Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ – КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ И НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ'

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ – КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ И НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Махтумкули / культура / поэзия

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гылычдурдыев Р., Аташева О., Чарыев А., Мухаммтджумаева Г., Туваков М.

Махтумкули Фраги – великий туркменский поэт, философ и гуманист, чье творчество стало бесценным сокровищем для туркменского народа. Его поэзия, пронизанная глубинными чувствами любви к родине, свободолюбием и стремлением к справедливости, на протяжении веков вдохновляет людей на благородные поступки и служителям мудрости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ – КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ И НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 9

Гылычдурдыев Р.,

Преподаватель,

Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана.

Аташева О., Преподаватель,

Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана.

Чарыев А., Преподаватель,

Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана.

Мухаммтджумаева Г., Преподаватель,

Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана.

Научный руководитель: Туваков М.,

Преподаватель,

Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана.

г. Ашхабад, Туркменистан.

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ - КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ И НАСТАВЛЕНИЯ

ДЛЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация

Махтумкули Фраги - великий туркменский поэт, философ и гуманист, чье творчество стало бесценным сокровищем для туркменского народа. Его поэзия, пронизанная глубинными чувствами любви к родине, свободолюбием и стремлением к справедливости, на протяжении веков вдохновляет людей на благородные поступки и служителям мудрости.

Ключевые слова: Махтумкули, культура, поэзия,

Наследие Махтумкули Пираги выходит за рамки простого ярлыка поэта. Его творческое наследие, словно семя, посеянное в плодородную почву, превратилось в преобразующую силу, формирующую не только литературный ландшафт, но и социальную структуру туркменского народа. В эпоху господства Персии он осмелился возвысить туркмен, создавая поэзию, которая находила отклик в самой душе его народа. Он вдохнул новую жизнь в древние метафоры, нарисовал эмоции яркими образами и использовал ритмические структуры. Этот языковой подвиг послужил катализатором культурного возрождения, породив чувство гордости за наследие и проложив путь к процветающей туркменской литературной традиции.

Творческое наследие великого классика туркменского народа Махтумкули можно рассматривать как своеобразную энциклопедию жизни туркмен в XVIII веке. Еще при жизни поэт заслужил безграничную любовь своего народа. Это связано не только с тем, что он в своих стихах так полно и живо отразил весь спектр жизнедеятельности и бытия своих земляков - победы и поражения, трагедии и скорбь, мечты и чаяния, быт и культурные традиции. Гениальная поэзия Фраги - великое учение для всех поколений мира. Стихи Махтумкули, призывающие к единению, сплочённости, содружеству, его бессмертные высказывания по праву стали неотъемлемой частью общечеловеческих ценностей, духовным наставлением и правилом жизни для туркменского народа. Ведущая тема его стихотворений - тема гражданственности, патриотизма, нежной, тёплой и искренней любви поэта к Родине, своему народу -

именно ей посвящено немало строк. Эта тема по праву нашла своё яркое воплощение в творчестве видных деятелей искусства и культуры Туркменистана.

Великий поэт, являясь основоположником туркменской классической литературы, способствовал дальнейшему развитию духовной культуры туркменского народа, в частности, музыкального искусства. Появление и распространение в обществе поэтических творений Махтумкули, который приблизил язык поэзии к родному языку туркменского народа, освободив его от арабско-персидского влияния, привело к рождению новых самобытных музыкальных сочинений, положенных на тексты поэта. В репертуаре народно-профессиональных певцов и инструменталистов-бахши большое место занимают произведения, созданные на стихи Махтумкули.

Самое главное его достижение - он отказался от трудного для понимания простого человека книжного языка, и писал стихи на языке народа. Махтумкули взял за основу народное творчество, и системой стихосложения выбрал не традиционный аруз, а силлабику. Применение древней народной формы рифмовки по схеме абаб-вввб-гггб-дддб и сознательное употребление понятной каждому лексики, сделали его творчество поистине народным. С именем Махтумкули тесно связано становление литературного туркменского языка.

Народно-разговорный язык является базой для литературного языка. В свою очередь, призванный служить культурным потребностям народа, переработанный, нормированный и развитый литературный язык оказывает обратное влияние на разговорный язык. С развитием общества свое развитие продолжает общенародный туркменский язык. Его развитию также огромное влияние оказывает туркменская литература.

Трудно переоценить роль Махтумкули для всей последующей туркменской литературы, так как многие поколения поэтов и писателей продолжают и развивают его традиции. Махтумкули внес свою лепту в обогащение туркменского языка не только своим богатым и многогранным творчеством, но и тем, что приблизив литературно-письменный язык к разговорному языку, внес огромный вклад в формирование и развитие литературного туркменского языка.

В песнях, предназначенных для голоса в сопровождении дутара, воспеваются лучшие черты характера человека, духовно-нравственные ценности. Например, в песне «II ЬПат», которая исполняется на один из вариантов напева «новайи», описываются портреты различных типов людей (глупец, трус, отважный джигит). Поэт призывает молодёжь ценить добро, правду, беречь дружбу, всегда сочувствовать и поддерживать народ, когда ему нужна помощь.

В своём творчестве Махтумкули выдвинул важнейшие философско-политические, социальные, гуманистические и духовно-нравственные воззрения, ставшие опорой для туркменского общества. Они имеют огромную актуальность и значимость в системе современного педагогического образования, так как направлены на формирование гармоничной личности, развитие её ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.

Помимо языкового освобождения, поэзия Махтумкули служила мощным инструментом социальных перемен. Его стихи, пронизанные стремлением к свободе и горячим призывом к справедливости, бросали вызов репрессивным режимам его времени. Они стали призывами к сплочению маргинализированных слоев населения, разжигая пламя сопротивления социальному неравенству и выступая за более справедливое общество. Его слова вышли за рамки исторического контекста, продолжая вдохновлять движения за социальную справедливость и напоминая людям об их силе добиться перемен.

Более того, стихи Махтумкули выходили за рамки национальных границ, служа мостом между культурами. Его вечные темы любви, утраты и человеческого состояния нашли отклик у зрителей за пределами туркменского мира. Его мастерское использование образов и символики позволило его стихам быть переведенными и оцененными в разных культурах, способствуя взаимопониманию и развитию

диалога. Этот культурный обмен обогатил как его наследие, так и жизни тех, кого затронули его слова.

Прошли века, но произведения выдающегося сына нашего народа не теряют своей актуальности и известны далеко за пределами Отчизны. Ибо в них обрели яркое выражение непреходящие общечеловеческие ценности - любовь к Родине, гуманизм, миролюбие, призыв к созиданию, дружбе и братству.

Список использованной литературы:

1. Агакишев, Н. Б. Махтумкули Фраги. - М.: Наука, 1985.

2. Джумаев, Х. Махтумкули: Поэт и мыслитель. - М.: Советский писатель, 1980.

3. Садыков, А. Махтумкули: Поэт и философ. - Ашхабад: Ылым, 1984.

© Гылычдурдыев Р., Аташева О., Чарыев А., Мухаммтджумаева Г., 2024

УДК 9

Худайберенов Х.,

Начальник районного отдела образования этрапа Махтымкули Балканского велаята.

Гурбанназаров Г., Директор общеобразовательной школы №12 имени Тагана Бердиева этрапа Магтымкули.

Сейитназаров К.,

Учитель 1-ой категории, общеобразовательной школы №12 имени Тагана Бердиева этрапа Магтымкули.

Гурбанназарова М., Студент,

Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана.

МУЗЕЙ В ПАМЯТЬ ТВОРЧЕСТА МАХТУМКУЛИ ФРАГИ Аннотация

Создание музейного мемориала - знак нашего глубочайшего уважения к поэту-философу, с жизнью и творчеством которого сопряжены самосознание нации, обретенный ею литературный язык, идеал будущего, все самое светлое, разумное, прекрасное и доброе, чем дорожит туркменский народ и что составляет смысл его духовных и нравственно-эстетических устремлений.

Ключевые слова: творчество Махтумкули, музей Махтумкули

Мемориальный комплекс и музей, который открылся почти 10 лет назад, всегда полон посетителями с нашей и зарубежных стран. Комплекс и музей играют важную роль в деле изучения бесценных творений выдающегося мыслителя и поэта-классика туркменского народа, чьи произведения вошли в золотой фонд мировой литературы, его светских взглядов и огромного влияния на жизнь туркмен в XVШ-XIX веках. Они также призваны способствовать раскрытию неразрывной связи творчества Махтумкули с научно-культурной жизнью нашего народа и всего Востока, популяризации в мире его богатейшего философского и поэтического наследия.

Величие любого народа складывается из величия личностей, которых он взрастил и подарил миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.