школы № 1, аспирант кафедры1 технологий и предпринимательства, старший преподаватель кафедры1 методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла Педагогической Академии
последипломного образования (ПАПО) Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
E-mail: [email protected] Рецензент: доктор педагогических наук, профессор С.Е. Шишов
Аннотация. Описывается преемственность урочной и внеурочной деятельности. Отмечена роль индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности в творческом развитии подростков на занятиях изостудии.
Ключевые слова: творческое развитие подростков, внеурочная деятельность, изостудия, коллективная художественно-творческой деятельности.
THEORETICAL PRECONDITIONS OF CREATIVE DEVELOPMENT OF TEENAGERS IN THE PROCESS OF INTEGRATION ART AND ARTISTIC WORK AT THE CLASSROOM ART STUDIO
O.N. CHERNILEVSKAYA,
teacher of fine arts of the Selyatinskoj comprehensive middle school № 1, post graduate student of chair of technologies and business, senior lecturer of cathedra of methods of teaching of artistic and aesthetic disciplines of the Professional Academy of postgraduate pedagogical education (PAPO)
Annotation. The article describes portion to the succession and extra curricular activity. The role of individual and collective artistic-creativity in the creative development of teenagers in the classroom art studio.
Keywords: the creative development of teenagers, extra curricular activity, the classroom art studio, collective artistic-creativity.
«Личность не воспитывается по частям, не создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается».
А.С. Макаренко
Актуальность проблемы творческого развития подрастающего поколения диктует время и общество, в котором мы живем. С каждым годом на рынке труда растет спрос на квалифицированные кадры, обладающие яркой индивидуальностью и творческими качествами. Предъявляя новые требования к обществу, «экономика знаний» предполагает творческое развитие каждого человека. Основной груз ответственности за это лежит на системе образования. Очевидным является преимущество развития творчества на базе художественного творчества.
Ориентируясь на запрос общества, мы организовали системный образовательный процесс, направленный на творческое развитие подростков. Проблема целостности и системности педагогического
процесса волновала виднейших педагогов прошлого и современности. В ходе исследования была разработана модель творческого развития подростков в процессе интеграции изобразительного искусства и художественного труда, реализуемая на основе взаимосвязи урочной и внеурочной, учебной и воспитательной, индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельностей.
Внеурочная деятельность в литературных источниках формулируется как вспомогательные формы обучения [7, с. 337—341; 8, с. 155—158], внеучебные занятия, мероприятия [5, с. 192]. Под внеурочной деятельностью подразумеваются занятия изостудии, которые являются предметным кружком. «Практика подтверждает, — отмечает И.П. Подласый, — что кружки играют благоприятную роль в развитии
^¡к педагогические науки
интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению» [7, с. 339]. Главная задача изостудии состоит в расширении и углублении знаний, полученных на уроках, по основам изобразительной грамоты, формирование практических художественных умений и навыков, воспитание эстетической отзывчивости и художественного вкуса.
В группе изостудии занимается 15 подростков. Это дети, которые имеют ярко выраженные художественные задатки и склонности, отличаются активностью на уроках и проявляют желание заниматься художественной деятельность дополнительно. Занятия изостудии проводятся с учетом следующих требований:
♦ создание неформальной эмоционально-эстетической среды (применение музыки, литературы; парты расставляются с учетом удобства в общении и творчестве);
♦ создание атмосферы открытости, сотворчества и равенства между учителем и учениками;
♦ основа на имеющие знания, умения, навыки;
♦ чередование индивидуальных и коллективных форм художественно-творческой деятельности;
♦ поддержка творческой инициативы, свобода выбора;
♦ отсутствие официальных оценок;
♦ уважение права на ошибку;
♦ присутствие словесных оценок в виде похвалы и коллективных обсуждений;
♦ лучшие работы принимают участие в выставках и конкурсах.
Занятия предполагают чередование индивидуальных и коллективных форм работы. Под индивидуальной художественно-творческой деятельностью подразумевается такая деятельность, которая не предполагает контакта с другими учениками [6, с. 122]. На занятиях изостудии большое значение уделяется развитию коллективного творческого сознания. Коллективное обучение—это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе [1]. «Коллективная изобразительная деятельность — эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач» — считает Т.С. Комарова [2, с. 8]. Коллективная форма организации творческого
процесса рассматривается как одна из основных форм творческого развития. Особое значение коллективного метода отмечал Б.М. Неменский: «При использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни» [4].
Специфику взаимодействия участников коллективной работы отражает классификация, предложенная Т.С. Комаровой и А.И. Савенковым: совместно-индивидуальная; совместно-последовательная; совместно-взаимодействующая [2; 3, с. 14].
Несмотря на то, что совместно-индивидуальная форма коллективной работы считается самой простой, необходимо отметить о ее особенностях при работе с подростками. Если в начальной школе зачастую учитель не говорит детям о том, что в итоге получится большая общая работа (это создаст ситуацию неожиданности, сюрприза), то совместно-индивидуальные коллективные работы с подростками отличаются тем, что их мнение является важным. Должно проходить обсуждение проекта. Совместно-индивидуальные коллективные работы выполняются по четырем принципам: свободное размещение элементов, мозаика, фризы и организованное изложение.
Совместно-последовательная форма коллективной творческой деятельности активно применяется на занятиях изостудии, так как уровень подготовленности детей разный. Одни подростки выполняют простую работу, а другие — сложнее, в зависимости от возможностей каждого.
Организация совместно-взаимодействующей формы творческой деятельности от учащихся требует постоянного согласования действий всех участников коллективной деятельности. Эту форму еще называют формой сотрудничества, или сотворчества [3, с. 26]. Сотрудничество начинается с разработки идеи, выбора материала, колорита и д.т. и заканчивается оформлением элементов композиции в единое целое.
Таким образом, внеурочная деятельность, организованная по предмету «ИЗО и художественный труд», является продолжением художественного образования в рамках школы и средством творческого развития подростков. Она основывается на взаимосвязи индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности. Коллективная форма художественно-творческой дея-
№ 8 / 2011
Вестник Московского университета МВД России
27
hflk педагогические науки
тельности была выбрана как ведущая, так как применительно для подросткового возраста является одной из эффективных. Она удовлетворяет возрастные психолого-педагогические особенности этих детей. В этом возрасте ведущий вид деятельности — общение, которое осуществляется в коллективной художественно-творческой деятельности, что способствует «поиску друга», еще одному признаку подросткового возраста. Атмосфера открытости, сотворчества, равноправие в отношениях «учитель — ученик» способствуют реализации «чувства взрослости»; поддержка творческой инициативы, свобода выбора, отсутствие официальных оценок удовлетворяют такие психолого-педагогические особенности подростков, как склонность к фантазированию и экспериментированию. В личности подростка присутствует внутренний конфликт между желанием и возможностью сделать что-либо. Это и есть объяснение угасающего желания заниматься изобразительным творчеством по сравнению с учениками начальной школы. Коллективное творчество помогает преодолеть кризис, так как в конечном счете мы получаем значимый результат, который способст-
вует повышению самооценки каждого участника творческого процесса.
Литература
1. Дьяченко В.К. Коллективная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989.
2. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: учеб. пособие. М.: Пед. общество России, 2005. 128 с.
3. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: ВЛА-ДОС, 2004. 176 с.
4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 283.
5. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие. М.: Эгвес, 2010. 208 с.
6. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение, 2006. 176 с.
7. Подласый И.П. Педагогика: учебник. М.: Юрайт-Издат, 2009. 540 с.
8. Титов В.А. Общая педагогика: конспект лекций. М.: А-Приор, 2007. 271 с.
К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Н.А. ПЕРЬКОВ,
аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Питюков Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Лагусева
Аннотация. Стремительные темпы приумножения знаний человечества о мире и увеличение информационного потока на современного человека обусловили необходимость разработки адекватных этим процессам информационных систем. В педагогическом плане эта проблема связывается с необходимостью изучения вопросов информационного сопровождения образовательного процесса.
Ключевые слова; информационное сопровождение, ЭУМК, образовательный процесс.
THE QUESTION OF INFORMATION SUPPORT OF PROFESSIONAL EDUCATION
N.A. PER'KOV,
post-graduate of psychological and pedagogical department of the Russian International Academy of Tourism
Annotation. The rapid rate of multiplication of human knowledge about the world and increase the flow of information on modern man made it necessary to develop adequate information systems to these processes. In pedagogical terms, this problem is associated with the need to study issues of information support of educational process in general. Keywords: informational support, EUMK, the educational process.