УДК 8(07)
Горелышева Светлана Алексеевна
Аспирант кафедры литературы филологического отделения Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова; учитель русского языка и литературы МОУ Вешкаймской средней общеобразовательной школы № 2; %оге1у5кеуа70@,та\1. ги, Ульяновск
Петриева Лариса Игоревна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы филологического отделения ГОУ ВПО Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова; [email protected], Ульяновск
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ - СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С МЕТАФОРОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Gorelysheva Svetlana Alexeevna
Postgraduate student of literature philological department of the Ulyanovsk State Pedagogical University, I. N. Ulyanov; teacher of Russian language and literature MOU Veshkaymsky secondary school № 2; [email protected], Ulyanovsk
Petrieva Larissa Igorevna
Doctor of pedagogical sciences, pro fessor of literature philological department GOU VPO Ulyanovsk State Pedagogical University, I. N. Ulyanov; [email protected], Ulyanovsk
PETRIEVA. CREATIVE TASKS - A WAY TO DEVELOP STUDENTS' CREATIVITY WHILE WORKING WITH A METAPHOR FOR LITERATURE LESSONS
В настоящее время все больше заявляют о себе трактовки творчества как глубинного личностного процесса, не подлежащего стандартизации, когда объектом деятельности становится сам человек, а не только окружающая действительность. На первый план выдвигается цель развития личности творчески активной, мобильной, способной самостоятельно решать проблемные ситуации, применять полученные знания для решения нестандартных задач. В связи с этим представляется необходимым обратиться на уроках литературы к категории «креативность», которая включает как деятельностный, так и личностный аспекты творчества и понимается как «интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей элементов» [3].
В нормативных государственных документах (Законе РФ «Об образовании», Государственном федеральном стандарте второго поколения) отмечается, что доминирующей целью образования сегодня является «воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором» [1, с. 23]; делается акцент
на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их литературного образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Актуальным требованием к выпускнику является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории литературы. Решение обозначенной задачи невозможно без улучшения качества теоретико-литературного образования, направленного на развитие креативного мышления, читательской культуры школьников.
Формируя теоретико-литературное понятие (в нашем случае - «метафора») у школьников, учитель призван не только сообщить учащимся научные определения, но и научить их видеть за теоретическими обобщениями многообразие и богатство живых явлений, применять полученные знания в практической деятельности при создании творческих работ. Для этого необходимо определить оптимальные методические условия работы над понятием «метафора» и пути их реализации на практике. Поскольку для школьника метафора не должна быть отвлеченной абстракцией, в деятельности по её осмыслению обязан присутствовать элемент художественного освоения действительности. Особенно остро эта проблема стоит в средних классах, где закладывается основа, «фундамент» всей работы по формированию теоретико-литературных знаний, и в одиннадцатых классах, когда выпускникам предстоит применять на практике знания по теории литературы при сдаче экзамена в формате ЕГЭ.
Несмотря на различные трактовки выделенных компонентов креативных способностей в научной литературе, многие ученые отмечают, что для развития креативного мышления и воображения учащихся необходимо развитие умения решать творческие задачи, предполагающие систематичное и последовательное преобразование действительности; соединение несовместимого, опору на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применение эвристических и алгоритмических методов организации креативной деятельности.
Любую деятельность, в том числе и креативную, можно представить в виде выполнения определенных заданий. В исследовании мы придерживаемся взглядов ученых, отмечающих такие характеристики творческих заданий, в которых ученик должен найти свой способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое.
На основе анализа научной литературы (трудов учёных Ю. Н. Караулова и И. А. Зимней) мы построили систему развития креативных способностей школьников в процессе постижения понятия «метафора», которая представляет собой целостную, иерархическую, уровневую, цикличную структуру из 4 компонентов - целевого, содержательного, деятельностного, ре-
зультативного. Под системой понимается «упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества и ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве» [2] объектов (в нашем случае - метафор, направленных на развитие креативных способностей школьников в процессе литературного образования).
Процесс развития креативности школьников мы рассматриваем как систему во взаимосвязи следующих компонентов: компоненты креативности, виды деятельности как условия развития креативности в процессе постижения понятия о метафоре и результат. Система творческих заданий строится на основе художественно-творческой деятельности учащихся. Стимулирующие творческие задания решают три основные задачи: пробуждение интереса к произведению и «включение» эмоционально-ассоциативного и креативного мышления ученика; выработка и формирование литературно-художественных умений; целенаправленная подготовка учащихся к творческому восприятию объекта.
Системообразующим фактором в свете положений деятельностного подхода является личность учащегося - его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъек-тивно-творческий опыт. Опыт творческой деятельности рассматривается как самостоятельный структурный элемент содержания образования, предполагающий перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новые.
Элементами содержательного компонента системы творческих заданий определены тематические группы задач, направленные на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве метафор различного уровня сложности, отвечающие требованиям, предъявляемым к их содержанию в литературе: открытость, соответствие условия выбранным методам творчества, возможность разных способов решения, учет актуального уровня развития, учет возрастных особенностей учащихся.
Деятельностный компонент системы (условия развития креативных способностей школьников в процессе постижения понятия о метафоре) подчинен четырем уровням: мотивация - реализация - рефлексия - креация.
Самым низким уровнем при понимании, воспроизводстве и производстве метафоры является мотивация (умение понимать переносные значения слов; читать и оценивать тексты, содержащие метафоры; включать в свою речь нестандартные обороты в метафорическом значении). Следующим уровнем является реализация - непосредственное освоение метафоры учащимися: умение находить, понимать, трактовать метафору, создавать по аналогии или конструировать по заданному образцу, употреблять метафору в речи, а также реализация принципов гуманистической психологии (принятие, поддержка, безоценочность). Рефлексия - более высокий уровень работы над метафорой. Это способность учащихся критически оценивать
уровень своей речевой подготовки, работать над совершенствованием выразительных возможностей речи, испытывать потребность в получении новых знаний, анализировать допущенные ошибки, стараться устранить их причину.
Самый высокий уровень владения метафорой - креация - творческое применение знаний - творческий процесс, конечной целью которого является создание учащимися индивидуально-авторских метафор, анализ сложных метафор и их роли в тексте, свободное владение разными видами метафор при выполнении разного вида творческих заданий.
Результативный компонент системы имеет следующие составляющие:
высокий уровень развития креативного мышления, воображения; целенаправленное применение школьниками адаптированных методов творчества в процессе выполнения творческих заданий; развитие метафорической способности - способности ученика конструировать и использовать метафоры различного уровня «образности» в процессе своей творческой деятельности.
Уровни развития креативных способностей учащихся в процессе постижения понятия «метафора» на уроке литературы определялись следующими критериями оценки:
- критерий любознательности (способность совершенствовать объект, добавляя детали; способность к обнаружению и постановке проблем; способность к анализу и синтезу);
- критерий беглости (способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени);
- критерий семантической гибкости (способность видеть объект под новым углом зрения);
- критерий оригинальности (новизна, убедительность, художественная ценность на доступном для школьника уровне, способность продуцировать нестандартные идеи);
- критерий разработанности (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его скрытые стороны);
Содержание системы творческих заданий представлено в виде взаимосвязанных групп творческих заданий, выполняющих развивающую, познавательную, ориентационную, практическую функции, способствующие развитию составляющих креативных способностей школьников в процессе литературного образования. Развивающая функция носит определяющий, стратегический характер и оказывает положительное воздействие на развитие креативных способностей школьников. Познавательная функция направлена на расширение творческого опыта, изучение учащимися новых способов творческой деятельности. Суть ориентационной функции заключается в привитии устойчивого интереса к творческой деятельности и вместе с познавательной является базовой, опорной для всей системы творческих заданий. Практическая функция направлена на получение школьниками творческих продуктов в различных видах практической деятельности.
В зависимости от предъявляемых учащимся проблемных ситуаций, мыслительных действий, формы представления противоречий (явные, скрытые) условно выделено три уровня сложности содержания системы творческих заданий, в соответствии с которыми распределены адаптированные методы творчества (метод составления словесно-логической модели; моделирования, мозговой штурм, метод интерпретации, составление матрицы идей, метод фантазирования), характеризующие креативную деятельность школьников. Каждый уровень представляет собой своеобразную ступеньку продвижения ученика к овладению опытом творческой деятельности, определяемую уровнем развития пяти компонентов креативности.
Задания Iуровня сложности - это открытые задачи, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта на этом уровне рассматриваются предметы и явления природы. Задания такого типа направлены на развитие основ диалектического мышленртя, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества (задания, направленные на познание природы метафоры).
Задания IIуровня сложности находятся на ступеньке выше и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения. Творческие задания представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме и предполагают использование эвристических и алгоритмических методов (задания, направленные на формирование умений преобразовывать метафоры).
Задания IIIуровня сложности. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление. Задания данного уровня предназначены для развития творческой интуиции, пространственного, продуктивного воображения. Выполнение творческих заданий осуществляется на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в школьном возрасте. Используются эвристические методы творчества (задания, направленные на формирование умений преобразовывать метафоры в измененной ситуации).
Система творческих заданий по формированию понятия «метафора» на уроках литературы представлена в виде уровневой градации упражнений в рамках разработанной нами методической системы. При ее построении мы выстраивали уровни градации упражнений в соответствии с тем перечнем умений, который был нами определен в ходе констатирующего эксперимента. На основе прогнозируемых умений, которые должны быть сформированы в процессе экспериментального обучения, нами были разработаны четыре уровня упражнений, соответствующих уровням сложности.
Подготовительный уровень упражнений подразумевает усвоение понятия о метафоре в единстве его значения и формы. В частности, он предполагает усвоение знаний об образном средстве языка в связи с изучением программного материала (на базе существующих учебников в соответствии с минимальным или средним уровнем подготовленности класса), знаний о месте метафоры в системе тропов, о его структуре (рецептивно-репродуктивная деятельность).
Первый уровень предполагает формирование у учащихся умения правильно воспринимать и анализировать понятие «метафора»; осознавать единство значения, формы и функции изученных типов тропа. Здесь особенно значимы упражнения на создание собственных высказываний (текстов) с использованием метафор (репродуктивно-творческая деятельность).
Второй уровень упражнений предполагает наличие умения у учащихся реконструировать текст, вставлять в него собственные метафоры, трансформировать метафору в развернутую метафору, перифраз, гиперболу (алгоритмическая и поисковая деятельность).
Третий уровень - это уровень творческих упражнений, когда на основе полученных знаний и умений учащиеся создают собственные тексты как в письменной, так и в устной форме, используя метафору как трои. На этом уровне у школьников вырабатываются умения креативно преломлять полученные знания об образных средствах языка, в основе которых лежит метафора, и использовать выразительные возможности тропа в речи, при анализе текста, при написании сочинений (исследовательская, творческая деятельность).
Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности предполагает использование сочетания индивидуальных и коллективных форм работы на всех этапах выполнения заданий, позволяющего обеспечить гибкий подход к индивидуальным особенностям учеников со стороны преподавателя и высокую продуктивность творческой деятельности со стороны учащихся; учитывать особенности различных организационных форм обучения, оказывающих положительное влияние на процесс развития креативных способностей учащихся в ходе выполнения творческих заданий. Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий определялся в зависимости от целей и уровня сложности предлагаемого творческого задания. Выбор методов организации творческой деятельности осуществлялся в зависимости от целей, уровня сложности содержания задания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания: степени проявления интереса ученика, личного опыта применения способов решения поставленной задачи.
Разработанная нами в ходе экспериментального обучения система творческих заданий предполагает применение учащимися адаптированных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. В качестве ведущего выбран «творческий метод преподавания, позволяющий использовать нетрадиционные пути, принимать нестандартные решения, предвидеть предполагаемые последствия, гибко подходить к достижению намеченных целей» [4]. Оттолкнувшись от идеи уровневой организации анализируемой категории, мы попытались распределить весь учебный материал таким образом, чтобы в процессе работы над метафорой поэтапно и системно происходило постижение и обогащение понятия на уроках литературы.
Библиографический список
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст]: Литература, - М.: Просвещение, 2009. - 78 с.
2. Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук./Г. В. Терехова. - Екатеринбург, 2002.: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.trizminsk.Org/e/prs/236003, свободный.
3. Хуторской, А. В. Структура эвристических способностей учащихся: [Электронный ресурс] Интернет-журнал «Эйдос». - Режим доступа: www.eidos.ru/journal, свободный. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005.
4. Хуторской, А. В. Планирование творческого урока: Как разработать творческий урок. [Электронный ресурс]. Версия 2.0. - М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2006.
УДК 373.51
Горутько Елена Николаевна
Аспирант, ведущий методист управления современных информационных технологий в образовании Оренбургского государственного университета, elena.gonitko(a),mail. ru, Оренбург
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА МИРА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА В МОНТЕССОРИ-ОБРАЗОВАНИИ
Gorutko Elena Nikolaevna
A gradúate, a leading methodologist of management of modem information technologies in éducation in Orenburg State University, [email protected], Orenburg
FORMATION OF THE WORLD IMAGE OF THE YOUNGER TEENAGER IN MONTESSORI-EDUCATION
Современное общество с каждым годом предъявляет все более жесткие требования к современному человеку. В послании Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации отмечается необходимость создания в системе общего образования таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире [6]. Для этого необходимо, чтобы у них было сформировано собственное видение мира и отношение к окружающей действительности. Существенную роль в этом процессе играет формирование образа мира в подростковом возрасте, когда происходят не только физические, но и интеллектуальные, духовные, нравственные, ценностные изменения в структуре личности.