Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
С.В. РАКИТИНА
(Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия)
УДК 81’27 ББК Ш107
ТВОРЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН УЧЕНОГО КАК ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
(НА МАТЕРИАЛЕ РАБОТ В.И. ВЕРНАДСКОГО)
Аннотация: Исследуется проблема языкового творчества личности применительно к научному тексту. Креативность познавательной деятельности ученого рассматривается на примерах его работы над терминами, творческого использования метафор, осмысления макроконцептов и др.
Ключевые слова: языковое творчество, научный текст, креативность, слово и понятие, концепт, лингвокреативный потенциал.
В последнее время в лингвистике в аспекте укрепления антропоцентрической парадигмы все более возрастает интерес к проблемам индивидуального языкового творчества личности, что актуализируется терминами креативныш, лингвокреативныш и связывается с языковой способностью человека порождать новое путем трансформации уже имеющегося, в полной мере реализуя потенциал языка.
Применительно к научному тексту, несмотря на особенности стиля, наделяющего его категориями точности, логичности, однозначности, доказательности, выдвигается требование учета субъективного компонента в описываемом новом знании, вводится понятие «субъек-тивации науки» [Котюрова 2003: 132], в соответствии с которым на видное место выдвигается личность автора-ученого.
Написание научной работы ученым является завершающим этапом в решении творческой задачи. Креативность его познавательной деятельности проявляется уже в том, чтобы увидеть новое на фоне известного, очертить круг связанных с ним проблем, оценить свои возможности в их разрешении, привлечь заинтересованных в данном аспекте исследования субъектов научной деятельности, наметить пути обоснования своей научной концепции, отобрать для ее описания адекватные языковые и речевые средства. Все это позволяет рассматривать научный текст как источник не только научной информации, но и представлений о субъекте творческой деятельности. Созвучно этому высказывание В.Г. Костомарова о том, что «вряд ли есть текст без творческой изобретательности автора...», индивидуальная оригиналь-
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
ность которого находит выражение «в способах применения языка, в стилевых явлениях, связанных с интуицией, житейской мудростью и жизненным опытом, здравым смыслом и вкусом, творчеством, непрерывным общественно-историческим и индивидуальным нравственноинтеллектуальным усилием» [Костомаров 2005: 64-65]. Именно такими представляются естественнонаучные тексты монографий и статей духовно богатой и высоко интеллектуальной личности В.И. Вернадского, который «не ведал о делении науки на отрасли, ... был натуралистом в широком смысле этого слова,. видел явления в их общей взаимосвязи» [Лапо 2000: 7-8]. Такое видение предмета исследования в научном творчестве ученого во многом определялось интересом к истории науки, что способствовало рассмотрению изучаемого явления с позиций точного исторического анализа, достижений в различных областях знания, их соотношения со своими научными целями, задачами, перспективами.
В сознании В.И. Вернадского рождались концепты, которые становились моделями самого высокого уровня научной мысли. Каждая его новая живая идея, являя концепт-стимул (смыслопорождающий концепт, вбирающий в себя образ нового знания, который инициирует и мотивирует процесс познания, приводит в движение, активизирует смыслы-хранители «своих» и «чужих» старых знаний), «примерялась» к возникающим смыслам и ассоциациям, через исторический анализ проверялась, сопоставлялась с уже имеющимися научными фактами, определялась как хронологически и закономерно авторская. Ценностные компоненты научного знания ученого связаны с осмыслением ги-пер-и макроконцептов «Жизнь», «Живое вещество», «Биосфера», «Ноосфера», в процессе которого в его дискурсивном пространстве рождались, формировались и формулировались новые знания, появлялись новые концепты-стимулы («Косное вещество», «Живые организмы», «Автотрофность», «Бактериофаг» и др.). Проецируя образ недостающего звена научного знания в научной картине мира или ее фрагменте, направляя научный поиск, концепты-стимулы определяли, в конечном итоге, ценностные компоненты формируемого и формулируемого в ходе дискуссии нового знания, репрезентируемого в пространстве научного текста (в монографиях «Живое вещество», «Биосфера», «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», в статьях «Начало и вечность жизни», «Автотрофность человечества», «Бактериофаг и скорость передачи жизни в биосфере» и др.).
В.И. Вернадский менял представление об известных в науке понятиях, подвергал пересмотру вербализующиеся в обширнейших научных изданиях концептуальные положения. В частности, понятие
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
ноосфера, введенное в начале ХХ века Э. Леруа, трактующего ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием, и П. Тейяром де Шарденом, который рассматривал ноосферу как мыслящий пласт планеты, подчеркивая божественное предназначение разума в космической эволюции, обретает в концепции В.И. Вернадского новый глубокий смысл. Она представляется ученому как «планетное явление космического характера», новое состояние биосферы, пространство, преобразуемое и управляемое деятельностью человека, его трудом и разумом [Вернадский 1991].
Многочисленные произведения В.И. Вернадского свидетельствуют о том, что их автор, стремясь дать более глубокое определение рассматриваемого понятия, понимал противоречие между словом и вложенным в него с позиций современной науки содержанием, осознавал, что в отличие от обыденного понятия, составляющего семантическую доминанту значения, научное понятие, в силу происходящих с течением времени изменений в его содержании, постоянно меняется. К примеру, обращаясь к античности, он говорит о различии понятий-слов, которые на протяжении многих веков могут оставаться неизменными, и понятий-вещей (научных понятий), строящихся на эмпирических фактах и способных изменяться по мере познания обозначаемых ими объектов с течением времени до неузнаваемости: «Демокрит, логика которого до нас не дошла, строил ее как логику вещей, т.е. реальных природных тел. Аристотель, крупный натуралист, строил свою логику на логике понятий о вещах. Настоящая логика естествознания есть логика вещей, т.е. логика природных тел. Понятие о них иногда меняется чрезвычайно быстро» [Вернадский 1965: 175]. Понимая эту закономерность познания природы, возможность переосмысления и расширения содержания научных понятий в научной картине мира, В.И. Вернадский на примере целого ряда понятий («космическое пространство», «вода», «материя», «энергия», «теплота», «свет», «электричество», «химический элемент», «атом», «пространство», «время», «эфир», научное представление о «Вселенной», основанное на всемирном тяготении, и др.) продемонстрировал, как постоянно в процессе формирования научной концепции появляется необходимость в акцентировании внимания на изменении существующих понятий, уточнении их применительно к определенному аспекту познания, возможной замены обозначаемого данным словом понятия другим [см.: Ракитина 2006: 221-227]. Постоянное движение научной мысли, пересмотр ранее выдвинутых идей В.И. Вернадский рассматривает как закономерный процесс познания: «Нередко в ходе научной работы ученые возвращаются непосредственно к пересмотру свойств естественного те-
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
ла..., тысячи раз на протяжении десятков лет, столетий. В результате все представление об естественном теле может в корне измениться. Так, представление натуралиста о кварце, природной воде или грызунах, как естественных телах, в XVIII, XIX, XX столетиях в корне переменилось, и выводы, логически правильно сделанные в эти века, оказались неточными. Многое «само собою разумеющееся» в XIX веке и раньше - б ... окажется неверным в веке XXI» [Вернадский 1980: 160]. Познавательный процесс представляется, с позиций ученого, как продвижение от одного уровня достигаемого осознания мира к другому, это процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания. При этом процесс познания приобретает определенную структуру, составляющими которой выступают субъект познания -исследуемый объект - условия осуществления познавательного процесса - особенности процесса познания - результат познавательного процесса, зафиксированный в тексте.
Лингвокреативный потенциал автора как языковой личности проявляется, в частности, в процессе подбора термина для категоризации и перекатегоризации знаний. Стремление к точности изложения научной концепции вызывало у ученого со своим миропониманием необходимость создания собственных терминов, среди которых «живое вещество», «биогеохимические постоянные», «глубинно-планетное состояние», «пространство земной реальности», «сгущения живого вещества», «биоценозные сгущения», «напор жизни», «свободная атмосфера» и др.
Творческие потребности ученого постоянно привносят в познание субъективные моменты. Креативность текстов В.И. Вернадского обнаруживается и в процессе привлечения к изложению своих научных воззрений знаний из других областей познания (философии, литературы, истории и т.д.), формирования индивидуального речемыслительного стиля и обогащения им языка науки. Являясь высокообразованной и талантливой языковой личностью, В.И. Вернадский передавал свои мысли не только доступно, оригинально, экономно, но и порой поэтично, обращаясь к поэтическим образам известных русских и зарубежных поэтов И.В. Гёте, Е.А. Баратынского, Г.Р. Державина, Ф.И. Тютчева, О. Хайяма и др. [см.: Ракитина 2006: 171-196].
Как языковая личность, обладающая собственным когнитивным пространством, знаниями языка и особенностями их применения, В.И. Вернадский активно использует такое средство творческой концептуализации мира, как метафоризация. Стремясь, к примеру, разобраться в сложной проблеме происхождения жизни, вводит для ее обозначения метафору загадка жизни [Вернадский 1994: 262-283]; образ
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
создателя науки о биосфере, образ себя как ученого, решившегося на осмысление этой сложной проблемы естествознания, ассоциируется с метафорой мыслящий тростник, взятой из стихотворения его любимого поэта Ф.И. Тютчева [Вернадский 1991: 52]; новизна одноименного научного концепта выражается метафорой живое вещество, новое научное содержание которого связано, прежде всего, с характеристикой его массы, химического состава, энергии; образной метафорой биосфера вербализована целая научная концепция ученого, основой нового в которой стали введенные им понятия «былые биосферы», «геологическая вечность», «пределы биосферы» как пространственновременное поле существования жизни.
Как видим, широта творческого диапазона В.И. Вернадского безгранична. При этом главным для ученого были достижение научной истины, синтетическое изучение объектов природы и ее самой как целого, исторический подход к изучаемым проблемам, способность не удовлетворяться достигнутым, пересматривать пройденное, углублять и развивать высказанную мысль.
ЛИТЕРАТУРА
Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. Труды биогеохимической лаборатории. - М., 1980.
Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. -М., 1965.
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Научная мысль как планетное явление. - М., 1991.
Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. - М., 2005.
Котюрова М.П., Самойлова ИВ. Плотность научного текста // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. М.П. Котюрова. - Пермь, 2003. - Вып. 6.
Лапо А.В. Миры Вернадского: от кристалла до ноосферы // В.И. Вернадский: pro et contra. - СПб., 2000.
Ракитина С.В. Научный текст: когнитивно-дискурсивные аспекты: Монография. - Волгоград, 2006.
© Ракитина С.В., 2012