УДК 159.922.74
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ Е.П. Пчелкина, В.И. Орехова, А.С. Бобылева
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы творческого мышления детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детских домах. Рассмотрены подходы к понятию «творческое мышление». Показано, что условия жизни, особенности воспитания детей дошкольного возраста в детских домах влияют на развитие их творческого мышления. Обозначена необходимость исследования особенностей творческого мышления дошкольников, получающих воспитание в детских домах. Выдвинуто предположение о наиболее «страдающей» зоне творческого мышления дошкольников, воспитывающихся в детских домах, представленной такими компонентами творческого мышления как гибкость и оригинальность.
Ключевые слова: творчество, мышление, дошкольный возраст, дошкольники из детских домов, факторы творческого мышления, развитие творческого мышления, воспитательный процесс, психическое развитие, процесс общения, феномен ситуативности.
CREATIVE THINKING OF PRESCHOOL CHILDREN FROM ORPHANAGES E. Pchelkina, V. Orehova, A. Bobyleva
Abstract. The article presents the results of a theoretical analysis of the problem of the creative thinking of children of preschool age are brought up in children's homes. "Creative thinking" Approaches to the concept. It is shown that the conditions of life, especially education of preschool children in orphanages influence the development of their creative thinking. It highlighted the need for studies of the creative thinking of preschool children receiving education in children's homes. It is suggested the most "suffering" zone of creative thinking of preschool children who are brought up in children's homes provided by components such as the flexibility of creative thinking and originality.
Keywords: creativity, thinking, preschool age, preschool children from children's homes, the factors of creative thinking, the development of creative thinking, the process of upbringing, mental development, the process of communication, situational phenomenon.
Творческое мышление человека играет важную роль в современном обществе, которое высоко расценивает способность создавать нечто новое, оригинальное и одновременно полезное, удачное и красивое. Сегодня от людей требуются не шаблонные привычные действия, а новизна идей, подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям. Необходимо учитывать и тот факт, что доля умственного труда стремительно возрастает практически во всех профессиях, а механическая, однообразная, исполнительская работа все более автоматизируется, отходит к деятельности с применением машин и новых технологий.
Очевидно, что умственные возможности человека включают творческие способности как один из основных показателей их развитости. В свою очередь, развитие творческого мышления является одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Высокая значимость для общества способности человека к творческому мышлению доказывается тем, что именно результаты творческой деятельности людей
составляют все культурные достижения и ценности, накопленные человечеством.
Качество последующих поколений также определяется не только их высокой квалификацией, специализацией, но в значительной степени творческим
потенциалом подрастающего поколения, возможностью расширенного общественного воспроизводства [11].
Проблеме творческого мышления посвящено немало научных исследований. В отечественной психологии проблемой творческого мышления занимались такие ученые, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, Е.Е. Туник, В.В. Гагай и др. Среди зарубежных исследователей, посвятивших свои исследования творческому мышлению, можно выделить Дж.П. Гилфорда, Э.П. Торренса, К. Тэйлора, Г. Грубера и др. Многочисленные работы, посвященные различным вопросам творческого мышления, указывают на актуальность данной проблематики.
Существуют разные определения понятия творческого мышления. Так, по мнению Дж.
П. Гилфорда, «Творческое мышление - это «универсальная познавательная способность», которая включает процессы преобразования когнитивного опыта и создания нового» [5, с.314].
Согласно Э.П. Торренсу, «творческое мышление - это процесс ощущения трудностей, проблем, разрывов в информации, недостающих элементов, проверка и оценка этих гипотез; их пересмотр и перепроверка; сообщение результата» [12, с.493].
Я.А. Пономарев, описывая механизм творческого процесса, отмечает единство интуитивного и логического в реализации творческого мышления, при этом организация этого единства включает в себя иерархию плавно переходящих один в другой структурных уровней [7].
Д.Б. Богоявленская раскрывает понятие творческого мышления в рамках концепции интеллектуальной активности.
Интеллектуальная активность является единицей исследования творчества. В качестве меры интеллектуальной активности, ее наиболее значимой качественной
характеристики может выступать
интеллектуальная инициатива.
Интеллектуальная инициатива есть
продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы [1].
Рассматривая концепцию Д.Б.
Богоявленской, В.В. Гагай отмечает, что творческое мышление - это «система взаимосвязанных компонентов, между которыми существуют сложные,
неоднозначные взаимозависимости.
Специфика когнитивных и личностных компонентов и характер их взаимодействия определяют продуктивность творческого мышления и динамику его развития» [3, с.29].
С позиции системно-структурного подхода творческое мышление выступает как «системное качество, обладающее свойствами многомерности, многоуровневости,
полидетерминированности и динамичности. Основу творческого мышления составляет система взаимосвязанных когнитивно-личностных конструктов, выступающих в качестве его структурных элементов» [3, с.34].
Обзор существующих определений творческого мышления свидетельствует об отсутствии однозначного определения данного понятия. Также актуальной остается проблема формирования и развития творческого
мышления, в рамках которой важным является изучение проблемы творческого мышления детей дошкольного возраста, поскольку данный возрастной период является сенситивным к развитию творческого мышления.
Как известно, в дошкольном возрасте у ребенка развиваются все познавательные процессы: речь, восприятие, мышление, память, воображение, внимание. Еще Л.С. Выготский указывал на то, что в дошкольном детстве осуществляется организация внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободной деятельностью. Именно эта развивающаяся взаимосвязь познавательных процессов выступает предпосылкой для формирования результатов творчества, которые оказывают положительное воздействие на психическое развитие ребенка [2].
Актуальным и, в то же время, малоизученным является вопрос об особенностях формирования и развития творческого мышления у дошкольников в детских домах. Для детей, воспитывающихся вне семьи, особо значимо развитие творческого мышления для их лучшей социально-психологической адаптации и успешной самореализации в социуме.
Детский дом - учреждение закрытого типа, где присутствует жесткая регламентация жизнедеятельности воспитанников,
практически отсутствует спонтанность. Так, вся жизнедеятельность детей в детских домах в жесткой степени подчинена режиму, в котором практически нет перерывов. Режим задает постоянное ощущение казенности, так как он не зависит от желания ребенка, тем более не выстраивается с ориентацией на ребенка, даже когда возникает в этом острая необходимость, как это бывает в обычных семьях (например, когда ребенок заболевает).
Согласно исследованиям М.И. Никитиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, В.А. Поварнициной, к основным недостаткам организации воспитательного процесса в детских домах и интернатах относятся: однообразные формы и методы воспитательной работы; ориентация педагогов на «усредненного» ученика, на безликий коллектив, где ребенок является объектом воспитания; организация воспитательного процесса, при котором игнорируются личностные устремления, интересы ребенка; подмена воспитания в процессе отдельных воспитательных мероприятий, носящих фрагментарный характер; ограничение
деятельности рамками учреждения, что сужает социальные контакты детей, ограничивает, обедняет их представления об окружающем мире, затрудняет формирование социального опыта; отсутствие атмосферы доверия и творчества, недостаточное сотрудничество педагогов и воспитанников [9].
Исследования И.В. Дубровиной показали, что психическое развитие воспитанников детского дома отличается ситуативностью, которая проявляется в самых разных сферах деятельности, сознания и личности ребенка, к примеру, в познавательной сфере - в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия [4].
Условия жизни дошкольников в детском доме оказывают огромное влияние на формирование их творческого мышления. Различные проявления этого влияния хорошо объяснимы с привлечением идей, описанных в работах о творческом мышлении Е.Е. Туник. Исследователь рассматривает следующие факторы творческого мышления, опираясь на теорию Дж. Гилфорда.
Во-первых, людей с высоким уровнем творческого мышления характеризует быстрота мышления, а именно - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
Во-вторых, творческое мышление характеризует гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
Следующая особенность - это оригинальность, или способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
И наконец, четвертой отличительной характеристикой творческого мышления выступает точность, то есть фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели [10].
Мы предполагаем, что наиболее «страдающей» зоной творческого мышления дошкольников, воспитывающихся в детских домах, является гибкость и оригинальность. Данное предположение основано на следующей выявленной особенности детей из детских домов. Так, у таких детей практически отсутствует игровая деятельность. Это можно объяснить тем, что сфера действительности, с
которой сталкиваются дети, не отличается разнообразием. Наиболее отрицательным моментом является отсутствие такой формы игры дошкольников, как сюжетно-ролевая игра. А ведь, именно осваивая новые роли в игровой форме, ребенок постигает многообразие форм общения, поведения, узнает новые личностные качества людей [8]. «Опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре», — по мнению В.С. Мухиной: «ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение» [6, с. 263].
Кроме того, в детском доме практически отсутствует совместная деятельность ребенка и взрослого, особенно спонтанная, по запросу ситуации или по желанию ребенка. При этом общение со взрослыми имеет преимущественно директивный характер. Не всегда бывает постоянство состава групп, в которых воспитывается дошкольник. Дети, в значительной степени, изолированы от окружающего мира в силу специфики учреждения. В детском доме присутствует жесткость границ групп воспитывающихся, так как отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, напоминающие отношения между братьями и сестрами. В отличие от них дети, воспитывающиеся в семьях, знают, что в группе детского сада с ними играют не братья и сестры, а другие дети, которые принадлежат к своим семьям, имеют таких же, как у них родителей. Дети знают, что в группах они находятся временно. Дети же из детских домов знают, что дети в группе находятся с ними преимущественно постоянно, а временными, в большей степени, бывают взрослые. Такие отношения не способствуют проявлению индивидуальности.
Таким образом, условия жизни, особенности воспитания детей дошкольного возраста в детских домах не могут не отразиться на развитии их мышления, тем более творческого. Вероятно, что такие свойства творческого мышления детей, как оригинальность и гибкость будут страдать в большей степени. В связи с данным предположением, представляется актуальным эмпирическое изучение особенностей творческого мышления дошкольников, воспитывающихся в детских домах.
Литература:
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества: монография / ДБ. Богоявленская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1983. - 176 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол.очерк / Л.С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
3. Гагай В.В. Психологические основы развития и формирования творческого мышления младшего школьника: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Гагай Валентина Васильевна. - М., 2000. -357 с.
4. Дубровина И.В. Психологическое развитие воспитанников детского дома / И.В. Дубровина. -М.: Педагогика, 1990. - 264 с.
5. Ледовских И.А., Ручкова Н.А. Определение понятия «творческое мышление» в научной литературе по психологии / И.А. Ледовских, Н.А. Ручкова // Вестник КГУ: научно-метод. журн. Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. - 2010. -Вып. 3. - С. 310-316.
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. - 6-е изд.,
стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
7. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1976. - 303 с.
8. Пчелкина Е.П. Игра как фактор развития творческих способностей дошкольника / Е.П. Пчелкина // Актуальные проблемы психологии в образовании: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 4 - 6 апреля 2011 года: в 2 т.; отв. ред. И.А. Синкевич. - Мурманск: МГГУ, 2012. - Т. 1. -С. 274-278.
9. Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях / А.В. Роготнева. - М.: ВЛАДОС, 2008.
10. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е. Туник. - Спб.: Спб УПМ, 1997.
11. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. - М., 2000.
12. Torrans E.P. Guiding creative talent. Englewood cliffs. N.Y.: Prentice-Hall, 1962.
Сведения об авторах:
Пчелкина Евгения Петровна (г. Белгород, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), e-mail: pchelkina@bsu.edu.ru
Орехова Виктория Ивановна (г. Белгород, Россия), магистр кафедры общей и клинической психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), e-mail:647038@bsu.edu.ru
Бобылева Анастасия Сергеевна (г. Белгород, Россия), магистр кафедры общей и клинической психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), e-mail: anastasiyaon.line@yandex.ru
Data about the authors:
E. Pchelkina (Belgorod, Russia), candidate of sociological sciences, associate professor, department of general and clinical psychology of the Belgorod State National Research University (NRU «BelSU»), email: pchelkina@bsu.edu.ru
V. Orehova (Belgorod, Russia), master department of general and clinical psychology of the Belgorod State National Research University (NRU «BelSU»), e-mail:647038@bsu.edu.ru
A. Bobyleva (Belgorod, Russia), master department of general and clinical psychology of the Belgorod State National Research University (NRU «BelSU»), e-mail: anastasiyaon.line@yandex.ru