БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Творческий путь красноярской оперной певицы
УДК 7.071.2 Светланы Ефремовой*
28
© Скрипников Кирилл Игоревич, 2021
Студент 4 курса Колледжа
Сибирского государственного
института искусств
имени Дмитрия Хворостовского
(Красноярск, Россия)
E-mail: [email protected]
В данной статье впервые предпринимается попытка сбора, структурирования, публичного освещения сведений о жизни и творчестве заслуженной артистки РФ, доцента Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, руководителя творческой студии «Эвридика» Светланы Никитичны Ефремовой (сопрано). Новизна работы состоит в том, что до настоящего момента личность Светланы Ефремовой не становилась объектом научного исследования, хотя ее биография насыщенна и содержит ряд ценных моментов. Актуальность работы связана с уникальностью личности певицы, значимостью ее деятельности как исполнителя и педагога, профессионально и грамотно ведущего как вокалистов-профессионалов, так и солистов-любителей. Сведения, представленные в статье, получены в результате серии личных бесед с певицей, и касаются разных периодов жизни: от детства до настоящего времени. Ключевые слова: творческий путь, сопрано, Светлана Никитична Ефремова, Красноярский государственный театр оперы и балета, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Иногда так случается, что достойнейшие личности и профессионалы, находясь в числе видных деятелей своего региона и будучи примером для своих молодых коллег и учеников, тем не менее, остаются без должного внимания общественности, в том числе научной. Целью данной статьи является освещение ярких моментов биографии и творческого пути красноярской сопрано Светланы Никитичны Ефремовой — Заслуженной артистки РФ, в прошлом солистки Красноярского государственного театра оперы и балета, ныне педагога Красноярского колледжа искусств им. П. И. Иванова-Рад-кевича, а также доцента кафедры сольного пения и оперной подготовки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского.
Прошлый 2020 год явился юбилейным для Светланы Никитичны (1945 г. р.). Учитывая тот факт, что публикаций по ее жизни и творчеству на сегодняшний день остается крайне мало1 [1; 2; 3; 4], возникла идея данного исследования. Ведущий метод, примененный в работе — биографический, основанный на серии личных бесед (интервью) с певицей и ознакомлении с заметками о событиях ее жизни и достижениях в периодике, обращении к пресс-службе театров и учреждений, с которыми она вела сотрудничество.
Светлана Никитична родилась 27 июля 1945 года на полуострове Ямал (север Западной Сибири) в семье рабочих, где
воспитывались также шестеро сестер и брат. Раннее развитие творческих певческих способностей младшей дочери предопределило окружение: все члены семьи — кстати, единственной русской в ненецком поселке — были музыкально одарены от природы и не имели музыкального образования. «Песни дома звучали всегда! Самое яркое мое воспоминание, когда мы пели народные песни и стряпали пельмени; вот тогда-то, наверное, и формировался музыкальный вкус» [4]. В семье было принято многоголосное пение народных песен и местного фольклора, где наравне со старшими сестрами, братом, мамой участвовала и четырехлетняя Светлана. Мама, имея высокий тембр голоса, пела подголоски, а Светлана исполняла «басовые» партии. На это старшие говорили, однако: «Надо эту Светку выгнать! Она не держит свою партию». Старшая сестра Светланы — Тамара — играла на многих музыкальных инструментах по слуху, на слух дети успешно перенимали и языки других народов многонационального поселка. «Тамара очень быстро и очень чисто научилась разговаривать на языке коми-зырян. И пела, и говорила она на нем даже лучше некоторых носителей» [4].
Позднее сестра переехала в Салехард для получения образования по специальности «культурно-просветительская деятельность». Светлана стала жить с ней, к тому времени
* Статья подготовлена при поддержке Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в соответствии с заявкой № 2021021007448.
СКРИПНИКОВ к. и. творческий путь красноярской оперной певицы
СВЕТЛАНЫ ЕФРЕМОВОЙ
уже работавшей в доме пионеров преподавателем вокала и хора. «Тамара играла на аккордеоне и гитаре, и меня научила играть на гармошке (играла я только три функции: субдоминанта-доминанта-тоника). А это мне было только 4 года!» [4]. По окончании семи классов музыкальной школы Светлана поступила в педагогическое училище. Первым педагогом по пению была домристка, жена скрипача Владимира Федотовича Ярошенко, которая учила чисто интонировать и слышать. В числе первых произведений в репертуаре начинающей певицы были: «Песня Тони об Одессе» из оперетты «Белая акация» И. Дунаевского в сопровождении секстета домр, «Песня Сольвейг» Э. Грига, «Что мне жить и тужить» А. Варламова, партии в опере В. Ребикова «Ёлка». Кроме того, в училище обучали игре на скрипке и домре, позднее появились педагоги по классу виолончели и аккордеона. Благодаря такой многопрофильной деятельности Светлана Никитична освоила скрипку и получила квалификации «учитель начальных классов» и «учитель музыки».
Получив среднее образование, молодой специалист проработала два года на малой родине, обучая школьников. «Я обожала этих детей! Сначала их было 8 — подготовительный класс, а на следующий год уже из поселка русские дети пришли и остались второгодники. У меня в классе (22 человека) и неуспевающие были, а были и умненькие ребятки — я их называла "математиками". Русских было всего несколько человек — остальные ненцы» [4]. Параллельно с педагогической деятельностью Светлана Аксарина включилась в подготовку к конкурсу-смотру самодеятельности, участвовала в качестве скрипачки и певицы
в ансамбле скрипачей Ямало-Ненецкого автономного округа под руководством Владимира Федотовича Ярошенко и его брата. Этапы конкурса проходили в Тюмени, Свердловске и Москве, где музыканты получили награду. Следующий учебный год оказался связан уже с Салехардом, куда Светлану Никитичну направили преподавать пение и музыку и где она спела главные роли в спектаклях для детей «Волк и семеро козлят», «Муха-Цокотуха» и др.
Именно педагоги музыкальной школы Салехарда принимали участие в подготовке к поступлению Светланы в Свердловское музыкальное училище.
На вступительном экзамене она исполнила романсы П. И. Чайковского «Я ли в поле да не травушка» и «День ли царит», и С. В. Рахманинова «Полюбила я на печаль свою». На курсе училось 5 студентов вокального отделения — три меццо-сопрано (включая Светлану Никитичну), колоратурное сопрано и баритон. Сначала певица училась у педагога Кали-стовой, работавшей в филармонии. Она была женой дирижера, обладала большой фонотекой и развивала вкус и кругозор студентов, рекомендуя музыку к прослушиванию. После ее отъезда через год студентку передали в класс Нины Ивановны Уткиной, которая руководила ее развитием в течение двух лет, выпустила с отличием, а после решила готовить к поступлению в Московскую консерваторию. Но поступление не осуществилось: были сложными финансовые обстоятельства, также Светланой было принято о решение о замужестве. Ее супругом стал баритон Герман Ефремов, также окончивший училище. С этого момента творческий путь певицы оказался неразрывно связан с певческой судьбой мужа, и это
является отличительной и показательной чертой ее биографии.
Вместо Москвы молодожены отправились в город Горький. В Горьковской консерватории молодые певцы познакомились с заведующей кафедрой — Екатериной Константиновной Ио-фель, которая после прослушивания предложила им поступать. Но Ефремовы отправились обратно в Свердловск и попали к окончанию прослушиваний третьего тура, где вокалистов уже оставалось 25 человек. После прохождения испытаний на первый курс были зачислены четыре человека: меццо-сопрано, бас, Герман Ефремов (баритон) и Светлана Ефремова (сопрано). Показательно, что в дальнейшем все четверо стали Заслуженными артистами РФ.
В консерватории наставником молодых певцов стал баритон Ян Христофорович Вути-рас, влияние которого оказалось судьбоносным. В честь педагога певцы позднее назвали своего единственного сына. После окончания обучения в его классе и исполнения на государственном экзамене партий Татьяны в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и Фигаро в опере Дж. Россини «Севиль-ский цирюльник» певцы получили приглашение работать в Пермском оперном театре.
За шесть лет работы в оперном театре Перми солист труппы Герман Ефремов исполнил все вокальные партии лирического баритона, а Светлана Ефремова — все ведущие вокальные партии сопрано.
В 1981 году Светлана Ефремова была приглашена на ведущие партии лирико-драматического сопрано Красноярским театром оперы и балета. Семья переехала в Красноярск. В первом творческом сезоне певица дебютировала в четырех драматических партиях: Аида
29
БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
30
(Дж. Верди — «Аида»), Лиза (П. И. Чайковский — «Пиковая дама»), Русалка (А. С. Даргомыжский — «Русалка») и Тоска (Дж. Пуччини — «Тоска). Также артистка была занята в спектаклях «Иоланта» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Паяцы» Р. Леонкавалло и др.
За время работы в Красноярском оперном театре (1981-2010) она исполнила 53 вокальные партии: из них, что интересно, ни одной партии в детских спектаклях. В этот период судьба вновь свела чету Ефремовых с Екатериной Иофель, которая ныне возглавляла кафедру сольного пения в открывшемся в 1978 году (одновременно с театром) Красноярском институте искусств. Два раза Светлана Ефремова получала от Екатерины Константиновны предложение о начале преподавательской вузовской карьеры, но, будучи еще не уверенной в своих силах как вокального педагога, ответственно давала отказ.
Начало педагогической карьеры певицы было положено в 1994 году в стенах Красноярского училища искусств (ныне — Красноярский колледж искусств имени П. И. Иванова-Радкевича) на отделении «актер музыкального театра», куда она была приглашена вместе с супругом заведующей, критиком и музыковедом Лавру-шевой Любовью Георгиевной. Успехи на педагогическом поприще не заставили себя ждать, а после завершения певческой исполнительской карьеры преподавательская деятельность вышла на первый план.
Сейчас Светлана Никитична преподает вокал в Красноярском колледже искусств студентам, обучающимся по специальности «Хоровое дирижирование», также является доцентом кафедры сольного пения и оперной подготовки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского
(бывший Красноярский институт искусств).
Светлана Никитична — энтузиаст и фанат своего дела. Она пользуется безусловным уважением коллег и студентов, а для последних служит примером как в профессиональном, так и в личностном плане. Но и здесь она не остановилась на сфере специфического вокального образования и вышла в своей педагогике за эти пределы. Супруги взяли на себя руководство творческими студиями академического вокала, предназначенными для посещения вокалистами-любителями разных профессий и возрастов. Студия Германа Тимофеевича называется «Орфей» и прикреплена к Дворцу Труда и Согласия, а студия Светланы Никитичны «Эвридика» действует на базе красноярского Дома Офицеров. Нужно сказать, что студии ведут активную концертную и даже конкурсную жизнь, что неудивительно, ибо педагогический подход к «любителям» опирается на принятое в семье стремление к качеству. Тщательное отношение к своему делу приносит Заслуженным артистам РФ плоды в виде раскрытия яркой певческой одаренности в людях на разном жизненном этапе.
Несмотря на то, что в данной статье освещены самые опорные моменты творческого пути Светланы Ефремовой, его можно охарактеризовать как плодотворный и многогранный. Будучи содержательной личностью, певица проявила себя на исполнительском и педагогическом поприще, убедительно реализовавшись и найдя особенные ниши, пройдя свое становление и профессиональную реализацию в тандеме с супругом.
Примечание 1 Также в архивах Пермского театра хранятся газетные вырезки о прошедших спектаклях
и событиях с участием певицы: «Театр в фойе», «Судьба человеческая, судьба народная», «На сцене оперного — молодежь», «Возвращенный май». Однако отсутствие на них сведений о названии газеты и ее выходных данных не позволяет включить их в список литературы.
Литература
1. Ефремов Г. Т., Ефремова С. Н. Музыка современных композиторов в репертуаре солистов Красноярской оперы: страницы творческой биографии // Художественные традиции Сибири. Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2020. С. 136-142.
2. Ефремова С. Н. Пока я помню, я живу // Опера и балет. Красноярский государственный театр. URL: https:// krasopera.ru/artists/view/485 (дата обращения: 16.02.2021).
3. Ефремова С. Н. Содружество северной поэзии, музыки и голоса: рождение вокального цикла «Легенда» Валерия Клепинина // Художественные традиции Сибири. Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2020. С. 116-121.
4. Личные беседы со Светланой Никитичной Ефремовой / вел К. И. Скрипников. Красноярск, 2021. Аудиозапись. Рукопись. Записи от февраля, марта 2021 г. Из личного архива.
5. Русаков Э. Светлана Ефремова: «Я раньше научилась петь, чем говорить!..». Красноярский рабочий. 2005. 3 августа. URL: https://krasopera. ru/press/interview/svetlana-efremova-ya-ranshe-nauchilas-pet-chem-govorit.htm (дата обращения: 12.03.2021).
6. Светлана Ефремова // Опера и балет. Красноярский государственный театр. URL: https://krasopera.ru/artists/ view/485 (дата обращения: 16.02.2021).