УДК 378:37.036.5
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТА ВУЗА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
THE CREATIVE POTENTIAL OF A UNIVERSITY STUDENT AS THE SUBJECT OF PEDAGOGICAL REFLECTION
© 2016
Е.Р. Стаценко
Мурманский арктический государственный университет (Россия, Мурманск)
Ye.R. Statsenko Murmansk Arctic State University (Russia, Murmansk)
В статье проблема развития творческого потенциала студентов вуза обосновывается как актуальная социально-педагогическая проблема. Анализируется понятие «творчество» и утверждается, что творческий потенциал личности представляет собой внутренние возможности, присущие исключительно человеку, которые могут быть использованы для решения задач, разнообразных проблем путем нестандартного подхода к ним. Отражается состояние проблемы творческого потенциала личности в современной научной периодике. Приводятся точки зрения ученых на структуру творческого потенциала личности. Определяется в качестве эффективной формы развития творческого потенциала студентов вуза научно-исследовательская работа студентов. Обозначаются педагогические условия формирования творческого потенциала студентов: использование проектно-проблемного метода обучения; определение приоритетных научных тем; участие студентов в конкурсах на регулярной основе; информирование студентов о ведущихся в вузе научных исследованиях; организация на старших курсах дипломного семинара. Аргументируются принципы развития творческого потенциала личности студента: принцип интеграции и модификации природных особенностей и качеств субъекта образования под влиянием условий образовательной жизнедеятельности, принцип конструктивного альтернативизма, принцип индивидуализации, принцип противоречивости, принцип нравственной опосредованности, принцип «креативных вспышек».
In the article the problem of development of students' creative potential of high school is justified as an urgent social and pedagogical problem. The author analyses the notion «creativity» and argues that the creative potential of the individual means the inner capabilities which are unique for every person and which can be used to solve problems in non-standard ways. The paper focuses on the background of the problem in the modern scientific periodicals. It gives the scholars' opinions on the personal creative potential structure. As an effective form of university students'creativity development their research work is suggested. The pedagogical conditions of the creative potential development are given as following: using project and problem method of teaching; employing popular research subjects; students' participation in contests on a regular basis; informing students about the ongoing research at the university; giving diploma seminars to undergraduates. The principles of personal creative potential development are described: the principle of integration and modification of the natural gifts and qualities of the subject of education in the educational process, the principle of constructive alternativism, the principle of individuality, the principle of the contradiction, the principle of moral mediation, the principle of «creative outbursts».
Ключевые слова: студент; вуз; творчество; потенциал; творческий потенциал; педагогическая рефлексия; структура; научно-исследовательская работа студентов; принципы.
Keywords student; university; creativity; potential; creativity; creative potential; pedagogical reflection; structure; scientific and research work of students; principles.
Современная российская действительность в силу произошедших значительных социально-экономических и иных изменений характеризуется обновлением ценностных ориентиров, что прежде всего затрагивает сферу образования. Особое место здесь занимает система высшего образования, призванная готовить специалистов, которые будут осуществлять свою
профессиональную деятельность в условиях быстро меняющегося инновационного общества. Тем самым среди задач, стоящих перед высшей школой, важной представляется задача формирования личности специалиста нового типа, как личности самостоятельной, активной, инициативной, способной к творческому восприятию и осмыслению знаний, к продуцирова-
нию и реализации новых идей, отличающейся творческим отношением к труду. Иными словами, речь идет о творческой личности, важной характеристикой которой является присутствие у нее творческого потенциала. Таким образом, проблема развития творческого потенциала студента вуза представляет собой актуальную социально-педагогическую проблему.
Теоретический аспект решения данной проблемы требует обращения к понятию «творчество», несущему основную смысловую нагрузку в понятии «творческий потенциал»; практический аспект предполагает поиск эффективных форм и методов развития творческого потенциала студентов вуза.
Творчество как понятие и различные аспекты формирования творческой личности рассмотрены в работах Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, Ю.Н. Кулюткина, А.Н. Лука, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна и других ученых [1-8].
Так, Я.А. Пономарев рассматривает творчество в широком смысле как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию [7]; А.Н. Лук определяет творчество как совокупность следующих проблем: процесс творчества; творческая личность; творческие способности; творческий климат [5]; Д.Б. Богоявленская основными характеристиками творческой личности считает различные формы интеллектуальной активности, сочетающей в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотиваци-онный, рассматривая в качестве критерия реализации человеком творчества характер выполнения им предлагаемых ему мыслительных заданий [1]; А.М. Матюш-кин в качестве общей психологической предпосылки творческого развития личности выдвигает концепцию одаренности, в соответствии с которой выделяет такие структурные компоненты одаренности, как 1) доминирующая роль творческой мотивации, 2) исследовательская творческая активность, выражающаяся в постановке и решении проблем, 3) возможность дости-
жения оригинальных решений, 4) возможность прогнозирования и решения проблем, 5) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокую интеллектуальную, нравственную, эстетическую оценку [6].
В жизнедеятельности человека творчество проявляется в успешном использовании в новых условиях уже известного опыта; в готовности к изменению, совершенствованию созданного предшествующими поколениями в соответствии с новыми задачами; в способности проявлять гибкость, действуя по намеченному плану при решении проблемы; в умении видеть перспективы деятельности; в умении проявлять воображение и фантазию, продуцировать новое и т.д.
В контексте проблемы творчества потенциал личности в процессе учебно-профессиональной деятельности и лич-ностно-профессионального развития является системой постоянно пополняемых и возобновляемых ресурсов, которые способствуют не только повышению эффективности деятельности, направленной на получение положительных социально значимых результатов, но и прогрессивному развитию самой личности [9, с. 168].
Тем самым можно утверждать, что творческий потенциал личности представляет собой внутренние возможности, присущие исключительно человеку, которые могут быть использованы для решения задач, разнообразных проблем путем нестандартного подхода к ним.
В современной научной периодике проблеме творческого потенциала личности уделяется большое внимание. Ей посвящены статьи Т.Н. Виниченко, Е.В. Гришиной, Е.А. Гуськовой, З.Х. Кайтуковой, Н.П. Кирилловой и Е.Г. Леонтьевой, М.Ю. Комаровой, С.В. Коровиной, П.Ф. Кравчук и О.А. Белоусовой, Л.Г. Пак, И.С. Семиной, М.Л. Субочевой и И.В. Пугачевой, Н.С. Щегловой [10-21] и др.
С.Н. Щеглова, проанализировав определения творческого потенциала, данные различными учеными, предлагает следующее определение этого понятия: «целостная, интегральная, сущностная характеристика человека, отражающая взаимосвязь направленности и напряженности всех личностных ресурсов, способностей к
созидательной деятельности. Творческий потенциал выражает единство природного и социального в каждой личности, их развития в условиях социальной жизнедеятельности» [21, с. 88].
Интерес с научной точки зрения представляет определение учеными структуры творческого потенциала личности. Так П.Ф. Кравчук и О.К. Белоусова предлагают следующую структуру творческого потенциала: «творчески-познавательное и практически-преобразующее отношение к реальной действительности (существующий мир может быть и иным); готовность к изменениям, к отказу от привычных форм и методов работы; открытость к восприятию различных точек зрения, новых идей, самостоятельное их генерирование; стремление к получению и поиску новых знаний и умение применять их в других условиях, ситуациях, отношениях; потребность в совершенствовании профессиональных качеств, компетентности; готовность к экспериментам, к смене профессии, содержания и характера деятельности» [17, с. 179].
М.Ю. Комарова в качестве компонентов творческого потенциала выделяет: «интеллектуальный, обеспечивающий реализацию интеллектуальных умений в процессе решения профессиональных задач; мотивационный, стимулирующий специалиста к саморазвитию и самореализации; коммуникативный, создающий предпосылки самоактуализации личности в процессе общения, и собственно креативный, который мы понимаем как способность к дивергентному мышлению, ориентированному на поиск и генерирование новых информационных объектов, отражающий универсальную творческую способность, предопределяющую нетрадиционность и самобытность идей и предложений человека» [15, с. 40].
С точки зрения М.Л. Субочевой и И.В. Пугачевой, компонентами творческого потенциала личности являются когнитивный, эмоционально-волевой, анали-тико-синтезирующий (операционный), оценочно-деятельностный. Когнитивный компонент, проявляясь в любознательности, ярко выраженной перцепции и таких психических процессах, как умение фанта-
зировать, воображать, быть внимательным, видеть необычное в обычном, характеризует индивидуальные особенности способов получения и обработки информации при доминирующей роли познавательной мотивации. Эмоционально-волевой компонент, проявляясь в таких психических процессах, как положительное отношение к себе и к другим людям, готовность к конструктивной деятельности, удовольствие от процесса творчества, стремление добиваться успеха, характеризует особенности эмоционального реагирования человека на события внешнего мира. Анали-тико-синтезирующий (операционный) компонент, проявляясь в таких психологических свойствах, как видение проблемы, гибкость мышления и интеллекта, критичность, способность к генерированию идей, цельность восприятия, стремление к оригинальности в решениях, и таких психических процессах, как умение независимо и креативно мыслить, принимать решения в условиях неполной информации, характеризует особенности протекания мыслительных процессов при обнаружении нового и вычленении проблемы. Оценочно-деятельностный компонент, проявляясь в готовности личности к саморазвитию, в наличии потребности в самореализации и понимании другого, в умении осуществлять самопознание и саморазвитие через рефлексивный анализ своей деятельности, в стремлении самостоятельно, без посторонней помощи достигать результата, в умении аргументировать гипотезы, предвидеть последствия своих и чужих действий, оценивать как результат, так и процесс работы, характеризует особенности рефлексивного анализа деятельности [120, с. 37].
Анализ предлагаемых учеными структур творческого потенциала личности позволяет в качестве эффективной формы его развития у студентов вуза выделить научно-исследовательскую работу студентов.
Полноценное становление специалиста высшей квалификации невозможно без его приобщения к науке. Кроме того, овладение в процессе обучения методами и формами научного мышления способствует не только более глубокому усвоению знаний, но и формированию у
студента таких качеств личности, как вдумчивость, пытливость ума, самостоятельность, инициативность, а тем самым и развитию его творческого потенциала. Специалист, обладающий названными качествами, даже если он не станет профессиональным ученым, всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в профессии.
Обращение к организации научной работы студентов факультета искусств и сервиса МАГУ позволяет утверждать, что эффективное формирование творческого потенциала студентов осуществляется при соблюдении следующих педагогических условий.
1. Использование проектно-про-блемного метода обучения, при котором студенты включаются в реальную преобразующую практику в конкретных образовательных учреждениях. Результаты реализации данных проектов становятся предметом рефлексивного оценивания.
2. Определение приоритетных научных тем, вокруг которых формируются научные группы, ведется хроника работы этих групп так, что студенты при выборе тем курсовых и дипломных работ учитывают научные направления, которые уже разрабатываются на кафедре и факультете.
3. Участие студентов в городских и региональных профессиональных конкурсах на регулярной основе.
4. Информирование студентов о ведущихся в вузе научных исследованиях, о происходящих научных конференциях, помощь в написании и оформлении статей, тезисов.
5. Организация на старших курсах дипломного семинара, объединяющего преподавателей и студентов, в рамках работы которого обсуждаются дипломные работы студентов: от темы до представления готового текста. При этом особое внимание уделяется умению студентов сформулировать научную проблему своей работы, ее актуальность, основные цели, задачи, гипотезу работы, а также научную новизну и выводы.
В качестве перспектив работы в данном направлении мы видим организацию научно-практического семинара
по обучению написанию заявок на гранты для студентов.
Участвуя в научно-исследовательской работе, студент не только учится научно рассматривать проблему, видеть ее научное содержание, овладевает научным языком, но и раскрывает свой творческий потенциал.
В рамках организации научно-исследовательской работы студентов мы реализуем принципы развития творческого потенциала личности, предлагаемые в работе Л.Г. Пак. Это принцип интеграции и модификации природных особенностей и качеств субъекта образования под влиянием условий образовательной жизнедеятельности, принцип конструктивного альтернативизма, принцип индивидуализации, принцип противоречивости, принцип нравственной опосредо-ванности, принцип «креативных вспышек» [18, с. 180-181].
Так, принцип противоречивости в контексте нашей работы со студентами позволяет актуализировать потенциальные творческие возможности студентов в процессе разрешения научных противоречий, возникающих в ходе научно-исследовательской работы.
Принцип нравственной опосредо-ванности направлен на осознание студентами ответственности за результаты своей научной работы, «определяет ответственность творческого созидателя жизни за создание нового, не позволяющего нанести вред кому-либо и человечеству в целом, делает возможным экологическую направленность преобразования предметной действительности и ориентирует на своеобразную продолженность себя в других» [18, с. 180].
Принцип «креативных вспышек» соотносится с феноменом инсайта, различного рода озарений в процессе научно-исследовательской работы студентов.
В заключении скажем, что личность имеет потребность в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных творческих возможностей. Она стремится преодолевать те ментальные ограничения, которые накладывает на нее социальная среда. И в этом смысле человек, обладающий творческим потенциалом, в большей степени духовно развит,
так как ему дано видеть и понимать совершенство и правду жизни, воспроизводить их в своей деятельности - профессиональной, общественной, личной. Преодоление внешних условностей и внутренних барьеров, расширение границ восприятия мира ведет к более полной самоактуализации, к раскрепощению интеллектуальных, созидательных, творческих возможностей че-
ловека. Воспитание человека творческого - задача сложная, которая не ограничивается выработкой способов продуктивного мышления и развитием соответствующих способностей. Творчество в жизни -это не только умение создавать нечто новое. Это и определенная личностная установка, которая характеризуется отношением человека к себе и окружающим.
•к -к -к
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей : учеб. пос. для студ. высш. уч. завед. М. : Академия, 2002. 320 с.
2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. ; Воронеж : МОДЭК, 1996. 392 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1991. 93 с.
4. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников. Л. : Знание, 1978. 167 с.
5. Лук А.Н. Психология творчества. М. : Наука, 1978. 127 с.
6. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. М. : Педагогика, 1991.
153 с.
7. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогики. М. : Педагогика, 1976. 280 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. 712 с.
9. Колесникова Ю.Л. Актуализация музыкально-творческого потенциала студентов в процессе изучения культуры финно-угорских народов // Регионоведение. 2012. №4. С. 261-262.
10. Виниченко Т.Н. Конструирование педагогических условий развития творческого потенциала студентов // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2015. №5. С. 80-84.
11. Гришина Е.В. Общие педагогические условия развития творческого потенциала студента в контексте компетентностного подхода // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2014. №3(63). С. 205-207.
12. Гуськова Е.А. Психолого-педагогические условия реализации творческого потенциала студентов в учебно-воспитательном процессе вуза // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. №3. С. 229-232.
13. Кайтукова З.Х. Развитие творческого потенциала студентов в образовательном пространстве педагогического вуза // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2012. №2. С. 126-129.
14. Кириллов Н.П., Леонтьева Е.Г. Опыт развития творческого потенциала студентов и преподавателей // Проблемы управления в социальных системах. 2014. Т. VII. №11. С. 18-27.
15. Комарова М.Ю. К вопросу о развитии творческого потенциала студентов вуза // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2014. Т. VIII. С. 39-44.
16. Коровина С.В. Педагогические условия развития творческого потенциала студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. №9. С. 172-176.
17. Кравчук П.Ф., Белоусова О.А. Особенности развития творческого потенциала личности студента в образовательном процессе // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. №3-2(42). С. 178-183.
18. Пак Л.Г. Развитие творческого потенциала студента в системе высшего профессионального образования // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2015. №1. С. 178-183.
19. Семина И.С. К проблеме развития творческого потенциала студентов вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №10-2. С. 216-219.
20. Субочева М.Л., Пугачева И.В. Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала студентов // Среднее профессиональное образование. 2013. №4. С. 37-39.
21. Щеглова С.Н. Теория и практика развития творческого потенциала студентов в период вузовского обучения // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2006. №7-2. С.86-92.