Научная статья на тему 'Творческие союзы в архитектурной практике. Метод «Парного проектирования»'

Творческие союзы в архитектурной практике. Метод «Парного проектирования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ПАРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОЕКТА / CREATIVE UNIONS / INDIVIDUAL- AND CO-CREATION / DESIGN TECHNIQUES AND METHODS / PAIR DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова А. Н.

В статье описывается практика творческих союзов в архитектурной деятельности. Описаны более 10 примеров творческих партнерств с начала XX века и по сегодняшний день. Динамика возникновения архитектурных студий, в которых два архитектора создают свои проекты вместе, говорит о том, что совместное творчество в архитектуре это устойчивое явление, которое необходимо детально исследовать и совершенствовать его техники. В статье также описаны инструментарий совместной работы и метод «парного проектирования», проанализированы положительные и отрицательные стороны совместного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative partnership in architecture and design. «Pair design technique»1

The article describes the practice of creative unions in architectural activity. More than 10 examples of creative partnerships are described in article since the beginning of the twentieth century to the present day. Dynamics of the occurrence of architectural studios in which pair design is the main creative method displays that the joint work of architecture is sustainable phenomenon, which requires detailed study and development of its technique. The article also describes the tools and techniques of pair design, analyzes the positive and negative aspects of co-creation in architectural process. Positives aspects: mutual interaction and education, changing roles help to find bright design ideas quickly, working in one file minimize the mistakes and something important not taken into account. Negative aspects: personal conflicts, difficulties in authors identity.

Текст научной работы на тему «Творческие союзы в архитектурной практике. Метод «Парного проектирования»»

УДК 72.021

Новикова А.Н. - аспирант

E-mail: annanovikova 1984@gmail.com

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Творческие союзы в архитектурной практике. Метод «парного проектирования»

Аннотация

В статье описывается практика творческих союзов в архитектурной деятельности. Описаны более 10 примеров творческих партнерств с начала XX века и по сегодняшний день. Динамика возникновения архитектурных студий, в которых два архитектора создают свои проекты вместе, говорит о том, что совместное творчество в архитектуре - это устойчивое явление, которое необходимо детально исследовать и совершенствовать его техники. В статье также описаны инструментарий совместной работы и метод «парного проектирования», проанализированы положительные и отрицательные стороны совместного творчества.

Ключевые слова: творческие союзы, индивидуальное и совместное творчество, методы проектирования, парное проектирование, инструментарий проекта.

Впервые понятие «совместного творчества» (joint creativity) стало широко обсуждаться в архитектурных кругах после того, как в марте 2013 года Дениз Скотт Браун и Роберт Вентури обратились к жюри по присуждению Притцкеровской премии с просьбой признать ее вклад и сделать равноправным получателем притцкеровской премии, которую получил Роберт Вентури в 1991 году. Роберт Вентури утверждал: «Дениз Скотт Браун - мой вдохновляющий и равноправный партнер».

В 2005 году в интервью Владимиру Белоголовскому Вентури и Скотт Браун говорили о своем совместном творчестве: «Мы оба одинаково важны в генерировании идей. Денис повлияла на меня, указав на красоту ординарных вещей, познакомила меня с Лас-Вегасом и поп-культурой. Я же повлиял на Денис, познакомив ее с понятием аналитического сравнения. Мы оба очень критичны к друг другу, и эта критика - очень важная часть нашего дизайна». Скотт Браун подчеркивала: «Никто не хочет этого признавать, но у нас совместное творчество. Многие считают, что творчество не может исходить от двух личностей. Поэтому я должна быть всем что угодно, но не дизайнером -машинисткой, менеджером, плановиком и так далее. На самом же деле я являюсь спектром всех этих вещей. Я заметила, что в мире становится все больше таких творческих союзов. Одна пара даже пишет свои полотна вместе. Он ставит свою подпись слева, а она - справа. В нашем офисе мы оба лидеры и нам помогают более трех десятков архитекторов, чье участие невозможно переоценить» [11].

Это, казалось бы, частное заявление получило широкий общественный резонанс: почти 4000 защитников активно сплотились, собирая онлайн подписи в поддержку Денизы Скотт Браун. Среди подписавших обращение - всемирно известные архитекторы: Заха Хадит, Фаршид Муссави и Хани Рашид, которые сами в своих мастерских также работают в парах. В поддержку Дениз Скотт Браун и Роберта Вентури выступил также лидер архитектурной фирмы ОМА Рэм Колхас, который сказал: «Я полностью поддерживаю эту акцию. Тот факт, что один из самых творческих и продуктивных партнерских союзов, которые когда-либо мы видели в архитектуре, был разделен, а не отмечен призом, был необдуманным актом несправедливости, было бы здорово, чтобы это изменить» [1].

И секрет такой массовой поддержки заявления Дениз Скотт Браун и Роберта Вентури не столько в тендерной политике, на что пытались обратить внимание средства массовой информации, а скорее в изменившемся представлении о природе современного архитектурного творчества. В XX веке в архитектурной практике эпоха мастеров архитектуры - выдающихся индивидуальностей, окруженных учениками и помощниками, уступает место кооперации и совместному творчеству равноправных партнеров. Символической датой столкновения этих двух идеологий в архитектурном творчестве стал выход «Группы десяти» (Team X) из состава CIAM - «Международного конгресса

современной архитектуры» (1956 г.). Среди этой группы молодых архитекторов заметно выделялась чета британских архитекторов Элисон и Питер Смитсонов - один из первых образцов равноправного творческого союза двух архитекторов [2].

Стоит отметить, что впервые в 2001 году лауреатами Притцкеровской премии становятся два архитектора из Швейцарии, работающие и создающие свои проекты вместе, - Жак Герцог и Пьер де Мерон, а в 2010 - японские архитекторы Кадзуо СедзимаиРюэ Нисидзава. В статье описаны примеры творческих партнерств, когда два архитектора работают над проектами вместе. Чтобы подчеркнуть дуальную природу таких союзов, использованы понятия «творческая пара» и «архитекторы, работающие в паре».

Примеры современных известных архитекторов, работающих в паре

1. Элисон (1923-2003) и Питер Смитсоны (1928-1993) (Smithson, Alison and Peter), чета английских архитекторов, заложивших основы брутализма, одного из самых влиятельных направлений в зодчестве второй половины XX века. В 1949 они поженились и с тех пор постоянно работали как соавторы, учредив в 1950 собственное бюро. Известны своими совместными проектами и публикациями по теории истории архитектуры [2].

2. Дениз Скотт Браун (Denise Scott Brown) и Роберт Вентури (Robert Venturi). Мастерская Venturi, Scott Brown and Associates была основана Робертом Вентури в 1964 вместе с архитектором Джоном Раушем (John Rausch). Через три года к ним присоединилась жена Вентури Дениз Скотт Браун.

3. Каролина Бос (Caroline Bos) и Бен ван Беркель (Ben van Berkel). В 1988 году Беном ван Беркелем и Каролиной Бос основана мастерская под названием «Van Berkel & Bos». В 1998 году она была переименована в UNStudio. Оба архитектора последовательно развивают идеи сотрудничества и сетевого взаимодействия в архитектурной практике, открыв в июне 2013 года общедоступный интернет ресурс «open-source architecture studio».

4. Заха Хадит (Zaha Hadid) и Патрик Шумахер (Patrik Schumacher). Заха Хадит в 1977 присоединилась к мастерской Рэма Колхаса «ОМА», а в 1980 основала собственное бюро «Zaha Hadid Architects». Патрик Шумахер, инженер, доктор философии, член Регистрационного совета архитекторов Королевского института британских архитекторов. С 1988 г. работает вместе с Захой Хадид, первой женщиной-архитектором, награжденной Притцкеровской премией. Работая в фирме «Zaha Hadid Architects», Патрик выступает соавтором и партнером целого ряда крупных проектов, среди которых Центр современного искусства и архитектуры в Риме MAXXI, Центральное здание нового завода БМВ в Лейпциге, оперный театр в городе Гуанчжоу (Китай) и Иорданский королевский дворец культуры.

5. Франсине Хубен (Francine M.J. Houben ) и Эрик ван Эгераат (Erick van Egeraat). Мастерская Mecanoo была основана в 1984 Франсине Хубен (Francine Houben) (1955 г. р.), Эриком ван Эгераатом (Erick van Egeraat), Хенком Дёллем (Henk Doli) и Крисом де Вейером (Chris de Weijer).

Сейчас Франсине Хубен руководит фирмой лично - остальные партнеры покинули Mecanoo. Мастерская Эрика ван Эгераата основана в 1995 как «Erick van Egeraat associated architects» (EEA), с 2009 называется «Designed by Erick van Egeraat».

6. Лиз-Анн Кутюр (Lise Anne Couture) и Хани Рашид (Hani Rashid). Мастерская Асимтота (Asymptote) была основана Хани Рашидом и Лиз-Анн Кутюр в 1988 в Нью-Йорке.

Хани Рашид родился в 1958 в Каире. Брат Хани Карим Рашид - всемирно известный дизайнер. Будущий архитектор провел детство и юность в Англии (на родине матери) и в Канаде. В 1983 закончил Университет Карлтон в Оттаве, а в 1985 -американскую Академию искусств Крэнбрук.

Лиз-Анн Кутюр родилась в 1959 в Монреале. Закончила Университет Карлтон в 1983 и Архитектурную школу Йельского университета в 1986.

7. Фаршид Мусави (Farshid Moussavi) и Алехандро Заэра (Alejandro Zaera-Polo). Мастерская «FOA» была основана в 1992 году в Лондоне молодой супружеской парой - 29-летним Алехандро Заера Поло из Мадрида и 27-летней Фаршид Муссави из Тегерана. Фаршид Муссави родилась в 1965 в Иране. Училась в школе дизайна Гарвардского университета,

Унивфсигетском колледже в Лондоне, а также Бартлеттской школе архитектуры и Университете Данди. После этого она работала в мастерских Ренцо Пьяно и Рема Колхаса.

Алехандро Саэра-Поло родился в 1963 в Мадриде. Он учился в Политехническом институте, а также в школе дизайна Гарвардского университета. После окончания учебы он работал в бюро Рафаэля Монео и Рема Колхаса.

В апреле 2011 бюро прекратило свое существование, распавшись на две части: Муссави возглавила фирму «Farshid Moussavi Architecture Limited», a Заэра-Поло - «AZPA Limited».

Примеры молодых российских архитекторов, работающих е паре:

8. Ирина (Прыткова) и Данир Сафиуллины (оба выпускники Факультета Архитектуры КазГАСУ). Архитектурная мастерская ИОРТ/YORT образовалась в 2009 году. Состоит из пары молодых амбициозных архитекторов с опытом работы в известных российских и иностранных компаниях. Каждый их проект отличается индивидуальным подходом и является уникальным.

Данир Сафиуллин - финалист «Премии Авангард» 2011 года - «Новые имена», на звание лучшего молодого архитектора России.

9. Анастасия и Сергей Колчины. Архитектурное бюро «Le Atelier». Анастасия Колчина - архитектор и дизайнер интерьера, выпускница Факультета Архитектуры КазГАСУ. Входит в Топ-15 архитекторов России до 33 лет по версии журнала Проект Россия 53. Тесно сотрудничала с европейским архитектурным бюро «BENG», проектируя энергоэффективные здания, общественные здания и интерьеры в Люксембурге. Сергей Колчпн - архитектор и современный художник, дизайнер предметов мебели и освещения, арт-объектов. Автор более 150 архитектурных и художественных проектов. Победитель профессиональных конкурсов, участник архитектурных и художественных выставок.

10. Константин Лагутин и Анна Сажинова. Архитектурно-производственное бюро ArchPole занимается архитектурным проектированием и промышленным дизайном. Это команда молодых архитекторов, которые делают и градостроительные концепции, и интерьеры, и мебель, и дизайнерские мелочи. Офис ArchPole не только проектная, но и дизайн-мастерская, где участники проекта сами придумывают и изготавливают необычные предметы, от дизайнерских аксессуаров до одежды [12].

Об инструментарии и методах проектирования

Как же практически работают архитекторы в парах? Какие методы и инструментарий архитектурного проектирования они используют в совместном творчестве? Какие преимущества дает совместная архитектурная практика? И с какими трудностями сталкиваются архитекторы в совместном творчестве в отличие от индивидуального? На эти и другие вопросы мы искали ответы в интервью с архитектурными парами, уже опубликованными в прессе, а также по результатам опросов, выполненных авторами статьи.

На этот вопрос даются самые различные ответы. Некоторые используют на начальных стадиях ручную графику, иногда живописные наброски, в дальнейшем переходят к физическим моделям и компьютерному моделированию. Приемы и техники также различны. Например, рисование в «четыре руки», о котором рассказывает Михаил Белов, известный представитель так называемой «бумажной архитектуры», описывая свой опыт совместной работы над одним из конкурсных проектов 1986-го года для журнала «Архитектура СССР»: «Проект называется: «Пляшем от печки». Мы делали его вдвоем с Андреем Савиным (один из будущих учредителей фирмы «А-Б») и с удовольствием рисовали в четыре руки, обложившись книжками (напоминаю: не интернета, ни даже приличного копира тогда не было) с русским лубком для вдохновения» [6]. Другие «пишут поверх», как об этом упоминает Дениз Скотт Браун в приведенном выше интервью, или Уильям Олсоп, отвечая на вопрос, позволяет ли он своим сотрудникам участвовать в создании его полотен в процессе дизайна, говорит: «Иногда мои работы становятся эклектическими, и картина может превратиться в коллективное творчество с разными людьми, отражающими наши дискуссии и идеи. В самом начале обычно все инициирую я, а затем другие присоединяются и участвуют в процессе... они пишут поверх моих полотен. Это нормально» [9].

Другие, напротив, принципиально не используют ручную графику, а генерируют модели архитектурных объектов, используя новейшие программные продукты. Вот как говорит об этом Хани Рашид: «Виртуальная архитектура - развивающаяся дисциплина, образующаяся в результате проектирования с помощью компьютерных программ, цифрового создания форм, моделирования, «архитектуры» информации, теории и практики виртуальной реальности. Для таких фирм, как «Асимптота» (Asymptote), это новая область, определением которой мы и занимаемся...» [13].

Современные цифровые технологии предоставляют большие возможности для совместного творчества. Изображение объекта в компьютерной графике - более абстрагировано, и поэтому открыто для редактирования двумя авторами - метод «парного проектирования».1 Этот метод предполагает, что два архитектора одновременно участвуют в моделировании архитектурного объекта, сидя бок о бок за одним компьютером. Один непосредственно выполняет моделирование, в руках у него манипулятор, второй ведет обзор процесса моделирования на мониторе, определяет соответствие модели проектным задачам, отмечает ошибки, которые нарушают архитектурный замысел. При этом архитекторы могут попеременно меняться ролями, используя терминологию авторалли, поочередно становясь «штурманом» или «пилотом»: чередование типов проектной деятельности интенсифицирует процесс проектирования и повышает его результативность. Современное программное обеспечение позволяет архитекторам работать каждому на своем компьютере, используя сетевые программы для совместного проектирования, например, TeamWork ArchiCAD. При этом заметно уменьшается вероятность ошибок, так один естественно контролирует работу другого.

Об индивидуальном авторстве и личном архитектурном стиле

Джошуа Принсом-Рамусом (фирма «REX») в своем интервью говорит: «Мне кажется, что в таких проектах, как наша библиотека в Сиэтле, театр Wyly в Далласе и Museum Plaza в Луисвилле нам удалось устранить почерк архитектора... У многих фирм на повестке дня формалистские эстетические предпочтения. Ричард Майер, Фрэнк Гери или Даниэль Либескинд - все они владеют визуальным языком, другими словами, обладают стилем. Мы же, поскольку большее значение придаем идее, а не стилю, не имеем узнаваемого визуального языка. Авторство для нас не имеет значения. В чем мы последовательны, так это в прочности и силе идеи. Нам неинтересно вырабатывать свой собственный архитектурный стиль...» [10].

Похожие мысли высказывает Бьярке Ингельс ( фирма «BIG»): «Наша архитектура никогда не возникает благодаря одному событию, никогда не рождается в голове одного творца и никогда не формируется одной рукой. Она также не материализуется согласно некоему персональному и идеалистическому видению... Мы работаем командно. Вначале мы генерируем множество идей и идем по многим направлениям. Большинство предложений быстро отмирает, а выжившие адаптируются к новым идеям, выстраиваясь в обещающее направление» [7].

Другие считают, что совместная работа не только ни нивелирует личность автора, но, напротив, стимулирует индивидуальное творчество. Вот что говорит Умберто Наполитано (Umberto Napolitano) из студии LAN о совместном творчестве с Бунуа Желон (Benoit Jallon): «У меня есть большое уважение к тем, кто открывают свои агентства в одиночку. У меня не было бы ничего без Бенуа и наоборот. Энергия характеризует наши отношения. И, конечно, работа в команде снижает риск догматизма. Это заставляет постоянно обращаться к своей идентичности, не обязательно угрожает характеру своей собственной работы» [5].

Положительные особенности проектирования в паре

Те, кто работают в парах, отмечают позитивные моменты в совместном творчестве. Вот что пишет Евгений Герасимов о своей совместной архитектурной практике с Сергеем

1 Понятие «парное проектирование» получило широкое распространение в методологии проектирования программных продуктов, методы «парного проектирования» описаны Kent Beck, 2000; Laurie Williams, 2001.

Чобаном: «С Сергеем Чобаном меня познакомил Олег Харченко осенью 2002-го года в Берлине. Мы подружились и пришли к выводу, что объединение наших усилий могло бы дать нетривиальный результат, что, в общем, и произошло. Мы совместно выиграли несколько больших конкурсов, построили «Дом у моря», банк «Санкт-Петербург», строим «Невскую Ратушу» и выставочный комплекс в Шушарах. Я не думаю, что в нашем тандеме кто-то чем-то поступился. В своей компании каждый привык к политике диктатуры, партнерство же ведет к поиску компромиссной позиции. Мы оба видим выгоду от этого компромисса. Когда идея цепляется за идею, рисунок за рисунок, мы видим, что получается что-то не мое, не его, а что-то наше общее, и мы видим, что это общее сильнее того, что каждый из нас мог бы сделать в одиночку» [15].

Изучив интервью архитекторов, работающих в парах, а также опираясь на собственный опыт работы автора в парном проектировании над реализацией пяти различных проектов, можно сделать следующие обобщения. Решение большинства проектных задач возможно малыми проектными группами, которые иногда могут состоять лишь из двух партнеров одной специализации/дисциплины (методика командной работы). За последние десятилетия такая практика совместной работы уже неоднократно получала самые положительные отзывы, так как с ее помощью удавалось значительно улучшить процесс архитектурного проектирования и получить качественную архитектуру.

Положительные стороны парного проектирования:

1. У каждого архитектора есть свои индивидуальные техники архитектурного проектирования, которые он приобретает с личным, а потому уникальным опытом реализации архитектурных объектов. Каждый по-своему владеет инструментарием и приемами архитектурного проектирования. Работая в парах в процессе совместного творчества, происходит естественное взаимное обучение друг у друга. Даже опытный архитектор всегда найдет, чему научиться у молодого партнера. Они делятся друг с другом своими знаниями и энергией и, таким образом, шаг за шагом приближаются к решению проектной задачи.

2. Процесс архитектурного творчества цикличен и растянут во времени, периоды внутреннего генерирования архитектурного замысла чередуются с периодами репрезентации - в вербальной и графической форме. Для этапа ре-презентации (объективизации) мыслительного образа важен партнер - собеседник. Столкновение идей, профессиональная дискуссия - творческий импульс развития архитектурного замысла.

3. Работающие парами архитекторы в интервью сообщают о том, что благодаря такому методу работы, как «парное проектирование», они могут решать проектные задачи гораздо быстрее, а также о том, что этот метод отличается большей продуктивностью от других сходных техник, например, проведения «мозгового штурма».

4. Вероятность ошибок при «парном проектировании» заметно уменьшается, так как один архитектор контролирует работу другого. Учитывая экспоненциальный рост стоимости ошибки в проекте при строительстве объекта, можно сказать, что это очень важное преимущество парного проектирования по сравнению с индивидуальной работой.

Отрицательные особенности проектирования в паре

Тем не менее, о совместной работе над архитектурным проектом в профессиональной среде архитекторов сложилось неоднозначное мнение. Считается, что в современном информационном обществе, находясь в окружении механического, электронного оборудования и гаджетов, у человека снижаются индивидуальные способности к внутреннему осмыслению и воображению. «В современном мире человек позабыл «свойства одиночества» [4].

Большая часть архитекторов привыкла считать свою работу индивидуальным, а не коллективным творчеством (это убеждение основано как на навыках, которые они получали в процессе обучения, так и на опыте работы в проектных институтах). Так, комментируя интервью с Джошуа Принсом-Рамусом (фирма «REX») Владимир Белоголовский говорит: «Мне импонирует архитектура бюро REX. Она рациональна, логична и решает реальные задачи инновационно и эффектно. Однако меня огорчает сам факт, что такой коллективный метод проектирования и отказ от персонального почерка

архитектора никогда не приведет к рождению таких выдающихся шедевров, как капелла в Роншане Jle Корбюзье, Сиднейская опера Уотсона или учебный центр Rolex бюро SANAA. Эти произведения доставляют нам удовольствие не потому, что они функционируют определенным образом, а потому, что они обладают подсознательной и пронзительной красотой. Не это ли важнее всего?» [10].

С позицией Владимира Белоголовского солидарен британский архитектор Уильям Олсоп (William Alsop): «Безусловно, законченные эгоисты - это ужасные люди, но вам нужно быть эгоистом, чтобы облекать свои проекты в конкретные формы и принимать трудные решения. Вы можете устраивать любые дебаты, и вы можете получать от этого удовольствие и учиться у других, но наступает момент, когда вы - архитектор - должны сделать выбор и принять окончательное решение. Это и есть искусство архитектуры -собирать все воедино, но по-своему» [9].

Те, кто привык работать индивидуально, видят в совместной работе угрозу эксплуатации и подчинения. В своем интервью Григорию Ревзину на вопрос, почему ты работаешь один, Михаил Белов ответил: «Я тут маргинал. Так, кажется, не работает никто в архитектурном мире. Ни в Германии, ни в Англии, ни в Японии. Но у меня внутренний ступор... Меня всегда страшно раздражала эксплуатация. Я ненавидел это. В СССР, когда надо было неделями сидеть в проектном институте, и не было никакого выхода. И потом, и в Германии, и всюду. И я не хочу это делать сам. Я придумал другую систему. Мне кажется, это правильно, когда архитектор разрабатывает идею один. Ему и не нужен больше никто - он же автор здания. А потом передает ее тем, кто может ее насытить тринадцатью остальными разделами, довести до проекта. И тогда я никого не эксплуатирую, и правильно распределяются средства» [14]. Отрицательные стороны совместного творчества:

1. Не все готовы отказаться от привычного для них индивидуального стиля работы в архитектурном проектировании, поэтому велика вероятность межличностных конфликтов в парах архитекторов.

2. Возникают трудности в идентификации авторства в архитектурном творчестве, как это произошло в случае архитектурной пары Дениз Скотт Браун и Роберта Вентури. Сегодня даже у небольших архитектурных объектов списки участников - соавторов проекта - часто достигают от десятков до сотни имен.

Тем не менее, мы считаем, что положительные моменты творческих союзов и работы архитекторов в паре в архитектурной практике компенсируют недостатки. А динамика возникновения архитектурных студий, в которых два архитектора создают свои проекты вместе, говорит о том, что совместное творчество в архитектуре - это устойчивое явление, которое необходимо детально исследовать и совершенствовать его методы и техники.

Список библиографических ссылок

1. Rosenfield, Karissa. Robert Venturi and Rem Koolhaas Side with Denise Scott Brown on Pritzker Debate // ArchiDaily.com, 2013, 04 anp. URL: http://www.archdaily.com/ 355253/robert-venturi-and-rem-koolhaas-side-with-denise-scott-brown-on-pritzker-debate/ (дата обращения: 26.07.2013).

2. Smithson, Alison. The Emergence of Team 10 out of C.I.A.M.: documents / compiled by Alison Smithson. - London: Architectural Association, 1982. - 108 p.

3. Бэнем, Райнер. Новый брутализм. Этика или эстетика. - М.: Стройиздат, 1973. - 200 с.

4. Палласмаа Ю. Мыслящая рука: архитектура и экзистенциональная мудрость бытия. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2013. - 92 с.

5. Tylevich, Katya. UpStarts: LAN Architecture / Katya Tylevich. URL: http://archinect. com/features/article/95016/upstarts-lan-architecture (дата обращения: 26.07.2013).

6. Белов M.A. Забытые проекты 1986 «Пляшем от печки» / М.А. Белов. URL: http://arhbelov.ru/pechk/ (дата обращения: 26.07.2013).

7. Белоголовский В. Бьярке Ингельс выводит формулу архитектуры // Archi.ru по источнику: Архитектурный Вестник, 2010, № 3 (114). 9 ноя. URL: http://archi.ru/press/russia/28736/ (дата обращения: 26.07.2013).

8. Белоголовский В. Здания, которые что-то делают. Интервью с Джошуа Принсом-Рамусом // Archi.ru по источнику: Архитектурный Вестник, 2011, № 2. 6 июн. URL: http://archi.ai/cvcnts/nc\\s/nc\\sj3rcscntj3rcss.htmr.,nid=34469 (дата обращения: 26.07.2013).

9. Белоголовский В. Смешивание красок. Интервью с Уиллом Олсопом // Archi.ru по источнику: SPEECH 2011/06. 2011. 11 фев. URL: http://archi.ru/press/russia/31221/ (дата обращения: 26.07.2013).

10. Белоголовский В. Уметь защищать идеи. Интервью с Джошуа Принсом-Рамусом // Archi.ru по источнику: Татлин 2010/05. 2011. 31 мая. URL: http://archi.ru/press/russia/34302/ (дата обращения: 26.07.2013).

11. Белоголовский В. Уроки Вентури //Архитектурный Вестник. 2005. Вып. 3. URL: http://archi.ru/press/world/press_current. html?nid=191 (дата обращения: 26.07.2013).

12. Информационный портал Архи РУ. Мир: архитекторы и мастерские. URL: http://archi.ru/architects (дата обращения: 26.07.2013).

13. Кудрявцев П. Реальности Хани Рашида // Archi.ru. 2002. 11 янв. URL: http://archi.ru/press/russia/1891/realnosti-hani-rashida (дата обращения: 26.07.2013).

14. Ревзин Г. Михаил Белов. Интервью Григория Ревзина // Archi.ru. 2008. 12 авг. URL: http://archi.ru/agency/news_current. html?nid=7881 (дата обращения: 26.07.2013).

15. Элькина М. Манифест. Евгений Герасимов // Artl. Visual Daily. 2013. 11 апр. URL: http://artl.ru/architecture/manifest-evgenij-gerasimov/ (дата обращения: 26.07.2013).

Novikova A.N. - post-graduate student

E-mail: annanovikova 1984@gmail.com

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1

Creative partnership in architecture and design. «Pair design technique» Resume

The article describes the practice of creative unions in architectural activity. More than 10 examples of creative partnerships are described in article since the beginning of the twentieth century to the present day. Dynamics of the occurrence of architectural studios in which pair design is the main creative method displays that the joint work of architecture is sustainable phenomenon, which requires detailed study and development of its technique.

The article also describes the tools and techniques of pair design, analyzes the positive and negative aspects of co-creation in architectural process. Positives aspects: mutual interaction and education, changing roles help to find bright design ideas quickly, working in one file minimize the mistakes and something important not taken into account. Negative aspects: personal conflicts, difficulties in authors identity.

Keywords: creative unions, individual- and co-creation, design techniques and methods, pair design.

Reference list

1. Rosenfield Karissa. Robert Venturi and Rem Koolhaas Side with Denise Scott Brown on Pritzker Debate // ArchiDaily.com, - 2013. April 4. (reference date: 26.07.2013).

2. Smithson Alison. The Emergence of Team 10 out of CIAM: documents / compiled by Alison Smithson. - London: Architectural Association, 1982. - 108 p.

3. Benem, Rainer. The new brutalism. Ethics or aesthetics. - M.: Stroiizdat, 1973 - 200 p.

4. Pallasmaa Yu Thinking Hand: architecture and existential wisdom of being. - M.: Publishing House «Classic-XXI», 2013. - 92 p.

5. Tylevich Katya. UpStarts: LAN Architecture URL: http://archinect.com/features/ article/95016/upstarts-lan-architecture (reference date: 26.07.2013).

6. Belov M.A Forgotten projects in 1986 «We dance on the stove». URL: http://arhbelov.ru/pechk/ (reference date: 26.07.2013).

7. Belogolovsky B. Bjarke Ingels desplays the Architecture formula // Archi.ru Source: Architectural Journal, 2010, № 3 (114), Nov 19. URL: http://archi.ru/press/russia/ 28736/ (reference date: 26.07.2013).

8. Belogolovsky B. Buildings that have something to do. Interview with Joshua Prince-Ramus / Vladimir Belogolovsky // Archi.ru Source: Architectural Journal, 2011, № 2, June 6. URL: http://archi.ru/events/news/ news_present_press.html? Nid = 34469 (reference date: 26.07.2013).

9. Belogolovsky B. Mixing paints. Interview with Will Alsop // Archi.ru Source: SPEECH 2011/06, 2011, Febr 11. URL: http://archi.ru/press/russia/31221/ (reference date: 26.07.2013).

10. Belogolovsky B. To be able to defend the idea. Interview with Joshua Prince-Ramus // Archi.ru Source: Tatlin in 2010/05, 2011, May 31. URL: http://archi.ru/press/russia/ 34302/ (reference date: 26.07.2013).

11. Belogolovsky B. Venturi lessons / Vladimir Belogolovsky // Architectural Journal, 2005, № 3. URL: http://archi.ru/press/world/press_current. html? nid = 191 (reference date: 26.07.2013).

12. Information portal Archi RU. World: Architects and workshops. URL: http://archi.ru/architects (reference date: 26.07.2013).

13. Kudryavtsev P. Hani Rashid reality // Archi.ru, 2002, January 11. URL: http://archi.ru/press/russia/1891/realnosti-hani-rashida (reference date: 26.07.2013).

14. Revzin G. Michael Belov. Interview by Grigory Revzin // Archi.ru, 2008, Aug 12. URL: http://archi.ru/agency/news_current. html? nid = 7881 (reference date: 26.07.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Elkin M. Manifesto. Evgeny Gerasimov // Artl. Visual Daily, 2013, Apr 11. URL: http://artl.ru/architecture/manifest-evgenij-gerasimov/ (reference date: 26.07.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.